«Бог, богатый милостью... и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом... и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф. 2:4—6). «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших... Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1 Кор. 15:20, 22, 23). А что употребляется при этом яйцо, окрашенное в красный цвет, то это должно напоминать нам в отношении ко Христу Кровь Его, которой Он исходатайствовал нам эти дары, а в отношении к нам означать духовное веселье. — Впрочем, поскольку Церковью таковым вещам не дано постоянного значения, то можно, взирая на употребление красных яиц во время Пасхи, представлять себе и другое, приличное празднеству. 2. Хождение священников по домам с крестом или с иконами принадлежит также к особенностям Пасхи. В Малой России ходят токмо в городах, а в Великой и в городах, и в деревнях; в Малой России и во многих городах великороссийских токмо с крестом, а в деревнях Великой России и некоторых городах и с иконами, в числе которых необходимым считается иметь икону Богоматери так называемой запрестольной, а в некоторых местах и икону Воскресения, и хоругви. Иконы носятся прихожанами, которые при разных случаях жизни дают на то обет. Почему во время ношения соблюдают строгую умеренность в пище и питии; а иные почти и постятся, не употребляя, во все продолжение ношения икон, мяса. Ходя с крестом, поют, вошедши в дом, так называемый задостойник, то есть стихи: Ангел вопияше и Светися, светися; а ходя с иконами — канон Пасхи или молебны. При этом, обходив все дома одной деревни, в некоторых странах ходят и на поля, засеянные озимым хлебом, и там поют канон Пасхи, прося Воскресшего, да воскресит Он и посеянное на поле. 3. Целодневный во все колокола звон через все продолжение праздника, в знаменование духовного торжества и сердечной радости о победе над врагами нашего спасения. Обыкновение это принадлежит Великой России; а в Малой ограничиваются тем, что во все течение этого праздника звонят во все колокола вместо обыкновенного звона в один колокол, к церковным службам и в продолжение их, где положено звонить в один колокол.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3216...

Будем же славить Воскресшего Господа не только устами, но и нашими делами, нашей жизнью. Только тогда Пасха будет для нас спасительной, когда истина Воскресения Христова станет нашей истиной, основой нашей веры, содержанием нашей жизни. Тогда и радость наша будет истинной сердечной радостью, о которой говорил святой евангелист Иоанн Богослов: “…И возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас” ( Ин.16:3 ). День Пасхи, день Воскресения Христова — это “Праздников праздник и торжество из торжеств”. Воскресение Христово — торжество не только веры христианской, любви и надежд, но и правды вообще. Правду Свою Господь подтвердил Воскресением. Воскресением он подтвердил и правду человеческую. “А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша” ( 1 Кор.15:3 ). Милостью Божией нам дана еще одна Пасха, а с нею — радость и торжество. Воздадим же Воскресшему хвалу, благодарение и поклонение. Осиянные лучами Воскресения, будем и сами носителями света, радости и совершенства. Сердечно поздравляю вас, возлюбленные о Господе архипастыри, пастыри и все верные чада Украинской Православной Церкви, с великим праздником святой Пасхи. Желаю вам от Воскресшего Господа Жизнедавца великих и богатых милостей. Ныне великие мучения претерпевает наша родная Украина и многострадальный украинский народ на пути возрождения и самоутверждения. Господь судил нам жить в такое время, которое определяет судьбу нашей Украины, ее будущее. И в эти неспокойные дни многим из нас нехватает мирного духа — духа кротости и любви, духа терпения и прощения. Светлое Христово Воскресение — Пасха — это праздник примирения и объединения всех о Господе Иисусе, ибо во Христе, как говорит апостол Павел, “нет ни еллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания; варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос” ( Кол.3:3 ). В это беспокойное и многотрудное время призываю вас, возлюбленные, ревностно беречь мир гражданский и церковный, беречь единство церковное, чистоту православных традиций, наши прекрасные национальные церковные обычаи.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-rechi...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События Поздравляем всех с праздником Вознесения Господня! Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,/ радость сотворивый учеником/ обетованием Святаго Духа,/ извещенным им бывшим благословением,/ яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира. Вознесение Господне - один из самых великих христианских праздников. Как следует из названия, праздник установлен в честь события Вознесения Иисуса Христа на небо. И отмечают его на сороковой день после Пасхи.  Праздник Вознесения всегда приходится на четверг, но точная календарная дата его каждый год разная, так как зависит от подвижной даты Пасхи. После Воскресения из мертвых Иисус Христос еще сорок дней был на земле, являясь Своим ученикам, беседуя с ними, укрепляя их веру в экстраординарное событие, событие, превышающее человеческий опыт, - в победу над смертью, в Свое Воскресение из мертвых. Иисус готовит Своих учеников и к грядущему служению. Как сказано в Евангелии, Он отверзает им " ум к уразумению Писаний " , " говоря им о Царствии Божьем " . На сороковой день после Пасхи Христос собирает Своих учеников, приводит их на Елеонскую гору и возносится на небо. Перед самим событием Вознесения происходит очень важный диалог: Спаситель говорит о грядущем Царствии Божьем и о том, что через несколько дней Дух Божий сойдет на них, Его учеников, и они будут крещены Духом Святым.  Но ученики Христа, все еще надеющиеся на то, что Царство Божие - это торжество некоей политической системы на их родной земле, спрашивают у Христа: " Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? " И Христос сурово отвечает: " Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти " ,  - и это ответ всем нам, людям, постоянно вопрошающим о временах и сроках конца света, Второго Пришествия. После этих знаменательных слов Спаситель обещает Своим ученикам, что они примут силу, когда сойдет на них Дух Святой (это событие мы будем отмечать через десять дней, на Троицу). И говорит о том, что приняв Духа Святого, апостолы начнут свою проповедь во всей земле. " Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их " . © Православная классическая гимназия " Радонеж " , 2000-2024. При использовании материалов обязательна ссылка на сайт гимназии: www.gymnasia-radonezh.ru 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/660...

И о ком еще сказать? Не хватит и времени повествовать о всех праведниках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих… (Евр. 11:33–34). За их веру, которую они являли в самых трудных, в самых крайних, в самых безнадежных обстоятельствах, Господь и оправдал их, как и поется в тропаре: “Верою праотцы оправдал еси”. Эту веру их мы и должны себе поставить за образец и постоянно держать в мысли, что эти ветхозаветные праведники были окружены тьмою языческого неверия и нечестия и жили лишь надеждой на пришествие обещанного искупителя; в то время как мы имеем целый облак свидетелей благости Божией в прошлом, имеем ныне Церковь, заботливо ведущую нас ко спасению; наконец, утешаемся несомненною надеждою будущей вечной жизни, которую обещал нам нелживый Бог, так возлюбивший мир, что Сына Своего Единородного дал, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Аминь. Брюссель, 1951 г. В неделю Святых Отцов. (Митрополита Филарета Вознесенского) Известно, что к двум величайшим праздникам, Рождеству и светлому Христову Воскресению, Церковь нас начинает готовить задолго для того, чтобы человек приобрел возможность заблаговременно подготовить себя к великим духовным торжествам, какими являются эти праздники. И вот, уже три с лишним недели тому подряд, когда начался пост, который именуется Рождественским постом и готовит нас к этому празднику, и в канун другого великого двунадесятого праздника, Введения во храм Пресвятой Богородицы, в православных храмах уже раздался радостный и торжественный призыв: “Христос раждается — славите, Христос с небес — срящите, Христос на земли — возноситеся “; и потом, в другие праздничные дни этот призыв снова и снова повторяется. Но теперь мы с вами уже близко подошли к светлым, торжественным дням великого Праздника Рождества Христова и Церковь предварительно напоминает нам о тех великих праведниках Ветхого Завета, которые спасались верой в грядущего Мессию-Спасителя — еще только грядущего — рождество Которого мы, Бог даст, будем скоро праздновать.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Когда-то Блок написал: «И прежней радости не надо вкусившим райского вина» 191 . Кто этот опыт имел, тому и вправду не надо никаких доказательств, ибо это он был на горе, это ему было там хорошо. И что против этого может самая что ни на есть «научная» пропаганда? Разве наука не основана в последнем итоге на опыте? Но именно опыт мы и произвели, а потому знаем знанием несомненным, всей его радостью, всей его глубиной, что мир и жизнь созданы для преображения, дабы явился и засиял таящийся в них свет, подобно тому как сияет он в лице человека, созданного для радости и счастья. Мы знаем, что нет для человека иного пути, чем медленное и трудное восхождение на гору Фавор. Но если мы начали его, то, даже падая, изнемогая и изменяя своему призванию, мы все равно видим на всем отблеск этого света, ощущаем радость и счастье, с которыми ничто не может сравниться. И потому можем спокойно сказать: «Продолжайте свое черное дело, насмехайтесь, разоблачайте, гоните! Все равно вы не можете ничего против человека, который хоть раз в жизни от полноты опыта, от полноты радости, от всего существа своего сказал: Господи! хорошо нам здесь быть». Таинственный рост В середине августа празднует Церковь светлый и радостный праздник Преображения Господня. О чем этот праздник? В чем его свет и радость? Почему его особенно любили на нашей земле? Уже в самом слове «Преображение» звучит какая-то небесная музыка. Это слово не из тех, к которым мы уже привыкли, – не просто «перемена» (мало ли, какие бывают перемены!), не «видоизменение», не «эволюция», не «трансформация». За ним скрывается то, чего нет в нашей будничной жизни, то, что противостоит обыденщине и будням, преображая их изнутри. Нам, живущим почти через две тысячи лет после событий, о которых рассказывает Евангелие, трудно представить реальную их обстановку. Мы видим Иисуса Христа на иконах и сотнях картин всегда как бы преображенным – преображенным нашей любовью, нашей верой и благоговением. Но Христос, по Евангелию, был нищим, не имел где приклонить голову ( Мф. 8:20 ). Церковь сознательно применяет к нему слова пророка Исаии о страждущем служителе, которые мы слышим в Великую пятницу: Нет в Нем вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его ( Ис. 53:2–3 ). Вот каким видело Христа пророчество о Нем и каким призывает видеть Его Церковь . Но это образ не одного лишь Христа, а миллионов и миллионов тех, над кем властвует горстка «великих мира сего».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Она торжествующая Церковь, которая предначертала путь исторической Церкви. Ибо жизнь в Церкви есть в действительности предвкушение этой неописуемой радости, торжества Агнца над мрачными силами тьмы, прославления и хвалы Богу за Его всемогущество. Христианское делание теснейшим образом связано с Личностью и делом Иисуса Христа. Возвещение Его рождения Деве Марии есть радостная весть: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою (Лк.1:28). При Его рождении ангел возвещает пастухам: Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям (Лк.2:10), а воинство ангелов на небе славит Бога: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк.2:14). Народ, слыша чудесные слова Иисуса, славит Бога (Мф.9:8). Спасенные скачут от радости и славят Бога за славные дела, совершенные над ними Иисусом. Воскресение Иисуса завешает божественную радость людям и становится источником их жизни. Первое слово Воскресшего к людям: Радуйтесь! (Мф.28:9). Верующие первой общины в Иерусалим преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца (Деян.2:46). Автор 1-го Послания Петра так говорит о христианском сознании: (вы) радуетесь радостью неизреченною и преславною (1Пет.1:8). Таким образом, праздник связан со смыслом христианской жизни. Так что не может быть никакого сомнения: христианская жизнь на всех ее этапах, в ее многообразных связях, даже в противоречиях и критических обстоятельствах, есть участие в невыразимой радости о Иисусе Христе и выражается в благодарении, восхвалении и славословии Бога: живем ли для Господа живем, умираем ли для Господа умираем. И потому живем или умираем всегда Господни (Рим.14:8). Радость о Господе есть неотторжимое и неотреченное достояние христиан; они с избытком исполнены радости и мира Господа, постоянно славят Бога и сами становятся для мира источником радости: Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь (Флп.4:4). 2. В греческой античности праздник является подражанием мифологическому исходному событию и постоянным воспроизведением великих дел богов, героев и обожествленных людей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/429/...

По Своем Вознесении на небо Христос Спаситель не оставил верующих. Он невидимо неотлучно пребывает в Церкви. Тропарь : Вознесся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, избавитель мира (когда они через благословение Твое совершенно убедились, что Ты есть Сын Божий, Избавитель мира). Кондак : Еже о нас исполнив смотрение (исполнив замысел о нашем спасении), и яже на земли (земное) соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный (не оставляя живущих на земле, но пребывая неразлучно с ними ), и вопия (взывая) любящим Тя: Аз есмь с вами, иниктоже на вы (никто против вас)! Пятидесятница Сошествие Святого Духа на апостолов празднуется Православною Церковью в пятидесятый день после Пасхи. Праздник в память события сошествия Святого Духа установлен апостолами. Они ежегодно его праздновали и заповедовали всем христианам особенно почитать этот день (Деян.2:14,23). На пятидесятый день после Воскресения Христова все апостолы, вместе с Божьей Матерью и с другими учениками, единодушно пребывали в молитве и находились в одной горнице в Иерусалиме. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. Появились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. У евреев тогда был великий праздник Пятидесятницы в память дарования Синайского законодательства (установления Завета между Богом и народом). По случаю праздника в Иерусалиме собралось много иудеев, пришедших из разных стран. Услышав шум, огромная толпа собралась около дома, где были ученики Христовы. Все в народе изумлялись и спрашивали друг друга: « Сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились… слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? (Деян.2:7–11)И некоторые в недоумении говорили: « Они напились сладкого вин а » (Деян.2:13).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

После окончания священной вечери Господь идет на гору Елеонскую 41 . В продолжение сего длинного пути Господь продолжает последнюю беседу Свою с учениками Своими 42 и перед переходом через поток Кедронский, произносит вслух молитву к Богу Отцу 43 . Потом переходит поток и входит в сад Гефсиманский 44 . XIII. 1. Прежде же праздника Пасхи ведый Иисус, яко прииде ему час, да прейдет от мира сего ко Отцу, возлюбил своя сущия в мире, до конца возлюби их. «Прежде праздника Пасхи». Это выражение, по-видимому, подтверждает высказанный нами во вступлении взгляд, что священный вечер Четверга приходился 13-го Низана, за сутки до совершения законной Пасхи. Но остановимся с особым вниманием на выражении: «ведый Иисус, яко прииде ему час». Надобно твердо помнить, что всякое событие земной жизни Господа нашего Иисуса Христа совершалось во время, установленное премудростью Божией 45 . До тех пор, пока не настал час, враги Господа были бессильны: они не могли ни схватить Его, ни бросить в Него камней 46 они могли только проявить злобную волю свою, но волю бессильную до попущения Божия. Когда же пришло время, в которое Богу угодно было назначить совершение великой жертвы искупления, то Он Сам во плоти указывает на наступление сего часа, ради которого, как Он Сам сказал: «приидох на час сей» 47 ; и в другом месте перед взятием Его: «пришел час; прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» 48 . Эта мысль о пришествии на землю Господа в определенное высшею премудростью время и о совершении всех сих великих событий лишь тогда, когда наступило для них Божие время, выражена Апостолом Павлом в послании к Галатам (IV, 4) словами: «когда пришла полнота времени» 49 . Эти пределы времен для наступления великого события пришествия Господа на землю несколько раз указываемы в Ветхом Завете, как напр. в Быm. XLIX, 10 : «не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель». Или в пророчестве Даниила IX, 24: «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк и помазан был Святый Святых ...(26). И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос и не будет; а город и святилище разрушены будут ...»

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

После описания бедственного гражданского состояния Иудейского народа, Пророк переходит к описанию наружного, лицемерного, неодушевленного истинным благочестием Богослужения Иудеев, и обращается к обличению высших, начальствующих, так как они долженствовали подавать пример благочестия простому народу. «10. Выслушайте слово Господа, князья Содомские, уразумей волю Бога нашего, народ Гоморрский. 11. Что во множестве жертв ваших 43 , говорит Господь! Пресыщен Я всесожжениями овнов и туком откормленного скота, крови тельцов и агнцев и козлов Я не хочу. 12. Вы приходите являться пред лице мое. Но кто требует сего от рук ваших, чтобы вы топтали дворы мои. 13. Впредь не приносите Мне пустых даров, курение ваше отвратительно для Меня, и новомесячья и субботы 44 и праздничные собрания; не терплю ваших праздников, оскверненных неправдами. 14. Новомесячья и праздники ваши ненавидит душа моя; они для Меня неприятны, Мне тяжело выносить их. 15. Когда вы простираете ко Мне руки ваши, Я отвращаю от вас взоры мои; и сколько бы вы ни молились, не слушаю вас. Руки ваши все в крови» 45 . Обращение к начальникам народа и ко всему народу самое уничиженное, самое презренное. Начальники Иудейские называются князьями Содомскими, а народ – народом Гоморрским; первые без сомнения по крайней слабости и вместе насильственности управления, а народ потому, что оставляемый без надлежащего попечительного управления на произвол страстей, предавался всякого рода порокам. И то чем бы грешник мог себя утешить и приобрести некоторое дерзновение пред Богом, самые жертвы и приношения, самые молитвы и возношения его к Богу отвергаются, уничижаются, с негодованием отреваются пред Богом. «Что Мне во множестве жертв ваших?» Боже благий и милосердый! Не сам ли Ты учредил чрез законоположника Твоего Моисея все Левитское служение? Разные жертвы и всесожжения и фимиам, не в очищение ли многоразличных человеческих грехов и прегрешений повелел Ты приносить? Не Сам ли учредил для воспоминания великих дел твоих все празднества, субботы, новомесячья и другие священные времена? А паче всего не Сам ли повелел молиться во всякое время, особенно при торжественном совершении служения Тебе? От чего же, по изображению Пророка, и жертвы Тебе неприятны и курение отвратительно, а праздники в тягость и воздаяние рук отвергаешь, и молитв не приемлешь? Отвергаешь потому, что эти жертвы и всесожжения только наружные, дары и приношения лицемерны, субботы и празднества совершаются по одному приличию, приносимые молитвы один звук слов без чувства сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Потому-то он вышел и – что говорит? Аз ни единыя вины обретаю в Нем. Смотри, какое благоразумие! Пилат не сказал: „так как Он погрешил и достоин смерти, то простите Его для праздника»; но сначала оправдал Его от всякой вины, и потом уже с полным правом просит, чтобы они, если не хотят отпустить Его, как невинного, – по крайней мере, пощадили бы Его, как виновного, ради праздника. Поэтому Пилат и присовокупил: есть обычай вам, да единаго вам отпущу на. Пасху, и потом, желая преклонить их, (продолжал): хощете ли убо, да отпущу вам царя иудейска? Возопиша же вси: не Сего, но Варавву ( Ин. 18:39, 40 ). Какое гнусное желание! За подобных себе просят и виновных отпускают, а невинного повелевают предать казни! Таков уже издавна их обычай! Но ты во всем этом замечай человеколюбие Господа. (Тогда) би его Пилат ( Ин. 19:1 ), – быть может, желая чрез то утишить и укротить ярость Иудеев. В самом деле, так как прежними средствами он не мог освободить Христа, то, желая этим, по крайней мере, ограничить зло, приказал бить Его и позволил делать с Ним все, что было сделано, – возложить на Него ризу багряну и венец, чтобы только утишить гнев их. Для того Пилат и вывел Его к ним в венце, чтобы они, увидевши позор, какому подвергли Его, несколько успокоились от страсти и извергли из себя яд. Между тем, Христос и при столь многих и столь великих поруганиях стоял молча, как поступил и при допросе, и ничего не отвечал. А ты не только слушай это, но и непрестанно содержи в своем уме; и когда видишь, что Владыка вселенной и всех Ангелов, подвергаясь от воинов поруганию словами и делами, все переносит молчаливо, – поступай так же и сам. Пилат назвал Христа царем иудейским; поэтому (воины) и возлагают на Него одежду посмеяния. Затем он вывел Его и говорит: ни единыя вины обретаю в Нем. И вышел (Иисус), нося венец, – но и это не погасило ярости Иудеев: они кричали: распни, распни Его. Тогда Пилат, видя, что все усилия его напрасны, говорит: поимите Его вы, и распните. Отсюда видно, что и прежние (поругания) он дозволил для укрощения их неистовства: аз бо, говорит, не обретаю в Нем вины ( Ин. 19:2–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010