Когда же на Апостолов сошла благодать Св. Духа в пятидесятый день по воскресении Христа, то она их мгновенно переродила, просветила и открыла им все тайны божественного домостроительства... Благодать Св. Духа, сойдя на Апостолов, не оставила в них и тени от прежнего непонимания Христова учения, ибо действием этой благодати их ум со всею полнотой и правильностью воспринял все истины, преподанные им Христом, почему Ап. Павел от лица всех других Апостолов сказал: глаголем премудрость Божию, в тайне сокровенную юже предустави Бог прежде век в славу нашу; юже никтоже от князей века сего разуме... Нам же Бог открыл есть Духом Своим: Дух бо вся испытует, и глубины Божия 33 .  (Проповеди, стр.51–52). Таким образом благодать превращается в источник знания , точнее православного познания догматов веры . В нравственном смысле Архиепископ Серафим называет благодать средством духовного обновления верующих . В одной из своих проповедей на Благовещение он высказывает важную мысль, что спасение, которое совершается при помощи благодати, состоит в том, чтобы достичь первоначальную райскую чистоту и невинность. Это происходит при помощи благодати, которую Владыка Серафим называет «внутренней возрождающей силой для нашего соединения с Богом». Более всего мы должны заботиться о том, чтобы не отпасть от этой благодати. «Мы должны помнить всегда слова Ап. Павла в послании к Евреям: наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией... будем хранить благодать 34 . Ясно, что в хранении благодати должны заключаться все наши заботы, в этой благодати все наше счастье и спасение. Без нее наша душа мертва, ибо «Святым Духом всяка душа живится». Но ясно отсюда и то, что потеря сей благодати является для нас самым великим несчастьем». Вот почему мы должны знать через какие грехи, по преимуществу, мы отпадаем от благодати Св. Духа и погибаем. Из Св. Писания нам известно, что такими грехами являются гордость (срв. 1Петр. 5:5 ), плотский разврат ( Быт. 6:3 ) и немилосердие ( Лук. 12:45–46 ) (Про – поведи, стр. 90).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

єси. но смотри ми павла семь испо вдающа къринфнмъ. вмъ чвка х преже лтъ. ді. ко въ F.262 v схищенъ бы в раи. и слыша неизречены глы. сего убо вжь ра полчилъ єсть великыи василїє превыше нбсъ нбсемъ. идже сдить снъ наше є 9:1–7, 11–13 ство им смшенї десню ца/ а ко семъ а не земнмъ є слово павлово. них же наводити и ізв ствєть самъ своє слово. вдоми. по єже бо рещи вмъ члвка х да же до третїаго нбсе въсхищена бы вша. наведе рекъ. вд таковаго ко въсхищенъ бы въ раи. аще бо и же на земли раи было бы слово єго. ре клъ бы убо ко съниде нд в раи. но показа и то самоє третїє нбо про шедъ. на высоту велику єже въсхи III Послание 10:1–3 щенъ бы./идеже єсть бъ се є раи въ него въсхыщенъ бы павелъ гри 25 въ съ: + убо Ч въ сь убо Л 27 єго: + же ЧЛ исповдающа: сповдающа ЧЛ 35 снъ < Л наше: нашего Л 38 : Л и < Л 39 своє < Л вдоми: вдомо ЧЛ 42 в д : вид Л 43 въ: на ЧЛ 46 показа : + ко ЧЛ 47 велику: вылику Ч 48 єсть: + самъ Ч се: съ Ч 49 него : + же Л Близкому другу 6:4–8 силиїе./в некончаєма и бжтвена и вчна и блга на. же ко не вид възмущено стртьми. и ухо затче но неврїємъ не слыша. и на срце члвк не взыде. скверно и землено. части 50 и < Л вниде < Л 51 некончаєма: некончеваєма Ч и < Л 52 и < Ч 55 скверно: скверньно Ч 56 су: и суду Л I. О рае 4 Именно об этом умопостигаемом рае, познание которого нам теперь столь необходимо, будем мы любомудрствовать в нашем слове. Поскольку первый 46 оказался затворённым для Адама после преступления [его] ( Быт.3:23–24 ), хотя пламенный меч ( Быт.3:24 ) не угрожает 47 мне отныне после распятия и Воскресения Христова и мы, верные, впредь не нуждаемся в нём, когда перед всеми открыт вход на небо и царство со Христом всегда возвещает Христос 48 , чтобы и мы были там, где Он есть, как Он говорит в Евангелии Своём: «да идеже есмь Аз, и вы были» ( Ин.17:24 ). Мы же испытываем великую нужду в умопостигаемом и невидимом рае, как сказано, чтобы точно узнать его природу, расположение и насаждённые в нём Богом божественные растения, которые мы должны своевременно вкушать и в который мы помещены для того, чтобы делати его и хранити ( Быт.2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

22 . И надлежит дивиться не только красоте святой Матери Божией 42 , но также и превосходству её души; посему к ней и были обращены слова: «Господь с Тобою, и еще: Господь от Тебя» 43 . . Святая Дева соделалась как бы готовым ковчегом божественной тайны, в котором облечена была в плоть и запечатлена жемчужина жизни; и таким образом она стала вместилищем премирного и божественного спасения 44 . 23 . Итак, возлюбленные, приступим и мы и воздадим наш долг по мере наших сил и, следуя гласу архангела, громко воскликнем: радуйся и веселись 45 , Господь с тобою! 46 Не какой нибудь земной 47 , но сам Господь, Отец чистоты, хранитель девства и Господь освящения, зиждитель нетления, податель свободы, ходатай спасения, распорядитель и раздаятель истинной мудрости, 48 – Сам Господь с тобою, поскольку в тебе почила божественная благодать, . 24 . 49 Адам больше не боится коварного змия, потому что пришел Господь наш и рассеял сонм врагов 50 . Род человеческий уже не страшится обольщения и коварства змия, потому что Господь сокрушил главы дракона в воде крещения. Не боюсь уже и я слышать слова: земля еси и в землю отъидеши. Ибо Господь в крещении 51 истребил во мне скверну греховную. Я уже больше не плачу, не стенаю, не считаю опять несчастьем, когда тернии уязвляют меня 52 . Ибо Господь наш, исторгши тернии грехов наших, увенчал ими Свою главу. Разрешена древняя клятва 53 , говорившая: терния и волчцы земля возрастит тебе (Быт. Ш, 18), ибо терние исторгнуто и волчец засох; а от святой Девы произошло древо жизни и благодати. Ева не боится больше ни поношения, ни мук рождения, ибо святою Девою её преступления 54 упразднены и изглажены, . 25 . Святая Дева соделалась оплотом 55 жизни для нас и источником света для верующих во Христа, явившись востоком мысленного света. Радуйся и веселись 56 , Господь с тобою и от тебя, совершенный в Божестве , в Котором обитает вся полнота Божества. Радуйся и веселись 57 : Господь с тобою – с Своею рабою Господь славы 58 , с нескверною – освящающий всяческая, с прекрасною – красен добротою паче всех сынов человеческих, чтобы оживить созданного по Своему образу 59 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Chudo...

Бог приведет нас к спасению, и мы увидим, как Его замысел осуществится, как Бог отрет всякую слезу, мертвые воскреснут, смертная тень превратится в ясное утро. В Ветхом Завете есть история Иакова, который должен был отработать семь лет, чтобы соединиться со своей невестой. «И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее» (Быт.29:20) Когда мы чего-то желаем, мы готовы терпеть и трудиться без ропота и претензий — а мы ожидаем рая небесного, до которого не так уж и далеко, нам только важно держаться правильного пути. Мы отчетливо видим в конце дороги свет небесного Иерусалима. Мы с миром принимаем трудности пути — в конце концов, это все очень ненадолго. скрыть способы оплаты Комментарии Елена 13 ноября 2015, 10:37 Мне очень помогла эта статья! Спасибо! И очень утешительно. алла 3 октября 2014, 20:46 считаю эту статью ответом на свои мятежные мысли, появившиеся после прочтении статьи о захвате православного храма на львовщине. Готова была тут же кинуться в бой на защиту обиженных, проклинать и бить обидчиков.Но нашу православную Церковь создал Господь и врата ада не одолеют ее, мой взнос за обиженных - молитва, а Господь все управит. Да святится имя Господне! Виктор 6 сентября 2014, 14:04 Спаси, укрепи и сохрани нас Господи в войне с грехом! Андрей 5 сентября 2014, 10:52 Спасибо! Хорошая статья, помогает. Мария 4 сентября 2014, 18:08 спасибо r.b.Elena 4 сентября 2014, 16:28 Spasibo, avtor Sergey Hudjaev, za pomosh nam greshnum " uvidet " nas samih sebja. Hrani Vas Gospodi. Pishite jesho. Nado imet muzhestvo,chtobu pisat, ne tolko to chto nam prijatno chitat. Михаил 4 сентября 2014, 14:55 " Мы боимся и негодуем — и для нашего падшего состояния это естественно. " - в том-то и изюменка, что " не боятся и не негодуют " современные люди (даже кому за 60 лет) и молодеж этому воспитывают. " Это не просто трудно — это невозможно, и поэтому мир — один из плодов Святого Духа, а не результат наших усилий. " - очень хорошее сравнение, и если я не плохой электрик, то совсем не значит (тем боле, что это так и есть) я так же разбираюсь в компьюторах, но здесь срабатывает простая, но принятая всей душой, уловка, беспорная истина, я и не стремлюсь и за это себя не казню, наверное, поэтому и спокойно не понимая сути создания этого Мира - я его не принимаю и не покланяюсь его Создателю!? И при этом, да: " Вверить наше прошлое Божиему милосердию " и не получается: " будущее — Божиему промыслу. "

http://pravoslavie.ru/73190.html

У меня был велосипед, и я брал его, покупал книги, шел в парк, читал их, а потом прятал их в кусты или оставлял. И вот – а я уже прочел все другие книги – на полке осталась только одна, она называлась «Подвижнические слова» аввы Исаака Сирина. Я сказал себе: поскольку это подвижнические слова и это христианство, то куплю эту книгу. А теперь представь себе – я не понял там ни единого слова, я ничего там не понял. Признаюсь, что абсолютно ничего там не понял. Как сейчас не понимаю, так и тогда не понимал, словно читал на турецком или армянском… Невзирая на это, я прочел ее всю целиком, причем с огромной жаждой. Ничего не понял, но, несмотря на это, она меня воодушевила. Почему? Потому что это написано Святым Духом. Ум этого не понимает, но у души другие чувства, она понимает это и питается им. И в храме, например, видишь младенцев. Зачем мы их водим в церковь и причащаем? Ведь дитя не понимает, однако ты видишь, что оно принимает благодать, чувствует ее и принимает всецелую благодать на себя, потому что душа его действует. Чтение, например. Может, ты многого и не понимаешь, но это тебе не помеха, ты читай, хоть и не понимаешь. Это прикосновение к Духу, по действию Которого написаны эти книги, постепенно притягивает нашу душу, то есть Бог притягивает душу человека, а у нее есть собственные рецепторы. У ума нашего они одни, а у души есть другие рецепторы, и она ищет Бога и распознаёт Его, понимает и принимает. И так приходит жажда – когда человек постепенно начнет подвизаться в молитве и чтении, и когда разгорится ревность, он совершает великие дела. Ин. 1: 1. Быт. 1: 1. Ин. 14: 6. См.: Мк. 10: 46–52. См.: Откр. 3: 15–16. Мф. 28: 9. – букв.: «радуйтесь» – по-гречески означает «здравствуйте». См.: Иак. 1: 2. Онассис Аристотель (1906–1975) – греческий миллиардер, судовладелец, в свое время был одним из самых богатых людей на земле. Перевела с болгарского Станка Косова скрыть способы оплаты Комментарии Валентина 17 августа 2016, 15:42 Дорогой дорогой батюшка! Конечно, спасает Господь. Но если бы не Ваши статьи, не Ваши бы разъяснения я просто бы не знала, что мне делать и как мне жить. Благодарю Господа за Вас. Низко Вам кланяюсь,благодарю. Спаси Вас Господь!!!!

http://pravoslavie.ru/55695.html

Но посмотри и – какой ответный подарок сделал ему Христос: за исповедание Он даровал ему рай и, более того, пообещал, что тот вскоре, войдя с Ним, будет там, ибо сказал: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:43 ). Так быстро получил он благодарность за свои любовь и веру, войдя в рай со Христом, что, кажется мне, и Адама опередил. Итак, видишь, Ксен, что все ясно показывает истинность сказанного о Христе, что для одних Он есть камень преткновения, камень соблазна (ср. Ис.8:14 ), а для других неподвижное основание, краеугольное, избранное, ценное (ср. Ис.28:16 ) и что никто в Него уверовавший не терпит поражения и не бывает постыженным, как и этот разбойник? Это – что касается креста страдания. Посмотрим теперь, что предсказывают богоречивые отцы-пророки о животворящей смерти. У распятых вместе с Христом разбойников, когда они висели на крестах, перебили голени, чтобы они скорее умерли, дабы снять их оттуда прежде наступления субботы, ибо тогда была пятница; а Его этому не подвергли, ибо Он умер ранее, – да сбудется изречение: «Кость не сокрушится у Него» (ср. Исх.12:46 ; Пс.33:21 ; Ин.19:36 ). Умер родившийся у Девы человек, – а Давид говорит: «Был я как человек беспомощный, среди мертвых свободный, как раненые, спящие в гробу, которых больше Ты не вспомнил, и они отринуты из руки Твоей. Положили меня во рву преисподнем, в тени и сени смерти» ( Пс.87:5–7 ). А Исайя: «В той мере изумятся, глядя на Тебя многие, в какой обесславлен будет людьми Твой вид и слава Твоя от сыновей человеческих» ( Ис.52:14 ). И еще он же: «Нет ни вида у Него, ни красоты; и мы видели Его, и вид Его был бесчестен, исчезающим был вид Его, хуже, чем у сыновей человеческих» ( Ис.53:2–3 ). И патриарх Иаков «Возлег, – говорит, – поспал, как лев и как львенок. Кто разбудит Его?» ( Быт.49:9 ). И вновь Исайя: «Человек, – говорит он, – пребывающий в беде и знающий, что такое испытывать слабость, так что отвернулось лицо Его, Он подвергся бесчестию, и ни во что поставили Его. Он берет грехи наши и мучается за нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

« Взял , говорит, Иаков камень и поставил его памятником, и сделали холм, и ели там на холме ». Затем «с казал Лаван Иакову: вот холм сей и вот памятник, который я поставил между мной и тобой » (Быт. 31:45–46). Что значит: « холм сей »? Значит: слова, сказанные здесь, на этом холме, да будут для нас всегда памятны. « И назвал » Иаков место: Галаад ( холм свидетельства )» (Быт. 31:47); потом говорит: « да надзирает Бог надо мной и над тобой » (Быт. 31:49). Смотри, как Лаван опять призывает суд Божий. Он говорит: « да надзирает Бог надо мной и над тобой, когда мы скроемся друг от друга », — теперь, говорит, мы разойдемся; ты отправляйся в свою землю, а я возвращусь в дом свой. « Если ты будешь худо поступать с дочерями моими, или если возьмешь жен сверх дочерей моих, то, хотя нет человека между нами, но смотри Бог свидетель » (Быт. 31:50). Заметь, как и раз, и два, и много раз Лаван призывает Бога в свидетели. Промышление Божье об Иакове вразумило Лавана относительно того, как велика сила Господа и как не возможно укрыться от недремлющего Ока. Поэтому он и говорит: хотя мы и разойдемся, хотя и нет никакого другого свидетеля, но свидетелем будет Сам вездесущий; таким образом, он каждым словом выражает то, что есть Господь вселенной. « И сказал Лаван « памятник » сей свидетельствует (Быт. 31:51). Потом опять говорит Лаван: « ни я не перейду к тебе за этот холм, ни ты не перейдешь ко мне за этот холм и за этот памятник, для зла; Бог Авраамов и Бог Нахоров да судит между нами » (Быт. 31:52–53). Заметь, как после отца он присоединил и имя деда, который был брат патриарха, а его дед. Бог Авраамов и Бог Нахоров да судит между нами. Иаков поклялся страхом отца своего Исаака. И заколол Иаков жертву на горе и позвал родственников своих есть хлеб; и они ели хлеб и ночевали на горе » (Быт. 31:53–54). « Заколол жертву на горе », — то есть, возблагодарил Бога за то, что совершилось. « И они ели хлеб и ночевали на горе. И встал Лаван рано утром и поцеловал внуков своих и дочерей своих, и благословил их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

г) в полах: в мужчинах видим более суровости и упорства, а в женщинах – более ветрености и непостоянства, и т.п.; д) наконец, внешние отношения людей между собой по причине всеобщего повреждения являются или семенем пороков (обычаи века сего, обращение с людьми порочными), или пищею пороков (честь, роскошь, зрелища), или плодами пороков (небрежное воспитание детей, худое ко всем расположение и т.п.). 29 «Адаму же сказал Бог: «Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей, терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою, в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься " " ( Быт. 3, 17–19 ). 34 «Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их» ( Еф.4,17–18 ). 40 «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец, и отец лжи» ( Ин. 8, 44 ). 46 «Так древние иудеи слишком полагались на мнения книжников и фарисеев, почитая себя невеждами, а их – знатоками закона, образцом для своей веры и подражания. Фарисеи упрекали воинов, не посмевших взять Иисуса: Неужели и вы прельстились? Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? Но этот народ невежда в законе, проклят он» ( Ин.7, 44–49 ). 52 «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы. Но... они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце» ( Рим. 1,19–22 ). 53 «Кто не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины» ( 1Тим.6,3–5 ). «Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословии лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры» ( 1Тим. 6, 20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

44 . Когда один строит, а другой разрушает, то что они получат для себя, кроме утомления? ( Сир.34:23 ) 45 . Служащий Богу будет принят с благоволением, и молитва его дойдет до облаков ( Сир.35:16 ). 46 . Благовременна милость во время скорби, как дождевые облака во время засухи ( Сир.35:23 ). 47 . Всякий советник хвалит свой совет, но иной советует в свою пользу ( Сир.37:7 ). 48 . Не советуйся с недоброжелателем своим и от завистников твоих скрывай намерения ( Сир.37:10 ). 49 . Но обращайся всегда только с мужем благочестивым, о котором узнаешь, что он соблюдает заповеди Господни ( Сир.37:15 ). 50 . Начало всякого дела – размышление, а прежде всякого действия – совет ( Сир.37:20 ). 51 . От пресыщения многие умерли, а воздержанный прибавит себе жизни ( Сир.37:34 ). 52 . Господь создал на земле врачества, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими ( Сир.38:4 ). 53 . Для того Бог и дал людям знания, чтобы прославляли Его в чудных делах Его ( Сир.38:6 ). 54 . Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце ( Сир.38:10 ). 55 . Кто согрешает пред Сотворшим его, да впадет в руки врача! ( Сир.38:15 ). 56 . Мудрость книжная приобретается в благоприятное время досуга, и кто мало имеет своих занятий, может приобрести мудрость ( Сир.38:24 ). 57 . Пахарь, плотник, зодчий и ковач, и горшечник – все они в труде своем надеются на свои руки, и каждый умудряется в своем деле ( Сир.38:2536 ). Без них ни город не построится, ни жители не населятся и не будут жить в нем ( Сир.38:37 ). Но поддерживают быт житейский, и молитва их – об успехе художества их ( Сир.38:39 ). 58 . Только тот, кто посвящает свою душу размышлению о законе Всевышнего, будет искать мудрости всех древних и упражняться в пророчествах ( Сир.39:1 ). 59 . Ищущий мудрости будет замечать сказания мужей именитых и углубляться в тонкие обороты притчей ( Сир.39:2 ). 60 . Мудрый сердце свое направит к тому, чтобы с раннего утра обращаться к Господу, сотворившему его, и будет молиться пред Всевышним ( Сир.39:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

43 Сказав это, Он воззвал громким голосом. Лазарь! иди вон. 44 И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им развяжите его, пусть идет. 45 Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него 46 А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус. 119. Приговор синедриона и совет Каиафы; Господь удаляется в Ефраим Иерусалим, Ефраим 30 г Мф. 47 Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. 48 Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. 49 Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, 50 и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. 51 Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, 52 и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино 53 С этого дня положили убить Его 54 Посему Иисус уже не ходил явно между Иудеями, а пошел оттуда в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими, (долее 11:55–12,1; п.129) 3 И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? 2 Подошли фарисеи и спросили, искушая Его позволительно ли раз водиться мужу с женою? 4 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их ( Быт.1:27 )? 3 Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? 5 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, 6 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. 5 Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. 6 В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. 8 Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так;

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010