Нам важно все это потому, что в вопросе о чудесах свидетельство самого о.Иоанна убедительнее для нас не только показаний очевидцев, но и сильнее самих фактов. Как Господь Спаситель говорил евреям: «Если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно... А если и Я сужу; то суд Мой истинен; потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня... Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец» ( Ин.8:14, 16, 18 ). В некоторой степени и всякий богоугодный, святой человек может о себе сказать: свидетельство мое истинно; ибо святые люди говорят не просто лишь, а стоя перед лицем Бога: «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу», – сказал ап. Павел ( 2Кор.11:31 ). Подобным образом имел бы право говорить и о.Иоанн. Да ему ли было лгать? Ему ли было не знать самого себя и благодати, живущей в нем? Сами святые знают себя больше всех других. И потому для нас и убедительны показания о фактах самого Батюшки. С них и начнем. На 70-ю годовщину своей жизни, пред большим сонмом собратий-пастырей о.Иоанн говорил: «Сегодня мне, Божиею милостию, исполнилось (в 1899) 70 лет жизни. Почитаю справедливым и должным для себя оглянуться на прожитое время и воспомянуть милости Божии ко мне. Рос я болезненным, слабым, и в самом младенчестве тяжелая болезнь – оспа – едва не свела меня в могилу; я на волосок был от смерти, по молве человеческой. Господь сохранил мне жизнь, – я оправился и стал возрастать». Потом он рассказывает об известном уже нам чуде просвещения его ума в школе: «Наука темна была для меня»: он не понимал даже процесса буквосложения. «И стал я просить помощи и разумения у Бога; и открыл мне Господь разум; я озарился светом Божиим; и я помню, как вдруг спала точно пелена с моего ума; и я стал хорошо понимать учение», – дополняет он в своей единственной автобиографии. О том же он повторяет и в слове своем на 50-ю годовщину священства, в 1905 году 12 декабря. «Сколько я перенес тяжких болезней и в училище, и на месте священника; и, быв неоднократно при смерти, исцелялся, и опять продолжал совершать жизненное поприще.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Не губи твоею пищею (не соблазняй) того, за кого Христос умер ( Рим. 14:13 ; то же см.: 1Кор. 8:11 ). Эта же мысль о спасении верою в содеянное дело Господа Иисуса Христа проводится и в другом Послании, Галатам , где, в частности, доказывается, что дела иудейского закона отжили теперь. На этой почве произошло известное столкновение между апостолами Петром и Павлом: первый, щадя фанатиков-христиан из евреев, пришедших в Антиохию из Иерусалима (центра иудейства), приспособляясь к их немощной совести, в их присутствии хранил обряды, а в отсутствии – не хранил. Апостол Павел резко стал на принципиальную точку зрения. Спасаемся верою в распятого за нас Христа; это дается не за дела закона, а по благодати. И апостол Петр, конечно, согласился, ибо и он этому же учил в существе дела (см. весь случай: Гал. 2:11–21 ). И при этом, в частности, апостол Павел употребляет такие изречения: ЖИВУ ВЕРОЮ в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер ( Гал. 2:20–21 ); и вообще не оправдываюсь какими бы то ни было «своими» «заслугами» и способами (евреи хотели спастись сами: усиливаясь поставить собственную праведность [ Рим. 10:3 ]). А галаты неразумные снова задумали возвращаться к бессильному закону (ср.: Рим. 8:3 ). О! несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых пред глазами начертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый? Сие только хочу знать от вас: через что вы получили Духа? – через веру во Христа. А Он как мог дать Его? За что получил такое право давать Его нам, грешникам, бывшим под проклятием, и до Него поэтому не получившим Духа? – за то, что эту клятву Он снял с нас: Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ср.: Гал. 3:1–13 ). Это чрезвычайно важное и объясняющее место. Согрешившее человечество было под клятвой, «проклято» (русское слово страшнее и ближе к делу). Закон – как бы прокурор, обвинитель: согрешил, виноват, подлежит казни. Человек отлучен от славы Божией (ср.: Рим. 3:23 ), лишен Духа Святого (см.: Рим., гл. 8), не может не грешить при собственном бессилии (см.: Рим. 7:14–24 ). Чтобы спастись, нужен Дух Божий, а чтобы Он пришел, нужно устранить проклятие (анафему, Богом изреченную Адаму). Вот это и делает Христос Сын Божий, ради нас и вместо нас «пострадавший». Не дерзаем «разумевать», как это произошло между Ним и Отцом Небесным, но только Он оказался «Посредником», «Умилостивителем». Ради Него мы от клятвы были освобождены, – и все прочее естественно нам дано: если Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как же все прочее не даст нам? (ср.: Рим. 8:32 ). И далее все те же слова... Иисус Христос, будучи и Богом и человеком, в Самом Себе примирил Бога и людей, – не нуждаясь ни в каких других «посредниках» и посредствах. Он и Ходатай, и Судия. Посредник при одном не бывает; а Бог один ( Гал. 3:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Не так ли говорят, братия, все ленивые, недобрые, неверные христиане, которые в извинение своей непростительной лености трудиться для добра, для образования себя по духу христианской веры, слагают вину свою на веру, на Церковь , на Самого Господа, называя предписания веры трудными, неудобоисполнимыми, а благого Господа дерзая называть каким-то жестоким, требующим почти невозможного! Но вот ему и подобным ему приговор праведного судии – лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал: посему надлежало тебе отдать серебро Мое торгующим, и Я, пришед, получил бы Мое с прибылью. Как ни требовать Господу от христиан прибыли добрых дел, когда Он в помощь им отдал все сокровища Своей вспомоществующей и вседействующей благодати. Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Страх, братия, обнимает душу, когда помыслишь, что между христианами есть множество ленивых рабов, которые живут беспечно, в удовольствиях, и вовсе не помышляют об этой страшной, вечной тьме внешней, где их ожидает непрестающий плач и скрежет зубов. Господи! Твори волю Твою с нами! Молимся Тебе, да обратятся все ленивые рабы к Тебе в покаянии и добродетели. Если же нет, – то они поистине достойны Твоего грозного, но праведного суда. ВОПРОС: Исправление грешников не чудеснее ли воскресения Лазаря? ОТВЕТ: Вижу Владычество над всей вселенной, над живыми и умершими, над самым адом всегубительным, но что особенно приятно удивляет меня – так это, что Он грешников, верующих и кающихся искренно, от бесчисленных прегрешений избавляет, как блудницу, как мытаря, как разбойника, и на путь спасительный, на путь, ведущий к жизни вечной, наставляет и на нем утверждает, и от проклятия праведного, от муки вечной спасает и грешников претворяет в праведников. Это всех чудес выше и больше. ВОПРОС: Высоко ли звание и дело апостолов и их преемников? ОТВЕТ: Я делаю тебя сотрудником Моим – будь ловцом человеков, проповедуй им слово о Царствии Божием, о свержении ига греховного чрез покаяние, о милосердии и прощении кающимся, о примирении с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Ни сущность Божия, ни свойства Божии нами ни в полноте, ни в отдельности непостижимы нашим человеческим умом, да еще несовершенным, падшим. Как известно всякому мыслителю о Боге, да и вообще о чем бы то ни было непостижимом и о непознанном, о невоспринятом опытно, – мы вынуждены понимать чрез известное уже, да и то чрез аналогии, приближения, сравнения. А эти аналогии никоим образом не могут дать верного или точного понятия о неизвестном. Ведь всякий предмет, всякая вещь, всякое бытие, – пока оно не будет открыто нам чрез собственный опыт, – абсолютны, как единственные, неповторимые, а следовательно и непостижимые. Но поскольку человек, по сотворению своему, создан по подобию и образу Божию, можно отчасти и по аналогии познать Бога. И при творении так и предположено было общение с Богом. Человек, сохраняя свое подобие, мог и постепенно должен бы возрастать в богопознании. Однако мы, несовершенные, к тому же еще пали и чрез это еще больше лишились способности богопознания. И лишь после, возрожденные Духом Святым, могли снова познавать Божественные вещи, да и то не своим умом, а через откровение нам Духом Святым; и тогда человек из душевного превращается в духовного, и может иметь ум Христов. А до этого душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это (даже) безумием; и НЕ МОЖЕТ РАЗУМЕТЬ, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем СУДИТЬ никто не может. Тем более – о Самом Боге! Ибо КТО ПОЗНАЛ УМ ГОСПОДЕНЬ, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов ( 1Кор.2:14–16 ). Эти, всем нам известные чудные слова богомудрого и духоносного апостола Павла вскрывают познание вещей Божественных в дополнение к словам Самого Христа, Сына Божия: все Мне предано Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца никто не знает, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. А открывает Он Своим богоподобным чадам: оправдана (признана) Премудрость чадами ее. А подобными нас делает – богоподобное смирение: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем ( Мф.11:27,19,29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Никто из человеков не восходил на небо; потому что грех не допускал никого взойти на пречистое, пресветлое, праведное небо, на котором – Престол Господа Вседержителя; а за грех еще не была принесена, с начала мира до пришествия на землю Сына Божия, крестная жертва для искупления мира от греха, для примирения людей с Богом, прогневанным беззакониями, для очищения и освящения верующих в Него и для отверстия праведным судом Божиим заключенного грехами человеческими неба. Небо было недоступно никому из людей. Оно сделалось доступным для праведников и покаявшихся грешников только со времени крестной смерти за нас, за наши грехи Сына Божия. Об этом сказал Сам Господь: «Отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» ( Ин.1:51 ). Эта тайна, эта радостная весть, что небо теперь для нас отверсто, (свидетельствуется) ежедневно открытием Царских врат на великой вечерне, и на всенощной, и особенно на литургии. Смотри, грешник, какая ужасная, кровавая жертва потребовалась правосудием Божиим для искупления твоего от греха и вечной погибели: мучительнейшая, поноснейшая смерть на кресте Единородного Сына Божия... «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). «Так возлюбил Бог мир», то есть бесконечною, превосходящею всякий разум любовию; ибо дал бесконечную жертву за грехи наши – Сына Своего, сопрестольного Ему, Богу Отцу, собезначального, соестественного. О любовь Божия чудная, преславная, пресладкая, вечная! Если бы в жертву за наши грехи не дал Бог Сына Своего, – то весь мир пошел бы в муку вечную, и никто бы не спасся! Все спасенные спаслись кровью и смертью Сына Божия; все оправданы Его Благодатью; святые стали святы Его святостью, правдою; умудрены Его премудростью; укреплены Его силою; украсились Его нетленною красотою; достигли нетления Его нетлением. Все спасающиеся ныне – спасаются только кровью Сына Божия; или водою и кровию; ибо из прободенного ребра Его истекли кровь и вода, означающие два таинства: крещение и причащение».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Но Божественный свет есть только вершина христианского совершенства. А все оно есть дело Божией благодати. И святой Григорий именуется в богослужении «проповедником благодати». И действительно, Христос Спаситель последнею целью Своей имел ниспослание благодати Святого Духа, что и совершилось в день Пятидесятницы, когда на апостолов сошел Дух Святой, в виде огненных языков. А потом через них – на нас, за веру в Господа Иисуса Христа и во святом крещении. И действительно, нужно быть твердо уверенным, что ничто в нашей духовной жизни не совершается без помощи благодати Божией, – от самого малого до великого. Вера – дело благодати Божией. Благодатью спасены вы чрез веру; и сие – не от вас, Божий дар; не от дел, чтобы никто не хвалился ( Еф. 2:8–9 ), – говорит апостол Павел. В частности, вера во Христа – действие Божией благодати. Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор. 12:3 ), – говорит он же. Крестился евнух царицы Кандакийской – и Дух Святый сошел на евнуха… и он продолжал путь, радуяся ( Деян. 8:39 ). И над нами крещение совершается для прощения грехов и даруется дар Святаго Духа ( Деян. 2:38 ). Исповедуемся ли мы, нам оставляются наши прегрешения благодатию Святого Духа, во имя Господа Иисуса Христа, – как и говорит духовник, крестообразно знаменуя нас. Даже самое видение грехов может быть только по дару благодати Божией, – как мы и молимся в Великом посту словами святого Ефрема Сирина : «Ей, Господи! даруй ми зрети моя прегрешения…» И все прочее в христианстве – дело Святого Духа. Это мы знаем – по учению Святой Церкви (и по нашему опыту). И будущее блаженное Царство Божие – есть действие благодати Божией: отныне, – говорил Господь Своим ученикам на Тайной вечере, – не буду пить от плода сего винограднаго до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего ( Мф. 26:29 ). И сей Небесный Иерусалим не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец Христос ( Апок. 21:23 ). Сам Господь сказал: в доме Отца Моего обителей много ( Ин. 14:2 ). И их видел своими духовными очами апостол Павел, восхищенный «до третьего неба», «в рай», о чем он даже не мог «пересказать», ибо у человека нет для этого и слов ( 2Кор. 12:1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Но ветхозаветное иудейское и языческое искание ходатаев было отображением нужды в том Ходатае, Заступнике, Искупителе, Господе Иисусе Христе, Который был предметом пророчеств (см.: Ин.1:45 ) и «чаянием языков» и Который открылся уже в Новом Завете. Это чаяние составляло основную идею всего Священного Писания Ветхого Завета, а в частности подтверждается контекстом речи, непосредственно следующей за приведенными выше словами Второзакония: Хорошо то, что они говорили, то есть израильтяне. Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты (Моисей), и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему ( Втор.18:18 ). Эти слова, несомненно, относятся к Спасителю, к Ходатаю Нового Завета Иисусу, как прямо говорит святой апостол Павел (см.: Евр.12:24 ). Но могут возразить, как это и делает целое исповедание протестантское с выродившимся из него многообразным сектантством, что в христианстве уже нет нужды в других посредниках, ибо Един Ходатай Бога и человеков, Человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех ( 1Тим.2:5–6 ). Однако же, рассматривая данное возражение даже лишь с точки зрения указанной нормальной психологии смирения, должно сказать, что в христианстве-то именно больше, чем где-либо, она имеет и должна иметь приложение; можно сказать, что в христианстве все, начиная с веры в Господа Иисуса, продолжая нравственным совершенствованием и кончая учреждением Церкви с ее бытом, – все это основывается и должно проникаться чувством смирения в верующих. Без смирения нет спасения. Но в таком случае пастырство и в христианстве должно занять не только прежнее ветхозаветное место, но и еще более возвыситься. Во-первых, как средство для смирения верующих, ибо послушание пастырю, подобному же человеку, конечно, смиряет горделивую душу, и особенно, во-вторых, как результат наличной смиреной настроенности истинного христианина, всегда желающего кому-либо подчиниться, отдать свою волю в послушание другому; особенно замечательно характерным проявлением какового настроения служит частный вид пастырства – старчество.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Но, вознесшись, ХРИСТОС И ВСЮ ТВАРЬ, – даже неодушевленную, – возвратил в потерянное состояние, и даже возвел в лучшее, более прославленное… Мир был в ужасном рабстве – теперь освободился во славу Божию: – От работы идольския, – говорится в богослужении, – тварь избавивша и представившаго ту свободную Твоему Отцу, Тебе, Спасе, поем и Тебе превозносим уже во вся веки (тропарь 8-й песни 1-го канона праздника). Очевидно, что здесь разумеется пророчественное и глубокое слово апостола Павла о плодах дела Христова: – Думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих (по благодати то есть людей); потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего (ее, то есть падшего царя твари, человека), в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению (то есть разрушению, стихийным бедствиям, исчезновению, – дерево гниет, солнце темнеет, звезды «умирают», превращаясь в пустыню, болезни и так далее) в свободу славы чад Божиих ( Рим. 8:18–21 ). Во Христе это уже совершилось: по воскресении Он вкушал, но пища обращалась в Нем, конечно, в «духовное» состояние ( 1Кор. 15:44 )… Вознесся в одежде, но и она прославилась, еще во время преображения засияла… Земля отказалась от закона тяготения, ибо Господь вознесся вопреки силе этого закона… Но так как всё связано с человеком, – а он еще будет исправляться, – то тварь не ждет до последнего «вознесения» всего человечества… Тогда будет уже «новое Небо и новая земля», которых мы, говорит очевидец преображения, воскресения и вознесения апостол Петр, по обетованию Его ожидаем. Там правда живет ( 2Пет. 3:13 ). А потому, заканчиваем с Ним, ожидая сего, потщимся явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; и долготерпение Господа нашего почитайте спасением для себя… Берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения; но возрастайте во благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне, и в день вечный. Аминь ( 2Пет. 3:14–15, 17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Но все же, родит Сына, Который назовется «Сыном Всевышнего»… Это несравненно сильнее «Спасителя». И судьи были «спасителями» народа: Навин, Гедеон, Сампсон, Самуил… Даже женщины – Девора… Но никто из них не получал этого имени: «Сын Всевышнего»… Никогда!.. Что же это значит? Если понять в буквальном смысле… то… нет, нет! Эта мысль еще бежит от Девы… Вероятно, это нужно понять в «духовном» смысле: особой возлюбленности Его Богом?.. Новое недоумение, и новые мысли, – все возрастающие… И, однако же, не доходящие еще до ясности… Чтобы Дева не «боялась», ангел постепенно вводит Ее от высокого к высшему, пока не дойдет до высочайшего… Итак, кажется, можно думать, что «Спаситель» будет человек: необычайно великий, – и чрезвычайно близкий к Богу, «как бы Сын». Ведь сказано: что лишь «наречется», а это не есть еще «быть». И по-видимому Гавриил дает основание и такому не «страшному» смыслу: «Господь Бог дает Ему престол Давида, (пра-) отца Его». Мария – из колена Давидова, следовательно, и муж Ее тоже должен быть из того же рода, по еврейским законам. «И будет царствовать над домом Иакова», – над евреями… И опять это все, хоть и очень «велико», но в порядке естества… Весь Израиль жил мечтою о восстановлении своего царства… Значит, «Иисус» будет царем еврейским. Она, следовательно, родит Царя, «Спасителя евреев»?.. И вдруг – необыкновенный Царь – «во веки». «Во веки»… Что такое? Все умирали, как бы они ни были славны… И Авраам, и сам Давид… А здесь «во веки»… Новое, опять необычное… Еще новое недоумение… А может быть, и это можно понять еще метафорически? Он будет царствовать «во веки» – до конца мира, но в лице Своих потомков? Иногда в Писании так говорится… Но там больше говорится про «дом»: и будет непоколебим дом твой, Давид, и царство твое на веки пред лицем Моим… ( 2Цар. 7:16, 29 ). А здесь про Самого «Спасителя», что ОН будет царствовать «во веки»… Как же понять?.. Еще есть здесь место для неясности… Еще не до конца открыто все Деве. Дабы не «боялась»… «И Царству Его не будет конца»…

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Но всё это уже придет само собою, лишь бы сподобиться Духа Святого и Животворящего… Посеянное зерно даст потом плод во время свое. Вот в ожидании сего дара ученики и ушли от горы Елеонской… Будем и мы ждать праздника Пятидесятницы с радостью. А «слава» – после Суда… Еще в течение Пасхи мне приходили мысли о страшном дне… Как-то на литургии, СРАЗУ после радости о Воскресшем, блеснула МОЛНИЯ ГРОЗНОГО СУДИИ… Это неожиданно было… И вот какой ход чувств был: смотри, человек, что для тебя сделал Сын Божий! Воплотился, пострадал, теперь воскрес, обновил твою природу… Тебя же хочет Он обновить… Но если ты и теперь не примешь Его, тогда дашь страшный ответ на последнем суде. …Поняли?.. А вот на вознесение ангелы явились и, утешая учеников, прямо заявили, что Он второй раз придет – уже судить… Однако на Пасху о суде не говорится, а на Вознесение сами ангелы говорят… Почему? …Тогда еще не всё было соделано Господом. Потому еще не время было требовать даров за совершенное… А ныне уже всё кончилось, всё дано для спасения; но уж если кто не спасется, сам отвечай. Ныне совершилось примирение во Христе, а через Него и всех нас… И если кто останется врагом Богу и после этого, того ждет грозный Страшный суд. Так всё яснее становится связь Вознесения и последнего суда, о котором возвестили ангелы апостолам: Он придет снова таким же образом ( Деян. 1:11 ). Господь может сказать так: «Я всё сделал для вас… Искупил Крестом. Примирил с Отцом. Пошлю Духа Утешителя и Животворца… Смотрите же не опускайте рук своих… А если опустите, то из сына освобожденного сделаетесь опять рабами. И Адам был в раю, но потерял его… И Я приду с судом и спрошу: что же ты, человек, сделал со своей стороны?«… Поэтому Вознесение снова возбуждает настроение ответственности, «собранности»… Нельзя «слегка» отнестись ко спасению, переложив все упование на Его дело и ходатайство. Это означало бы пренебрежение всей Искупительной жертвой Сына Божия. Это было бы худшим повторением Адамова греха, который не захотел трудиться в послушании, а уже пожелал «сорвать плод» богоподобия. Но только теперь страшнее, ибо больше была жертва! Невозможно… соделавшихся причастниками Духа Святаго… и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему ( Евр. 6:4, 6 )… Если отторгшийся Закона Моисеева… без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь Завета, Которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?.. Страшно впасть в руки Бога Живаго ( Евр. 10:28–29, 31 ), таких ждет некое страшное ожидание суда и ярость огня (ст. 27).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010