3 . Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу. С Евр.: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя». Св. Афанасий под младенцами разумеет «младенствующих злобою»; бл. Феодорит – людей простых, не обучившихся человеческой мудрости; бл. Иероним – древних пророков. Но Сам Господь Иисус Христос отнес сие место к Еврейским детям, воспевавшим: Осанна сыну Давидову ( Мф. 21:15–16 ). «Чтобы кто под младенцами, – говорит св. Злат., – не разумел людей незлобивых и простых, Давид прибавил: и ссущих т.е. грудных детей, не могущих принимать твердой пищи, но еще ссущих молоко матери». В церковной службе на праздник Ваий прямо говорится, что Сам Всесвятый Дух научил детей воспевать хвалебную песнь «Сыну Давидову», при торжественном входе Его в Иерусалим; следовательно, это было истинное чудо, проявление чудного имени Спасителя. «Чудо, – говорит св. Злат., – состояло не в том только, что дети произносили слова и слова ясные, но в том, что этими словами выразили бесчисленные блага. Чего еще не знали Апостолы, то воспевали дети». Враг твоих ради. Причина, почему совершено такое чудо, – оно совершено для того, дабы заградить уста врагов, для посрамления и вразумления неверующих. Еже разрушити 54 врага и местника, т.е. также и для того совершил оное чудо, дабы поразить, сокрушить исконного врага – диавола, который, «обольщая людей, еще, как грозный какой-то судия, подвергает их наказанию за обольщение, наказывает людей, мстит им за их же заблуждения» (Бл. Феод.). Или: «дабы наказать или обличить народ Иудейский – сего и врага истины и местника, по мнимой ревности его о законе»; «сего местника, который гнал Спасителя под тем предлогом, что мстил за Отца небесного» (Бл. Феод., св. Афан. и св. Злат.). 4 . Яко узрю небеса, дела перст Твоих. Давид продолжает показывать, в чем Господь проявил еще Свою силу. Кроме поражения врагов, Он проявил ее в творении вселенной. Не говорит: вижу небеса, а узрю как бы от лица верующего народа, который уже после узнал, что Господь Иисус Христос есть Творец вселенной; не сказал: увижу дела рук, а – перст Твоих, «дабы показать, что все видимое есть легкое дело силы Его и показать то чудо создания, что звезды, быв повешены, не падают» (Злат.). С Евр.: «Когда взираю я на небеса твои, дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил: (ст. 5) то что есть человек, что Ты помнишь его?»

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Город Вефиль, на южной границе Иеровоамова царства, имел несколько другой характер. Здесь царь соорудил жертвенник и лично священнодействовал при совершении идолопоклоннических обрядов. Священники из левитов были устранены, и должность левитов отправляли простые израильтяне, не принадлежавшие к колену Левия. Таким образом, священнодействие было открыто каждому ( II Nap. XI, 15 ). Он установил праздник, подобный празднику Кущей, только не в седьмой, а в восьмой месяц свящ. года. Но вот явился грозный обличитель идолослужения, некто пророк из Иудеи. В первый же языческий праздник он внезапно предстал перед Иеровоамом, совершавшим тогда, в качестве первосвященника, идолослужение перед тельцом Вефильским, и громко воззвал к алтарю: жертвенник, жертвенник! так говорит Господь: вот родится сын дому Давидову, имя ему – Иосия, и принесет на тебе в жертву священников высот, совершающих на тебе курение, и человеческие кости сожжет на тебе. Возьмите его, воскликнул Иеровоам, протягивая руку, но рука его иссохла, а жертвенник, по слову пророка, распался. Только по молитве пророка он получил исцеление. Впрочем, обличение пророка, болезнь руки и чудесное исцеление оной нисколько не подействовали на Иеровоама. Он продолжал ходить в нечестии, и вот ему было ниспослано новое грозное вразумление Божие. Заболел Авия, сын Иеровоамов, и он послал свою жену в переодетом виде к пр. Ахии, теперь уже седовласому и полуслепому старцу, посоветоваться и узнать о ходе болезни отрока. Несмотря на то что царица была переодета и на свое слабое зрение, пророк тотчас же распознал посетительницу. Он предсказал ей скорую смерть отрока, падение династии Иеровоама и разрушение царства Израильского. Дитя действительно умерло, как предсказал Ахия, лишь только царица возвратилась в Фирцу и переступила через порог своего дома. И похоронили его и оплакали его все Израильтяне, говорит свящ. историк ( III Цap. XIV, 1–18 ). Общественная скорбь по сему случаю указывает на то, с какими надеждами на будущность ожидал народ продолжения новой династии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Вефиль знаменит тем, что Иакову там было великое богоявление, а теперь именно там было устроено место беззаконного служения т. 29, с. 260]. Резиденция Иеровоама находилась последовательно сначала в Сихеме, потом в Пенуэле, потом, наконец, в Фирце. Правление его продолжалось 23 года. Счастливым назвать его нельзя. В 926 году фараон Сусаким (Шешонк) совершил опустошительное нашествие на Израиль и Иудею. За нечестие, за прямое и явное отступление от Завета Божия, и за попытки помимо Бога, своими силами и средствами утвердиться на царстве, Иеровоам получает от Бога приговор о своем отвержении. Точно так же, было с Саулом. Несмотря на все обличения, Иеровоам остается непреклонен в своей политике, и даже тяжелая болезнь сына не вразумляет его, а он посылает жену (переодетую, чтобы никто не узнал) к пророку Ахии, вопросить о судьбе ребенка. Однако Ахия, хотя он был слеп, как только она входит в дверь, говорит: «…войди, жена Иеровоамова; для чего было тебе переодеваться? Я грозный посланник к тебе. Пойди, скажи Иеровоаму: так говорит Господь Бог Израилев: Я возвысил тебя из среды простого народа и поставил вождем народа Моего Израиля, и отторг царство от дома Давидова и дал его тебе; а ты не таков, как раб Мой Давид, который соблюдал заповеди Мои и который последовал Мне всем сердцем своим, делая только угодное пред очами Моими; ты поступал хуже всех, которые были прежде тебя, и пошел, и сделал себе иных богов и истуканов, чтобы раздражить Меня, за это Я наведу беды на дом Иеровоамов и истреблю у Иеровоама , заключенного и оставшегося в Израиле, и вымету дом Иеровоамов, как выметают сор, дочиста» (3 Цар. 14:6–10). Смерть ребенка есть благо для этого младенца, потому что он не испытает на себе той судьбы, которая уготована потомкам Иеровоама. И действительно, не успевает после смерти Иеровоама сын его Нават воцариться, как через год он уже убит. И родоначальник следующей, второй династии, Вааса из колена Иссахарова воцаряется над Израилем. Хотя Иеровоам еще не вводит служения богам других народов, не вводит разнузданного идолопоклонства, отделение народа от Иерусалимского культа, установка золотых тельцов уже прокладывает направление, по которому пойдет дальнейшее благочестие израильтян. Среди всех царей, которых Священное Писание нам показывает, не видно ни одного благочестивого царя, ни одного царя, который бы пытался вернуться к Завету Божию и вернуть к нему народ. Следующая династия тоже представлена только двумя лицами – это Вааса и его сын Ила . Первый правил 24 года, второй только 2 года, и был убит начальником половины колесниц, Замврием , который сумел продержаться на троне только 7 дней, после чего он сам был казнен начальником израильского войска Амврием, который и воцарился.

http://sedmitza.ru/lib/text/431180/

«Вот я поставил тебя, – говорит Господь Иеремии, – укрепленным городом и железным столпом и медной стеной на всей этой земле, против царей Иуды, против царей его, против священников и против народа земли сей». И действительно, пророки были такими несокрушимыми столпами, вехами и маяками на том пути, по которому должен был по их мысли идти народ. Они провозглашали новые идеи и новые точки зрения. Вместо господства культа, они учили чистоте сердца, преданности Богу, вместо узко-националистической тенденции прежней религии у них видна универсальная точка зрения. Иегова, по их воззрениям, не есть Бог только евреев; он – Бог Саваафов, т.е. Бог вселенной, «благословен народ Мой Египтяне, и дело рук Моих Ассирияне», – говорит Бог устами Исайи; вместо ожидания политического господства дома Давидова, они готовили народ к духовному царству грядущего Мессии. Илия (около 860 г.) был первый из великих пророков, открыто и определенно ставший в оппозицию царю (Ахаву) и народу. Он увидал ясно, как никто в его народе, неизмеримое превосходство и особенный характер Иеговы и со всей ревностью восстал против смешения культа истинного Бога с культом Ваала. «Долго ли вам хромать на оба колена, – говорил он евреям, – если Господь есть Бог , то последуйте ему, а если Ваал, то ему последуйте». Это был суровый и грозный пророк, настоящий служитель грозного ветхозаветного Иеговы, у которого одежда красна от крови, потому что Он топчет народ в гневе своем, как виноград в точиле. Это Илия избил 450 вааловых пророков («беззаконных царей обличил и священников уморил», как поется о нем в церковных песнопениях), он истребил огнем посланных царя Охозии, он наслал засуху и голод на всю Палестину. Жил он часто в пустыне, в уединении, спасаясь от преследованй. Православный народ недаром отождествил его с Перуном и отдал в его распоряжение заведывание огнем небесным – громом 3 . Конец Ильи был достоин его жизни – он вознесся на небо на огненной колеснице. Его преемник Елисей «не жил в таком одиночестве, как Илия; он был в близких отношениях с целым рядом пророков. Он приобрел значение в мирских делах и пользовался большим уважением со стороны царей. Правда, ему случалось резко выступать против них, но он сопровождал их в походах и предоставлял свой авторитет к их услугам и к услугам их народа» (Вельгаузен).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Elch...

О мытарях 23 , грешниках и тому подобных личностях и говорить уже нечего: как на отверженных Богом и людьми смотрел на них весь этот учено-тщеславный люд. А новый, галилейский учитель? Весь – любовь, весь – милосердие к народу. Да и как еще: строгий обличитель Их – книжников и фарисеев, относившийся к ним как к «роду лукавому и прелюбодейному» ( Мф.12:39 ); случалось, прямо называвший их «порождениями ехидны» ( Мф.12:34 ) – Он «друг мытарям и грешникам» ( Лк.7:34 ); к самым блудницам обращается Он не как грозный судья, не как беспощадный обвинитель – фарисей, а с невиданной дотоле, с непонятной для еврейских законников кротостью. Могло ль и это не поднимать бури в душах завистливых и фанатических учителей народа? «Фарисеи и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Зачем Учитель ваш ест с мытарями и грешниками?» – с негодованием говорили они ученикам ( Лк.15:2 ). Т. е., по их разумению, учителю народа уж никак не следовало сближаться с такими личностями. При таком разумении, что кроме раздражения мог произвести в них ответ Иисуса: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные; подите – научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы, и Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» ( Мф.9:11 и дал.). И когда к этому врачу, так доступному и милосердому, повсюду стекались толпы страждущих и обремененных, и все находили покой своим душам; когда в среде народа, дивившегося словам и делам необыкновенная Учителя, не раз проносился вопрос: «не это ли Христос – сын Давидов», т. е. ожидаемый мессия, насколько тогда должно было возрастать это раздражение, и на чем могло остановиться? Таков был смысл борьбы между «пророком из Галилеи пришедшим», и между тем, что было наиболее сильного и влиятельного среди еврейства. То была не простая борьба, какая велась между сектами еврейскими и, разрешаясь в спорах и ссорах, не уничтожала самых сект, а борьба на смерть. Тут дело шло не о тонкостях книжников, не об ученых спорах между фарисеями и саддукеями – все это могло сталкиваться, спорить, бороться без конца, и все-таки существовать одно возле другого: тут дело шло о более важном и существенном, что должно было вызвать наружу самые темные страсти фарисейской души, самую ожесточенную вражду, самую беспощадную ненависть этой души, и без того незнакомой с любовью: вопрос ставился на – «быть иль не быть»!!.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

- Грипп не знал, что я лечился. Думал, просто выпивал. Но у него и в мыслях не было предлагать свой опус в качестве детского произведения и вообще для печати. А сегодня, и здесь Кузнецова права, многие «одноглазые» шедевры попадаются в детских книгах. Статья в «МК» заканчивается тем, что, якобы, в Федеральном агентстве по печати жалуются, что на них «обрушился шквал просьб от детских писателей, которые просят включить свои произведения в списки запрещенных книг». Вот, оказывается, как выгодно быть гонимым, при этом сытым да еще купаться в лучах славы. В наши, глубоко либеральные по духу времена, критика подобной той, что прозвучала из уст омбудсмена - это, действительно, ласковая трель кузнечика. Не то, что грозный львиный рык в подзабытую уже эпоху. А к месту будет напомнить, как тогда велись идеологические бои на литературном фронте. Еще с дореволюционных времен весьма критический и неравнодушный к творчеству уже известного, хотя тогда еще очень молодого литературного критика Чуковского, Лев Троцкий в 1923 году выпустил книгу «Литература и революция». В ней он выступает с безжалостным разоблачением на этот раз автора детского «Тараканища», коего причисляет почему-то к «мужиковствующим попутчикам»: «... Чуковский и ставит между собой и революцией старого заиконного национального таракана в качестве примиряющего начала. Стыд и срам! Стыд и срам!» Чуковский и подобные ему, настаивает Троцкий , «убежище для национального духа открыли в самом темном тараканьем углу мужицкой избы». И еще он настаивает, что тем самым протаскивается «реванш лаптя над сапогом». Да, неистов и жесток был Лев Давыдович, сумевший в детском стихе про тараканище разглядеть чуждый и контрреволюционный по сути подтекст. Правда, в том же году Чуковский еще смеет ответить пока всесильному Троцкому в своем «Мойдодыре»: А нечистым Трубочистам - Стыд и срам! Стыд и срам! Наиболее прозорливым современникам тогда было понятно, кто выведен в образе умывальников начальника и мочалок командира. Однако вскоре всесильному прежде Троцкому стало не до идеологически-критических баталий с приобретающим всё большую популярность детским писателем - шла борьба за власть. Его место с успехом заняли вдовы и жены вождей. И удары свои они наносили никак не слабее, чем грозный Лев Давидович. Так, Клавдия Свердлова, вдова Якова Михайловича, пишет по поводу вышедшей книги» «Чудо-дерево» в журнале «На посту»: «Помогает подобная книга организовать детское сознание в желательном направлении?.. Дает ли правильное представление о труде, социальных задачах в форме, соответствующей возрасту читателя?.. В рабоче-крестьянском государстве такие книжки не должны иметь места».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/02/05/ka...

Другая разность. В славянском с греческого читается Иерусалим, а в русском с еврейского „Израиль». Почему так различно читается в греческом и еврейском, ничего нельзя сказать, говорит автор. Впрочем, добавляет он: „может быть, это – намеренное изменение в соответствие второму стиху, в коем упоминается Иерусалим» (См. примеч. 3-е). Но об Иерусалиме, как главном городе всего народа Божия, так же естественно было упомянуть пророку в начале своей книги, как он упоминает о восстановлении падшей скинии Давидовой в конце книги (9, 1), и в первом стихе ему всего естественнее было упомянуть об Иерусалиме потому, что грозный голос Иеговы исходил от Иерусалима, с горы Сиона (2 ст.). Так и понимает блаж. Феодорит, говоря, что „Амос сподобился призвания в Кариафиариме и произносил слова об Иерусалиме». (См. у автора в тексте стр. 7). На основании толкования бл. Феодорита, мы склоняемся к тому предположению, что семьдесят толковников имели в еврейск. рукопис, подлинное чтение как о происхождении пророка из Аккарима, так и то, что в видении он созерцал Иерусалим, с вершины которого, с горы Сиона, исходил грозный голос Иеговы, возвещающий погибель сначала языческим царствам, а потом иудейскому и израильскому. Все они в очах Божиих – одинаково преступны и Господь Бог не пощадит их 1 . Из языческих народов суд Божий, прежде всего, изрекается на жителей Дамаска и всей Сирии (3–5 ст.): «и пошлю огонь на дом Азаила, и поест он чертоги Венадада... истреблю жителей с долины нечестия и ... издома веселия, и пленен будет народ арамейский в Кир, говорит Иегова». Этот перевод далеко не согласуется с славянским. Вместо Венадада в славянском читается: сын Адера. В пятом примечании (14 стр.) автор говорит: «чтение семидесяти Αδερ вместо нынешнего еврейского, вероятно имеет в основе своей древнее предание, потому что такое же точно отступление от этого имени находится у семидесяти и в 3Цар. 20, 1–32 ст.». Но к этому он тотчас же прибавляет соображение Митчеля, по которому чтение семидесяти имеет параллель в ассирийских памятниках, называющих Венадада сыном Адера, а также и некоторые еврейские рукописи оправдывают чтение семидесяти. Догадка о поправке этих рукописей по семидесяти едва ли справедлива.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Беспорядки на царском престоле не могли не сопровождаться беспорядками в обществе. Действительно, не было порядка нигде. Пророк жалуется, что в судах царствуют лихоимство, притеснения ( Ос. 5:11 ); князья или начальники только одними злодействами увеселяют царей и простирают руки с губителями ( Ос. 7:3 ); не было безопасности на дорогах, крепость Ефрема была крепостью морского разбойника ( Ос. 6:9 ), он любил грабить и обижать слабых ( Ос. 7:1 ). Все такие и подобные беспорядки в обществе были результатом религиозно-нравственного состояния израильтян. Это состояние, главным образом, навлекало на израильтян грозный суд Божий, который и возвращает пророк Израильскому народу, желая вразумить и обратить его на путь истины. Для изображения сего состояния пророк не щадит красок, самых сильных образов и выражений. Главной причиной гнева Божия на Израильтян, началом и источником их развращения и всех пороков св. прор. Осия представляет их блужение, т.е. идолослужение, которое в существе есть неверность союза с Богом, измена, неблагодарность пред Ним, и вместе величайшее оскорбление Богу, потому что принадлежащее Единому Богу у Него отнимается и приписывается твари. Началом отступления от Бога и развращения народа было поклонение тельцам, известное ему по Египту, где поклонялись быку Апису. Иеровоам 1-ый, по отделении от Иудейского царя Ровоама, боясь, что «царство его может возвратиться к дому Давидову, если народ будет ходить приносить жертвы в дом Иеговы в Иерусалиме, и обратится сердце сего народа к прежнему господину Ровоаму, царю Иудейскому» ( 3Цар.12:25 ), приказал сделать двух золотых тельцов и сказал народу: «довольно вам ходить в Иерусалим. Израиль! Вот боги твои, которые вывели тебя из земли Египетской» ( 3Цар.12:28 ), и поставил одного тельца в Вефиле, другого в Дане, построил жертвенники перед тельцами для принесения им жертв, учредил некоторые праздники, которые бы напоминали народу Иудейские торжества, учредил служение на высотах, и поставил священников, которые не принадлежали к потомству Левия.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Первая из сих книг подобна Иезекиилеву свитку, «в немже вписано бяше рыдание,... и жалость, и горе» ( Ueз. II. 10 ); или, точнее, сей грозный свиток есть один лист оный. Естественное положение племени Адамова заключает в себе не токмо «рыдание», но и отчаяние, не токмо «жалость», но и ожесточение, не токмо «горе», но и погибель. «Помышляет человек прилежно на злая» ( Быm. VI. 5 ); за сим необходимо следует целый поток зла, который от мыслей распространяется на все дела, поглощает все способности, и во внешнем даже состоянии ничего не производит, кроме опустошения. Несчастный в сем бурном океане теряет часто самое чувствование потерянных совершенств. Не имея вещественного счастья, он приемлет за него призраки льстивого воображения. «Богат есмь, и обогатих­ся» ( Откр.3:17 ), говорит он, хотя и природа, и закон, и совесть обличают его: «ты еси окаянен, и беден, и нищ, и слеп, и наг» ( Anok. III. 17 ). Сократим бесконечное рукописание, которое вы не можете не знать, пиша в нем каждый свою участь слезами и кровью. Зачинаться в беззакониях, рождаться во грехах, жить среди страхов смерти, умирать в страхе жизни – «сия книга бытия человеча» ( Быm. V. 1 ). Может ли правосудный Бог без пламенного гнева взирать на ежеминутного преступника? Может ли благий Творец с хладным пренебрежением внимать стоны бедствующей твари? Правосудие пробуждает мстительные громы, благость удерживает руку, готовую пустить их. Милосердие хощет подать страдальцу чашу спасения, бесчувственный сын погибели не терпит и напоминания о врачевании лютой болезни своей. Если бы неограниченная Премудрость не знала средства согласить непостижимые сии противоречия, разрушающие гармонию созданий и союз их с своим Создателем; если бы не умела примирить – да, скажем человечески – Бога с Богом и потом Бога с человеком, то бы никогда не было речено в предвечном совете: «сотворим человека» ( Быm. I. 26 ). В плане бытия мира должно быть назначено «пакибытие» нравственного ничтожества – человека. Раскроем другую книгу, и прочтем чудесное событие сего предопределения. – «Книга родства Иисуса Христа» ( Mamф. I. 1 ). Он есть Сын Божий, «сияние славы отчи и образ ипостаси его» ( Ebp. I. 3 ); Он есть сын человеческий, «приискренне приобщивший ся плоти и крови» ( Ebp. II. 14 ). Он – Бог, чтоб иметь силу понести на себе немощи человеческия; Он – человек, чтобы соделать человеков «причастниками Божественнаго естества» ( 2Nemp. I. 4 ). Он – «Сын... Адамов» ( Лк.3:23, 38 ), дабы вторым быть Адамом новых чад Божиих; – «Авраамов» ( Мф.1:1 ), чтобы по образу Исаака представить себя чистейшею, совершеннейшею жертвою Господу; – «Давидов» ( Мф.1:1 ), чтобы наследовать и восстановить царство благодати. Наконец Он есть вечная любовь, низшедшая соединить с собою отчужденных от нея грехом смертных, удовлетворив за них Небесному Правосудию.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010