Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Иуда Иуда [евр. Йехуда, «восхваление Господа» (ср. Быт. 29:35 )]: 1) четвертый сын Иакова и Лии ( Быт. 29:35 ; Быт. 35:23 ). Когда его братья Симеон и Левий мстили ⇒ Сихему за бесчестие их сестры Дины, И. не принимал в этом участия ( Быт. 34 ). И. предложил продать Иосифа, вместо того чтобы убить его ( Быт. 37:26,27 ). Отделившись от своих братьев, И. поселился по соседству с одолламитянином Хирой ( Быт. 38:1 ). Дочь хананея Шуы родила ему трех сыновей: Ира, Онана и Шелу. Старший сын Ир, прожив недолго в браке с Фамарью, умер; Онан также умер в наказание за то, что не желал в левиратном браке (⇒ Брак ) продолжить род умершего брата. И. отложил брак Фамари со своим младшим сыном, т.к. боялся за его жизнь. Но Фамари удалось, переодевшись блудницей, соблазнить И. и зачать от него. Она родила близнецов Фареса и Зару. Фарес стал предком ⇒ Давида , а след., и Иисуса ( Руф. 4:18–22 ; 1Пар. 2:5,9–16 ; Лк. 3:33 ), «льва от колена Иудина» ( Откр. 5:5 ). Во время второго путешествия сыновей Иакова в Египет И. взял на себя ответственность перед отцом за Вениамина, а затем предложил себя в рабы Иосифу вместо Вениамина ( Быт. 43:8,9 ; Быт. 44:18–34 ). Иаков на пути в Гесем послал И. вперед себя к Иосифу ( Быт. 46:28 ). Благословляя своих сыновей, Иаков дал И. благословение с обетованием ( Быт. 49:8–12 ); 2) потомки И. образовали одноим. колено. При первом исчислении народа в пустыне число боеспособных мужчин колена И. составляло 74 600 человек ( Числ. 1:26,27 ); к концу странствования по пустыне оно увеличилось до 76 500 человек ( Числ. 26:22 ). В обоих случаях колено И. оказывалось самым многочисл. Оно возглавляло колонну израильтян на марше и первым разбивало стан в период странствований по пустыне ( Числ. 2:3–9 ; Числ. 10:14 ), во время жертвоприношения при освящении жертвенника ( Числ. 7:12 ), при разделе и завоевании Ханаана ( Нав. 15:1 ; Суд. 1:1.2 ), в войне с вениамитянами ( Суд. 20:18 ). В Нав.15 описан удел И. в земле обетованной.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Глава 27 Намерение и распоряжение Исаака История благословения Иакова помимо Исава представляет один из разительных примеров столкновения естественных человеческих стремлений и определений божественной воли, бесплодности первых и непреложности последних ( Мал. 1:2 ; Рим. 9:10–13 ). На вопрос: «почему Бог не открыл Своей воли Исааку?» – блаженный Феодорит отвечает: «чтобы явственным сделалось Божие попечение об Иакове, а сие открывается в том, что Исаак усиливался благословить Исава, Божия же благодать, против воли Исааковой, привлекла благословение на Иакова. Это уразумел и сам Исаак. Ибо, употребив все средства... приведенный в ужас случившимся, не огорчился, как обманутый сыном, но познал намерение Божье и подтвердил данное им благословение» (отв. на вопрос 81; ср. Иоанн Златоуст , Бес. на Бытие 53 , с. 566). Быт.27:1–2 . Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. [Исаак] сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; О потере Исааком зрения говорится потому, что именно слепота Исаака объясняет возможность обмана его со стороны Ревекки и Иакова, при благословении его. По мнению раввинов (М. Bereschit-rabba, s. 311), Исаак потерял зрение при принесении его отцом в жертву: он слишком пристально устремил тогда молящий взор свой на небо. В действительности, слепота была следствием старости Исаака – 137-летнего возраста, в каком возрасте за 14 лет пред тем умер брат его Измаил ( Быт. 25:17 ): это и расположило Исаака готовиться к смерти (которой ожидал и Исав, Быт. 27:41 ). Указанный возраст Исаака, а равно и вообще хронология жизни Исаака и Иакова устанавливается так. При переселении Иакова с семьей в Египет он имел 130 лет ( Быт. 47:9 ), Иосиф в это же время был 39 лет (30 лет ему было при его возвышении у фараона + 7 лет плодородия + 2 года голода, Быт. 41:46–47, 45:6 ), следовательно, Иосиф родился у Иакова на 91 году его жизни и, по Быт. 30:25 (сн. Быт. 31:41 ), через 14 лет по прибытии Иакова в Месопотамию. Таким образом, бегство Иакова произошло на 77 году его жизни – на 137 году Исаака (по Быт. 25:26 при рождении Исава и Иакова Исаак имел 60 лет), который после того жил еще 43 года (ум. 180 лет, Быт. 35:28–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Как бы различно ни понимались задачи пастырства, несомненно, прежде всего, то, что оно есть известного рода общественное служение; поэтому и в библейской истории мы можем искать первых следов пастырского служения лишь с того времени, когда начинает действовать народ с так или иначе организованной общественной жизнью. В истории евреев таким начальным моментом является выход из Египта. До этого времени, хотя, несомненно, религиозная жизнь еврейских праотцов уже имела некоторые утвердившиеся формы, – так, напр., строились жертвенники ( Быт.8:20, 12:7–8, 13:4, 18, 26:25, 35:1, 7 ), приносились жертвы ( Быт.4:3–4, 8:20, 15:9–10, 31:54 ), совершались возлияния ( Быт.28:18 ), давались обеты ( Быт.28:20–22 ) и материальные приношения ( Быт.28:20–22 ), – но все эти религиозные действия были делом частным, личного усмотрения, без всякой общественной организации: здесь всякий был и пастырем, и пасомым вместе. Правда, из библейских данных можно заключать с достаточной твердостью о том, что и до Моисея у евреев было священство, хотя и не в том организованном виде, какой после дан был ему Моисеем, но, по крайней мере, с обязанностью специального исполнения жреческо-религиозных треб. Так, не говоря уже о примере египтян с их прочно организованным священством, – пример, столько лет бывшем пред глазами евреев, – трудно предположить, чтобы религиозно-священнические отправления, вполне известные еще патриархам, не организовались в систему и не получили значения общественного служения при постепенном размножении небольшой семьи Израиля в шестисоттысячный народ ( Быт.46:27 ; Исх.12:37 ), когда и в гражданском быту, несмотря на подневольное положение в Египте, евреи имели и до Моисея определенный институт старейшин и начальников ( Исх.4:29, 16:22 ). И, действительно, еще задолго до постановлений Моисея о священстве, в третьем еще месяце по исходе из Египта, евреи имеют уже священников «приближающихся к Господу» ( Исх.19:22 ), – это, очевидно, священники, вышедшие, как таковые, еще из Египта; затем, еще до всякого законодательства о жертвах, евреями, только что вышедшими из Египта, приносятся уже жертвы ( Исх.18:12, 24:5 ) и строятся жертвенники ( Исх.20:24–25, 24:4–5 ); наконец, и ряд религиозных установлений Моисея начинается далеко не со священства: устанавливается праздник Пасхи с целью увековечения памяти о выходе из Египта ( Исх.12 ), дается с той же целью закон о посвящении Богу всех первенцев израильских ( Исх.13:2 ), дается заповедь о субботе ( Исх.16:23–30 ), объявляется повеление о способе устройства жертвенников Господу ( Исх.20:24–25 ) и, как мы сказали, когда нужно, приносятся жертвы, – словом, первые действия и повеления Моисея в пустыне таковы, что они предполагают существующее уже и действующее священство.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kulyuki...

Глава 39 Иосиф в доме Потифара Быт.39:1 . Иосиф же отведен был в Египет, и купил его из рук Измаильтян, приведших его туда, Египтянин Потифар, царедворец фараонов, начальник телохранителей. После некоторого отступления, гл. 38, от нити рассказа об Иосифе ( Быт. 37:36 ), священнописатель продолжает историю последнего. Если в Ханаане, как показывает история Иуды, 38 гл., потомкам Авраама предстояла опасность сближения и даже слияния с хананеянами, то отведение Иосифа в Египет, в конце концов вызвавшее переселение всего потомства Иакова в Египет, предуказывало на необходимость развития и вступления богоизбранного племени в общество Господне в исключительных условиях жизни в Египте, где потомки Иакова, с одной стороны, позаимствовали многие блага египетской цивилизации, но, с другой стороны, при значительной изолированности своей от египтян (гнушавшихся евреями и другими номадами, Быт. 43:32 ), сумели сохранить свою национальную цельность и чистоту религиозного наследия. Быт.39:2 . И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина. Выражение «был Господь с Иосифом» иудейские толковники понимают так, что, оторванный от отца и родной семьи, Иосиф постоянно имел Бога в мысли и сердце своем, почему и Бог, как Отец небесный, являл ему особое попечение (Мидраш делает сравнение, напоминающее притчу Господа о попечении Бога об одной заблудшей овце более, чем о 99 не заблудших). «В доме господина», т.е., по иудейскому толкованию, не был принуждаем к черным (земледельческим) работам. Быт.39:3–4 . И увидел господин его, что Господь с ним и что всему, что он делает, Господь в руках его дает успех. И снискал Иосиф благоволение в очах его и служил ему. И он поставил его над домом своим, и все, что имел, отдал на руки его. Благословение Божие на Иосифе и делах его не укрывается от взора язычника – господина его (ст. 3), как благословение Бога над Исааком было примечено филистимлянами ( Быт. 26:28 ); над Иаковом – Лаваном ( Быт. 30:27 ), и он облекает его полным доверием и властью в доме и сделал надсмотрщиком над своими рабами (в Риме такой надсмотрщик называется atriensis; надзиратели этого рода часто встречаются изображенными на египетских скульптурах, ср. Мф. 24:45–47 ; Лк. 12:42–44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 43 Иаков под давлением необходимости и по усиленным просьбам сыновей отпускает с ними Вениамина Быт.43:1–2 . Голод усилился на земле. И когда они съели хлеб, который привезли из Египта, тогда отец их сказал им: пойдите опять, купите нам немного пищи. Хлеба, привезенного 9-ю сыновьями Иакова, при многочисленности семьи его, едва ли могло достать на долгое время (может быть, слуги и другие домочадцы Иакова и не питались этим хлебом, а довольствовались разными суррогатами хлеба, кореньями и т.д.), и скоро, ввиду усиления всюду голода (ст. 1) запас хлеба у семейства Иакова вышел, и он снова побуждает сыновей отправиться в Египет. Быт.43:8–9 . Иуда же сказал Израилю, отцу своему: отпусти отрока со мною, и мы встанем и пойдем, и живы будем и не умрем и мы, и ты, и дети наши; я отвечаю за него, из моих рук потребуешь его; если я не приведу его к тебе и не поставлю его пред лицем твоим, то останусь я виновным пред тобою во все дни жизни; Речь Иуды, отселе выступающего в качестве главного действующего лица (как бы в предвестие будущего признания за ним со стороны отца прав первородства, Быт. 49:8–11 ), дышит тем же самоотвержением, как и речь Рувима ( Быт. 42:37 ): оба эти брата Иосифа были непричастны преступным замыслам других братьев на жизнь Иосифа, оба в свое время употребляли усилие спасти его, и потому с чистою совестью могли говорить теперь пред отцом. Но речь Иуды отличается от Рувимовой большею умеренностью порывов чувства, большею рассудительностью и убедительностью, что все, в связи с преимущественным доверием к нему Иакова (сравнительно с отношением его к Рувиму ввиду Быт. 35:22 ), склонило старца к признанию необходимости отпустить Вениамина. Последний в речи Иуды назван (ст. 8) «отроком» (евр. naar; Vulg. «puer»), хотя в данное время он имел около 25 лет, и у него было уже несколько сыновей ( Быт. 46:21 ), – назван таким эпитетом, как самый меньший из братьев. Подобное употребление евр. naar встречается и в других библейских местах. Напр., Соломон в молитве к Богу, по воцарении, называет себя отроком малым ( 3Цар. 3:7 ), между тем он в это время уже имел сына, Ровоама. Впрочем, особенная заботливость Иакова о Вениамине проистекала не из маловозрастности его, а из особой привязанности к этому второму и последнему сыну своему от любимой Рахили (ср. Быт. 44:27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Кто во вселенной хозяин? Библейская картина мира теоцентрична. В книгах Ветхого Завета Бог предстает как творец вселенной, ее господин и промыслитель, которому подчинены все явления природы. Ему повинуются даже такие силы Хаоса, как Море/Океан, Левиафан, разнообразные морские чудовища, наводившие ужас на древних людей и враждебные им. Как правило, библейские авторы подчеркивают тварный характер этих сил. В частности, в книге Бытия рассказывается о сотворении Богом морей (Быт 1, 9–10), а также морских змеев, называвшихся по-еврейски словом «танниним» (Быт 1:21, в Синодальном переводе «рыб больших»). В 103м псалме говорится о сотворении Господом Левиафана и о Божественном промысле, благодаря которому поддерживается жизнь всех обитателей моря и обеспечивается их пропитание (Пс 103, 25–30). В некоторых поэтических текстах Священного Писания различные чудовища изображаются как враги Господни, над которыми Он одерживает победу (Ис 27, 1; 51, 9, Пс 73, 13–14). В любом случае, библейский взгляд на мир однозначен: царство природы имеет своего царя, которым является Господь Бог. Модель Вселенной, описанная в Ветхом Завете, не только теоцентрична, но еще и антропоцентрична. Человек — существо, созданное Богом. По своему составу человеческая плоть ничем не отличается от плоти животных: все тела были сотворены из праха земного (Быт 2, 7, 19). Но, согласно Шестодневу, человек был создан после всех тварей на шестой день и стал венцом божественного творения (Быт 1, 26–31). Кроме того, в отличие от всех остальных существ, он явил в себе образ и подобие Всевышнего (Быт 1, 27). Человек был призван стать наместником Бога на земле и владычествовать над всеми тварями (Быт 1:28). Гимном, воспевающим величие Бога и достоинство человека, является 8й псалом: «Ты… поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями. Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле!», — такими словами псалмопевец прославляет Бога, возвысившего человека над всем своим творением (Пс 8:7–10).

http://bible.predanie.ru/prepodavatel-ka...

Разделы портала «Азбука веры» Священник Владимир Хулап " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 1  голос:  5.0 из  5) Оглавление Брак был установлен Богом в раю еще до грехопадения Адама и Евы ( Быт. 1:28 ; Быт. 2:22 ), поэтому он рассматривался как священное, божественное установление во всех дохристианских культурах, и, как следствие, его заключение было связано с совершением определенных религиозных церемоний. Наши сегодняшние чинопоследования обручения и венчания уходят своими корнями в глубокую дохристианскую древность, восходя по форме к ветхозаветным и греко-римским корням. Заключение брака в Ветхом Завете и греко-римской среде Священное Писание Ветхого Завета нигде не дает полного описания «чина» заключения брака, однако мы находим в нем ряд важных элементов. Прежде всего, его «двухступенчатая» структура, состоявшая из помолвки и собственно свадьбы, которые четко разграничиваются ( Втор. 22:22–23 ). Пророк Осия использует термин «обручение» в переносном смысле для обозначения верности и постоянства завета с Богом, ориентированного на будущее исполнение ( Ос. 2:19–20 ). Помолвка имела прежде всего правовое значение и состояла в передаче женихом денежной суммы или дара отцу невесты ( Быт. 34:12 ; Исх. 22:16 ; 1Цар. 18:25 ), в более позднее время происходило составление брачного контракта ( Тов. 7:13 ). Через это устанавливался предварительный союз не только между женихом и невестой, но и между их семьями, который окончательно реализовывался в свадебной церемонии. Т. к. все правовые вопросы решались во время помолвки, свадьба была прежде всего большим семейным праздником, на который часто приглашались все жители селения ( Быт. 29:22 ). Молодые, празднично одетые и увенчанные венками ( Ис. 49:18; 61:10 ; Иер. 2:32 ; Иез. 16:10–12 ), в сопровождении друзей ( 1Мак. 9:39 ; Пс. 44:15 ) и гостей торжественной процессией шли из дома невесты в дом отца жениха, что символизировало переход девушки в новую семью мужа. По прибытии процессии здесь устраивался брачный пир, который длился неделю ( Быт. 29:27 ) или даже две ( Тов. 8:19 ). Вечером молодые вводились в брачную опочивальню ( Тов. 8:1 ). С заключением брака были тесно связаны молитвы и благословения, некоторые из них сохранились в тексте Ветхого Завета ( Быт. 24:60 ; Руф. 4:11–14 ; Тов. 8:4–8 ).

http://azbyka.ru/semya/kratkaja-istorija...

Глава 9 Бог благословляет Ноя Быт.9:1 . И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им Подобно тому, как родоначальник первого мира – Адам, тотчас же по сотворении, получил от Бога особое благословение ( Быт. 1:28–30 ), и родоначальник второго мира – Ной получает подобное же благословение. Как то, так и это благословение одинаково касается трех пунктов: размножения человека, его власти (обладания) над животными и его питания. Сила этого божественного благословения касалась не одного только праведного Ноя, но и «сынов его», т. е., как наличного, так и будущего его потомства, короче сказать – всего человеческого рода, обновленного теперь и призванного к новой жизни. плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю; Но не добавлено, как некогда Адаму: «и обладайте ею», так как человек через грехопадение утратил эту богоподобную силу или, по крайней мере, сильно умалил и сократил эту богоподобную свою способность. И только второй Адам – Господь наш Иисус Христос, уничтоживший власть греха, снова покорил все под ноги Свои и не оставил ничего Ему непокоренного ( 1Кор. 15:27 ; Еф. 1:22 ; Евр. 2:8 ). Быт.9:2 . да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; «Сего не было в благословении, данном Адаму: он был владыкою твари, но не страшным. Когда же внутреннее достоинство человека уже не покоряет ему тварей, Бог обуздывает их страхом» (Филарет). Быт.9:3 . все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам всё; Это будет уже второй по числу закон о пище ( Быт. 2:16 ), разрешающий теперь наряду с прежними родами ее – зеленью и полевыми злаками еще и один новый, именно – мясо животных, птиц и рыб, словом все то, что движется и живет. Причину нового разрешения блаженный Феодорит выясняет следующим образом: «Бог, провидев наклонность человека к идолослужению и обоготворению животных, дал плоть сих последних в пищу, дабы познал, сколь неприлично воздавать божеское почтение земным существам, которые можно убивать и съедать». Запрещение вкушения крови и человекоубийства

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 28 1–5. Учреждение ветхозаветной иерархии и священные одежды. 6–39. Одежды Аарона-первосвященника. 40–43. Одежды сынов Аароновых. Исх.28:1 .  И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых. Учреждение ветхозаветной Иерархии. До Синайского законодательства у евреев действовало право естественного священства: глава семьи был в то же время и священником, – приносил жертвы ( Быт. 12:7, 22:2, 26:25, 28:18 ). С устройством же скинии и возникновением сложного культа для богослужения назначаются особые священники, члены фамилии Аарона, с ним, как первосвященником ( Лев.21.10 , Исх. 20:7 , Чис. 35:28 ), во главе. Для служения при скинии они предназначаются Богом еще в Египте ( 1Цар. 2:27–28 ), и оно дается им как дар ( Чис. 18:7 ). Но, будучи делом свободного божественного установления, избрание священников из колена Левиина вызывалось, можно думать, его сравнительной нравственной чистотой и религиозностью. Если даже не придавать особенного значения свидетельству еврейского предания, что пред исходом из Египта колено Левиино повело борьбу за исповедание Всевышнего против увлекавшихся язычеством, то и тогда о его религиозности может свидетельствовать поведение левитов после поклонения золотому тельцу при Синае ( Исх. 32:27–28 ). «Возьми к себе», – ты близок ко Мне, ты посредник между Мной и народом, в такое же положение повелеваю поставить и твоего брата с его сыновьями. Исполнение обязанностей священного служения, поставляя служащих в положение посредников между Богом и народом, делает их лицами, принадлежащими Богу. Они не священники народа, но священники Богу. Исх.28:2 .  И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия. Одежды Аарона и его сыновей указывали на их сан, служили внешним отличием священных лиц от остального народа. Отсюда, как носимые только священниками, они называются «священными». Священны они и потому, что надевались только при священнодействиях ( Исх. 29:29, 31:10 ). Говоря далее о «славе и благолепии» служения, одежды соответствовали благолепию святилища.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» Протоиерей Дионисий Свечников " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 5  голосов:  5.0 из  5) Оглавление Протоиерей Дионисий Свечников Сожительство – невероятно популярная форма отношений между мужчиной и женщиной в современном мире. В так называемый «гражданский брак» вступают и молодежь, и люди более старшего возраста, часто уже имеющие за спиной опыт официального брака. Как правило, люди высказывают как аргумент мысль о том, что отсутствие официоза в их отношениях благотворно сказывается на их отношениях. Нет печати в паспорте, полная свобода в действиях – наслаждайся жизнью. Но все ли так просто и безоблачно? На самом деле, сожительство влечет за собой целый клубок проблем, рассказать о которых призвана эта статья.  1. Нарушение воли Бога Для того чтобы осознать, как нарушаются заповеди Божьи в сожительстве, необходимо рассмотреть православное учение о браке. Различие полов – мужского и женского – было даровано человечеству особым актом Божественного творения в начале времен: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» ( Быт.1:27 ). Сотворение жены было отлично по форме от акта творения мужчины «И навёл Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из рёбер его, и закрыл то место плотью. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел её к человеку» ( Быт.2:21-22 ), и именно Адаму, первому человеку, Бог предложил дать имя новому творению: «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» ( Быт.2:23 ). Еврейское слово «жена» (иша), использованное в книге Бытия, произведено от слова «муж» (иш) и этим самым имеет в себе ясный намек на историю происхождения жены от мужа. Бог установил брачный союз первых людей и преподал им особое благословение: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» ( Быт.1:27-28 ). Заповедь плодиться и размножаться была высказана Творцом всему живому, но только первобытной чете людей была отведена особая роль обладать землей и всем, что на ней. Бог, установив союз первых людей, обеспечил их всем необходимым для соблюдения Его воли.

http://azbyka.ru/semya/12-argumentov-pro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010