Заканчивая этим свое обозрение, мы должны сказать, что различные формы пророческого служения в обоих царствах вызывались таким, или иным, состоянием теократии и вполне зависели от различных исторических обстоятельств: критическое состояние теократии и опасности, угрожавшие ей в израильском царстве, сообщали пророческому служению в нем характер грозный и величественный, а вместе с тем более внешний и многообъемлющий, и вызвали новое явление в пророчестве – пророческие общества, – и наоборот: сравнительная прочность теократических основ в иудейском царстве и охранение их обыкновенными служителями теократии отодвигали в нем пока (в первые два столетия существования царства) служение пророков на задний план и сообщали ему характер более спокойной, чисто внутренней, духовной деятельности. 340 Ср. Die alttestamentliche Weissagung von der Vollendung des Gottesreiches – Orelli’s. 1862. s. 249. 342 Исключение, по-видимому, составляют (немногие правда) случаи заговоров против царей и даже убийств: Иоаса – его рабами во время его болезни ( 2Пар.24:25 ср. 3Цар.12:20–21 ) и Амасии ( 2Пар.25:27 ср. 4Цар.14:19–20 ) «народом» (ср. Ewald. Geschicht, d. V. Isr. 3 Bd. s. 628). Но и в этих случаях возмущений против царей – в отличие их от революций в царстве израильском – недовольство народа направлялось не против законно-царствующей Давидовой династии, а против личности и политики отдельных царей, и дворцовые революции сопровождались возведением на трон законного наследника престола (ср. 2Пар.26:1; 4Цар.14:21 ). В виду этого, частные случаи возмущений против царей вовсе не противоречат вер­ности народа законной династии, восседавшей на иудейском троне. 344 Ср. Riggenbach. Vorträge üb die Proph. 5 H. 1862 г. s. 19–21 и Stier. Priest und Propheten. 1 Theil. s. 73. Читать далее Источник: Пророческое служение в Израильском (десятиколенном) царстве/[Соч.] М. Вержболовича. - Киев : Тип. Корчак-Новицкого, 1891. - V, IV, 375 с. (Из журнала Труды Киевской Духовной Академии за 1889, 1890 и 1891 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Радуйся, Храме одушевленный, Из Нея же произниче Желаемый всеми народами. Радуйся, Колеснице Солнца Умнаго, Радуйся, сокровенная Жена, Семя Которой сотрет главу змия. Радуйся, Дщи Давидова, Давшая міру Примирителя из колена Иудина Радуйся, Горо несекомая, От Нея же отсечеся Камень нерукосечный – Христос, Радуйся, на веки прославленная Евангельскою женою словами: Обращенными к Сыну Твоему: «Блаженно Чрево, носившее Тя, И сосцы, Тебя питавшие», Радуйся, Нечаянную Радость верным дарующая.   Спаси , Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, Победы православным христианом  На сопротивныя даруя, И Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Небесных Воинств Архистратизи, Молим вас присно мы недостойнии, Да Вашими молитвами оградите нас Кровом крил невещественныя Вашея славы, Сохраняющее ны припадающия Прилежно и вопиющия: от бед избавите ны, яко чиноначальницы Вышних сил Архистратиги Божии, служителие Божественный славы, Ангелов начальницы И человеков наставницы, Полезная нам просите И велия милости, яко безплотных Архистратизи.   Святый Архистратиже Михаиле, Грозный Воеводо сил Небесных, моли Бога о нас. Св. Архангеле Гаврииле, моли Бога о нас, Св. Архангеле Урииле, моли Бога о нас, Св. Архангеле Рафаиле, моли Бога о нас, Св. Архангеле Салафииле, моли Бога о нас, Св. Архангеле Иегудииле, моли Бога о нас, Св. Архангеле Иеремииле, моли Бога о нас, Св. Архангеле Варахииле, моли Бога о нас.  -------------------------------- Молите Бога о нас святии Ангели, Архангели, Начáла, Власти, Престол и, Силы, Господствия, шестокрилатии Серафими, Многоочитии Херувими и вси Духи, Не именуемыя в веце сем, Яко мы усердно к Вам прибегаем, Скорым помощникам и молитвенникам О душах наших.   Ангеле Божий, Хранителю мой святый, Живот мой соблюди во страсе Христа Бога, Ум мой утверди во истиннем пути, И к любви горней уязви душу мою, Да тобою направляем, получу от Христа Бога Велию милость. Апостоли, мученицы и пророцы, Святителие, преподобнии и праведнии, Добре подвиг совершившия И веру соблюдишия,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

с раннего утра» ср. с 33:2; 25:34 и 27:8 «народы сильные».... «дыхание тиранов»... «сильным дуновением» ср. 28:2: 29:6; 27:5 – о заключении мира с Египтом, а не с Господом, ср. 30:1; 27:6 «расцветет Израиль», после того как страна будет, «как пустыня», и «плодом будет снятие греха, ср. с 35 гл. 1; 32:17 и др.). Естественно думать, что пророк, возвращаясь к предмету (особенно перечитывая прежние пророчества), о котором говорил раньше, воспроизводил и прежние образы. Этим объясняется, что напр., пророчествуя об Ассуре, пророк употребляет в отношении к нему тот же образ «леса», «сада», «Ливана» (29:17), как и в 10 главе, написанной в царствование Ахаза; что вообще в 10 главе оказывается по местам необыкновенная близость к главам 28–35 (особенно 29:17: «еще немного, очень немного» ср. 10:25; 28:21, 22: «дело Господа на Сионе»... «слышал я от Господа, что решительное истребление определено для всей земли» и 10:22, 23; 29:16: «разве можно считать горшечника, как глину?» ср. 10:15; 33:18 «перепись», ср 10:19 и др.). С другой стороны, главы 28, 29, 32 носят законченный характер (см. конец их) и следовательно, могли быть написаны в разные промежутки времени, – тем более, что существовали разные поводы к их написанию; в 28-й падение Самарии; в 30–31 переговоры с Египтом (ср 30:8: «теперь, пойди напиши об этом» т. е. напрасном искании помощи у Египта; эти слова, по-видимому, указывают на то, что главы 30–31 написаны именно в новый промежуток времени сравнительно с предшествующими...); в 33-ей – опустошение страны Сеннахеримом. – Имея в виду сказанное, нет необходимости относить все главы 28–33 к самому 14 году Езекии, не исключая и пророчества о падении Самарии (в 28:1–4), и понимать это пророчество, как изображение прошедшего события, случившегося в 6-й год Езекии. Гизебрехт, напр., следующим образом думает о времени написания глав 28-й, 10-й и вообще о собрании пророчеств Исаии в книгу. – С начала своей проповеди пр. Исаия выступил, как грозный обличитель, и возвещал бедствие всему Израилю и Иуде, надежду же на спасение видел только в Потомке Давидовом и славном, небольшом, «святом» остатке из Иуды.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

В 1915 году в обители отмечалось 400 летие со дня основания. Указом Святейшего Синода от 10 июня 1915 года за 7892, Давидова пустынь возведена на степень второклассного монастыря. Таким был монастырь на пороге кардинальных перемен в отношении религии, предпринятых пришедшими к власти большевиками в результате октябрьской революции 1917 года. Из книги-путеводителя: " Вознесенская Давидова пустынь " . - Москва. Издательство: " Троица " , 2006 Вознесенская Давидова пустынь — монастырь древний. Она была основана монахом Пафнутьев-Боровского монастыря Давидом в 1515 году, учеником самого Пафнутия и последователем одного из крупнейших деятелей русской православной церкви Иосифа Волоцкого. Вместе с Иосифом Давид покинул Боровский монастырь вскоре после смерти Пафнутия и отправился с ним в дальнее путешествие по русским монастырям. В этом путешествии сложились окончательно взгляды Иосифа на роль и значение монастырей в жизни Руси, положенные в основу иосифлянства, одного из двух (наряду с нестяжательством) основных церковно-политических течений XVI столетия на Руси. Иосифляне утверждали идею крепких и богатых монастырей, активных и сильных союзников государственной власти. Несомненно, одним из самых правоверных иосифлян должен был стать и Давид, хотя он и не принадлежал к числу значительных церковных деятелей начала XVI века. В 1515 году Давид основал Вознесенский монастырь, который впоследствии чаще стал называться его именем — Давидовой пустынью. Историки, изучавшие историю монастыря утверждают, что монастырь Давида посетил незадолго до смерти сам Иосиф Волоцкий, одобривший распорядок внутренней монастырской жизни. Из этого можно сделать вывод, что в начале своего существования монастырь как истинно иосифлянский должен был отличаться суровым уставом, широкой благотворительной деятельностью и немалым состоянием. Каменное строительство в пустыни началось рано, еще в XVI веке. По преданию, покровительствовавший монастырю Иван Грозный выделил средства на строительство собора Вознесения.

http://sobory.ru/article/?object=02624

В 1600 году на келейные деньги был построен деревянный храм Вознесения Господня, впоследствии перенесенный в село Дегчишево. Еще при царе Иоанне Грозном была начата постройка каменного храма в честь Вознесения Господня и Успения Пресвятой Богородицы, однако он долгое время оставался недостроенным. Патриарх повелел разобрать эту постройку и на том же месте построить новую каменную церковь Вознесения Господня с приделами Успения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца с теплой трапезою. В 1682 году было выдано разрешение к освящению построенной церкви. К 1732 году церковь Успения уже сильно обветшала. По прошению игумена она была разобрана и выстроена вновь над святыми вратами в 1740 году. В 30—40-е годы XVIII b. над гробом преподобного Давида поставлена каменная колокольня вместо существовавшей ранее деревянной часовни. В 1740 году под колокольней устроена церковь в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы. Известна была обитель и русским царям, и членам их семейств, которые не оставляли ее своими милостями. Особое внимание ей оказывал царь Иоанн Грозный. На его средства в обители началась постройка каменного храма. В 1619 году обитель подверглась нашествию литовцев и черкесов, которые стояли в монастыре и предали его пожару и разорению. В 1657 году монастырь был огорожен забором, около монастыря росла липовая роща, а между рощей и огородом – сад с яблонями. На территории монастыря находились: деревянная церковь Вознесения с двумя престолами в приделах Успения Богоматери и Святителя Николая; каменная недостроенная церковь в честь Вознесения Господня и Успения Пресвятой Богородицы и деревянная часовня, в которой под спудом почивали мощи преподобного Давида; колокольня, рубленная в брус, верх шатром, а в ней пять колоколов; погреб и поварня с посудой медной, железной, деревянной; конюшня с сушилом, пять житниц, за монастырем скотный двор. К концу XVIII b. Давидова пустынь приходит в упадок. Некоторые из ее настоятелей были одновременно наместниками Чудова монастыря или же исполняли различные поручения Епархиального управления, не жили в вверенной их попечению обители, поэтому не могли должным образом заботиться о ее благосостоянии. В среде братии бывали нестроения. Исправить положение поручили игумену Пешношского монастыря, что он и сделал.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Отрок более не видел старца. Преподобный Корнилий с любовью принял отрока и тогда же постриг его в иночество 248 ; ему было тогда около 20 лет. 249 Молодой инок с горячей любовью начал совершать подвиги иночества, послушание, пост, молитву. После молитвы общей, со всем усердием трудился то в пекарне, то на другой службе. В свободное от трудов время поучался житию святых, читал св. книги, особенно псалмы Давидовы. Чистая, духовная, жизнь его радовала всех, живших с Корнилием. Родители блаженного, без пользы искав сына долгое время, начали уже считать его умершим, как спустя 7 лет комельский инок сказал им, что в их пустыни ведет высокую жизнь молодой инок, неизвестно откуда пришедший. Отец отправился в пустынь с богатыми пожертвованиями и не узнал в строгом постнике Кирилле сына своего. Сын продолжал молить Господа о спасении родителей. Наконец отец, узнав сына, объявил преподобному Корнилию, что сам желает иночества, и его постригли с именем Варсануфия. Спустя 8 дней получено известие, что мать блаженного скончалась инокиней Еленой. По распоряжению Кирилла оставшееся имение роздано было бедным и слугам дана была свобода. Отец прожил в обители около трех лет, в посте и молитвах, и сын покоил старость его до гроба. Первым учеником его на острове был Дионисий: потом стали приходить к нему и другие. – Не мало искушений встречалось для новой обители молитвенников. Но преп. Кирилл был уже тверд. Рыболовы, приезжавшие на остров, для своего острова видели в Кирилле своего врага, – они делали ему разные оскорбления, домогаясь согнать его с острова. Блаженный переносил оскорбления их терпеливо. – Не так принял он людей, живших бесчестным, бесчеловечным ремеслом (в тогдашнее врем таких людей было довольно). Шайка разбойника, грабившего берега Нового Озера, досадовала уже и на то, что поселились на острове люди, которые могут знать о ее делах. Хищники приплыли на челнах к Красному Острову. Сыны беззакония, грозно сказал преподобный при встрече с ними! Вы забыли, что есть грозный суд правды Божьей, и на пустой остров явились вы для грабежа, и у пустынника думаете найти корысть? Что вы делаете?...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но за почитанием Ивана Грозного стоит и более глубокая, духовная проблема. Это определенный культ, новое религиозное движение, которое один из его наиболее ярких пророков и возвещателей, Александр Проханов, определяет как «мистический сталинизм». Я принципиальный сторонник свободы вероисповедания. Если Александр Проханов, как человек литературно и мистически одаренный, желает создать религию оккультного сталинизма, в которой одним из божеств второго ряда является Иван Грозный, а, скажем, Александр Залдостанов желает в нее обратиться – они имеют на это полное право. Но нужно отдавать себе отчет – это другая религия, это не православие и это вообще не какая-либо форма христианства. Это – вполне самостоятельный культ, со своей системой ценностей и представлений, в которой какие-то внешние элементы православия могут присутствовать на тех же правах, что и, скажем, элементы католичества в синкретических карибских культах типа сантерии. Более того, это культ, центральные фигуры которого, предлагаемые для почитания, упоены кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых. И обращение в этот культ уводит человека от Христа, от Церкви и от вечного спасения так же, как уводит его обращение в какое-нибудь «Аум Синрике» или «Ветвь Давидову». То, что этот культ произрос на нашей почве, а не импортирован, и мимикрирует под православие, а не под, скажем, протестантизм или буддизм, ничего принципиально не меняет в его природе как нового религиозного движения. В нашей истории было предостаточно чисто местных культов и ересей. И чем раньше мы решимся сказать, что имеем дело с нехристианским культом, тем меньше он принесет вреда. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме

http://pravmir.ru/ob-odnom-novom-religio...

Познакомив с личностью пророка, на сколько это было возможно, а так же и с внешним политическим состоянием израильского царства его времени, автор знакомит затем с содержанием книги и это для того, как говорит он, чтобы выяснить внутренний характер и состояние израильского народа времени Амоса, а равно и для того, чтобы понять внутренний смысл и библейско-историческое значение служения и жизни пророка Амоса. По содержанию своему книга пророка Амоса делится на три части. Первая – вводная часть заключает в себе возвещение гнева и суда Божия сначала на языческие народы, которые окружали еврейский народ, а потом и на самый этот народ, т. е. на Иуду и на Израиля (1–2 гл.). Вторая – обличительная часть направлена почти исключительно против израильского царства (3–6 гл.). Третья часть – пророческая – содержит пять видений и несколько речей, расположенных в середине и в конце видений. Анализ книги сделан кратко, но в высшей степени ясно и отчетливо. Все пороки и преступления как израильтян так и других народов, окружавших их, стоят как бы перед глазами, а равно обличения и пророчества представляются как бы теперь сказанными. Изложение содержания книги, действительно, изображает внутреннее состояние особенно израильского царства и дает ясное понятие о значении служения пророка Амоса. После аналитического обзора содержания книги, для более отчетливого понимания общего смысла пророчествований Амоса, автор делает несколько общих выводов синтетического характера, именно он говорит о характере и основной идее пророческих речей Амоса, о вероучительных и нравоучительных истинах, раскрываемых пророком. Главная, основная идея, которая проникает все содердание книги пророка Амоса – это идея правды Божией и правды человеческой. К этой основной идее примыкают и из нее раскрываются все другие пункты как в обличениях, так и в пророчествах. Приводя в систему эти пункты, автор отмечает, прежде всего, неверие в Бога израильтян и неисполнение заповедей Его, глумление их над всем священным и проч., за что пророк обличал израильтян и предсказывал им грозный суд Божий. В пророчествах о лице Мессии пророк Амос, говорит автор, изрекает довольно общее положение о происхождении Его из рода Давидова, которое другими пророками значительно поясняется ( Исайи 7, 14. 9, 5–6 и др. Иер. 23:5–6 . Иез. 34:23–36 и др.). Но его пророчество о царстве Мессии настолько ясно и точно, что из всех ветхозаветных пророчеств одно лишь было приведено апост. Иаковом на соборе Иерусалимском в подтверждение призвания язычников в церковь Христову и свободы их от обрезания ( Амос. 9, 12 . Срав. Деян. 15, 17 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Как бы не попасть в сонмище духов отверженных? Избави Бог... Приуготовим себя чрез чистое житие, чрез стяжание добрых мыслей и чувств к сожитию с ангелами небесными. Будем памятовать то, что наша будущая участь – быть или с добрыми ангелами, или с злыми. Добре приуготовим себя и удостоимся сожительства со святыми, а будет наша жизнь зла и нечестива, то и услышим грозный оный приговор: «идите от Меня, проклятии, во огнь вечный уготованный диаволу и аггелам его» ( Матф. 25, 41 ). (Проп. Листок). Поучения на Введение во Храм Пресвятыя Богородицы (21-го ноября). 89. Вход во храм Пресвятыя Богородицы Исполнилось три года Пресвятой Деве Марии от Ея рождения; святые родители Ея Иоаким и Анна вознамерились совершить то, что обещали Богу, когда еще молились о разрешении своего неплодства. И вот, они пригласили к себе всех своих сродников, созвали юных девиц, одели Пречистую Дщерь свою в лучшия одежды и торжественно повели Ее в храм Иерусалимский. Впереди шли девы с возженными свечами; за ними святые родители вели Богодарованную Дщерь свою, держа Ее за руки, а позади шли сродники и знаемые – все с горящими свечами в руках. Как звезды небесныя окружали они луну светлую – Пресвятую Деву Марию. Со всех сторон стекались жители Иерусалима, привлекаемые невиданным дотоле зрелищем; и не только они, но и обитатели небесного Иерусалима – святые ангелы, по словам песни церковной, с удивлением взирали, как входила Дева Мария во Святая Святых. Юныя отроковицы, предшествуя Ей, пели псалмы Давидовы, а сами праведные родители Ея, Иоаким и Анна, повторяли боговдохновенное слово своего праотца Давида: слыши, Дщи, и виждь, приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и дом отца Твоего ( Пс. 44, 11 )... И вышли в сретение Деве-Младенцу священники, служащие при храме; с песнопениями встретили они будущую Матерь Архиерея Великаго – Господа Иисуса, а святые родители Ея, обращаясь к своему святому сроднику священнику Захарии, отцу Предтечи, сказали ему: «приими, Захарие, приими, пророче, нашу Дщерь, Богом нам дарованную, приими и посели Ее в жилище Божием; не испытуй тайны Божией, а ожидай, пока Сам Бог, призвавший Ее во храм Свой, откроет о Ней волю Свою!» Храм Иерусалимскии имел пятнадцать ступеней при входе; и вот, едва праведные родители поставили Святую Деву на первой ступени, как Она, трехлетний Младенец, окриляемая духом любви к Богу, одна никем не поддерживаемая скоро и бодро взошла по всем ступеням до самого помоста церковного...

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Содержание книги пророка Амоса. Угрозы наказания соседним народам. Угроза Иудее. Три обличительные речи к Израилю с призывом к покаянию. Угрозы изнеженным богачам и гордецам. Видения о судьбе Израильского царства, предупреждения об опасности. Пророчества о соединении всего Израиля и о восстановлении дома Давидова. КНИГА ПРОРОКА АВДИЯ. Имя Авдий означает “служитель Ягве”. Об этом пророке мы ничего не знаем. Его книга – самая короткая из пророческих книг, в ней всего 21 стих. Авдий обличает Едом, страну, которая состояла в союзе с иудеями, а потом предала их. Пророк предсказывает, что Едом будет уничтожен. Авдий предвидит “день Господень”, грозный для всех народов, когда Едому будет воздано по делам его. Едом, или Идумея, занимала узкую гористую полосу между Мертвым и Красным морями. Сегодня эта страна превратилась в пустыню. В иудейской литературе позднего времени слово “Едом” означает врагов Божиих вообще. КНИГА ПРОРОКА ИОНЫ. Имя Иона по-еврейски означает “голубь”. Иона был сыном Амафии из Гафхефера, жил в одно время с пророками Амосом и Осией. Известным стал при царе Иеровоаме II, которому предсказал восстановление его царства. В отличие от Амоса и Осии Иона был “царским” пророком. Через него Господь показывает гордому своим избранием Израилю, что милосердие Его распространяется на все народы, что Он не хочет гибели ни одного человека. Книга передает переживания пророка Ионы, который был послан Богом в столицу Ассирии город Ниневию, чтобы призвать ее грешных жителей к покаянию. Историю Ионы, проведшего три ночи внутри огромной рыбы и потом чудесным образом спасенного, напомнил ученикам Спаситель, когда говорил о Своем трехдневном пребывании во гробе перед Воскресением. Первые христиане часто изображали историю Ионы на стенах катакомб, потому что она напоминала им о страданиях, смерти и Воскресении Христовом. КНИГА ПРОРОКА МИХЕЯ. Имя Михей переводится с еврейского “кто как Бог?”. Пророк жил в Иудее в царствование царей Иофама, Ахаза и Езекии. Происходил из города Морасфа в юго-западной части Иудеи, пророчествовал перед падением Израильского царства. Как и пророк Амос, Михей был из крестьянского рода.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010