Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Деисус («Седмица»), со святыми на полях. Икона. 2-я пол. XVI в. (СИХМ) Сын Ярца, Дерма Иван Ярцев (Иван Дермоярцев), в качестве иконописца («писца») великого князя участвовал в создании серии минейных икон или лицевого подлинника (на окт.), описанных в иконописном подлиннике краткой редакции 1-й пол. XVII в. из б-ки ОЛДрП (РНБ. ОЛДП. О. 21). В 1509 г. по повелению св. Серапиона (Курцова) , архиеп. Новгородского, совместно с Андреем Лаврентьевым «дописал» иконы деисусного и праздничного чинов главного иконостаса собора Св. Софии в Новгороде (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 461, 469, 537). Сохранилось 6 икон Деисуса и 7 икон праздничного чина (каждая с 3-4 сюжетами) под басменными окладами 1537, 1537-1558 гг. (НГОМЗ). Больше сведений имеется об одном из сыновей Ивана Дермы - Поснике Иванове Дермине Ростовце (известен также как Петр Иванов Дмитриев). Родом из Ростова, в 80-х гг. XVI в. состоял жалованным царским иконописцем. В 1584 г. «Посник Дмитриев сын Ростовец» «знаменил» покров на гроб царя Иоанна Грозного ( Забелин И. Е. Домашний быт рус. царей в XVI и XVII ст. М., 1901. Т. 2: Домашний быт рус. цариц. С. 723). В 1586 г. за 7 р. написал Смоленскую икону Божией Матери с праздниками (список с чудотворного образа) в Герасимов Болдинский мон-рь (РИБ. Т. 37. Стб. 41-42). В 1589 г. «Петр Дермин с товарыщи» был отправлен с посольством в Грузию, где в течение 3 лет писал фрески и иконы в мон-рях Тога и Алаверди в Кахети. В 1591 г. посольству было предписано возвратить Посника с мастерами или же одного, но дальнейшая его судьба неизвестна (по сообщению груз. царя Теймураза 1642 г., присланные «при прежних... царех» 12 иконников «все в Грузех и померли» - Полиевктов М. А. Новые данные о моск. художниках XVI-XVII вв. в Грузии. Тбилиси, 1941. С. 9, 13, 157). В описи Антониева Сийского монастыря 1597 г. в алтаре Троицкого собора упоминается Деисус из 3 икон-пядниц - Спасителя, Богородицы, св. Иоанна Предтечи - «на золоте» письма Посника «Дербина» (очевидно, вариант написания фамилии), вклад старца Ионы, ризничего митрополита Ростовского (БАН. Арханг. Д. 375. Л. 7 об.).

http://pravenc.ru/text/171745.html

37. Свидетельства слова Божия о призывании в молитве святых В книге «Исход» мы читаем: «И помолися Моисей пред Господом Богом и рече... милостив буди о злобе людей Твоих, помянув Авраама и Исаака и Иакова, рабы твоя» ( Исх. 32:11–13 ); и Господь оставил гнев Свой на людей израилевых. Молились три отрока в пещи вавилонской, говоря: «Не предаждь... нас до конца имене Твоего ради, и не разори завета Твоего, и не остави милости Твоей от, нас, Авраама ради возлюбленного от Тебе, и за Исаака раба Твоего и Израиля святаго Твоего» ( Дан. 3:34, 35 ). И Господь услышал их молитву и претворил пламень пещи в росу. Соломон молился: «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его... Давида ради раба Твоего, не отврати лице помазанного Твоего» ( Пс. 131:1, 10 ) – и «Давида ради остави ему Господь Бог его останок в Иерусалиме, да восстановит по нем чада его и утвердит Иерусалим, понеже сотвори Давид правое пред Господом» ( 3Цар. 15:4, 5 ). В слове Божием мы находим даже прямую заповедь о призывании святых. Так в книге «Иова», Бог повелевает друзьям Иова просить у него молитв ( Иов. 42:8 ), и в книге «Бытия» Бог посылает Авимелеха к Аврааму за молитвами ( Быт. 20:7 ). Да и в Новом Завете видим весьма много свидетельств, подтверждающих истину призывания в молитвах святых. Так ап. Петр пишет: «Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в сей телесной храмине, возбуждать вас напоминанием (т. е. делать твердым ваше звание и избрание во Христе)... Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили сие на память« ( 2Пет. 1:13, 15 ). Так св. апостол обещает свое содействие верным по отшествии в другую жизнь; а св. Иоанн Богослов и собственными очами видел в откровении молитвы святых за нас: »Я видел, – говорит он, – седьмь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им седьмь труб. И пришел иной Ангел... стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил... на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» ( Апок. 8:2–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 9, 2007 год Ветхий Завет (греч. Παλια διαθκη, лат. Vetus Testamentum) - один из ключевых терминов христианского богословия, употребляющийся в двух основных значениях. Юрий Рубан кандидат исторических наук, кандидат богословия 1 «Завет» как особая религиозная реальность. В своей основе данное понятие восходит к области социально-юридического опыта. (В этом значении славянский термин «завет» не вполне точно передает смысл евр. бери " т - «союз», «договор», «контракт»). Древневосточный обряд заключения договора между двумя сторонами включал в себя принесение жертвы и произнесение проклятия на его нарушителей. При этом договаривающиеся проходят между двумя половинами рассеченной жертвы, навеки скрепляя договор пролитой кровью (см. описания заключения завета Бога с людьми в Библии, - Быт. 15, 9-10, 17-18; Иер. 34, 18). В память о заключенном союзе ставят камень или сажают дерево, призывая их перед небом быть его свидетелями. В отличие от вассальных пактов, подразумевающих вынужденное принятие покровительства, подлинный союз - это союз между равными. Он предполагает взаимоуважение и добровольное согласие вступающих в него сторон, что обуславливает нравственную свободу и возможность его расторжения без боязни ответных карательных санкций. Данными условиями определяется и особый характер взаимоотношений Бога и человека в Библии, не имеющий прямых аналогий в других древневосточных религиях, где боги изначально определяют человеку роль раба (слуги), навсегда удерживая за собой важнейшие привилегии, главная из которых - бессмертие. В силу этого союза-завета, являющегося исходной точкой и движущим нервом библейской (и христианской) религии, человек принимает заповеди Бога и творит на земле Его волю, а Бог покровительствует человеку и его «спасает». Начало такому (не высказанному прямо) завету было положено еще в раю (Сирах.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/9/24...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Этими словами (см. эпиграф) Церковь Христова славит МладенцаГоспода, родившегося в Вифлееме от Пресвятой Девы Марии, и мы с трепетом и ликованием поклоняемся Ему, повитому пеленами в яслях в убогом вертепе, ибо Он есть Тот, Кому подобает славословие: «Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет же имени Твоему, Вышний» (Пс. 65, 4). Сегодня мы празднуем Рождество нашего Искупителя, пришествие в мир Спасителя Христа. Младенец в яслях - воистину Сын Божий! В этом событии нам открывается, что Бог не есть вечное одиночество. Он есть Пресвятая Троица - Отец, Сын и Святой Дух. Он исполнен любви в Себе, ибо «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8. 16), которая расточается вовне и возвращается обратно. В лице Сына Божия, Иисуса Христа, Бога истинного от Бога истинного, Бог соделался человеком. Господь столь велик, что ради нашего спасения согласился стать малым. Бог столь всемогущ, что может стать слабым и прийти к нам как беззащитное дитя, - и в образе Младенца Его невозможно не полюбить. Бог столь благ и прекрасен, что расстается с Божественным великолепием и спускается в вертеп, в нашу жизнь, в наш быт. Теперь мы можем Его здесь встретить и обрести, чтобы Его любовь, доброта и слава продолжали действовать через нас в этом мире. Он стал как мы, чтобы мы могли стать как Он, стать подобными Ему - новорожденными сынами и дочерьми, чадами Божиими. Рождественские дни пронизаны светом - тем светом, который изливается во тьму мира сего, во мрак невежества, ненависти и лжи. Да сбудется реченное задолго до пришествия Христова через пророка Исаию: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9, 2). Там, где являет себя слава Божия, там изливается свет, а с ним - любовь, тепло и правда. Этого света всегда жаждал и жаждет мир. И это значит, что лишь тогда мы подлинно празднуем Рождество Христово, когда Вифлеемский свет не гаснет в наших сердцах. Там, где сияет этот свет, где утверждается вера в Его явление, там жива любовь, внимание друг ко другу и милость прощения.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/1/35...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 10, 2011 год От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Кто во вселенной хозяин? Библейская картина мира теоцентрична. В книгах Ветхого Завета Бог предстает как творец вселенной, ее господин и промыслитель, которому подчинены все явления природы. Ему повинуются даже такие силы Хаоса, как Море/Океан, Левиафан, разнообразные морские чудовища, наводившие ужас на древних людей и враждебные им. Как правило, библейские авторы подчеркивают тварный характер этих сил. В частности, в книге Бытия рассказывается о сотворении Богом морей (Быт. 1, 9-10), а также морских змеев, называвшихся по-еврейски словом «танниним» (Быт. 1, 21, в Синодальном переводе «рыб больших»). В  103-м псалме говорится о сотворении Гос-подом Левиафана и о Божественном промысле, благодаря которому поддерживается жизнь всех обитателей моря и обеспечивается их пропитание (Пс. 103, 25-30). В некоторых поэтических текстах Священного Писания различные чудовища изображаются как враги Господни, над которыми Он одерживает победу (Ис. 27, 1; 51, 9, Пс. 73, 13-14). В любом случае, библейский взгляд на мир однозначен: царство природы имеет своего царя, которым является Господь Бог. Модель Вселенной, описанная в Ветхом Завете, не только теоцентрична, но еще и антропоцентрична. Человек — существо, созданное Богом. По своему составу человеческая плоть ничем не отличается от плоти животных: все тела были сотворены из праха земного (Быт. 2, 7, 19). Но, согласно Шестодневу, человек был создан после всех тварей на шестой день и стал венцом божественного творения (Быт. 1, 26-31). Кроме того, в отличие от всех остальных существ, он явил в себе образ и подобие Всевышнего (Быт. 1, 27). Человек был призван стать наместником Бога на земле и владычествовать над всеми тварями (Быт. 1, 28). Гимном, воспевающим величие Бога и достоинство человека, является 8-й псалом: " Ты... поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями. Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле!«,— такими словами псалмопевец прославляет Бога, возвысившего человека над всем своим творением (Пс. 8, 7-10).

http://old.aquaviva.ru/archive/2011/10/9...

Фольклор в Ветхом Завете Герои Священного Писания много поют. Поют на похоронах: вспомним плач Давида после смерти Саула и Ионафана (2 Цар 1:17–25). Поют на свадьбах: Песнь Песней — по сути, пьеса для голосов жениха, невесты и хора — представляет собой позднейшую переработку древнего фольклорного материала. Поют в момент особенно важных событий, например, как Ламех после рождения сыновей (Быт 4:23–24) или как израильтяне у колодца в пустыне (Чис 21:17–18). Победная песнь Моисея «Поем Господеви» после перехода через Красное море (Исх 15:1) — образец древней военной песни. А божественная реплика, обращенная к пророку Иеремии (Иер. 1:4–5), — пример debar YHWH («Слово Господа»), пророчества, облеченного в поэтическую форму. Прозаические жанры в Библии — предмет неустанных научных дискуссий. История сотворения мира (Быт 1–3), жертвоприношения Исаака (Быт 22), история Иосифа (Быт 37:39–50), завоевания Ханаана в книге Иисуса Навина, рассказ о возникновении династии Давида (1 Цар:16, 2–18, 13) или разрушении Храма (4 Цар 25:8–21) могут интерпретироваться как миф, эпос, легенда или сага. Весьма близки к жанру сказки Книга Ионы и Книга Товита, о которых речь пойдет ниже. Третий тип фольклора — разговорный, который предполагает участие двух собеседников. К нему относится, прежде всего, mšl — емкое, часто метафорическое, высказывание, квинтэссенция практической мудрости, что-то вроде наших пословиц и поговорок. Mšl сконцентрированы в Книге Притчей и в Екклезиасте, но спорадически встречаются по всему ветхозаветному тексту (Суд 8:2; 1 Цар 24:14; 3 Цар 20:11). В Ветхом Завете используются эпиграммы (краткие иронично-обличительные стихотворения) (Чис 23:7–10, 18–24; 24, 3–9, 15–24), притчи (Иез 17:2–10) и загадки — например, знаменитая загадка Самсона: «Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое» (Суд 14:14) Духовная лаборатория Что такое сказка? Это литературная обработка глубинного опыта человечества. В ней отражена древнейшая картина мира, прежде всего — религиозные представления, ритуалы, связанные с жизнью общины. Например, обряд инициации, то есть перехода человека из одной возрастной категории или социальной группы в другую. Слушая сказку, маленький человек проходит тот же путь, что прошло когда-то всё человечество. Опыт многих становится внутренним психологическим опытом каждого. Как это происходит?

http://bible.predanie.ru/na-chto-namekae...

Воздушные мытарства. Мытарство второе – лжи Цикл «Путь всей земли». Беседа 4-я О том, за какие грехи придется отвечать на втором мытарстве, как быть, если не можешь выполнить обет, зачем Всезнающий Господь идет смотреть на Вавилонскую башню, стоит ли стыдиться открывать священнику на исповеди свои грехи, легко ли жить, говоря всегда только правду, а также о том, как правильно исповедоваться и что недопустимо на исповеди, рассказывает протоиерей Олег Стеняев . «Мы приблизились к другому мытарству, называемому мытарством лжи. Здесь человек отдает отчет за всякое лживое слово, а преимущественно за клятвопреступление, за напрасное призывание имени Господня, за ложные свидетельства, за неисполнение данных Богу обетов, за неискреннюю исповедь во грехах и за все тому подобное, когда человек прибегает ко лжи», – повествует блаженная Феодора о втором мытарстве. Итак, грехи второго мытарства: О лживых словах в Псалтири сказано: «Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь» (Пс. 7: 15). Мы видим, что ложь рождается от неприязни к ближнему, когда человек «чреват злобою» – то есть затаил неприязнь, но не решается на открытое выступление против неприятного ему человека. О братьях Иосифа Прекрасного сказано: «И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно» (Быт. 37: 4). Эти слова: «и не могли говорить с ним дружелюбно» – сказаны в похвалу братьям, хотя ненавидеть брата – грех, но при этом они не лицемерили, и то, что было у них на сердце, было и на устах. Другой пример – когда была изнасилована Дина, дочь Иакова. Насильник и его отец пришли ее сватать, соглашаясь на любые условия: «И отвечали сыновья Иакова (Симеон и Левий. – прот. О.С. ) Сихему (насильнику Дины. – прот. О.С. ) и Еммору, отцу его, с лукавством; а говорили так потому, что он обесчестил Дину, сестру их» (Быт. 34: 13). Они вправе были наказать насильника Сихема, потому что он нарушил закон, установленный еще праотцом Ноем. Но говорить с лукавством… Позже их действия обнаружили их неправоту, и умирающий Иаков произнес на них проклятие: «Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их… проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа» (Быт. 49: 5, 7).

http://pravoslavie.ru/96189.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 7, 2011 год Вода очищающая В слове «крещение» нам прежде всего слышится «крест», и большинство из нас не задумывается об истории происхождения этого слова. Однако у читателей греческого текста Нового Завета возникали совершенно другие ассоциации. Греческое слово βπτισμα происходит от глагола βπτω, означающего «погружать», «окунать», «макать». Поэтому крещение Иоанна, описанием которого открывается Евангелие от Марка (Мк. 1, 1-8), буквально означало «омовение Иоанна» — обряд погружения в воду, совершавшийся Иоанном, сыном Захарии и Елизаветы, в Иордане. Ритуальные омовения были неотъемлемой частью ветхозаветной и греко-римской культуры. Вода — источник жизни человека, основа плодородия, именно поэтому великие реки, орошающие землю, вытекают из райского сада (Быт. 2, 10-14). Однако она может стать могучей и неудержимой стихией, уничтожающей в волнах потопа противящееся Богу творение (Быт. 7,11-24). Вода очищает и восстанавливает первозданную чистоту, потерянную в результате осквернения и загрязнения. Именно поэтому омовение служило подготовительным ритуалом к встрече с Богом, предполагавшей чистоту и непорочность сердца. Оно было частью посвящения ветхозаветных священников, а также совершалось ими перед каждым служением в Иерусалимском храме (Исх. 29). Сам Христос омывает ноги ученикам, приготовляя их тем самым к первой Евхаристии (Ин. 13, 8-10). Вода для ветхозаветного человека — символ свободы и новой жизни. Проходя через воды Чермного моря, Израиль свергает с себя узы египетского рабства — ведь именно через омовение в древности получали свободу рабы. В иудаизме существовал обряд перехода язычников в иудаизм, включавший погружение в присутствии раввинов в «живую», т.е. холодную и проточную воду. Раввины полагали, что после этого обряда «прозелит подобен новорожденному ребенку», поскольку его жизнь обретает совершенно новое качество.

http://old.aquaviva.ru/archive/2011/7/91...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 8 сентября в государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда прошло открытие выставки «Солдатский быт». Выставка посвящена 67-годовщине начала блокады Ленинграда. На ней показано, как многие солдаты, пройдя через все ужасы войны, смерть родных, близких, сослуживцев приходили в атеистической стране к вере в Бога. Редчайшие экспонаты для выставки передал музей «Неизвестная, неоконченная война», созданный при храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице. Это найденные поисковиками иконы и нательные кресты, распятия, самовар, а также более шестидесяти графических работ неизвестных художников 1941-1943 годов. В них рассказывается о жизни и быте солдат на Ленинградском и Волховском фронтах. Более шести десятилетий лет эти работы хранились в семье Евгения Поликарповича Корнильева, воина Великой Отечественной войны. А теперь эти уникальные свидетельства битвы за Ленинград будут впервые показаны петербуржцам и гостям города на выставке «Солдатский быт». По словам настоятеля Скорбященского храма на Шпалерной протоиерея Вячеслава Харинова, «выставка рассказывает о духовной жизни человека на войне. А ведь именно духовность делала наших воинов сильнее врага, сильнее прекрасно вооруженной немецкой армии. Война – это неестественное для человека состояние, потому что человек предназначен для мира. Только мир является благодатным и единственно возможным для человека, именно в нем раскрываются все самые лучшие стороны личности. И вы видите это даже в самых маленьких шедеврах, выставленных здесь».

http://old.aquaviva.ru/news/2008-09-10/1...

Библия, изложенная для семейного чтения Иосиф и сыновья Иаковлевы в Египте Иаков, Иосиф и его братья Казалось, что предстояло наконец успокоиться Иакову по возвращении на родину, где он мог жить независимо и свободно среди многочисленной своей семьи. Но не был счастлив детьми своими Иаков. Сыновья его, которые сделались впоследствии родоначальниками двенадцати колен израильского народа, управляемого Самим Богом, доставляли ему много огорчений. Между ними не огорчал его только сын Рахили Иосиф, и потому Иаков любил и отличал его преимущественно перед прочими детьми своими. Это возбуждало зависть в братьях Иосифа и служило поводом к раздору в семье. Окончательно раздражены были братья Иосифа, когда он рассказал им удивительные сны, виденные им, по истолкованию которых можно было судить о будущем его главенстве над ними. Вот первый сон, который Иосиф рассказал братьям своим: «Вот, мы вяжем снопы посреди поля; и вот, мой сноп встал и стал прямо; и вот, ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу. И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами? неужели будешь владеть нами?» Когда же Иосиф рассказал им и отцу своему и второй сон свой: «…вот, я видел еще сон: вот, солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются мне», то даже «побранил его отец его и сказал ему: что это за сон, который ты видел? неужели я и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли?» (Быт. 37, 7—10) Братья Иосифа окончательно возненавидели его и готовы были погубить. Случай к этому скоро представился. «Братья его пошли пасти скот отца своего в Сихем. И сказал Израиль Иосифу: пойди, посмотри, здоровы ли братья твои и цел ли скот, и принеси мне ответ. И послал его из долины Хевронской; и он пришел в Сихем. И нашел его некто блуждающим в поле, и спросил его тот человек, говоря: чего ты ищешь? Он сказал: я ищу братьев моих; скажи мне, где они пасут? И сказал тот человек: они ушли отсюда, ибо я слышал, как они говорили: пойдем в Дофан. И пошел Иосиф за братьями своими и нашел их в Дофане.

http://pravoslavie.ru/2794.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010