Именно из араб. философии лат. схоласты заимствовали известную формулировку «истина есть соответствие между разумом и вещью» (adaequatio rei et intellectus). Первоначально считалось, что она была взята из «Книги определений» Исаака Исраэли (IX-X в.), однако к наст. времени установлено, что наиболее вероятным ее источником являются сочинения Авиценны, хотя похожие выражения есть и у Аверроэса, и у др. араб. философов. Учение об И. Авиценны было известно лат. схоластам гл. обр. из его «Книги о первой философии» (Liber de philosophia prima sive scientia divina), или «Метафизики», где он предлагал следующее определение И.: «Под истиной понимается: отделенное бытие единичных вещей (esse absolute in singularibus); вечное бытие (esse absolute); расположение (dispositio) речи или мышления, которое обозначает расположение во внешней вещи, будучи равным (aequalis) ей» ( Avicen. Met. I 8). Согласно Авиценне, «надежна та истина, которая согласуется с вещью (adaequatur rei)» (Ibidem). При этом единственной по-настоящему достоверной И. Авиценна объявлял «необходимое бытие», т. е. Бога: «Возможное [сущее] истинно через что-то отличное от себя, а само по себе ложно; итак, все сущее, за исключением необходимого бытия (каковое есть только одно), само по себе ложно» (Ibidem). По-видимому, именно под влиянием Авиценны схоласт Вильгельм Осерский ( 1231) писал о существовании 2 главных аспектов понятия «истина»: «Истина двояка (duplex veritas): истина вещи (veritas rei), в соответствии с которой истинен человек, истинно серебро и прочее подобное; и истина высказывания (veritas dictionis), которая есть соответствие разума вещи (adaequatio intellectus ad rem), причем не только человеческого или ангельского разума, но и божественного» (Magistri Guillelmi Altissiodorensis Summa aurea/Ed. J. Ribaillier. R., 1980. T. 1. P. 195). При этом если человеческий разум должен соответствовать вещи как ее отпечаток, то божественный разум соответствует ей как то, что создает ее в своем мышлении. Филипп Канцлер ( 1236) в Прологе и 3 «вопросах», открывающих обширный трактат «Сумма о благе» (Summa de bono), впервые в зап.

http://pravenc.ru/text/675021.html

   001   002