Светицховели (Мцхета) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Светицховели — кафедральный патриарший храм Грузинской Православной Церкви, на протяжении тысячелетия являлся главным собором всей Грузии. Находится в Числится среди памятников Всемирного наследия. Является одним из главных духовных центров Грузии. Содержание История [ править править код ] Среди сохранившихся исторических сооружений Светицховели (груз. — животворящий столп) является самым большим в Грузии. На протяжении веков является центром христианской Грузии. Ещё в IV веке принявший христианство царь Мириан III по совету равноапостольной Нины выстроил первую в Грузии деревянную церковь, которая не дошла до сегодняшних дней. Одним из устоев храма служил кедр, обозначавший место захоронения ризы Христовой. Во II половине V века благочестивый царь Вахтанг I Горгасал выстроил на месте этой церкви базилику, верхние устои которой были вскрыты советскими исследователями (руководитель В. Цинцадзе) в 1970-е гг. и оставлены для всеобщего обозрения. В XI веке на месте поврежденной базилики католикос Грузии Мелкиседек I (1012—1030, 1039—1045) воздвиг храм. Ныне существующая крестовокупольная четырёхстолпная трёхнефная церковь во имя Двенадцати Апостолов строилась с 1010 по 1029 год под наблюдением зодчего Арсакидзе (упомянут в надписи на фасаде). Архитектура [ править править код ] В плане церковь вытянута с запада на восток и являет собой удлинённый прямоугольник. Пространственный образ креста создается направленными по четырём сторонам света плечами. Плечи прямоугольны, кроме восточной, которая заканчивается апсидом. На северном и южном плече на двух этажах расположены комнаты для утвари и складские помещения. В южный неф встроена часовня-ротонда XIII—XIV вв. — дань композиции Храма Гроба Господня. Купол держат 4 мощных столпа, а в барабане купола 16 поясов крепости. По фасадам и барабану проходит изысканный аркатурный пояс с рельефами. Устремлённый ввысь собор обновлялся в XV и XVII веках; тогда же были созданы росписи, украшающие его внутренние стены. В 1830-е гг. боковые арочные галереи были разобраны, многие росписи — забелены, но впоследствии прописаны. Несмотря на то, что храм перенес не одно изменение, большая часть фресок погибла и побелка стен в интерьере убавила художественную целостность, он и сегодня оставляет большое впечатление.

http://azbyka.ru/palomnik/Светицховели_(...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАХТАНГ ГОРГАСАЛИ Вахтанг Горгасали, царь Картли. Копия фрески в Светицховели. Худож. Росси. 30-е гг. XIX в. Вахтанг Горгасали, царь Картли. Копия фрески в Светицховели. Худож. Росси. 30-е гг. XIX в. [груз. ], царь Картли (сер. V - кон. V или нач. VI в.). Горгасал по-персидски означает «волчья голова» - прозвание, данное В. Г. персами по изображению на его боевом шлеме. Вскоре после кончины царя было создано не дошедшее до наст. времени краткое историческое сочинение, в XI в. в расширенной редакции оно вошло в Картлис Цховреба («Житие Картли»). Автор сочинения Джуаншер Джуаншериани, а также др. исторические источники называют В. Г. «мучеником за веру Христову». Грузинская Церковь причислила его к лику святых и установила день поминовения 30 нояб. Картлийское царство в сер. V - нач. VI в. являлось вассалом сасанидского Ирана. Сообщения груз. источников о существовании во Мцхете (столице Картли) района, где жили огнепоклонники во главе с «епископом огнепоклонников» (, 1955. Т. 1. С. 145), к-рый занимал почетное место при царском дворе, указывают на то, что религия доисламского Ирана маздеизм пользовалась правами законного вероисповедания в Картли. Основная деятельность В. Г. была направлена на объединение Грузии и уменьшение зависимости ее провинций от власти Ирана. В. старался использовать противостояние Ирана и Византии в пользу интересов Картли. Вернул захваченную Византией груз. пров. Кларджети, присоединил находившуюся в сфере влияния Ирана Эрети, распространил влияние Картли на западногруз. гос-во Эгриси. Выступив против северокавк. кочевников (60-е гг.), занял крепость Дарьял - опорный пункт Картли на сев. границе. Он укреплял и восстанавливал крепости (Дарьял, Уджарма, Череми, Хорнабуджи, Артануджи), создав систему фортификационных сооружений. В 70-х гг. отказался участвовать в войне против Византии, бросил в темницу главного служителя культа огня Бинкарана, изгнал огнепоклонников из Картли. В ответ из Ирана было направлено карательное войско. Несмотря на то что в результате переговоров В. Г. вновь пришлось признать себя вассалом Ирана, огнепоклонство в Картли уже не имело прежнего статуса. С согласия дарбази (совещательного органа при царе) В. Г. назначил эриставов (в т. ч. и на вновь присоединенных территориях), к-рые непосредственно подчинялись его власти.

http://pravenc.ru/text/149955.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛИЯ II Семья Георгия и Наталии Гудушаури-Шиолашвили. В центре - Ираклий. Фотография. 2-я пол. 30-х гг. XX в. Семья Георгия и Наталии Гудушаури-Шиолашвили. В центре - Ираклий. Фотография. 2-я пол. 30-х гг. XX в. (Гудушаури-Шиолашвили Ираклий Георгиевич; род. 4.01. 1933, Орджоникидзе (до 1931 и с 1990 Владикавказ, в 1944-1953 Дзауджикау)), Католикос-Патриарх всей Грузии, архиеп. Мцхетский и Тбилисский (с 23 дек. 1977). История рода Гудушаури насчитывает 15 веков. По преданию, царь Грузии св. Вахтанг Горгасали (V в.) стал восприемником основателя рода И.- Гудуши, сына Сно, соратника царя. Шиолашвили - одна из ветвей рода Гудушаури, потомки Шиолы Гудушаури (XVII в.), известного своим мужеством. Именем Шиолы названа Шиолская крепость в Казбегском р-не. Родители И. принадлежали к крестьянскому сословию и жили в Пшаво-Хевсурской вол. Тионетского у. Тифлисской губ. (ныне Казбегский р-н Грузии): отец, Георгий Семенович (1883-1967),- в с. Сно, мать, Наталия Иосифовна Кобаидзе (1895-1962),- в с. Сиони. В 1927 г. они купили дом во Владикавказе и зимы проводили там. И., 4-й ребенок в семье, был крещен в день Рождества Христова архим. Тарасием (Канделаки; впосл. епископ Цилканский, секретарь Католикоса-Патриарха сщмч. Кириона III (Садзаглишвили) ) во владикавк. ц. св. равноап. Нины, в то время находившейся в юрисдикции Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Восприемницей стала мон. Зоила (Двалишвили; позже настоятельница жен. мон-ря Бедиа в Абхазии, в 50-70-х гг. настоятельница жен. мон-ря Самтавро в Мцхете). Младенца нарекли в честь мч. Ираклия Севастийского и царя Картли-Кахети Ираклия II (1762-1798), при котором 24 июля 1783 г. был подписан Георгиевский трактат с Россией. Семья Георгия и Наталии вела христианский образ жизни. В доме находили убежище гонимые советской властью духовные лица, оказавшие значительное влияние на формирование мировоззрения будущего Католикоса-Патриарха. Семью хорошо знал Католикос-Патриарх всей Грузии Каллистрат (Цинцадзе ; 1932-1952), связывавшийся через Георгия с владикавк. православными грузинами.

http://pravenc.ru/text/389389.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЦАРЕТИ (Хашми, Хашмис Самеба) [груз. ], мужской мон-рь с кафоликоном во имя Св. Троицы (Самеба) Ниноцминдско-Сагареджойской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), кафедра древней Кацаретской епархии ГПЦ. Расположен в 8-10 км от с. Хашми Сагареджойского муниципалитета (Кахети), на юго-зап. склоне Гомборского хребта, на левом берегу р. Иори. Кафоликон мон-ря Кацарети. Кон. V — нач. VI в. Кафоликон мон-ря Кацарети. Кон. V — нач. VI в. История Впервые место Кацарети упоминается в груз. летописи «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли): здесь просветительница Грузии св. Нина после Крещения центральной части царства Картли «крестила кхоетских и соджских князей с их народом; крестила здесь кхоелов и суджов» (Мокцеваи Картлисай. 1963. С. 89; Обращение Грузии. 1989. С. 26). Ф. Жордания считал, что «старая церковь Кацарети была построена на месте, где святая Нино воздвигла святой крест» ( Жордания. Хроники. 1892. Т. 1. С. 33). Согласно преданию, св. царь Вахтанг Горгасали (V в.) перед одной из битв с горцами остановился на этом месте и поклялся, что возведет храм, если Бог дарует ему победу. После победоносного похода здесь был воздвигнут собор во имя Св. Троицы ( Джаши. 1914. С. 4). Архитектурный анализ подтверждает, что церковь была возведена на рубеже V и VI вв., при св. Вахтанге или его сыне и преемнике царе Дачи. К. стал кафедральным центром образованной приблизительно в это же время Кацаретской епархии. Здесь был устроен монастырь. Находившийся под попечительством кахетинских князей и царей Грузии собор не раз восстанавливали. В нач. XVI в. царь Кахети Александр I (1476-1511) и его мать царица Нестан-Дареджан обновили и украсили многие церкви, в т. ч. и К. В 1518 г. стены и своды главного нефа были оштукатурены и украшены фресками. В росписи храма также принимали участие рус. мастера, к-рые приезжали в Кахети по приглашению груз. царей ( Бакрадзе. 1875. С. 128).

http://pravenc.ru/text/1683955.html

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . " Перекресток культур : Россия - Грузия " , передача 8, автор и ведущая религиовед и культуролог И.Л. Багратион-Мухранели 30.09.2021 20:12 Ирина Леонидовна Багратион-Мухранели Археологи подтверждают, что уже в I-III веках на территории будущей Грузии стояли христианские храмы. Сюда отправилась на поиски Хитона Господа святая равноапостольная Нино, просветительница Иверии. Грузия - вторая после Армении страна, сделавшая христианство государственной религией ещё в 326 году. Святой Давид Строитель и его дочь, святая Царица Тамара, святой царь Вахтанг Горгасали, святой монах Давид Гареджийский, тысячи мучеников за веру - на этих землях за века просветилось огромное множество святых. За века гонений, поруганий, борьбы с завоевателями - персами, арабами, монголами, турками, - сохранение веры для грузин приравнялось к сохранению нации и самого государства. Грузинские зодчие были известны еще в дохристианскую эпоху созданием скальных городов. В Грузии очень много древних христианских святынь - храмов, монастырей, памятных мест, связанных с событиями христианской истории. Главным центром христианской Грузии стал Мцхетский кафедральный собор 12 апостолов Светицховели начала XI века. Светицховели в переводе с грузинского — «Животворящий столп». Именно здесь, во Мцхете, святая Нина, по преданию, нашла кедр, под корнями которого был сокрыт Хитон Господень. Чудотворный столп из того кедра стал первым столпом собора. В Грузии считают, что Хитон по прежнему находится под храмом. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2021/09/30/20-1...

Святой мученик Ражден перс Святой Ражден жил в первой половине V века в Персии. Он был знатным человеком и поклонялся богу Ахурамазде . Ему поручили сопровождать в Грузию дочь персидского владыки Ормизда III, обрученную с грузинским царем Вахтангом Горгасалом (память 30 ноября). В этой стране Ражден уверовал во Христа и поступил на службу к христианскому царю. Узнав о том, что грузинский правитель – христианин, персидский царь Фируз (Пероз) (457–484) напал на Грузию во главе огромной армии. В этой войне Ражден отличился мужеством и полководческими талантами, но потом попал в плен и был приведен к царю. Когда Фируз с притворной лаской спросил его, почему он отрекся от веры своих отцов, слуга Божий ответил, что познал в Иисусе Христе единственного Спасителя. Разгневанный царь велел подвергнуть святого пыткам. После того как христианину выбили зубы и протащили по каменистой дороге, его бросили в тюрьму. Грузинская знать стала просить об освобождении Раждена. Фируз согласился освободить его ради свидания с близкими, но взял с христианина обещание вернуться. Ражден отправился в Мцхету, чтобы попрощаться с семьей и царем Вахтангом, и, несмотря на их уговоры, вернулся к Фирузу. Когда все попытки вернуть святого к огнепоклонству закончились неудачей, его отправили в военный лагерь в Цроми, в Центральной Грузии. Там Ражден был распят в подражание нашему Спасителю Иисусу Христу. Это славное мученичество совершилось в 457 году. Царь Вахтанг забрал мощи и перевез их в Никози, где была построена величественная церковь, посвященная святому Раждену. Он почитается как грузинский первомученик, несмотря на персидское происхождение. Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря 16 августа 2012 г. скрыть способы оплаты Комментарии Дина 18 августа 2012, 05:26 Дивен Бог во святых своих! Святой мученик Ражден моли Бога о нас! P.S. Падаяй и востаяй, каяся и смиряяйся лучше непадающего и некающегося, и несмиряющегося; от браней научаемся искусству. (преп. Макарий Оптинский) Артемия 16 августа 2012, 16:52 Дивны дела Твои Господи! Посетив однажды душу человека, Ты остался с ним навсегда! Но, думаю к этому было и желание самого человека. Пусть для нас всех Христовых чад, жизнь святого Раждена, будет назиданием и примером к преуспеянию в любви ко Господу нашему Иисусу Христу, а следовательно и друг к другу. Ведь в отличие от этого мученика, надеюсь, что все мы – верующие люди, Православные Христиане и уже только это согревает душу, что Господь привел нас в эту жизнь в Истинной вере. Слава Господу Богу, Богородице! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/55252.html

Н. е. во 2-й пол. V в. учредил царь Картли св. Вахтанг Горгасали в числе первых 13 епархий древнегруз. Картлийской Церкви. Расположенная вдоль главной магистрали, связывавшей низинные районы Картли с горными провинциями Центр. Кавказа, Н. е. играла важную роль в культурном и политическом взаимодействии груз. провинций Рача, Сванети и Двалети с главными городами страны - Мцхетой и Тбилиси ( Мусхелишвили. 1977. С. 222-223). Никозская кафедра стала оплотом борьбы св. Вахтанга против огнепоклонства. По сведениям груз. источников, храм Никози был воздвигнут на месте «алтаря огнепоклонников». Здесь же был предан земле груз. первомч. Ражден , по происхождению перс, замученный соотечественниками-огнепоклонниками ( Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасали//КЦ. 1955. Т. 1. С. 199; Он же. 2008. С. 100; Мученичество и заслуги святого великомученика Раждена//ПДГАЛ. 1989. Т. 5. С. 78-79). На вост. фасаде кафоликона Гвтаеба мон-ря Никози сохранилась 2-строчная рельефная надпись, выполненная письмом асомтаврули: «Христос, Святая Троица, Захарию первоепископа помилуй» (КГН. 1980. Т. 1. С. 70-71). Надпись датируется 2-й пол. V в., т. о. можно определить, что Захария являлся современником св. Вахтанга Горгасали и, очевидно, 1-м никозели. Наиболее ранние сведения о миссионерской деятельности на территории Н. е. относятся к VI в. В метафрастической редакции Жития прп. Давида Гареджийского сказано, что прп. Давид «приказал ученикам своим, чтоб каждый из них шел в другие места и проповедовал Евангелие Божие... [и они] пошли, как овцы меж волков, и некоторые из них пошли к пределам Кахети, а другие в горные места к жителям Двалети» ( Абуладзе. 1955. С. 150). Период активной христианизации и храмоздательства в Н. е. прослеживается на протяжении развитого средневековья (X-XV вв.). В X в. в среднем течении р. Б. Лиахви был выстроен храм Эредви (906-914), возобновлен храм Гвтаеба и воздвигнута ц. во имя св. Архангелов в мон-ре Никози. Лапидарные надписи храмов сохранили имена ктиторов - никозели Стефана и никозели Михаила (КГН. 1980. Т. 1. 170-172, 185-188). Также в X в. был основан мон-рь Сабацминда (ныне к северо-востоку от г. Цхинвали), считавшийся метохом (подворьем) мон-ря Никози. Согласно местным преданиям, в верховьях р. Риони и на ее притоках возводили церкви царь Грузии св. Давид IV Строитель (1089-1125) или царица св. Тамара (1184-1207/13). Мон-рь Никози играл большую роль в религ. жизни соседних горцев, в т. ч. осетин. Они останавливались здесь и просили молитвенной помощи первомч. Раждена. Так, в сочинении анонимного историка царицы св. Тамары рассказывается, как осет. царевичи, тщетно искавшие руки царицы, «отправились в свое отечество, причем одного из них обуяла столь сильная любовная страсть к Тамар, что, не выдержав ее... умер в Никози, у храма Раждена, где его и похоронили» (История и восхваление венценосцев//КЦ. 1959. Т. 2. С. 37-38; То же. 2008. С. 259).

http://pravenc.ru/text/2565612.html

В начале следующего, 1122 г. царь Давид взял Тбилиси, который в V в. сделал столицей св. благоверный царь Вахтанг Горгасал (память 30 ноября/13 декабря), но которым уже несколько веков правили мусульманские властители. Весьма интересно, какой налоговый порядок был установлен царем Давидом: грузины должны были платить 5, евреи 4, а мусульмане 3 динария в год. Мудрый царь понимал, что не так-то просто резко изменить весь уклад жизни, существовавший в Тбилиси до его освобождения. Поэтому, в частности, христианам запрещалось резать свиней в районах города, населенных мусульманами. Будучи верным чадом Православной Церкви, царь Давид неизменно стремился, насколько возможно, быть в мире со всеми людьми (Рим. 12,18). Поэтому к нему относились с большим уважением не только православные грузины, но и иноверцы. Царь же, оказывая покровительство и заботу всем своим подданным, неизменно заботился об укреплении и ограждении Церкви. Достаточно сказать, что упомянутый выше Руисско-Урбнисский Поместный собор своим 15-м правилом постановил крестить переходящих в Православие армян полным чином. Как-то царь Давид созвал собор, на котором был устроен диспут православных богословов с армянскими (летописец пишет, что он сделал это по просьбе армянских епископов и настоятелей монастырей). Диспут продолжался с рассвета до девяти часов вечера. Наскучило это царю. " Вы, отцы, вторглись в самые глубины неведомого, как философы, мы же не в состоянии постичь этого, будучи невеждами и мирянами. Вы знаете, что я, как воспитанный в военных заботах, далек от учения и науки. Поэтому скажу вам словами простыми и неучеными. " Сказав это, царь Давид в таких притчах дал ответ армянам, что оставил их безответными и бессловесными. " Как когда-то Василий Великий в Афинах " , замечает летописец. Хотя царь, по смирению своему, назвал себя невеждой, но он вовсе не был таковым, хотя и действительно с молодых лет был постоянно в походах. Дело в том, что он специально всюду возил с собой в походы нагруженных книгами мулов и верблюдов. Как только предоставлялась возможность, св. Давид углублялся в книгу и читал до темноты. Когда глаза уставали от чтения, ему читали вслух… О том, чему научился он из этих книг, свидетельствует его праведная христианская жизнь, а также покаянный канон, который был им составлен.

http://pravicon.com/info-2129

Также существует предположение (И. В. Абашидзе, Б. Гасс), что население расположенного близ К. м. в Вади-эль-Вард (т. н. «Лощина роз») сел. Малха имеет груз. происхождение (внешне оно значительно отличается от араб. населения региона, жители Малхи именуют себя гурджами, до нач. XX в. они обслуживали обитель и обрабатывали земли К. м., передавая ему треть урожая). По мнению груз. историков, это косвенно может подтверждать сведения некоторых груз. источников о том, что в V в. груз. царь св. Вахтанг Горгасали поселил здесь гарнизон груз. всадников с целью охраны груз. святынь Иерусалима и, очевидно (исходя из мест их поселения), уже существовавшего к тому времени К. м. ( Гасс. 1990. С. 3). Исторически доказано присутствие в Палестине в IV-V вв. иберийских (грузинских) монахов и паломников (в особенности царского рода), однако современные тому периоду сведения о груз. мон-ре в окрестностях Иерусалима, посвященном Св. Кресту, отсутствуют. Часть груз. ученых связывают основание К. м. с именем известного груз. богослова V в. Петра Ивера , еп. Маюмского. В Житии святого, написанном Захарией Грузином, указано, что Петр и его сподвижник Иоанн Лаз до 50-х гг. V в. подвизались в мон-ре Гроба Господня в Иерусалиме, затем основали мон-рь «в пустыне» близ Иерусалима, получивший название Иверский, и еще один мон-рь на берегу р. Иордан (Житие Петра Ивера. 1896. С. 90-92; Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. T. 1. 256-272; КЦ. 1955. Т. 1. С. 133-134; ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 194, 261-263; Давид. 1976. Т. 1. С. 263; Иоселиани. 1978. С. 314; Лолашвили. 1989. С. 116, 262; Тархнишвили. 1994. C. 273-273). Схожая пара мон-рей упоминается в сочинении Прокопия Кесарийского, где сказано, что имп. Юстиниан I (527-565) вместе с монастырями св. Талале и св. Григория восстановил «обители иверов и лазов» ( Иона ( Гедеванишвили). 1852. С. 51-52, 58-61; Тимофей (Габашвили). 1956. С. 72-90, 014-016, 052-057, 0194-0197; Георгика. 1956. Т. 1. С. 77-78; Менабде. Очаги. 1980. Т. 2. С. 22-24; Мамиствалишвили. 2002. С. 11-13). Нек-рые ученые отождествляют лазский мон-рь с К. м. ( Жанен. 1992. C. 16). О К. м. как о мон-ре «гогаренов» (грузин) писал арм. путешественник Л. Алишан ( Григорий (Перадзе). 1995. C. 19-26).

http://pravenc.ru/text/2459035.html

Храм в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря Манглиси Храм в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря Манглиси На рубеже V и VI вв. в составе Квемо-Картли были Тбилисская, Манглисская, Дманисская, Болнисская, Цуртавская и Агаракская (Хунанская) епархии. Местоположение Цуртавского и Агаракского кафедральних соборов точно неизвестно. Предположительно Цуртави находился на правом берегу р. Дебеда, в районе крепости Агджакала-Гаги, а Хунани - близ слияния рек Таузчай и Мтквари. Границы епархий того времени определяются лишь приблизительно: паства Тбилисского епископа находилась в Тбилиси, в ущелье р. Вере и южнее Тбилиси, до р. Кциа; Манглисскому епископу подчинялись проживавшие в селениях ущелий Алгети, Кциа и Триалети; Дманисский епископ окормлял верующих, проживавших в ущельях Машавера, Кциа и Ташири; Болнисский - тех, кто жили в ущельях Поладаури и Шулавери; Агаракский - жителей провинций Гардабани (Хунанское эриставство или гавары Колбопор и Дзорапор в арм. источниках); паства Цуртавского епископа должна была находиться в ущелье р. Дебеда. Цуртавская и Агаракская епархии включали не только грузинскую, но и арм. паству, часть которой придерживалась монофизитства. В отличие от Шида-Картли церковная география Квемо-Картли вслед. политических и этнокультурных преобразований претерпела существенные изменения. Храм Самцевриси Храм Самцевриси На рубеже V и VI вв. св. Вахтанг Горгасали перенес столицу К. в Тбилиси, ставший крупным христианским центром. Здесь при св. Вахтанге и его преемниках были построены храмы Метехи (сохранилась более поздняя постройка), Бетлеми (Вифлеем), Мариамцминда (ныне Анчисхати ), а позднее - ц. Квашвети (Кашвети, сохранилась более поздняя постройка) и Тбилисский Сиони (рубеж VI и VII вв.). В кон. 70-х гг. IV в. персид. Сасаниды подчинили себе всю Вост. Грузию, посадив в Тбилиси своего военачальника, а в Мцхете - «епископа огнепоклонников». Жрецы служили огню в Мцхете и Тбилиси. Последователями маздеизма стали как представители знати, так и «мелкого люда», среди священнослужителей тоже оказывались «жрецы безверные и возмутители нравов» ( Джуаншер Джуаншериани.

http://pravenc.ru/text/1681187.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010