Нью-Йорке (349 Вест Стрит) и при других приходах. Для попечения о последней школе создан под председательством епископа Никона Флоридского Попечительный Совет. Школа эта помещается в благоустроенных светлых и теплых комнатах, имеет квалифицированный преподавательский персонал и могла бы постепенно развиться в церковную гимназию или колледж по примеру гимназии в г. Сан-Франциско, при Скорбященском соборе. Однако, число русских детей, посещающих школы, сравнительно незначительно, и некоторые родители, даже недавно прибывшие в Америку, не хотят обременять своих детей дополнительным обучением их в русских школах. Во имя нашей Св. Православной Веры и Родины я не только усердно прошу, но и архипастырски требую от родителей, чтобы они посылали своих детей в русские школы на те несколько часов, которые они будут там заняты в субботние дни. Вспоминается мне, как 19 лет тому назад, после своего прибытия в Соединенные Штаты, я увидел русского мальчика в доме одного церковного деятеля. Мне предложили поговорить с мальчиком. Оказалось, что мальчик ни одного слова по-русски не понимал. Тогда хозяйка дома заговорила с ним по-английски, и мальчик бойко разговорился. «Вот видите, сказала мне моя собеседница, здесь в Америке нет никакого будущего для русского языка и для Русской Церкви. Следующее поколение уже ничего не будет иметь в себе русского». Горько мне было слышать эти слова, особенно, когда я потом узнал, что в этой великой и свободной стране имеется много еврейских, итальянских, французских, немецких, греческих, сербских, сирийских и других школ, в которых сыны этих наций обучают своих детей родному языку и вере. Вот до какой глубины падения докатились мы, думалось мне, что сошли на положение низшей расы, не имеющей своей культуры. Однако, когда возникла вторая мировая война, я увидел, что молодые американцы русского происхождения, хорошо знавшие, кроме английского, и наш родной русский язык, получили большие преимущества по службе. Далее оказалось, что русский язык стал настолько необходимым для Америки, что здесь было открыто много школ русского языка, в некоторых из коих, например, в Монтерее, служат сотни преподавателей и с усердием обучаются тысячи американских офицеров. Американцы же, военные, государственные деятели, промышленники и другие, владеющие русским языком, считают это своим большим преимуществом. И этот интерес к русской культуре и к русскому языку не только не ослабел по сие время, но заметно увеличивается в американском обществе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

П. Зубов – член Платоновского Епарх. совета и уполномоченный для переговоров со внешними, главным образом, с Епископалами, по целым ночам вел со мною беседы о объединении. От него первого я узнал, что м. Феофил послал ходатайство Патр. Варнаве быть посредником между юрисдикциями и в том ходатайстве говорит и о некоем объединительном центре 4-х совершенно независимых митрополичьих округов. Такой характер, к сожалению, носили переговоры об объединении. От непосредственных бесед на тему митрополит упорно уклонялся, а когда я его в последний раз вежливо спросил, не назначит ли он мне время и место, чтобы наконец серьезно поговорить по церковным вопросам, митрополит отвернулся, махнул рукою и сказал с пренебрежением: «о, нам трудно с Вами сговориться!» Так и не назначил. 7. Сослужение и разрыв переговоров Как я уже упоминал, меня телеграфно вызывали в Детройт к 24-му марта на сослужение с платоновскими епископами, но я туда не поехал. Тогда поручено было возведенному во Архиепископа Адаму и Зубову уговорить меня сослужить на неделю Крестопоклонную в Нью-Йорке в Соборе (Епископальной кирхе) на Хаустен стрит. Я согласился. Сослужение прошло торжественно и с повышенным настроением. Народ, принимая это сослужение за уже состоявшееся, давно жданное объединение, радовался. Митрополит много проповедовал по-русски и по-американски, но опять исключительно о объединении американской Церкви. О единстве же с Зарубежной – ни слова. На завтраке – после литургии – те же речи. Тогда я в тоже счел нужным, между прочим, сказать: Владыка митрополит хочет завести мир и единство в одной только, как все время слышу, Американской Церкви, но это подобно тому, как если бы какой-либо хозяин вздумал завести весну на своем только дворе, в то время, когда везде зима и холод. Так и в Америке, при всем нашем искреннем миролюбии и желании, не водворим мы мира и порядка церковного, если не установим его в отношениях с другими Зарубежными частями Русской Церкви. Мне передавали, что это сравнение не понравилось митрополиту Феофилу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

Давно прошли для меня годы юношеских порывов, оканчиваются и годы самостоятельных усилий зрелого возраста, а приблизилось то, о чем так ясно и выразительно сказал Господь Петру: «егда же состареешися, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет и ведет, аможе не хощеши». И думал я: настает и мне время сдать свое малое послушание Святейшему Русскому Заграничному Синоду и так, под его руководством продолжать свою привычную работу, пока и насколько Бог даст сил. К этому я готовился. Но к тому, что Вы возвышаете мне, я был совершенно неподготовлен ... Однако, время всякой вещи под солнцем, и своя очередь всякой работе на ниве Христовой. И мы в этом не властны. Это устанавливается Высшей Рукою. Как в природе: настанет зима, и ее мертвящее дыхание все пронизывает насквозь – не только вершины гор, но и самые глубокие, недоступные ущелья, все сковывает. А придет весна: оживляющие силы ее почувствуются даже в самых глубинах земли. Так и в жизни целых народов. Недавно мы пережили психоз революции, и ее тлетворное, разрушительное дыхание прошло насквозь всю душу и тело народное, сказалось не только в политической, национальной, семейной, но и в церковной жизни. То, что мы читали в истории о смутных временах и лихолетьях прежних веков, то в сугубой мере пережили на самих себе. Когда отнято было «удерживающее» порядок, начались в Церкви самочиния и смуты, автокефалии, автономии, разделения и споры-споры без конца. И сделалось жутко и больно всякой благочестивой верующей душе. Восстенало и возжаждало мира все израненное церковное тело. Я живу, можно сказать, в самом глухом ущелье Русской земли, куда не могли проникнуть влияния извне, где сохранились обстановка и быт чуть ли не XVII-ro века. Однако и там слышны эти сетования, жалобы и воздыхания благочестивых верующих душ от самочиний и разделений, от тех косвенных отражений революционной разрухи. О, сколько пришлось перечитывать мне писем, исполненных скорби и мольбы, жалоб и суровых осуждений, и страстного желания вожделенного мира, согласия церковного, дисциплины и послушания: прежде всего послушания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

Записки у студентов отобрали, изучили и по ним вынесли к концу года прямолинейным писакам, как самым якобы нетерпимым разлагателям общежития, решение о выпуске их с «волчьим билетом» без права поступления в другую Академию. В эту категорию с волчьим билетом попал и я грешный. При окончании года нам это и объявили. Так как места учителя в церк.приходской школе мне не дали, я должен был устроиться в министерскую. Было такое Богом забытое село Прядивка, Ново-Московского уезда, Екатеринославской губернии, в 72 верстах от губернского города. Туда меня и направили на 10 руб. жалованья в месяц. И то бы еще ничего было, если бы впереди меня не пошла и слава обо мне, как о революционере и бунтовщике. Приехал я в Прядивку, а еще раньше меня пришла слава обо мне. Местному школьному попечителю-мужичку поручено было следить за мною и доносить по начальству. Но у меня было живое дело – занятия с детьми, и я особого огорчения не переживал. Я привел школьное помещение в жилое состояние: повставлял стекла, достал дров и так занялся детьми с утра до вечера, что газдыни начали кормить меня пирогами и всякими вкусными снедями. На экзаменах моя школа, не имевшая несколько лет выпусков и считавшаяся последней, вышла первой, и уже мой преемник Гниликевич за мои труды начал получать нормальное жалованье 300 руб. в год. За этот год, пока я сидел в Прядивке, я успел списаться с некоторыми моими товарищами и по этой переписке молодой Ректор Казанской Академии выхлопотал мне отмену волчьего билета. За его поручительством я поступил в его Академию прямо на 2-й курс. Здесь я встретил совершенно другую атмосферу. Ректор Академии Антоний (впоследствии Митрополит Киевский и Галицкий) держал себя доступно и часто студенты просиживали у него целые вечера за чаем и богословскими или просто текущими беседами. Были и в этой Академии выдающиеся из профессуры единицы, напр. лектор В. Несмелов , читавший «Науку о человеке» (Введение в философию), заслуженный профессор протоиерей Евфимий Малов , заведующий Крещено-Татарской школой Н. И. Ильминский , Керенский (не депутат) – читал о старокатоличестве, Ивановский по расколу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

Конечно, не враги только так говорят, но и всякому это очевидно, и самые ярые защитники Украины. Автокефальной Церкви тоже повторяют. Когда Теодорович, чувствуя приближающуюся старость, задумал исправить свой тяжкий грех и решил было поехать к Патриарху для законного посвящения, то этот самый Свистун напал на него с такими же укорами: Та як то, о. Владико? Виходе, що ви нас вси ци роки дурили? И священики наши, це нияки священики и шлюби не шлюби?.. Начались споры и суды. В Высшем Суде в Винипеге было признано, что о. Теодорович, действительно, не имеет епископского посвящения. Однако свистуновцы подняли такую бучу, что о. Теодорович свое намерение «пересвячиваться» должен был оставить. Каким приехал сюда из Киева, таким и остался. 10 ноября, 1944 года. Нью-Йорк. Первая моя поездка в Америку 1934–35 года Предисловие В настоящем отчете я излагаю, по возможности в хронологическом порядке, что я наблюдал и что сам предпринимал в первые годы в Америке. Этот фактический материал послужил основой для тех выводов и практических мер, какие я предлагаю во второй части отчета для разрешения церковной проблемы в Америке. Написанный около 20 лет назад, этот доклад не теряет и сейчас своей жизненности. I часть. Мои наблюдения и мероприятия 1. Противодействие моему приезду в Америку. Мой приезд в Америку для многих был нежелателен и потому были предприняты меры к недопущению. Я не хотел бы думать, что к этим мерам принадлежит и отмена моего назначения на кафедру Архиерейским Собором в 1933 г. Вернее эту отмену приписать таким же неправильным и злонамеренным информациям, какие были пущены в ход неразборчивыми в средствах докладчиками (из Америки). Когда же все-таки состоялось, с согласия Св. Патриарха Варнавы, мое вторичное назначение в Америку, посыпался целый ряд протестов в Вашингтон и Американскому консулу в Прагу, чтобы мне не выдавали визы. В Праге в американском консульстве мне показывали целую кипу таких протестов. Там были не только протесты платоновской администрации, союза духовенства, благочиний и отдельных корпораций платоновских и адамовских, но и многих «соборян» – архимандритов, иереев и протоиереев.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

Вспоминая теперь вновь эти первые минуты выздоровления после тяжкой болезни, я думаю: как все это похоже на настоящий момент, переживаемый организмом русского народа. Да, русский народ – в России и на окраинах в Польше, Галичине, на Карпатах, в Америке и в рассеянии по всему свету – пришел после тяжкой, смертельной болезни в сознание и ощутил, что он единый могучий, исполинский организм: какими хлебами он до последнего времени ни питался, но в нем душа и кровь одна – русская. Видите, как он чисто русскими глазами и умом посмотрел на действительность, как он всеми фибрами души своей почувствовал, что в большевизме – его смертельная отрава и решительно, единодушно отвратился от него. О, какое отвращение, ненависть родились в русской душе к этому обольстившему ее яду... Вот начинают проявляться и первые волевые усилия осознавшего себя организма. Это мужественное исповедание своей веры сотен и тысяч умученных и расстрелянных священников, воинов, интеллигенции, рабочих и крестьян во главе с Царем. Все они – самоцветные камни бессмертной славы в венец воскресающей России. А эти отчаянные сопротивления насильственной коммуне отдельных сел и крестьян, эти восстания по глухим деревням, эти партизанские отряды добровольцев, эти Братья Русской Правды, идущие на явную опасность, в единоборство с большевиками, как юноша Давид с Голиафом. Это все отдельные всплески пробуждающейся народной воли к освобождению. Они проникают теперь в народную толщу, как лучи вешнего солнца в замерзшую землю. Они расплавят ледяные оковы зимы, они сорвут и понесут лед, сковывавший и мертвивший народную жизнь, как несут и разбивают в мелкие кусочки ледяные глыбы вешние воды родной Волги и широкого Днепра. Сдержитесь и будьте терпеливы в вашем восторге, рвущемся на встречу возвращающейся жизни. Вот зацвели первые подснежники, зазвенели песни прилетевших птиц, зазеленела мягкая береза, липа, зацвела черемуха. Но мертвым еще стоит дубовый лес. Не бойтесь за него. Слабые, однодневные былинки спешат схватить свой момент жизни. А вековые дубы – такова уже их крепкая природа – везде еще стоят голые. Но придет и их час. Тогда настанет уже настоящая весна.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

РАСПЯТОЕ КОСОВО 24/03/2000 О " СИНТЕЗЕ " ПРАВОСЛАВНОЙ ИДЕОЛОГИИ 13/03/2000 Виталий Аверьянов Идея " либерально-консервативного синтеза " на церковной почве в лучшем случае являются утопией, а в худшем - опасной для православного сознания иллюзией. ПРИЗРАК ГЛОБАЛИЗМА 09/03/2000 Владимир Максименко Давно не бродит по Европе призрак коммунизма, потерял привлекательность и влияние западный либерализм, но на смену этим уходящим идеологиям в последней трети ХХ века выдвинут новый всемирный идеологический проект. Имя новой идеологии - глобализм. ВАС ЗАРЕЖУТ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБ ДО ВАС ДОСТУЧАТЬСЯ 06/03/2000 Семен Соколов " Чеченцы перерезают горло солдатам не потому, что они садисты и испытывают склонность к какому-то особо жестокому отношению к солдатам, но просто таким образом они пытаются сделать войну более выпуклой, зримой, яркой, достучаться до общественного мнения " - утверждает Бабицкий. ДАННЫЕ ОПРОСА ПО ЧЕЧЕНСКОЙ ПРОБЛЕМЕ В ОАЭ 28/02/2000 Дмитрий Зеленин, ИТАР-ТАСС В арабском мире по-разному воспринимают события в Чечне, однако большинство представителей общественности Объединенных Арабских Эмиратов с пониманием относится к антитеррористической операции и вовсе не сочувствует боевикам, оказывающим сопротивление федеральным силам в этой северокавказской республике. КОСОВСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ УВЕНЧАЛСЯ БЕСПРЕДЕЛОМ 28/02/2000 Тимоти Эшк/Интерфакс/Православие 2000 Страх распространяется не только среди сербов. Албанские женщины не решаются выйти вечером выйти на улицу из страха быть похищенными и принужденными к проституции албанской мафией, которая вовсю орудует в провинции. Потребление наркотиков среди учащихся и студентов возросло вместе с процветанием торговцев наркотиками. В то время как статистика убийств благодаря усилиям КФОР и международной полиции поползла вниз, все время происходят случаи нанесения тяжких телесных повреждений, приведших к смерти - из мести или в качестве расправы... " РОССИЯ И ЕВРОПА " НА ПОРОГЕ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ 23/02/2000 Наталия Нарочницкая Очевидная битва вокруг места России и русских в мировой истории, события на Балканах, усиление не только геополитического, но и очевидного духовного давления уже на некоммунистическую Россию не оставляют сомнений, что осуществление глобальных проектов вокруг Православия и России как исторического явления, начавшееся в начале двадцатого столетия под флагом марксизма, продолжается в его конце под новыми лозунгами.

http://pravoslavie.ru/5091.html

Высказывания о Гитлере иерархов РПЦЗ в годы войны были различными А потому неудивительно, что высказывания о Гитлере иерархов РПЦЗ в годы войны были различными. Одни архиереи, как, например, архиепископы Серафим (Лукьянов) и Гермоген (Максимов), считали Гитлера спасителем Европы . Архиепископу Серафиму (Лукьянову), управлявшему Западноевропейской епархией РПЦЗ и оказавшемуся в оккупированной Франции, принадлежит воззвание «К верным сынам России», где говорилось о крестовом походе Гитлера против мирового безбожия. «Да погибнет дьявольская шайка злодеев, распявшая Россию, – писал архиепископ. – Да исчезнут с лица земли масонская звезда, серп и молот. Да воссияет на родной Земле и во всей Вселенной Крест Христов Да здравствует Великая Национальная Россия». Разобраться в степени искренности этого иерарха – задача не из легких, ведь по окончании войны он с не меньшим энтузиазмом стал воспевать и советский строй. Митрополит Серафим (Ляде) Западноевропейскому архиепископу вторил глава Германской епархии архиепископ Серафим (Ляде). В своем пастырском послании 22 июня 1941 г. он заявил, что война начата не против русского народа, а только против советского правительства с его «дьявольской антирелигиозной и коммунистической пропагандой» . Впоследствии митрополит Серафим (Ляде) в посланиях поддерживал германское правительство. Не сочувствовали Советскому Союзу и некоторые другие иерархи. Один из наиболее авторитетных русских архиереев в США, архиепископ Виталий (Максименко), обратился с посланием к американскому президенту Ф. Рузвельту с просьбой не оказывать помощь коммунистическому государству. В послании указывалось, что власть в России нелегитимна, что она захвачена группой заговорщиков – Коминтерном, цель которого состоит в ниспровержении законных мировых правительств. Помощь советскому государству невозможна по причине того, что оно ведет работу против США, финансируя местных коммунистов и поощряя классовую ненависть. Наконец, власть в Советском Союзе остается антирусской и продолжает террор против Церкви .

http://pravoslavie.ru/108286.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВИТАЛИЙ (МАКСИМЕНКО) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Виталий (Максименко), архиеп. Восточноамериканский (РПЦЗ). Фотография 1950-х годов Архиеп. Виталий (Максименко) Архиеп. Виталий (Максименко), 1930-е 4 сентября того же 1934 года был возведён в сан архиепископа Североамериканского и Канадского . В октябре 1934 года прибыл в Нью-Йорк и начал активную деятельность по установлению отношений между Митрополичьим округом и Архиерейским Синодом РПЦЗ. В ноябре 1935 года на Архиерейском Соборе в Сремских Карловцах (Югославия) было принято «Временное положение», признавшее автономию Митрополичьего округа во главе с митрополитом Феофилом (Пашковским) , в состав которого вошли находившиеся на территории США епархии РПЦЗ, в том числе епархия архиепископа Виталия. С именем архиепискеопа Виталия связана история становления и развития Свято-Троицкого мужского монастыря в Джорданвилле (штат Нью-Йорк). По приезде в Америку, он вошёл в число братии монастыря. В начале июля 1941 года архиепископ Виталий в числе членов Русско-Американского комитета обратился к президенту США Франклину Рузвельту с заявлением, в котором осуждалось нападение фашистской Германии на СССР, но при этом содержался призыв не оказывать какой-либо помощи «красной диктатуре в лице Сталина». После начала войны по предложению архиепископа Виталия в американских храмах, а затем во всех храмах РПЦЗ стали возноситься молитвенные прошения «о многострадальном русском народе, в тяжких обстояниях сущем, и о спасении его» и «о еже избавити люди Своя от горькаго мучительства безбожныя власти, от нашествия иноплеменников и междуусобныя брани». В октябре 1943 года принял участие в собрании епископов, клириков и мирян Митрополичьего округа в Северной Америке, которое приняло решение о поминовении патриарха Сергия . В ноябре 1946 года Собор духовенства и мирян Американской митрополии , состоявшийся в Кливленде вынес постановление, по которому Митрополичий округ ограничивал свои связи как с Московским Патриархатом, так и с Синодом РПЦЗ, сохраняя с ними только молитвенно-евхаристическое общение и признав патриарха Алексия I духовным главой Церкви в Америке. Участвовавшие в работах Собора архиереи РПЦЗ, в том числе архиепископ Виталий, отказались подчиниться этому постановлению и на проходившем 27-28 мая 1947 года епископском совещании объявили деяния Кливлендского Собора неканоничными. После разрыва общения с митрополитом Феофилом (Пашковским) РПЦЗ восстановила свою юрисдикцию в Америке и приняла около 40 вышедших из состава Митрополичьего округа приходов, руководство которыми было поручено архиепископу Виталию, получившему титул «архиепископ Восточноамериканский и Нью-Джерсийский (Джерсиситский) ».

http://drevo-info.ru/articles/25204.html

«Архиеп. Иоанн (Максимович) . Архипастырь, молитвенник, подвижник. К 25-летию кончины: 1961–1991», Сан- Франциско, 1991 г. Бэттс, Р., Марченко, В., «Духовник Царской семьи Святитель Феофан Полтавский (1874–1940)», Москва, 1994 г. «Биографический словарь миссионеров Русской Православной Церкви», Москва, 2004 г. Валерий Лукьянов, протопресв., «Светильник благодати. Семь слов памяти иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Франциского», Западно-Американская епархия РПЦЗ, 1999 г. Василенко, Л.И., «Введение в русскую религиозную философию. Курс лекций», Москва, 1999 г. Виталий (Максименко) , архиеп., «Конспект к изучению Пятикнижия Моисеева по Библии», Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1949 г. Виталий (Максименко) , архиеп., «Конспект к изучению Библии Ветхого Завета. II часть. Книги Исторические», Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1949 г. Виталий (Максименко) , архиеп., «Конспект к изучению Библии Ветхого Завета. III часть. Книги Учительные», Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1952 г. Виталий (Максименко) , архиеп., «Конспект к изучению Библии Ветхого Завета. IV часть. Книги Пророческие». Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1953 г. Виталий (Максименко) , архиеп., «Мотивы моей жизни», Св.-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1955 г. Виталий (Максименко) , архиеп., «Православное противосектантское руководство», Нью Йорк, 1936 г. Всеволод (Филипьев), инок, «Всегда радуйтесь! Сборник духовных сочинений протопресв. Валерия Лукьянова», «Православная Русь», Св.-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 2002 г. Всеволод (Филипьев), инок, « " Приходит начало конца». Мысли митрополита Антония (Храповицкого) , извлеченные из его переписки 1905–1915 гг.». «Православная Русь». Св.-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1996 г. Всеволод (Филипьев), инок, «Что можно сказать о сергианстве сегодня?», «Русский пастырь», США, (39), 2001 г. Всеволод (Филипьев), инок, «Является ли толкование догмата искупления в изложении митр. Антония (Храповицкого) – официальным учением Русской Зарубежной Церкви? (Историко-каноническая справка)», «Охранительство. Сборник статей», Москва, 2004 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010