Такое фактическое, но не легальное пользование правами архиепископа младшего митрополита, в связи с другими обстоятельствами и послужило причиною учреждения католикосата в Грузии при Вахтанге Горгаслане. По рассказу летописца 74 после смерти Мирдата V (434–446), отца Вахтанга, и в детстве сего последнего, число магов снова увеличилось в Грузии и «проповедь» их привлекала немалое число простого, особенно, народа. Видя все это, молодой царь, воспитываемый христианским епископом Михаилом, горел пламенным желанием уничтожить магизм в Грузии, но «страх персов» достаточно умерял благородные порывы будущего волка-льва (Горгаслана). Когда же страх с этой стороны, благодаря его победам, прошел мимо и Вахтанг выгнал из Грузии всех магов 75 , то царю-герою пришлось убедиться в том, что им сделана только половина дела: для искоренения магизма мало было изгнать магов, нужно было заменить магов христианскими проповедниками, способными внушить народу какая пропасть между христианством и магизмом и внушить это не словами только, не мимоходом и случайно, а самим делом и образом жизни в среде этого самого народа. Единственным средством для этого могло быть увеличение числа духовных лиц и особенно епископов, с определенным местом жительства для каждого из последних, т.е. деление страны на епархии по образцу византийской империи, что Вахтанг и не преминул сделать. Воспользовавшись удобным случаем, Вахтанг, как сказано выше, выпросил у греческого императора и Константинопольского патриарха католикоса и 12 епископов. В данном случае, обращает на себя внимание то обстоятельство, что константинопольский патриарх не сам избирает и рукополагает будущих грузинских архипастырей, а поручает сделать все это антиохийскому первосвятителю, препровождая к нему лишь только священника Петра и монаха Самуила, избранных самим Вахтангом. В объяснение всего этого, по словам «Картлис-Цховреба» 76 , патриарх Константинопольский пишет первоиерарху антиохийскому послание, в котором он как бы извиняется за отправление епископа из Константинополя во время обращения в христианство Грузин св. Ниной и оправдывает такой поступок своих предшественников какими-то политическими обстоятельствами, помешавшими точному исполнению правил, изложенных свв. апостолами в Евангелиях и определяющих преимущества антиохийской кафедры, которой принадлежали Картли, Восток и Север. Нет сомнения в том, что разбираемое место «Картлис-Цховреба» искажено рукою какого-нибудь недоучившегося «редактора», с важностью сообщающего, да и то устами цареградского патриарха, что апостолы в Евангелиях определили преимущества антиохийской кафедры: видно, что наш «редактор» слыхал кое-что об апостольских правилах и о IIIecmoм правиле Первого Вселенского Собора, действительно определяющем преимущества антиохийской кафедры, но ничего не знающем ни о Картли, ни о картвелах…

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  Во главе грузинского духовенства стоял тогда человек, легко поддававшийся разным интригам и способный склониться на сторону врагов Церкви, как антиохиец, притом весьма корыстолюбивый и в высшей степени гордый, по своему происхождению грек и сын жгучих песков Сирии. Вахтанг, зная состояние тогдашней Сирийской Церкви и вражду еретических учителей ее против учения своей Церкви и сам характер архиепископа Михаила, дал ему наистрожайшее повеление держать Грузинскую Церковь в истине кафолического исповедания. Тем более царь изъявлял свои требования, чем более сознавал нравственное свое превосходство перед предстоятелем Церкви и относился к нему, как к лицу, зависящему от него. По выражению летописи, Михаил весьма не нравился царю за его дурные качества, и он поневоле терпел его, изыскивая удобный случай как-нибудь избавиться от него.   Устроив таким образом дела своего царства, царь с огромным войском, состоящим из греков, грузин и персов, через Сирию отправился в Персию. Находясь недалеко от Антиохии, Вахтанг упросил Фируза отпустить его в Перусалим на поклонение святым местам. С ним отправилась также царица — мать его, славная Сагдухт, и сестра его, невеста персидского царя, прекрасная Мирандухт. Вахтанг оставил Фируза в Антиохии, где тот дожидался его возвращения.   Веруй в догматы, проповедуемые Евангелием, понимай и исповедуй их по точному учению Православной Восточной Церкви, которая одна содержит евангельское учение во всей чистоте его и правильности.   Православие есть истинное богопознание и богопочитание, православие есть поклонение Богу Духом и Истиною, православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему.   В неприкосновенной целости хранится откровенное учение Божие единственно и исключительно в лоне Православной Восточной Церкви.   Кто примет христианство со всей искренностью сердца в лоне Православной Церкви, в которой одной хранится истинное христианство, тот спасется.   Духовный чертог, в котором хранится и из которого, не иссякая, преподается духовное сокровище — истинная вера, есть единая Святая Православная Церковь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Царь Вахтанг – Грузинский, очевидно не первый (V в.), а шестой, притворно принимавший ислам (17141724 г.), изменивший потом шаху и вступивший в союз с Императором Петром Великим. «В 1722 году Петр Великий пожелал заключить военный союз с царем Вахтангом. Русский посол привез ему письмо, в котором, между прочим, говорилось: «я встал с своего престола, с Божиею помощью победил своих врагов и иду в Ширван. Погляди на мое величие и на силу моего воинства». Далее следовало предложение дружбы и приглашение соединиться. Предполагаемое свидание царя с Императором не состоялось. Тем не менее военные действия, начатые Петром, продолжались. Воины Вахтанга примкнули к ним и дрались бок о бок с русскими воинами. Оставив гарнизоны в занятых ими местах, русские войска удалились, a персияне, турки и горцы нахлынули на Вахтанга и наводнили все его царство. Видя свою беспомощность, Вахтанг захватил государственную казну, царские сокровища, фамильные святыни, свою семью и свиту, бросил отечество и бежал к союзнику своему Петру, который умер прежде, чем Вахтанг успел до него доехать. В Царицыне он узнал об его кончине, но тем не менее продолжал путь до Петербурга, где был торжественно принят Екатериною! В полном собрании зак. (т. VII, стр. 558) находится указ от 12 января 1726 года, в котором говорится, что еще 17 августа 1725 года приказано было выдать царю Вахтангу с семейством 24 000 руб. в год, 4 000 четвертей муки, 2 000 четв. овса, 180 пуд. сена на лошадь, на 200 лошадей, 500 с. дров, что 15 сентября того же года сенат утвердил его жалованье, и что в 1726 году приказано было из государ. казны уплатить 24 000 и деньги на дрова ежемесячно. По расчету современников это содержание карталинского царя равнялось 50 000 рублям. Сверх этой пенсии детям Вахтанга, царевичам Бакару (Баку) и Егору, были еще пожалованы вотчины: в Нижегор. губ. с. Лысково, с деревнями; в Моск. губ. с. Всесвятское и село Грузино под Петербургом, перешедшее потом к Бирону. В самой Москве им пожалована была местность и поныне именуется «Грузины» (См. Вестн. Всем. истории, 1901 г, 2, статью: Последний царь Грузинский, стр. 150). Достойно замечания, что наследнику последнего царя Грузинского (Георгия XII) – царевичу Давиду ассигнована была пенсия только в 1200 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

К XVII в. отчуждение церковных владений приняло такой масштаб, что католикос-патриарх Вост. Грузии Христофор (либо Христофор I (1616-1622), либо Христофор II ( Урдубегисдзе-Амилахвари ; 1642-1660)) специальным указом предал анафеме всех посягающих на владения церкви Гвтаеба в мон-ре Никози. Эту грамоту подтвердили цари Картли Вахтанг (очевидно, Вахтанг VI), Картли-Кахети Ираклий II , царица Мариам (Дадиани?) и католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний I (Багратиони; 1744-1755, 1764-1788) (Постановление о владениях никозской церкви Гвтаеба, 1777 г.//ПГП. 1974. Т. 5. С. 40; Постановление царевича Георгия о спорных владениях никозели и Павленишвили, 1786 г.//Там же. С. 328). Заботясь о пастве Н. е., католикос-патриарх Вост. Грузии Захария (Джорджазе; 1623-1632) подтвердил за еп. Никозским Зебеде (Наморадзе) право владения издревле пожертвованными епархии землями и пожаловал новые поместья и крестьян, а также жителей Тбилиси, принадлежавших настоятелям мон-ря Сабацминда (Аннотированный словарь. 2004. Т. 3. С. 265). Некресели Зебеде известен и по др. документам: в 1626 г. он купил у Кации Диасамидзе место для содержания животных в с. Земо-Никози (Там же), вел спор с Давидом и Элизбаром Давитишвили о законности купли им (Зебеде) с. Тихреви (ПГП. 1972. Т. 4. С. 188-189). Из других никозских архиереев XVII в. известны Инана (Миндодашвили) - свидетель купчей между Павленишвили и Гилашвили (Аннотированный словарь. 2004. Т. 3. С. 170) и Николай (Павленишвили), хиротонисанный в 1666 г. Сохранилась клятва верности, выданная еп. Николаем католикосу-патриарху Вост. Грузии Доментию III (Мухранбатони; 1660-1676) (ПГП. 1970. Т. 3. С. 539-540). В том же году царь Картли Вахтанг V Шахнаваз рассудил еп. Николая и Баадура Мачабели; в 1674 г. еп. Николай завизировал грамоту Шахнаваза о разделе имущества между князьями Титишвили (Аннотированный словарь. 2007. Т. 4. С. 134, 276-277). Принадлежность к дому Павленишвили позволяла еп. Николаю взимать с крестьян поборы. В 1693 г. кн. Папуна Павленишвили, брат еп. Николая, подтвердил право никозели взыскивать налог саквриво (вдовий, т. е. выплачиваемый крестьянином своему господину за дозволение вступить в брак с крестьянской вдовой) и гасамкрело (пошлина за раздел имущества или имения; состояла из 1 быка) (Там же. С. 277).

http://pravenc.ru/text/2565612.html

  За подобное посредничество и умиротворение обоих враждующих царств Вахтанг получил от обеих сторон по дорогой короне в знак признания его самостоятельности и множество ценных подарков. «Все сие, — по выражению летописца, — устроилось молитвами святого мученика Раждена».   После этого рокового для персов события Вахтанг, желая на долгое время сохранить дружбу свою с персами, выдал сестру свою, прекрасную Мирандухт, за Фируза, вернувшегося восвояси с большой потерей для своего царства. Чтобы удовлетворить за эту потерю высшую персидскую знать, Фируз просил Вахтанга помочь ему против закоренелых его врагов, опустошающих восточные провинции его царства, индийцев и туркестанских народов. Вахтанг согласился на просьбу своего зятя. После совещания со своими военачальниками царь, на случай своей смерти, пятилетнего сына своего Дачи венчал на царство и поручил все управление царством семи главным военачальникам. Резиденцией новому царю назначил город Уджармо, где назначалось и самое воспитание его.   Архиепископу же Михаилу завещал пасти духовное стадо и вверил ему судьбу Иверской Церкви, требуя от него бдительного надзора за чистотой церковного учения, так как в то время Сирийская Церковь наводнена была всевозможными ересеучителями, отвергавшими здравые догматы святой кафолической Церкви, которых держалась и сама Грузинская Церковь, наследовавшая всецело учение и обряды Православной апостольской Церкви Востока. Иверская Церковь, несмотря на хитрости и козни евтихианствующих учителей, не признававших Халкидонский Собор и старавшихся всевозможными средствами навязать ей богохульное свое учение и вслед за тем заставить ее отвергнуть правила святого Собора, в лице своих пастырей отвергла их и не признала нового учения, не одобренного соборным определением, и наотрез отказала нововведению, как еретическому.   Петр же Гнафий 96 ярый поборник новой ереси, несмотря на решительный отказ Грузии, понуждал отцов Грузинской Церкви внести в Трисвятую песнь, введенную в церковное песнопение св. Проклом, архиепископом Константинопольским, как песнь, выражающую догмат о лицах Св. Троицы, новое прибавление: «распныйся за ны». По этому поводу созванный мцхетский собор, серьезно рассмотрев на общем собрании предложение ересеучителя и найдя это учение всецело еретическим, отверг его, как несообразное учению Вселенской Церкви. Поэтому и Церковь Иверская отвергла никем не принятое учение и осталась незыблемой на основании православного исповедания апостольской Церкви. В то же самое время некоторые провинции Армянской Церкви добровольно признали новое учение, отвергнув учение кафолической Церкви. И несмотря, наконец, на разных ересе-учителей: акефалитов, севериан и других, навязывавших Иверии свои заблуждения 97 , эта Церковь осталась верной своей основательнице и духу кафолической Церкви. 98

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

  Несмотря, однако, на все благополучие, ей пришлось весьма скоро лишиться любимого ею царя-защитника. Умер зять Вахтанга персидский царь Фируз, и на престол взошел преемник его жестокий Кабад (491—531 гг.), весьма недоброжелательно относившийся к грекам и стремившийся к восстановлению древнего персидского владычества 104 с его огнепоклонничеством.   Для достижения своей цели он задумал нанести Греции смертельный удар с союзными войскам грузинского царя и затем обратить в свою очередь свое оружие на самого Вахтанга 105 .  Для этого немедленно отправил к нему послов с собственноручным письмом, в котором мимоходом признавал над собой нравственное превосходство Вахтанга и в то же время приглашал его участвовать в войне против греков.   Вахтанг, предвидя плачевный исход затеянного дела и не желая враждовать с православным государем, наотрез отказал Кабаду, чем навлек на себя страшную ненависть восточного деспота. Зная, что последний вместо греков свое оружие теперь направит на Грузию, и не желая таким образом предать в руки врагов Церковь и царство, царь с необыкновенным старанием и быстротой занялся укреплением городов и крепостей. Велел всю святыню скрыть в неприступных местах страны; епископов с духовенством обеспечил, по возможности, охраной, сам же с войском стал ожидать злейшего врага Церкви. Послав предварительно гонцов к императору Анастасию, уведомил его о случившемся с ним.   Из слов Вахтанга, сказанных католикосу Петру, видно, что целью нашествия Кабада на Грузию было, во-первых, желание его подчинить всю Грузию своему владычеству и непременно принудить грузин к отречению от христианства и новыми силами восстановить в ней идолопоклонничество.   Война эта имела характер чисто религиозный, поэтому грузины теперь всеми силами приготовились к отражению врага как Креста Христова, так и самого царства. Вахтанг с одним отрядом своего войска, с эриставами Джуаншером и Адарнасом стал при реке Уджармо, а другой отряд оставил в Мцхете и поручил эриставам Димитрию, Нерсе и Бивритиану.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Георгий XI, Царь Карталинский † 1709. Женат 1) на княжне Тамари Элисбари; 2) на княжне Хорашане Микеладзе Леван, Царь Карталинский Царевич Александр-Луарсаб Царевич Соломон Царевна NN, за князем Зурабом Эристовым Царевна Анаки, 1) за Шахом Персидским; 2) за Ханом Гюлистанским Князь Теймураз Мухранский, родоначальник нынешних князей Багратионов-Мухранских Князь Ираклий Мухранский Князь Иессей Мухранский Князь Баграт Мухранский Царевич Георгий Кахетинский † 1561 Александр II, Царь Кахетинский † 1605 Царевич Николозо, католикос Иессей, Царь Кахетинский Царевич Вахтанг КОЛЕНО XXXII: Царевич Александр Арчилович (в России называемый: «Царевичем Имеретинским»); первый российский генерал-фельдцейхмейстер, рождение 1674 † в плену в Стокгольме 1710 Царевич Мамука Арчилович, рождение 1676 † 1693 Царевич Давыд Арчилович, рождение 1681 † 1695 Царевна Дареджана Арчиловна † 1740 Царевич Кайхосро Царевич Баграт Царевич Иессей Царевич Симон в Петербурге 27 января 1740 Кайхосро, Царь Карталинский, рождение 1674 † 1711 Вахтанг VI, Царь Карталинский, рождение 15 сентября 1675 † 27 марта 1737 Царевич Теймураз Царевич Симон Иессей, Царь Карталинский, принял исламизм под именем Али-Кули-Хана † 1727. Женат на Царевне Кахетинской Елене Царевич Доментий, Католикос † 1744 Царевич Константин Ираклий, Царевич Кахетинский Царевич Давыд † 1603. Женат на Княжне Кетевани Мухранской Царевич Георгий † 1605 Константин I, Царь Кахетинский Царевна NN, за Манучаром, Дадианом Мингрельским Царевич Баграт КОЛЕНО XXXIII: Царевич Давыд Кайхосрович † в Москве 28 октября 1732 Царевна Хорашана Кайхосровна Царевна Анна Кайхосровна Царевич Ростом Вахтангеевич † 1689 Бакар Вахтангеевич, Царь Карталинский, потом российский генерал-поручик и святого Андрея кавалер, рождение 1699 † 1750, родоначальник старшей ветви нынешних Князей Грузинских Царевич Егор Вахтангеевич, российский генерал-аншеф и святого Александра Невского кавалер, рождение 1702 † 1785. Женат на Княжне Марие Яковлевне Долгоруковой Царевич Паата Вахтангеевич † 1765

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

. В середине лета тяжко заболел единственный тогда его сын, по имени Вахтанг, семи лет от роду . По диагнозу доктора у ребенка был дифтерит, осложненный воспалением легких. Все его хлопотливые старания спасти ребенка оказались тщетными: ребенок таял с каждым днем. В конце третьей недели болезни врач не скрыл от отца ребенка, что медицинские средства исчерпаны и нет надежды на выздоровление . В эту ночь никто из нас не сомкнул глаз, а отец умирающего не выходил из церкви, горячо молясь о сохранении жизни первенцу. В эту же ночь им была отправлена телеграмма в Кронштадт на имя отца Иоанна с мольбой помолиться о здравии отходящего сына. На другой день рано утром почтальон доставил телеграмму из Кронштадта, содержание которой помню и теперь . Впоследствии мой племянник Вахтанг Аполлонович окончил Екатеринославский Императора Петра Великого Горный Институт. Всегда отличался глубокой религиозностью. В императорское время был директором Тифлисского Землемерного училища, при большевиках – главным инженером города Тифлиса и профессором технического института. Пишу в форме прошлого времени, так как в антихристовом владычестве судьба человека-некоммуниста висит на волоске» (Там же). 147 Печатается по кн.: Сергеенко ПЛ. Толстой и его современники. М., 1911. С. 263. Автор книги сообщает, что письмо было приложено отцом Иоанном к полученному им диплому на звание почетного члена Юрьевского университета. В публикации «Владимирского Вестника» (Джорданвилль. 1958. Янв.) сообщается, что отказ от почетного членства был адресован на имя ректора: «Получив уведомление об избрании его почетным членом университета, отец Иоанн Кронштадтский ответил на имя ректора следующим письмом » (Цит. по: 50-летие преставления приснопамятного отца Иоанна Кронштадтского . Нью-Йорк, 1958, с. 169). П. А. Сергеенко, постоянно посещавший Толстого в 1899–1903 гг., сообщает: «Особенно поразило всех выступление И. Кронштадтского по поводу “дерптской истории”. Юрьевский университет избрал своими почетными членами Л.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Персы, опасаясь, чтобы тело мученика не было украдено христианами, и не погребено по их обычаю, приставили ко кресту стражу; через несколько же дней приказано было снять святое тело мученика и бросить его на съедение зверям и на расхищение птицам. Но в первую же ночь сделалась страшная буря, сопровождаемая сильным вихрем; неизъяснимый ужас напал на воинов, которые, позабыв воинскую дисциплину, оставили свой пост, и в страхе разбежались по своим палаткам. Христиане, наблюдавшие издали за телом мученика и желавшие как-нибудь овладеть им, воспользовались робостью воинов, пришли ко кресту, сиявшему небесным светом, торопливо сняли тело со креста и погребли вблизи того места, где он был распят. Между тем благочестивый царь иверский Вахтанг Гургуслан, глубоко скорбя о смерти Раждена и сожалея о великой потере, которую испытало его государство в смерти храброго Раждена, старался всеми мерами найти тело мученика; но, к великому прискорбию царя, старания его долго не увенчивались успехом, так как место погребения мученика оставалось долго неизвестным. Наконец сам мученик открыл царю, где лежали его св. мощи. Св. Ражден явился одному священнику, бывшему при его погребении, и приказал ему открыть царю то место, где покоится его тело. Повинуясь святому, священник исполнил его волю. Обрадованный этою вестью, царь немедленно пришел к могиле мученика, с честью вынул из земли его святые мощи и с великим торжеством, в сопровождении католикоса и других многих епископов, вельмож и множества народа, перенес их в город Никози 16 , и с честью положил их в Никозском епископском храме, где эти мощи почивают и до сего дня. Вахтанг Гургуслан Великий, вскоре по перенесении мощей св. мученика в город Никози, выстроил церковь в честь святого в Кахетинском городе Уджарме и другую церковь в Самгоро. Празднество в честь св. Раждена установлено при Вахтанге Гургуслане католикосом Самуилом 1 и положено праздновать день его кончины 3 августа. (Груз. свв. Сабинина, ч.3). 4-е число Свв. семи отроков иже в Ефесе: Максимилиана, Ексакустодиана, Иамавлиха, Мартиниана, Дионисия, Иоанна и Антонина. Свят. муч. Елевферия. Свят. преподобномуч. Евдокии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И далее Исайя говорит: И Господь увидел это, и противно было очам Его, что нет суда. И видел, что нет человека, и дивился, что нет заступника… Мне кажется, что слово «противно» лучше всего передает то, что испытывает не только Господь, но и любой нормальный человек, когда видит лживый суд. И тогда Он (Сам Господь) возложил на себя правду как броню… И облекся в ризу мщения (Ис 59:14-17) Зачем Он поднялся? Чтобы выступить с политической декларацией? Но в ответе говорится, что ваше «печалование» носит избирательный характер, тогда как имеются многочисленные судебные нарушения. Что я могу сказать? На приходе мы ежемесячно собираем деньги, которые позволяют православному священнику на Гаити кормить 200 детей. Ко мне приходит господин и говорит: — Скольких вы кормите? — 200. — Но на земле есть еще 820 миллионов голодающих (это официальная статистика!). Честно говоря, мне нечего ответить. Но логика: если не можешь накормить всех, не корми никого, мне тоже кажется не очень убедительной. Кроме того, как понимать это заявление? Когда мне говорят: ты помогаешь одному, но есть и другие, то я это воспринимаю, как приглашение включиться более активно в более масштабную работу. Но Вахтанг Владимирович имел в виду, кажется, прямо обратное. Мне резануло глаз очевидное несоответствие одного судебного дела. Вахтанг Владимирович заявляет, что таких много. Я не сомневаюсь, что он осведомлен в этих делах намного лучше меня. Вероятно, у него есть серьезные основания для подобного утверждения. Тогда у меня возникает вопрос к нему: почему он как сотрудник, представляющий Церковь перед общественностью, не возвысит свой легитимно уполномоченный голос в защиту всех «несправедливо осужденных». Здесь во всем чувствуется какая-то невнятность. А причина очень простая. Чиновники в большинстве своем добрые люди, но в определенных ситуациях они должны наступить себе на горло и действовать по инструкции (впрочем, кто без греха). И в итоге получается большая путаница и отсутствие ясной логики. Представляю, вы будете удивлены, но мне это нравится. Именно это мне нравится. Во всей этой непоследовательности есть что-то человеческое. Меня страшат машины. А человек с его обескураживающим замешательством — это всегда симпатично, в этом чувствуется что-то живое. Это то, что оставляет место для надежды. Ведь мир машин — это мир без надежды. С машиной нельзя разговаривать, она не слышит. А здесь еще много жизни. Здесь еще виден человек.

http://pravmir.ru/v-czerkvi-sohranyaetsy...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010