Храм у Никитских ворот, где венчался Пушкин, передан в собственность Церкви 12 декабря, 2018. Новостная служба Здание признано объектом культурного наследия федерального значения 12 декабря. ПРАВМИР. В собственность Русской Православной Церкви передан храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот, где поэт Александр Пушкин венчался с Натальей Гончаровой. Храм передан распоряжением Департамента городского имущества Москвы, сообщает Финансово-хозяйственное управление РПЦ. Сооружение по адресу улица Большая Никитская, дом 36 признано объектом культурного наследия федерального значения. Первый каменный Вознесенский храм с приделами иконы Божией Матери «Владимирская» и святителя Николая был построен чуть западнее ныне стоящего в 1685–1689 годах царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной, чей двор находился неподалеку, на месте нынешнего Столового переулка. В XVIII веке участок перешел в собственность князя Григория Потемкина. В 1790 году, незадолго до своей смерти, он заказал строительство новой, более просторной каменной церкви. В 1812 году во время пожара недостроенное здание выгорело. Его восстановление и украшение были завершены в 1816 году. В 1831 году в трапезной храма состоялось венчание Пушкина и Гончаровой. В 1931 году храм был закрыт, а в 1937 году снесли колокольню XVII века. Здание оставили как памятник пушкинской эпохи, но убранство было утрачено. До 1987 года в храме размещались склад и лаборатория Научно-исследовательского института им. Кржижановского. В 1987–1990 годах была проведена реставрация, открыта часть исторической живописи. В 1990 году храм передали в пользование Московской Патриархии. Богослужения в нем возобновили 23 сентября 1990 года. В 2002–2004 годах с западной стороны храма заново отстроили колокольню. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/hram-u-nikitskih-vorot...

55° 44 " 5.29 " N, 37° 48 " 30.41 " E Краткая аннотация 55° 50 " 29.20 " N, 37° 38 " 39.30 " E Храм в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне в бывшем селе Леонове — приходской храм Московского Патриархата; Троицкое благочиние. 55° 43 " 12.00 " N, 37° 36 " 15.98 " E православный храм Донского благочиния Московской городской епархии. Построен в 1701 году, является памятником архитектуры. 56° 32 " 42.24 " N, 37° 52 " 59.97 " E Каменная однокупольная церковь в стиле позднего барокко, построена в 1768 г. на средства князя С.Н. Долгорукова. В трапезной Никитский (слева) и Христорождественский (справа, пристроен в начале XIX в.) приделы, высокая колокольня перестроена в конце XIX в. 54° 49 " 55.80 " N, 37° 42 " 20.73 " E каменный, однокупольнный, в духе провинциального классицизма с трапезной и колокольней. Построен в 1839 году, в трапезной расположен Ильинский придел. 54° 52 " 37.41 " N, 37° 49 " 32.31 " E был построен в 1846 году в стиле позднего классицизма, колокольня пристроена в 1877 году. Строительство храма велось общими силами прихода, наиболее активными храмоздателями были Н. А. Арцыбашев и артиллерии штабс-капитан А. Н. Писарев. 55° 30 " 47.56 " N, 36° 38 " 35.52 " E Типовая одноглавая церковь эклектичных форм с трапезной и колокольней. Приделы в трапезной Ильинский и Саввы Сторожевского. 56° 2 " 33.01 " N, 37° 54 " 10.66 " E Построен деревянный однопрестольный храм, храмового комплекса Рождества Божией Матери (Костино). 55° 24 " 6.60 " N, 37° 49 " 59.50 " E Православная община образована в 2004 г. Кирпичная однокупольная церковь с колокольней при Востряковском поселковом кладбище заложена в декабре 2006 г, великое освящение совершено 26 сентября 2015 г. 55° 46 " 8.60 " N, 37° 50 " 20.50 " E Храм Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском — православный храм Рождественского благочиния Московской городской епархии. Храм расположен в районе Ивановское, Восточного административного округа города Москвы. 55° 47 " 56.00 " N, 37° 41 " 39.98 " E Храм Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках — православный храм Воскресенского благочиния Московской городской епархии. Храм расположен в районе Сокольников города Москвы. Имеет статус Патриаршего подворья.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Стра...

В иконостасе иконы: образ Спасителя, Александра Невского и храмовый – Преподобного Никиты в серебряной, чеканной ризе. Храмовый образ значился и по описи 1701 года. Иконостас позолочен и иконы возобновлены 1865 году апреля 24 при архимандрите Нифонте. При нём же свод и западная стена придела украшены живописными священными изображениями. Вместе с приделом во имя Преподобного Никиты с левой стороны алтаря соборной церкви, вверху, устроен был другой придел во имя Всех Святых; но, вероятно, по неудобству всхода в него, он недолго был в употреблении. В описи 1701 года он считается упразднённым и на месте его, как и ныне, помещались библиотека и архив. Из других предметов древности в соборной церкви примечательны: а) У колонного столпа, за правым клиросом, две вышитые шелками и золотом хоругви – дар и труды супруги Грозного, Анастасии Романовны. На первой хоругви с одной стороны вышит образ Благовещения и Господа Саваофа, а на другой стороне Святой Троицы и Преподобного Никиты; подпись вокруг шита золотом по зелёному атласу. На второй хоругви – с одной стороны – образ Одигитрии Пресвятой Богородицы вышит золотом и серебром по красной камке, – а с другой – образ Великомученика Никиты. б) Три медных паникадила: одно с 36 шандалами, яблоком и кистью, с орлом наверху; другое с 14 шандалами и яйцом строфокамиловым, обложенным серебром; третье – с 24 шандалами и яйцом строфокамиловым. Все эти паникадила значились по описи 1791 года. Первое паникадило, по всей вероятности, вклад царя Михаила Феодоровича в 1619 году; второе, поменьше, к гробу Преподобного Никиты в 1629 году пожертвовано Патриархом Филаретом при том же царе; а третье в 1666 году – неким Александром Аничковым. Между балдахином и столпом сделано было новое паникадило в 1764 году. в) Лампады: 1-я, пред престолом, серебряная лампада в 4 фунта 43 золотника 821 г], приложена боярынею Анною Ильиничною Морозовою, урождённою Милославскою в 1667 году; 2-я, на горнем месте, небольшая, чеканной работы, 1 фунт 5 золотников г]; 3-я лампада серебряная пред иконостасом в 1 фунт 57 золотников г] – вклад купца Герасима Хлудова в 1854 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Ягренево. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Село Ягренево находится в 126 верстах от губернского города и в 6 от уездного. С начала XVII ст. село Ягренево принадлежало Переславскому Никитскому монастырю. В 1764 г. село перешло в ведомство гос. имуществ. Сведения о церкви в с. Ягреневе восходят к началу XVII в.; в писцовых книгах 1628 г. сказано, что в селе церковь Рождества Пресвятой Богородицы, деревянная, в церкви образы, книги; всякое строение - мирское. Эта же церковь упоминается в писцовых и переписных книгах 1653 и 1678 гг. По описи 1702 г. это была деревянная церковь об одной главе, которая обита чешуею деревянную, крест опаян белым железом; вокруг церкви паперть о двух сходах, крыта тесом. К трапезе прирублена колокольня, на ней на столбах шатер и спуски крыты тесом, на колокольне 2 колокола небольших. Что касается внутренних украшений церкви, утвари церковной, то они не отличались ни богатством, ни оригинальностью. В 1730 г. при этой церкви устроена была другая теплая деревянная церковь, освященная затем в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В конце XVIII ст., как значится в списке церквей 1799 г., в Ягреневе снова была одна церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1814 г. вместо деревянной церкви устроен каменный храм. Престолов в нем два: в холодном - в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в приделе теплом - в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1797 г., исповедные росписи с 1806 г. Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается: процентов с причтового капитала в 5360 руб. - 214 руб. 40 коп; от земли пахотной и сенокосной 175 руб.; от служб и треб 200 руб.; а всего до 590 руб. в год. Дома у священника и псаломщика собственные и на церковной земле. Земли при церкви: усадебной, пахотной и сенокосной 36 десятин 641 кв. саж.; план и межевая книга на землю имеются. Приход состоит из села Ягренева, сельца Дементьева, сельца Вырыпайки и деревень: Маурина, Милитина и Осаниной, в которых по клировым ведомостям числится 212 душ муж. пола и 224 жен.; все православные. В селе есть школа грамоты. Добронравов В. Г. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии». Выпуск 2, г. Владимир. Типо-Литография В. Паркова, 1895 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=10081

Ср.: Ростиславов А. Скит Ниловой пустыни, в: Старые годы (1913), апрель. Я использую главное сочинение Нила: «Преподобного отца нашего Нила Сорского предание учеником своим о жительстве скитском» (1849). С. 22. Предание. С. 27, 28, 29, 31, 32. Образ человека, совершающего грех, представлен Нилом на основе древнеаскетического предания. Ср. мою книгу. Op. cit. S. 24–59, 81–89; Ammann A. M. Op. cit., «Centurie» монахов Каллиста и Игнатия (S. 43 и след). Предание. С. 67–68; 69–103. Эта схема страстей приведена уже в книге Евагрия Понтийского († 402) «Antirrytikon» (Migne. PG. 40. P. 1272А–1276А). Ее приняли аскетические писатели более поздней эпохи, например, Нил Синайский, Иоанн Лествичник, Иоанн Кассиан и др. См., например: Нил Синайский. Tractatus de octo spiritibus malitiae (О восьми смертных грехах), в: PG. 79. P. 1145, 1164. Предание. С. 36–40; см. мою книгу. Op. cit. S. 82, 48; кроме того: Schmidt E. Das Geistige Gebet (1916). Предание. С. 70; о посте см. у Нила. Там же. С. 69–80. Предание. С. 18–20. Meyer Ph. Die Haupturkunden fьr die Geschichte der Amhos-Klцsmer (1894) и его же статьи по новейшей истории и современному состоянию афонских монастырей, в: Z. f. Kirchengeschichte. 11 (1890); Соколов И. Внутреннее состояние монашества в Византийской Церкви с половины IX и до начала XIII в. 842–1204 (1894), в: Прав. соб. 1893. 3. Нил Сорский под пустынножительством всегда понимал скит. В Древней Руси скит часто имел некоторые черты особножительства. Для понимания этого вида монашеской жизни в Древней Руси ср.: АИ. 1. 26 и 181; ПСРЛ. 6. С. 284. Некоторые русские историки ошибочно называют Нила анахоретом (пустынножителем), например: Никитский. Очерк внутренней истории Новгорода. С. 86. В Заволжье (в районе Вологды) не было киновий до 1371 г. (Макарий. 4. С. 214), но севернее, около Белого моря, общежительные монастыри были уже в середине XV в. (АЮ. 110. 6. С. 145). В Новгороде и его окрестностях были вообще только особножительские обители. ПСРЛ. 6. С. 284. Предание. С. 6–65, 69 и след., 107 и след.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

25 Феодоровский, Горицкий, Данилов, Никитский монастыри находятся в г. Переславль-Залесском. — Прим. сост . 26 Антоний (Рафальский), впоследствии митрополит Петербургский. — Прим. публ . 27 Бывший епископ Пермский. — Прим. публ . 28 По поводу некоторых беспорядков в Пафнутиевом монастыре, виденных мною по пути из Калуги в Москву. — Прим. А.Н. Муравьева . 29 Аарон (Нарциссов), бывший епископ Архангельский, живший на покое в Москве с 1830 г. — Прим. публ . 30 Имеется в виду бракосочетание Великой княгини Марии Николаевны с герцогом Лейхтенбергским. — Прим. сост . 31 Вероятно, речь идет о книге Н.А. Руднева «Рассуждение о ересях и расколах в Русской Церкви со времени Владимира Великого до Иоанна Грозного» (М., 1838). — Прим. сост . 32 Граф Николай Александрович Протасов, обер-прокурор Св. Синода. — Прим. сост . 33 Серафим (Глаголевский), митрополит. — Прим. сост . 34 Уильям Пальмер, диакон Англиканской Церкви. — Прим. публ . 35 Свят. Иннокентий (Вениаминов). — Прим. сост . 36 Марки, католический священник, церковный археолог, исследователь римских катакомб, его учеником был Дж. де Росси. — Прим. сост . 37 Великий князь Константин Николаевич (1827—1892), брат Императора Александра II. — Прим. сост . 38 Князь Сергий Михайлович Голицын (1774—1859), камергер, председатель Московского опекунского совета, попечитель Московского учебного округа, близкий знакомый Святителя Филарета. — Прим. сост . 39 См.: 1Кор.11:31. — Прим. сост . 40 Великий князь Михаил Павлович (1798—1849), брат императора Николая I. — Прим. сост . 41 Ватопед — один из известнейших монастырей на Афоне. — Прим. сост . 42 Имеется в виду кончина 18 февраля 1855 г. императора Николая I. — Прим. сост . 43 Николай [Соколов] из ректоров Тамбовской семинарии сделан епископом Дмитровским 8 июня 1831 г. — Прим. публ . 44 П.М. Строев. — Прим. сост . 45 Имеется в виду собор старцев Троице-Сергиевой Лавры. — Прим. сост . 46 Имеется в виду годовщина коронования Императора Николая I — 22 августа 1826 г. — Прим. сост . 47 Имеется в виду Махрищенский монастырь, приписанный к Троице-Сергиевой Лавре и служивший местом исправления для провинившихся монахов. — Прим. сост .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2676...

8 . Михаил Бахтеяров, сын Клешнин, по своих родителях устроил (1658) животворящий (напрестольный) крест, а «мощи приложила Никитского монастыря старица Анисья, при игумене Мисаиле, еже о Христе с братиею, аминь». Крест этот, серебропозлащенный, чеканной работы. По сторонам распятия изображены Божия Матерь и Мария Магдалина с правой, а с левой стороны Иоанн Богослов и Лонгин сотник; вверху распятия парят два ангела и херувим над ними, внизу изображен Николай чудотворец. На исподней стороне вырезаны надписи св. мощей, в кресте находятся «камень гроба Господня, земля, идеже обрете царица Елена крест Христов, персть Вифлеемского вертепа, древо от гроба Соловецких чудотворцев». 9 . Зюзины. «На церковное на новое строение и на трапезу» (т. е. на построение Спасской трапезной церкви), дано вкладу (в 1661 г.) от Григория Алексеевича по родителях его и по жене Наталии – 420 руб., сверх того образ деисус 34 , двери царские и двое риз. Брат его Никита Алексеевич пожертвовал 150 руб., да образ Спаса нерукотворенный, обложенный серебром, венец и цата резные, – крест напрестольный, паникадило большое, два средних «немецкого дела» (работы), всего с двумя бархатными ризами на 560 руб. Он же, по обещанию своему, поставил в соборную церковь (1663) два аналойных образа: воскресения Христова и св. Иоанна Златоуста ; еще 40 образов в киотах поставлены им вокруг столпов в той же церкви; все они в серебряных ризах, венцы и цаты чеканной резной работы с каменьями. Перед местною иконою святителя Златоуста он устроил серебряную лампаду, а икону с житием 35 обложил гладким серебром, украсив ризу золотыми дробницами, запонами 36 и другими камнями; митра и цата низаны жемчугом. Последний вклад его – крест запрестольный кипарисный, покрытый гладким серебром; на нем 70 дробниц с мощами разных святых 37 . 10 . Из князей Борятинских Феодор Никитич пожертвовал в 1666 году сосуды церковные серебряные с воздухами, колокол благовестный во 114 пудов, другой в 40 пудов, всего на 920 руб.; стольник Феодор Юрьевич возобновил совне всю каменную церковь св. Иоанна Златоуста , (о пяти главах 38 ) и построил четыре каменные братские кельи. Он же (1681) пожаловал два сосуда серебряных с воздухами и с пеленами, низаными по местам жемчугом, да ризы атласные. Княгиня Анна Даниловна пожаловала (1704) сто руб. денег и ризы парчи серебряной с травами разных шелков; оплечье низано жемчугом и украшено дорогими камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Нет ли в Священном Писании особенного запрещения божбы в разговорах? Спаситель говорит: а Я говорю вам: не клянись вовсе... но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукаваго ( Мф.5:34, 37 ). Катих. стр. 102. Епископ или пресвитер или диакон в блудодеянии или клятвопреступлении или в татьбе обличенный да будет извержен от священнического сана, но да не будет отлучен от общения церковного. Ибо Писание глаголет: не отметиши дважды за едино ( Наум.1:9 ). Такожде и прочие причетники. Прав. св. Апост., 25 пр. Клятвопреступник десять лет да не приобщается: два лета находясь между плачущими, три между слушающими Писания, четыре между припадающими, едино стоя с верными и тогда сподобится причастия. Вас. Вел. прав. 61. Клятвопреступления и частой клятвы понапрасну бегай; ибо не останешься неповинным. Апостол. Постановления кн. II, гл. 36. 3) Обеты Обеты не только позволительны, но достохвальны и спасительны. Позволяется христианину избирать подвижнический образ жизни, по оставлении многомятежной бури житейских дел, поступать в монастырь и постригаться по монашескому образу; хотя бы он был обличен в каком-либо грехопадении. Ибо Спаситель наш Бог сказал: приходящего ко мне не изгоню вон ( Ин.6:37 ). Итак, поскольку монашеское житие изображает нам жизнь в покаянии, то мы одобряем того, кто искренно предается ему, и никакой образ жизни не воспрепятствует ему исполнить свое намерение. VI Всел. соб. пр. 43. ...Мы и пред смиренным девством благоговеем и воздержание, сопровождаемое честностью и богочтением, приемлем, и смиренному удалению от мирских дел (отшельничеству) радуемся и брачное честное сожительство почитаем и праведного и благотворного богатства не уничижаем и простоту и малоценность одежд, употребляемых только ради неизысканного попечения о теле похваляет, а роскошных и пышных входов отвращаемся... Гангр. соб. пр. 21. Столь высокое и достоуважаемое дело, прекрасно придуманное блаженными и преподобными отцами, устройство монастырей оказывается ныне в небрежении; потому что некоторые, усвоив своим имениям и усадьбам имя монастыря и дав обещание посвятить оные Богу, подписывают себя владельцами пожертвованного... И столько кормчемничевства примешалось к этому делу, что многое из посвященного Богу явно продается самими жертвователями… Двукр соб. пр. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1.      Владимирский Рождественский. 2.      Спасо-Евфимиев. 3.      Переяслав. Даниилов. 4.      Цареконстантиновский. 5.      Боголюбов. 6.      Юрьев Архангельский. 7.      Муромский Спасский. 8.      Переяслав. Никитский. 9.      Муромский Благовещенский. 10.      Шартомский. 11.      Козмин. 12.      Суздальский Василиевский. 13.      Переяслав. Николаевский. 14.      Гороховецкий Николаевский. 15.      Вязников Благовещенский. 16.      Александровский. 17.      Ризположенский. 18.      Суздальский Покровский. 19.      Переяслав. Феодоровский. 20.      Владимирский Успенский. 21.      Горицкий. 22.      Златовратовский. 23.      Сновицкий. 24.      Волосов. 25.      Киржачский. 26.      Владимирский Георгиевский. 27.      Суздальский Алексеевский. 28.      Суздальский Троицкий. 29.      Суздальский Николаевский. 30.      Суздальский Дмитриевский . 31.      Суздальский Борисоглебский. 32.      Муромский Борисоглебский. 33.      Нерлинский. 34.      Любецкий. 35.      Березовский. 36.      Киберганский. 37.      Владимир. Феодоровский. 38.      Вепрев. 39.      Переяслав. Духов. 40.      Лукианов. 41.      Троицкий Симеоновский. 42.      Флорищевский. 43.      Горский Знаменский. 44.      Горский Сретенский. 45.      Золотниковский. 46.      Горский Василевский. 47.      Шуйский Троицкий. 48.      Переяслав. Борисоглеб. Горский. 49.      Переясл. Борисоглеб. Песочинский. 50.      Покровские. 51.      Переяслав. Вознесенский. 52.      Переяслав. Рождественский. 53.      Бутылицкий. 54.      Кидекоцкий. 55.      Борисоглебский Пустынский. 56.      Холуйский. 57.      Муромский Воскресенский. 58.      Пищуговский. 59.      Кукоцкий Спасский. 60.      Кукоцкий Покровский. 61.      Юрьев Введенский. 62.      Юрьев Георгиевский. 63.      Юрьев Успенский. 64.      Сахтажский. Монастыри 1 Рождественский (Рождества Богородицы), в Владимире, основан в исх. XII века. До 1561 г. первый в лествице монастырей Великороссийских; потом ставропигиальный. Указом 16 июля 1744 обращён в кафедру Владимирских архиереев. [II, 527.] Игумены

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1913;Исследования – у Н. И. Серебрянского и В. Мансикки;Н. А. Клепинин. Св. Александр Невский. Париж. YMCA – Press. (См. рецензию в " Совр. зап. " . 36.) К главе 6. Жития новгородских св. епископов (не всех) напечатаны у Н. И. Костомарова. Памятники. В 4 т.;А. И. Никитский. Очерк внутренней истории церкви в великом Новгороде. 1879;Житие митрополита Петра. Изд. у Макария. Ист. рус. церкви. Т. 4;Жития митрополита Алексия. Изд. в Летописях (Типогр., Вознес., Никон.) и Общ. люб. древ. письм. 1877;О московских митрополитах см. История Русской Церкви. Изд. митрополита Макария и Голубинского. Т. I-II;Г. П. Федотов. Св. Филипп, митрополит московский. Париж. YMCA – Press. 1928. К главе 7. Житие св. Стефана Пермского. Изд. Археогр. ком., 1897 и Н. И. Костомаровым. Памятники. В 4 т.;П. Д. Шестаков. Св. Стефан, первосвятитель Пермский. Изв. и Уч. зап. Каз. ун. 1868. I;Л. И. Некрасов. Пермские письмена в рукописях XV в. Одесса, 1890;Е. Е. Голубинский. История. I-II. К главе 8. Оба жития преподобного Сергия – Епифаниево и Пахомиево – изд. в макарьевских Ч. М. Сентябрь. Епифаниево отдельно – архимандритом Леонидом. Русский сокращенный перевод его в 12 " Сергиевских листков " (Париж, 1928);Е. Е. Голубинский. Преподобный Сергий Радонежский и его лавра. 1893;В. О. Ключевский. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства. Очерки и речи. 1913;Протоиерей Сергий Булгаков. Благодатные заветы преподобного Сергия русскому богословствованию. Путь. 1926. 5;Б. Зайцев. Преподобный Сергий Радонежский. Париж, YMCA – Press. К главе 9. Житие преподобного Кирилла Белозерского. Изд. у В. Яблонского;Пахомий Логофет. 1908;А. Н. Муравьев. Русская Фиваида на Севере. 1855;Г. П. Шевырев. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь;О. Верюжский. Исторические сказания о жизни святых Вологодской епархии. 1880;В. Коноплев. Святые Вологодского края. Чт. О. и. д. 1895. 4;С. Д. Яхонтов. Жития святых Поморского края как исторический источник. Казань, 1881;Н. И. Серебрянский. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1222...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010