Наступал день Пятидесятницы. Этот праздник совершался торжественно в Иерусалиме в пятидесятый день после Пасхи. Им воспоминалось дарование закона Моисею на горе Синае. Дома и синагоги украшались древесными ветвями; множество народа приходило в Иерусалим из всех стран мира. Верующие молились единодушно в горнице на горе Сионе, как вдруг, в третьем часу дня, что по нашему счету значит в девять часов утра, сделался великий шум с неба, как бы от сильного ветра, и Дух Святый, в виде огненных языков ниспустился на каждого из молящихся; все они исполнились силою и божественною мудростью; все вдруг получили великий дар свыше, знание языков, что должно было облегчить им благовествование всем народам. Услышав шум, множество народа окружили дом, в котором находились апостолы; здесь было много иностранцев и много иудеев, живших по чужим землям и приехавших в Иерусалим на праздник. Апостолы вышли к ним и стали говорить с каждым на его природном языке, проповедуя о великих делах Божиих. Все изумлялись этому. Тогда Петр стал объяснять пророчества, в которых предсказано было о пришествии Иисуса Христа, и объявил, что все эти пророчества, теперь исполнились, что Христос родился, был распят и потом воскрес, что Он ныне излил на апостолов Своих Духа Святого. Слышавшие это умилились сердцем и говорили: «что же нам делать?» Петр отвечал им: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа, чтобы получить прощение грехов; и получите дар Святого Духа. Обещание это дано вам и всем, кого призовет Господь. Спасайтесь от сего развращенного рода». В этот день около 3.000 человек обратились ко Христу и приняли крещение. Они стали жить вместе с апостолами и имели все общее, и постоянно пребывали в молитве и преломлении хлеба, т.е. совершали установленное Господом таинство евхаристии. Сватая церковь совершает торжественно память о Сошествии Святого Духа. Этот праздник называется днем Пятидесятницы, а также и Троицыным днем. Церкви и дома украшаются древесными ветвями и цветами в память того, что под сенью зеленых кущей праздновали и евреи дарование им закона. В прославление же новой благодати, излиянной на апостолов, церковь воспевает:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Пришли к нему и фарисеи, само наименование которых стало позже синонимом лицемерия, и не верившие в загробную жизнь циничные саддукеи. Но они, считавшиеся учителями народа, «цветом нации» были обличены Иоанном и отвергнуты им. Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму ( Лк. 3; 7, 8 ). Проповедь Иоанна была так сильна, что приходившие к нему реально по слову пророка меняли свою жизнь: отдавали одежду неимущему, никого не обижали, не клеветали, довольствовались своим жалованьем, не вымогали лишние налоги. Но когда на Иордан пришел Христос, тон Иоанна из обличительного стал абсолютно смиренным. Он узнал своего Бога, несмотря на то, что Тот пришел в виде простого человека, а не могущественного и славного царя. Когда Христос сошел в воду, чтобы принять крещение, Иоанн пришел в полное недоумение, говоря: Мне надобно креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко мне? Но Господь успокоил Иоанна и повелел исполнить над собой все, что исполнял он над всеми приходящими. Конечно, Христос не имел нужды в покаянии, Ему не надо было очищаться, сойдя в иорданские воды. Но Он сошел в реку, чтобы очистить водное естество и сделать его живоносным. И как только Христос вышел из воды, на Его главу сошел в виде голубя Святой Дух, а голос Бога-Отца подтвердил сыновство Иисуса. С этого момента тридцатилетний Спаситель вышел на общественное служение. Особенности богослужения праздника Навечерие Богоявления Празднику Богоявления предшествует так называемый Крещенский сочельник или навечерие Богоявления. Службы навечерия и самого праздника Богоявления сходны со службой праздника Рождества Христова. Во все дни, кроме субботы и воскресенья, служба навечерия Богоявления состоит из великих часов, изобразительных, Литургии святителя Василия Великого , начинающейся с вечерни, и великого освящения воды, совершаемого после заамвонной молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Продолжение праздника    Праздник Пасхи продолжается тридцать девять дней с тем разделением, что первые семь празднуются торжественнейшим образом, отчего и называются седмицей Светлой, Святой и Великой, восьмой также торжественно, и называется на языке церковном Антипасхой, в память явления Господа не веровавшему Фоме и уверения его язвами Своими, а последующие — с меньшей торжественностью, так что христианам позволяется в оные заниматься и обыкновенными своими житейскими делами и работами. Праздник Вознесения Господня Предмет праздника и отношение к жизни христианской    В сороковой день, считая с первого дня Пасхи, совершается праздник Вознесения воскресшего Господа на небо. Описание этого великого события находится в книге Апостольских деяний (Деян. 1). Цель сего праздника та, чтобы мы, следуя мысленно за вознесшимся Христом, возносились духом, научались мудрствовать небесная, а не земная, и не привязывались душой к стране временного странствования. «Итак, если вы воскресли со Христом, — учит апостол Павел, — то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3:1-2). «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Флп. 3:20-21). «Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13:14). Предмет праздника и отношение к жизни христианской    В сороковой день, считая с первого дня Пасхи, совершается праздник Вознесения воскресшего Господа на небо. Описание этого великого события находится в книге Апостольских деяний (Деян. 1). Цель сего праздника та, чтобы мы, следуя мысленно за вознесшимся Христом, возносились духом, научались мудрствовать небесная, а не земная, и не привязывались душой к стране временного странствования. «Итак, если вы воскресли со Христом, — учит апостол Павел, — то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3:1-2).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Происхождение службы    В службе на этот праздник хвалитные стихиры приписываются сочинению Василия Великого, а прочее составлено Космой Иерусалимским, наставником Иоанна Дамаскина, жившего в VIII веке, и Иоанном Арклийским, или, что то же, Дамаскиным. Проповеди святых отцов    Проповеди на этот праздник можно находить в сочинениях святых отцов: Василия Великого, Григория Богослова, Амвросия, Златоуста, Кирилла Александрийского, Прокла, Максима, Льва Папы, Петра Хрисолога, Григория Великого, Фулгенция. Продолжение праздника    Праздник этот празднуется семь дней и притом с троякой торжественностью, а именно: в первый день торжественнейшим образом, во второй — хотя менее торжественно, но более, нежели в прочие дни, а далее — как обыкновенно совершаются попразднства. Праздник Преображения Господня Предмет праздника и отношение к жизни христианской    Праздник Преображения Господня совершает Церковь 6 августа в воспоминание того, что Иисус Христос (как повествуют Евангелисты: Матфей, (Мф. 17:1-9), Марк (Мк. 9:2-9) и Лука (Лк. 9:28-36), возведши в некоторое время трех учеников Своих — Петра, Иакова и Иоанна — на гору (Фавор), преобразился пред ними, то есть Лицо Его просияло, как солнце, ризы Его сделались блистательны и белы, как снег; при этом явились пред Него Моисей и Илия, и из светлого облака, осенившего всех их, слышен был глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте!» (Мф. 17:5).    Учители Церкви, разлагая это событие на части, в каждой из них находят назидательные наставления для христианина. Заметим главные мысли. Намерением, говорят они, при этом было то, чтобы: 1) показать вечное Божество Иисуса Христа и Его равночестную Богу Отцу славу; 2) чрез это возбудить веру и любовь к Нему и 3) желание чистоты и святости, как необходимых для участия в Его славе. «Мы же все, — говорит апостол, — открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу» (2 Кор. 3:18). Частнейшей целью Преображения было то, чтобы самовидцев-апостолов приготовить к созерцанию страданий Спасителя, то есть чтобы они пребыли непоколебимы в вере и любви к Нему, несмотря на крайнее Его уничижение, которому Он скоро должен был подвергнуться./Да егда Тя узрят распинаема/, — воспевает Церковь, —/страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят: яко Ты еси воистинну Отчее сияние/. Посему-то Моисей и Илия, «явившись во славе... говорили об исходе Его (Иисуса Христа), который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Троица – исполнение всех ожиданий Если спуститься с недостижимых, по накалу духовной радости, пасхальных высот, Троица — самый близкий православному сердцу праздник. 7 июня, 2009 Если спуститься с недостижимых, по накалу духовной радости, пасхальных высот, Троица — самый близкий православному сердцу праздник. Троица – самый близкий православному сердцу праздник, после Пасхи . Конечно же, и Рождество , с его неудержимой звездой и премудрыми волхвами, таинственным вертепом и потрясенными пастухами, с тепло и добро сопящими волами и осликами, со всем этим неповторимым ожиданием чуда, и Крещение, пробивающее тонкий лед иордани, наполняющее и освящающее весь водный состав, а с ним и весь живой Божий мир, конечно же, и они любимы и дороги. В Святой Троице присутствует вся полнота и преисполнение, обетование и исполнение всех ожиданий и освящений. Некий Божественный итог Божественного же замысла. Троица , или Святая Пятидесятница (поскольку она и есть 50-й после Святой Пасхи день, в который, по обещанию Спасителя, апостолы получили дары Святого Духа, исходящего от Небесного Отца), имея Новозаветное завершение, начало полагает в Ветхом Завете, как бы пронизывая и подтверждая слова Христа о том, что не разорить Он пришел закон, но исполнить. В 50-й день по Ветхозаветной Пасхе явился Господь Моисею на Синайской горе, преподав ему через Святые Заповеди Свою Волю, и обещанием спасения — Свою Любовь. По сути, начало религиозности, как неотъемлемое соединение веры и исполнения Воли Божией сошло вместе с Моисеем с Синайской вершины к подножию, наполненному маловерным и неблагодарным народом. Формирование и развитие религиозности формировало и развивало этот народ, восставляло из среды его благочестивых вождей и царей, праведников и великих пророков. Один из которых — пророк Иоиль — буквально предвозвестил грядущую Новозаветную Пятидесятницу, говоря: «И будет в последние дни: излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь излию Духа Моего, и покажу знамения на небе и на земле. Прежде, нежели наступит день Господень, великий и страшный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется».

http://pravmir.ru/troica-ispolnenie-vsex...

Труднее всего отпускать умерших, тех, кто уходит от нас, как кажется, навсегда. Мы уже не увидим их до самого конца нашей собственной земной жизни… Но и эта разлука не вечна. Ведь наши любимые не умерли – они, как и Господь, вознеслись вслед за ним в небесные обители, в вечную радость и блаженство рядом с Ним. Туда, где мы с ними обязательно встретимся вновь – встретимся, чтобы обрести полноту счастья и любви и не расставаться уже никогда. Праздник словно сугубой грусти и радости – праздник отдания Вознесения… Что лучше выразит его смысл, как не слова Самого Господа, которые мы с вами слышали в один из этих праздничных дней: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир ( Ин.16:33 ). Да станет прощание с уходящим сегодня праздником Вознесения – началом Вечной Встречи для всех нас с Богом, во Святой Троице поклоняемом, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение – Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь. Слово на отдание Вознесения Господня О вере и сомнении Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них. Ин.12:36 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие во Христе братья и сестры! Сегодня мы с вами совершаем отдание великого праздника – Вознесения Господня, еще раз совершаем торжественную Литургию, как и в самый первый день праздника, поем посвященные ему песнопения. Это значит, что праздничные дни подошли к концу, мы прощаемся с праздником, и в этот последний, прощальный день Святая Церковь предлагает нам еще раз задуматься о смысле уходящего праздника, о тех душеполезных уроках, которые мы получили через него. Ведь любой христианский праздник, а тем более один из числа великих – это не просто повод порадоваться душевно; прежде всего – это повод задуматься о вопросах духовных и чему-то научиться, что-то понять. В сегодняшнем Евангелии мы слышали, на первый взгляд, странные слова. Повествуя людям о Своем грядущем распятии, воскресении и вознесении, Господь говорит о Себе: Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир ( Ин.12:46–47 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

3. Святой Дух говорил посредством апостолов и пророков. Найдите и подчеркните слова в молитвах, приведенных выше, изъясняющие Божественность Святаго Духа и как Он действует. Найдите в своем молитвослове молитвы, упоминающие Пресвятую Троицу и обращенные к Ней. Исхождение Святаго Духа Прошло пятьдесят дней после Пасхи, когда Иисус Христос был распят. Подошел другой большой иудейский праздник – Пятидесятница, иначе называемый Шавуот. Веселый праздник окончания времени жатвы, начинавшейся с Пасхи, отмечали через пятьдесят дней после нее. Святой город был переполнен людьми, приходившими в Иерусалим ради праздника. Сто двадцать последователей Иисуса Христа собрались в этот день вместе в одном доме, и произошло совершенно удивительное событие. Звук, подобный порыву сильного ветра, наполнил весь дом. И словно маленькие язычки пламени появились на голове каждого присутствовавшего в этом доме человека. Апостолы преисполнились Духа Святаго и принялись говорить на разных языках: Святой Дух дал им эту способность. Чудо Святаго Духа А люди, находившиеся неподалеку, изумлялись и дивились тому, что произошло. Вскоре собралась целая толпа, приходило все больше и больше людей, и все они приходили в смятение, слыша, как апостолы славят Бога на разных языках. И, пораженные, говорили они: “Разве сии говорящие не все Галилеяне? Как же тогда получилось, что мы слышим из их уст свое наречие?” Парфяне, и мидяне, и еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, – все слышали на родном своем языке удивительные слова о великих делах Божиих. И недоуменно говорили они друг другу: “Что это значит?” Впрочем, нашлись и такие, которые насмехались и говорили: “Они всего лишь напились сладкого вина и сами не знают, о чем говорят”. Апостол Петр обращается к толпе Но Петр, став с остальными одиннадцатью апостолами, возвысил голос свой и возгласил: “Мужи иудейские, и все живущие в Иерусалиме! Это да будет вам известно, и внимайте словам моим: они вовсе не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но то, что произошло, предсказано пророком Иоилем”. И привел Петр слова пророка: Иоил.2:28–32 (смотри также Деян.2:17–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

I. Января 6-го Св. Церковь празднует Крещение Господа нашего Иисуса Христа. День Крещения Господня есть один из великих двунадесятых праздников и празднуется так же торжественно, как и день Рождества Христова, Все время от Рождества до Крещения называется святками. Их, по указанию Церкви, мы должны проводить в духовном торжестве, размышляя о событиях в Вифлееме и на Иордане. Праздник Крещения называется еще праздником Богоявления, Просвещения и праздником Светов. Богоявлением Он называется потому, что при крещении Спасителя явились миру все три Лица Пресвятой Троицы. Из отверстых небес «и Дух Святый нисшел на Него в телеснам виде, как голубь» (т. е. на крестившегося Сына Божия, – второе Лицо Троицы), и был глас (Бога Отца) с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение». Называется Богоявлением и потому еще, что при крещении Иисус явлен был Своему Предтече и затем уже всему миру как истинный Мессия. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Не тот день, в который родился Спаситель, должно назвать явлением, но тот, когда Он крестился. Не через рождение Свое Он всем сделался известным, но через крещение, почему Богоявлением называется не тот день, в который родился, а тот, в который крестился». Просвещением и праздником светов день сей называется потому, что через крещение Спаситель явился миру как истинный Мессия, Бог, Который пришел на землю просветить «народ, сидящий во тьме», с явлением Его «увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» ( Мф.4:16 ). В древней Церкви в навечерие праздника просвещались, т. е. принимали Крещение, оглашенные. При совершении Таинства горело много светильников, да и при водоосвящении стояли с возжженными свечами в руках. Отсюда и произошли наименования праздника «Просвещения», «светова». II. Богослужение в праздник Крещения походит на службу в день Рождества. а) Скажем сначала о богослужении накануне праздника Богоявления Господня. Накануне праздника (сочевник) положен строгий пост. аа) После утрени поются царские часы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   Праздник Рождества Христова, совершаемый Церковью 25 декабря (7 января н.ст.), установлен в воспоминание Рождения по плоти Господа нашего Иисуса Христа. — Нравственная мысль сего праздника та, что, как Сын Божий для спасения нашего благоволил родиться на земле, так и человеку для той же цели должно переродиться, или, как говорит апостол, «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:22-24). «Если кто не родится свыше, — говорит Сам Спаситель, — не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3). «Странное Рождество видевше, — воспевает посему Святая Церковь, — устранимся мира, ум на небеса преложше: сего бо ради высокий Бог на земли явися смиренный человек, хотяй привлещи к высоте». Предмет праздника и отношение его к жизни христианской    Праздник Рождества Христова, совершаемый Церковью 25 декабря (7 января н.ст.), установлен в воспоминание Рождения по плоти Господа нашего Иисуса Христа. — Нравственная мысль сего праздника та, что, как Сын Божий для спасения нашего благоволил родиться на земле, так и человеку для той же цели должно переродиться, или, как говорит апостол, «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:22-24). «Если кто не родится свыше, — говорит Сам Спаситель, — не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3). «Странное Рождество видевше, — воспевает посему Святая Церковь, — устранимся мира, ум на небеса преложше: сего бо ради высокий Бог на земли явися смиренный человек, хотяй привлещи к высоте». Начало праздника и его история    Праздник Рождества Христова получил свое начало в самые первые времена христианства. Он существовал в IV веке; ибо мы имеем многие беседы, говоренные на сей праздник отцами IV века. Существовал в III веке; ибо, по свидетельству Никифора, Максимиан в III веке сжег в Никомидии двадцать тысяч христиан, собравшихся в храм на праздник Рождества Христова.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

а) Приглашение Соломона к торжеству освящения храма старейшин и начальников колен Израилевых (ст. 1–3). б) Перенесение священниками ковчега завета с Сиона в Иерусалимский храм, в предшествии царя и при бесчисленных жертвах (ст. 4–5). в) Поставление ковчега под крылья херувимов, и замечание о том, что содержалось в ковчеге (одни скрижали Моисеевы) (ст. 6–9). г) Облако славы Господней, наполнившее храм (ст. 10–13). д) Речь Соломона к народу (ст. 14–21). е) Торжественная молитва Соломонова перед жертвенником Господним (ст. 22–53). ж) Молитвенное благословение Соломона, громогласно произнесенное им на собрании Израильтян (ст. 54–61). з) Число жертв, принесенных царем по случаю освящения храма (ст. 62–64). и) Двухнедельный праздник народный (ст. 65–66). Ст. 1. Тогда созвал Соломон старейшин Израилевых и всех начальников колен, глав поколений сынов Израилевых,... в Иерусалим, чтобы перенести ковчег завета Господня из города Давидова... Это было через год по окончании всех работ по постройке храма. Храм был окончен в одиннадцатое лето царствования Соломонова, в восьмом месяце 457 . Освящение же храма произошло в седьмом месяце следующего года, который приходился, к тому же, юбилейным годом. Эго был девятый юбилей от занятия Евреями земли Ханаанской и шестьдесят третий субботний год 458 . Таким образом, понятной становится цель, с какой замедлил Соломон освящение храма на целый год. Оп хотел, чтобы двойной покой субботнего и юбилейного года наиболее способствовал народному торжеству. Ст. 2. ...И собрались к царю Соломону на праздник все Израильтяне в месяце Афаниме, который есть седьмой месяц… Это был месяц Тисри, – седьмой в священном году, и первый в гражданском. Первая половина этого месяца проходила в священных торжествах праздников Труб, Очищения и величайшего праздника Кущей 459 , к которому обязан был и без того являться, по закону Моисееву, весь мужеский пол. Таким образом, торжество освящения храма, по намерению Соломона, должно было получить наибольший блеск от стечения великих годовых праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010