6 По утверждению, напр., Бентама, «совесть есть фиктивная вещь, о которой предполагают, что она имеет свое седалище в душе: совестливый человек – тот, кто, создавши себе правило поведения, точно с ним сообразуется. Обычно предполагается, что это правило поведения хорошо; но лишь в той мере, в какой это правило согласуется с принципом пользы, можно квалифицировать соответствующее убеждение, какъ добродетельное». Deontologie ou Science de la morale. Bruxelles. 1834. T. I, p. 168. Cp. А. Менгер. Новое учение о нравственности (СПБ., 1906), стр. 17: «совесть не что иное, как отражение социальных сил в душе человека” 8 Герберт Спенсер. Основания этики. Ч. 1-я. Данные этики. С-Петербург 1899 г. Стр. XI. Курсив наш. 10 Скабичевский. Аскетические недуги в нашей современной передовой интеллигенции. Русская Мысль. 1900 г. Книга X, стр. 19. 13 Фр. Г. Пибоди. Иисус Христос и социальный вопрос. Перев. с нем. Никитского. Москва 1907, стр. 15. 15 Стр. 15. Ср. стр. 36: «объективных добродетелей или пороков не существует вовсе, и все зависит от приспособления или неприспособления к существующим социальным соотношениям сил». 20 А. Красносельский в своей статье «О нравственном учении Н. К. Михайловского» (Современность. 1906 2. Апрель) подробнее так излагает сущность воззрений Михайловского на аскетизм. «В основе всех аскетических стремлений неизменно лежит внутреннее раздвоение, следствием которого являются – нравственное шатание и нравственная обессиленность. Как и всякая личная мораль, нравственные учения аскетизма возникают там, где общественная неурядица и всякие неустройства глубоко подорвали доверие к общественности. В результате такого недоверия личность ищет нравственной опоры не в том, что соединяет людей, а в усилиях единиц, стоящих особняком друг от друга. В аскетизме это отрицание общих для всех мер неизменно разрешается побуждениями болезненно разрознивающими самый душевный строй личности и тем самым подкашивающими то, что составляет ее внутреннюю опору. Норма требует, чтобы для правильного удовлетворения высших потребностей предварительно были удовлетворены низшие, наиболее элементарные и общие. Аскеты же предлагают человечеству оборвать естественную гамму потребностей и, подавив в себе низшее, культивировать лишь высшее». Нравственное торжество над необузданными и разнузданными эгоистическими страстями неразрывно связано с господством общественной солидарности. См. стр. 45, 47–48, 59.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

14 «Истужницами», по мнению Владимирского-Буданова, называлась лица не подлежавшие общей уплате податей в погосте, быть может, бобыли, люди необщинные. Хрестом., т. I, стр. 242, прим. 6. 15 Хрестоматия Владимирского-Буданова, т. I, стр. 239 (прим. 5), 241 (прим. 4) 244 (прим. 25), 245 (прим. 32), 247 (прим. 40). 16 Рум. собр. госуд. грам. и догов., т. I, 3, 6, 7, 8, 9, 15, 20. Акт. Эксп., т. I, 57, 87 и 91. Эти договоры Новгорода с Тверскими князьями о выдаче беглых объясняются тем обстоятельством что Тверь представляла тогда удобное убежище для беглых из Новгородской области. 18 В отчете обер-прокурора св. Синода, за 1894 и 1895 годы, значится: приходов было 36.662; почти при 76-ти миллионном числе православных приходилось средним числом на каждый приход более 2.000 душ. Церковные Ведом. 1898 года, 28, стр. 265. См. акт CXLII, стр. 584, Русск. ист. Библиот., т. XII, Акт. Холмог. и Устюж. епарх., ч. I. 19 В Псковской области замечалось деление на «губы» (совокупность нескольких губ называлась «засада»). Будучи чисто географическим, деление по губам не необходимо совпадало с административным делением Псковской земли на волости. См. Никитского: Очерки внутр. ист. Пскова, стр. 177. Однако само название погоста в Псковской области вовсе не утратилось и сохранялось, как кажется, в узком его значении, т. е. в смысле церковного места главного селения. В этом убеждает предписание Псковской Судной Грамоты чтобы позовник посланный звать ответчика на суд являлся на погост к церкви и здесь предъявлял свой позыв. 20 В Двинской области (низовья р. Сев. Двины) указывалось в акте 1471 года (списки Двинских земель) что в одной «переваре» числилось семь деревень и слуги: Акт. Эксп., т. I, 94. В Холмовском[?] погосте четыре перевары..., а с перевары мед и пиво по силе: см. тот же том, 87. О переварах и податях с них тивуну, см. у Неволина: О пят. и погост. Новгор., прилож. VIII, стр. 206. 21 Так в Деревской пятине на 60 погостов приходилось 6 волостей, а в Бежецкой пятине на 85 погостов – 7 волостей, причем волость Слезкина заключала в себе несколько погостов. Неволин, стр. 110. См. также Дополн. к Акт. Историч., т. VIII, 318 и т. XII, 388.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Псковской губернии: муж. монастыри – 1) николаевский с ватку или в валку в IIckobe, 2) великопустынский спасский , 3) верхнеостровский петропавловский, 4) гремяческий близ Пскова, 5) дворецкий холмский, 6) за великими воротами псковский алексеевский, 7) демянский рождественский, 8) завеличьский кожанов близ Пскова, 9) златоустовский псковский медведев, 10) климентовский близ Пскова, 11) княжицкий николаевский, 12) краснодворский пантелеимонов псковский, 13) кудин торопецкий, 14) на Малах рождественский изборский, 15), медовский, 16) молочков порховский, 17) немчинов успенский, 18) никитский псковский с поля, 19) пантелеимонов псковский в бору, 20) петропавловский псковский сироткин или серектин, 21) плесский николаевский, 22) порховский спасский, 23) путятинский псковский, 24) ирденская или рдейская пуст., 25) покровский псковский в углу, 26) ростков, 27) серебряницкий, 28) шкнятин или скнятин введенский. 29) с лугу стефановский, 30) устейский троицкий, 31) хвоинский новоржевский, 32) хлавицкий троицкий, 33) феофилова успенская пуст. 34) успенский кулебацкий, 35) образовский с поля, 36) кательников богословский, 37) заборовский николаевский, 38) с поля николаевский, 39) введенский за петровскими воротами, 40) введенский шолвицкий, 41) борисоглебский черехский, 42) азаревский, 43) святоотецкий, 44) успенский кебский, 45) флоролаврский, 46) николаевский опоческий, 47) николаевский каменоградский 48) спасский надолбин, 49) любятовский, 50) николаевский перынский, 51) якобштадтский эстляндской губ . Девичьи монастыри – 1) варварский с за петровских ворот, 2) воскресенский со стадища во Пскове, 3) домантовский с усохи близ Пскова, 5) екиманский полонищский близ Пскова, 6) завелический ильинский близ Пскова, 7) запсковский ильинский, 8) зачатиевский псковский, что в торгу, 9) изборгский рождественский, 10) медовский, 11) нововознесенский с полонища псковский, 12) опоцкий успенский, 13) с песков архангельский псковский, 14) порховский успенский, 15) с болота трехсвятительский близ Пскова, 16) с болота васильевский, 17) знаменский и 18) торопецкий предтечев.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Как ни скудны известия о русских стригольниках, в нихвсе же можно находить достаточные указания в подтверждение выставленного нами положения. Прежде чем перейти к анализу обрядовых и догматических черт, подмеченных у стригольников, позволим себе сделать следующее замечание. Характеризующие стригольников черты, отмеченные в источниках, не могут претендовать на строгую точность, так как не составляют результата изучения еретических обрядов и вероучения. Еретикам естественно было скрывать свое учение, и потому в современных памятниках обличительного характера могли остаться или внешние черты ереси, или вообще случайно подмеченные церковной властью. Главные и основные черты не отделены от таких, которые составляют логическое заключение пли практический вывод из первых. Весьма вероятно, что немногочисленность и случайность наблюдений, относящихся к ереси стригольников, служит причиной того обстоятельства, что в нашей литературе эта ересь остается довольно бледным и мало выясненным явлением до такой степени, что не известно ни существо ее в смысле вероучения, ни обстоятельства происхождения. Относительно происхождения ереси большинство наших церковных историков держится того мнения, что это есть туземное русское явление, и видят причины распространения ереси в особенных обстоятельствах церковной жизни Новгорода и Пскова. Таков взгляд Руднева 36 и преосвященного Филарета 37 . Точно также и преосвященный Макарий говорит о стригольниках, как о плоде своего времени и произведении русской почвы 38 . При таком взгляде естественно переносить центр тяжести изучения в местные церковные беспорядки и нестроения или даже искать поводов к обнаружению ереси в личных отношениях диаконов Карпа и Никиты 39 . Несколько расширяется взгляд на предмет в монографиях профессора Никитского, посвященных внутренней истории д Пскова и Новгорода 40 . В очерке по истории Пскова, автор ста-вит ересь стригольников в связь с богомильством,-мысль счастливая, но, не будучи обставлена историко-литературными доказательствами, она не оказала влияния на дальнейшее развитие вопроса о стригольниках. И что в особенности любопытно, тот же автор, возвращаясь к стригольникам во второй своей монографии, не сопоставляет их уже с богомилами, а удовлетворяется анализом местной церковной жизни, которая вызвала к бытию ересь. «Ближайшим исходным пунктом ереси стригольников послужил собственно только один из видов владычних поборов... а именно мзда за ставление». Но как строгий исследователь, проф. Никитский не мог не заметить, что вероучение стригольников не объясняется из указанного им исходного пункта, почему оно и осталось для него совершенно темным 41 , как можно видеть в приведенном под строкой месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

36 Ст. 9–10. Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни малакии, ни мужеложники, ни воры... не наследуют царства Божия и такими были некоторые из вас; но.. 37 Начало новой истинно-христианской благодатной жизни, полагаемое в возрождении человека, состоит в том, что по силе возникших под влиянием благодати Божественной и до некоторой стенени укрепившихся покаяния и веры человек дает пред Церковью на всю дальнейшую свою земную жизнь отречения (не на словах только, но и на деле) от зла и сочетания со Христом, а Бог сообщает ему благодать оправдания в таинстве крещения и освящения в таинстве миропомазания. Положенное в человеке начало истинной христианской религиозно-нравственной жизни есть вместе и совершившееся фактически начало земнаго спасения его. Теперь человек призывается при помощи благодати Божией и собственной восстановленной самодеятельности продолжать, развивать и укреплять в себе это начало, этот зародыш во Христе и вместе земного своего спасения: это должно составлять для каждого возрожденного основную задачу всей его дальнейшей земной жизни. Прежде всего и более всего он должен сохранять, укреплять и возращать обнаруженную им при крещении решимость отречься от зла и сочетаться со Христом до непрестанной, обнимающей все силы духа, ревности о жизни по воле Божией; о чем и напоминают каждому христианину приведенное в тексте правило 96 VI Всел. соб. и 31 гл. кн VII Ап. Послан. а) Подвиг самособранности состоит в том, что христианин старается выработать в себе постоянную готовность и умение овладевать движениями своих душевных сил, которые бывают предрасположены обыкновенно к злой деятельности и, подверженные впечатлениям от вне, стремятся рассеяться по внешним предметам, – поставлять их (движения) пред свое нравственное чувство и направлять сообразно с задачами истинной религиозно-нравственной деятельвости. Такая способность может быть воспитана по отношению ко всем силам человека. Когда эта способность развита по отношению к познавательным силам человека, то получается добродетель нравственной внимательности или чуткости к своему нравственному состоянию, под влиянием которой христианин каждое движение своих познавательных сил освещает и проникает нравственным сознанием; когда христианин бывает способен овладевать разнородными стремлениями душевно-телесной природы, совокупность которых составляет волю человека, то эта добродетель называется бодренностью или бодрствованием; наконец, готовность и уменье силою своего нравственного чувства ослаблять или совсем уничтожать влечение к безнравственным наслаждениям и с глубоким сочувствием отзываться на все доброе составляет добродетель трезвенности.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

67. ЛАКОРДЕР (Lacordaire) Жан Батист Анри (1802–61) — французский католический проповедник и писатель, священник, член Французской академии. В 1830–32 сотрудничал в издававшемся Ф. Ламенне журнале «Будущее», защищая свободу обучения, совести и печати. Добился восстановления во Франции ордена доминиканцев и сам стал монахом этого ордена. 68. ОБСКУРАНТИЗМ (от лат. obscurans — затемняющий), крайне враждебное отношение к просвещению и науке; мракобесие. 69. БАУР (Baur) Фердинанд Кристиан (1792–1860), немецкий протестантский теолог, гегельянец, основатель и глава тюбингенской школы; профессор университета в Тюбингене (с 1826). 70. ШТРАУС (Straub) Давид Фридрих (1808–74), немецкий теолог и философ-младогегельянец. В сочинении «Жизнь Иисуса» (т. 1–2, 1835–36) отрицал достоверность Евангелий, считал Иисуса исторической личностью. В дальнейшем склонялся к пантеизму. 71. ГИЛЯРОВ-ПЛАТОНОВ Никита Петрович мая (4 июня) 1824, г. Коломна Московской губ. — 13 (25) октября 1887, Петербург], русский публицист, философ, издатель. Сын священника П. М. Никитского. Фамилию Гиляров получил в Коломенском духовном училище (1831–38). В 1848 окончил Московскую Духовную академию (где как стипендиат митрополита Платона получил прибавление к фамилии — «Платонов»). После получения степени магистра (1850) читал в академии лекции по истории русской церкви, в которых проповедовал идеи веротерпимости и просвещенной церковности. В 1855 под давлением митрополита Филарета, усмотревшего в лекциях Гилярова-Платонова «сомнительные мысли», был вынужден подать в отставку. В 1856 назначен цензором Московского цензурного комитета. С 1863 — управляющий Московской синодальной типографией. С 1867 Гиляров-Платонов издавал дешевую газету «Современные известия», в которой критиковались злоупотребления администрации, полиции и духовенства. Газета, несмотря на консервативное направление, подвергалась цензурным репрессиям и приносила убытки. Гиляров-Платонов много печатался в журналах «Русский вестник», «Дело», «Православный собеседник» и др.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Расстояние от духовной консистории 60 верст, от местного благочинного 28 верст. Ближайшие церкви: на западе Никитская в селе Берёзово Ближнее в 10 верстах, на юго-западе Владимирская в селе Князищево в 7 верстах, на юге Покровская в селе Болотское Одоевского уезда Тульской епархии в 7 верстах, на северо-востоке Христо-Рождественская в селе Похотеево в 15 верстах, на севере Николаевская в селе Васильевское в 12 верстах. В 1870 г. при церкви было открыта приходская школа, которая помещалась в особом доме. Содержалась на средства Лихвинского земства. В 1893 г. обучалось 105 мальчиков и 20 девочек. Приходское попечительство открыто в 1892 г. В 1890 г. прихожане получили одобрение епархиального начальства за пожертвование 1328 руб. 17 коп. на приобретение нового колокола (КЕВ, 1890, 13, ч. оф. С. 173). В 1891 г. прихожане приобрели для своей церкви новый колокол 102 пуда 27 фунтов, на что израсходовали 1328 руб. (КЕВ, 1891, 3, ч. оф. С. 38). Приход Вознесенской церкви в 1862 г. состоял: В селе Говорёнки временно-обязанных крестьян помещика Сухотина (65-195-338) при церкви. В сельце Денисово проживала помещица Августина Юросовская (1-1-3), при ней дворовых людей (0-18-29), крестьян (17-75-85) в 0,5 верстах. В д. Батьково помещика Жадовского временно-обязанных крестьян (26-127-141) в 3 верстах. Итого за 1862 г. в 109 дворах проживало 516 мужского и 596 женского населения (Клировые ведомости церквей Лихвинского уезда за 1862 г.//ГАКО, ф. 33, оп. 3, д. 539, л. 44 об.). Приход в 1893 г. состоял: В селе Говоренки мещан (1-6-7), крестьян (128-462-469). В сельце Денисово дворян (1-2-2), мещан (2-10-11), крестьян (42-166-186) в нескольких саженях от церкви. В д. Батьково крестьян (36-126-128) в 2 верстах. В д. Платовка Васильевской волости крестьян (12-37-47) в 5 верстах. В приходе военных (0-97-115). Итого за 1893 г. в 222 дворах проживало 809 мужского и 850 женского населения. Церковное здание полностью разрушено. От наружной стены уцелело три столба кирпичной кладки, чуть больше метра высотой. Вплотную к этой стене примыкает памятник советским воинам, погибших в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Поодаль находится приходское кладбище (Натурное обследование местности. Калуга – Говоренки. 4 мая 2008 г.).

http://sobory.ru/article/?object=23805

При университетском храме мц. Татианы откроется бесплатная студенческая юридическая консультация 18 апреля 2007 г. 16:45 На завтра запланировано заключение соглашения о сотрудничестве между храмом мученицы Татианы при МГУ и юридическим факультетом МГУ им. М. В. Ломоносова. Договор подпишут декан юридического факультета, профессор, д. ю. н. А.К. Голиченков и настоятель храма, профессор МДА протоиерей Максим Козлов. В соответствии с этим договором лучшие студенты юридического факультета будут под эгидой факультета бесплатно консультировать в студенческой юридической консультации при храме всех нуждающихся в правовой помощи. Это новый, теперь уже официально признанный Университетом, этап развития юридического товарищества «Советъ», созданного в марте 2003 года по благословению настоятеля храма и вскоре получившего благословение Святейшего Патриарха Алексия II.  В состав ЮТ «Совет» входят студенты разных курсов юридического факультета МГУ и его выпускники; часто старшие студенты и дипломированные специалисты помогают своим младшим товарищам применять полученные в Университете знания на практике. Руководит консультационной работой начинающих юристов преподаватель юридического факультета МГУ — доц. О.Л Васильев.  Бесплатная студенческая консультация — это вид социального служения юридического факультета и храма св. мц. Татианы, и форма обучения студентов, по желанию которых, теперь засчитываемая факультетом как прохождение официальной практики. Товарищество оказывает бесплатную юридическую помощь: — прихожанам храма св. мц. Татианы; — православным организациям; — всем организациям и гражданам, нуждающимся в юридической помощи, но не имеющим для этого достаточных средств. Принимаются обращения, соответствующие нормам права и нравственности. Вопросы можно задавать на сайте храма или непосредственно в храме в часы приема — в настоящее время прием осуществляется по понедельникам, средам и пятницам с 18.00 до 20.00, кроме дней двунадесятых и великих праздников и светских выходных. Уточнить расписание приема ЮТ «Советъ» всегда можно по телефону храма 203-36-12. Подписание соглашения состоится 19 апреля в 15.00 по адресу: Б. Никитская, 1, в храме мученицы Татианы при МГУ. Патриархия.ru/ Храм мученицы Татианы Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/230480.htm...

33 Преосвященный Никандр прибыл в Тулу 1860 года, 22 октября и до самой кончины оставался архипастырем тульским. 34 В хранящейся в монастырских актах сборной книге, выданной консисторией г-же Вольфингер, записано: 1) От имени Ее Императорского Величества, Государыни Императрицы Марии Александровны, мая 1 дня 1861 года, за здравие Александра и Марии 60 руб. 2) О здравии и спасении Августейших детей Их Императорских Высочеств 10 руб. 3) От Ее Императорского Высочества, Великой Княгини Елены Павловны, 27 марта, за здравие Александра 15 руб. За здравие Екатерины 15 руб. 31 марта. 3а здравие Елены и Георгия 15 руб. 3а здравие Елены, Георгия, Александра 16 руб. 4) От Ее Императорского Высочества, Великой Княгини Александры Иосифовны за здравие Константина 15 p., Александры 15 руб., Николая 5 руб., Константина 5 руб., Димитрия 5 руб., Ольги б руб. и Веры 5 руб.--Далее следуют записи придворных особ обоего пола и все эти вклады записывались для богадельни, а не для общины или монастыря. 35 Оптина пустынь, известная своими старцами, находится в 36 верстах от г. Белева. Инокини, живущие в Белевском монастыре, все руководятся советами старцев, и монахиня Макария Сомова была одна из преданнейших духовных дочерей старца отца Макария; потому и выбор ее в Каширу был встречен с любовью со стороны Каширских сестер-богаделок. 36 Смотри брошюру о Никитской женской общине стран. 28, Москва. Там говорится, что сестры с молитвой в сердцах и на устах повторяли: «Спаси Ее Господи, продли дни Ее в благоденствии на многие лета». 38 И до сего дня, 8 июля, в день открытия Никитского женского общежительного монастыря, в конце литургии, после молебна и обычного многолетия, провозглашается вечная память приснопамятным: преосвященному Никандру, игуменьи Макарии, монахине Фомаиде и рабу Божию Феодору. 39 Преосвященный Никандр, 27 лет управлявший Тульской епархией, – дождался утверждения Каширского Никитского монастыря, и сам присутствовал при открытии оного, 8 июля 1884 года, называя его своею обителью, при нем устроившеюся; ему очень хотелось освятить новый собор, но он не дожил одного года.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Новогодняя ночь: где помолиться? Список храмов Москвы и Санкт-Петербурга, в которых пройдут богослужения на начало Нового года 30 декабря, 2015 Список храмов Москвы и Санкт-Петербурга, в которых пройдут богослужения на начало Нового года Сегодня все больше людей встречают наступление Нового года в храмах, посещая молебны на начало Нового года и литургии в новогоднюю ночь. «Правмир» составил список храмов Москвы и Санкт-Петербурга, в которых 31 декабря и 1 января пройдут такие богослужения. Список составлен на основе информации, размещенной на сайтах приходов, но редакция рекомендует заранее позвонить в выбранный храм на случай изменения времени богослужений. Где молиться в Новогоднюю ночь? Мы знаем ответ! Редакция «Правмира» составила список всех открытых храмов Москвы и Санкт-Петербурга. Где молиться в Новогоднюю ночь? Москва Храм Христа Спасителя 19.00. Новогодний Патриарший Молебен. Сретенский монастырь ул. Б. Лубянка, д. 19, к. 1 18.00. Вечернее богослужение. Полиелей. 23.00. Новогодний молебен. Сретенский монастырь Подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры 2-й Троицкий переулок, д. 6а, стр. 9 17:00. Вечерня. Утреня. Полиелей. 00.00. Литургия. Храм мученицы Татианы при МГУ ул. Большая Никитская, д. 1 15.00. Новогодний молебен. Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот ул. Большая Никитская, д. 36 18.00. Вечерня. Утреня. Новогодний молебен. Храм Вознесения Господня на Никитской (Малое Вознесение) ул. Большая Никитская, д. 18 16.00. Новогодний молебен с акафистом Рождеству Христову. Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках Софийская набережная, д. 32 22.00. Утреня. Часы. Литургия. Донской ставропигиальный мужской монастырь Донская пл., 1-3 16.40. Вечернее богослужение, по окончании – новогодний молебен. 00.00. Литургия (Большой собор). Покровский собор в Измайлово Серебряный остров, д. 1, стр. 1 22.30. Утреня, Часы, Божественная литургия. Храм Преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове ул. Байкальская, д. 37а 18.30. Новогодний молебен. Храм Рождества Христова в Измайлово

http://pravmir.ru/novogodnyaya-noch-gde-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010