Владыка Лавр родился 1 января 1928 года в Словакии в Ладомирово, где архимандритом Виталием (Максименко), бывшим наместником Успенской Почаевской лавры, был основан монастырь во имя преподобного Иова Почаевского и возрождено знаменитое Почаевское типографского братство. Рано лишившийся матери, будущий Митрополит вырос при монастыре, одиннадцатилетним отроком вступил в братство, трудился на монастырских послушаниях. Важнейшую роль в его жизни сыграл архимандрит Виталий, который крестил будущего владыку, в 1946 году, уже в США, постригал в монашество, долгие годы был его духовным отцом и воспитателем. Архиепископ Виталий (Максименко) Об архимандрите Виталии (Максименко), в последующем – архиепископе, у нас известно довольно мало, хотя он – замечательный деятель дореволюционной Церкви в России и выдающийся архиерей Православной Церкви в изгнании, сделавший Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле (США) духовным центром РПЦЗ. Архиепископ Виталий (Василий Иванович Максименко), как пишут его биографы, родился у берегов Азовского моря в бедной многодетной семье диакона. В семь лет оказался круглым сиротой: от плеврита умер отец, а через год – мать. Он бедствует, учится в Мариупольском духовном училище, затем заканчивает семинарию, учится в Киевской духовной академии. В трудные минуты жизни ему на помощь приходит тогда еще молодой епископ, а затем знаменитый митрополит Антоний (Храповицкий), который не оставлял духовного попечительства до конца своих дней. Он постриг Василия Максименко в монашество. У юноши тогда открылся туберкулез, поэтому владыка дал ему имя Виталий, что означает «жизненный», и предрек: «Жить будешь долго»! Когда архиепископ Антоний стал на Волынскую кафедру, он в 1902 году перевел архимандрита Виталия в Почаевскую лавру. Годы спустя архиепископ Антоний в своих воспоминаниях писал, что своим расцветом в то время святая обитель обязана была прежде всего трудам архимандрита Виталия. В лавре отец Виталий разворачивает бурную миссионерскую и издательскую деятельность, организовывает «Типографское братство», в которое входило 150 человек, реорганизует лаврскую типографию, которая становится одним из крупнейших православных издательств. Он редактирует «Почаевский листок», «Волынские епархиальные ведомости», затем журнал «Православный инок». Активно занимается общественной деятельностью, расширяет сеть приходских школ на Волыни, создает двуклассные народные школы.

http://pravoslavie.ru/779.html

24 апреля 2008 года – сороковой день со дня кончины Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра. По определению Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей в этот день поминовение почившего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви будет совершаться на Великом входе за Божественной литургией Великого Четверга, а торжественные панихиды – на Радоницу. Светлой Памяти Митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра (Шкурла) Восстановление евхаристического общения Русской Зарубежной Церкви с Церковью в Отечестве, первую годовщину которого мы будем отмечать вскоре, открыло нам пути ко всеобъемлющему совместному осмыслению духовного опыта Русского Зарубежья. Важнейшей вершиной этого опыта стало преображение церковной жизни славянских народов центра и юго-востока Европы, произошедшее под непосредственным влиянием таких деятелей Русской Православной Церкви Заграницей, как святитель Иоанн (Максимович), митрополит Антоний (Храповицкий), архиепископ Виталий (Максименко), архиепископ Серафим (Соболев), епископ Феофан (Быстров), епископ Антоний (Бартошевич), архимандриты Амвросий (Курганов) и Сергий (Кашманов), игумен Тимолай (Пастухов). Особое место в этом ряду занимает имя архиепископа Виталия (Максименко), жизненный подвиг которого был отмечен и святителем Иоанном Шанхайским. Владыке Виталию посчастливилось участвовать в двух славянских миссионерских проектах: восстановлении Православия в Чехии и на Закарпатской Руси. При этом следует учесть, что эти миссионерские проекты были начаты в Императорской России, а продолжены усилиями Церкви и Правительства Сербии, и Архиепископ Виталий принимал участие в них как на дореволюционном, так и на «сербском» этапе их развития. Оба эти миссионерских проекта принесли свои плоды, а второй из них – восстановление Православия на Закарпатье – в некотором смысле определил современную судьбу Русской Зарубежной Церкви, поскольку крестник владыки Виталия Митрополит Лавр (Шкурла), карпаторосс, и привёл Зарубежную Церковь к евхаристическому единству с Московской Патриархией. Покойный Митрополит в 2007 году говорил: «Возвращение в Почаев – это возвращение к нашим истокам и духовному преемству, которое мы всегда ощущали через наших святителей Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого) и архиепископа Виталия (Максименко)». Отпевание блаженнопочившего Митрополита Лавра промыслительно совпало с днём кончины архиепископа Виталия: Владыка Виталий, встретивший Первоиерарха в момент его духовного рождения, встретил его и при переходе в жизнь вечную. Как замечательно сказал протоиерей Андрей Папков, «радуемся мы и тому, что владыка теперь соединится с теми иерархами, которые были ему близки: с приснопамятным и блаженнейшим митрополитом Анастасием и приснопамятным архиепископом Виталием (Максименко), который его и крестил, и постригал, и рукополагал» (1).Так подтверждается преемственность духовного опыта Зарубежья XX и XXI веков.

http://pravoslavie.ru/36678.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИТАЛИЙ Виталий (Максименко), архиеп. Восточноамериканский (РПЦЗ). Фотография. 50-е гг. XX в. Виталий (Максименко), архиеп. Восточноамериканский (РПЦЗ). Фотография. 50-е гг. XX в. (Максименко Василий Иванович; 8.08.1873, с. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.- 21.03.1960, Нью-Йорк), архиеп. Восточноамериканский и Нью-Джерсийский (Джерсиситский) Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ). Из семьи диакона, в 7 лет осиротел. Учился в Мариупольском ДУ, затем в Екатеринославской ДС (1893-1895), по окончании к-рой поступил в КДА. В 1896 г. за участие в студенческих волнениях Максименко был исключен из академии без права поступления в др. учебные заведения. Работал учителем в школе с. Прядивка Новомосковского у. Екатеринославской губ. В 1897 г. на основании поручительства ректора КазДА Чебоксарского еп. Антония (Храповицкого) распоряжением Святейшего Синода Максименко было разрешено возобновить учебу на 2-м курсе КазДА. В 1899 г. он был удостоен степени канд. богословия за соч. «Учение трех великих святителей о молитве». В том же году пострижен в монашество еп. Антонием, рукоположен во диакона, 12 авг.- во иерея с причислением к братии Донской иконы Божией Матери московского муж. мон-ря . В 1900-1902 гг. преподавал в Александровской Ардонской миссионерской семинарии (Владикавказская епархия). 29 нояб. 1902 г. В. был переведен в распоряжение Волынского еп. Антония (Храповицкого), к-рый направил его в почаевскую в честь Успения Пресв. Богородицы лавру с поручением заведования монастырской типографией. 2 дек. В. был возведен в сан архимандрита и введен в духовный собор лавры. В 1903 г. назначен редактором «Почаевского листка» , исполнял обязанности редактора офиц. части «Волынских ЕВ». Под рук. В. типография была оборудована новыми печатными станками, что позволило осуществлять регулярный выпуск богослужебных книг, а также школьных учебников, просветительской лит-ры для народа и неск. периодических изданий и превратило Почаевскую лавру в один из крупнейших центров духовного просвещения. По инициативе и под редакцией В. с 1910 г. издавался ж. «Русский инок» , с 1913 г.- газ. «Волынская земля». В. активно участвовал в политической и общественной жизни Волынского края, являлся одним из инициаторов учреждения «Почаевского народного банка», целью к-рого было предоставление крестьянам ссуд на покупку земли и сельскохозяйственных орудий. Во время революционных событий 1905 г. В. путешествовал по Волыни, призывая местное крестьянство не участвовать в беспорядках. С авг. 1906 г. возглавлял Почаевский отдел Союза русского народа .

http://pravenc.ru/text/158838.html

Глава шестая. Архиепископ Виталий (Максименко) §1. Жизнеописание Архиеп. Виталий (в миру Василий Максименко) родился 26 июля/8 августа 1873 г. в Малороссии, в семье диакона Екатеринославской епархии. Он рано потерял родителей и был отправлен в Мариупольское духовное училище, из которого перешел в Екатеринославскую семинарию. Затем он поступил в Киевскую духовную академию. В 1896 г., по окончании первого курса, архиеп. Виталий был отчислен из академии за протест против творившихся там непорядков, без права поступления в другую академию. Ему было также отказано в получении должности учителя сельской церковно-приходской школы, и с трудом удалось устроиться учителем в министерскую сельскую школу села Прядивка Екатеринославской губернии. Из с. Прядивки архиеп. Виталий откровенно писал своим товарищам, студентам Казанской духовной академии, о том, что произошло в Киевской академии, и высказывал свои взгляды на вопросы церковной жизни. Товарищи показали эти письма своему ректору, владыке Антонию (Храповицкому) . Владыка Антоний добился отмены Синодом постановления Совета Киевской духовной академии. Бывший студент Максименко был вызван в Санкт-Петербург, представился обер-прокурору К. П. Победоносцеву , и получил разрешение учиться в Казанской духовной академии. В Казанской академии он встретил совершенно другую атмосферу: ректор владыка Антоний держал себя доступно, и часто студенты просиживали у него целые вечера за чаем и духовными беседами. Студенты уделяли много времени народным лекциям, чтениям и проповедям по заводам, тюрьмам, ночлежкам. Под влиянием владыки Антония, архиеп. Виталий принял монашество в начале 1899 г. Академический врач в это время нашел, что студент Максименко болен туберкулезом и что дни его жизни сочтены. В ответ на это владыка Антоний назвал его при пострижении «Виталием», что значит «Жизненный», и предсказал ему: «Ты будешь долго жить». Вскоре после пострига, в том же году, монах Виталий был рукоположен владыкой Антонием в иеродиакона, а 12-го августа того же года – во иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

В 1938 году прибыл в монастырь преподобного Иова Почаевского в Ладомирово 28-летний Ростислав Устинов, который в 1939 году был пострижен в рясофор с именем Виталия, «отчасти в честь аввы и основателя монастыря владыки Виталия (Максименко)». Будущий первоиерарх РПЦЗ Виталий (Устинов) через всю свою жизнь пронес это благодарное чувство, и где бы он ни подвизался – в Германии, Англии, Бразилии, Канаде, он везде старался исполнить заветы основателя братства архиепископа Виталия (Максименко). Всюду и он учреждал печатни и нес людям слово правды на русском, английском и французском языках. При наступлении советской армии братство в Ладомирове покинуло монастырь, понимая, какая расправа грозит монахам в советской России. В своих воспоминаниях инок Всеволод (Филипьев) описывает: «В это время случилось одно знаменательное событие! Когда братия уже выехала в Братиславу и готовилась дальше двигаться на запад, некоторые члены братства обеспокоились судьбой двух юных послушников из местных мальчиков-карпатороссов – двух Василиев, оставшихся в Ладомирово с родителями. И тут случилась оказия предложить им уехать с братством, так как отец Виталий (Устинов) решил поехать на праздник Преображения послужить на приход в Медвежье. В эту поездку он забрал двух послушников с собой. Мальчики привязались к братству и полюбили монастырскую жизнь и потому с радостью отправились в путь. Эти послушники ныне – первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр и старейший собрат Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле архимандрит Флор». Маленького Васю Шкурла, который родился в Ладомирово 1 января 1928 года, крестил архимандрит Виталий (Максименко), а позже, уже в Джорданвилле, в 1948 году, он же постригал его в монашество и долгие годы был его духовным отцом и воспитателем. Вот так тесно переплелись судьбы трех первоиерархов РПЦЗ – митрополита Антония, митрополита Виталия (Устинова) и митрополита Лавра – с судьбой владыки Виталия (Максименко). В Америке усилиями архимандрита Пантелеимона (Нижника; † 1985) был приобретен небольшой участок земли близ города Джорданвилля, где отец Пантелеимон и его единомышленники хотели создать монастырскую обитель.

http://pravoslavie.ru/4409.html

архиепископ Виталий (Максименко) (20.08.1873–21.03.1960) Догматическое богословие Нравственно-аскетические труды Сборники Слова архиепископ Виталий (Максименко) Епископ Русской Православной Церкви Заграницей, архиепископ Восточно-Американский и Джерзейситский. Член Синода РПЦЗ. Биография В миру Василий Иванович Максименко, родился в местечке Глафировка Таганрогского округа в семье диакона. Семья жила очень бедно. В семь лет осиротел. Окончил Мариупольское духовное училище. В 1895 году окончил Екатеринославскую духовную семинарию, поступил в Киевскую духовную академию. За участие в студенческих беспорядках в 1896 году был отчислен со 2-го курса академии без права восстановления и назначен сельским учителем: «Я привел школьное помещение в жилое состояние: повставлял стёкла, достал дров и так занялся детьми с утра до вечера… На экзаменах моя школа, не имевшая несколько лет выпусков и считавшаяся последней, вышла первой…». В это время о Василии узнает ректор Казанской Духовной Академии — Епископ Чебоксарский Антоний (Храповицкий). Василий был принят на второй курс Казанской духовной академии благодаря поручительству Епископа Антония. В 1899 году пострижен в монашество Антонием (Храповицким), рукоположен им же в иеродиакона и иеромонаха. Приписан к Донскому монастырю в Москве. В том же году окончил академию со степенью кандидата богословия. Назначен преподавателем Александровской миссионерской семинарии в селе Ардонское. В начале 1903 году возведён в архимандрита и назначен проповедником в Почаевскую Лавру, по настоянию переведённого в Волынскую епархию архиепископа Антония (Храповицкого). Был председателем Почаевского отдела Союза русского народа. Сумел превратить печатный цех в Почаевском монастыре в одну из крупнейших церковных печатных мастерских в России. Будучи иеромонахом, начальником типографии Почаевской лавры, отец Виталий с 1910 года начал издание журнала «Русский инок». К концу Первой мировой войны был назначен духовником в действующую армию и самоотверженно разъезжал по окопам вдохновляя солдат.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

Журналы заседаний Архиерейского Синода. ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, 19221941, ед. хр. 24199. Макеев Алексий (дата рождения не установлена – 1987), протоиерей. Стал священником в лоне Польской Православной Церкви (1936), эмигрировал в Германию и принят в клир РЗЦ (1944), настоятель церкви в Геттингене (до 1957– 1987), протоиерей (29.12.1959), обслуживал также общины в Брауншвайге, Касселе и Лебенштедте. Архив: АГЗ. Максименко Василий Иоаннович см. Виталий, архиепископ . Максименко Иоанн Миронович (7.4.1874, хутор Каврак Полтавск. губ. – 25.10.1954, Шавиль, Франция), митрофорный протоиерей. Из семьи духовенства, сын священника, родственник архиеп. Виталия (Максименко) (см.). Окончил Золотоношское уездное училище (1892), чиновник переселенческого управления в Сибири (1896), коллежский советник, уполномоченный Министерства продовольствия правительства адмирала Колчака, эмигрировал во Францию, вольнослушатель Парижского Св.-Сергиевского богословского института (19261929), состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), диакон (7.4.1926), диакон церкви Свв. Константина и Елены в Кламаре (19261930), священник (12.4.1930), рукоположение совершил митр. Евлогий (Георгиевский), настоятель Св.-Николаевской церкви в г. Труа (25.12.193015.10.1931), настоятель церкви иконы Божией Матери «Державная» в Шавиле близ Версаля (15.10.193125.10.1954), член епархиальной ревизионной комиссии (19331941), строитель новой церкви в Шавиле (1934), протоиерей (7.1.1943), председатель епархиальной ревизионной комиссии (19411954), председатель ревизионной комиссии Св.-Сергиевского богословского института (19431954), митрофорный протоиерей (10.4.1952). Архив: Послужный список о. И. Максименко (19261954). АЕУА. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни Ковалевский П.Е. Памяти прот. И. Максименко. РМ. 3.11.1954. Максимов Григорий Иванович см. Гермоген, архиепископ. Максимович Михаил Борисович см. Иоанн, архиепископ . Малахов Нил Михайлович (1884, с. Дубиновки Курской губ. – 9.9.1934, Нови Сад, Сербия), протоиерей. Из семьи духовенства. Окончил Курскую Духовную семинарию и С.-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия (1910), оставлен при академии профессорским стипендиатом, и. д. доцента по кафедре основного богословия, редактор журнала «Церковный Вестник» (19141915) и журнала « Церковь и общество», священник (после 1915до 1917), эмигрировал в Югославию (1920), преподаватель нравственного богословия, педагогики, философии, логики и психологии в Сремски-Карловацкой Духовной семинарии Сербской Православной Церкви, настоятель русской церкви в Нови Сад (19231934), состоял в юрисдикции РЗЦ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

поиск:   разделы   рассылка Алексей Поповкин Славянское служение Архиепископа Виталия (Максименко) Источник:  Русская линия 24 апреля 2008 года – сороковой день со дня кончины Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра. По определению Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей в этот день поминовение почившего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви будет совершаться на Великом входе за Божественной литургией Великого Четверга, а торжественные панихиды – на Радоницу. Светлой Памяти Митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра (Шкурла) Восстановление евхаристического общения Русской Зарубежной Церкви с Церковью в Отечестве, первую годовщину которого мы будем отмечать вскоре, открыло нам пути ко всеобъемлющему совместному осмыслению духовного опыта Русского Зарубежья. Важнейшей вершиной этого опыта стало преображение церковной жизни славянских народов центра и юго-востока Европы, произошедшее под непосредственным влиянием таких деятелей Русской Православной Церкви Заграницей, как святитель Иоанн (Максимович), митрополит Антоний (Храповицкий), архиепископ Виталий (Максименко), архиепископ Серафим (Соболев), епископ Феофан (Быстров), епископ Антоний (Бартошевич), архимандриты Амвросий (Курганов) и Сергий (Кашманов), игумен Тимолай (Пастухов). Особое место в этом ряду занимает имя архиепископа Виталия (Максименко), жизненный подвиг которого был отмечен и святителем Иоанном Шанхайским. Владыке Виталию посчастливилось участвовать в двух славянских миссионерских проектах: восстановлении Православия в Чехии и на Закарпатской Руси. При этом следует учесть, что эти миссионерские проекты были начаты в Императорской России, а продолжены усилиями Церкви и Правительства Сербии, и Архиепископ Виталий принимал участие в них как на дореволюционном, так и на " сербском " этапе их развития. Митрополит Лавр Оба эти миссионерских проекта принесли свои плоды, а второй из них – восстановление Православия на Закарпатье – в некотором смысле определил современную судьбу Русской Зарубежной Церкви, поскольку крестник владыки Виталия Митрополит Лавр (Шкурла), карпаторосс, и привёл Зарубежную Церковь к евхаристическому единству с Московской Патриархией.

http://religare.ru/2_53428.html

Василий не мог получить места даже преподавателя церковно-приходской школы и должен был поехать в Екатеринославскую глубинку учителем в светской школе. Эта школа открыла ряд подвигов, строительств, возрождений с нуля, прошедших через всю жизнь будущего Владыки Виталия. «Я привел школьное помещение в жилое состояние: повставлял стекла, достал дров и так занялся детьми с утра до вечера... На экзаменах моя школа, не имевшая несколько лет выпусков и считавшаяся последней, вышла первой...». 6 В это время о Василии узнает ректор Казанской Духовной Академии – Епископ Чебоксарский Антоний (Храповицкий) . Эту заботу о нем Владыка Антоний продлил до конца своих дней. Василий был принят на второй курс академии благодаря поручительству Епископа Антония. Владыка Антоний сам с детства мечтавший о монашестве был способен и в других зажечь любовь к ангелоподобному жительству. Под его влиянием в течение Великаго Поста 1899 года Василий решил свою судьбу. Так как у него уже начал развиваться туберкулез, Владыка Антоний дал ему в постриге имя Виталий в переводе с латыни значащее «жизненный». 7 Вскоре он был рукоположен во иеромонаха и приписан к Донскому монастырю в Москве, а потом послан преподавателем в Александровскую Миссионерскую Семинарию близ Владикавказа. Здешний климат помог его здоровью. Здесь о. Виталий посещает прокаженных и спасает семинариста который нечаянно опрокинул на себя керосиновую лампу. О. Виталий сам получил сильные ожоги. 8 Эта готовность к самопожертвованию была характерной чертой характера Владыки Виталия. В начале 1903 г. о. Виталий был возведен в архимандрита и назначен проповедником в Почаевскую Лавру, по настоянию переведенного в Волынскую епархию архиепископа Антония (Храповицкого) . Здесь в Почаеве о. Виталий совершил свой следующий подвиг – возрождения Почаевской типографии. Архиепископ Никон (Рклицкий) в своих воспоминаниях 9 писал, что когда о. Виталий прибыл в Почаев, то там была запущенная типография и ни одного рабочего. За короткое время был построен трехэтажный корпус, в нем помещалось восемь скоропечатных машин, а типографское братство составляло 120­150 человек. Владыка Антоний свидетельствовал, что о. Виталий:

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

С именем В. связана история становления и развития джорданвилльского во имя Св. Троицы муж. мон-ря (шт. Нью-Йорк). По приезде в Америку в 1934 г. В. вошел в число братии мон-ря, 15 дек. 1946 г. по приглашению В. в мон-рь из Ладомировы переехало братство прп. Иова Почаевского, возобновившее в Джорданвилле работу типографии. Позднее В. добился переезда в мон-рь насельников обители прп. Иова близ Мюнхена и иноков из др. мест, увеличив тем самым число братии мон-ря до 50 чел. В 1947-1950 гг. стараниями В. было осуществлено строительство Троицкого собора мон-ря. 16 мая 1948 г. при мон-ре открылась джорданвилльская Свято-Троицкая ДС, первым ректором к-рой стал В. С 1948 г. архиерей являлся настоятелем мон-ря. Согласно завещанию, В. погребен в построенном по его инициативе храме в честь равноап. кн. Владимира в г. Джэксон (шт. Нью-Джерси). Соч.: Реставрация рус. церк. типографии прп. Иова Почаевского//Правосл. рус. календарь на 1934 г. Владимирова, 1933. С. 49-56; Учительные книги ВЗ. Джорд., 1952; Пророческие книги ВЗ. Джорд., 1953; Мотивы моей жизни. Джорд., 1943, 19552; Православное противосектанское руководство. Джорд., 1958; Духовное мое завещание//Правосл. Русь. 1960. 6. С. 8-9; Из духовного наследия//Правосл. жизнь. 1973. 8. С. 29-36. Лит.: Тальберг Н. Жизненный путь архиеп. Виталия (Максименко)//Правосл. Русь. 1959. 3. С. 4-7; Помазанский М. , прот. Жизнь-подвиг: (К 25-летию архиерейского служения вл. Виталия)//Там же. 8. С. 5-7; Кончина архиеп. Виталия (Максименко)//Там же. 1960. 6. С. 1; Константин (Зайцев), архим. Авва Виталий//Там же. С. 5-6; Тальберг Н. Памяти архиеп. Виталия (Максименко)//Там же. С. 6-8; Никон (Рклицкий), архиеп. Архиеп. Виталий: К 100-летию со дня рождения//Правосл. жизнь. 1973. 8. С. 11-28; Иоанн (Шаховской), архиеп. Архим. Виталий// Он же. Биография юности. Гл.: Установление единства. П., 1977. С. 375-378. В. И. Косик Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор " Китайского благовестника "

http://pravenc.ru/text/158838.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010