А что говорил Господь, то на самом деле должно быть. Ни одна йота, или ни одна черта не останется, пока не исполнится все ( Мф. 6:18 ), Им изреченное. Поэтому нужно было ожидать, что это сбылось на учениках, когда Господь возносился и после вознесения Его: они должны были радоваться. Так и поет Церковь в тропаре на праздник: Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным (обнадеженный) им бывшим благословением. Потому – они и возвратились «с великою радостью» в Иерусалим, в ожидании обещанного Святого Духа. И как им, – а за ними и нам, – не радоваться?! Радоваться, и чрезмерно радоваться, подобает одному тому, что Сам Господь, СЫН БОЖИЙ, сошел от Отца, а теперь Он к Отцу возносится, ради нашего спасения! Радоваться должно, что мы теперь имеем в Нем своего Ходатая за нас, пред Отцем… Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира ( 1Ин. 2:1–2 ); Он – Посредник между Богом и человеками – Человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех ( 1Тим. 2:5–6 ). Радоваться должно, что, при вознесении Своем, Он сказал ученикам, а чрез них всем нам: Я с вами во все дни до скончания века ( Мф. 26:20 ). С нами – БОГ ( Мф. 1:23 )! Радоваться подобает, что мы – крещены, «во имя Отца и Сына и Святаго Духа» и сим введены в Царство Пресвятой Троицы чрез Духа Святого, соединившего нас со Христом, как ветвь с лозой ( Ин. 15:1–2 ). Радуемся тому, что мы с вами пребываем в Церкви Христовой, православной, которая пребывает, по словам преподобного Серафима, «в полноте благодати» Святого Духа! Радуемся тому, что мы можем исповедовать грехи свои во имя Искупителя нашего перед священниками – преемниками апостолов, которым Спаситель по воскресении Своем дал власть «отпущать грехи»: имже отпустите, отпустятся им, имже держите, держится ( Ин. 20:23 ) . Радуемся тому, что Он, возносясь, «благословил» учеников, «подняв руки Свои», и в это время возносился, все продолжая благословлять ( Лк. 24:50–51 ). И если вы, дорогие братья и сестры, стремитесь получить наше благословение, то подумайте: каково же было благословение Христа Бога! Как оно радостно им было! Непостижимо радостно!

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Апостол Петр поучает: «Как послушныя дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем; но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» ( 1Пет.1:14–16 . Лев.19:2 ). Вот это – один из способов единения Бога с падшим человеком: воплощение Сына Божия от Пречистой Девы Марии. А другой это распятие на кресте, о чем говорит о.Иоанн в день Воздвижения Креста Христова, или воспоминание воздвижения на крест Самого Христа Господа. «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий», то есть Иисус Христос, «сущий на небесах» ( Ин.3:13 ). Никто из человеков не восходил на небо, потому что грех не допускал никого взойти на пречистое, пресветлое небо, на котором – престол Господа Бога Вседержителя. А за грехи еще не была принесена, с начала мира до пришествия на землю Сына Божия, Пречистая Жертва для искупления мира от греха, для примирения людей с Богом. Оно (примирение) сделалось доступным для праведников и покаявшихся грешников только со времени крестной смерти за нас, за наши грехи, Сына Божия. Эта тайна, эта радостная весть, что небо теперь для нас отверсто, ежедневно нам возвещается открытием Царских врат на великой вечерне и великом входе и при выносе Св. Даров для причащения. И смотри, грешник, какая ужасная, кровавая жертва потребовалась правосудием Божиим для искупления твоего от греха и вечной погибели. Мучительнейшая, поноснейшая смерть на Кресте единородного Сына Божия! Так возлюбил Бог мир, то есть бесконечною, превосходящею всякий разум любовью, ибо дал бесконечную жертву за грехи наши – Сына Своего, Сопрестольного Ему, Богу Отцу, Собезначального, Соестественного. О, любовь Божия чудная, преславная, пресладкая, вечная! Если бы в жертву за наши грехи не дал Бог Сына Своего, – то весь мир пошел бы в муку вечную, и никто бы не спасся. А все спасенные спаслись кровию и смертию Сына Божия, все оправданы Его благодатию (то есть даром – М. В.). Святые стали святы Его святостию, правдою; украсились Его нетленною красотою; все спасающиеся ныне спасаются только кровию Сына Божия, или водою и кровию, ибо из прободенного ребра Его истекли кровь и вода, означающие два таинства: крещение и причащение.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Апостолу Павлу приходится выдвигать аргументы разные, – и прежде всего важность его служения благовестию, а суть благовестия – во спасении. Свои страдания он называет страданиями Христовыми (ср.: 2Кор.1:5 ). Прощал (блудника отлученного. – 2 Кор., гл. 2) тоже от лица Христова. Проповедь не наша; а это благоухание Христово через нас (см.: 2Кор. 2:15 ). Так, все во Христе, от Него ( 2Кор. 2:17 ). И живу ради Христа, ибо Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего ( 2Кор. 5:15 ). По-видимому, будто смерть Христова имела целью моральное воздействие; но это совершенно неверно: дальше прямо разъясняется, что все от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою; не вменяя людям преступлений их за Него ( 2Кор. 5:18,19 ); а уже в результате этого вторичная, дальнейшая цель – чтобы мы жили для Христа. Но путь к этому самому открыт лишь чрез Причащение. Характерное слово: не вменяя преступлений ( Рим. 4:6–8 ), то есть люди оставались сами по себе преступниками, а Господь лишь даровал «амнистию», непоминовение грехов. За что же? – За Христа... Как? – Это бы и не важный вопрос. Но факт: Бог во Христе примирил с Собою мир ( 2Кор. 5:19 ). Однако апостол старается разъяснить идею Жертвы за других. Не знавшего греха, то есть Сына, Он сделал для нас жертвою за грех, то есть виноватым, перенес на Него грех мира, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом ( 2Кор. 5:21 ). Совершилось какое-то таинственное перенесение вины одних на другого; это может быть и в нашей жизни. «Твой грех пусть будет на мне» – говорят. И бывает. А тогда уже и отстрадать должно за воспринятый грех . Христос взял на себя грехи мира (как сказал Иоанн Креститель) и выстрадал за них. Этим исчерпывается материал и Второго Послания к Коринфянам. Послание к Филиппийцам Из римской тюрьмы. Здесь находится замечательное место: что Христос, Сын Божий, образ Божий «унизил», уничижил Себя, начав с воплощения в зрак раба, – и кончая смертью. И нам нужно смириться (см.: Флп. 2:7–8 ). Другое место: апостол желает принять участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его ( Флп. 3:10 ). Это нам нужно будет после.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Богоявление I. Каков смысл праздника? Праздник Богоявления, или Крещения Господня, – одни из самых чтимых в православной Церкви, по крайней мере в Русской: народа в храмах бывает столько, что обычно люди стоят еще и на дворе. А когда бывают крестные ходы на реку, то прибавляются еще тысячи. А впереди несут крест, иконы, хоругви. И освящают воду. Отчего это? Ведь почти все не отдают себе отчета, в чем смысл праздника, почему такое торжество? Даже и мы, проповедники. Припоминаю из прошлой моей жизни весьма характерный факт. Я был ректором Духовной семинарии. Инспектор, иеромонах И., назначен был очередным проповедником в кафедральном соборе. Готовя свое слово, он никак не мог найти удовлетворявшей бы его темы. Приходили мысли о смирении Господа пред Иоанном Крестителем, а следовательно – и о необходимости смиряться и нам… Помнилось, вероятно, школьное объяснение – об открытом Господом, доселе неизвестным народу, общественного служения Его; этого не знал даже сам Предтеча: в Евангелии говорится про фарисеев: стоит среди вас Некто, которого вы не знаете ( Ин. 1:26 ). И даже про самого себя Креститель говорит: я не знал Его, то есть лично, до крещения; но для того я и пришел крестить Его в воде, чтобы Он явлен был Израилю (ст. 31), то есть еврейскому народу; и вторично говорится: я не знал Его; но Пославший меня крестить Его в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающею на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий (ст. 33–34). Да, этот смысл свидетельства Иоаннова имел больше значения для отца инспектора. Но и он не удовлетворял его. Ведь народ и ученики почитали Крестителя большим, чем Христа: того уже знали как необычайного, невиданного пустынника, к тому уже шли народные массы исповедовать свои грехи и креститься. А о «Плотнике из Назарета» они ничего подобного не знали; знали некоторые, что Он – сын такого же плотника Иосифа ( Мф. 13:55 ), что Он – Сын Марии ( Мк. 6:3 ), – и только! Можно было бы припомнить про 12-летнего Отрока, изумлявшего в Иерусалиме ученых старцев Своими ответами и вопросами (см.: Лк. 2:41–50 ). Но то уже было 18 лет тому назад, и едва ли теперь кто-нибудь знал и помнил даже имя Его. Да и теперь знали ли Его имя? Ведь креститься к Иоанну приходило множество людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Божий предохраняет, удерживает нас от всякого зла, от морального падения и духовного разложения. Он есть как бы некая соль, предохраняющая наши души от житейского загнивания, – та духовно очищающая нас соль, о которой говорил в одном из Своих поучений Господь: Имейте в себе соль, и мир имейте между собою ( Мк 9, 50 ). Крещение Господне также научает нас и Правде Божией – праведному, правому, правдивому отношению к Богу и ко всей нашей жизни или, как говорится в Евангелии, к «исполнению всякой правды». И потому, когда святой Иоанн Предтеча по смирению своему отказывался крестить пришедшего к нему Иисуса, Господь сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф з, 15). Именно эту Правду Божию, которой и учил нас Христос, должны мы возлюбить всем сердцем своим, всею душою своею. А отсюда, естественно, должны мы духовно возненавидеть и всякую ложь! Сам Господь никогда не говорил и не мог сказать ни одного слова неправды, поучая нас: да будет ваше слово: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого ( Мф 5,37 ). К этому всегда призывало нас и Священное Писание Ветхого Завета: глаголите истину кийждо искреннему своему ( Зах 8,16 ). Наконец вспомним и о том грядущем ублажении в Царстве Божием правдолюбцев, о котором говорит нам в заповедях блаженств Христос: Блажени алчущии и жаждущий правды, яко тии насытятся ( Мф 5,6 ). Говоря правду, мы соединяемся с Богом; употребляя же ложь, соединяемся с диаволом, который, как мы знаем, и есть самый непосредственный отец лжи. Выберем же, дорогие, путь Правды Божией! Учит нас нынешний праздник и такой замечательной христианской добродетели, как послушание. Хотя святой Иоанн Предтеча и говорил Спасителю, что это ему, Иоанну, следует креститься у Него, он все-таки смиренно послушался Его и, преисполненный страха Божия, крестил. Послушание нужно и всем нам – прежде всего послушание нашей Церкви Христовой. Особенно же такое послушание нужно монашествующим – как одна из самых главных духовных основ монашеского пути ко спасению. Как наставлял известный Оптинский старец Нектарий будущего митрополита Вениамина (Федченкова) , если что и кажется вам трудным к исполнению, «когда говорят старшие, никогда не отказывайтесь. Бог за послушание поможет». И, как говорит мудрая пословица, послушание и в огне не горит!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Божия любовь и человеческая – могут быть весьма различны! Потому-то нам следует утверждаться на Священном Писании и на святых отцах, а не на нашем УМЕ. А что нам это иногда непонятно, – так и должно быть: все Божественное нам вполне постижимо быть не может! Примеров тому – множество! Укажу даже на апостола Павла: о, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? ( Рим.11:33–34 ); никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их. И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны ( 1Кор.3:18–20 ). Поэтому меня всегда удивляет смелость «мудрецов века сего», – когда они брались за Божественные вещи, будто все им совершенно понятно и ясно! Будто они советники Богу ( Ис.40:13 ). Особенно страдают этим ученые и профессора. И несмотря хотя бы на то, что они по одному и тому же вопросу противоречат друг другу, однако они отличаются самоуверенностью и стремлением к новшествам в богословствовании, вместо того чтобы опираться хотя бы на святых отцов... В крайнем случае следует смиренно сознаваться в непостижимости предметов богословия; но этого у них – почти всегда – мы не видим... А сколько от этого произошло заблуждений! Так бы следовало отнестись и к вопросу о вечных мучениях: как они соединяются с любовию Божией? Особенно если в Священном Писании об этом определенно сказано, что они действительно будут?! И как нам поможет «мудрость века сего»? С этого смирения и нужно бы начинать... Раз Церковь , – в лице ли святых отцов или вообще Предания 2-х тысяч лет, – что-нибудь принимает и держит, – и нам необходимо того держаться, без излишних рассуждений своих! IV. Церковное учение Еще любят иные богословы ссылаться на Церковное учение, которого они будто бы и хотят держаться и держатся. Хорошее и правильное желание!

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Бывшему хромому было, – добавляет дееписатель, – больше сорока лет. И эта точность еще более удостоверяет чудо исцеления. (См.: Деян. 3:1–11; 4:1–22 .) Перенесение Филиппа по воздуху Управитель казначейством Эфиопской царицы Кандакии, евнух, верующий, посетил Иерусалим для молитвы; и ехал обратно в Эфиопию. Дух же Божий через Ангела повелел Филиппу: «Иди на юг по пути из Иерусалима в Газу!» Он идет. Его нагоняет евнух, читающий пророка Исаию. Приглашает Филиппа в коляску; тот объясняет. Потом крестит его в мимо текущем протоке. И когда они вышли из воды, Дух Святый явно сошел на евнуха. Филипп же оказался тотчас в Азоте; и продолжал проповедовать – до Кесарии, на западе Палестины. (См.: Деян. 8:26–40 .) Чудо, уму непостижимое! Обращение Савла Все мы знаем об этом. Но расскажем и здесь. Савл. При одном этом имени христиане страшились. Это был искренний еврей и явный гонитель христиан. Он, как и другие Христовы враги, приходил в бешенство от одной мысли, что какой-то Иисус объявил Себя «Сыном Божиим». «Богохульник». Он умер на кресте. Но остались «неразумные» почитатели Его. Нужно всеми мерами преследовать их! Сажать в тюрьмы, убивать – как Стефана – когда он был свидетелем и одобрил избиение его камнями (см.: Деян. 7:58–59 ). Пощады нет. С этой целью он испросил у первосвященника разрешение отправиться в Дамаск, чтобы преследовать христиан и там. Сам он ехал верхом на коне. Приближались уже к Дамаску. Вдруг осиял с неба свет, так что он упал на землю. Сверху послышался голос: – Савл, Савл! что ты Меня гонишь? – Кто Ты, Господи? – вопрошает он в ужасе, продолжая лежать на земле. – Я – Иисус, Которого ты гонишь. Но трудно тебе против рожна переть! Гонитель, трепеща и ужасаясь, говорит: – Господи! что хочешь со мною делать? – Встань и иди в город: и там тебе будет сказано, что нужно делать! Люди, сопровождавшие Савла, дивились. Это было в полдень, как после сам Савл рассказывал Агриппе царю и Фесту, правителю римскому в городе Кесарии. Все мы пали на землю. Они свет видели, но голоса Говорившего мне не слышали.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Было райское царствование… Потом «держава диавола» ( Евр. 2:14 ; Мф. 4:8–9 ; Ин. 12:31, 14:30, 16:11 ; Еф. 6:11–12 ). Затем наступило «Царство благодати» – это с Пятидесятницы до конца мировой истории. А затем наступит «Царство славы " … «Новый Иерусалим» ( Апок. 21 ). Но в Господе Иисусе Христе это Царственно-Славное величие (по человечеству) уже наступило ныне, на Вознесение… Оно открылось при Крещении, когда Он был «помазан» Духом Святым на начало служения… Потом проявилось на Фаворской горе, во время Преображения (Царствие Божие, пришедшее в силе – Мк. 9:1 , а у Мф.: Сын Человеческий, грядущий во Царствии Своем, – Мф. 16:28 ). Но это лишь временно «при-открылось» оно… А на вознесении заблистало во всей силе во Христе – Прославленном… «Блистающий Христое». «Нетления благолепие» (красота)… Но до вознесения эта слава во Христе была еще не «всюду», так сказать… Она была в мире сем… Ее не было в самом препрославленном месте: на Престоле Пресвятой Троицы… Она была еще во Христе одном; но не коснулась еще людей, – темных, нечистых, униженных, рабов, – рабов и диавола, и своих страстей… А по вознесении оно (скоро) дается всем… И даже миру тварному, неодушевленному – в зачатке… Но на Вознесение «Человек Бог» прославился до крайнего предела: Он (с человечеством) – на Престоле славы!.. И отныне этим ОТКРЫЛОСЬ НАЧАЛО ВСЕОБЩЕГО ЦАРСТВА СЛАВЫ. …И даже дерзаю думать, что сами апостолы не усваивали еще всего величия совершившегося… Не только потому, что они спрашивают Господа о «Царствии Израильском» на земле ( Деян. 1:6 ), не разумея ничтожества своих мечтаний по сравнению с тою славою, которая была уже скрыта в Воскресшем Христе. Он и им ее, даже по воскресении, не всю обнаруживал, а прикрывал (они еще не могли воспринимать ее вполне, она имеет открыться при вознесении к Отцу, в Царство славы… Но это же усматривается даже и из самого поведения их, как пред смертью Господа, так и при вознесении Его. …Перед страданиями они, – естественно, конечно, – скорбят… Иду к Пославшему Меня… От этого печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел… Как будто мать с детьми разговаривает и убеждает их… Они и были еще дети… Да и все люди (кроме святых) дети: только или хорошие, или злые… Если Я не пойду, Утешитель не придет к вам, а если пойду, то пошлю Его к вам ( Ин. 16:5–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

В главе 8 обращу внимание на то, что воображающие, будто и они понимают, – обманываются: кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать; но кто любит Бога, тому дано знание от Него ( 1Кор. 8:2–3 ). Итак, путь к знанию не философствование рассудочное, а любовь к Богу, за что Он дает тому Откровение. Глава 10 о вкушении идоложертвенной трапезы (то есть остатков от жертв, приносимых идолам, а в сущности – бесам). Здесь обращает внимание то, что апостол ставит в параллель чашу Господню (то есть Евхаристию) и чашу бесовскую; трапезу Господню и трапезу бесовскую (ср.: 1Кор. 10:21 ). Значит, там – жертвы, и Евхаристия – Жертва. И в следующей, 11-й главе – прямо говорит слова Господа, что чаша есть новый завет в Моей Крови ( 1Кор. 11:25 ). А о прочем ([Тело Мое], за вас ломимое) уже говорилось. Евхаристия должна напоминать первообразную Жертву Голгофскую: смерть Господню возвещаете ( 1Кор. 11:26 ). Главы 12–14 о дарах духовных. Верующие суть члены Тела Христова – Церкви; а соединяет их Дух Святой, разделяя и назначая каждому члену духовного организма свой дар и свою задачу. Вы – тело Христово ( 1Кор. 12:27 )... Вот это есть истинная связь – Духом Его. Все от Него. Даже уверовать нельзя без Духа Святого: никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор. 12:3 ). Глава 13 об истине воскресения людей. Эта истина основывается прежде всего на факте воскресения Христа: а Он умер за грех наш ( 1Кор. 13:3 ), а после и воскрес (что фактически несомненно: ибо является множеству). Но если воскрес, то в Нем все оживут, ибо есть духовное наследство подобно худому наследству от Адама (грех и смерть) (см.: 1Кор. 13:22 ). Каков Небесный, таковы и небесные ( 1Кор. 13:48 ). Из этого Послания особенно примечательны для нашего вопроса главы 1–4, где говорится о «тайне» Искупления, простой для веры и безумной для мудрецов. Второе Послание к Коринфянам Написано в защиту апостольского авторитета против доверчивой паствы (главы 1–3) и агитаторов-вожаков (главы 10–13).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

В синаксаре Триоди цветной на Пасху смысл этого слова так толкуется: Пасха «еврейскою беседою преведение» именуется. Через что? Там указывается на переведение через Чермное море. Но это уже позднейший смысл; а первоначальный — проведение мимо смерти в ночь казни первенцев. И это событие евреи праздновали по особому обряду: закалали чистого единолетнего агнца; не сокрушая его костей, пекли его на огне; и съедали в эту ночь с опресноками и горькими травами. А остатки костей жгли утром. Вкушали притом в препоясанных одеждах, в обуви и с посохами в руках, как готовые к пути из Египта: …это — Пасха Господня. И да будет вам день сей памятен; и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши… (Исх. 12, И, 14). И с того времени этот праздник сделался главою всех еврейских праздников на все времена. И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? скажите им: это — пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов израилевых в Египте, когда поражал египтян, и домы наши избавил (Исх. 12, 26-27). А вышло из Египта до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей (Исх. 12, 37). Так началось совершение спасения избранного народа. Отсюда становится понятным и христианский смысл Пасхи: спасение Христом от власти диавольской. Публикуется по изданию: Митрополит Вениамин (Федченков). Пасха. М., 2007 г. Читайте также: Нигде не празднуется так радостно прекрасная Пасха, как у православных! Отчего радость? Предпасхальные переживания Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 20 марта, 2024 19 марта, 2024 18 марта, 2024 23 мая, 2023 23 апреля, 2023 17 апреля, 2023 16 апреля, 2023 16 апреля, 2023 15 апреля, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/smysl-pasxi/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010