Итак, в древнегреческом языке слово «ставрос» может иметь значения кол, шест, свая, крест, однако для понятия «крест» в греческом языке нет другого термина, кроме «ставрос», тогда как слову столб соответствует греческое слово «στιλος» (стилос), а слову «кол» «σκολοψ» (сколопс). Тем не менее, из всех перечисленных терминов, новозаветные авторы используют по отношению ко Кресту Христову только слово «ставрос», когда же речь идёт о столбе, употребляют слово стилос, например, Гал. 2:9 , 1Тим. 4:15 , Откр. 3:12 и Откр. 10:1 . В Септуагинте 2 слово «ставрос» вообще не употребляется, а слова со значением «столб» передаются словом «стилос», например, Быт. 19:26 , Исх. 13:21-22 и др. В качестве ещё одного аргумента в защиту своего взгляда на форму Креста СИ пытаются представить тот факт, что в некоторых местах Нового Завета по отношению ко Кресту употреблено слово «ξυλον» (ксилон), намекая на то, что дерево чаще всего имеет форму столба. Однако для обозначения дерева как растения в греческом языке используется другое слово – «δενδρον» (дендрон), а «ксилон» употребляется, когда речь идёт о дереве как о материале. В Новозаветных текстах это хорошо видно. Там слово «ксилон», помимо обозначения Креста Христова, употреблено применительно к кольям, с которыми вышли иудеи на Иисуса ( Мф.26:47,55 ; Мк.14:46,48 ; Лк.22:52 ), колодкам, в которые были закреплены ноги апостолов ( Деян.16:24 ) 3 , строительном материале ( 1Кор.3:12 ), товарам из дерева ( Откр.18:12 ). В Апокалипсисе словом «ксилон» названо древо жизни, однако здесь явно присутствует аллюзия на Крест Христов. Понимание Креста как древа жизни содержится и в послании Игнатия Богоносца († 107) к траллийцам: «Итак, убегайте злых произрастений, приносящих смертоносный плод: кто вкусит от него, тот немедленно умирает. Ибо еретики не насаждение Отца. Если бы они были это, то являлись ветвями креста, и плод их был бы нетленен» (Трал.11). Отдельного рассмотрения требует Лк.23:31: «Ибо если с зеленеющим деревом (ксилон) это делают, то с сухим что будет?». На первый взгляд кажется, что в этом стихе употреблено слово «ксилон» по отношению к растению, однако в греческом тексте речь идёт не о «зеленеющем» дереве, а о влажном. Таким образом, в Новом Завете нет ни единого случая употребления слова «ксилон» по отношению к дереву как растению.

http://azbyka.ru/k-voprosu-o-forme-krest...

Каждая из этих частей заключается Трисвятым, серией из 2 тропарей и богородична, 30-кратным «Господи, помилуй». В настоящее время этот «Чин» не имеет определенного места в круге церковных богослужений и используется особенно усердными к молитве христианами в келейном правиле. Например, мне известо, что этот чин составляет келейное правило насельниц Толгского монастыря (Ярославль). Однако, - Все эти вопросы мы обсудим завтра. Обещаю, будет очень интересно! Здесь можно было бы сказать до завтра!… Но я хочу еще всех поздравить с праздником Вознесения Господня, который представляет собой новое доказательство любви Божией к нам, ибо воскресшую плоть человеческую Спаситель вознес на небеса и посадил одесную Бога Отца, увенчав ее славой и честью Божества. «Смотри, как низко человек находился и как высоко вознесен, – удивляется св. Златоуст, – невозможно было ни сойти ниже того, куда низшел человек, ни вознестись выше того, куда вознес его Христос. Это выражая, Павел говорил: «Нисшедший, Он же есть и восшедший» ( Еф.4:10 ). Куда он нисходил? В преисподние места земли (ст. 9), а возшел превыше всех небес». Человек сегодня удостаивается неслыханной почести, какой не удостоились даже ангелы. Смотрите как об этом рассуждает Златоуст: «К какому естеству Бог сказал: «Седи одесную Мене»? К тому, которое выслушало: «Прах ты и в прах возвратишься» ( Быт.3:19 ). Не довольно ли было для него возвыситься над небесами? Не довольно ли было стать вместе с ангелами? Не была ли неизреченной и эта честь? Но оно превзошло ангелов, прошло мимо архангелов, превзошло херувимов, вознеслось выше серафимов, миновало начальства и остановилось не прежде, как достигши престола Владыки». Видите, человеческая природа помещается не просто наверху, на небе, но превыше ангельских сил, по той причине, что не с ангельским естеством соединился Бог, но с естеством человеческим. Соединившись, Он не только исправил повреждение, внесенное в естество человеческое Адамом, и не просто вернул человеческой природе ее первозданное состояние (состояние естественное), но возвел ее в состояние вышеестественное, которое не имел и Адам.

http://azbyka.ru/video/55-chin-12-psalmo...

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о спасении Мф.19:26 . «Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу; ибо всё возможно Богу». Объяснение. «Всё возможно Богу» сделать не для тех, которые говорят Ему: «отойди от нас – не хотим знать путей твоих»: Иов.21:13–14 , а для тех, которые хотя сколько-нибудь могут веровать: Мк.16:16 , и которые послушны Церкви: Мф.18:17 . Лк.13:24 . «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут». Объяснение. Тесные врата, ведущие в жизнь: Мф.7:14 , открыты пред нами, пока не настал последний час втор. пришествия Господня: Лк.13:25–28 ; а в частности, для каждого из нас – пока не постигла смерть: Евр.9:27 ; поэтому не напрасно Писание заставляет нас помнить о конце, чтобы не грешить: Сир.7:39:28:5–6 . Ин.14:6 . «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня». Объясн. Христос есть Искупитель, и только чрез веру в искупительные заслуги Его возможно спасение: Ин.6:51:53 ; чтобы веровать в искупительную жертву Христову, надо об этой жертве слышать: Рим.10:17 ; для передачи Своего учения Господь поставил апостолов и их преемников: Еф.4:11 ; Деян.14:23 ; кто не будет их слушать, то не слушает Самого Господа: Лк.10:16 , а стало быть, не приходит, но удаляется от Него: Пс.72:27 . Ин.17:2–3 . «Так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную: сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа». Объяснение. Люди своими грехами отпали от Бога и стали плотью: Быт.6:3 , но Бог не хотел погибели рода человеческого, а хотел его вразумления и спасения. Посему Отец и предал Сыну весь род людской, чтобы Он устроил их спасение и дал им живот вечный. Основанием и началом жизни вечной служит познание Бога Отца и посланного Им в мир Иисуса Христа; кто уверовал во Христа и крестился, тот спасён: Мк.16:16 , а неуверовавший осуждён: Ин.12:48 ; но и уверовавший должен до конца сохранить свою веру: Мф.10:22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Невероятно, но впервые со времен Христа мы наблюдаем массовое обращение евреев в христианство. Не насильственные крещения, имевшие место во многих странах мира, и как правило оканчивавшиеся ничем, а сознательный выбор всем сердцем своего Господа Иешуа, так по-еврейски звучит имя Иисуса. Причем, происходит это на родине Спасителя, в Израиле. Сегодня христиане составляют всего 2% от общего числа населения Израиля, насчитывающего свыше 6 миллионов человек (иудеи - 79,2%, мусульмане -14,9%). Это видимо не намного больше, чем во времена, когда в Израиле проповедовал Спаситель. И уж тем более, ничтожно, по сравнению с тем, что согласно слову апостола " весь Израиль спасется " . Но в наши дни становимся свидетелями удивительного обращения евреев ко Христу, которого они на своем языке называю " Иешуа " . Помнится, я был немало удивлен, обнаружив в почитаемой христианами пещере Иоанна Крестителя (пригород Иерусалима Эйн Карем) еврейский семисвечник, и раскрытую книгу Торы. Они были помещены в специальную каменную нишу рядом с алтарем. Оказалось, вместе с католиками и православными здесь молятся последователи движения " Евреи за Иисуса " или как их еще называют " мессианские евреи " . Они продолжают соблюдать иудейские законы и в то же время всем сердцем признали в Иешуа (Иисусе) Сына Божия. Это странное течение, родственное иудео-христианам первых веков возникло всего несколько десятилетий назад, но насчитывает уже сотни тысяч последователей среди евреев по всему миру. И это не случайно, ведь апостол говорит, что Израиль отпал лишь на время, пока в лоно Церкви " не войдет полное число язычников " . Итак, будущее пришествие Иисуса Христа на землю для Страшного суда над живыми и мертвыми - что оно значит для Израиля и всего остального мира? Священное Писание словами Самого Христа и Его апостолов неоднократно говорит о неизбежности этого события. Хотя и предупреждает, что время его наступления никому не дано знать. Впрочем, Библия указывает некоторые признаки приближения этого времени. Один из таких признаков - непрекращающийся уже пол века арабо-израильский конфликт. И Россия, как до того - СССР , увы выступает на стороне врагов Израиля, поддерживая из оружием, отправляя в Сирию и Иран своих военных специалистов, оказывая спонсорам террора дипломатическую поддержку. Весьма опрометчивая политика. Ведь как Бог обходится с теми, кто выступает против евреев? Он сулит им проклятия (Быт. 12:1-3), обещает разрушить их страны (Иер. 30:10-11), обещает воздать им по заслугам, по делам их (Откр. 18:4-7, 19:1-6; Иер. 50:21-40).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

По хронологии римской: Матафий Маккавей был вождем и архиереем иудейским – 1 год. Алстедий говорит: 3 года, после чего он умер. Иуда Маккавей, сын Матафия, вождь и архиерей – 6 лет Ионафан Маккавей, брат Иуды, вождь и архиерей – 19 лет По Алстедию и Стратеману – 18 лет. Симон, брат Ионафанов и Иудин, вождь и архиерей – 7 лет По другим – 8 лет. Иоанн Гиркан, сын Симона, вождь и архиерей – 31 год По Адрихомию и Беллярмину – 26 лет. В это время среди иудеев возникли три секты: фарисейская, саддукейская и ессейская. Вторично цари в Иерусалиме: По хронологии римской: Аристовул, сын Иоанна Гиркана, был первым после плена вавилонского царем, а вместе с тем и архиереем в продолжение 1 года. Анний, он же и Александр, младший брат Аристовулов, царствовал 27 лет. Оставил после себя двух сыновей: Гиркана и Аристовула. Александра, которая еще называется «саломб», жена Анния Александра, после смерти мужа царствовала 9 лет. Гиркан после смерти матери царствовал три месяца и затем был изгнан братом Аристовулом. Аристовул, изгнав старшего брата Гиркана, царствовал 3 года. Алстедий полагает – 5 лет. Затем пришел римский воевода Помпей с воинскою силою, взял царя иудейского Аристовула с двумя его сынами Антигоном и Александром и отослал в Рим; завоевал он и Иерусалим и всю Иудею покорил римскому царю, сделав ее жителей данниками. Власть иерусалимскую он вручил старшему Аристовулову брату Гиркану. Вторично Гиркан вступил в управление находившимся под римскою властью и изнемогавшим царством иудейским и был архиереем, но уже не как царь самовластный, но как подчиненный данник, служа кесарю 22 года. По Алстедию – 23 года. Александр, младший сын Аристовула, убежав от римлян, собрал воинскую силу, изгнал из Иерусалима своего дядю Гиркана и царствовал 3 года. Вторично был схвачен римлянами и предан смерти в Антиохии. Антигон, старший сын Аристовула и брат Александра, был последним из рода Маккавеев; царствовал в Иерусалиме 4 года. По Алстедию и Функцию – 1 год Когда он был убит Иродом, окончательно прекратилась власть еврейская и приблизилось, согласно с пророчеством святого патриарха Иакова ( Быт.49,10 ), время Христова пришествия во плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Установление брака. 23 «И сказал человек…» По мнению всех лучших толковников, Адам, находясь в глубоком таинственном сне, во время которого Бог вынул у него ребро для создания ему жены, не терял своего сознания, почему и мог сказать эти слова. «вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей…» Это обычное библейское изречение, выражающее идею тесного физического родства, быть может, ведущее свое начало именно от этого первобытного факта (Быт 29:14; Суд 9:2; 2 Цар 5:1; 1 Пар 11:1 и др.). «будет называться женой, ибо взята от мужа…» Еврейское слово «жена» (иша) произведено от слова «муж» (иш) и этим самым навсегда запечатлело в себе ясный намек на историю ее происхождения. 24 «Потому оставит человек отца своего и мать свою…» Слова эти следует приписывать самому Богу, освятившему таинство брачного союза и давшему его основоположение на будущее время. Заключенная в этих словах мысль, с одной стороны, удостоверяет богоучрежденность брака, с другой — провозглашает два основных его закона — единство и нерасторжимость, как толкует и само Священное Писание (Мф 19:4–5; Мал 2:14–15; 1 Кор 6:16; Еф 5:31 и др.). «и прилепится к Жене своей; и будут (два) одна плоть…» Слово «прилепится» по еврейски выражено глаголом дабак, означающим поглощаться, ассимилироваться, уподобляться (Втор 10:20; 3 Цар 11:2), и, следовательно, указывает не столько на физическую связь между супругами, сколько на духовное объединение их интересов, настолько тесное, что они должны представлять собой уже не две особых, а как бы ОДНУ ОБЩУЮ ЛИЧНОСТЬ. Этот тесный духовно-нравственный союз супругов, как в Священном Писании, так и у отцов Церкви служит образом союза Христа с Церковью (Еф 5:30–31; Иоанн Златоуст, Августин и др.). 2015/10/18, 16:04:05 а никого не удивляет котенок на таком серьезном сайте? Марина 2015/10/17, 22:49:28 (И долго же висит это на сайте. Но фотография забавная). Женщина, конечно, несамостоятельное существо. Наследница Евы, она так и несёт в себе эту вторичность, несамодостаточность. Если жена злая досталась, сам виноват, что не разглядел. Злая стала, потому что не того духа вместила (как немощной сосуд с немалой духовной вместимостью). А до свадьбы, видать, другого духа вмещала. Который тебя и обольстил. А ты поддался. Так кто виноват?

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=29&iid=1...

Характер облачений Христа и поза Богоматери акцентируют жертвенный аспект композиции, к-рая может толковаться как намек на грядущие страдания Спасителя. В то же время она обнаруживает определенную общность со сценой «Оплакивание Христа» в иконографическом варианте, получившем распространение в визант. монументальной живописи 2-й пол.- кон. XII в. «Недреманное око». Роспись кафоликона мон-ря Протат на Афоне. Ок. 1290 г. «Недреманное око». Роспись кафоликона мон-ря Протат на Афоне. Ок. 1290 г. Дальнейшая эволюция композиции, а также ее местоположение в храмовых росписях показывают, что данный содержательный аспект был определяющим для иконографии «Н. О.» и впоследствии. Сцена встречается в алтарных декорациях византийских храмов, где в пандан к ней нередко представлен образ Христа во гробе. В росписи ц. апостолов Петра и Павла в Беренде, Болгария (1-я пол. XIV в.), композиция размещена над входом в жертвенник ( Бакалова Е. Стенописите на църквата при село Беренде. София, 1976. С. 29, 31. Ил. 4, 19); в ц. Богоматери Перивлепты в Мистре (Греция) она занимает конху диаконника и составляет пару композиции «Христос во гробе» (в конхе жертвенника) ( Dufrenne S. Les programmes iconographiques des églises byzantines de Mistra. P., 1970. P. 54. Pl. 29. Fig. 61). Христос «Н. О.» и Христос во гробе составляют пару и в росписи ц. св. Онуфрия в посаде сел. Посада-Рыботыцка близ Пшемысля (Перемышля), Польша ( Ружицка-Брызек. 1994. С. 112-114). Локализация образа «Н. О.» в алтарной части и ее жертвенная символика находятся в тесной связи с богослужебным последованием. Чтение 120-го псалма включено в службу вседневной полунощницы, а парафраз библейского текста (Быт 49. 9) входит в утреннее богослужение Великой субботы: «Якоже лев Спасе уснув плотию, яко некий скимен мертв востаеши, отложив старость плотскую». «Недреманное око». Роспись зап. стены кафоликона Преображенского мон-ря в Метеорах, Греция. 1552 г. «Недреманное око». Роспись зап. стены кафоликона Преображенского мон-ря в Метеорах, Греция.

http://pravenc.ru/text/2564828.html

Цель послания не в том, чтобы рассмотреть некие аспекты лжеучения в конкретной общине, но духовно поддержать все (главным образом, состоящие из бывших язычников) церкви, расположенные вблизи маршрута следования Тихика. Для Павла открывалась прекрасная возможность прославить Бога, даровавшего людям благодать во Иисусе Христе во исполнение Своих великих замыслов (1:3–14), а также сообщить им о том, как он молится о своих подопечных, ходатайствуя за то, чтобы они могли преисполниться радости, восприняв центральную истину Евангелия и предназначенные для них чудные Его привилегии (1:15 – 2:10; 3:1, 14–21). Вряд ли правильно утверждать, что это послание написано не Павлом, поскольку оно заменяет молитву, в которой Павел обычно преподносит свое учение; истина скорее в том, что данное послание преподносит самую сердцевину Евангелия Павла в форме призыва к богослужению и молитвы–сообщения, или отчета (с отступлениями в 2:11–22 и 3:2–13, где более подробно разъясняется суть его благой вести). Выбор формы богослужения/молитвы для большей части первой половины послания сам по себе придает ему более «возвышенное» и литургическое звучание, которое, естественно, накладывает отпечаток и на другие части послания (и характерно для стиля молитв Павла в других его посланиях). И если Павел только что завершил Кол. и оно еще было при нем, разве не удивительно, что он должен был перестроить его для более широкого круга читателей? Центральная весть послания В Еф. представлена ключевая тема, важность которой уже рассматривалась в Кол., – вселенское примирение во Христе (ср.: Еф. 1:9–10, 20–23; 2:10–22 и 3:6 с Кол. 1:19–20 ). Ветхий Завет подтверждает, что Вселенная была создана единым Богом и все сущее первоначально находилось в гармонии с Ним (ср.: Втор. 6:4 , кредо веры евреев, а также Быт. 1 ). В соответствии с иудейским пониманием, однако, у человека появились иные притязания и исчезло желание добровольно подчиняться Богу, начался процесс противостояния Ему. Люди начали постепенно отдаляться от Него, а затем и друг от друга, что символизировало изгнание Адама и Евы из рая, убийство Авеля и крушение Вавилонской башни.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

6) библ. Р. – это не просто семейные хроники, поскольку часто они носят отчетливый мессианский характер. В них выделены определ. личности, каждая из которых знаменует собой начало нового этапа в истории спасения (напр., Ной, Авраам, Иаков Израиль, Давид, Зоровавель). Их ближайшие родственники исключаются из Р. Спасителя и сливаются с миром обыкнов. людей (напр., Каин, Лот, Исав). Избранными являются только первенцы, на которых почиет обетование. Происхождение может сочетаться с богоизбранностью. Иногда Бог использует людей, не принадлежащих к Израилю, с тем чтобы исполнилось обетование, дарованное Аврааму и его прямым потомкам (напр., Асенефу, Быт. 46:20 ; Руфь, Руф. 4:21 ). Р. строятся не на основе кровных связей между поколениями, а в соответствии с Божьей спасит. волей, не поддающейся законам человеч. логики. II. ПОНЯТИЕ «ТОЛЕДОТ» Особого внимания заслуживает евр. слово толедот (от глагола «рождать»), встречающееся в книге Бытие 11 раз и переводимое как «происхождение» ( Быт. 2:4 ), «родословие» или «житие» ( Быт. 5:1 ; Быт. 6:9 ; Быт. 10:1 ; Быт. 11:10 ; Быт. 11:27 ; Быт. 25:19 ; Быт. 36:1 ; Быт. 36:9 ; Быт. 37:2 ). Толедот можно перевести также как «история рода, обращенная к его началам». П.Й.Виземан (P.J.Wiseman, Die Entstehung der Genesis, S. 49ff) указывает на то, что предложения, в которые входит слово толедот – «вот родословие такого-то...», – это не вводные формулы к Р. и другим родовым хроникам, а заключит. предложения отдельных повествований (особенно отчетливо это заметно в Быт. 2:4 ). Т.о., толедот и стоящее рядом с ним имя (за искл. Быт. 2:4 ) указывают на составителя или на того человека, чья родословная составлена. По мнению Виземана, такой лит. прием был использован при составлении древневавил. надписей на глиняных табличках. Он делает вывод, что, вероятно, раздел Быт. 1Быт. 37 изначально был записан на 11 глиняных табличках, каждая из которых заканчивалась предложением со словом толедот и на которых в десяти случаях указывалось имя их составителя или владельца. Если Виземан прав, то можно сделать выводы о времени создания, авторах и композиции Первой книги Моисея. III. РОДОСЛОВИЕ ИИСУСА

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

После того как все приготовления были завершены, в 17-й день 2-го месяца, «разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились» (Быт 7. 11) и воды обрушились на землю. Непрерывный дождь продолжался 40 дней и ночей, воды подняли ковчег, и он поплыл (Быт 7. 17, 18). Водой покрывались даже высокие горы, и все живущие на земле погибли (Быт 7. 17-24). В живых остались только Н. и его спутники. Спустя 150 дней вода начала убывать, и на 17-й день 7-го месяца ковчег остановился на «горах Араратских» (Быт 8. 1-5). Вершины др. гор показались лишь 1-го числа 10-го месяца. Н. выждал 40 дней и выпустил из ковчега ворона, однако тот, не обнаружив суши, возвращался неск. раз назад, пока не показалась поверхность земли. После этого Н. трижды (с перерывами по 7 дней) выпускал голубя. В 1-й раз голубь вернулся ни с чем, во 2-й - принес в клюве свежий оливковый лист, свидетельствовавший о том, что «вода сошла с земли», на 3-й раз он не вернулся. Земля постепенно обсохла к 1-му числу 1-го месяца, окончательно - лишь 27-го числа 2-го месяца. Через 365 дней после начала потопа Н. покинул корабль и его потомки вновь заселили землю (Быт 8. 14-19). У гор Араратских Н. принес Господу жертву всесожжения (1-е жертвоприношение в библейском рассказе о праотцах: «Из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике» - Быт 8. 20), Господь благословил его и его потомство и заключил с Н. и его семьей завет (Быт 9. 1-17). Бог обещал, что на наказанную за грехи человека землю отныне вернется прежний порядок - правильный ход времен года («во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» - Быт 8. 22). Как прародитель будущего человечества Н. получил то же благословение, что и первые люди: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт 9. 1, ср.: 1. 28). Благословив Н. и все творение, Бог дал человеку ряд моральных заповедей: дозволение употреблять в пищу ритуально обескровленное мясо (Быт 9. 4); запрет на убийство человека под страхом смертной казни: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт 9. 6). Бог обещал, что земля больше никогда не будет опустошена водами потопа. В знак Божественного завета с Н. в небесах воссияла радуга (Быт 9. 8-17).

http://pravenc.ru/text/Ной.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010