Митрополит Псковский и Порховский Тихон: «Разрушение скорби» 24.10.2022 12:32:00 Проповедь митрополита Псковского и Порховского Тихона произнесена 23 октября 2022 года, в Неделю о Наинской вдове, в Спасо-Казанском Симанском женском монастыре города Остров.   Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. В наше тяжёлое, жестокое время особенно близко и понятно горе матери, о которой мы слышали сегодня в Евангелии, потерявшей единственного сына. Сколько матерей сейчас разделяют её судьбу! Горе матери никто не может уврачевать, ничто не сможет залечить. Кроме одного Бога. И как это делает Господь, мы слышали сегодня в Святом Евангелии, в рассказе о встрече Спасителя с похоронной процессией и вдовицей, лишившейся своего единственного сына. Господь сотворил то одно, что могло утешить мать, – Он отдал женщине вновь живым её ребёнка. «Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить, и отдал его Иисус матери его» (Лк. 7:15). Это непостижимо для неверующего мира. Но мы слышали об этом не только нашим слухом, но и нашей верой. И знаем, что в великом происшедшем событии – основа христианской веры каждого из нас. Без веры в воскресение нет никакого христианства. «И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (Откр. 21:4), – возглашается в Священном Писании. Драгоценнейшая святыня нашей веры – как раз это утешение неисцелимой материнской боли, наша смиренная, но незыблемая надежда на то, что отрет Господь каждую из этих бесконечных человеческих слёз... Да: и в слезах, и в горе, и во зле на земле, и в смерти повинен сам человек, всё человечество. Но эта горькая и несомненная истина не утешит скорбящую мать. Это может совершить лишь Сам Господь, когда Своим вочеловечением, Крестом и Воскресением приведёт всё сотворенное и восставленное Им из падения в состояние, когда Он снова сможет произнести, как при сотворении мира: «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, (все) хорошо весьма» (Быт. 1:31). Именно к такому поразительному и непостижимому для нас высшему благу и гармонии Господь ведет Церковь – человечество, верующее в Него. Какими это свершится путями, непостижимо. Для нас ясно лишь то, что и силами всего человеческого рода такое абсолютно невозможно. Но мы веруем и знаем, что произойдет это непременно. И называться новая жизнь будет Царством Божиим. Знаем и то, что «многими скорбями надлежит нам войти в Него» (Деян. 14:22). И сейчас время этих скорбей.

http://radonezh.ru/2022/10/24/mitropolit...

Скачать epub pdf Глава 32. Пастырская апологетика Основой пастырской православной апологетики является раскрытие всей глубины христианской веры в Духе и Истине. Ибо Слово Господне не только Истина, но Дух и Жизнь Христовы. Апостол Павел сказал об Иисусе Христе: Все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь», – в славу Божию, через нас (2 Kop. 1:20) и этим явил образ христианской апологетики как положительного слова и действия. Пастырь, соблюдающий дух Пастыреначальника в самом себе и в своем приходе, совершает истинное апологетическое дело; раскрытое в жизни Православие – это несокрушимая скала в истории и в человеческой душе. Это самое острое оружие против греха и неправды, самое целительное лекарство для всех прикоснувшихся к страданию. Если свет Христов отражается светлым зеркалом души, то является тот свет Православия, торжество которого Церковь празднует в первую неделю Великого Поста. Не случайно, конечно, что этот свет воссиявает после молитвы и поста. Если мы вглядимся в евангельский образ Господа нашего Иисуса Христа, то увидим, как Он говорил и как Он молчал. Слова Христа мы слушаем и изучаем. Но так же поучительно Его молчание. Апологет, умеющий молчать, знает ценность истинного слова и никогда не произнесет его напрасно, никогда не вложит в яркое слово бесцветного внутреннего содержания. Православный пастырь-апологет – блюститель не только догматического символа, но жизни духа и веры. Символ веры реален лишь в общности жизни и духа. Если идет религиозный спор об Истине, или о тех или иных ее сторонах, апологет готовит себя к слову не только проверкой мыслей своих, своего знания, но и проверкой своего духа. Если дух его замутнен тщеславием, озлоблением, гневливостью, горделивостью, пренебрежением к человеку (хотя бы и еретику), православный апологет не может счесть себя достойным выступить в защиту Православия. Подходя к Истине, то есть к Божественной, горящей и никогда не его сгорающей Купине, апологет снимает обувь свою, то есть плотские мысли, чувства и желания. Прикасаясь к Истине, делаясь ее проводником, апологет сжигает в себе ее огнем то, что в духе не соответствует ей. И тогда Истина является не только мечом обоюдоострым ( Откр. 1:16 ), но и мечом пламенным ( Быт. 3:24 ), охраняющим Рай . Апологет делается ангелом, обладающим вдохновляющей силой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Авраам патриарх, прав. - житие АВРААМ ПРАВЕДНЫЙ Авраам (евр. " abraham - отец множества (библ. этимология), отец высоты; первоначально Аврам, евр. " abram- великий отец), ветхозаветный патриарх , родоначальник евреев и через сыновей от Агари и Хеттуры различных арабских племен. Данное Аврааму Богом благословение, универсально понимаемое в Новом Завете, делает его «отцом всех верующих» (Рим. 4, 11; Гал. 3, 6). Память 9 октября и в Неделю праотец. Родословие Авраама восходит к Симу (Быт. 11, 10-26), его отцом был Фарра, у которого родились сыновья: Аврам, Нахор, Аран (Быт 11, 26). С Авраама начинается новый этап «священной истории» послепотопного времени: прежнему ходу домостроительства Божия противопоставляется новое начало истории с Авраама (ср. Быт 11, 4 и Быт 12, 2). Книга Деяний святых Апостолов говорит о том, что Бог явился Аврааму еще в Месопотамии, прежде переселения в Харран (Деян 7, 2). Вместе со своим отцом Фаррой, племянником Лотом и женой Сарой он вышел из крупного по тем временам нижнемесопотамского города Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаан (Быт 11. 31). Фарра, который, как и отцы Израилевы, служил иным богам (Нав 24, 2), не дошел до Ханаанской земли и умер в Харране (Быт 11, 32). 75-летнего же Авраама Господь призывает идти дальше: " ...пойди из земли твоей, от родства твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе " - и дает ему обетование о великом потомстве и благословении: " И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные " (Быт 12, 1-3). Переселившись в Ханаан, Авраам дошел до Сихема. Там данное ему обетование было дополнено: Господь обещает отдать потомству Аврааму эту землю (Быт 12, 7). Авраам поселился в достаточно густо населенной по тем временам части Ханаана. В местах явления Господа Авраам строит Ему жертвенники, ставшие впоследствии святынями (Быт 12, 7 - в Сихеме; Быт 12, 8 - в Вефиле; Быт 13, 8 - в дубраве Мамре близ Хеврона).

http://pravicon.com/info-1620

Молитвенные позы в Ветхом Завете ПРАВОСЛАВИЕ.RU АПОЛОГЕТИКА     ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОПОВЕДИ АПОЛОГЕТИКА ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА СВЯТЫЕ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ НЕДЕЛИ ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск МОЛИТВЕННЫЕ ПОЗЫ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ И Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий, ходи предо Мною и будь непорочен... и пал Аврам на лице своё (Быт 17:1,3). Пророк Моисей В Ветхом Завете встречаются следующие варианты отношения к положению тела во время молитвы: Случай молитвы сидя встречается всего один раз - в известном эпизоде с войной против амаликитян, когда Моисей, стоя на холме, молился о победе, и когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик. Но руки Моисеевы отяжелели и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нём. Аарон же и Ор поддерживали руки его (Исх 17:11-12). Но здесь это, как видно из текста, является не более как вынужденной мерой для ослабевшего пророка. В общем же, следует признать, что Ветхому Завету не известна практика специально молитвы сидя. Пророк Иезекииль говорит: сидел я в доме моем, и старейшины Иудейские сидели перед лицем моим, и низошла на меня там рука Господа Бога (Иез.8:1). Возможно, это подразумевает молитву в сидячем положении. В некоторых местах также говорится о поклонах во время молитвы, но не совсем понятно, имеются ли при этом в виду собственно поклоны, либо же падения ниц. Некоторые тексты (в частности, Исх 34:8-9) указывают на предпочтительность последнего варианта, в связи с чем мы не решились выделять их в особую группу. Складывается впечатление, что древние праотцы не придавали какого-либо особого значения позе во время молитвословия. Так, лёжа на постели разговаривает с Богом Авраам во время ночного откровения (Быт 15.1-3), стоя у колодца молится раб Авраамов, поджидающий Рахиль (Быт 24:12-13), во время перехода молится Иаков (Быт 32:9).

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/mo...

Разделы портала «Азбука веры» Дни творения – дни или периоды (временные промежутки), в которые Бог  сотворил мир. Библейское повествование о мироздании указывает, что мир был сотворен за шесть дней. С одной стороны, Откровение допускает буквальное понимание библейского дня. С другой стороны, позволяет рассматривать его как период. Понимание библейского дня как хронологической единицы нашего времени чрезвычайно распространено в христианской традиции. Вместе с тем, такое понимание имеет определенные особенности. Оно должно быть согласовано с тем фактом, что состояние мироздания – флоры, фауны и самого человека в эти дни было качественным иным. Дело в том, что в сотворенном Богом мире отсутствовала смерть. Следовательно, если эти дни и совпадали с нашими 24-часовыми временными промежутками, то по сущности все же отличались от них, ибо весь материальный мир был лишен физического тления, гибели и деградации. Преподобный Ефрем Сирин отмечает, что растения, «во время сотворения своего, были порождения одного мгновения, но по виду казались порождениями месяцев и годов». Также и «животные, птицы и человек были вместе и стары и молоды, стары – по виду членов и составов их, молоды – по времени своего сотворения». Методы, основанные, в частности, на геологических данных, естественно, не могут учитывать, что при творении все процессы протекали гораздо быстрее, чем сейчас, и потому могут давать завышенные результаты при определении возраста Вселенной. Понимание библейского дня как иной хронологической единицы восходит к словам Псалтири: «пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний» ( Пс.89:5 ), а также к самому библейскому слову «йом» (день), которое в еврейском языке означает не только сутки, но и вообще некоторый ограниченный промежуток времени (См. также Быт.2:4 ; Исх.10:6 ; Лев.7:35-36 ; Чис.7:10, 84 ; Втор.9:24, 31:17-18, 32:7 , где слово «день» употребляется в более широком смысле). В таком случае богословы рассматривают шесть дней творения как шесть основных эпох становления мироздания.

http://azbyka.ru/dni-tvoreniya

Сотворение мира, создание скинии и чин освящения храма ПРАВОСЛАВИЕ.RU АПОЛОГЕТИКА     ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОПОВЕДИ АПОЛОГЕТИКА ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА СВЯТЫЕ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ НЕДЕЛИ ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск СОТВОРЕНИЕ МИРА, СОЗДАНИЕ СКИНИИ И ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ ХРАМА Закладка храма Святейшим Патриархом Алексием Современными библеистами установлена взаимосвязь между текстами первой главы книги Бытия, описанием создания скинии (Исход гл. 25-31, гл. 40), а также символами храмового богослужения в 24-й и 50-й главах книги Иисуса, сына Сирахова (P.J.Kearney, " Creation and Liturgy: The P Redaction of Ex 25-40 " , Zeitschrift fur die Alttestamentliche Wissenschaft 89, 1977; C.H.T.Fletcher-Louis, " The Temple Cosmology of P and Theological Anthropology in the Wisdom of Jesus ben Sira " , ed. C. A. Evans, Studies in scripture in early Judaism and Christianity, vol. 8; M.Barker, " Time and Eternity. The World of the Temple " , The Month, 1, 2001) . Соответствие последовательности строительства скинии семи дням сотворения мира - очевидно. В книге Бытия каждое из семи повелений Творца начинается словами: И сказал Бог (Быт 1. 3, 6, 9, 14, 20, 24, 26). В 25-31 главах книги Исход каждая из семи речей Бога, посвященных созданию скинии, начинается словами: И сказал Господь Моисею (Исх 25. 1; 30. 11, 17, 22, 34; 31. 1, 12). В 40-й главе Исхода семь этапов создания скинии разделены словами: Как повелел Господь Моисею (Исх 40. 19, 21, 23, 25, 27, 29, 32). Предлагаемая вниманию читателей сайта " Православие.Ру " заметка представляет собой попытку отметить некоторые параллели между вышеуказанными библейскими текстами и православными чинопоследованиями освящения храма. Я также стремился еще раз подчеркнуть ту истину, что православное богослужение является лучшим введением в Священное Писание.

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/so...

Брак в Кане Галилейской Исходным пунктом для понимания смысла христианского учения о браке должно быть мистически богословское употребление этого слова в качестве символа единства Церкви со Христом. Этот смысл не изобретен христианством на голом месте, а является завершением древнееврейского понятия о завете избранного народа с Богом как некоего «брачного» союза. В Ветхом Завете не только много прямых мест, уподобляющих отношения Израиля с Яхве отношениям Невесты и Жениха, но и весь дух еврейской Библии пронизан этой образностью. Этот брак существует, прежде всего, не на индивидуальном уровне, а на уровне всего народа: Израиль в целом – «Невеста Господа». Именно в терминах брачной верности и прелюбодеяния описываются верность Израиля своему Богу и неоднократные его отступления от этой верности в поклонение языческим богам. Если о браке Израиля с Господом говорится еще в основном в терминах телесной чистоты и телесной верности: служение истинному Богу есть честное супружество, а поклонение «камню и дереву», то есть языческим богам, есть супружеская измена, – то брак Христа и Церкви в Новом Завете описывается с большим акцентом на духовной его стороне, на тайне полного единства, достигаемого в этом союзе. Сами слова, которыми благословлен брак (Быт. 2, 24), апостол Павел относит, прежде всего, ко Христу и Церкви: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5, 31–32). Именно это уподобление наполняет глубоким смыслом предписания апостола о семейной жизни: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5, 22–25). В этих предписаниях нет ни хозяйственно-экономических, ни юридических мотивов, – не они составляют фундаментальное основание брака и семьи. Основанием является любовь, понимаемая как дар и жертва. Муж – глава жены на тех же основаниях, что и Христос – глава Церкви. А именно: муж может быть главой семьи, потому что любит жену так же, как Христос любит Церковь, – не по силе, может быть, но по способу, – он жертвует собой ради нее, он всю жизнь свою кладет без остатка на то, (продолжим прерванную цитату о предании Христом Себя за Церковь) «чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф. 5, 26–28).

http://pravoslavie.ru/192.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Архим. Эмилиан Симонопетра (правильнее говорить Симонопетритис)   Архим. Эмилиан Симонопетра (правильнее говорить Симонопетритис)   21 августа исполняется 76 лет со дня рождения старца Эмилиана из монастыря Симонопетра   21 августа мы празднуем юбилей  старца Эмилиана из монастыря Симонопетра. Он представляет целую эпоху жизни монастыря. Мы с большим уважением относимся к почитанию его таланта проповедника.   Тем не менее, надо признать, что он относился к тем проповедникам, которых, как говорят, «иногда заносит». Поэтому уважение к старцу на Афоне многие соединяют с улыбкой.  Некоторые считают, что стиль проповедей старца - это не афонская традиция. Есть разные мнения. Одно несомненно - его проповеди уникальны... Его поучения - это крик души. И конечно, главная особенность - это феерические прозрения, котрые захватывают своей метафоричностью и глубиной. В этом вы сейчас убедитесь.   Приводим часть его слова о молитве, сказанного в монастыре   Симонопетра . Также публикуем удивительные старые фотографии старца:       Фотогалерея Архим. Эмилиан Симонопетра Вся жизнь старца - служение       Архим. Емилиан Симонопетра и старец Ефрем Катунакский     Начиная молиться, я тотчас ощущаю непреодолимое препятствие, отделяющее меня от Бога, чувствую себя плотью, плотским человеком (я употребляю слово «плоть» в евангельском смысле, а не в том, что у нас нет души), понимаю, что я — плоть, а Он — Дух.   В сравнении с трансцендентностью Бога, святостью и сиянием Его славы я сразу же осознаю свое бессилие и вступаю в страшную битву, в состязание, так хорошо описанное в Ветхом Завете в картинах сражения Иакова (Быт. 32, 24 – 30) на знаменитой его лествице. Я, ничтожный человек, должен покорить Небеса и начать осаду крепостей Господа, завоевать Его расположение и подчинить своему желанию и устремлению, запрятанному в моей душе! Таким образом, вначале мы переживаем молитву как борьбу. Но обратите внимание, я не имею в виду борьбу с одолевающими мыслями (что мне тяжело молиться, что я с трудом собираю воедино свои помышления или силюсь победить свой сон или боль в коленях, что у меня начинается чесотка, и я не знаю, что мне делать, стараясь не чесаться) и не борьбу с голодом, когда мне хочется пойти поесть, но я говорю: «Нет, я продолжаю молиться!»

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=782

Разделы портала «Азбука веры» Православный календарь Литургия Преждеосвященных Даров возможна только ради полиелея. 6-й час: Ис.14:24-32 Веч.: Быт.8:21-9:7; Притч.11:19-12:6 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь небесных чинов Бесплотных, глас 4 Небесных воинств Архистратизи,/молим вас присно мы недостойнии,/да вашими молитвами оградите нас/кровом крил невещественныя вашея славы,/сохраняюще нас, припадающих прилежно и вопиющих:/от бед избавите нас,//яко чиноначальницы вышних Сил. Кондак небесным чинам Бесплотным, глас 2 Архистратизи Божии,/служителие Божественныя славы,/Ангелов начальницы, и человеков наставницы,/полезное нам просите, и велию милость,//яко Безплотных Архистратизи. Архангелу Гавриилу Тропарь Архангелу Гавриилу, глас 4 Небесных воинств Архистратиже,/молим тя присно мы недостойнии,/да твоими молитвами оградиши нас/кровом крилу невещественныя твоея славы,/сохраняя нас, припадающих прилежно и вопиющих:/от бед избави нас,//яко чиноначальник Вышних сил. Кондак Архангелу Гавриилу, глас 8 Пресветлыя и Честныя, и Вседетельныя,/пренеисчетныя и страшныя Троицы,/ты еси, Архистратиже, славный служителю и молитвенниче,/ныне непрестанно моли/избавитися нам от всяких бед и мук, да зовем ти://радуйся, покрове рабом твоим. Ин кондак Архангелу Гавриилу, глас 2 На Небесех зря Божию славу/и на земли с высоты подая благодать,/начальниче Ангелов, мудре Гаврииле, Божия славы служителю/и мира Божественный поборниче,/спасай, соблюдай вопиющия ти://сам буди помощник, и никтоже на ны. Ин кондак Архангелу Гавриилу, глас 2 Архистратиже Божий, служителю Божественныя славы,/Ангелов начальниче, и человеков наставниче,/полезное нам проси, и велию милость,//яко Безплотных Архистратиг. Величание Небесным Чинам Бесплотным Величаем вас,/Архангели и Ангели/и вся воинства,/Херувими и Серафими,//славящия Господа. Молитва 3-я Архангелу Гавриилу Святый великий Архангеле Гаврииле! Божию Престолу предстояй и озарением от Божественнаго света осиянный, ведением же непостижимых таин о превечней премудрости Его просвещенный! Всеусердно молю тя, настави мя к покаянию от злых дел и ко утверждению в вере моей, укрепи и огради душу мою от искушений прельстительных, и умоли Создателя нашего о отпущении грехов моих.О, святый великий Гаврииле Архангеле! Не презри мене грешнаго, молящагося тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но присно помощник мне явися, да непрестанно славлю Отца и Сына и Святаго Духа державу и твое предстательство во веки веков. Аминь. Молитва 2-я Архангелу Гавриилу

http://azbyka.ru/worships/

Религия в жизни избранного народа Сотворение мира      Ветхозаветное общество представляло собой теократию (греч. theos — Бог, kratos — власть, могущество). Бог Творец был не только Вождем, Законодателем народа, но и Судьей. Основанием Синайского законодательства является заповедь любить Бога, Который есть высший источник блага людей и порядка в обществе. Нравственный и правовой строй был подчинен Божественному закону. Поэтому в еврейском праве не было дифференциации между религиозно-обрядовыми, нравственными, юридическими нормами. Все они составляют единый Божий закон, установления которого были направлены на то, чтобы человек не уклонялся от воли Бога и был угоден Ему. Являясь первой ступенью Божественного Откровения, религия древнего Израиля имела воспитательное значение. Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою (Гал 3, 24). Деление времени у евреев      1. День и час Евреи считали день от одного захода солнца до другого (см.: Лев 23, 32). Когда хотели обозначить сутки (то есть двадцать четыре часа), говорили «вечер» и «утро». И был вечер, и было утро: день один (Быт 1,5). День разделялся на три части: утро, вечер и полдень. Было деление и на шесть частей (заря, восход солнца, жар дневной (около девяти часов утра), полдень, ветер или прохлада дня (то есть перед заходом), вечер (от захода солнца до наступления мрака). Слово «час» (шаа) впервые появляется у святого пророка Даниила (см.: Дан 4, 16; 5, 5). В библейские времена продолжительность его менялась в зависимости от времени года. Протяженность часа колебалась от 3/4 до 5/4 нашего часа. День во времена Иисуса Христа разделялся на четыре равные части (по три часа): первый час (с восхода солнца), третий час (с девяти часов утра), шестой час (с полудня), девятый (с трех часов вечера). Крестная смерть Иисуса Христа наступила в девятый час: От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого (Мф 27, 45). Первый час начинался с восходом солнца, двенадцатый кончался с заходом. До вавилонского плена иудеи разделяли ночь на три стражи: первая — от захода солнца до полуночи, вторая стража — полночная (продолжалась до пения петуха) и третья стража, утренняя, оканчивалась с восходом солнца.

http://pravoslavie.ru/104164.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010