43. Вера во Христа Иисуса есть благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, трезвенно, праведно и благочестиво жили в настоящем веке, ожидая блаженства в будущем ( Тит.2:11–13 ). 46. Кто отвергает Слово Божие, тот сам себя делает недостойным вечной жизни ( Мф.12:41–42 ). Всякий дух (человек), который не признает Иисуса Христа Богом, пришедшим во плоти, не есть от Бога: но это есть дух Антихристов (Антихрист. ( 1Ин.4:3 ). 46, 50–51. При служении проповеди Евангельской, не должно нимало колебаться – переменить самое место своего жительства, когда нас не приемлют или отвергают ( Мф.4:12, 13 – 10:23 ), и когда познаем на то волю Божию. 52. Христианская радость – рай, и есть плод Духа Святаго ( Гал.5:22 ) или благодатное действие Веры: да не смущается сердце наше, будем веровать в Бога, и веровать во Христа Иисуса ( Ин.14:1 ). Где каков плод, там таково и древо; радость есть Божественный плод. Вкусите и видите, яко благ Господь! Дух Святый есть древо духовной жизни ( Гал.5:22 ) посреди внутреннего нашего рая: и насади Бог в раи всяко древо плодовито ( Гал.5:22 ), и древо жизни посреде рая ( Быт.2:9 ). Гл. 14. Ст. 1. Живо и действенно Слово Божие: оно проницает до разделения души и духа ( Евр.4:12 ), и здесь став посреди и обличая неправые наши помышления и сердечные намерения, производит веру. 1–2. Слово (учение) о кресте для погибающих в неверии есть безумие, а для спасаемых (верующих) – сила Божия ( 1Кор.1:18 ) во спасение; оно же для первых ( Деян.14:2 ) – запах смертоносный на смерть, а для вторых ( Деян.14:1 ) запах живительный на жизнь, смотря по тому, кто способен к чему ( 2Кор.2:16 ). 3. Слово Христово есть слово благодати или евангелия, потому что им возвещается прощение грехов, и жизнь вечная чрез веру ( Деян.14:1 ). Не человеки творят чудеса, но Бог руками человеков, во свидетельство и доказательство Божественности учения. 6–7. Если тебя гонят за правду в одном городе, то удаляясь в другой, прославляй и там имя Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Вот отчего шум, который вы слышите. 3Цар.1:46 .  И Соломон уже сел на царском престоле. 3Цар.1:47 .  И слуги царя приходили поздравить господина нашего царя Давида, говоря: Бог твой да прославит имя Соломона более твоего имени и да возвеличит престол его более твоего престола. И поклонился царь на ложе своем, 3Цар.1:48 .  и сказал царь так: «благословен Господь Бог Израилев, Который сегодня дал [от семени моего] сидящего на престоле моем, и очи мои видят это!» Привычное ухо опытного военачальника Иоава прежде всего обращает внимание на воинский звук трубы (ст. 41). Ионафан, ранее выступавший в качестве вестника на службе Давиду ( 2Цар.15:36,17:17 ), мог (ст. 42) намеренно оставаться в городе и наблюдать за происходящим там; отсюда – точность его сообщения (ст. 43–46). Преклонение престарелого Давида на ложе (ст. 47) вполне напоминает подобное же преклонение «на возглавие постели» или «на верх жезла» ( Быт.47:31 ) умирающего патриарха Иакова; это было выражением благоговения Давида, как и Иакова, к Богу; равным образом и благословляет Давид Иегову Бога Израилева, а не избирателей сына его (ст. 48); поставленного в скобках «от семени моего» нет в евр. масор. т. и есть лишь у LXX: κ το σπρματς μου (Vulg. этих слов не читает), но является вполне уместным и могло стоять в оригинале еврейском. Приверженцы Адонии в паническом страхе разбегаются (ст. 49). Подобный же страх, явившийся следствием отсутствия сознания законной собственности притязаний, овладевает и самим Адонией; сознавая себя уже политическим преступником, он спасается в скинии (Сионской), ( 3Цар.3:15 ; 2Цар.6:17 ) и хватается за роги жертвенника (ст. 50–51), как после – Иоав ( 3Цар.2:28 ), где мог найти убежище лишь невольный убийца ( Исх.21:12–14 ). Роги у жертвенника были существенной частью ( Ам.3:14 ; Лев.4:7,18 ), в них как бы выражалась идея жертвенного очищения. Менее всего они могли быть пережитком представления Иеговы в образе тельца (мнение Штаде и Новакка). 3Цар.1:52 .  И сказал Соломон: если он будет человеком честным, то ни один волос его не упадет на землю; если же найдется в нем лукавство, то умрет. 3Цар.1:53 .  И послал царь Соломон, и привели его от жертвенника. И он пришел и поклонился царю Соломону; и сказал ему Соломон: иди в дом свой. Соломон в отчаянной мере Адонии усматривает фактическое признание им своей вины и совершает акт: условного прощения его, произведший, без сомнения, доброе впечатление на его подданных. 2 «Исторические книги Ветхого Завета. Перевод с еврейского языка с подстрочными примечаниями профессора Киевской Духовной Академии Михаила Гуляева, Киев, 1866, с. 186 Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 2: Исторические книги. - 1054 с./Третья книга Царств. 237-398 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Дорофея; в Алекс. и Лукиан. — οκ ξαρε οδες ­­ «не воздвигнет... никтоже» (Слав. Б.). Беседа 64. (Быт.41:46—49 ) «Изыде же Иосиф от лица Ф... «Изыде же Иосиф от лица Фараона и пройде всю землю Египетскую. И сотвори земля в седми летех обильну жатву,... и собра пшеницу, яко песок морский» (Быт.41:46—49).   1. Хотите ли, чтобы и сегодня мы продолжили повествование об Иосифе и рассмотрели то, как этот дивный муж, получив начальство над всем Египтом, свойственным ему благоразумием успокоил всех жителей его? «Изыде же, — сказано, — от лица Фараона и пройде всю землю Египетскую. И сотвори земля в седми летех обильну жатву, и собра пшеницу яко песок морский». Получив от царя полную власть, он собирал полевые плоды и слагал их в городах, приготовляя таким образом достаточное обеспечение на время наступавшего голода. Видишь ли, какое воздаяние за свое благодушие, терпение и другие добродетели еще здесь получил этот праведник, из темницы перешедши в царские чертоги. Было же у него, сказано, два сына прежде наступления годов голода; и «нарече имя перваго Манассия, глаголя: яко забыти мне сотвори Бог вся болезни моя, и яже отца моего» (Быт.41:51). Заметь благочестие этого мужа и в том, что в имени сына он полагает воспоминание о всем, чтобы благодарность свою (Богу) сделать постоянною, чтобы и сын из собственного своего имени мог знать об искушениях и терпении, чрез которое праведник достиг столь великой славы. «Яко забыти мне сотвори все болезни моя и яже отца моего». Что значит: «все болезни моя»? Здесь, мне думается разумеет он двукратное свое рабство и страдание в темнице, «И вся яже отца моего», т. е. испытанное им разлучение с отцем, когда он был удален от объятий отеческих и еще в незрелом возрасте, воспитанный с таким попечением, перешел из свободного состояния в неволю. И «имя второму нарече Ефраим: яко возрасти мя Бог в земли смирения моего» (Быт.41:52). Смотри, имя и этого сына выражает полную благодарность Не только, говорит, я забыл прежнее горе, но и размножился на этой земле, в которой потерпел такое унижение, что находился в крайности и подвергался опасности за самую жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Беседа LXIV «Изыде же Иосиф от лица Фараона и пройде всю землю Египетскую 779 . И сотвори земля в седми летех обильну жатву,... и собра пшеницу, яко песок морский» ( Быт.41:46–49 ). 1. Хотите ли, чтобы и сегодня мы продолжили повествование об Иосифе и рассмотрели то, как этот дивный муж, получив начальство над всем Египтом, свойственным ему благоразумием успокоил всех жителей его? «Изыде же, – сказано, – от лица Фараона и пройде всю землю Египетскую. И сотвори земля в седми летех обильну жатву,... и собра пшеницу яко песок морский». Получив от царя полную власть, он собирал полевые плоды и слагал их в городах, приготовляя таким образом достаточное обеспечение на время наступавшего голода. Видишь ли, какое воздаяние за свое благодушие, терпение и другие добродетели еще здесь получил этот праведник, из темницы перешедши в царские чертоги. Было же у него, сказано, два сына прежде наступления годов голода; и «нарече имя перваго 780 Манассия, глаголя: яко забыти мне сотвори Бог вся болезни моя, и яже отца моего» ( Быт.41:51 ). Заметь благочестие этого мужа и в том, что в имени сына он полагает воспоминание о всем, чтобы благодарность свою (Богу) сделать постоянной, чтобы и сын из собственного своего имени мог знать об искушениях и терпении, через которое праведник достиг столь великой славы. «Яко забыти мне сотвори вся болезни моя, и яже отца моего». Что значит: «вся болезни моя»? Здесь, мне думается разумеет он двукратное свое рабство и страдание в темнице, «и вся яже отца моего», т.е. испытанное им разлучение с отцом, когда он был удален от объятий отеческих и еще в незрелом возрасте, воспитанный с таким попечением, перешел из свободного состояния в неволю. И «имя второму нарече Ефраим: яко возрасти мя Бог в земли смирения 781 моего» ( Быт.41:52 ). Смотри, имя и этого сына выражает полную благодарность. Не только, говорит, я забыл прежнее горе, но и размножился на этой земле, в которой потерпел такое унижение, что находился в крайности и подвергался опасности за самую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

II. Точки при буквах. В 15 местах евр. Библии (Быт 16. 5; 18. 9; 19. 33; 33. 4; 37. 12; Числ 3. 39; 9. 10; 21. 30; 29. 15; Втор 29. 28; 2 Цар 19. 20 (2-я кн. Самуила в евр. традиции); Ис 44. 9; Иез 41. 20; 46. 22; Пс 26(27). 13) над буквами МТ помещены точки (в псалме точка стоит также и под буквой). По мнению Това, эти точки обозначали намерение писца стереть отмеченные им буквы (такая практика засвидетельствована в кумранских текстах, а также в античных рукописях - Tov. 2012. Р. 52, 203). Действительно, нек-рые буквы и слова, отмеченные точками, отсутствуют в части манускриптов; слово   (они), отмеченное точками в Ис 44. 9, в Большом кумранском свитке Исаии пропущено и выписано над строкой (оно отсутствует также в нек-рых средневек. манускриптах) (др. возможные объяснения см.: Yeivin. 1980. Р. 44-46). Видимо, точки стали частью (прото)масоретского текста довольно рано, поскольку точка в Числ 9. 10 упоминается и обсуждается уже в Мишне (Песахим 9. 2). Точки и перевернутые «нуны» характерны для всей масоретской традиции, включая свитки, предназначенные для синагогального чтения. Согласно И. Йейвину ( Yeivin. 1980. Р. 44), точки присутствуют в рукописях не только тивериадской, но и вавилонской традиции. Тот факт, что все средневек. евр. манускрипты сходятся друг с другом в таких деталях, как пометы, к-рые делал писец в сложных или сомнительных случаях (точки при буквах или перевернутые «нуны»), говорит в пользу происхождения всех рукописей масоретской традиции от одного-единственного ауторизованного протомасоретского свитка. Эту гипотезу впервые выдвинул П. А. де Лагард в XIX в., ее поддержали также и ряд текстологов XX-XXI вв., включая Това ( Tov. 2015. Vol. 3. Р. 324). Поскольку в протомасоретских свитках из Кумрана эти детали отсутствуют (хотя сама практика обозначения сомнительных букв точками сверху известна кумран. писцам), можно предположить, что этот свиток появился и стал образцом для переписывания и сверки библейских рукописей на относительно позднем этапе становления протомасоретской традиции.

http://pravenc.ru/text/2626065.html

    6:35—40. Еврейские комментаторы часто использовали манну как символ духовной пищи, закона Божьего, или ТорымудростиСлова. Мертвые будут воскрешены к вечной жизни в «последний день», день Господень, когда Бог преобразует мир и установит Свое вечное Царство.     6:41—43. Они по-прежнему понимают Иисуса неверно, несмотря на то что Он ясно говорит не о насущном хлебе, а о вечной жизни. Их ропот сродни ропоту против первого Моисея, когда израильтяне скитались в пустыне.     5:44—46. Большинство евреев признавали за человеком и свободу выбора, и его зависимость от Божьей воли. Здесь подчеркивается мысль, что имеющие взаимоотношения с Отцом должны признать Иисуса: не признающие Его не знают и Отца.     6:47—51. Иисус противопоставляет новую и старую манну в характерном для мидраша назидательном стиле, как искусный еврейский толкователь.     6:52. И снова они понимают Его слишком буквально. У евреев было много пищевых запретов, но во всем греко-римском мире каннибализм считался чудовищным явлением (предположительно имевшим место внекоторых отвратительных культах с человеческими жертвоприношениями и у варваров). Римляне позднее извратили смысл христианского учения о символическом вкушении Тела и Крови Господней, преподнеся его таким образом, что для посторонних это звучало как каннибализм, способствуя еще большим преследованиям церкви. 6:53. Есть мясо пасхального агнца предписывалось законом (Исх. 12:8), но пить кровь ягненка (и любого другого животного) категорически запрещалось (Лев. 17:10,11). Вдумчивый исследователь Писаний, однако, мог бы вспомнить выражение «кровь гроздов», под каковой подразумевается вино (Быт. 49:11), — важный элемент пасхальной трапезы.     6:54—59. Повиновение буквально воспринятым словам Иисуса (о вкушении человеческой плоти и питии крови) заслуживало наказания, а не спасения; поэтому Его слушатели недоумевали.     6:60—71 Стойкость и отступничество     6:60,61. Ропот учеников напоминает о том, как израильтяне выражали недовольство Моисею в пустыне. Понятие «соблазн» обычно использовалось для обозначения Феха или отступничества.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2797...

401. Сам по себе факт участия царя в погоне представляется вполне вероятным. Мернептах, как мы видели, участвовал в военных кампаниях, которым придавал значение, и поэтому мог возглавить отряды колесниц, настигших Израиль у границы. Но вскрытие мумии Мернептаха показало, что он умер своей смертью, так же как его отец, которого некоторые историки считают фараоном Исхода. 402. Большой папирус Гаррис, пер. — ХДВ, с. 132. 403. См. выражения вроде тех, которые приведены в Исх 12, 12; 15, 11; 18, 11. 404. Смута, погубившая XIX династию и лишившая Египет Сирии, началась только после смерти Мернептаха (ок. 1220 г.). В эпоху же Моисея разгром, учиненный Мернептахом в Ханаане, на ряд лет сохранил за Египтом его престиж на Востоке. 405. Исх 12, 38. Некоторые значительные израильские колена были сильно смешаны с египтянами (Быт 41, 50—51). Из указания Книги Чисел 12, 1 можно заключить, что среди израильтян были и эфиопы. Пятикнижие определяет численность Израиля после Исхода в 600 тысяч (Исх 12, 37; Числ 1, 46). Однако историки, исходя из средней цифры сегодняшнего населения Синая, предполагают, что цифра эта не соответствует действительному положению вещей. Одни думают, что библейский автор исходил из данных переписи времен Давида (В. Олбрайт); другие (Ф. Петри) полагают, что исчисление, на которое указывает Книга Чисел, имеет в виду не «тысячи» в прямом смысле слова, а роды и семьи. Первая цифра исчисления каждого колена, согласно такому пониманию, есть число палаток, вторая — число людей, входящих в палатки. Следовательно, общее число людей Бене-Исраэля во время Исхода не превышало б тысяч (см.: J. Bright. A History of Israel, p. 120 ff; G. E. Wright. Biblical Archaeology, p. 66; G. E. Mendenhall. — «Journal of Biblical literature», 1958, p. 52). 406. Исх 11, 20. Втор 34, 10—12. 407. Исх 15, 22 сл.; Числ 33, 8. Мерра находилась в пустыне Шур, или Сур, в трех днях пути от Тростникового моря, на западном побережье Синайского полуострова, на рубеже пустыни Синай. О растении, которое улучшает вкус воды, см.: А. Лопухин. Библейская история при свете новейших исследований и открытий, т. I, с. 620. О дороге Израиля от Египта до Ханаана см. также с. 821 и др.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

1Пар.1:46 .  И умер Хушам, и воцарился по нем Гадад, сын Бедадов, который поразил Мадианитян на поле Моава; имя городу его: Авив. 1Пар.1:47 .  И умер Гадад, и воцарился по нем Самла, из Масреки. 1Пар.1:48 .  И умер Самла, и воцарился по нем Саул из Реховофа, что при реке. 1Пар.1:49 .  И умер Саул, и воцарился по нем Баал-Ханан, сын Ахбора. 1Пар.1:50 .  И умер Баал-Ханан, и воцарился по нем Гадар; имя городу его Пау; имя жене его Мегетавеель, дочь Матреда, дочь Мезагава. Список царей едомских представляет почти буквальное повторение списка ( Быт.36:31–39 ). Если не считать незначительных особенностей, обусловливаемых различием форм произношения одного и того же имени (Гадад – стих 46 и Пау стих 50 вместо Гадар и Паи ( Быт.36:35,39 ), а также пропусками некоторых прибавок кн. Бытия ( «и был царем в Эдоме» – ( Быт.36:32 ) и «сын Ахбора» – Быт.36:39 ), то более важным различием между списками является отсутствие в кн. Бытия замечания Паралипоменон о смерти последнего царя Гадада (стих 51). Оно объясняется тем, что этот царь был жив в Моисеево время. 1Пар.1:51 .  И умер Гадар. И были старейшины у Едома: старейшина Фимна, старейшина Алва, старейшина Иетеф, 1Пар.1:52 .  старейшина Оливема, старейшина Эла, старейшина Пинон, 1Пар.1:53 .  старейшина Кеназ, старейшина Феман, старейшина Мивцар, 1Пар.1:54 .  старейшина Магдиил, старейшина Ирам. Вот старейшины Идумейские. Список старейшин едомских с более полными, чем здесь, введением и заключением встречается в ( Быт.31:40–3 ). Сокращение текста Бытия сделано автором Паралипоменон в том соображении, что добавления известны читателям. Вожди названы по именам их владений; за это ручаются несомненно женские имена Фамна и Агаливама, а равно и имена местностей – Ела, Пинон, Феман. Стоящее перед исчислением старейшин выражение: «и умер Гадад», дает некоторым ученым (Бэрто) право считать их преемниками царей и видеть здесь указание на переход от монархической власти к демократической. Другие (Кейль) допускают совместное правление царей и старейшин.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Заключим, говорит, договор, и он «будет между мною и тобою во свидетельство», – т.е. будет служить уликой, доказательством. «Рече же ему»: если кто решится нарушить постановленное нами теперь, то «се никтоже с нами 634 ,... но Бог свидетель между мною и тобою». 8. Замечай, как мало-помалу Лаван приводится и к богопознанию. Тот, кто недавно обвинял праведника в похищении своих богов и делал из-за них такой обыск, теперь говорит ему: так как нет с нами никого, кто мог бы, в случае нужды, засвидетельствовать настоящий наш договор, то «Бог свидетель между мною и тобою»: Он присутствует здесь, Он – Всевидящий, от Которого ничто не может скрыться, Он, ведающий намерение каждого. «Взем же, – говорит, – Иаков постави столп... 635 , и сотвори холм, и ядоша... на холме». Затем «рече ему Лаван: холм сей свидетельствует между мною и тобою» ( Быт.31:45–46 ). Что значит: «холм сей»? Значит: слова, сказанные здесь, на этом холме, да будут для нас всегда памятны. «И прозва имя места 636 : холм свидетельства» ( Быт.31:47 ); потом говорит: «да видит Бог между мною и тобою» ( Быт.31:49 ). Смотри, как Лаван опять призывает суд Божий. Он говорит: «Да видит Бог между мною и тобою, яко отыдем друг от друга», – теперь, говорит, мы разойдемся; ты отправляйся в свою землю, а я возвращусь в дом свой. «Аще смириши дщери моя, аще поймеши жены над дщери моя, виждь, никтоже с нами есть видяй 637 , Бог свидетель» 638 ( Быт.31:50 ). Заметь, как и раз, и два, и много раз Лаван призывает Бога во свидетеля. Промышление Божие об Иакове вразумило Лавана относительно того, как велика сила Господа и как не возможно укрыться от недремлющего Ока. Поэтому он и говорит: хотя мы и разойдемся, хотя и нет никакого другого свидетеля, но свидетелем будет Сам Вездесущий; таким образом он каждым словом выражает то, что есть Господь вселенной. «И рече (Лаван) 639 : се столп сей свидетельствует» ( Быт.31:51 ). Потом опять говорит Лаван: «Аще бо аз не прейду к тебе, ниже ты да прейдеши ко мне холма сего и столпа сего со злобою, Бог Авраамль, и Бог Нахоров да судит 640 между нами» ( Быт.31:52–53 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Но неверующие и нечестивые не воскреснут этим первым воскресением, не будут блаженствовать за гробом; но будут мучиться страхом суда вечного, и только в день всеобщего воскресения плотью восстанут на осуждение и подвергнутся вечному мучению, которое здесь называется второй смертью: Откр.20:14 . Откр.20:6 . «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет». Объясн. Немного пройдёт времени после разрешения дьявола до осуждения его и наказания в геенне. Так что слова «будут священниками Христу», по изъяснению Андрея, Архиеп. Кесарийск., нужно понимать как повторение прежнего, ибо хотя и видимые ныне на опыте и в течение дел знамения и чудеса святых были будущими в то время, когда открываемо было сие Евангелисту. Поскольку две смерти, то нужно понимать столько и воскресений. Первая смерть есть телесная, посланная в наказание за преслушание человеческое, вторая смерть – вечное мучение: Мф.25:46 . Первое воскресение – оживотворение от мёртвых дел, второе – претворение тела от тления в нетление: срав. 1Кор.15:52–53 . Иов.14:12 . «Так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится, и не воспрянет от сна своего». Объясн. Эти слова указывают на состояние тела умершего человека до последнего суда и воскресения тела: 1Кор.15:52–53 . Умершие люди находятся в бодрственном и деятельном состоянии: Лк.16:27 ; сравни явление пророков во время преображения Господня: Мф.17:3 ; Ин.17:24 ; Лк.23:43 . В Ветхом завете праведники после смерти нисходили в ад: Быт.27:35 , откуда были выведены Христом: 1Пет.3:19 ; Пс.106:14 . В блаженное состояние верующих и умерших людей веровал апостол Павел, когда говорил: 2Кор.5:1:8 ; Флп.1:23–24 . О воздаянии каждому по делам Откр.20:12:15 . «И увидел я мёртвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мёртвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими... И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное». Объясн. По изъяснению Андрея, Архиеп. Кесарийского, мертвецами называются все люди, как подлежащие смерти тела, или умерщвлённые преступлениями. Велики же они и малы или по возрасту, или потому, что более или менее делали деяния мертвенности, и наказаны будут соответственно деяниям: 2Кор.5:10 . Или великие суть праведные, а малые и поистине малоценные – грешники, по малоценности души их из-за грехов. Книги же разогнутые означают деяния и совесть каждого. А книга жизни есть та, в которой написаны имена святых: Откр.3:5 ; Лк.10:20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010