Да и родив, обнаружила свое благочестие. Сказано: «рече Рахиль: отъя Бог укоризну мою. И нарече имя ему – Иосиф, глаголющи: да придаст ми Бог сына другаго» ( Быт.30.23.24 ). Посему, имея такую приверженность к Богу, могла ли служить она тем, которые не суть боги? Думаю же, представлено в этом и другое; потому что Иаков носил на себе образ Бога всяческих. И Бог имел два народа, – старшего, у которого было покрывало на сердце, и младшего, украшенного красотою веры. И Иаков имел две жены, Лию имевшую «очи болезненны», и Рахиль, «добрую видом, и красную взором зело» ( Быт.29.17 ); и старшая была многочадна, а младшая бесплодна. Ибо и Церковь из язычников древле была бесплодна, а после того стала многочадна. Сказано: «возвеселися неплоды нераждающая, возгласи и возопий нечревоболевшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа» ( Ис.54.1 ). Итак, поскольку Церковь , уверовав в Спасителя Бога, с корнем исторгнула заблуждения предков, то Рахиль, будучи образом Церкви, украла отцовских идолов, чтобы и этим показать в себе тень истины. Вопрос 92. Что значит сказанное: «кляся Иаков страхом отца своего Исаака» (Быт.31.53)? Бог Авраамль и Бог Нахоров да судит между нама. И кляся Иаков страхом отца своего Исаака ( Быт.31.53 ).   Страхом Исааковым назвал благочестие, то есть страх Божий; потому что Божий страх носил Исаак в [своей] душе. Вопрос 93. Для чего Ангел борется со Иаковом (Быт.32.25)? Виде же, яко не может противу ему: и прикоснуся широте стегна его: и отерпе широта стегна Иаковля, егда боряшеся с ним. ( Быт.32.25 ).   Влагает смелость в Иакова, который боялся брата. Посему-то и победу уступает ему, едва не говоря: «Меня одолел, и боишься человека?» Но чтобы Иаков не стал о себе высоко думать, возмечтав, будто бы одолел Бога, прикосновением к стегну Ангел показал, что добровольно уступает победу; потому что прикосновением произвел онемение. Иаков, познав силу Явившегося, просит благословения. А Он и просимое дает, и изменяет имя. Ибо говорит: «не прозовется ктому имя твое Иаков, но Израиль будет имя твое: понеже укрепился еси с Богом, и с человеки силен будеши» ( Быт.32.28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

От др.-евр. име­ни (Шауль) — “вымо­лен­ный, выпро­шен­ный”. См. так­же Савл Первый царь изра­иль­ский. Был пома­зан на цар­ство про­ро­ком Самуи­лом, но впо­след­ствии был отверг­нут Богом за непо­ви­но­ве­ние. Страдал при­сту­па­ми безу­мия, кото­рые смяг­ча­лись от зву­ков арфы и пения Давида. ( 1Цар. 9-31 ) Седекия От др.-евр. име­ни ‎ (Цедки­я­ху) — “Бог — моя праведность” Секунд От рим­ско­го лич­но­го име­ни Secundus — “вто­рой” Фесса­ло­ни­ки­ец, сопро­вож­дав­ший апо­сто­ла Павла во вре­мя его путе­ше­ствия из Македо­нии в Малую Азию. ( Деян 20:4 ) Сепфо­ра От др.-евр. име­ни ‎ (Циппо­ра) — “пти­ца” От древ­не­греч. име­ни Σλας (Силас) — воз­мож­но, элли­ни­зи­ро­ван­ной фор­мы др.-евр. име­ни (Шауль) — “вымо­лен­ный, выпро­шен­ный” либо крат­кой фор­мы име­ни Сильван Римский граж­да­нин, один из бли­жай­ших сотруд­ни­ков апо­сто­ла Павла, сек­ре­тарь апо­сто­ла Петра. Также носил имя Силуан. (Деян, 1Фес, 1Пет, 2Кор) См. Шела От др.-евр. име­ни (Шем) — “имя”, “сла­ва” Старший сын Ноя, родо­на­чаль­ник семит­ских наро­дов. В отли­чие от сво­е­го бра­та Хама, отнес­ся с ува­же­ни­ем к сво­е­му отцу, когда тот лежал пья­ным и раз­де­тым, за что Ной бла­го­сло­вил его. ( Быт 6 ; 7; 9; 10)  Симеон От др.-евр. име­ни (Шимон) — “Он (Бог) услы­шал” (ср. сло­ва, ска­зан­ные Лией при рож­де­нии Симео­на: “И зача­ла опять и роди­ла сына, и ска­за­ла: Господь услы­шал, что я нелю­би­ма, и дал мне и сего. И нарек­ла ему имя: Симеон”. Быт 29.33 ). См. так­же Симон  Имя несколь­ких биб­лей­ских пер­со­на­жей. Наибо­лее извест­ны: 1) Симеон, сын Иакова и Лии, родо­на­чаль­ник одно­го из две­на­дца­ти колен Израиле­вых. ( Быт 29 ; 34; 35; 42; 43; 46; 48; 49) 2) Правед­ник из Иеруса­ли­ма, кото­ро­му было обе­ща­но, что он не умрет, пока не уви­дит Мессию — Иисуса Христа. ( Лк 2:25-35 ) См. Симеон От др.-евр. име­ни ‎ (Шет) — “осно­ва­ние, утверждение” От др.-евр. ‎ (Шехем) — “горб, спина” Сын кня­зя горо­да Сихема (назван­ный, види­мо, в честь вла­де­ния его отца). Похитил и обес­че­стил Дину, дочь Иакова и Лии. Впослед­ствии хотел на ней женить­ся; пона­ча­лу бра­тья Дины дали согла­сие на брак, но потом два бра­та, Симеон и Левий, напа­ли на город Сихем и уби­ли соблаз­ни­те­ля, его отца и всех муж­чин горо­да. ( Быт 34 )

http://azbyka.ru/shemy/imena-biblejskie....

Кроме обнаружения собственной наготы прародители ощутили и др. последствия совершенного греха. У них меняется представление о всеведущем Боге, в результате чего, услышав «голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня» они скрылись «между деревьями рая» (Быт 3. 8). По поводу антропоморфизма данного стиха свт. Иоанн Златоуст замечает: «Что говоришь? Бог ходит? Неужели ноги припишешь Ему? Нет, не ходит Бог! Что же значат эти слова? Он хотел возбудить в них такое чувство близости Божией, чтобы повергнуть их в беспокойство, что и было на самом деле» ( Ioan. Chrysost. In Gen. 17. 1). Слова Господа, обращенные к Адаму: «Где ты?» (Быт 3. 9), «кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (Быт 3. 11) - и к Еве: «Что ты… сделала?» (Быт 3. 13), создавали благоприятную предпосылку для раскаяния. Однако первые люди не воспользовались этой возможностью, чем еще более осложнили свое положение. Ева слагает ответственность на змея (Быт 3. 13), а Адам - на Еву, «которую,- как он нарочито подчеркивает,- Ты мне дал» (Быт 3. 12), тем самым косвенно обвиняя в совершившемся Самого Бога. Прародители, т. о., не воспользовались покаянием, к-рое могло бы предотвратить распространение греха или в какой-то мере уменьшить его последствия. Ответ Господа Бога на нарушение заповеди первыми людьми звучит как приговор, определяющий наказание за совершенный грех (Быт 3. 14-24). Однако таковым он не является, поскольку его содержание лишь отражает те последствия, какие неминуемо возникают при нарушении норм тварного бытия. Совершая любой грех, человек тем самым, по мысли свт. Иоанна Златоуста, наказывает сам себя ( Ioan. Chrysost. Ad popul. Antioch. 6. 6). Божественное определение, вызванное первым грехом, начинается с обращения к змею, посредством к-рого действовал диавол: «...проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт 3. 14). Свт. Иоанн Златоуст предвидит вопрос, неизбежно возникающий в этом случае: «Если совет дал диавол, употребив змия в орудие, то за что же это животное подверглось такому наказанию».

http://pravenc.ru/text/166457.html

Быт. 35:21 И отправился [оттуда] Израиль и раскинул шатер свой за башнею Гадер. Башня стада, с высоты которой наблюдали за безопасностию стад от разбойников и диких зверей (так объясняет м. Филарет и Англ. Библия). М. Филарет прибавляет, что место этого имени находилось близ Иерусалима. «Столпе пастве мгляный», говорит пророк Михей ( Мих. 4:8 ). Но по псевдо-Иоанафану, место того же имени находилось близ Вифлеема. Быт. 35:22 Во время пребывания Израиля в той стране, Рувим пошел и переспал с Валлою, наложницею отца своего [Иакова]. Любопытно сказание, сохранённое в книге Яшар, в халдейских (сирских) таргумах Ионафана и в Талмуде (Шаббат, folio 55; ссылка Migne les apocryphes. T. II, colonne 1172, note 1301). Сказание этот говорит, что после смерти Рахили Иаков поселился в шатре Валлы, и что Рувим, оскорблённый пренебрежением, оказанным матери его Лии, вошёл в шатёр Валлы и выкинул из него постель отца своего. По другому апокрифу (завещание XII патриархов), сохранён библейский рассказ с добавлением, что Рувим увидел Валлу обнажённую, лежавшую в беспамятстве от вина. И услышал Израиль Слов «и принял то с огорчением» нет в еврейском тексте. По этому случаю Англ. Библия замечает, что само молчание еврейского текста о чувствах Иакова сильнее, чем добавление LXX, выражает скорбь патриарха, которая, долго сдержанная, высказана в словах умирающего Иакова ( Быт. 49:3–4 ). [и принял то с огорчением]. Сынов же у Иакова было двенадцать. Быт. 35:23 Сыновья Лии: первенец Иакова Рувим, по нем Симеон, Левий, Иуда, Иссахар и Завулон. Быт. 35:24 Сыновья Рахили: Иосиф и Вениамин. Быт. 35:25 Сыновья Валлы, служанки Рахилиной: Дан и Неффалим. Быт. 35:26 Сыновья Зелфы, служанки Лииной: Гад и Асир. Сии сыновья Иакова, родившиеся ему в Месопотамии. Этою родословною и смертию Исаака (ниже, Быт. 35:28–29 ) заканчивается повествование о жизни патриархов в земле Ханаанской. По расчислению м. Филарета (см. также расчёт Кенникотта), Исаак жил ещё лет 13 или 12 в Ханаане после возвращения Иакова из Падан-Арама, и, стало быть, продажа Иосифа в Египет совершилась во время жития Исаака. Но священный повествователь соединяет здесь и в следующей главе все события, имевшие место в земле Ханаанской, перечисляет сынов Иакова и даёт родословные списки Исава с тем, чтобы сосредоточить затем всё внимание на Иосифе и истории его, которая составляет важнейшую эпоху в жизни потомства Израиля, ибо она была одною из причин переселения в Египет Иакова и сыновей его и ею заканчивается первая книга Моисея, книга, рисующая семейный быт патриархов, связуя эту книгу с книгою Исход, в которой потомство Израиля является уже целым народом, которому вручаются для хранения обетования и закон.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Все стихии подчиняются своему Творцу и Промыслителю с силой неотвратимости и неизбежности. Не «соработничества» ожидал Бог от воды, чтобы послать Великий потоп на землю, когда отверзошася вси источницы бездны и хляби небесныя отверзошася (Быт. 7, 11). Не «соработничества» ожидал Бог от огня, когда Господь одожди на Содом и Гоморр жупел и огнь от Господа с небесе (Быт. 19, 24). Проявляя Своё всемогущество, не «сотрудничества» ожидает Всевышний от твари. Он повелевает — и чудо исполняется. Так было и во время Шестоднева. Не мог свет не появиться в первый день, когда прозвучало: « Да будет свет!» — И бысть свет (Быт. 1, 3). Никакой «свободы воли» не было у воды, когда она отделялась от суши: И бысть тако (Быт. 1, 9). Никакого «выбора» не было у земли, когда вышло Божье повеление ей прорастить всякое зелёное насаждение: И бысть тако (Быт. 1, 11). Ни о какой «синергии» невозможно говорить, оставаясь в рамках библейской и святоотеческой традиции, при размышлении о сотворении живых организмов в пятый день из воды (Быт. 1, 21) и в шестой день из земли (Быт. 1, 25). Никакой «синергии» не было и быть не могло при создании Адама из праха земного (Быт. 2, 7). Такое мнение встречается в талмудической иудейской традиции: «Нахманид, комментируя стих 1:26 книги Бытие, говорит, что “мы” в фразе “И сказал Бог: сотворим человека …” подразумевает совместное участие Бога и уже существующей земли» [цит. по 28, с.127]. По единодушному пониманию всеми Святыми Отцами, библейский стих — Сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1, 26) — свидетельствует о совете между Лицами Святой Троицы, а вовсе не о беседе или «синергии» между Творцом и тварью. Преподобный Ефрем Сирин: «Кому же говорит Бог и здесь и в других случаях во время творения? Очевидно, что говорит Сыну Своему. О Сыне сказал евангелист: вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть (Ин. 1, 3). На Него указывает и Павел, говоря: Тем создана быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая (Кол. 1, 16)» с. 226].

http://ruskline.ru/opp/2021/01/15/andrei...

Быт. 43:22 а для покупки пищи мы принесли другое серебро в руках наших, мы не знаем, кто положил серебро наше в мешки наши. Быт. 43:23 Он сказал: будьте спокойны, не бойтесь; Бог ваш и Бог отца вашего дал вам клад в мешках ваших; серебро ваше дошло до меня. И привел к ним Симеона. Быт. 43:24 И ввел тот человек людей сих в дом Иосифов и дал воды, и они омыли ноги свои; и дал корму ослам их. Быт. 43:25 И они приготовили дары к приходу Иосифа в полдень, ибо слышали, что там будут есть хлеб. Быт. 43:26 И пришел Иосиф домой; и они принесли ему в дом дары, которые были на руках их, и поклонились ему до земли. Англ. Комм. Библия делает замечание, что первый сон Иосифа об одиннадцати снопах, поклонившихся его снопу, исполнился буквально. Ещё замечает, что сон Иосифа предсказывал будущее в образах, относящихся к тем обстоятельствам, при которых братья встретились. Сноп Иосифа – это были житницы Египта, которыми он заведовал, снопы братьев были испрашиваемое ими продовольствие из житниц Иосифа. Быт. 43:27 Он спросил их о здоровье и сказал: здоров ли отец ваш старец, о котором вы говорили? жив ли еще он? Быт. 43:28 Они сказали: здоров раб твой, отец наш; еще жив. [Он сказал: благословен человек сей от Бога.] Хотя слова эти не находятся ни в одном из еврейских списков, дошедших до нас, но м. Филарет думает, что они должны были принадлежать к оригинальному тексту, потому что они находятся в самаританском списке, и притом обращение Иосифа к Вениамину в следующем стихе делает вероятным, что он призвал имя Божие при воспоминании об отце своём. И преклонились они и поклонились. Быт. 43:29 И поднял глаза свои [Иосиф], и увидел Вениамина, брата своего, сына матери своей, и сказал: это брат ваш меньший, о котором вы сказывали мне? И сказал: да будет милость Божия с тобою, сын мой! Он обращается к Вениамину с словами сын мой не только как старший летами, но и как лицо, облечённое властию (Англ. Библия). Быт. 43:30 И поспешно удалился Иосиф, потому что воскипела любовь к брату его, и он готов был заплакать, и вошел он во внутреннюю комнату и плакал там.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Иосиф еще в доме Потифара проявил свой административный талант, когда хозяин оставил все, что имел, в руках Иосифа ( Быт. 39:6 ). Доверие к домоправителю простерлось до того, что Потифар, судя по контексту, поверил Иосифу, а не своей жене: будучи начальником над палачами (евр.: cap на-табахим), он заключил Иосифа в свою же собственную темницу (см.: Быт. 40:3 ), где отдал в руки Иосифу всех узников, находившихся в темнице, и во всем, что они там ни делали, он был распорядителем ( Быт. 39:22 ). Подобное перемещение было, очевидно, вызвано тем, что Потифар имел причины не доверять своей жене, но, отправив раба-домоправителя во избежание молвы в темницу, использует его административные таланты, как и прежде. После известных происшествий со снами фараона данный Иосифу от Бога талант управителя возводит его во главу всей державы гиксосов, включавшей в то время дельту Нила и часть Палестины. Святитель Тихон Задонский использует это повествование для поучения о Промысле Божием: «Любящим Бога... все содействует ко благу, говорит апостол ( Рим. 8:28 ). Им клевета и поношение обращаются на пользу милостью Божией. Целомудренного Иосифа ввергла темницу женская клевета, но так он был вознесен на высокую честь и всю страну спас от голода (см.: Быт. 39:41 )» 164 . Примирение Иосифа с братьями (Быт. 42:1 – 45:28) Довольно длинное повествование не часто привлекало экзегетов: его либо истолковывали, подобно Димитрию Ростовскому , в нравоучительным ключе, либо, подобно преподобному Ефрему Сирину , рассматривали все описанные события как исполнение снов Иосифа, виденных еще в Ханаане (см.: Быт. 37:6 – 7, 9 ). То, что изо всех братьев Иосиф приказывает держать в темнице Симеона (см.: Быт. 42:24 ), говорило, очевидно, о том, что именно Симеон, и ранее проявивший свою жестокость, предложил в свое время братьям убить Иосифа. То же, что Иосиф хотел любыми путями удержать у себя своего родного брата, Вениамина (см.: Быт. 42:15 ), свидетельствовало о том, что Иосиф, ставший по всем признакам египтянином, хотел оставить у себя родного брата, а с остальными, в том числе и с отцом, на которого он держал обиду, порвать. Решение его переменила, судя по всему, речь Иуды об отце, который не смог бы выдержать такого развития событий: сведут рабы твои седину... отца нашего, с печалью во гроб ( Быт. 44:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Все это привело богословов-библеистов к выводу, что непосредственно пророку принадлежит только часть текста Пятикнижия, остальное же — Моисеево Предание, изложенное письменно другими боговдохновенными мудрецами (см. §11). Но когда и где жили эти мудрецы — наследники и продолжатели Моисеевой традиции? Для понимания и толкования Библии этот вопрос имеет немаловажное значение. 5. Четыре варианта Моисеевой традиции. Происхождение основ Торы от Моисея доказывается существенным единством как повествовательной ее части, так и законодательной. Но в частностях, стиле, способах раскрытия той или иной темы внутри Пятикнижия можно проследить вариации. Например: а) рассказы о творении в Быт 1–2, единые по духу, явно отличаются по характеру (в Быт 1 сначала созданы растения и животные, а затем человек; согласно Быт 2, когда появился человек, растений еще не было, и животные были созданы после человека); б) в Быт 4,25–26 повествуется о рождении Сифа, а в Быт 5,3 об этом говорится как бы впервые; в) в Быт 4,17 Енох является сыном Каина, а в Быт 5,18 — сыном Иареда, т. е. десятым после Адама; г) в Быт 7,17 наводнение (потоп) продолжалось 40 дней, а в Быт 7,24 — 150 дней. Эти расхождения (число которых очень велико) позволяют вычленить в священном повествовании четыре линии, которые сплетены в одно целое. Многие библеисты полагают, что первоначально было четыре связных текста, возникших в разное время и в разных кругах. Все они являлись письменной обработкой единого Предания ветхозаветной Церкви, восходящего к Моисею и домоисеевым временам. В этом смысле Тора в ее нынешнем виде есть нечто подобное труду апологета Татиана (II b.), который соединил в одно повествование четыре Евангелия. По мнению православного библеиста протопресв. А. Князева, такая «собирательная» структура Пятикнижия объясняется стремлением к «всестороннему раскрытию» боговдохновенной истины, идущей от Моисея (Православная Мысль, 1949, в. VII, с.107). 6. Имена Божии в Пятикнижии. Уже Тертуллиан, свт. И. Златоуст и бл. Августин заметили, что в одном из этих вариантов Св. Истории постоянно употребляется священное Имя Божие ЯГВЕ, а в прочих предпочтение отдается имени Элохим .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Глава 35 По повелению Божию Иаков переходит в Вефиль, где окончательно утверждается за ним имя Израиль Быт.35:1 . Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль и живи там, и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе, когда ты бежал от лица Исава, брата твоего. Кровавое дело Симеона и Левия в Сихеме делало небезопасным дальнейшее пребывание семьи Иакова в окрестностях Сихема (ст. 3). Притом целью путешествия Иакова из Харрана был Вефиль ( Быт. 28:19, 31:13 ), которого Иаков все еще не достиг, несмотря на десятилетнее уже пребывание его в Палестине. Посему Бог дает ему повеление идти в Вефиль, которое одновременно было и одобрением и напоминанием. Быт.35:2–3 . И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши; встанем и пойдем в Вефиль; там устрою я жертвенник Богу, Который услышал меня в день бедствия моего и был со мною [и хранил меня] в пути, которым я ходил. Под влиянием этого откровения, а равно и в ожидании движения в священный для Иакова Вефиль ( Быт. 28:19 ), он (как после Моисей от народа – перед Синайским законодательством, Исх. 19:10–14 ), требует от всех членов семьи своей полного очищения – отвержения всех языческих примесей идолослужения (терафимам и, вероятно, другим идолам, служение которым могло быть занесено в семью Иакова месопотамскими рабами его, а также под влиянием сношений с сихемлянами) и, как внешнего знака сего, омовения и перемены одежды, оскверненных идолослужением. Это был как бы акт приготовления к высшему освящению (ср. Исх. 19:10, 15 ; 2Цар. 12:20 ). Мотивом к этому Иаков выставляет свое чувство благодарности Господу за помощь в бедствиях пути. Быт.35:4 . И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них, и закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема. [И оставил их безвестными даже до нынешнего дня.] Слово патриарха производит немедленное действие: домочадцы его отдают ему не только идолов, но и серьги (ср. Исх. 32:2 ): «может быть, и это были какие-нибудь знаки (символы) идольские, а потому и их вместе с идолами принесли Иакову» ( Иоанн Златоуст , Бес. 59, с. 642). Блаженный Августин (Quaestitiones ad h. l.) видит в этого рода серьгах волшебные талисманы и называет их «idolorum phylacteria» (хранилища идолов). Равным образом р. Маймонид в тр. «akum imazzeloth» (идолопоклонники) признает их кумирами. Иаков закапывает эти предметы в землю (по иуд. преданию – тайно, чтобы никто не извлек их обратно), под дубом близ Сихема, пользовавшегося, по-видимому, известностью ( Быт. 12:6 ; Нав. 24:26 ; Суд. 9:6 ). Прибавка LXX (также слав. и русск. перев.), что Иаков сделал идолы безвестными до сего дня, хотя и имеет характер глоссы, текстуальной традицией не подтверждаемой, но имеет, однако, внутреннюю достоверность.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но весьма ясно открывается (из Писания), что Логос был Воспитателем и Иакова. Он говорит к нему: И вот, Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю; ибо Я не оставлю тебя, доколе, не исполню того, что Я сказал тебе (Быт. 28:15). Рассказывается также, что Он с ним боролся. И остался, говорится, Иаков одна. И боролся Некто с ним (это Педагог) до появления зари (Быт. 32:24). Боровшийся здесь был Сын человеческий — Руководитель и Промыслитель; и боровшегося с Ним Иакова Он ободрил на борьбу со злом. А что подготовитель Иакова к этой борьбе со злом Логос, был Педагогом и человечества, открывается из следующего: Спросил и Иаков, говоря: скажи (мне) имя Твое. И Он сказал: да что ты спрашиваешь о имени Моем? (Быт. 32:29)? Свое новое имя сохранял Он и для народа нового, для народа чад. Тогда Господь Бог был почитаем еще без имени, потому что в то время Он еще не принял вида человеческого (Иоан. 1:14). Все же нарек Иаков имя месту тому: Пэнуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицом к лицу и сохранилась душа моя (Быт. 32:30) Но лицо Божие есть Логос, в котором Бог является и познается (Иоанн. 14:9). И получил тогда Иаков имя «Израиль», так как он видел Бога Господа. Явившимся был Бог Слово (Логос), Педагог, опять к Иакову говоривший позднее: не бойся идти в Египет (Быт. 46:3). Обращай внимание (т. е. в последующем рассказе книги Бытия), как последовательно Педагог дело ведет, борца выучивая и ему показывая, как он противнику должен ногу подставлять. И Моисея Педагог научил, как должно руководить детьми. Потому что Господь говорил к Моисею: кто согрешил предо Мною, изглажу из Моей книги. Итак, иди, (сойди), веди народ сей куда Я сказал тебе (Исх. 32:33–34). В этом месте Господь оказывается Учителем педагогики. И в самом деде через личность Моисея Господь был Педагогом ветхозаветного народа; лично же, лицом к лицу, Он состоит Руководителем новозаветного народа; потому что вот, говорит Бог Моисею, Ангел Мой пойдет пред тобою (Исх. 32:34). В образе доброго Ангела и Руководителя, во главе ставится власть Логоса; но при этом Логос сохраняет достоинство и величие Властителя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010