Тамо явились два пророка: Моисей и Илия; потом из облака, покрывшего апостолов, возгремел глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте ( Мк. 9:7 ). Сим явлением показаны, как основание и условие христианской Религии, так и то, что Он имеет принять страдания волею Своею, и что такая же по смерти в вечном животе будет слава тех, кои будут в Него веровать и Ему в терпении последовать. Сие Христово Преображение празднуется 6 августа, яко великое доказательство Христианства. Когда, так продолжает св. Тихон беседовать об основании Христианства, – когда пришло время Христу страдать и умереть, торжественно вступил Он в Иерусалим, сопровождаемый восклицаниями: осанна!.. ( Мф. 21:9 ). И тамо, по принятии многих бесчестий, посмеяний, хулений, ран, на кресте наг между двумя разбойниками повешен, часу в шестом дня, и тогда тьма бысть по всей земли, и завеса церковная раздрася, земля потряслась, камения распались и телеса усопших восташа... В третий же день воскрес силою Божества Своего и многажды являлся ученикам Своим, поучая их царствию Божию... И в течение 40 дней наставив, Он вознесся на небо и воссел одесную Бога Отца... В день же 50-й по воскресении Его, снисшел Св. Дух в виде огненных языков на всех Апостолов, Которым они укрепившись, идолопоклонство, прелесть бесовскую упразднили, и пришествие Сына Божия в мире проповедали, и так научили всех, как их самих научил Христос и Дух Святой, в них живущий, которых учение св. Православная Церковь и до ныне одна неизменно содержит... Вот от св. Тихона – изъяснение основания Веры, которой научены, которою содержим и которою да спасемся! Религию патриархальную , или богословие патриархов учители церкви и толкователи св. Писания представляют в следующих пунктах: I. Бог есть существо, ни от кого не зависящее и от мира сего различное ( Быт. 1:1 ). Он предвечен ( Быт. 21:33 ), всеведущ ( Быт. 3:11; 15:13–15; 18:18 ; Исх. 1:7 ), истинен ( Быт. 6:7 ; Быт. 7 ; Быт. 25:16 ), всемогущ ( Быт. 17:1 ; Быт. 18, 19 ; Быт. 33:20 ), свят и праведен ( Быт. 18:25 ; Быт. 19:13 ), человеколюбив и многомилостив ( Быт. 24:12 ; Быт. 32:16 ), хотящий спасения всем человекам ( Быт. 6:3 ), верховный ( Быт. 14:19 ). |
Паремия, положенная на вечерне в понедельник пятой седмицы Великого поста (Быт 13,12–18) XXII. Паремия, положенная на вечерне седьмой недели по Пасхе, на воспоминание первого Вселенского собора (Быт 14, 14–20) XXIII. Паремия, положенная на вечерне во вторник пятой седмицы Великого поста (Быт 15, 1–15) XXIV. Паремия, положенная на вечерне в среду пятой седмицы Великого поста (Быт 17, 1–9) XXV. Паремия, положенная в праздник Обрезания Господня, 1-го января (Быт 17,1–7, 9–12, 14) XXVI. Паремия, положенная на праздник рождества св. Иоанна Предтечи, 24 июня (Быт 17:15–17,19, 18:11–14, 21:1–8) XXVII. Паремия, положенная на вечерне в четверток пятой седмицы Великого поста (Быт 18, 20–33) XXVIII. Паремия, положенная в пяток пятой седмицы Великого поста и в Великую Субботу (Быт 22,1–18) XXIX. Паремия, положенная на вечерне в понедельник шестой седмицы Великого поста (Быт 27,1–41) XXX. Паремия на вечерне в Богородичные праздники (Быт 28, 10–17) XXXI. Паремия на вечерне во вторник шестой седмицы Великого поста (Быт 31, 3–16) XXXII. Паремия на вечерне в среду шестой седмицы Великого поста (Быт 43, 26–31, 45, 1–16) XXXIII. Паремия, положенная на вечерне в четверток шестой седмицы Великого поста (Быт 46, 1–7) XXXIV. Паремия на вечерне в субботу Ваий (Быт 49:1–2, 8–12) XXXV. Паремия на вечерне в пяток шестой седмицы Великого поста (Быт 49, 33, 50,1–26) Епископ Виссарион [Нечаев] и его истолковательные труды Епископ Виссарион (в миру – Василий Петрович Нечаев) родился 13 марта 1822 года в селе Каледине Крапивинского уезда Тульской губернии в семье диакона. Происхождение из духовного сословия располагало его к постепенному постижению классической трехступенчатой системы обучения: духовное училище – семинария – академия, что и было им блестяще исполнено. В 1844 году Василий Нечаев окончил Тульскую духовную семинарию, затем был принят в Московскую духовную академию, обучение в которой завершил магистром XVI курса (выпуска 1848 года) в числе лучших студентов. Курсовое (выпускное) сочинение студента МДА Василия Нечаева было посвящено выдающемуся российскому иерарху, богослову и историку, святителю Димитрию Ростовскому . |
«О Господи Боже (Яхве)! Я не умею говорить, ибо я еще молод.» И Яхве отвечает: «...все, что повелю тебе, скажешь.» (Иер.1,5-7). Иеремия в данном случае — уста Яхве. Момент его призвания совпадает с дарованием Божественного слова (Иер.1, 9), обращенного к народам и царствам. Таким образом, он говорит так: «Сердце мое во мне раздирается, все кости мои сотрясаются; я — как пьяный, как человек, которого одолело вино, ради Господа, ради святых слов Его» (Иер.23, 9). И именно слово «Яхве» делает Иеремию объектом насмешек и издевательств, но оно его поддерживает в служении пророка. Именно из него Иеремия черпает свое вдохновение. Пророк не использует слово, но служит этому слову. Чувства греха у Иеремии наиболее обострено, пророк чувствует грех, который проявляется в измене Богу, в невнимании к Слову Божию, в незнании Бога и Его промысла. Он говорит: «Даже учители закона не знают Меня, и ходите вслед иных Богов, которых вы не знаете». И в этом Иеремия кается за весь народ. «Возвратись отступница, дочь Израилева, —говорит Господь, — Я не изолью на вас гнева моего, ибо Я милостив, не вечно буду негодовать; признай только вину твою». (Иер.З, 12) Последняя тема — речь Иеремии в Храме, куда входит ряд тем, которые нужно знать, вернее их символы, которые встречаются и в других его пророчествах. Это «жезл миндального дерева» — он переводится, как бдительность; «кипящий котел» означает суд; «льняной пояс» — изничтожение, это повязка, которая символизирует его рабство (что на Христе осталось во время Его казни); «запрещение брака» — воздержание; «горшечник» — всемогущество Божие; «разбитый кувшин» — уничтожение; «две корзины смокв» — возможность выбора; «покупка поля» — дело веры; «зарытые камни» — покорение; «погруженная книга» — бедствие. Важнейшие предсказания : 1. Исполнившиеся предсказания: разрушение Иерусалима; 70-летний плен (Иер.25,11); возвращение из пленения (Иер.29,10): восстановление Иерусалима (Иер.30,18); суд над Вавилоном; Новый Завет благодати, Христос (Иер.31,31-34); объединение Иудеи и Израиля (Иер.3,18). |
Глава 22 1–13. Иуда у первосвященников и книжников. Приготовление пасхальной вечери. – 14–23. Установление Евхаристии и предсказание Христа об измене Иуды. – 24–30. Спор о первенстве. – 31–34. Предсказание об отречении апостола Петра. – 35–38. Слово о мече. – 39–53. Молитва на горе Елеон и взятие Христа воинами. – 54–71. Отречение апостола Петра и осуждение Христа. Лк.22:1 . Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, Лк.22:2 . и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа. Лк.22:3 . Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, Лк.22:4 . и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Лк.22:5 . Они обрадовались и согласились дать ему денег; Лк.22:6 . и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе. Лк.22:7 . Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца, Лк.22:8 . и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. Лк.22:9 . Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? Лк.22:10 . Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, Лк.22:11 . и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? Лк.22:12 . И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. Лк.22:13 . Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху. О путешествии Иуды к первосвященникам и книжникам евангелист Лука говорит согласно с Марком, опуская только историю помазания ( Мк.14:1–16 ; ср. Мф.26:1–16 ). «Праздник опресноков, называемый Пасхою» (стих 1). Евангелист Лука отожествляет оба названия, потому что в самом деле опресноки полагалось вкушать уже в день Пасхи. «Боялись народа» (стих 2; см. Лк.19:48, 21:38 ). «Вошел же сатана в Иуду» (стих 3). Трудно сказать, что здесь подразумевает евангелист: действительное ли вхождение сатаны или же только влияние его на душу Иуды. За первое предположение говорит то обстоятельство, что словом «входить» ( εσρχεσθαι) у Луки обозначается вхождение бесов в тела ( Лк.8:30, 32 и сл.; Лк.11:26 ), а за второе – то соображение, что Иуда ничем не показал того, что он одержим сатаной (ср. Ин.13:27 ). |
Неоднократно (восемь раз) являясь ему, Бог открыл, что имя Авраама будет возвеличено, ибо в нем благословятся вся племена земная ( Быт.12:2–3 ), его семени будет дана земля Ханаанская ( Быт.12:7; 15:8 ) и при этом «во веки» ( Быт.13:17 ), «во одержание вечное» ( Быт.17:8 ); с этим семенем Бог вступит «в завет вечен» ( Быт.17:7 ), и оно «будет в языки, и цари языков из него будут» ( Быт.17:16 ) и о нем «благословятся вси языцы земнии» ( Быт.22:18 ) 262 . Кроме этих славных обетований, в которых Аврааме пророчески видел царский образ своего Божественного Потомка, сему патриарху показан был еще скорбный образ Мессии Страдальца, предызображенный в лице его сына Исаака, которого он должен был принести в жертву Богу 263 , хотя, впрочем, тот же Исаак и в том же событии (жертвоприношении) явился пред Авраамом и образом Христа – Царя – победителя смерти, ибо «во всем прообразовал собою Христа» 264 . Но еще ранее сего события Авраам пророческим духом мог видеть Иисуса Христа, как Первосвященника и Царя (и вместе Сына Божия – Евр.7 ) в лице сретавшего его Мелхиседека, «царя Салимского» и «священника» 265 . Причем, по мнению св. Иоанна Златоуста , «прообразованием Христа было то событие, (когда) Авраам принимает дары от Мелхиседека ( Быт.14:18 ) и даже то самое, что было принесено (Мелхиседеком – разумеются «хлеб» и «вино», ибо и оное) предзнаменовало нечто таинственное» 266 . Исааку Бог повторил Свое обетование, данное отцу его, в словах: «тебе и семени твоему дам всю землю сию» ( Быт.26:3 ). Из двоих сыновей Исаака, это обетование Божие, согласно с предречением Божиим ( Быт.25:23 ) и при особых благоприятных условиях ( Быт.25:33 ), как бы предвосхитил вместе с другими правами первородства чрез родительское благословение младший Иаков ( Быт.27:27–29 ), который и сам был, по мнению св. Отцов Церкви, образом Христа 267 , и впоследствии, в особом видении, Бог и ему, как его праотцам, подтвердил Свое обетование о «Великом Семени» ( Быт.28:13–14 ). По мнению св. Ефрема Сирина , «елей, излиянный Иаковом на камень ( Быт.28:18 ), изображал ему тайну сокрытого в нем грядущего Христа» 268 . |
Иер.23:15 . Се, Аз напитаю их болезнью и «напою их» водой горькой, «от пророков бо иерусалимских изыде осквернение на всю землю». Сим изобразил Пророк различные для всех бедствия. Советует же народу не принимать произносимых ими речей, и говорит от лица Божия: Иер.23:16 . От сердца бо своего глаголют, а не от уст Господних. И обещают мир, которого Я не обещал. ( Иер.23:17 ) «Всем иже ходят в похотех своих, и всякому ходящему в строптивстве сердца своего, рекоша: не приидут на вас злая». ( Иер.23:18 ) «Кто бы бысть в совете Господни, и виде, и слыша словеса Его? Кто внят слово Его, и слыша?» Говоря это, придают дерзости делателям лукавства, делают, что пребывают они в беззаконии, и возбраняют слушать словеса пророческие. Иер.23:19 . Се, буря от Господа, и ярость исходит в сотрясение, устремившися приидет на нечестивыя. Сим означает непрерывные бедствия, и показывает, что насылаются оные от Бога, потому что Сам Он налагает на нас наказания. Потом и тем, которые будут страдать, сказует: «Приидет на нечестивыя», ( Иер.23:20 ) «и ктому не возвратится ярость Господня, дóндеже совершить помышление сердца Своего». Что предрек, то придет в исполнение. «В последния дни» разумением уразумеют сие. Когда увидят сами дела; тогда вспомнят о словах. Потом сказует, что пророчествующие ложно, самовольно, а не по Божию повелению, предлагали народу противное. Ибо говорит Бог: Иер.23:22 . И аще бы стали в совете Моем, и слышали словеса Моя, научили сих людей Моих, и «отвратили бы их от пути их лукавого, и от начинаний их лукавых». Ясно воспретил Я законом всякий вид лукавства. Посему, если бы следовали словам Моим, то осуждали бы беззакония народа, и наставили бы на путь правый. Научает же их Бог, что нет ничего столько сокровенного, чего бы не знал Он. Ибо говорит: Иер.23:23 . Бог приближаяйся Аз есмь, а не Бог издалеча. ( Иер.23:24 ). «Аще утаится» человек «в сокровенных, и Аз не узрю ли его?» глаголет «Господь». Потом научает, что Бог беспределен. «Еда небо и землю не Аз наполняю?» глаголет «Господь». Поэтому, если Я повсюду, то почему люди думают, будто бы не знаю чего либо из совершающегося в мире? И снова усиливает обвинение лжепророков, которые рассказывают сны, обольщают народ, и осмеливаются поступать подобно пророкам Вааловым. Потом повелевает взаимно сравнить Пророка и лжепророка, и говорит: |
Царь Иосия выступил против егип. фараона, воевавшего с усилившимся Вавилонским царством, и погиб в битве при Мегиддо (609 г. до Р. Х.). Израиль на время стал данником Египта. Царем в Иерусалиме фараон Нехао II поставил Иоакима (607-597 гг. до Р. X.), к-рый не собирался продолжать дело своего отца Иосии. Пророк описывает нек-рые события царствования Иоакима. Вскоре после его восшествия на престол, в один из праздников, когда во дворе храма собралось мн. молящихся из всех городов Иудеи, И. по повелению Божию возвещает народу, что Иерусалим будет поражен проклятием, а храм постигнет участь Силома, к-рый был разрушен (Иер 26. 6). С этого времени начинается борьба И. со священниками и с лжепророками Иерусалима. Он проповедует, что иудеям нельзя уповать на святыню, пока они будут «притеснять иноземца, сироту и вдову», пока не покончат с нечестием и со злыми обычаями. Пророка пытались схватить, и только вмешательство царедворцев спасло И. Однако царь Иоаким велел казнить одного из единомышленников И., прор. Урию (Иер 26. 23). После этого события начинается крестный путь пророка. Свои переживания он изливает в псалмах, к-рые часто называют «исповедями» И. (Иер 11. 18-23; 12. 1-6; 15. 10-21; 17. 12-18; 18. 18-23; 20. 7-18). Он предвидел, что народу не избежать возмездия, но не имел возможности предотвратить его, т. к. правители не обращали внимания на его предсказания. И. не остановился и перед прямым обличением царя Иоакима (Иер 22. 15-19). Лжепророки схватили И. и, представив на суд князей и народа, требовали его немедленной смерти (Иер 26. 8). Только усилиями некоторых благорасположенных к нему князей он был спасен от расправы (Иер 24). В 604 г. в Вавилоне царем стал Навуходоносор II. И. было открыто, что Израиль должен посвятить себя делам веры и не противиться новому владыке Востока. Пророчества об этом И. продиктовал своему ученику Варуху , к-рый прочел их перед народом в храме (Иер 36. 1-8), после чего царедворцы отнесли свиток царю. Иоаким слушал чтение по частям, отрывал прочитанные куски свитка и бросал их в жаровню. И. с Варухом едва спаслись от царского гнева, «но Господь сокрыл их» (Иер 36. 26). Позднее в тайном убежище И. и Варух вторично записали пророчества, и еще было «прибавлено к ним много подобных тем слов» (Иер 36. 32). Вскоре И. схватили и поставили у ворот в колодках. |
Ст. 1–3. Ср. 4Цар. 24:18–20 . Сщ двадести и едином лт (=70 толковн.), ср. более ясный слав.-греч. перевод совершенно тожественного евр. чтения 4Цар. 24:18 : «сын двадесяти и единаго лета " … или Хамуталь (ср. примеч.), мать Седекии, была родом из Ловны (так произносится это название по слав.-греч. переводу в 4Цар. 8:22, 19:8, 23:31, 24:18 ; 1Пар. 6:57 ; 2Пар. 21:10 ; Ис. 37:8 , между тем как в Нав. 10:29, 31, 32, 39, 12:15, 15:42, 21:14 – стоит Левна), по масор. произношению – из Ливны, города, находившегося в Иудином колене неподалеку от Лахиса (ср. толков. на Иер. 34:7 ), на одной параллельной линии с Хевроном. Связь между Иер. 52:2 и Иер. 52:3 стихами, причинное отношение последнего к первому представляются в слав.-греч. переводе неясными. По видимому, не потому Седекия сотвор лкавое пред очима Гднима, что рость Гдн бысть на и на но – наоборот – ярость Господня постигла Иудею потому, что Седекия делал злое в очах Господа (это соображение, кажется, лежит в основе русского перевода: «посему гнев Господа был»...). В пророческих речах Иеремии есть данные для уяснения именно причинного отношения ст. 3 ко 2-му, т. е. для оправдания частицы к (=евр. ) в начале 3 стиха. В Иер. 4:10 Иеремия говорит, что Господь «обольстил» народ Свой, т. е. Сам допускал его верить лжепророкам, увлекавшим его на путь греха; а в Иер. 8:14 влагает в уста народа речь, выражающую отсутствие надежды на милосердие Божие, ожидание неизбежной погибели. Если Седекия делал неугодное Господу, то это происходило не без попущения Божия. Видя, что народ иудейский потерял веру в силу добра, перестал надеяться на милость Божию и забыл думать о своем нравственном исправлении, Господь в гневе Своем решил «отвергнуть» этот народ «от лица Своего» (ср. толков. Иер. 7:15 ); и грехи Седекии только дополняли ту меру беззакония, которая могла ускорить приведение решения Божия в исполнение. И стп цр Вавлнска: в первые годы своего царствования, чрез посольство и лично, уверявший Навуходоносора в своей преданности ему (ср. Иер. 29:1–3 и Иер. 51:59–64 , с толков.), Седекия объявил себя независимым, перестал платить дань царю вавилонскому, после того как заключил союз с фараоном египетским и стал надеяться на его помощь (ср. Иер. 37:7 ). |
Иер. 33:14–16 14. Се грдтъ, реч Гдь, и возставлю слово благо, еже глаголахъ к дом и к дом 14. Вот наступят дни, говорит Господь, когда Я выполню то доброе слово, которое изрек о доме Израилевом и о доме Иудином. 15. Во днехъ онхъ и в то врем, произрастити сотворю расль правды: и сотворитъ сдъ и правд на земл. 15. В те дни и в то время возращу Давиду Отрасль праведную, и будет производить суд и правду на земле. 16. Во днехъ онхъ спасенъ бдетъ и пребдетъ в надежди: и есть им, имже наректъ его: Гдь праведенъ нашъ. 16. В те дни Иуда будет спасен, и Иерусалим будет жить безопасно; и нарекут имя ему: «Господь оправдание наше»! 14–16. «Слово благо», сказанное Господом к дому Израилеву и Иудину, упоминается и в Иер. 29:10 . Но между тем как там это «слово благо» относится к возвращению народа из плена в отечество, здесь оно имеет своим предметом все содержание Иер. 33:15–18 . Важнейшая часть этого содержания, стихи Иер. 33:15, 16 , составляет повторение слов, произнесенных Иеремиею в первый раз еще в царствование Иехонии ( Иер. 23:5, 6 ). Но и в 23 гл. воцарение праведной Отрасли Давида соединяется по времени с возвращением из плена (см. толков. Иер. 23:7, 8 ). И в настоящем месте пророчество об этом воцарении следует за предвестием о возстановлении благоденствия по возвращении в отечество. Между тем как в Иер. 23:6 имя: Гдь праведенъ нашъ или: Господь оправдание наше усвоятся праведной Отрасли Давида, здесь тоже имя переносится на Иерусалим. Иерусалиму здесь усвояется значение «престола Господня», к которому «соберутся все народы ради имени Господа» ( Иер. 3:17 ). Он является здесь представителем «спасеннаго» Израиля, между тем как в Иер. 23:6 Отрасль Давида представляется «Вождем» или «Виновником спасения» ( Евр. 2:10, 5:9 ) народа. Там название Отрасли Давида именем: Господь оправдание наше значит, что спасение наше совершается Самим Господом, не нашими праведными делами (ср. Тит. 3:5 ); здесь тоже имя в приложении к спасенным израильтянам значит, что они стали свои Богу ( Еф. 2:19 ). |
«О Господи Боже (Яхве)! Я не умею говорить, ибо я еще молод.» И Яхве отвечает: «…все, что повелю тебе, скажешь.» ( Иер. 1:5–7 ). Иеремия в данном случае – уста Яхве. Момент его призвания совпадает с дарованием Божественного слова ( Иер. 1:9 ), обращенного к народам и царствам. Таким образом, он говорит так: «Сердце мое во мне раздирается, все кости мои сотрясаются; я – как пьяный, как человек, которого одолело вино, ради Господа, ради святых слов Его» ( Иер. 23:9 ). И именно слово «Яхве» делает Иеремию объектом насмешек и издевательств, но оно его поддерживает в служении пророка. Именно из него Иеремия черпает свое вдохновение. Пророк не использует слово, но служит этому слову. Чувства греха у Иеремии наиболее обострено, пророк чувствует грех, который проявляется в измене Богу, в невнимании к Слову Божию, в незнании Бога и Его промысла. Он говорит: «Даже учители закона не знают Меня, и ходите вслед иных Богов, которых вы не знаете». И в этом Иеремия кается за весь народ. «Возвратись отступница, дочь Израилева, –говорит Господь, – Я не изолью на вас гнева моего, ибо Я милостив, не вечно буду негодовать; признай только вину твою». (Иер.З, 12) Последняя тема – речь Иеремии в Храме, куда входит ряд тем, которые нужно знать, вернее их символы, которые встречаются и в других его пророчествах. Это «жезл миндального дерева» – он переводится, как бдительность; «кипящий котел» означает суд; «льняной пояс» – изничтожение, это повязка, которая символизирует его рабство (что на Христе осталось во время Его казни); «запрещение брака» – воздержание; «горшечник» – всемогущество Божие; «разбитый кувшин» – уничтожение; «две корзины смокв» – возможность выбора; «покупка поля» – дело веры; «зарытые камни» – покорение; «погруженная книга» – бедствие. Важнейшие предсказания : 1 . Исполнившиеся предсказания: разрушение Иерусалима; 70-летний плен ( Иер. 25:11 ); возвращение из пленения ( Иер. 29:10 ): восстановление Иерусалима ( Иер. 30:18 ); суд над Вавилоном; Новый Завет благодати, Христос ( Иер. 31:31–34 ); объединение Иудеи и Израиля ( Иер. 3:18 ). |
| |