«Привязанного у ворот», на перекрестке (стих 4). Точнее: «у ворот, близ самой дороги, которая шла мимо дома» ( π το μφδου). «И привели» осла (стих 7). По свидетельству Евангелия Марка как будто выходит, что Господь совершил вход в Иерусалим только на молодом осле: об ослице, о которой говорит евангелист Матфей, Марк не упоминает. Этим, однако, он не говорит, чтобы ее при шествии Христа не было. Он дает понять, что Господь ехал именно на молодом осле – ослица же могла идти рядом. При этом евангелист Марк замечает, что на этого молодого осла еще никто не садился (см. комментарии к Мф.21:4–5 ). «Ветви с дерев» (стих 8), точнее: «подстилки, сделанные из зелени, которая росла на поле» ( στιβδας κψαντες κ τν γρν). Масличная гора в то время, как и теперь, была возделываема земледельцами, и на ней было немало растительности всякого рода. «Благословенно грядущее» ( «во имя Господа» – в лучших списках не имеется) «царство отца нашего Давида! осанна в вышних!» (стих 10). Это значит, что народ признавал Христа законным потомком Давидовым, в Котором и с Которым должно наступить всеми ожидаемое обетованное Царство. Читатели Евангелия Марка до сих пор несколько раз читали о «Царстве Божием» ( Мк.1:14, 4:11, 9:1 и др.), которое должно скоро наступить ( Мк.1:15 ). Если же теперь народ называет приближающееся царство «Давидовым», то этим он хочет сказать, что Бог поставил Царем этого Божия Царства Иисуса, Которого слепой назвал Сыном Давидовым ( Мк.10:47 ), и что открытия этого Царства нужно ожидать в ближайшем будущем. «Осмотрев все...» (стих 11). Согласно Евангелию Марка, Христос в день входа за поздним временем не приступал к учению, а только внимательно осмотрел все, что делалось в храме. Очевидно, по представлению Марка, чего-либо особенно важного в тот день не было сделано Христом, хотя евангелист Матфей запомнил некоторые чудеса, совершенные в тот раз Христом ( Мф.21:14 ). Мк.11:12 .  На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; Мк.11:13 .  и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сказав об этом по видимости уничиженном происхождении будущего Спасителя мира, святой евангелист Лука говорит далее, что этот видимо уничиженный «отпрыск от усеченного корня» ( Ис. 11, 1 ) есть отпрыск славного дома Давидова, к которому и были приурочены все обетования Божии о Мессии, евангелист говорит, что Ангел был послан «к Деве, обрученной мужу, именем Иосиф, из дома Давидова именно, и имя Деве: Мария» ( Лк. 1, 27 ). Некогда Давиду обещал Бог: «Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его... и Я утвержу престол царства его на веки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном... И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки» ( 2Цар. 7, 12–16 , ср. Пс. 71 , Пс. 88 , Пс. 131 и др.). Об этом славном Потомке Давидовом, то есть Христе, сказал Бог устами самого же Давида: «Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое и одержание Твое концы земли» ( Пс. 2, 7–8 ), или: «Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих. Из чрева прежде денницы родих Тя. Клятся Господь и не раскается: Ты иерей во век по чину Мелхиседекову» ( Пс. 109, 1–4 ; ср. Деян. 2, 34–35 ; Евр. 1, 13 ; Мф. 22, 42–46 ). О рождении этого-то славного Потомка Давидова и пришел возвестить Пресвятой Деве Архангел Гавриил. По изображению церковной песни, он, прежде чем войти к Пресвятой Деве, долго размышлял в себе о величии тайны воплощения Еммануила от Девы. «Послан бысть с небесе Гавриил Архангел, благовестити Деве зачатие; и пришед в Назарет, помышляше в себе, чудеси удивляяся: О како в вышних непостижимь сый от Девы раждается! имеяй престол небо, и подножие землю, во утробу вмещается Девичу! на Негоже шестокрылатии, и многоочитии зрети не могут, словом единем от Сея воплотитися благоизволи; Божие есть Слово настоящее. Что убо стою, и не глаголю Деве: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; радуйся, чистая Дево, радуйся, Невесто Неневестная; радуйся, Мати Живота, благословен плод чрева Твоего» 153 .

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Пс.121:3 .  Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно, Город Иерусалим представляется обнесенным оградой с сооруженными в ней воротами; он – слит в одно, т. е. застроен зданиями, тесно примыкавшими друг к другу. Таким Иерусалим не был при возвращении и значительное время спустя после возвращения из плена, когда его стены и дома были в развалинах. Пс.121:4 .  куда восходят колена, колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне. Указание псалма на коленное разделение еврейского народа тоже говорит за раннейшее, чем время плена, написание псалма; при Давиде коленное разделение еще существовало, после же Ровоама, а особенно во время плена, такое разделение исчезло. Пс.121:5 .  Там стоят престолы суда, престолы дома Давидова. «Престолы суда, престолы дома Давидова». Давид установил строгое правосудие по вступлении на престол, и для объединения всех своих подданных под своей властью, он даровал право каждому, недовольному решением своего дела начальниками колен, апеллировать к царю в Иерусалим через что Иерусалим сделался в глазах народа городом истинного «суда». С Давида же начинается новый царский род и престол стал переходить к его потомкам, там стоят «престолы дома Давидова». Пс.121:6 .  Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя! Пс.121:7 .  Да будет мир в стенах твоих, благоденствие – в чертогах твоих! Пс.121:8 .  Ради братьев моих и ближних моих говорю я: «мир тебе!» Пс.121:9 .  Ради дома Господа, Бога нашего, желаю блага тебе. Крепость, сила и красота Иерусалима, мир в нем, как центральном и главном городе иудеев, являются основаниями благоденствия всей Иудеи, всего народа, почему каждый паломник молит Бога о сохранении за Иерусалимом указанных милостей как ради своих единоплеменников евреев, так и «ради дома Господа», ради сохранения святости и величия этого места, как залога и показателя верности народа своему Господу. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Во-вторых, Тимофею можно проявить свою силу в отречении от всяких личных выгод и прибыли, потому что все его мысли должны быть обращены на исполнение воли его вождя – Христа. 2Тим.2:5 .  Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться. В-третьих, подобно атлету, Тимофей должен во время проповедования, как во время борьбы, соблюдать известные правила борьбы, т. е. слово Божие, которое есть меч острый, употреблять как должно, не ослабляя его силы и требований (ср. 2Кор 10:3–4 ). Только такой борец-проповедник получит в награду венок (ср. 2Тим.4:8 ; Откр.2:10 ). 2Тим.2:6 .  Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов. В результате такой усердной работы и работы, сопряженной с тяжелым трудом ( κοπιντα), проповедник будет иметь удовольствие первый вкусить от ее плодов. В будущей жизни он прежде своей паствы получит небесную награду (ср. Мф19:28 и сл.). 2Тим.2:7 .  Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем. 2Тим.2:8 .  Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему, 2Тим.2:9 .  за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз. 2Тим.2:10 .  Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою. Все, что говорил доселе апостол, Тимофей должен как следует обдумать и Бог даст (лучше читать δσει, чем δη – да даст) ему в этом случае разумение. При этом Тимофей должен помнить о Христе, воскресшем из мертвых. Апостол не говорит, что Христос умер, но это само собой предполагается, как равно предполагается необходимым и требование от всех христиан быть готовыми к смерти со Христом. «От семени Давидова». Христос воскрес к славной жизни, бывши по телу только потомком человека – Давида (выражение «от семени Давидова» стоит в зависимости от слова: воскресшего – γηγερμνον). Но не только на возвышение Христа по Его воскресении здесь указано, но также и на Его истинное человечество, в опровержение ложных взглядов на Христа (ср. 1Тим 2:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Новое и необычайное чудо! Иудеи убегают, а жена идет за Ним. «И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов» («И се жена.., от предел тех изшедши, возопи к Нему глаголющи: помилуй мя, Господи, сыне Давидов»). Жена делается благовестницей, исповедует и Божество Его, и домостроительство; словом «Господи» [исповедует] владычество; а словами «сыне Давидов» – принятие Им плоти. «Помилуй меня». Посмотри на любомудрую душу. «Помилуй меня , – говорит она, – я не имею добрых дел, не имею дерзновения по своей жизни; прибегаю к милости, к общей пристани грешников; прибегаю к милосердию, где нет судилища, где спасение подается без испытания», – таким образом, будучи грешницей и беззаконницей, она осмелилась приступить к Иисусу. Заметь еще любомудрие жены: она не просит Иакова, не умоляет Иоанна, не обращается к Петру, не разделяет сонма их. «Я не имею нужды в посреднике, но, взяв ходатаем своим покаяние, приступаю к Самому Источнику; Он для того и пришел, для того и принял плоть, чтобы и я беседовала с Ним». Вверху Херувимы трепещут, внизу блудница беседует с Ним! «Помилуй меня», – простое слово, но в нем находит она неисчерпаемое море спасения. «Помилуй меня: для этого Ты пришел, для этого Ты принял плоть, для этого Ты сделался тем, что и я». На небе трепет, на земле дерзновение! «Помилуй меня: я не имею нужды в посреднике; Сам Ты помилуй меня». – «Что тебе нужно?» – «Ищу милости». – «Чем ты страдаешь?» – «Дочь моя жестоко беснуется («Дщи моя зле беснуется») ( Мф.15:22 ): природа моя терзается, жалость возбуждается». Так она пришла ходатайствовать за дочь; не принесла больной, а принесла веру. Он – Бог и все видит. «Дочь моя жестоко беснуется. Ужасное страдание; естественное чувство жалости, как жало, терзает мою утробу, возмущает внутренность. Что мне делать? Я погибаю». – «Почему же ты не говоришь: «помилуй дочь мою», но: «помилуй меня»?» – «Она больна до бесчувствия, не сознает своего страдания, не чувствует своей боли; отсутствие сознания, или лучше – бесчувствие служит для нее завесой несчастья.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Вместе с этим, – по Марку, – дается окончательное обоснование предыдущих размышлений и действий: Поскольку любовь к Богу и ближнему «больше всех всесожжений и жертв», постольку и время храмового богослужения миновало! Поскольку любовь к Богу и ближнему – единственный желанный Богу плод, Бог не является конкурентом государству и его требованиям. И потому Писание правильно понимает только тот, кто имеет мужество слышать в нем призыв того Единого , у Которого речь идет только об одном – о любви, и потому также о вечной жизни, к которой уже причастны Авраам, Исаак и Иаков и прочие праведники, отдававшие себя целиком Богу ( Мк.12,18–27 ). «Бог есть Бог живых», и, чтобы иметь жизнь, мы должны отдать Богу Божие – любовь к Нему и к ближнему. Бог – Творец жизни – дает людям Свою свободную любовь. Она – Божия. Ее и надо отдавать Ему. Кто это постиг, тот «разумный», как оценивает книжника Иисус, и тот «недалеко от Царствия Божия». 10. Что разделяет и что соединяет с Иисусом Христом? (Мк.12,35–44) Ответ Иисуса Христа о первой и главной заповеди вызвал радостное понимание книжника. Ответ Иисуса так покорил присутствующих, что богословы уже не осмеливались Его ни о чем спрашивать. Толпа внимала Ему «с услаждением». Так почему же Иисус, несмотря на все это, не находил и до сих пор не находит всеобщего признания? – Марк предлагает три замечательных ответа на этот вопрос. a) «Богословское» препятствие (Мк.12,35–37; Мф 22,41–46; Лк 20,41–44). 35 Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов? 36 Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. 37 Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением. Здесь высказан первый ответ на вопрос, почему Иисуса Христа многие не могли и не могут понять. Сам Иисус задает смущающий вопрос, который касается и нашего представления о Мессии: «Как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов?». Действительно, разве и мы, как и книжники, не утверждаем, что Иисус, родившийся в Вифлееме, – Сын Давидов и поэтому Мессия?

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

«Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем» (Лк. 2:4). Вы видите, Иосиф оставляет Назарет. Если бы не было бы переписи населения, то Сын Божий родился бы в Назарете, а это было бы нарушением пророчества. Но такого не может быть, потому что в Сыне Божием истинно исполнились все пророчества. Иосиф оставляет Галилею языческую, идет из города Назарет в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова. И Иосиф, и Пресвятая Дева, они были из одного дома. По закону еврейского народа человек мог брать себе жену точно из того же колена, из того же родословия, к которому принадлежал сам. И мы читаем далее, что «они шли записаться с Мариею, обрученной ему женою, Которая была беременна» . И мы представляем, как Иосиф сажает на ослика Пресвятую Деву Марию, и они отправляются из Галилеи языческой, из Назарета в Иудею, в город Давидов Вифлеем. «Когда же они были там, наступило время родить ей» . Известно, что на перепись Вифлеем прибыло огромное количество людей, которые тоже были потомками царя Давида и принадлежали к другим домам, произошедшим из Вифлеема. И Предание учит, что Иосиф с Пресвятой Девой Марией искал дом, где бы ему остановиться. Он объяснял людям, что у него жена, она беременная, она вот-вот родит, но все гостиницы были переполнены. Все дома Вифлеема иудейского оказались закрыты. В эту рождественскую ночь, открыто ли твое сердце для того, чтобы принять Святое семейство в своё бытие, в свое сердце, в свою душу, в свой внутренний мир? Способен ли ты наполнить свой внутренний мир, мир твоего духовного бытия светом Вифлеемской звезды? Или может быть твое сердце закрыто, может быть, ты тоже в эту ночь не впустишь Богомладенца в свой дом? Может быть, дверь твоего дома останется закрытой? Может быть, ты выслушаешь об этой проблеме, что ей надо где-то рожать, и скажешь «у меня все занято, у меня нет места»? Если в твоем сердце нет места для Иисуса, если в твоем сердце нет места для Святого семейства, для Пресвятой Девы, для Обручника праведного Иосифа- труженика, то ты несчастный человек, ты не сможешь присоединиться к радости Рождества Христова.

http://radonezh.ru/analytics/o-proroches...

Так как они на первый вопрос Его не дали правильного ответа (назвав Его простым человеком), то, в опровержение их ложного мнения о Нем, Он приводит слова Давида, возвещающего Его божество. Они почитали Его простым человеком, почему и сказали: «Давидов», Спаситель же, исправляя это их мнение, приводит пророка, утверждающего, что Он Господь и истинный Сын Божий, и что Ему принадлежит одинаковая честь с Отцом. Впрочем, Он и на этом не останавливается, но чтобы возбудить в них чувство страха, приводит и следующие слова пророка: «доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих», – для того, чтобы по крайней мере этим средством обратить их к Себе. А для того, чтобы они не сказали, что в этих словах Давида есть преувеличение, похожее на ложь, и что это просто лишь сказано по суждению человеческому, смотри, что говорит Он: «как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом»? Смотри, с какой скромностью Он указывает на мнение и суд о Нем пророка. Сперва Он сказал: «что вы думаете о Христе? чей Он сын?» чтобы этим вопросом побудить их к ответу. Потом, когда они сказали: «Давидов», не сказал: Давид говорит, однако же, следующее, но опять в виде вопроса: «как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом»? – чтобы им не показалось противным Его учение о божестве. По этой же причине Он не сказал: как вы думаете обо Мне, но: «о Христе». Поэтому-то и апостолы со всей скромностью говорили о патриархе Давиде; «да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен» ( Деян. 2:29 ). Подобным образом и сам Спаситель предлагает учение о Себе в виде вопроса и рассуждения, говоря: «как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»? И потом: «если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему» ( Матф. 22:43–45 )? Этим Он не отвергает того, что Он есть сын Давидов, – нет; Он и Петра не укорил бы за это, – но только исправляя мнение фарисеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010