Прот.Н.Чуков. Дневник 1920-1921 гг. Фрагменты 25 мая/7июня 1920 г. Понедельник. ...В 4 часа у меня собрание братчиков св. Софии; были: С.А.Алек­сеев, Ф.К.Андреев, О.А.Добиаш-Рождественская, С.С.Безобразов, Л.П.Карсавин, Тураевы Б.А. и Е.Ф., Франковский, я и И.П.Щербов. Не было И.М.Гревса, Федотова и о. Н.В.Чепурина. Побеседовали: о публичных лекциях; ведении их в системе, циклами: например, о библейской критике, о мироздании, о дарвинизме, о жизненном содержании догматов, о правдивом освещении истории Православной церкви и др. Обсуждали вопрос о лекторах, указывали на желательных: С.А.Алексеева, М.Д.Приселкова, С.С. Безобразова, Анциферова, Афанась­ева, Ухтомского. Решили на диспутах не выступать, а говорить только на своих лекциях в положительном духе; что же касается того, чтобы узна­вать о постановке и освещении вопросов на диспутах «во вражьем стане» (Вольфила - Л.А.), то информировать об этом могли бы студенты. О.А.Добиаш подняла было вопрос о молодых членах Софии, но поостереглись пока вообще расширяться, чтобы сначала окрепнуть самим. И.П.Щербов поднял вопрос о необходимости пересмотреть чин пострижения в монашество и о создании различных степеней или отдельных объектов в виду заявления некоторыми студентами же­лания принятия монашества, в которое, в его нынешнем виде пускать их было бы по многим причинам нежелательно. Б.А.Тураев дал справку, что на Востоке очень широко прак­тикуется находящийся у нас в небрежении чин рясофора, где обыч­ных монашеских обетов нет, и на Востоке очень многие епископы и даже патриарх - не монахи, а только постриженные в рясофор. Следует только хорошенько проредактировать чин рясофора и была бы готовая организация...В конце я доложил составленный нами с Б.А.Тураевым чин краткого молебна, который и был принят и будет введен с следующе­го собрания (через воскресенье - 20 июня, в 3 часа дня, у меня). Вечером вел беседу в церкви на Шпалерной о религиозном вос­питании детей, заходил потом к о. Гр. Сербаринову и к Ю.П.Новиц­кому. 23 июня/6 июля 1920 г. Вторник.

http://bogoslov.ru/article/953836

20 апреля начались лекции, продолжавшиеся первый год три триместра – до 1 апреля 1921 г. Ввиду того, что известие об основании института распространялось медленно, прошения о приеме поступали постепенно, и Совет заслушивал их не только перед началом лекций, но и в конце первого и даже во втором триместре. В результате всегона первый курс был зачислен 151 человек, в том числе 76 мужчин и 75 женщин, 50 поступивших имели высшее образование, некоторые даже два. Чрезвычайно сильным и даже уникальным являлся состав преподавателей института: бывшие профессора духовной академии – члены-корреспонденты Российской академии наук А. И. Бриллиантов и Н. Н. Глубоковский, академик И. С. Пальмов, И. А. Карабинов, С. М. Зарин, Н. В. Малицкий, Д. П. Миртов, И. П. и И. И. Соколовы, протоиереи В. М. Верюжский и А. В. Петровский; профессора Петроградского университета – академик Б. А. Тураев, Л. П. Карсавин, Н. О. Лосский, Н. И. Лазаревский, Д. И. Абрамович, И. М. Гревс, М. Д. Приселков, М. Н. Соколов, А. П. Алявдин, С. С. Безобразов, С. В. Меликова-Толстая (преподававшая греческий язык), а также протоиереи Н. В. Чепурин, А. И. Боярский, М. П. Чельцов, наместник Александро-Невской лавры архимандрит Николай (Ярушевич), бывший постоянный член Училищного совета при Святейшем Синоде профессор П. П. Мироносицкий, бывший преподаватель французского языка Петроградской духовной академии В. Б. Шкловский, профессор Ф. К. Андреев и др. Таким образом, в определенной степени осуществился планировавшийся ранее синтез Петроградской духовной академии и университета . В целом преподавание в институте велось на самом высоком уровне, и не случайно в народе его называли «Духовная академия». Богословский институт и Богословско-пастырское училище при нем содержались на средства приходских общин Петроградской епархии. Решение об этом было принято на собрании их уполномоченных с одобрения митрополита Вениамина 30декабря 1920 г. Для этой цели четыре раза в год в общинах устраивался специальный сбор. Институт поддерживали и добровольные пожертвования. Так, приход Андреевского собора пожертвовал 60 тыс. рублей, игуменья Ангелина (Сергеева) от Иоанновского монастыря внесла 50 тыс. рублей, немало средств жертвовали и общины церквей Александро-Невской лавры .

http://sedmitza.ru/lib/text/10312287/

«По собственному признанию А. В. Карташева , хотя он и был под сильным впечатлением книги о. Павла Флоренского „Столп и Утверждение Истины“, и особенно приведенного в ней иконографического материала, однако с именем Святой Софии он не соединял никакой богословской спекуляции. Он думал о церковном благословении науки и разума. Потому – и только потому – и хотел он поставить свое начинание под знак Премудрости Божией. Весною 1918 года инициаторы Братства посетили Митрополита Петроградского Вениамина и получили его благословение. Таким образом, истоки Братства Св. Софии восходят к Петрограду. Летом того же года к почину петербуржцев были привлечены и московские церковно-общественные круги. В этот момент Братство Св. Софии не получило осуществление в жизни. Оно родилось два года спустя, весной 1920 года, в том же Петрограде. А. В. Карташева уже давно не было в России. Из старой инициативной группы деятельным членом был И. М. Гревс. Бывал, насколько припоминаю, Л. П. Карсавин. Был близок к Братству и Н. О. Лосский, но я не помню его ни на одном собрании. До самой своей смерти, в июле 1920 года, неизменно посещал собрания Братства Б. А. Тураев . Участвовали и некоторые видные Петроградские священники: недавно умерший прот. Н. В. Чепурин и др. Но душою Братства были не они, а бывший преподаватель Петроградской духовной семинарии И. П. Щербов, бывший ректор Олонецкой духовной семинарии прот. Н. К. Чуков (ныне Митрополит Ленинградский Григорий) и бывший доцент Московской Духовной Академии Ф. К. Андреев Собиралось Братство на квартире Николая Чукова. Меня привлек в Братство человек, которого я до этого времени едва знал, но дружбу с которым я ценю, как одно из величайших благодеяний, какие даны мне были в жизни – проф. Ю. П. Новицкий. Он тоже был одною из движущих сил Братства. Из сказанного вытекает, что люди были в большинстве новые. Но, рождаясь весною 1920 года, Братство Св. Софии мыслило себя, как осуществление замысла 1918 года. Присутствие в нем людей, как Б. А. Тураев , Л. П. Карсавин и, особенно, И. М. Гревс, наглядно свидетельствовало, что оно было близко к той духовно-культурной среде, которую представлял в предвоенные годы Петербургский Университет.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

116. Подобную практику относительно этого возгласа — повторение его после каждой ектении — дает и ряд славянских Служебников XVI b. в ркп. Соловецкой библ. (при Казан. Дух. Акад.), 1024–1026. Дмитриевский А. Богослужение в Русской церкви в XVI b. Каз. 1884, 16. 117. Toscani, Ad Typ. graec. 50. 118. Дмитривеский, Εχολ. 88. 89. 161–164. Кекелидзе, Литург. груз. пам. 144–146, 164–166. 119. Дмитриевский, Εχολ. 35– 39. 1003–1006. Требн. Моск. Синод. библ. л. 116–124. 120. Типик. Ватик. библ. и 1609. Дмитриевский Τυπικ, 870. 121. Τυπικν Моск. Рум. Муз. Сев. собр. л. 127; Моск. Син. библ. л. 134 об. и др. 122. Часосл. в ркп. Ватопед библ. XII b.; для 6 часа здесь молитва нынешний тропарь «Иже в шестый день же и час…» 123. В Часословах Син. библ. XII b. и XIV b. она указывается лишь в качестве молитвы первого часа в ряду других. 124. Часословы Афоно-Андреев. библ. XI b.u 861 XIII b. имеют уже нынешний состав молитв. Диаковский. После. часов и изобр. Киве. 1910, корр. л. 125. Многократное «Господи помилуй» первоначально, по-видимому, повторялось 3, затем 12 раз, след чего ныне при окончании постовых служб и в Типиконах студийской редакции; потом оно могло быть увеличено до 30, а затем и до 40 раз (в инославных же восточных церквах и до 60 и 100; так у армян, см. выше, стр. 333); след всех этих родов практики дает Часослов Моск. Типогр. библ. XV b., где на 1-м часе «Господи помилуй положено 30 раз, на 3-м — 40, а на 9 — 12 раз (л. 20 и 38); в Студийских уставах для обыкнов. часов 40 р., а для царских 30 (устав Моск. Типогр. библ. л. 20 об. и 7 об.); иногда делается и такое разграничение: в Великий пост 50 раз, в Филиппов и Петров 40 р., в обыкн. дни 30 раз (Часослов Имп. Публ. библ. Q I XV–XII b., л. 154 об.); на междучасиях в большинстве ркп. 30 раз (см. ниже). Оригинально в Эфиопском часослове XIV b. — 41 или 51 раз (Тураев, Часослов Эфиоп. ц. 39, 49 и др.). 126. Τυπικν Моск. Рум. Муз. Сев. Соб. XIII b. л. 122 и Моск. Синод Библ. XIV b. л. 131 об. Замечают об этих тропарях, что относительно из «нет согласия, — говорит каждый, какие хочет, посему не бывает совпадения в списках, каждый предлагает свое».

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

В еврейском тексте св. Имя передано четырьмя буквами ИХВХ. С III–II bb. до Р.Х. благочестивый обычай ввел запрет на произношение св. Имени в повседневной жизни. Вместо него стали употреблять слово Адонаи , Господь. Масореты, которые ввели огласовку в еврейский алфавит (см. §8), ставили к четырем буквам св. Имени гласные слова Адонаи, что означало: «читай — Господь». В результате получилось сочетание, которое в Европе с XVI века стали неправильно произносить как Иехова (Иегова). Между тем еще Ориген, хорошо знавший еврейский язык, писал, что св. Имя звучит как ИАВЭ. Поэтому в библейской науке было принято считать гласными св. Имени — А и Э, а Имя Божие произносить как ИАХВЭ (ЯГВЕ), поскольку конечная согласная «хей» — непроизносимая. 7. Гипотеза о двух ранних письменных традициях в Пятикнижии. Традицию, в которой употреблялось св. Имя, в библеистике нового времени стали называть Ягвистической (Я), а ту, где Бог именовался Элохим (Бог), — Элохистической (Э). Были затрачены огромные усилия, чтобы отделить в св. книгах эти традиции одну от другой (см. Приложение # 4 в конце книги). Позднее были выделены еще две традиции внутри Пятикнижия (В и С; см. ниже §16). В конце XIX века была даже издана «Радужная Библия», в которой «четыре источника» обозначались шрифтами разных цветов. Но вполне достоверных результатов эти усилия не дали. Детальные разделения на «источники» были чаще построены на гипотетических основах и доказательной силы не получили. Тем не менее наличие четырех пластов Св. Истории признано сейчас почти всеми библеистами. Еще в начале нашего века об этом без колебания писали некоторые православные авторы (Б. А. Тураев, И. Д. Андреев и др.). В католическом богословии эта теория получила права гражданства лишь после Послания Библейской Комиссии кардиналу Сюару (27 марта 1948 года). «В настоящее время, — сказано в Послании, — никто не подвергает сомнению существование источников и не отказывается признать постепенного нарастания законов Моисеевых, зависящего от социальных и религиозных условий более поздних эпох».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

35 . Рубан Ю.И. Историк – агиограф – чтец//Вода живая. 2010. 6. 36 . Рубан Ю.И. Чернорабочий от истории. (К 110-летию со дня кончины Василия Васильевича Болотова )//Вода живая. 2010. 4. 31 . Священный Собор Православной Российской Церкви 1911–1918 гг. Собрание определений и постановлений. Вып. 2. М., 1994. 38 . Соколова Л. Когда горит свеча. Никольское кладбище Александро-Невской лавры. Вып. 2. СПб., 2005. 39 . Сорокин В., прот. Лихолетье – время испытаний//Вода живая. 2001. 19. С. 24–25. 40 . Струве В.В. Заупокойный культ древнего Египта. Путеводитель по выставке в залах Эрмитажа. Петербург, 1919. 41 . Струве В.В. Б.А. Тураев – крупнейший историк Древнего Востока//Вестник древней истории. М, 1948. 2. С. 15–83. 42 . Струве В.В., Снегирев И. Л. Предисловие к книге Тураева Б.А. История древнего Востока. Том 1. Л., 1935. 43 . Томашевич О.В. Объяснение в любви. Вместо послесловия// Тураев Б.А. Бог Тот. М., 2002. С. 315, 316, 339. 44 . Тураев Б.А. Василий Васильевич Болотов //Журнал Министерства народного просвещения. Часть CCCXXX. 1900. Август. 45 . Тураев Б.А. Египетские рельефы с изображениями погребальных процессий Музея изящных искусств//Известия РАИМК. Т. I. 8 августа 1920. 9. С. 11. 46 . Тураев Б.А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии//Записки историко-филологического факультета С.-Петербургского университета. Ч. 65. Вып. 1. СПб., 1902. 41 . Тураев Б.А. Проект обители ученых иноков//Христианский Восток. Новая серия. Т 2 (8). 2001. 48 . Тураев Б.А. Русская наука о Древнем Востоке до 1917 года//АН СССР. Л., 1927. 49 . ЦГА СПб. Ф. 7240. О. 14. Д. 16. 50 . Цыпин В. , прот. История Русской Церкви 1917–1997. М.: Изд-во Спасо-Преобр. Валаамского мон., 1997. 51 . Шаров А.В. Два документа о Б.А. Тураеве //Памятники и люди. М., 2004. С. 109–121. 52 . Шаров А.В. Творческий путь и научное наследие академика Бориса Александровича Тураева . Дисс. на соискание... к. и. н. М., 2000. 53 . Шаров А.В. Тураев Борис Александрович //Историки России. Биографии. М., 2001.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/b...

54 . Шубина Е.И. Петроградский Богословский институт//Фонтанка. 2007. 55 . Шумилов А. Хранить верность//С.-Петербургский университет. 7 марта 2007 г. 6–7 (3628–3629). Бутякова Татьяна Александровна – преподаватель Санкт-Петербургской православной духовной академии, член Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области (tat.butya@yandex.ru).  Михаил Николаевич Вербовский – выпускник Санкт-Петербургской православной духовной семинарии.  3 Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Т. 10. Деяния 137–151 . Государственный архив РФ. Новоспасский монастырь. М., 2000; Козьмина-БороздинаТ.Н. Посмертные работы академика Б.А. Тураева//Жизнь. М., 101–112. 5 Коростовцев М.А. Академик Борис Александрович Тураев (о стиле работы ученого)//ВДИ. 1974. 2. С. 111–114; Беляев Е.А. Б.А. Тураев//Труды Московского университета. 1946. Вып. 3. С. 56–61; Шаров А.В. Творческий путь и научное наследие академика Бориса Александровича Тураева //Диссертация. М., 2000; Крачковский И.Ю. Б.А. Тураев и христианский Восток. СПб., 1921; Беляев Е.А. Б.А. Тураев//Труды Московского университета. 1946. Вып. 3. С. 56–61. 6 Бороздин И.Н. Академик Б.А. Тураев и русская наука//Вопросы истории. М., 1947. 11. С. 80–84; Глубоковский Н.Н. Академик профессор Борис Александрович Тураев , как христианский учитель и ученый//Воскресное чтение. Варшава, 1929. 11. С. 169–173; Кравецкий А.Г. Проблема богослужебного языка на Соборе 1917–1918 гг. и в последующие десятилетия//Журнал Московской Патриархии. 1994. 2. 9 Глазов В., свящ. История праздника Всех святых, в земле Российской просиявших//Московские епархиальные ведомости. 2005. 5–6. 12 Григорий (Чуков), митр. Дневник, фрагменты, фотографии (1918–1923)//Архив. Историко-богословское наследие митрополита Григория (Чукова). СПб., 2010.  16 Выдающийся русский востоковед В.С. Голенищев и история приобретения его коллекции в музей изящных искусств (1908–1912)//Гос. Эрмитаж, Гос. Рус. музей, Музей изобр. искусств им. А.С. Пушкина/Сост., автор прим. Демская А.А., Ходжаш С.И. др. (из архивов ГМИИ). М.: Сов. художник, 1987.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/b...

На торжественном заседании по поводу открытия в тот же день Б.А.Тураев приветствовал интитут от Академии наук; в институте он занял кафедру литургики. Было решено, что в Общеприходском совещании он будет руководить богослужебным отделом, и 14 июня Б.А. Тураев уже сделал в правлении совещания доклад о богослужении. В образованном при иституте религиозно-философском обществе и братстве «св.Софии» Борис Алескандрович взял на себя руководство секцией по научно-богословским вопросам. У прот.Николая и Бориса Александровича были большие планы. Совет Богословского института, Общеприходское совещание, братство - кружок лекторов «св.Софии» - имели своей целью восстановление разрушенной революцией церковной жизни, причем с учетом и исправлением прежних ошибок, которые они в ней видели, в том числе и в жизни монастырей. На Поместном Соборе 1917-1918 гг. проф. Б.А.Тураев доложил свой «Проект обители ученых иноков», то есть братства, в котором нашли бы себе место монахи всех специальностей (ученые монахи, монахи-художники, живописцы и зодчие, специалисты по церковному пению, и др.), но в общий круг их научных интересов обязательно должно было входить отправление богослужений, изучение истории Церкви и монашества, в особенности изучение Св. Писания и библейской археологии, литургики и забота о церковном искусстве. Предполагалось, что братия обители будет жить на киновиальных началах; при монастыре подразумевалось наличие богатой, пополняемой библиотеки и музея, печатного органа; допускалось принятие в свою среду белого духовенства и благоговейных мирян. Поместить братство Б.А.Тураев планировал в Александро-Невской Лавре или (что, по его мнению, даже лучше было бы - подальше от столицы) в колыбели православия, древнем Херсонесе: в Херсонесском монастыре св. Владимира - месте крещения св. Владимира, согласно летописной традиции. Суровая действительность последующих лет показала нереальность «Проекта» 1917 года, однако на собрании «св.Софии» 5 июля (последнее, на котором присутствовал Б.А.Тураев) решили начать с малого - устройства на одном из подворий Петроградской епархии полуиноческого общежития для студенток Петроградского богословского института. С этой целью Б.А.Тураев и прот.Николай 7 июля отправились на станцию Удельная к игуменье Афанасии. Ничто не предвещало беды. Впервые публикуемые дневники прот.Н.К.Чукова расскажут об их неосуществленных планах, о последних днях жизни Бориса Алесандровича Тураева, его кончине и погребении на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры.

http://bogoslov.ru/article/953836

Диаконствовали иподиаконы, помогали в стихарях И.П. Мурзин и Б.А. Тураев. Присутствовало около 20 профессоров: Тураевы, Церетели, Бородин, Гла-зенап, Фармаковский, Бенешевич, Тищенко, Лавров, Гримм, Шимкевич, Новиц- кий , Платонов, Успенский и другие, которых я не знаю. Народу было достаточно» 128 . В «малой» церкви, как именовали Всесвятскую церковь , совершались регулярные богослужения, а «большая» университетская Петропавловская церковь была передана приходу с «правом охраны», что отмечается в протоколе приходского собрания 129 . Общение с Тураевым и его женой вскоре вошло у отца Николая Чукова в обычай и жизненную потребность. На второй день Рождества прот. Николай Чуков пошел вместе с Тураевым в Андреевский собор, где настоятель о. Николай Платонов «совершал утреню по особому песненному (пасхальному) чину, который ему указал Тураев, заимствовав его из устава св. Софии (в Царьграде – Воронцов А.В. )». Автор дневника, описав этот чин, нашел его «интересным и торжественным» 130 . В день ангела, который отец Николай отмечал 17 февраля (на преп. Николая Студийского), «Тураевы подарили свои труды: Б.А. Тураев : 1) Абиссинские магические свитки; 2) Египтологические заметки. 1-Х1; 3) Магический папирус Британского музея; 4) Россия и христианский Восток; 5) Опись коллекции древностей, привезенных из Египта весной г. (Тураев и Фармаковский). Е.Ф. Тураева: 1) Отражение Нижегородского движения 1612 г. в литературных памятниках XVII века; 2) Французская генеалогия XVI-XVN вв. о русских государях; 3) К трехсотлетию царствования Дома Романовых; 4) Новый сборник статей по славяноведению, изданный учениками В.И. Ламанского. Кроме того, Б.А. Тураев подарил «Известия Русского Археолог. института в Константинополе», т. XVI, где помещен труд Панченко «Рельефы из базилики Студия в Константинополе (Студитского монастыря, где преп. Николай был игуменом) " » 131 . (3628–3629). С. 26. Отец Николай пригласил академика Тураева в Братство Святой Софии, созданное им из университетской профессуры и активных священников для теоретической разработки разных богословских вопросов.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/b...

Из ученой командировки Б.А. Тураев вернулся в 1896 г. и занял должность приват-доцента в Санкт-Петербургском университете, где стал читать лекции по истории Древнего Востока и египтологии. Читал Борис Александрович быстро, не артистично, но студентов сразу же поражала огромная эрудиция молодого преподавателя 30 . «Имеющий диплом первой степени Историко-филологической испытательной Комиссии при Императорском Санкт-Петербургском Университете 1890 г. от 22 ноября за 10541 Борис Александрович Тураев , православного исповедания, по выдержании установленного испытания и публичном защищении 9 мая 1898 г. в Санкт-Петербургском Университете диссертации, под заглавием: «Бог Тот», удостоен Историко-филологическим факультетом сего Университета ученой степени магистра всеобщей истории» 31 . Так свидетельствует копия диплома о присвоении магистерской степени Б.А. Тураеву . Через немногое время 23 августа 1898 г. коллежский секретарь Б.А. Тураев венчался в Знаменской церкви села Богородское-Мневичи Новоторжокского уезда Тверской епархии 32 с дочерью тайного советника Еленой Филимоновной Церетели (их весьма эмоциональная переписка частично сохранилась в архиве Академии наук 33 ). Научную работу молодой ученый вел в сотрудничестве с В.В. Болотовым . «Среди учеников Болотова, прямых или косвенных, – несколько ученых мирового значения, которые в то же время явили себя подлинными христианами в годы большевистских гонений. Таковы академик Б.А. Тураев , крупнейший специалист по христианскому Египту и Эфиопии» 34 . Надо сказать, что еще в 1894 г. Болотов писал Тураеву: «Но Вы находитесь в диковинном заблуждении, если предполагаете, что я действительно знаю толк в эфиопских службах. Больше того, что Вы теперь в этом деле знаете, конечно, в Европе не знает никто. Может быть, (говоря это впрочем, без особой уверенности) Ваш материал, когда Вы его издадите, поможет нашим литургистам – на западноевропейских надежды плохи...» 35 . Б.А. Тураев написал о Василии Васильевиче: «Болотов явился в науке как бы «сам по себе», возник без подготовки и ушел без продолжения» 36 . Переводя совместно с Тураевым часослов Эфиопской Церкви, Болотов сообщает ему: «Псалмы, определяющие ход богослужения по Dillm. Chr., были 1-й (Блажен муж), 23 (Господня земля), 92 (Господь воцарися), 140 (Господи воззвах) и, по-видимому, песнь Захарии «Благословен Господь», а дальше – темна вода во облацех. Часослов с этим уже плохо сходился (plus какое-то «Боже мой» и, по-видимому, «Ныне (отпущаеши)»)» 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/b...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010