В 1703 г. персид. шах Султан Хусейн (1694-1722) помирился с Георгием XI, отстранил Ираклия I и управляющим (джанишином) Картли утвердил племянника Георгия XI царевича Вахтанга VI (1703-1712; царь Картли в 1716-1724). В 1705 г. Вахтанг VI созвал церковный Собор, на котором был смещен Евдемон II и на Мцхетский престол поставлен брат Вахтанга VI высокообразованный, талантливый и деятельный Доментий IV (Багратиони; 1705-1741) ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 481). Католикос-патриарх активно участвовал во всех начинаниях Вахтанга VI, направленных на возрождение страны: в установлении правопорядка в гражданской и церковной жизни, в развитии науки и культуры. При личном участии католикоса-патриарха Вахтанг VI составил свод законов (Законы Вахтанга). Ок. 1689 г. Доментий IV, находясь в Иерусалиме, познакомился с митр. Унгро-Влахийским сщмч. Антимом Ивиряну (1708-1716), ученик к-рого в 1709 г. основал в Тбилиси 1-ю груз. типографию (1709), где печатались гл. обр. богослужебные книги для груз. священнослужителей. Доментий IV особое внимание уделял пастве, укрепляя ее проповедями о христ. образе жизни. Одной из своих главных задач католикос-патриарх считал заботу об улучшении материального положения М. К. Он добился возвращения кахетинских владений Светицховели, что в первую очередь означало восстановление церковного единства царств Картли и Кахети, а затем рост экономических возможностей, без к-рых М. К. не мог продолжать свою культурно-просветительную деятельность. С 1712 по 1719 г. Вахтанг VI находился в Иране на положении почетного пленника, начатые им в Картли преобразования были приостановлены. После возвращения царя закавказские страны стали предметом интереса различных политических сил, в число к-рых вошла Российская империя. Вахтанг VI вел тайные переговоры с рос. императором Петром I Алексеевичем по поводу совместного выступления против Ирана. Политический выбор Вахтанга VI не был единодушно одобрен его сподвижниками, в числе к-рых оказался и католикос Доментий IV. По косвенным данным источников, католикос-патриарх более реалистичным считал союз с Османской империей, к-рая также предлагала Вахтангу VI довольно выгодные условия. Сохранившийся на тур. языке документ 1722 г. позволяет заключить, что Доментий IV устанавливал связи с Османской империей, просил К-польского патриарха о посредничестве перед султаном в борьбе против набегов дагестанцев. В ответ султан приказал эрзурумскому паше принять меры (НА Грузии. ArTur. Ф. 1453. Д. 78).

http://pravenc.ru/text/2564526.html

На пятнадцатом году Вахтанг, именно в 446 г., венчался на царство. В тронной речи нового царя обнаружился в нем самый тонкий ум, который показывал, что юноша без страха и с надеждой на Бога смело может управлять Церковью и государством. Сидевшие по правую руку его архиепископ Михаил, по левую Бинкар и остальная знать удивлены были его умом, настойчивостью и геройским духом. Но еще более поразило их, когда царь объявил, что безотлагательно решается идти войной против горских народов оссов и их правителя Бакатара 89 пленившего прекрасную сестру его Мирандухт.   Произнесенная царем речь ободрила всех присутствующих, и спустя некоторое время решено было начать войну с горцами. Со всех концов царства собраны были войска со вспомогательными отрядами Райского правителя, которые расположились на северной стороне неподалеку от столицы за Гартис Карской крепостью в Мухнарской долине. Перед выступлением на войну Вахтанг сделал смотр войскам и пришел в восторг от всеобщего воодушевления и обилия всего необходимого для войны. Вслед за тем написал завещание, по которому правительницей страны оставлялась царица Сагдухт, а первая сестра его Хваранзе в случае смерти царя должна была выйти замуж за двоюродного брата его армянского принца Мирана, потомка царевича Рева, за которым должен был остаться и сам престол Грузинского царства.    Вручив завещание своей матери, Вахтанг после семидневного поста и молитвы, приобщив христианское войско Святых Таин Тела и Крови Христовых, выступил в поход. Когда он вошел в область Тианетскую, правители ее вынуждены были признать власть царя. Оттуда Вахтанг прошел ущелье Дарьяльское, спустился в долину реки Терек и расположился лагерем на берегу ее. Оссы и хозары огромными полчищами выступили против него и стали лагерем на противоположной стороне той же реки. После семидневной бесполезной стоянки участь врагов Грузии решилась поединком царя с предводителем хозар. После победы хозары признали власть Вахтанга. Победив таким образом и другого врага Бакатара, выставленного оссами 90 царь слез с коня и перед всеми воздал благодарение Богу. После единоборства войско Вахтанга окончательно победило оссов и заставило признать власть Вахтанга, освободило сестру и других знатных особ, томившихся у них в плену.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

- на земле у Господа есть храмы из камней и есть храмы из плоти, и если каменный храм можно выстроить заново, храма плоти не восстановишь. Сколько таких храмов разрушили и осквернили твои воины!Будь подобен приснопамятным царям: Давиду, Соломону, Константину и Эвбимиану. Не ломай одной рукой то, что строишь другой. Берегись, что бы гнев Божий не постиг тебя за содеяное зло. Царь спросил: -Что мне делать? -Ты помогал своим родственникам персам, позабыв, что греки- народ Божий. Погаси разожжённый тобою же пожар и отныне будь сторонником единоверному кесарю а не огнепоклонникам персам! Той же ночью царю было видение, после которого он окончательно перестал бороться против персов. Его дядя, персидский князь, разгневанно обратился к племяннику: -Изменник! Ради распятого мертвеца предаёшь нас?! На что Вахтанг ответил: -Вот вы и вот греки, и увидишь силу Распятого и силу огня, вашей надежды! В этой битве греки жестоко разгромили персов. В битве погиб и дядя царя. Царь Вахтанг участия в битве не принял. Однако часть греков, под предводительством некого Поликарпа, напала на войско Вахтанга, а Поликарп принялся оскорблять царя. Царь разрубил ему голову надвое, а его сторонников разгромил, многих взял в плен.После послал гонца к кесарю, предлагая мир и дружбу, а также освободил пленных. В знак признательности кесарь вернул царю «границы Картли, Тухарисскую крепость, и Кларджетию от моря до Арсианта и овраги окрестные». На обратном пути царь оставил в Кларджетии (нынешняя територия Турции) своего молочного брата Артаваза, и тот выстроил Артануджскую крепость, монастырь и три храма. Царь ждал нападения персов укреплял города и крепости. Одновременно с этим заточил жрецов- огнепоклонников и изгнал из страны всех кто поклонялся огню. Тогда же скончалась супруга царя, Беландухт, и у Вавхтанга остался сын- Дачи. Когда персы с войной подступили к Картли, Вахтанг призвал на помощь кесаря, однако царь вынужден был начать борьбу без сторонников, а четыре месяца спустя подоспело и греческое войско. Тогда царь персов испугался и просил примирения. Он вынужден был примириться и с греками. Царь выдал за него свою сестру, и также обещал помощь в походе на Индию и соседние страны. После возвращения из похода на Индию отправил послов к кесарю- прося в жёны его дочь, а также приглашая Петра и Самуила. Патриарх послал в Картли 12 епископов, а в Каталикосы посвятил Петра. Царь оставил при Петре- Каталикосе епископа Самуила, а остальным распределил епархии: Кларджетию, Эрушетию, Цунду, Джавахетию, Манглиси, Болниси, Рустави, Ниноцмида, Череми, Челети, Хорнабуджи и Агараки. Впоследствии выстроил храм в Никози и там тоже посадил епископа.

http://pravicon.com/info-1961

   Не довольствуясь этим, оно под предводительством царя направилось в землю печенегов, которые не ожидали его. Вскоре они были подчинены власти Вахтанга и с них взята богатая дань. Таким образом оградив себя с севера, Вахтанг победоносно вернулся в Мцхет, на обратном пути восстановил Дарьяльские ворота и крепость, основанные царем Мирдатом I в 112 г. ДО Р. X., и в охрану оставил тут довольно сильный гарнизон, состоящий исключительно из грузин. Все горские народы признали власть Вахтанга с обязательством выплаты ежегодной дани.   Царь торжественно с преднесением св. креста вступил в Мцхет. Радость народа и Церкви была невыразима. Щедрые милостыни посыпались от рук юного царя, получившего славу победителя северных врагов, считавшихся до сих пор непобедимыми. Все бедные и богатые были равно утешены им.    Через главного мага Бинкара Вахтанг послал персидскому царю Орбиузду (f 456 г.) богатейшие подарки и просил у него руки его дочери Балендухт. Орбиузд исполнил желание царя, вместе с богатыми дарами послал ему свою дочь Балендухт в сопровождении воспитателя ее Сраздына, или Раждена 91 Вахтанг пышно отпраздновал свою свадьбу. Затем занялся устройством Церкви и государства.   Благодаря его стараниям царица, его супруга, и воспитатель ее приняли христианство; впоследствии обращение Сраздына весьма благотворно подействовало на Грузинскую Церковь. Время царствования тестя Вахтанга прошло для Грузии весьма мирно и спокойно. Наряду с христианством, без особенного ущерба для Церкви, терпимо было и учение Зороастра, которое, хотя очень не нравилось царю, по необходимости пока допускалось.   Юный Вахтанг через несколько лет после Собора, видя притеснение греков с запада и желая возвратить от них древние части Грузинского царства Кларджетию и другие смежные с ней области, отнятые греками у грузин, собрал свое войско. Затем, присоединив к нему часть персидского войска и часть своего вассала, Райского правителя Вазгена Питахши, родом армянина, немедленно двинулся на страны, лежащие при Понте. Он беспрепятственно дошел до города Назианза, пленяя города и области, встречающиеся на пути.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

При следующем католикосе, Аствацатуре (1715–1725), надежды армян на скорое избавление от магометанского ига были особенно велики. В начале 1716 г. с вардапетом Минасом было послано Петром письмо к Арт. Волынскому в Персию «наведаться о народе армянском, как он там многочислен и силен и склонен ли к стороне царского величества» и при этом поручено было оказывать вардапету нужную помощь. Вардапет возвратился в Россию в архиепископском сане и привез грамоту от ганзасарского (агванского) католикоса Исайи. В грамоте говорилось: «Когда Ваше Величество свои воинские дела начать изволите, то прикажите нас наперед уведомить, чтобы я с моими верными людьми, по возможности в по требованию вашему, мог служить и приготовиться». Что же касается главного католикоса, Аствацатура, то вардапет сказал, что у него был и говорил с ним о делах, которые приняты им «любительно и приятно». Однако письма Аствацатур дал в неопределенных выражениях; объявлял, что он не может обязаться верностью царю, опасаясь персиан и некоторых армян. В 1718 г. вардапет подал пункты, в которых просил, от имени всех армян, освободить их от басурманского ига и принять в русское подданство. В 1722 г. Петр предпринял персидский поход; царь иверийский Вахтанг был привлечен к союзу с русскими. В Армении думали, что настало уже время восстановления Армянского царства. В Сюнии начал действовать Давид-Бек с армянской дружиной, поставив себе целью изгнать магометан из армянской земли. Когда царь Вахтанг с своей армией, согласно условию, прибыл в Армению, то был встречен с радостью вооруженными жителями. Делая смотр армянскому отряду, Вахтанг говорил: «Будьте теперь мужественны и не бойтесь никого, ибо пришло время спасения христиан». Персидский поход Петра, как известно, не состоялся. Вахтанг, не дождавшись Петра, тоже поспешил в Тифлис. Армяне снова остались одни. В конце того-же года тифлисский арм. епископ писал Минасу в Россию, что сто тысяч вооруженных армян готовы пасть к ногам императорским, пусть русские войска спешат в Шемаху; если же до марта 1723 г.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Первые известные мученики Грузинской Церкви – 17 князей-грузинов, названных Месухевийскими по имени стратега, а впоследствии их духовного наставника Сухия. Приняв крещение, они оставили службу у аланского царя, обменяли княжеские одеяния на нищенские рубища и поселились на горе в верховьях Евфрата, проводя жизнь в безмолвии и непрестанной молитве. Аланский царь с воинами нашел их и приказал отречься от Христа и вернуться в столицу, а после отказа сжег их на костре. Особо почитаемой святой является св. равноапостольная Нина, просветительница Грузии, и ее брат, св. великомученик Георгий. Церковью также канонизированы св. царь Мириан, который принял христианство и сделал его государственной религией, св. царь Вахтанг Горгаслан, который всю свою жизнь боролся с персами и много сделал для Грузинской Церкви. Во время царствования Горгаслана приняла мучения св. Шушаника (Сусанна). Ее муж Варскен принял огнепоклонство и пытался принудить ее поступить так же. Он замуровал ее на семь лет в каменном склепе и заковал в цепи, где она пребывала до смерти словно схимница в затворе. Уже при жизни св. Шушаника получила дар исцелений и народное почитание. Когда царь Вахтанг Горгаслан вернулся из похода и узнал о мучениях и смерти Шушаники, он казнил Варскена, а тело мученицы перенес в Тбилиси. Еще одним святым этого времени является соратник царя Ражден, перс из рода Сасанидов, который принял христианство в Грузии и остался до смерти верен Христу и своей новой отчизне. Он был взят в плен и предан персидским шахом, своим дядей, мучениям. Но Ражден не отрекся от Христа. Царю посоветовали отпустить Раждена в Мцхет попрощаться с родными, взяв клятву вернуться в день казни. Рассчитывали на то, что Ражден не вернется и опозорит себя в глазах и персов, и грузин. Но Ражден вернулся в назначенный срок и после мучений был убит отравленными стрелами. Царь Вахтанг положил мощи Раждена в Икортском монастыре, и сразу же началось почитание его как святого. Великомученик Евстафий Мцхетский происходил из высшего сословия жрецов-огнепоклонников, которые назывались магами и мобиданами. Он принял христианство, и за это был замучен соплеменниками. Его тело положили под престол главного алтаря Светицховели.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Деятельность редакции этого портала аморальна Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе заявил, что «Правмир» должен пересмотреть редакционную политику и принести извинения протоиерею Александру Ильяшенко 11.07.2019 2000 Как сообщалось , протоиерей Александр Ильяшенко вышел из состава редакции «Правмира», деятельность которого носит явно не православный характер. Ситуацию прокомментировал для «Русской народной линии» заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе . «Мы разделяем те оценки деятельности портала " Правмир " , которые даны протоиереем Александром Ильяшенко. Действительно, данный портал вызывает множество вопросов с точки зрения соответствия его содержания православному СМИ. Например, в последнее время приходилось сталкиваться с публикациями, авторы которых публично придерживаются нетрадиционной сексуальной ориентации, а также и другими недопустимыми на православном ресурсе публикациями», - отмечает Вахтанг Кипшидзе. «С сожалением сообщаю, что в Отдел поступают регулярные жалобы от верующих людей на деятельность портала " Правмир " , задаются вопросы о том, насколько его содержание соответствует учению Православной Церкви. Полагаем, что деятельность редакции портала, фактически приводящая к выдавливанию из ее состава православного священника, стоящего у истоков этого изначально православного портала, аморальна. Призываем главного редактора портала А. Данилову решительно пересмотреть редакционную политику, принести о. Александру извинения и прислушаться к его пастырским советам. Продолжаю верить, что для такого шага у неё есть достаточно христианского благоразумия. Выход протоиерея Александра из редакции портала " Правмир " - это важный сигнал авторам и читателям данного СМИ, которое вопреки всему продолжает позиционировать себя как православное», - заявил заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/07/11/de...

– Тогда и ты мне не нужен! – заорала Ася и запустила в него дорогой китайской вазой. Вахтанг ловко увернулся от летящего в голову раритета и сказал: – Вах, вот такая ты мне больше нравишься! Но всё уже решено. Я уже сделал предложение. Тебе придется подвинуться. Да, и не вздумай завести себе любовника. Мои дети должны расти в здоровой обстановке. Никаких вторых пап! Папа – я, один. Если ты попытаешься выйти замуж, то я отниму у тебя детей, а к своему… – тут он добавил мерзкое слово, – уйдешь голая, как я тебя и брал. И это справедливо. Неделю Ася плакала, но потом поняла, что это неисправимо. Постепенно свыклась со своим новым статусом разведенки. В материальном плане для них ничего не изменилось. Вахтанг держал свое слово. Честно оплачивал все расходы, но приставил к ней своего шофера Лексо, который по совместительству выполнял роль добровольного шпиона. Любые походы в окружающий мир не приветствовались по умолчанию. Логика была такая: зачем тебе куда-то ходить, когда всё есть? Ася ломала голову над сложившейся ситуацией и, естественно, хотела вернуть всё на свои исходные позиции. На этой почве как-то занесло ее в церковь. Что там и как происходит, она представляла очень плохо. Заходя в полумрак, неожиданно вспомнила момент из недавнего счастливого прошлого. Вахтанг шел с ней и вдруг захотел войти, поговорить со священником. Вот такая у него возникла неожиданная блажь. Но Ася тогда уперлась, отговорила его: «Потом. Не нужно. Мы торопимся. И чем они тебя могут удивить?» Еще дома, в России, ее сестра делала всяческие попытки ее воцерковить, но тогда Асе это было, мягко говоря, безразлично. Потом у Вахтанга желание пообщаться со священником улетучилось, и его прочно замкнуло на каких-то новых идеях, не совсем понятных Асе, а она и не пыталась вникнуть. Теперь, когда она оказалась перед нерешаемой по-земному проблемой, пришлось искать выход через высшие коридоры власти, не подчиняющиеся земным законам. Ася нашла в себе силы пойти в храм. Обратилась к первому встреченному пожилому священнику (молодых батюшек она сознательно обходила, сочтя их не наделенными жизненным опытом). Отец Теймураз сразу вник в ее дело, и они присели поговорить. Через два часа Ася ушла от него слегка не в себе: мозг отказывался вмещать столько новой информации.

http://pravoslavie.ru/126232.html

Вахтанг Кипшидзе: «Церковь призывает каждого депутата помнить об ответственности перед Богом и народом» 24.09.2021 18:02:31 Пока в стране заканчивают подводить итоги выборов в Государственную Думу, замглавы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе рассказал порталу " Интерфакс-Религия " , почему в Церкви воздерживаются от создания политических партий, о том, как все-таки религиозным лидерам удается продвигать свои законотворческие инициативы и какую ответственность новоизбранные депутаты несут перед Богом и людьми. - Не считаете ли вы, что наличие христианской партии в России позволило бы наладить контакт с похожими европейскими партиями и вывести межхристианский диалог на новый уровень? - Мы считаем, что ситуация, при которой партии по религиозному принципу в России не создаются, это обоснованная норма, которая защищает общество от негативных последствий использования религии в целях политической борьбы. Религия должна находиться вне политики, и думаю, что отказ от возможности создавать партии по религиозному признаку это дополнительно гарантирует. Вместе с тем никакой партии не запрещено включать в свою программу те традиционные ценности, которые разделяют те или иные религии нашего государства. Могу предположить, что эти ценности могли бы касаться уважения к человеческой жизни с момента зачатия, утверждения семейных ценностей, милосердия, справедливости и других максим, которые разделяют большинство религий нашего государства. Если обращаться к европейскому опыту христианской демократии, то мы должны вспомнить о том, что в европейском контексте действовали другие нормы, касающиеся форм отношения Церкви и государства. Мы знаем, что во многих европейских государствах Церковь до сих пор является государственной, кое-где пасторы получают зарплату от государства, находясь на государственной службе. Возможно, что эти особенности религиозно-политической жизни на определенном этапе развития европейского континента и привели к созданию партий по религиозному принципу. Однако напомню, что партии такого рода существуют далеко не во всех странах. Например, во Франции таких партий нет, поскольку в стране придерживаются принципов светскости в более радикальном ее прочтении, чем, например, в Германии. Христианско-демократические партии в настоящий момент не имеют такой же прямой связи с Церковью, какую они имели в исторический период своего учреждения.

http://radonezh.ru/2021/09/24/vahtang-ki...

7 . Минатюрное евангелие. Нисано на бумаге церковно-строчным алфавитом и интересно тем, что имеет длина 1 вершок, а ширины ¾ вершка. Единственная запись его в конце евангелия Луки гласит, что писцом его был «царского двора деканоз или протоиерей Иоаким сын Давида». Здесь кстати заметить, что в Кутаисе находится в доме любителя древней грузинской письменности генерал-майора кн. Георгия Абашидзе несколько крошечных манускриптов, в разноцветных каймах по листам, с раскрашенными миниатюрами на золотом фоне безукоризненной работы. Из числа их обращает на себя внимание пергаментное евангиеле, немного меньше кацхского, в 4 ½ х 3 сантиметра, писанное красивым церковно-строчным алфавитом, который читается неиначе как при помощи лупы. Оно, судя по припискам, переписано «грешным Димитрием 14 июля короникона 194–1506 г. для патрона или господина Манучара, при крещении получившего имя Шалвы», и составляло в последнее время «собственность имеретинской царицы Марии Кациевны». Оно имеет переплет русский. Неизвестно, кто такой упоминаемый Манучар. Если он из атабегов Самцхе – имя обыкновенное в их доме, – то таковой под годом 1506 не встречается. Что же касается Марии Кациевны, то она, конечно, дочь дадиани Кации, вышедшая в 1791 г. за имеретинского царя Соломона II, выехавшая в 1811 г. в Россию и умершая в 1841 г. в Санкт-Петербурге (H. de la G., II, 1 livr., 644). 8 . Четвероевангелие. Четвероевангиеле это в серебро-золоченном окладе с грубыми на нем рельефными ликами. Миниатюры евангелистов с славянскими приписками очень хорошей работы. Никаких в тексте приписок, кроме следующей в конце книги, сделанной алфавитом Мхедрули: «Мы, царь царей Вахтанг, потеряв в сражении с неверными 10 октября 1723 г. Свимона Абашидзе, человка именитого, за брата нашего нами признаваемого, сына и брата преславного владетеля, убитого за веру и за нас, и тем причинившего нам глубокое горе, жертвуем, в прощении его грехов, святое, нами украшенное, евангелие усыпальнице его Кацху» Надпись эта сдеана Вахтангом VI с собственноручной вязной припиской «Вахтанг», встречаемой и в других актах его. Свимон Абашидзе был братом Вахушту Абашидзе, за которым была родная дочь Вахтанга Анука, в молодости даже проживал он в их доме и потому-то называет Симона своим братом. Грузинская хроника сохранила нам рассказ о сражении Вахтанга с турками и лезгинани в Карталини, имевшем последствием смерть Свимона и поражение Грузии. Событие это дфйствительно случилось в 1721 г., вслед за которым Карталиния была занята турками и сам Вахтанг вынужден был выехать в 1724 г. навсегда в Россию (H. de la G., II, 1 livr.,124, 298, 402).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010