И сестра Тувалкаина Ноема ( Быт.4:20–22 ). Мы видим, что, живя в искусственном мире, в искусственном городе, потомки Каина начинают создавать ремесла, давшие потом начало промышленности. И если ранее мы говорили, что земледелие учреждено Господом, то здесь мы видим, что промышленность – дело рук потомков Каина. Нетрудно предположить, что Тувалкаин, который был ковачем всех орудий из меди и железа, ковал не только орудия труда, но и орудия убийства – оружие. Не случайно в этом роде так возрастают масштабы убийств, и расцветает кровная месть. Ламех, напуганный собственным грехом, грехом многоженства, а затем и убийства, говорит своим женам: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро ( Быт.4:23–24 ). Мы видим, что грех порождает грех, подобно лавине, начинающейся с малого комочка снега. Всемеро превратилось в семьдесят раз всемеро! Древние учили, что Господь Сам открыл Каину, что его по прошествии жизни семи поколений убьют. Убийство Каина совершает его потомок, Ламех, который на охоте перепутал пожилого Каина с диким зверем и убил его стрелой из лука. Зло всегда настигает того, кто его сотворил. Сыны Божии Вернемся к Авелю. Господь восстанавливает праведную ветвь Авеля. О восстановлении рода праведных в Писании сказано: И познал Адам еще [Еву] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она,] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин ( Быт.4:25 ). Другое семя – другой народ. Появляются две родовые линии: каиниты и сифиты . Каиниты следуют человекоубийце Каину. Сифиты продолжают традиции праведного Авеля. У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа [Бог] ( Быт.4:26 ). Вот только когда изгнанное из рая человечество вновь стало призывать имя Господа! До этого оно обходилось без Него. Вот родословие Адама; когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их… Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер ( Быт.5:1–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Но вот что-то у «молодых» пошло не так! Имея равные права, принимая совместное участие в возделывании и украшении мира – райского сада, идеальным, казалось бы, людям что-то не хватает! «Нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему» (Быт. 1:20). Какое-то смятение испытывает он, что-то как будто тяготит его! Очевидно, что это – бремя власти и узы равноправия! Ему, очевидно, нужен не просто равноправный партнёр, но помощник, о чём прямо и говорит Творец! Так на свет появляется не просто равноправное мужчине существо, и не просто женщина, но жена! И появляется очень своеобразно: «навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию… и привел ее к человеку» (Быт. 1: 21-22). Такое решение проблемы Адаму (уже получившему имя) понравилось куда больше: «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей…». Потому что он увидел в ней – узнал, часть себя, то есть своё – родное, за которое он ответственен. И потому сказал: «она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]» (Быт. 1: 23). Ну вот он, наконец-то, казалось бы, достигнутый идеал! Создана теперь уже настоящая в нашем понимании семья, где глава мужчина (муж, имеющий чин) и его верная помощница – женщ(ч)ина (жена, имеющая свой чин) и живут они по-прежнему в самом настоящем Раю! Что же происходит дальше? История достаточно известная: завистник-сатана, воплотившись в змея, вступает в диалог с женой Адама (пока еще не имеющей своего имени, кстати) с целью искусить её – подвергнув сомнениям в исполнении Божьих заповедей, которых всего две и лишь одна из них – запретительная. Следует отметить, что уровень данной людям свободы, и доверия к ним Бога, просто зашкаливает! И сатана, пользуясь этим, достаточно легко достигает цели! Он лишь высказывает сомнения в истинности Божьих заповедей: «И сказал змей жене: нет, не умрете» (Быт. 3:4), и более того, вкладывает ей мысль о пользе в их нарушении, где Бог выставляется лжецом: «но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/08/se...

До этого была получена первая разрешительная заповедь: «…мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…» ( Быт.1:27–28 ). Когда змей искушал нашу праматерь Еву, он сказал ей: «…подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» ( Быт.3:1 ). Здесь мы видим, что первый, кто преувеличил Божию Заповедь, был именно змей. Бог никогда так не говорил: «не ешьте ни от какого дерева в раю». Напротив, Бог сказал: «от всякого дерева в саду ты будешь есть» ( Быт.2:16 ). Господь Бог запретил вкушать только от дерева познания добра и зла. Вторым преувеличившим истину существом оказалась наша праматерь Ева . Она сказала, что якобы Бог сказал: «не ешьте их и не прикасайтесь» ( Быт.3:3 ). Да! Бог сказал: «не ешь», но Бог не сказал: «не прикасайтесь». Вот на этой неточности сатана и подловил нашу праматерь Еву. Она внесла в слова Бога ненужную строгость, потом дьяволу оставалась подтолкнуть Еву к дереву, так, чтобы она прикоснулась к нему, а потом сказать ей: «…нет, не умрете» ( Быт.3:4 ). Излишня и фанатичная строгость в деле исполнения Божией Заповеди погубила наших прародителей. Эта же строгость оказалось губительной для иудеев и иудействующих христиан (законников), о которых сказано: «Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся»… по заповедям и учению человеческому?» ( Кол.2:20–22 ). Распознать таких людей в христианской среде несложно, именно о таковых и сказано: «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» ( Гал.5:4 ). Таковые все почитают нечистым и от всего опасаются оскверниться. Сказано: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» ( Тит.1:15 ). Законники в нашей среде – это те, которые ко всем придираются, всех подозревают, во всех сомневаются и никому не верят. Их «бог», как они о нем думают, – это жестокий и придирчивый деспот, который всех подсиживает и только и ждет, когда мы ошибемся, чтобы тотчас расправиться с нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов, Аморреев, Хананеев, [Евеев,] Гергесеев и Иевусеев. ( Быт. 15, 1–21 ). В этот день заключил Ягве завет с Аврамом ( Быт. 15:18 ). Суть обетования Божия, данного при этом Аврааму, та же, что и ранее. Потомство Авраама произойдет именно от его чресл. Тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником ( Быт. 15:4 ). Вера Авраама в это, несмотря на естественную невозможность, вменяется ему в праведность. Потомство Авраама будет обладать Обетованной Землей: Потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата ( Быт. 15:18 ). Но в отличие от бывших уже ранее обетований Божиих, теперь Ягве заключает с Авраамом завет через таинственную жертву рассечения. 5.1. Слово Ягве к Аврааму Было слово Ягве к Аврааму ( Быт. 15:1 ). Хорошо поясняет еврейское изречение равви Берман: «Отметим, ... что Господь на этот раз не просто говорит, а шлет Авранаму Свое слово». С небесных высот, от престола Божия Аврааму посылается Слово. Здесь первый раз употребляется в Библии выражение (дабар Ягве) – Слово Ягве (дабар) практически совпадает со словом (дабар), означающим «вещь». Таким образом, речь, идет не просто о «слове» – в филологическом значении, здесь «слово» есть «вещь» – нечто весомое, сущностное, онтологическое. Этому вполне соответствует и выражение, употребленное в этом тексте семьюдесятью толковниками в LXX: τ ρμα, означающее «речь, изречение, слово». В Новом же Завете παν ρμα означает «всякая вещь, все». Проф. А.П. Лопухин отмечает в Толковой Библии: «Экзегеты обращают внимание на данное место, как на первый случай того, как в Библии под термином dabar «слово» предлагалось таинственное предуказание на боговоплотившееся Слово, т.е. на Господа нашего Иисуса Христа» 457 . Еврейское (дабар) вполне сопоставимо с греческим δ Λγος, как «слово» в некоем сущностном значении. Евангелист Иоанн Богослов в начале своего Евангелия, подобрав выражение Λγος (логос), вполне возможно, думал не только о его греческом значении, но и его еврейском прототипе «дабар».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

а) Моисей, описывая богоявления, бывшие во времена патриархов: Агари сперва у источника на пути к Суру ( Быт.16:7–14 ), потом у клятвенного колодезя ( Быт.21:17–19 ), Аврааму, когда он решил принести своего сына в жертву Богу ( Быт.22:10–18 ), Иакову во сне перед возвращением его из дома. Лаванова в родную землю ( Быт.31:11–13 ) и когда он боролся с Богом ( Быт.32:24–30 ; ср. Ос.4:4–6 ), Валааму, когда он шел проклинать народ израильский ( Чис.22–23 гл.), а также бывшее ему самому в огненной купине ( Исх.3:2–15 ), являющегося именует часто Ангелом-Иеговою и Ангелом Иеговы (евр. Maleach-Iehovah и Maleach haelohim), и изображает Его, как лицо божественное, приписывает Ему власть, силу и действия, свойственные только Богу. Подобные этим свойства и божеское достоинство усвояются являвшемуся лицу и в описании богоявлений: И. Навину пред стенами Иерихона в образе вооруженного воина ( Нав.5:13–15; 6, 1 ), Гедеону ( Суд 6, 11–27 ), Маною ( Суд 13 гл.), причем являвшийся также называется Ангелом Иеговы. Этот же Ангел-Иегова представляется заключавшим завет с израильским народом и выведшим его из Египта ( Исх.3:2–12 ), спасшим его от руки египтян при Чермном море и предводительствовавшим им в столпе огненном и облачном во время странствования по пустыне ( Исх.14:15–31 ; Чис.20:16 ). Об этом Ангеле пр. Исаия, касаясь отношений Господа к судьбе народа израильского, говорит следующее: Он (Господь) был для них спасителем. Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их все дни древние (63, 8–9). Кто такой этот таинственный Ангел-Иегова или Ангел лица Его, т. е. Ангел, являвший Собою лице Самого Господа? Допустить, что это есть тварно-служебный дух (хотя такое мнение принято р.-католической церковью), было бы противоречием тексту библейских повествований. Остается предположить, что это Сам Бог, но имеющий самостоятельное и отличное от неявленно пребывающего Иеговы бытие. В книгах пророческих этот Ангел-Иегова именно и изображается как то божеское лицо, которому, по определению Отца и собственному человеколюбию, надлежало явиться на земле Мессией ( Зах.12:8; 9 гл.), которое есть Ангел завета ( Мал.3:1 ), велика совета Ангел ( Ис.9:6 ). Такое понимание подтверждается и свидетельством ап. Павла о том, что И. Христос сопутствовал евреям, когда они шли из Египта в обетованную землю, чудесно давал им пищу и питие и некоторыми из них был искушаем ( 1Кор.10:4–9 ; сн. Исх.17:1–6 ; Чис.20:2–11 ). В Восточной Церкви с древних времен утвердилось мнение, что в лице Ангела-Иеговы открывался и действовал Сам Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Быт.49:19 . Гад, – толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам. Ст. 19, 20 и 21, содержащие пророчества о Гаде, Асире и Неффалиме, образуют введение к пророчеству об Иосифе. Гад, изображение боевого положения которого связывается здесь с этимологией его имени (иной в сравн. с Быт. 30:11 ), обитавший в Галааде, подвергался постоянным набегам арабских кочевых племен ( Суд. 10:7–8 ; 1Пар. 5:18–19 и др.), но их дикие орды всегда находили с его стороны готовый отпор, хотя бы только в виде партизанских преследований («по пятам»). Иеффай был гадитянин ( Суд.11:1 ). Быт.49:20 . Для Асира – слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства. Асиру обещается чрезвычайное плодородие почвы, обилие хлеба и пряностей, которые будут в употреблении и для царского стола (ср. Втор. 33:24–25 ). Действительно, территория Асира между Кармилом и Ливаном на границе с Финикией была плодоноснейшей в Палестине местностью, и произведения ее доставлялись ко двору царей израильских и финикийских. Быт.49:21 . Неффалим – теревинф рослый, распускающий прекрасные ветви. Обычное чтение еврейского масоретского текста и переводов: «Неффалим – стройная лань; он говорит прекрасные изречения» (Акила: Ελαφος πεσταλμνος διδους χαλλονν), в чем толкователи усматривают намек на Варака из племени Неффалимова и вызванную его подвигами песнь Деворы ( Суд.4–5 ), в дальнейшем смысле – на начало евангельской проповеди в земле Неффалима ( Ис. 9:1 ; Мф. 4:15 ) – Галилее, откуда вышли и все апостолы. По чтению LXX (принятому в слав. и русск.): στλεχος νειμνον, πιδιδος ν τ γενματι κλλος «теревинф рослый, распускающей прекрасные ветви»; значение менее ясно, и (по блаженному Феодориту «приращение потомства») сравнение может быть рассматриваемо тогда, как переход к благословению Иосифа. Быт.49:22–26 . Иосиф – отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною; огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы, но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт.12:6 . И прошел Аврам по земле сей [по длине ее] до места Сихема, Вступив в пределы Палестины, как полагают, с севера, Аврам прошел большую часть ее к югу до того места, где впоследствии был построен город Сихем, названный сим именем в честь Сихема, сына Емморова ( Быт. 33:18–19 ). Со временем этот Сихем сделался столицей Самарии и не раз выступает пред нами в Священном Писании как Ветхого, так и Нового Завета ( Втор. 11:30 ; Суд. 9:1 ; Пс. 59:8 ; Ин. 4:5 и др.). Во времена Иисуса Христа он назывался также еще Сихарем, а при Веспасиане был переименован в Неаполис, откуда произошло современное название этого местечка Набулус, или Наблус. до дубравы Море. или «Мамре», как она называется в другом месте ( Быт. 13:18 ). Предполагают, что тут идет речь о целой дубовой или теревинфовой роще, принадлежавшей знатному хананеянину, носившему фамилию Море, или Мамре, и достаточно известной по тому времени и месту. Быт.12:7 . И явился Господь Авраму и сказал [ему]: потомству твоему отдам Я землю сию. Это первое библейское известие о явлении Бога человеку за послепотопный период. Хотя существо Бога невидимо и непостижимо, тем не менее из Священного Писания нам известен целый ряд внешних образов, в которых Он благоволил открывать Себя людям ( Быт. 18:2, 17, 33, 21:17–18, 31:11–13, 32:24–30 и пр.). Одним из подобных же богоявлений было, вероятно, и данное. «Общее основание богоявлений Ветхого и Нового Завета, наипаче в образе человеческом, – говорит митрополит Филарет, – есть предвестник вочеловечения Сына Божия». Отсюда-то большинство святоотеческих толкований и держится той мысли, что главным действующим лицом всех богоявлений является Вторая Ипостась Святой Троицы – Сын Божий. И создал там [Аврам] жертвенник Господу, Который явился ему. Он построил жертвенник или алтарь, без сомнения, для того, чтобы принести Господу благодарственную жертву за данное для него и его потомства обетование, а затем и с целью увековечить соответствующим внешним знаком священное место богоявления.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010