В Москве прошла пресс-конференция, посвященная музею-монастырю «Новый Иерусалим» 9 марта 2007 г. 19:32 6 марта в Федеральном агентстве по культуре и кинематографии прошла пресс-конференция, посвященная выходу в свет двух книг из очередного тома «Сводного каталога культурных ценностей Российской Федерации, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны», под названием «Историко-архитектурный и художественный музей " Новый Иерусалим " ». В рамках пресс-конференции была организована демонстрация редких кино- и фотодокументов, рассказывающих о разрушении знаменитого памятника в 1941 году и этапах его восстановления. Как сообщает православный проект «Новый Иерусалим», к настоящему времени Минкультуры России и Роскультурой опубликовано 14 томов каталога в 29 книгах на русском языке. Две новые книги Сводного каталога — «Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» — продолжают издаваемый с 1999 года полный свод данных об утратах российских учреждений культуры в период Второй мировой войны. Сводный каталог является уникальным справочно-информационным изданием, в котором систематизированы сведения, остававшиеся в течение 50 послевоенных лет засекреченными. Публикуемый с 2004 года Роскультурой, он предлагает вниманию специалистов и широкой общественности документально установленные факты утрат культурных ценностей Российской Федерации. К настоящему времени выпущено 14 томов каталога в 29 книгах на русском и английском языках, в которых систематизированы сведения об утраченных коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, музеев Царского Села, Павловска, Воронежа, Орла, Гатчины, Петергофа, Смоленска, Калуги, Таганрога, а также библиотечных и архивных собраниях. В годы Второй мировой войны в России от оккупантов пострадало более 170 музеев, свыше 4000 библиотек (погибло 115 млн. изданий), архивы 19 областей (утрачено 17 млн. дел). В первые послевоенные годы Чрезвычайной Государственной комиссией были составлены лишь общие списки «культурных потерь», поскольку проблема выявления утраченных ценностей и по сегодняшний день остается чрезвычайно сложной. Создателями Сводного каталога проводятся комплексные работы по выявлению документов, касающихся «военной судьбы» российских культурных ценностей, сбору, систематизации и сравнительному изучению их информации. Уникальный памятник истории и культуры XVII–XVIII вв. — ансамбль Воскресенского Новоиерусалимского монастыря — был взорван саперами дивизии СС «Рейх» 10 декабря 1941 года при отступлении немецко-фашистских войск от Москвы. Коллекции располагавшегося с 1919 года в монастырских стенах Московского областного музея в г. Истре были уничтожены и разграблены. Факт о преднамеренном уничтожении Нового Иерусалима фигурировал в обвинительном заключении Международного военного трибунала в Нюрнберге в 1946 году. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/210681.htm...

(  ; Могиза; греч. Μογιζα) ( Iidem. 1987. P. 170-173; Burns. 1999. P. 158-159; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 1095, 1526-1527), одно из крупнейших селений, в 6 км к юго-западу от Сармады. Оно могло претендовать на статус полиса и, вероятно, служило адм. центром всего горного р-на Бариша. Существовало с нач. II в. В средние века превратилось в маленькую мусульм. деревню, к-рая тем не менее известна по крайней мере до 2-й пол. XV в. Центром селения был андрон. Его портал в 129 г. построен на средства Сеттии Секунды. Неподалеку от него находилось 2 храма. Меньший из них (157) был посвящен Тихе селения (Τχη τς κμης) и возведен на средства Миккала, Бениамина Заарура, сына Дометия. Большой храм коринфского ордера построен на рубеже II и III вв. и посвящен Тихе могизцев. Вероятно, посвящение этих храмов отражает постепенный рост влияния Мааза на самосознание местных жителей, к-рые ко времени постройки 2-го храма стали осознавать себя гражданами формировавшегося полиса. После нек-рой стагнации в III в. 2-й период процветания и быстрого развития Мааза относится к ранневизант. эпохе (IV-VI вв.). Среди построек этого времени наиболее значительна церковь в вост. части селения (кон. V - нач. VI в.). Это большая 3-нефная базилика (26,5×22,2 м) с полукруглой выступающей апсидой; сохранились ее алтарная часть, зап. фасад и отдельные участки боковых стен с окнами. Стены базилики изящно декорированы орнаментом в виде меандровой ленты вокруг дверных проемов и окон. Углы постройки оформлены пилястрами, которые на фоне стен визуально выделены каннелюрами. Для украшения использованы сполии, в т. ч. коринфские капители колонн (II-III вв.). Базилика имела отдельный атриум и баптистерий, почти квадратный в плане (5,52×5,25 м). Вторая базилика расположена в зап. части селения; построена в 30-х гг. VI в. Ее облик был несколько скромнее. В Маазе сохранились также развалины 2 средневек. мечетей с араб. надписями XIII-XV вв. В окрестностях Мааза есть остатки 2 малоизученных комплексов построек: Хирбат-эс-Санад и Дайр-Мааза, к-рые, вероятно, в средние века (после VII в.) были мон-рями. Также известен небольшой мон-рь Дайр-Айзарара в 1,5 км к востоку от Мааза, сложившийся, вероятно, во 2-й пол. VI в. Мушаббак

http://pravenc.ru/text/2563160.html

описание церквей и приходов Казанской еп. Каз., 1916. Вып. 3: Казанский у. (Алаты-Ивановское). С. 77-78). В семье Крупенниковых в Казани хранился в нач. XX в. прижизненный портрет прп. Серафима Саровского (1831, известен по репродукциям; см.: Зеленина Я. Э. От портрета к иконе: Очерки рус. иконографии XVIII - нач. XX вв. М., 2009. С. 165, 168, 170. Ил. 139, 140). Сохранились сведения о работах серебряника Казанского архиерейского дома Семена Дмитриева. Его драгоценный крест с частицами мощей имел надпись, в которой сообщалось, что крест был «построен» для Спасо-Преображенского монастыря при архим. Симеоне в 1691 г. августа в 5 день по заказу «по себе в поминовение своих родителей» таможенного подьячего И. Амвросиева ( Заринский. Церковные древности. 1877. С. 3; Лебедев. 1895. С. 54; Ключевская. 2009. С. 83-84). Др. работа Дмитриева - чеканка и покрытие эмалью Распятия («тело Спасово с подписями») на изготовленном для окольничего кн. П. Л. Львова серебряном напрестольном кресте (1698, ГРМ; «сканью художество» выполнил мастер Иван Юркин). В 1705 г. оклад его работы украсил икону - точный список чудотворной Казанской иконы Божией Матери письма протодиак. Григория Терентьева, созданный по заказу бывших жителей Казани (стала одной из святынь г. Павловска Воронежской губ., см.: Преображенский А. С. Воронежская и Борисоглебская епархия. Церковное искусство//ПЭ. 2005. Т. 9. С. 390). В расходных книгах 1706 г. отмечено, что 29 нояб. С. Дмитриеву было заплачено за изготовление 5 венцов «в своем серебре на чудотворцевы на 5 икон». Известно описание исполненного им в 1707 г. оклада на икону свт. Николая Чудотворца, устроенного, согласно надписи, по заказу уфимского протопр. Стефана «по некоему в чудесах его (свт. Николая.- Авт.) явлению», а также вкладного малого напрестольного креста 1711 г. с мощами в казанской Никольской (Николо-Вешняковской) ц. с надписью внизу рукояти о том, что мастер создал его «художеством своим и из своего прииждивения в сохранение дома своего и во благословение детям своим» ( Малов.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРЕМ II Афинянин, патриарх Иерусалимский (дек. 1766 - 15.04. 1770 или 1771). По происхождению грек, уроженец Афин (мирское имя Евфимий). Начальное образование получил в Афинах, затем продолжил его в Патмосской академии крупнейшего греч. просветителя прп. Макария Патмосского ( 1737), где стал учеником прп. Герасима Византийского и принял монашество. По др. сведениям, Е. обучался у воспитанника Макария, Иакова Патмосского , открывшего в 1736 г. аналогичное учебное заведение в Иерусалиме. Подобно своим наставникам, Е. славился образованностью; греч. и араб. авторы XVIII в. добавляли к его имени почетное наименование «дидаскал», «учитель». В 1741 или 1742 г., уже став известным проповедником, Е. прибыл на Кипр по приглашению архиеп. Филофея , чтобы принять руководство Греческой школой, также называвшейся Эллиномусион (Греческий музей). На Кипре Е. вел активную просветительскую и преподавательскую деятельность, был советником архиепископа. В 1760 г. ездил на Афон и привез из Великой Лавры на Кипр часть главы прп. Михаила Синадского (VIII-IX вв.). В том же году вместе с Макарием I, митр. Китийским, Е. отправился в Стамбул для сбора средств на нужды Кипрской Церкви. Они также ходатайствовали перед османскими властями о снижении налогов по случаю эпидемии чумы, но их просьба не была исполнена. В Стамбуле Е. получил почетное звание иерокирикса Великой ц. ( Παπαδπουλος-Κεραμες. 1915. Τ. 5. Σ. 393). После смерти архиеп. Филофея (1759), вероятнее всего по возвращении Е. из Стамбула, ему было предложено занять вакантную кафедру, но он отказался и покинул остров. В 1761 г. Е. находился в Бейруте и Дамаске, главных центрах Антиохийского Патриархата, где не прекращалось ожесточенное идейное противостояние правосл. и отделившейся от нее униат. Мелькитской католической Церкви . По просьбе одного из правосл. араб. писателей, свящ. Юсуфа Марка, Е. составил антикатолич. трактат «Свод еретических новшеств, введенных латинянами», в к-ром привел список 170 отклонений католиков от правосл. вероучения со времени разделения Церквей (1054). Поскольку маловероятно, что Е. в совершенстве владел араб. языком, текст скорее всего изначально был составлен по-гречески, а впосл. переведен на арабский.

http://pravenc.ru/text/182137.html

Саратов. Молельный дом поморского согласия на поморском кладбище. Поморская церковь Церковь. Действует.   Год постройки:Между 1841 и 1842. Адрес: г. Саратов, ул. Краевая, дом 79, церковь находится за железнодорожным вокзалом на Саратовском старообрядческом кладбище. Координаты: 51.544691, 45.990149 Проезд:Маршрутными такси маршрутов 15, 31, 63, 81, автобусами маршрутов 18-д, 283, 285, 291,299 в сторону Ленинского района да остановки " Улица Рабочая " . Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Поморская церковь – саратовский старообрядческий храм был построен как часовня на поморском кладбище в 1841–1842 годах и сохранился в почти неизменном виде до наших дней. Примечателен факт, что гонения на старую веру и антирелигиозные кампании большевиков фактически обошли поморскую церковь стороной и не мешали богослужениям. Последний ремонт в здании проводился в послесоветские годы, в частности вместо старого обветшавшего был установлен новый золотой купол. При храме поморской общиной Саратова издаётся газета " Старая Вера " , работают школа и благотворительный фонд поддержки и развития староверческого просвещения " Китежъ " . Соборные службы совершаются в праздничные дни и по воскресеньям По материалам сайта " Большая Саратовская энциклопедия " . В конце XVIII - начале XIX вв. в Саратове существовали поморские часовни-моленные: Старопоморская Арсеньевская, Волковская Новоженов, Волковская (Песковская) Федосеевская, Кабановская Федосеевская. Около 1812 года саратовский купец-поморец Иван Васильев Волков женился на дочери воронежца Феодора Козлова. По возвращении в Саратов он устроил в своем доме на ул. Валовой моленную, наставником в которой стал его тесть. Вместе они принялись за пропаганду своей веры, и вскоре на месте домашней моленной пришлось построить обширную каменную часовню (волковскую). Иван Васильевич Волков был бессменным попечителем моленной, а затем попечителем стал Иван Дмитриевич Волков. 2 июня 1854 года моленная была опечатана. Из описи запечатанной молельни видно, что в ней было найдено: древних церковных книг печатных - 33, рукописных - 17, образов, писанных на досках -112, 2 хоругви, свещ и огарков 5 пудов 12 фунтов, 100 подручников, 50 лестовок. В списке, хранившемся при часовне, числилось 170 семейств в количестве 839 душ.

http://sobory.ru/article/?object=23167

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Издательстве Белорусского Экзархата начинается оцифровка Полоцкого Евангелия 03.02.2010 Специалисты Издательства Белорусского Экзархата (ИБЭ) планируют в феврале 2010 г приступить к оцифровке Полоцкого Евангелия в Российской национальной библиотеке (Санкт-Петербург и Москва). Об этом сообщает «sobor.by» со ссылкой на ИБЭ. Исполнительный директор ИБЭ Владимир Грозов отметил, что оцифровка раритета - важнейший этап в подготовке факсимильного издания Полоцкого Евангелия. «Между Издательством и Российской национальной библиотекой достигнута договоренность о сотрудничестве. Библиотекой проведена предсъемочная реставрация рукописи - чистка отдельных листов, фиксация разрывов пергамента. Специалисты Издательства произвели предварительный осмотр рукописи. Большую помощь оказывают работники Российской библиотеки - замдиректора Антон Лихоманов, завотделом рукописей Марина Любимова и ее заместитель Павел Медведев, а также завсектором Екатерина Крушельницкая», - сообщил В.Грозов. По преданию, Полоцкое Евангелие собственноручно переписывала преподобная Евфросиния Полоцкая. В Российской национальной библиотеке в Петербурге хранится основная часть (170 листов) Полоцкого Евангелия. Часть рукописи находится в Москве. Книга датируется XII в. Эта рукопись на пергаменте, написана уставом, имеет множество орнаментированных инициалов старовизантийского типа. Издательство Белорусского Экзархата по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, планирует факсимильное воссоздание ряда православных письменных церковных раритетов: Полоцкого Евангелия, древнего «Супрасльского Ирмология», Лавришевского Евангелия (XII-XIII вв). Факсимильное издание Полоцкого Евангелия планируется изготовить к 1150-летию со дня основания Полоцка, которое будет отмечаться в 2012 году. Издательство Белорусского Экзархата создано в 1998 году. С 2007 года размещается на территории прихода иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость». Издательство является лидером православного книгоиздания в Беларуси. Ежегодно выпускает более 1,5 млн экземпляров богослужебной, духовно-нравственной, историко-патриотической, детской литературы и аудио- видеопродукции. Книги издательства продаются в Беларуси, России, во многих других странах. В январе 2009 г. коллектив Издательства получил премию Президента Беларуси «За духовное возрождение». В 2006, 2007, 2008, 2009 гг за достижения в области издательской деятельности и высокую культуру массовой книги издательство удостоено награды Национального конкурса «Искусство книги» «Золотой фолиант». Седмица.Ru Редакция текста от: 03.02.2010 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/7839.html

Вильна. План части города с показанием существоваших и ныне находящихся в нем православных храмов, монастырей и часовен " . Литография. 1874 г. (ГИМ) В 1839 г. униатская семинария в жировицком Успенском мон-ре была преобразована в православную, в авг. 1845 г. переведена в виленский Свято-Троицкий муж. мон-рь, настоятель к-рого являлся ректором семинарии. В 1839-1915 гг. в ней ежегодно училось 170-195 чел. Поначалу преподавание велось на польск. языке; после появления в ДС рус. преподавателей рус. язык стал доминировать в учебном процессе, хотя нек-рые богословские дисциплины в течение долгого времени преподавались на латыни в целях подготовки семинаристов к диспутам с католич. священнослужителями. В 40-х гг. XIX в. при ДС работал этнографический комитет, под наблюдением к-рого составлялись описания обычаев жителей Западного края, публиковавшиеся Российским географическим об-вом. Библиотека ДС в 1885 г. насчитывала 12500 томов, среди них были редкие издания XV-XVII вв. 8 сент. 1861 г. в Вильне открылось епархиальное 3-классное жен. училище, к-рому имп. Мария Александровна завещала капитал. В 1867-1872 гг. в епархии действовали 5 ДУ: Березвечское, Виленское, Жировицкое, Кобринское и Супрасльское, находившиеся в ведении семинарского правления. В 1872 г. 3 уч-ща были закрыты, действующими остались уч-ща в Жировицах и в Вильне, в 1895 г. в них обучалось 307 учеников. 25 окт. 1894 г. было учреждено виленское Свято-Андреевское попечительство для оказания пособий бедным ученикам ДУ. После издания в 1884 г. «Правил о церковноприходских школах» в Литовской епархии стал создаваться этот новый для нее тип учебных заведений (ранее в епархии преобладали народные уч-ща). В 1886 г. открылась образцовая церковноприходская школа при ДС. В 1885 г. по предложению архиеп. Александра (Добрынина) совет Виленского братства принял на себя обязанности епархиального училищного совета, его отделения были организованы во всех уездах Виленской, Гродненской и Ковенской губерний. В 1888 г. совет учредил учительские 2-годичные школы в Вильне и в Гродненской губ. для подготовки преподавателей церковноприходских школ (состоялись 2 выпуска - в 1890 и 1892). В 1895 г. на территории епархии действовало 148 церковноприходских школ с 6205 учениками, 693 народных начальных уч-ща с 43385 учениками и 1288 школ грамоты с 24445 учениками. Существовали школы при виленском Свято-Духовом, Борунском (приписном к Свято-Духову), Пожайском, Сурдегском, Березвечском, Анталептском мон-рях. Миссионерская, просветительская, издательская деятельность

http://pravenc.ru/text/158622.html

Н. е. во 2-й пол. V в. учредил царь Картли св. Вахтанг Горгасали в числе первых 13 епархий древнегруз. Картлийской Церкви. Расположенная вдоль главной магистрали, связывавшей низинные районы Картли с горными провинциями Центр. Кавказа, Н. е. играла важную роль в культурном и политическом взаимодействии груз. провинций Рача, Сванети и Двалети с главными городами страны - Мцхетой и Тбилиси ( Мусхелишвили. 1977. С. 222-223). Никозская кафедра стала оплотом борьбы св. Вахтанга против огнепоклонства. По сведениям груз. источников, храм Никози был воздвигнут на месте «алтаря огнепоклонников». Здесь же был предан земле груз. первомч. Ражден , по происхождению перс, замученный соотечественниками-огнепоклонниками ( Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасали//КЦ. 1955. Т. 1. С. 199; Он же. 2008. С. 100; Мученичество и заслуги святого великомученика Раждена//ПДГАЛ. 1989. Т. 5. С. 78-79). На вост. фасаде кафоликона Гвтаеба мон-ря Никози сохранилась 2-строчная рельефная надпись, выполненная письмом асомтаврули: «Христос, Святая Троица, Захарию первоепископа помилуй» (КГН. 1980. Т. 1. С. 70-71). Надпись датируется 2-й пол. V в., т. о. можно определить, что Захария являлся современником св. Вахтанга Горгасали и, очевидно, 1-м никозели. Наиболее ранние сведения о миссионерской деятельности на территории Н. е. относятся к VI в. В метафрастической редакции Жития прп. Давида Гареджийского сказано, что прп. Давид «приказал ученикам своим, чтоб каждый из них шел в другие места и проповедовал Евангелие Божие... [и они] пошли, как овцы меж волков, и некоторые из них пошли к пределам Кахети, а другие в горные места к жителям Двалети» ( Абуладзе. 1955. С. 150). Период активной христианизации и храмоздательства в Н. е. прослеживается на протяжении развитого средневековья (X-XV вв.). В X в. в среднем течении р. Б. Лиахви был выстроен храм Эредви (906-914), возобновлен храм Гвтаеба и воздвигнута ц. во имя св. Архангелов в мон-ре Никози. Лапидарные надписи храмов сохранили имена ктиторов - никозели Стефана и никозели Михаила (КГН. 1980. Т. 1. 170-172, 185-188). Также в X в. был основан мон-рь Сабацминда (ныне к северо-востоку от г. Цхинвали), считавшийся метохом (подворьем) мон-ря Никози. Согласно местным преданиям, в верховьях р. Риони и на ее притоках возводили церкви царь Грузии св. Давид IV Строитель (1089-1125) или царица св. Тамара (1184-1207/13). Мон-рь Никози играл большую роль в религ. жизни соседних горцев, в т. ч. осетин. Они останавливались здесь и просили молитвенной помощи первомч. Раждена. Так, в сочинении анонимного историка царицы св. Тамары рассказывается, как осет. царевичи, тщетно искавшие руки царицы, «отправились в свое отечество, причем одного из них обуяла столь сильная любовная страсть к Тамар, что, не выдержав ее... умер в Никози, у храма Раждена, где его и похоронили» (История и восхваление венценосцев//КЦ. 1959. Т. 2. С. 37-38; То же. 2008. С. 259).

http://pravenc.ru/text/2565612.html

Баптисты объединены в Конференцию баптистских церквей (7 общин, ок. 500 прихожан), к-рая была основана в 2000 г. миссионерами Южной баптистской конвенции, прибывшими в М. в 1992 г. Баптистские церкви, возглавляемые монг. пасторами, носят названия «Вера», «Прямые пути», «Щедрое сердце Новый Завет», «Чингэлтэй», «Угинуур» и др. Мормоны (Церковь Иисуса Христа святых последних дней) насчитывают в М. 16 церквей и более 10 тыс. последователей. Миссионеры-мормоны прибыли в М. в 1992 г. В февр. 1993 г. ими впервые были крещены 2 монгола. В 1994 г. церковь прошла офиц. регистрацию. В июле 1995 г. была основана 1-я миссия во главе с Р. Э. Куком. В 2001 г. вышел монг. перевод Книги Мормона. В 2009 г. в М. было ок. 170 миссионеров, из к-рых ок. 40 - иностранцы. Ислам Суннитский ислам исповедуют гл. обр. этнические казахи, проживающие в аймаке Баян-Улгий (составляют 88,7% от общей численности населения провинции) и аймаке Ховд (11,5%). Несмотря на значительную культурную ассимиляцию в буддистской и шаманистской среде, мусульманами считают себя также хотоны (ок. 10 тыс. чел.), переселенные в М. в XVII в. и в наст. время компактно проживающие в местности Тариалан аймака Увс. Иудаизм исповедуется представителями немногочисленной евр. общины, официально зарегистрированной в М. в 2003 г. Буддизм тибет. традиции гелуг, испытавший сильное влияние традиц. монг. верований, является основной религией в М. Также в стране действуют др. школы тибетского буддизма (сакья, ньингма, кагью), общины чань-буддистов и проч. буддийских течений. Новые религиозные движения В 1992 г. начали деятельность «Монгольское общество Ананда Марга» и «Ассоциация монгольских студентов Ананда Марга», в 1993 г.- «Монгольское общество Бахаи», в 1996 г.- Церковь объединения (мунисты). Также действуют неск. центров Шри Чин Мой и Шри Шри Рави Шанкар. Традиционные монгольские верования и шаманизм Шаманизм известен у древнемонгольских племен (сяньби) по кит. источникам с I в. по Р. Х. и, несмотря на борьбу буддистов и социалистических лидеров с шаманами, существует в М. по наст. время. Сведения о монг. верованиях в XIII-XIV вв. содержатся в некоторых памятниках монг. письменности (гл. обр. в историческом произведении «Сокровенное сказание монголов»), а также в сочинениях иран. историографа при дворе Хулагуидов Рашид ад-Дина, итальянских (Джованни дель Плано Карпини , Марко Поло), фламандских (Гильом де Рубрук ), английского (Джон Мандевиль) путешественников, в работах армянских (Киракос Гандзакеци, Хетум Армянский и др.) и кит. историков.

http://pravenc.ru/text/2564110.html

Токмо нын никого не имю, да утшуся, знамения, егоже показа Господь наш Иисусъ Христосъ первому царю православным 2439 христианомъ, святому, реку, и равноапостолному великому Константину, егда иде побдити Римъ, и побдися перве, и потомъ впаде во скорбь, и Богъ святый, еже не оболзнити//(л. 289об.) его, показа ему честный и Животворящий крестъ и рече ему: «Симъ Такоже и азъ, убогий, нын, не имя, куды припасти, нощь и день сотворяю крестъ на себ, глаголю: «Господи, свободи мя от сея скорби!» И Богъ святый да сотворитъ милость свою надо мною, понеже всегда правда царьствуетъ, а лжи Богъ не приемлет. Аще же на время и умножится, паки погасаетъ, и не сияетъ, понеже и пророкъ Исаия 2440 пишетъ въ 5-й глав и глаголетъ: глаголющимъ лукавая благо и благое лукаво, прелагающимъ свтъ во тму и тму во свтъ, прелагающимъ горкое сладко, а сладкое горко; горе ихъ в нихъ и пред и прочее. Ради того аз, послдний//(л. 290) и смиренный рабъ твой, учинилъ есмь в докладъ многолтному царю, еще и священному духовнику о желанномъ повем, что грамоты, кои принеслъ есмь, тамо есть вся правда написана, и какъ изволяютъ – так 2441 , д, и творятъ. Азъ есмь чистъ 2442 о всх и, на правд своей стоя, сию объявляю. Да не воздам докуку святительству твоему. Молюся в Троиц пваемому Богу, да сохранитъ всесвятительство твое в мир к текущимъ лтам многимъ. Аминь. Не 2443 оттужай насъ грамотою твоею, богомудрый отче. 1666-го году месяца ианнуариа 2–го дня.// (л. 290об.) Писахъ 2444 во Господ смиренный рабъ всесвятительству твоему – Севастосъ Димитриевъ, всегда под произволениемъ твоимъ. Примечания Л. 288об. ...и в милость многолтнаго царя. – Царя Алексея Михайловича. Л. 289–289об. ...кром знамения, егоже показа Господь наш... и рече ему: «Симь побждай!» – Савва Дмитриев вспоминает эпизод из жизни царя Константина Великого – о видении ему на небе креста. Древнерусскому читателю этот сюжет был знаком по хронике Георгия Амартола и двум хронографам XIV и XV вв., русскому хронографу редакции 1512 г., Еллинскому летописцу II редакции, «Житию Константина и Елены», «Прологу», минейным торжественным словам в честь праздника Обретения Креста Господня и похвальным словам святым Константину и Елене патриарха Евфимия Тырновского, церковной службе святым Константину и Елене 21 мая (Бадаланова-Покровская, Плюханова 1987, 132–148; Плюханова 1987, 149–170), а также по слову «О крест видимом, знамении Сына человеческаго. Господа нашего Иисуса Христа, иже во время страшнаго пришествия Его явится на облацх небесных. В сем же слове и ответы противу речей врагов Креста Христова» из «Кирилловой книги» (М., 1644, л. 166–189об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010