Иер. 48 -я глава, содержащая пророчество о моавитянах, падении их царства и обращении к Богу их остатка, отвергается критиками, потому что носит ясные следы богодухновенности. Внешним мотивом служит сходство ее с 15 и 16 главами Исайи, содержащими также пророчество о моавитянах. Этот мотив, конечно, не серьезен. С другой стороны, у пророка Иеремии естественно ожидать пророчества о моавитянах, как подробного раскрытия кратко высказанной им мысли о падении моавитского царства и подчинении его Вавилону ( Иер.25:21 ). Замечательно, что будущее бедствие моавитян в обеих речах (т. е. 25 и 48 глл.) Иеремии уподобляется «опьянению» их из чаши гнева Господня ( Иер.25 ­­ 48:26; ср. 13:13). Подобное же сходство с неоспоримо подлинными речами Иеремии видно и во многих словах, оборотах и образах рассматриваемого пророчества. Например, опустошение городов ( Иер.48 ­­ 4:29), плач моавитян (48­­ 25:36), «пустынное дерево» – ( Иер.48 ­­ 17:16); «винный сосуд» ( Иер.48 ­­ 13:12–14); «Царь Господь Саваоф» ( Иер.48 ­­ 46:18); дочь – жительница – ( Иер.48 ­­ 46:19); «негодный сосуд» ( Иер.48 ­­ 22:28). Также Иер.48 ­­ 8:8; 48­­ 9:24; 48­­ 6 и мн. др. Замечательно также упоминание об «орле», который «налетит за моавитскую землю» и опустошит ее ( Иер.48:40 ). Здесь очевидно разумеется Навуходоносор. Это символическое имя его, употребительное у Иеремии (49:22), даже без упоминания о Навуходоносоре, очень понятно было в век его, так как все народы Азии и Африки хорошо знали, что это за орел, ибо были в его когтях (ср. Иер.27:3–8 ). И пророк Иеремия чаще всего угрожает всем народам Навуходоносором (ср. 25:9; 27:6–7; 43:10–11; 44:30; 46:26; 49:22). Но более всех других отделов в книге пророка Иеремии подвергается единодушному критическому нападению речь его о падении Вавилона, заключающаяся в 50 и 51 главах. Содержание этих глав следующее. Пророк велит возвещать среди народов, что Вавилон и его боги пали ( Иер.50:1–5 ). Главной виной Вавилона Господь признает преступления его против Израиля: опустошение израильской земли, разрушение храма, гордость перед Израилем и его Богом (50:6–34). В наказание за эти преступления войска вавилонские будут избиты, а Вавилон будет опустошен, как Содом (50:35–40). Разрушение Вавилона будет совершено северным народом, народом жестоким, с многочисленными войсками, перед коими не устоят вавилоняне, придут в трепет, не защитятся (50:41–51:10). Из врагов пророк выделяет царей индийских, которые совершат над Вавилоном суд, как ранее Вавилоном Господь совершал Свои суды над другими народами (51:11–26). Кроме мидян пророк приглашает к войне против Вавилона войска минийские, аскеназские, араратские, перед коими оробеют и не защитятся вавилонские войска. И Вавилон и его боги падут, потому что таково определение Господне (51:27–38). Это пророчество Иеремия вписал в книгу, передал Сераии, уходившему в Вавилон, и наказал прочитать его в Вавилоне и опустить книгу на дно Евфрата, в знамение того, что Вавилон «погрузится и не встанет» ( Иер.51:59–64 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Храм перестал уже быть местом присутствия Божия, a сделался вертепом разбойников ( Мф.21:13 ; Мк.11:17 ; Лк.19:46 ), поэтому с ним будет тоже, что было с святилищем в Силоме, т. е. он будет оставлен, посетителей его Господь отвергает от своего лица, как некогда семя Ефрема – и вероломного идолопоклонника Иуду постигнет неминуемая погибель ( Иер.7:8–20 ). Пусть не полагается также Израиль и на свои жертвы, потому что жертвы ослушников отвергает Господь. Условием своего завета Господь поставил не жертвы, но послушание, жертвы ослушников издавна были мерзостью для Него ( Иер.7:21–28 ). Отвергнут Богом народ, осквернивший Божие святилище и Господь воздаст за кровавые идольские жертвы ( Иер.7:28–34 ); даже давно умершим Господь отмстит за грехи идолопоклонства и предаст посрамлению пред идолами их ( Иер.8:1–3 ). Израиль не хочет обратиться, в нем нет и стремлений к этому ( Иер.8:4–8 ); мудрые его, равным образом, не руководят ко спасению, но только увеличивают беззакония; за это они постыдятся и падут ( Иер.8:9–12 ); нераскаянных же грешников постигнет неизбежная погибель ( Иер.8:13–18 ). Из плена они будут взывать о помощи и не найдут ее ( Иер.8:19–9:1 ), Пророк желал бы уйти из города, исполненного прелюбодейства, неправды и всякого нечестия, из города, который не хочет знать Бога ( Иер.9:2–6 ). Бог возвещает свое мщение, именно – опустошение страны и святого города, потому что народ в своем упорстве не хочет обратиться ( Иер.9:7–14 ); Он низвергает их в бедствия и посылает на них свой меч, и на развалинах Сиона будет раздаваться плачевная песнь о падении града Божия ( Иер.9:15–22 ; 1Кор.1:31 ). Никто не спасется от этих бедствий, когда даже будут взывать о милости Божией; не поможет при этом обрезание, потому что суд Божий начнется с обрезанных ( Иер.9:23–26 ). Страх богов языческих ничего не значит, потому что боги эти мертвы, будучи сделаны руками человеческими из камня и дерева ( Иер.10:1–6 ). Посему нужно бояться Господа живого, единого и истинного Бога, a не идолов – дела рук человеческих, – надеяться на всемогущего Господа, а не – бессильных идолов ( Иер.10:7–17 ; Апок.15:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Другое еще более тяжелое переживание доставляла пророку противоположность религиозного состояния Израиля тому, что должно бы быть по идеальному течению жизни. Пророку приходится констатировать факт нарушения Израилем Завета с Богом. Верность Божия Израилю для пророка была несомненна ( Иер.11:20 ; Плач.3:23,55–59 ); столь же несомненна, к огорчению пророка, была неверность народа Иегове Богу своему. Напрасно умолял Иеремия своих соотечественников не учиться у язычников кланяться бесполезным и безвредным идолам, сраму безумному ( Иер.10:2–5,8,9,11 ). Но народ Иудейский, как никто из соседних народов, тяготел вслед богов иных – не своих. «Ни на востоке, ни на западе народ богов не менял, хотя они и не боги», говорит Господь устами Иеремии, «а Мой народ променял славу свою на то, что не помогает» ( Иер.2:10–11 ). Пророк удивлялся такой необычайной изменчивости народа и призывал небеса удивиться, содрогнуться и ужаснуться (ср. Втор.31:1, 32:1 ; Ис.1:2 ), что народ Божий по привычке идти за водой в Египет и Ассирию (ср. Ос.7:11, 12:1 ) и пренебрегать тихо текущими водами Силоама ( Ис.8:6 ), от живой воды обратился к разбитым водоемам ( Иер.2:12,13,18 ). Разнообразные окрестные культы были богатою сферою заимствования Иуды. Вместо традиционного единобожия и единства Богослужения процветал в Иудейском царстве религиозный синкретизм и разнообразие служений многим богам. «У тебя, Иуда, сколько городов, столько и богов, и сколько улиц в Иерусалиме, столько ты поставил жертвенников для каждения Ваалу» ( Иер.11:13, 2:28 ). С животною страстностью предаваясь идолопоклонству, народ в лучшем случае пытался соединить с ним внешне формальное служение Иегове ( Иер.7:9–10 ), а вместе с тем безнаказанно хотел предаваться порочной жизни ( Иер.7:4, 5:1–2 ). Практически Иуда в чувстве гордого самоутверждения забывал о своем Боге – Боге, народом Которого он был, и не хотел знать Его ( Иер.9:4–5 ). Лишь изредка во время бедствий, внимая призыву Иеремии, обращался народ ко Господу, моля о спасении, обычно же сыны Иуды обращались к Богу спиной ( Иер.2:27, 7:8,10 ). И пророку слышится горделивый возглас современников, дерзко обращенный к Иегове: «Мы – сами себе господа, мы уже не придем к Тебе» ( Иер.2:31 ). «Не надейся, нет! ибо я люблю чужих и буду ходить в след их» ( Иер.2:25 ). Так народ с легкомысленностью ( Иер.34:15–16 ) гласа Господня не слушал и не принимал наставления ( Иер.7:28 ); этим он весьма огорчал Господа ( Иер.11:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

О смерти Иеремии в Библии ничего не сказано. Предание же гласит, что евреи побили его камнями в Египте ок. 580 г. до Р.Х. Тот, кто с невиданным упорством в течение 50 лет пытался остановить идущий к погибели народ, сам испытал великие страдания. Среди лиц, которых обличал Иеремия, были царь, многие пророки и священники ( Иер. 27:12–17 ); его заклеймили как предателя народа, которого надлежало «предать смерти» ( Иер. 38:4 ). Жители его родного города Анафофа грозились убить пророка ( Иер. 11:21 ). Тогда Господь взял Иеремию под Свою защиту ( Иер. 15:20 ), допустив, однако, чтобы священник Пасхор ударил его, а затем «посадил в колоду» ( Иер. 19Иер. 20:6 ). Во время осады города пророка, по приказу Седекии, схватили и посадили в темницу. Его бросили в яму, где он должен был умереть, но благодаря заступничеству Авдемелеха был освобожден ( Иер. 37Иер. 38:13 ). Однако самые жестокие страдания Иеремии были вызваны тем, что его народ на протяжении всех 50 лет не хотел внимать его словам. Под тяжестью такого бремени Иеремия почти усомнился в Боге и поддался искушению оставить свое служение (см. т.наз. исповедания Иеремии: Иер. 11:18–23 ; Иер. 12:1–13 ; Иер. 20:7–18 ). Но Господь поддержал его, и Иеремия прошел свой скорбный путь до конца ( Иер. 20:7–18 ). Его дух укрепило и возвещенное ему Богом обетование о том, что время скорбей пройдет, Господь дарует людям спасение и заключит с ними новый завет ( Иер. 31 ). II. ВРЕМЯ СОЗДАНИЯ КНИГИ О времени создания книги говорится в ней самой. В четвертый год царствования Иоакима (605 г. до Р.Х.) Иеремия, по Божьей воле, продиктовал ⇒ Варух у все произнесенные им к тому времени проповеди и пророчества, надеясь, что письм. слово окажется более действенным, чем его речи ( Иер. 36:1–4 ). Публичное чтение писаний пророка произвело на народ и на князей глубокое впечатление. Но когда свиток зачитывали царю, он стал отрезать от него кусок за куском и сжигать. По воле Господа К.п.И. была написана снова и даже дополнена «многими подобными словами». Время ее полного завершения неизвестно. III. СОДЕРЖАНИЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Только в Раме он был освобожден и получил позволение отправиться в Массифу, под покровительство Годолии ( Иер. 40 глава). Но Годолия сам был умерщвлен, и евреи, опасавшиеся мщения халдеев за смерть их наместника, бежали и увлекли с собою Иеремию в Египет ( Иер. 40 и Иер. 43 главы). Иеремия и здесь обличал своих единоплеменников за идолопоклонство, которого они все еще не оставили ( Иер. 44 глава). По известию 36 гл., в 4-й год Иоакима, следовательно в 23-й год своего пророческого служения, св. Иеремия поручил Варуху сначала написать свои речи, а потом пойти в притвор храма Божия и там читать эти речи пред народом ( Иер. 36:4  и сл.). Вельможи царя Иоакима, слышавшие это чтение, сообщили царю о содержании его, предварительно посоветовавши Иеремии скрыться. Царь, прочитавши свиток, сжег его в огне. Иеремия взял другой свиток и дал его Варуху... и он написал из уст (со слов) Иеремии все слова книги, которую сжег Иоаким, царь иудейский, и еще прибавлены к ним многия слова (речи), подобныя этим ( Иер. 36:32 ). К этим речам, записанным со слов самого пророка Иеремии и произнесенным до четвертого года Иоакима, естественно относить те речи, в которых св. пророк говорит о себе в 1-м лице. Такими речами представляются главным образом речи, содержащиеся в первых 19 главах книги. Здесь св. пророк говорит обыкновенно: было слово Господне ко мне ( Иер. 1:4, 2:1, 16:1 ), или: сказал Господь ко мне ( Иер. 13:1, 15:1 ), вообще говорит о себе в 1-м лице ( Иер. 11:18, 12:3, 13:2, 14:13  и др.). В остальных главах книги об Иеремии пророке говорится большею частию в 3-м лице ( Иер. 20:1  и сл.; ), и редко говорит св. пророк от своего лица ( Иер. 20:7  и сл.; Иер. 24:1, 27:2, 12, 16, 32:8  и сл.; Иер. 35:3 ). Все это значит, что Варух, в царствование Иосии, может быть, еще дитя и не находившийся неотлучно при Иеремии, только с 4-го года иоакимова царствования стал постоянным спутником св. пророка. До этого года произнесенные речи Иеремии Варух мог написать не иначе, как под диктовку самого пророка. После же 4-го года Иоакима, события, которых очевидным свидетелем был сам Варух, речи, которые он сам слышал, могли быть им написаны и не под диктовку самого пророка. Впрочем, так как в книге не упоминается о смерти св. Иеремии: то нужно думать, что вся она написана еще при жизни его и под его руководством. Варух писал только по поручению св. Иеремии, и книга по праву носит имя этого последнего пророка. 3. Боговдохновенность книги св. пророка Иеремии

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

1 . Чудеса и события. Чудесный улов рыбы, Лк. 5:4–11 . Воскрешение сына вдовы в Наине, Лк. 7:11–16 . Прощение грешницы, плакавшей у ног Иисуса, Лк. 7:36–50 . Служение, которое оказывали Христу верные женщины, названные по именам, Лк. 8:2–3 . Обличение «сынов громовых» в самарийском селении, Лк. 9:51–56 . Поручение и наставления, данные Христом семидесяти ученикам, Лк. 10:1–16 . Радушный прием в доме Марфы и Марии; единственное, что нужно, Лк. 10:38–42 . Женщина, воскликнувшая: «Блаженно чрево, носившее Тебя», Лк. 11:27 . Человек, страдающий водяной болезнью, Лк. 14:1–6 . Десять прокаженных, Лк. 17:11–19 . Посещение дома Закхея, Лк. 19:1–10 . Плач Иисуса по Иерусалиму, Лк. 19:41–44 . Обращение Иисуса к Петру, «сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу», Лк. 22:31–32 . Исцеление Малха, Лк. 22:50–51 . 2 . Уникальные притчи. О двух должниках, Лк. 7:41–43 . О добром самарянине, Лк. 10:25–37 . О настойчивом друге, Лк. 11:5–8 . О богатом глупце, Лк. 12:16–21 . О бесплодной смоковнице, Лк. 13:6–9 . О потерянной драхме, Лк. 15:8–10 . О блудном сыне, Лк. 15:11–32 . О неверном управителе, Лк. 16:1–13 . О богаче и Лазаре, Лк. 16:19–31 . О настойчивой вдове и неправедном судье, Лк. 18:1–8 . О мытаре и фарисее, Лк. 18:10–14 . О десяти минах, Лк. 19:11–28 (не путать с притчей о талантах из Мф. 25:14–30 ). III. В историю распятия и воскресения Лука добавляет: Плач женщин по дороге к кресту, Лк. 23:27–31 . Молитва Христа за убивающих Его, Лк. 23:34 . Его разговор с раскаявшимся разбойником и обещание места в раю, Лк. 23:39–43 . Явление воскресшего Господа двум ученикам на дороге в Еммаус, 24:13–35; краткое упоминание об этом есть и в спорном окончании Евангелия от Марка, 16:12–13. Описание вознесения, Лк. 24:50–53 ; ср. Мк. 16:19–20 и Деян. 1:4–11 . Отличительные особенности Евангелия от Луки Третье евангелие – это евангелие спасения, милосердно дарованного всем людям. 1003 Оно соотносится с двумя ключевыми моментами богословской системы Павла: безвозмездностью и всеобщностью спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Но Господь не оставил своего многострадального пророка без утешения. Пред глазами пророка рушилась старая жизнь, полная беззакония и неправды, пал Иерусалим, и Иеремия с горечью должен был признать справедливость суда Божия над всем тем, что недостойно было существовать. Пред его духовным взором Господь приподнял завесу над грядущим, и пророк узрел новую жизнь, жизнь не прежнего, попранного неверным народом Завета, а иного – Нового Завета. Мрачна и тяжела была бы книга пророчеств Иеремии полная обличений грозных и грустных дум, если бы не светилось за ними, лучезарно проникая их, вдохновенное чаяние Нового Завета. Горькие переживания Иеремии имели глубочайший смысл, потому что они были колыбелью великой идеи Нового Завета; с великими борениями духа выносил ее в своем сердце пророк. В крушении всех человеческих надежд и стремлений глубокая созерцательная натура Иеремии ищет любви Творца 12 , и Господь, единственное утешение пророка и оплот его, не оставляет пророка, – Он не оставит и Израиля. «Благословен человек, который надеется на Господа и которого упование – Господь» ( Иер.17:7 ). Вера пророка в промысл Божий воспринимает великое радостное будущее в печальном настоящем. Намерения Божии – «во благо, а не на зло, чтобы дать Израилю будущность и надежду» ( Иер.29:11 ). Беды народные и оставление народа Богом приобретают таким образом положительную значимость: не к погибели ведут они Израиля, а к исправлению, спасению ( Иер.4:27, 5:10–18, 30:11, 46:27–28 ; ср. Иер.10:24 ), и прежде всего они должны научить народ плачу и опознанию своей греховности, страху и смирению пред Богом ( Иер.3:13, 4:8, 18:11, 30:15, 36:3 ). Если к катастрофе жизни внешней и внутренней привело Иудейский народ удаление от Бога, то, конечно, и возродиться, обновиться без Бога оставленный им народ не может. Но начать ему все-таки нужно с себя самого. Нужно позаботиться об исправлении сердца своего – об его обрезании духовном ( Иер.4:4 ). Тогда, в ответ на стремление к спасению, Господь исцелит прежнее упорство непокорных детей своих ( Иер.3:22–23 ; ср. Ос.14:5 ) и заключит с Израилем и Иудою Новый Завет , Завет внутреннего обновления их, Завет богообщения, боговедения и прощения ( Иер.31:31–33 ). Вечная любовь Божия даст избранному народу всякие духовные и внешние блага 13 . Все народы, все люди устремятся в Иерусалим и при свете лица Господня, в общении с Господом не будут более поступать по упорству злого сердца своего ( Иер.3:16 ; ср. Иер.24:7 ). Личность каждого будет цениться очень высоко, – каждый лично ответственен, не отвечая за грехи отцов ( Иер.31:29–30 ). Таков, по прозрению Иеремии, Новый Завет Иеговы с народом своим, Завет единения всех с Богом и между собою, Завет непреходящий, вечный ( Иер.32:38–40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Убеждая «не притеснять», т. е. не нарушать прав даже лиц, наименее способных самостоятельно защитить свои права, пророк обращается к нравственному чувству слушателей, убеждает их действовать по совести, по убеждению, не по принуждению только; в) крове неповинны не на мст семъ, т. е. не совершать убийства путем-ли несправедливых судебных приговоров, или разбойническим насилием; г) наконец, « в слдъ боговъ чуждихъ не ходить на зло себе». Если добрый и правый путь есть путь исполнения благой и совершенной воли Божией, выраженной в свящ. законе (ср. Иер. 6:16 ), то хождение вслед богов чуждих, как отступничество от Господа, есть одно из величайших зол и правонарушений; и если исполнение закона Божия привлекает на человека благословение Божие (ср. Втор. 28 гл.), то служение идолам, будучи злом само по себе, навлекает бедствия на идолослужителей (ср. Иер. 3:24 ). Иер. 7:8–9 8. Аще же вы надетес на слосеса лжива, ондже не бдетъ вамъ пользы, 8. Вот, вы надеетесь на обманчивыя слова, которыя не принесут вам пользы. 9. И крадете, и убиваете, и блдствете, и кленетес лжив, и жрет Ваал, и ходите в слдъ богвъ чждихъ, ихже не всте, к во вамъ сть. 9. Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете и клянетесь во лжи, и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, В стихе Иер. 7:8  словам русского перевода: вот, вы надеетесь на обманчивыя слова (т. е. вы успокоиваете себя лживыми словами) в слав.-греч. соответствует условное предложение, которому в качестве второй половины периода соответствовал бы стих Иер. 7:11 : «аще вы надеетеся...: еда вертеп разбойником»... Может быть, у 70 толковников в начале стиха 8 вместо ε δ («аще же») первоначально читалось δο («се»=евр.). 8, 9. Лживые слова, которыми успокоивали себя иудеи, см. в Иер. 7:4 . В Иер. 7:9  перечисляются особенно тяжкие преступления, совершаемые под покровом надежды на храм Господень: и крадете, и убиваете, и блудствете – нарушения прав ближнего на собственность, жизнь и супружескую верность. Следующие затем глаголы указывают на нарушения прав Господа: ложная клятва ( кленетес лживо), как призывание имени Господня в защиту лжи, есть оскорбление Святейшаго; служение Ваалу и другим «богам чуждым» может быть только следствием неверия в силу Бога истиннаго. Ваал и вообще языческие боги называются «богами чуждыми» для иудеев, – иудеи, поклоняясь им, «не знают их», в том смысле, что не видят, не испытывают на себе проявления их силы: «идолы не могут причинить зла, но и добра делать не в силах» ( Иер. 10:5 ), они «не помогают» ( Иер. 2:8, 11 ), они ничто – «суета» ( Иер. 2:5, 10:15 ). Слов: ко во зло вамъ сть в евр. тексте нет. В слав.-греч. они прибавлены сюда из стиха Иер. 7:6 . Иер. 7:10 10. И и стасте предо мною в дом семъ, в немже призвано есть им мо, и рекл ест: удалихомс, еже не творити вс мерзсти

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

8) Главы 30–33 содержат группу утешительных речей, из которых первая речь (гл. 30, 31), по происхождению, относится ко времени Иосии. Глава 32 состоит из двух утешительных речей, произнесенных одна по случаю покупки Иеремиею поля в Анафофе, другая по случаю осады Иерусалима Навуходоносором. Глава 33 одна цельная утешительная речь. Небольшой отдел Иер. 34:1–7 можно разсматривать, как прибавление к предшествующим четырем главам: он содержит в себе только более точное известие о событии, которое повело ко взятию пророка Иеремии под стражу и которое кратко уже сообщено в Иер. 32:1–5 . Начиная с Иер. 34:8  следуют два прибавления ко всему собранию речей пророческих, начинающемуся со 2 гл. Первое из них, Иер. 34:8–22 , сообщает об освобождении иудеями рабов по случаю осады Иерусалима Навуходоносором и о возвращении себе тех же рабов тотчас после того, как осада была снята. Освобождение рабов в седьмой год их рабства было предписано законом Божиим; и поспешность, с которою по миновании опасности принудили рабов снова служить себе, свидетельствовала о глубокой нравственной испорченности народа, об его упорной непокорности воле Божией. Как противоположность, как живой укор этой непокорности, выводятся в 35 гл. рехабиты, сохранившие верность заповедям отца своего Рихава. II. Второй отдел первой части содержит в себе повествования о событиях из личной жизни пророка Иеремии и из истории народа иудейского: 1) до взятия Иерусалима халдеями 36–38 гл. и 2) после его разрушения 39–44 гл. Гл. 45, содержащая в себе обетования Варуху, может быть разсматриваема, как прибавление к целой I-й части. Б) Вторую часть книги составляют пророчества о судьбе иноплеменников, именно: 1) О Египте, Иер. 46:2–26 с прибавлением стихов Иер. 46:27, 28 . 2) О филистимлянах, 47 гл. 3) О Моаве, 48 гл. 4) Об Аммоне, Иер. 49:1–6 . 5) Об Эдоме, Иер. 49:7–22 . 6) О Дамаске, Иер. 49:23–27 . 7) О Кидаре (арабах), Иер. 49:28–33 . 8) Об Эламе (персах), Иер. 49:34–39 . 9) О Вавилоне, 50, 51 гл. 5. Текст св. книги пророка Иеремии и пособия к его толкованию

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Выпуск второй. Толкование на книгу святаго пророка Иеремии (главы 18–52) Предварительные замечания к толкованию глав 18–20 Надписание, стоящее в начале главы Иер. 18 , сходно с надписаниями групп пророческих речей гл. Иер. 7 и сл. и Иер. 11 и сл. Оно повторяется затем уже только в гл. Иер. 21 . Это значит, вероятно, что пророк смотрел на гл. 18–20, как на одно связное целое, как на отдельную группу речей. По своему происхождению, речи эти относятся не к одному времени, именно: гл. 18 содержит речь, произнесенную еще до 4-го года царствования Иоакима, так как враги, нашествием которых пророк угрожает здесь, еще не называются по имени (см. предварит. замечания к гл. 2–6). В угрозах гл. 19 враги также не называются по имени; но гл. 19 имеет тесную связь с гл. 20 (событие, повествованием о котором начинается гл. 20, произошло по поводу пророч. речи, заключающейся в гл. 19). А в Иер. 20:4  и сл. врагом Иуды называется царь вавилонский и местом плена иудеев – Вавилон. Это признак, что происхождение содержания гл. 20 относится ко времени после 4-го года царствования Иоакима. В то же время, очевидно, произнесены и речи, содержащиеся в гл. 19 и тесно связанные с гл. 20. И так гл. 18 относится, по происхождению ее содержания, к другому времени, чем гл. 19 и 20. Главы эти могли быть соединены в одну группу по родству их содержания. Именно, гл. 18 начинается символическим указанием пророка на глину, из которой горшечник делает какой угодно сосуд; а гл. 19 начинается повествованием о символическом действии пророка – разбитии глиняного сосуда в долине сынов Еннома. Родство этих символов одного с другим, равно как и сходство угроз, произносимых пророком в виде толкования символов, и могло подать повод к соединению речей в одну группу под одним общим заглавием. Содержание речей, в общих чертах, следующее: В гл. 18 притча о горшечнике, придающем глине какую угодно форму ( Иер. 18:1–4 ), сопровождается сначала объяснением в том смысле, что Господь поступит с народом иудейским, смотря по образу жизни последнего ( Иер. 18:5–10 ), а потом решительною угрозою за упорно-беззаконную жизнь ( Иер. 18:11–17 ). Страдания пророка от его сограждан, возставших на него за его угрозы, побуждают его искать защиты у Господа ( Иер. 18:18–23 ). В гл. 19 разбитие глиняного сосуда истолковывается в том смысле, что страна иудейская будет разорена и опустошена ( Иер. 19:1–13 ). Такая угроза, произнесенная во дворе храма Господня, навлекает на пророка гонение со стороны надзирателя храма, священника Пасхора, которому св. Иеремия угрожает за то переселением в Вавилон ( Иер. 19:14–20:6 ). За угрозами следует опять сетование пред Господом на постоянные огорчения, испытываемые пророком от сограждан. И как ни тверда его надежда на Бога и верность его призванию, страдания полагают предел его терпению: он проклинает день своего рождения ( Иер. 20:7–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010