В церкви христианской в древние времена Пс.33 пелся за литургией во время причащения верующих (Постан. Апост. кн. 8 гл. 18). Причина такого употребления его заключается в словах 9 ст.: «вкусите и видите яко благ Господь», которые были прилагаемы к вкушению Евхаристии и доселе прилагаются к ней в песни: «благословлю Господа на всякое время» ..., обыкновенно полющейся на литургии преждеосвященных Даров после диаконского возглашения: «со страхом Божиим и верою приступите». В существующем составе богослужения псалом этот положено читать до 12 ст. на всенощном бдении при раздаянии благословенных хлебов и весь сполна на каждой литургии при раздаянии антидора, а также в заключение великопостной вечерни. Чтением его св. церковь поучает христиан благословлять и прославлять Господа не только в храме, во время церковного богослужения, но и вне храма, во всякое время, и преподает им наставление для приличного им и благоугодного Господу поведения в домашней жизни; в частности же при раздаянии антидора и благословенных хлебов – внушает, что раздаваемые им частицы освященного хлеба служат залогом обильных благословений Господа боящимся Его к уповающим на Него, и что они, при богобоязненной жизни, обращаясь к Господу в своих нуждах, не лишатся от Наго всякого блага, а даже будут иметь избыток земных благ, которыми могут длиться с другими нуждающимися (Толк. на Литург. Нечаева изд. 2 стр. 226). аломъ двд, внегда измн лиц сво пред и пст и иде, 1. Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился. 1 . Слав.-греч.-лат. выражение: внегда измн лиц сво... букв. с евр. переводится: когда изменил разум свой=халд., т.е. когда притворился безумным (=русск.); 70 толк. вместо разум употребили слово лице, потому что лице служит зеркалом души и своим выражением показывает разум иди неразумие человека, след. измени лице свое=изменил разумное выражение лица своего на безсмысленное. ( пст – перевод греч. πλυσεν αυτν, как читается в большинстве греческих кодексов (=Вульгата); но правильнее перевели Акила и 5-й перев. Экзапл Оригена : ξβαλεν αυτν (=Иерон. ejecit eum) т. е. он изгнал его, потому что евр. зн. изгонять и в других местах тех же кодексов всегда переводится словом κβλλω; ср. Быт. 3:24; 4:14 ; Исх.2:17; 11:1; 12:39; 23:31; 34:11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

" и птица находит себе жилище, и горлица – гнездо себе, в котором положит птенцов своих». Горлице уподобил святую Церковь , имея в виду разнообразные да­рования мудрости. А что Церковь разнообразно украшена, об этом можно услышать от Давида, говорящего: «дочери царей – в почете у Тебя, пред стала Царица одесную Тебя, в одежде расшитой золотом, преукрашенная. " и птица находит себе жилище, и горлица – гнездо себе, в котором положит птенцов своих» ( Пс.44:10 ; Пс.83:4 ), то есть, под густыми ветвями крестного древа воспитывающая своих ново-просвещенных чад. Об этой горлице вспоминает и Иеремия, говоря: «знает свои определенные времена, и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают время, когда им прилететь» ( Иер.8:7 ), называя горлицей всечестную Церковь , ласточкой – пустыннолюбивого Иоанна, кузнечиком – красноречивого Павла, свирель церковную. Об этой горлице заповедует Господь Ав­рааму: «возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя» ( Быт.15:9 ). Об этой горлице вспоминает Писание в Песни Песней: «голос горлицы слышен в стране нашей» ( Песн.2:12 ). Голос этой горлицы возвещает нам, что небесная весна – Христос – является с неба. «Голос горлицы слышен в стране нашей» днесь. Послушаем же голос этой горлицы: какие песни воспевает она? «Дщери Иерусалимские! черна я, но красива...; не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня» ( Песн.1:4–5 ). «Черна я, но красива». Я черна – по причине прежнего преступления, прекрасна – по причине скорого покаяния; я черна – от скорби о своем падении, прекрасна – сиянием, полученным при крещении. «Дщери Иерусалимские! черна я, но красива». Дочерьми иерусалимскими называет святые души отцов. «Черна я, но красива» – Церковь из язычников. Не смот­рите вы, святые души, не смотрите на меня, потому что я почернела, потому что опалило меня солнце Правды, за мое прежнее заблуждение. Какое солнце опалило ее? Во всяком случае, не то о котором гово­рится в Екклесиасте: «восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит» ( Еккл.1:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Невероятно, но впервые со времен Христа мы наблюдаем массовое обращение евреев в христианство. Не насильственные крещения, имевшие место во многих странах мира, и как правило оканчивавшиеся ничем, а сознательный выбор всем сердцем своего Господа Иешуа, так по-еврейски звучит имя Иисуса. Причем, происходит это на родине Спасителя, в Израиле. Сегодня христиане составляют всего 2% от общего числа населения Израиля, насчитывающего свыше 6 миллионов человек (иудеи - 79,2%, мусульмане -14,9%). Это видимо не намного больше, чем во времена, когда в Израиле проповедовал Спаситель. И уж тем более, ничтожно, по сравнению с тем, что согласно слову апостола " весь Израиль спасется " . Но в наши дни становимся свидетелями удивительного обращения евреев ко Христу, которого они на своем языке называю " Иешуа " . Помнится, я был немало удивлен, обнаружив в почитаемой христианами пещере Иоанна Крестителя (пригород Иерусалима Эйн Карем) еврейский семисвечник, и раскрытую книгу Торы. Они были помещены в специальную каменную нишу рядом с алтарем. Оказалось, вместе с католиками и православными здесь молятся последователи движения " Евреи за Иисуса " или как их еще называют " мессианские евреи " . Они продолжают соблюдать иудейские законы и в то же время всем сердцем признали в Иешуа (Иисусе) Сына Божия. Это странное течение, родственное иудео-христианам первых веков возникло всего несколько десятилетий назад, но насчитывает уже сотни тысяч последователей среди евреев по всему миру. И это не случайно, ведь апостол говорит, что Израиль отпал лишь на время, пока в лоно Церкви " не войдет полное число язычников " . Итак, будущее пришествие Иисуса Христа на землю для Страшного суда над живыми и мертвыми - что оно значит для Израиля и всего остального мира? Священное Писание словами Самого Христа и Его апостолов неоднократно говорит о неизбежности этого события. Хотя и предупреждает, что время его наступления никому не дано знать. Впрочем, Библия указывает некоторые признаки приближения этого времени. Один из таких признаков - непрекращающийся уже пол века арабо-израильский конфликт. И Россия, как до того - СССР , увы выступает на стороне врагов Израиля, поддерживая из оружием, отправляя в Сирию и Иран своих военных специалистов, оказывая спонсорам террора дипломатическую поддержку. Весьма опрометчивая политика. Ведь как Бог обходится с теми, кто выступает против евреев? Он сулит им проклятия (Быт. 12:1-3), обещает разрушить их страны (Иер. 30:10-11), обещает воздать им по заслугам, по делам их (Откр. 18:4-7, 19:1-6; Иер. 50:21-40).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Но не змий сам по себе, ибо и он как творение доброго Творца должен был быть добрым (ср.: Быт.1:31 ), но он как орудие дьявола, скрывающегося в нем и говорящего из него, клевещет на Бога, склоняет Еву ко злу. А то, что в змие скрывался дьявол, легко и ясно видно из других мест Священного Писания . В нем повествуется: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольшающий всю вселенную» ( Откр.12:9 ; ср.: Откр.20:2 ); «он был человекоубийца от начала» ( Ин.8:44 ); «завистью диавола вошла в мир смерть» ( Прем.2,24 ); «змий хитростью своею прельстил Еву» ( 2Кор.11:3 ); «от жены начало греха, и чрез нее все мы умираем» ( Сир.25:27 ; ср.: 1Тим.2:14 ). Происхождение зла и греха – в дьяволе; отсюда всякий грех человеческий, не только первый, в сущности своей ведет начало от дьявола как творца всех зол; между грешниками и дьяволом существует некое таинственное генетическое родство, поэтому боговдохновенный Апостол говорит: «Кто делает грех , тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» ( 1Ин.3:8 ). Этой истиной Священного Писания о происхождении и причине греха и зла в мире проникнута душа Священного Предания. Подобно тому, как зависть дьявола по отношению к Богу явилась причиной его падения на небе, так его зависть по отношению к человеку как богообразному созданию Божию явилась мотивом пагубного падения первых людей. «Необходимо считать, – говорит св. Иоанн Златоуст , – что слова змия принадлежат дьяволу , которого к этому обольщению побудила зависть, а это животное он использовал как подходящее орудие, чтобы, прикрыв приманкой свой обман, прельстить сначала жену, а потом с помощью ее и первозданного» 1 . «Дьявол завистью отпал от Бога, – пишет святой Ириней, – и поскольку он – падший ангел, то он и может делать только то, что делал в начале: обманывать и увлекать человеческий ум к преступлению заповедей Божиих и постепенно помрачать сердце его» 2 . «Зависть дьявола, – говорит святой Григорий Нисский , – и рожденная из нее склонность к пороку стали путем к каждому последующему злу.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

32 В русской истории известны потомки Тормоса и Дюденя — Тормосовы и Дюденевы (Деденевы). 33 Протасий Федорович, московский тысяцкий († ок. 1341). 34 Князь Андрей Иванович Серпуховской (1327—1353), сын Ивана Калиты. 35 См.: гл. 9 (с. 58), 20 (с. 92—94). 36 Хотьков женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, к северо-востоку от Москвы, по преданию, основанный в нач. XIV в. родителями Преподобного Сергия, преподобными Кириллом и Марией († ранее 1337, память 18 января, 28 сентября). В 1610 г. Хотьков монастырь был опустошен поляками. С 1610 по 1764 г. приписан к Троице-Сергиевой Лавре, после чего получил самостоятельность. 37 Свт. Феогност, митрополит Киевский и Московский († 1353, память 14 марта). 38 Антиминс — льняной или шелковый плат с изображением положения Христа во гроб; по углам помещаются изображения евангелистов, а на верхней стороне вшиваются частицы мощей. 39 Семен Иванович Гордый княжил в 1340—1353 гг. 40 Московский Богоявленский, за Торгом, или за Ветошным рядом, мужской монастырь (Богоявленский проезд, д. 2 6). Основан в 1296 г. св. блгв. вел. кн. Даниилом Александровичем. Закрыт в 1929 г. С 1990 г. главный собор — приходской храм. 41 В 1340 г. свт. Алексий, будущий Митрополит, был взят из Богоявленского монастыря Наместником к Митрополиту Феогносту. (См. также комм. 95.) 42 Очевидно, Василий Васильевич Вельяминов, последний московский тысяцкий († 1373), и Федор Васильевич Воронец. 43 Позднее установилась практика давать монашеское имя, начинавшееся с той же буквы, что и мирское. 44 Бог повелел Аврааму: «Пойди из земли твоей, от родства твоего, и из дома отца твоего, в землю, которую я укажу тебе» (Быт. 12:1). 45 Слово «лавра» здесь употреблено в значении большого, многолюдного монастыря. Официально Троицкий монастырь был назван лаврой лишь в 1744 г. 46 Аркуда — новогреческое вместо славянского эвфемистического образования «медведь». 47 «Лестница (лествица) райская, возводящая к небесам» — аскетико-дидактический трактат прп. Иоанна Синайского († между 650 и 680).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

3) Ибо мы, уверовавшие, входим в покой, так как Он сказал: «Как Я поклялся в гневе Моем, ужели они войдут в покой Мой» ( Пс. 94:11 ), а именно, дела [Свои] от начала мира совершив. 4) Ибо говорит в некоем месте о седьмом дне так: «И почил Бог в день седьмый от всех дел Своих» ( Быт. 2:2 ). 5) И еще в том [месте]: «Ужели они войдут в покой Мой». 6) Потому, как некоторым остается войти в него, а те, которым в первейшую очередь возвещено, не вошли [в него] за неверие, 7) еще определяет некий день, «Днесь», – говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: «Днесь, если услышите глас Его, не ожесточите сердца ваши». 8) Ибо, если бы Иисус [Навин] доставил им покой, никогда не было бы сказано после того о другом дне. 9) Посему для народа Божия остается субботство. 10) Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. 11) Следовательно, поспешим войти в покой оный, чтобы кто не впал в тот же пример неверности. 12) Ибо слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает даже до разделения души и духа, суставов и костных мозгов, и распознает помышления и намерения сердечные. 13) И нет никакой твари, невидимой пред взором Его, все же обнажено и открыто перед очами Его: к Нему же наша речь. 14) Итак, имея Первосвященника великого, проникшего сквозь небеса, Иисуса, Сына Божия, да держимся исповедания. 15) Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать в немощах наших, но искушенного, чрез подобие [нам], во всем, кроме греха. 16) Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы сподобиться милосердия и обрести благодать для благовременной помощи. Глава V 1) Сего ради, оставив слово начатка Христова, перейдем к совершеннейшему; не полагая снова основание покаянию от мертвых дел и вере в Бога, 2) учению о крещениях, о возложении рук, и о воскресении мертвых, и о суде вечном. 3) И это сделаем, если только Бог позволит. 4) Ибо невозможно – тех, кто однажды были просвещены, вкусили также дара небесного, и соделались причастниками Духа Святого, 5) вкусили, все же, благого глагола Божия и сил грядущего века, 6) и были отпадшими, опять обновлять к покаянию, когда они снова распинают в себе Сына Божия и выставляют [Его] на позор.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

8. дрга же падоша на земл добрй и дах плодъ, во уб сто, во же шестьдестъ, во же тридесть: иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать Говорится, что семя, упавшее на хорошую землю, приннесло плод во сто крат, в шестьдесят и тридцать. Это конечно зависит от того, как приготовлена и удобрена почва под посев. Сторичный урожай на востоке – дело обычное ( Быт. 26:12 ). 9. имй ушы слышати да слышитъ. Кто имеет уши слышать, да слышит! Эти слова нередко присоединял к Своему учению И. Христос. Они указывали на то, чтобы слышащие особенно обратили свое внимание на известное учение (см. объясн. 15 ст. 11 гл.) Значат они и то: кто желает познать истину, кто не заглушает в себе голоса совести, тот пусть вдумается в смысл сказанного и приложит это к самому себе (Троиц. лист.). Зач. 51. Объяснение притчи о сеятеле Читается в понедельник 6-й недели по Пятидесятнице 10. И пристпивше учнцы рекоша почто притчами глеши имъ; И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11. нъ же вщавъ реч имъ: к вамъ дано размти тайны нбнаг, нмъ же не дано Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано После произнесения притчи о сеятеле, еще прежде объяснения её, И. Христос разъясняет ученикам, вследствие их вопроса: почто (для чего) Он говорит им притчами: Вам дано есть, говорит Господь апостолам, разумети (знать) тайны царствия небесного, онем же (а им, т. е. народу) не дано есть. Тайны царствия небесного, это – истины относительно царства Христова (о царстве чит. объясн. 1 ст. 3 гл.) – истины совершенно непостижимые для человеческого, ума или и постижимые, но только сокрытые от других и известные не всем; таковы: тайна Св. Троицы, тайна воплощения Сына Божия, тайна крестной смерти Спасителя и распространения евангелия по всему миру. Апостолам дано было от Бога, чрез просвещение их ума, знание этих тайн прямо, без объяснения их притчами, хотя пока и несовершенное знание до сошествия на них Духа Святого. Народу же не дано это прямое знание тайн Христовых, и не дано не потому, что Бог не хотел этого, но потому, что народ сам неспособен был принять сии тайны (как это далее объясняет Господь); не способен же потому, что был нравственно неразвит, и по этой причине мысли его о царстве Мессии были грубы: так он думал, что это царство будет подобное земным царствам. Апостолам дано знать тайны царства Христова потому, что они сами предназначались быть проповедниками этих тайн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Брачное право Русской Православной Церкви, неотделимое в синодальный период от светского права Российской Империи и составляющее с ним единое целое, своими корнями уходит в Священное Писание, а также в каноны. Поэтому перед рассмотрением дореволюционного российского брачного права для его лучшего понимания следует остановиться на этих вопросах. Священное Писание Ветхого Завета строго запрещало браки с иноверцами, повелевая евреям следующее: «Не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего; ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя» ( Втор. 7:3-4 ). Очень яркий пример подобного отношения к браку содержится в жизни праотца Авраама. Он прямо заповедует своему рабу брать жену для своего сына Исаака не из племени хананеев — народа развращенного и языческого, — заповедуя ему привести жену из родственного племени, верующего в истинного Бога ( Быт. 24:1-9 ). В ветхозаветном Писании содержатся и другие подобные примеры. Особая установка была сделана для первосвященника: он должен брать в жены «девицу от народа своего» ( Лев. 21:13 ). Правда, это правило распространено только на высшее духовное лицо (в этой же главе в более ранних стихах перечисляются требования к рядовому духовенству, такое требование там не упомянуто). В Священном Писании Нового Завета в послании апостола Павла к коринфянам содержатся следующие слова, которые являются фундаментальными при рассмотрении вопроса о смешанных браках: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» ( 1Кор. 7:12-16 ).

http://azbyka.ru/semya/smeshannye-braki-...

Господь Иисус благословил брак, в котором «двое становятся одной плотью», когда Своим присутствием со Своей Матерью Марией и учениками на бракосочетании в Кане Галилейской Он открыл Свою мессианскую славу в Своем первом публичном чуде, впервые пробудив веру Своих учеников ( Быт. 2:24 ; Ин. 2:1–11 ). Господь Иисус Христос отменил практику развода, которая была разрешена в Ветхом завете из-за «жестокосердия» людей, настаивая на том, что один единственный брак между мужчиной и женщиной был Божьей волей с самого начала ( Мк. 10:2–9 , Мф. 19:3–12 ). Он ясно заявил, что «всякий, кто разводится со своей женой, кроме как по причине любодеяния [porneia, то есть половой распущенности], делает ее прелюбодейкой; и всякий, кто женится на разведенной женщине, совершает прелюбодеяние» ( Матфея 5:32 ). Господь пошел еще дальше, заявив, что люди, которые смотрят на других, чтобы вожделеть их в своих сердцах, «совершили прелюбодеяние» (ср.: Мф. 5:27–30 ) Апостолы Христа повторяют учение своего Учителя, уподобляя уникальный брак между одним мужчиной и одной женщиной союзу между Христом и Его Церковью , которую они видят как само Тело Господа и Его невесту ( Еф. 5:21–33 ; 2Кор. 11:2 ). Осуждая тех, кто запрещает брак, как нечестивое установление, наряду с теми, кто оскверняет брак порочностью ( 1Тим. 4:3 , Евр. 13:4 ), апостолы восхваляют как «волю Божью», чтобы христиане, как пример для всех людей, воздерживались от половой распущенности [porneia] и знали, как вступать в брак «в святости и чести, а не в страсти похотения, как язычники, не знающие Бога». Они настаивают на том, что тот, кто пренебрегает этим [учением], «непокорен не человеку, но Богу, Который и дал Духа Своего Святаго» тем, кто верит ( 1Фес. 4:3–8 ). Мужьям заповедано быть главами своих жен, как Христос является главой Церкви. Они призваны любить своих жен, как самих себя, как Христос любит Церковь , принося себя в жертву своим невестам, как своим собственным телам. И жены призваны уважать и почитать своих мужей, поскольку Церковь посвящает себя Христу, с которым она тоже, как жена со своим мужем, является «одной плотью» ( Еф. 5:21–33 ; Православное последование венчания).

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/suzh...

Деревенские люди еще середины прошлого века чувствовали необходимость такой дистанции генетически. Как рассказывала мне одна бабушка, моя прихожанка, даже в ее семье ХХ века было принято, что дети называли мать с отцом на «вы». Когда она выросла и сама стала матерью, ее мама разрешила обращаться к ней на «ты», но братья называли маму на «вы» до самой смерти. К ее чести сказать, она так воспитала своих детей, что ее взрослый сын, сам уже отец троих детей, образованный москвич, до сих пор называет свою престарелую маму на «вы». Есть в этом нечто трогательное… Но и не только. Еще в этом – некая торжественность, почтительность и трепет. Недаром этой же дистанции в какой-то мере требует Священное Писание, в особенности в отношениях родителей к детям. Вспомним эти золотые слова, которые склонны забывать в первую очередь бабушки: «Лелей дитя, и оно устрашит тебя; играй с ним, и оно опечалит тебя. Не смейся с ним, чтобы не горевать с ним и после не скрежетать зубами своими» (Сир. 30: 9–10). Вообще Книга Иисуса, сына Сирахова , – кладезь премудрости, а стихи 1–13 главы 30-й нужно заучивать наизусть всем родителям. Идея этих строк не в том, чтобы воспитывать ребенка, как в колонии строгого режима, а в том именно, чтобы ребенок никогда не забывался, кто – он, а кто – мама и папа. Конечно, можно и поиграть с ребенком, и посмеяться. Опасно, когда родитель только играет и смеется с дитятей, так что ребенок уже воспринимает родителя не как авторитет власти, а как своего приятеля-сверстника. Однако от этой прекрасной картины я хочу перевести ваш взгляд на еще более превосходную. Обратим взоры к XIX и XVIII векам и даже более ранним. Посмотрим на взаимное общение не только отцов и детей, но даже – мужа и жены. Во многих семьях супруги называли друг друга по имени и отчеству, причем не только в присутствии других людей, но и наедине. Об этом свидетельствуют многие русские писатели – как светские, так и церковные. Конечно, это не говорит о том, что во всех этих семьях были идеальные отношения. Но всё же обращение к родному человеку на «вы» имеет цель именно образования почтительной дистанции. Не эта ли дистанция была в отношениях Авраама и Сарры, когда они называли друг друга «господин» и «госпожа» (см.: Быт. 18: 12)? Так же называли друг друга святые благоверные супруги князья Петр и Феврония, святые князь-мученик Михаил Тверской и его супруга преподобная Анна Кашинская (см. их жития) и другие. Казалось бы, как можно «плоть от плоти» своей называть на «вы»? Но с другой стороны, если мы называем на «вы» какую-нибудь незнакомую Марью Ивановну, то не тем ли более должны уважать собственную жену (или мужа)?

http://pravoslavie.ru/64014.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010