В более позднем груз. переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику VII-VIII вв., описание служб в В. ч. более детальное: в конце утрени предписывается петь тропарь 3-го плагального гласа «Страшно впасть в руки Бога Живого» и читать Евангелие (Лк 22. 1-6 или 1-46), предваряемое прокимном из Пс 54. Служба 3-го часа (в Лекционарии подчеркнуто участие в ней кающихся; в поздних арм. памятниках она прямо называется службой покаяния) состояла из ектений, молитв, стихословия Пс 101, 103, 142, предварявшихся прокимном из Пс 50 библейских чтений (Ис 1. 16-20; Езек 36. 25-36; Рим 6. 3-10; Лк 15. 1-10). Служба 9-го часа (единственная описанная в арм. переводе Лекционария) представляла собой вечерню с литургией, совершавшиеся в Мартириуме. Вечерня имела тропарь 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа «Долготерпение Господа непревзойденно», а после «Свете тихий» следовали чтения (Быт 22. 1-19, Притч 9. 1-12, Ис 61. 1-6) и прокимен из Пс 54, затем был отпуст оглашенных (т. о., гомилия уже не произносилась, что, видимо, связано с исчезновением института оглашения взрослых). Сразу, с пения того же тропаря, что и на вечерне, начиналась Евхаристия (литургийные чтения: прокимен из Пс 22; Деян 1. 15-26; 1 Кор 11. 23-32; Мф 26. 20-24 (Евангелие в В. ч. читалось без аллилуиария ); тропарь на умовение рук (изменяемое песнопение чина литургии ап. Иакова): «Глас пророческий, в притчах слышанный»; тропарь на перенесение Даров: «Агнец Божий» (см. также Agnus Dei); причастен 3-го гласа «Сегодня Иисус учение» или 2-го гласа «Вечери Твоея»). В конце литургии, после ектении и молитвы, пели прокимен из Пс 22, читали Евангелие (Ин 13. 3-30 или Мк 14. 12-36; по нек-рым ркп. ектения и молитва следовали за Евангелием) и совершался чин умовения ног, имевший особый тропарь (6-го гласа «Благословим Отца» или 2-го гласа «Во всем достоин Ты хваления»). Все чтения В. ч. так или иначе связаны с Тайной вечерей ( Кекелидзе. Канонарь. С. 74-76; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars 1.] P. 111-115; [Pars 2] P. 89-92).

http://pravenc.ru/text/150115.html

В более позднем груз. переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику VII-VIII вв., описание служб в Великий Четверг более детальное: в конце утрени предписывается петь тропарь 3-го плагального гласа " Страшно впасть в руки Бога Живого " и читать Евангелие (Лк 22. 1-6 или 1-46), предваряемое прокимном из Пс 54. Служба 3-го часа (в Лекционарии подчеркнуто участие в ней кающихся; в поздних армянских памятниках она прямо называется службой покаяния) состояла из ектений, молитв, стихословия Пс 101, 103, 142, предварявшихся прокимном из Пс 50 библейских чтений (Ис 1. 16-20; Езек 36. 25-36; Рим 6. 3-10; Лк 15. 1-10). Служба 9-го часа (единственная описанная в армянском переводе Лекционария) представляла собой вечерню с Литургией, совершавшиеся в Мартириуме. Вечерня имела тропарь 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа " Долготерпение Господа непревзойденно " , а после " Свете тихий " следовали чтения (Быт 22. 1-19, Притч 9. 1-12, Ис 61. 1-6) и прокимен из Пс 54, затем был отпуст оглашенных (т. о., гомилия уже не произносилась, что, видимо, связано с исчезновением института оглашения взрослых). Сразу, с пения того же тропаря, что и на вечерне, начиналась Евхаристия (литургийные чтения: прокимен из Пс 22; Деян 1. 15-26; 1 Кор 11. 23-32; Мф 26. 20-24 (Евангелие в Великий Четверг читалось без аллилуиария); тропарь на умовение рук (изменяемое песнопение чина Литургии ап. Иакова): " Глас пророческий, в притчах слышанный " ; тропарь на перенесение Даров: " Агнец Божий " (см. также Agnus Dei); причастен 3-го гласа " Сегодня Иисус учение " или 2-го гласа " Вечери Твоея " ). В конце Литургии, после ектении и молитвы, пели прокимен из Пс 22, читали Евангелие (Ин 13. 3-30 или Мк 14. 12-36; по некоторым рукописям ектения и молитва следовали за Евангелием) и совершался чин умовения ног, имевший особый тропарь (6-го гласа " Благословим Отца " или 2-го гласа " Во всем достоин Ты хваления " ). Все чтения в Великого Четверга так или иначе связаны с Тайной вечерей (Кекелидзе. Канонарь. С. 74-76; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars 1.] P. 111-115; [Pars 2] P. 89-92).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Дам тебе и семени твоему, – сказал ему Бог всяческих, – землю сию: ибо благословятся о семени твоем вси языцы земнии ( Быт. 17:8; 28:14 ). Давая же обетование Аврааму, Бог, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, говоря: благословя благословлю тя, и умножая умножу тя. И тако, – сказано, – Авраам долготерпев, получи обетование ( Евр. 6:13–15 ). А как и каким образом обещанное ему исполнилось на самом деле, узнаешь отсюда, если рассмотришь дело, как оно есть. Ибо после того, как Бог, давши ему обетования, сказал: «в Исааке наречется тебе семя», совершенно зная, что Обещавший может исполнить, хотя знал, что тело его уже омертвело (ему было почти сто лет от роду), и утроба Сарры – в омертвении ( Рим. 4:19 ), однако он не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу. Поэтому он справедливо получил обетования и родил обетованного сына, имевшего получить обетованное. И хотя у него было два сына близнеца, в наследники заветов он благословил ослепившего его хитростию, по совету матери, и произрастил из него 12 колен, из которых Бог избрал два – Левиино и Иудино, особенно почтив их и вручив одному из них подир священства, Божественный ефуд, кидар и святую дщицу и слово откровения, в прообраз великого священства, – а другому – царский престол, венец красоты, преимущество пред всеми коленами, а еще то, что он будет помазанным. В этих достоинствах действовал предвечный Отрок Божий, приводящей в бытие все временное, новоприлично явившись миру во плоти, но не по закону заповеди плотския, – как говорит Апостол ( Евр. 7:16 ), получив сугубо славное достоинство, не по–человечески, как сказал бы кто–либо, т. е., по видимости считаясь царем и священником, но будучи свидетельствуем, что Он по силе живота неразрушаемого имеет от природы оба достоинства, т. е., священство и царство. Сей же, занеже пребывает во веки, непреступное имать священство: темже и спасти до конца может приходящих чрез него к Богу, всегда жив сый, во еже ходатайствовати о них ( Евр. 7:24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Конференция проводится при участии и поддержке Объединенного научного совета " Экология и природные ресурсы " СПб отделения РАН, Института наук о Земле СПбГУ, ГУП " Водоканал Санкт-Петербурга " . Положение Заявки на участие, тезисы работ до 15 февраля направлять по адресу: mkheposeda@mail.ru .   Когда: 25-29 марта Где: Санкт-Петербург Контакт: Михаил Федорович Карчевский, 8 (921) 900-5327, mkheposeda@mail.ru Источник: Оргкомитет конференции Онлайн-курс " PROkaчaй ЭКОлайф " Общественная организация " Мусора.Больше.Нет " приглашает на бесплатный двухмесячный онлайн-курс для взрослых по экологизации повседневной жизни и формированию экопривычек. Участники изучат такие темы, как экологические проблемы, природные ресурсы, вторая жизнь вещей, экологичный быт, озеленение, переработка, эковолонтерство.  Курс содержит блоки теории, короткие видеоролики, тесты для самопроверки и практические задания. За выполнение 70% заданий курса участники получат сертификат, самые активные ученики - онлайн-консультацию по своим идеям и экопроектам.  Подробнее Регистрация Когда: 1 февраля - 1 апреля  Контакт: Карина Ивченко, mbn.spb@gmail.com Источник: Мусора.Больше.Нет   Форум " Когда силы закончились, а работа осталась " Весь день участники будут говорить о сложностях в работе НКО и госучреждений, о преодолении эмоционального выгорания и поиске сил. Организаторы расскажут о путях решения проблем, технологиях и инструментах преодоления выгорания, которые они нашли вместе с НКО Петербурга в 2018 году.  Вас ждут лекции и мастер-классы по выстраиванию границ, диалогу с руководителями, заботе о себе и поиске ресурсов. Форум проходит в рамках проекта по профилактике эмоционального выгорания " Второе дыхание " . Организован Психологическим центром " Форсайт " при поддержке Фонда президентских грантов. Программа Участие бесплатное. Требуется регистрация . Когда: 24 января c 13:00 до 19:00 Где: наб. Фонтанки, 20, Голицын холл Контакт: Анастасия Маскаева, 8 (981) 820-4088, страница в ВК Источник: Психологический центр " Форсайт "

http://mitropolia.spb.ru/docs/novostnaya...

Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» ( Лк.10:41–42 ). Именно это одно есть только созерцание Бога, которое справедливо предпочитается всем заслугам праведности, всем упражнениям в добродетелях. Точно, все то, что было в апостоле Павле, как мы сказали, не только хорошо и полезно, но и велико и преславно. Но как олово, которое имеет некоторую долю пользы и блеска, в сравнении с серебром гораздо дешевле, а ценность серебра уменьшается в сравнении с золотом; также и само золото ставится гораздо ниже драгоценных камней, а блестящая белизна одной жемчужины превосходит множество и самых драгоценных камней – так и все заслуги святости, хотя не только для настоящей жизни хороши и полезны, но и вечное блаженство приобретают, однако если сравнить их с заслугами божественного созерцания, то окажутся маловажными и, так сказать, менее ценными. Это сравнение подтверждает и свидетельство Св. Писания, которое вообще о всем, сотворенном Богом, говорит: «и увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» ( Быт.1:31 ). И еще: все, что Бог сотворил, хорошо в свое время ( Сир.39:41 ). Если бы мы захотели эту мысль подтвердить более ясными свидетельствами, то указали бы, что в Евангелии многое называется добрым: и дерево доброе, и сокровище доброе, добрый человек, добрый раб, ибо говорится: «не может дерево доброе приносить плоды худые» ( Мф.7:18 ); «добрый человек из доброго сокровища выносит доброе» ( Мф.12:35 ); «хорошо, добрый и верный раб!» ( Мф.25:21 ). Нет сомнения, что все они сами по себе добры. Но если рассматривать в отношении к благости Божией, то никто из них не будет признан добрым, как говорит Господь 24 : «никто не благ, как, только один Бог» ( Лк.18:19 ). В этом отношении и апостолы, которые по важности избрания во многих отношениях превосходили благость рода человеческого, называются злыми, как говорит им Господь: «если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» ( Лк.11:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Пастырь напоминает, что все святые отцы – толкователи этого библейского повествования – сходятся в мысли, что «содомляне четко понимали (это подсказал им дьявол через вещателей, которые творили его культ в этой местности), что у Лота в гостях по меньшей мере находятся святые люди, а по большей мере Сам Бог Троица. И то и другое, по сути своей, резануло по последним остаткам совести этих грешников, и что бы задушить эти муки окончательно, Сатана погнал их — ставших ранее его душевными рабами, на это преступление, дабы унизить человеческую святость, а может и саму божественность гостей Лота, а самих этих преступников навсегда лишить совести и возможности к исправлению…» «Вот в чем суть! Таковые грешники всегда становятся хулителями истинного Бога и гонителями (а часто и убийцами) святых. И они почти неисправимы, ибо так низко падают. Тому примером, людоедство императора-извращенца Калигулы и диктатуры гомосексуалистов в фашистской Германии и коммунистическом СССР 20–30-х гг. и др. И здесь мы понимаем, что для нас — верующих в Истинного Бога Троицу, гомосексуалисты и лесбиянки смертельно опасны, так как своей пропагандой сексуальных однополых извращений они способны превратить себя и наших детей в богоборцев — в наших собственных палачей, как это уже бывало в нашей недавней истории. Понимание же этой сути вынуждает нас защищаться от этих осатаневших психов, и призывать наше государство защищать нас от них, как это и сделал в свое время Бог Троица, защищая праведного Лота и его семью: " И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с Неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих… " (Быт.19:24,25)», - резюмирует протоиерей Вячеслав Пушкарев. «Понятно, - добавляет священник, - что современные условия общественного бытия практически исключают возможность грубого физического насилия над этими все более наглеющими эгоистами-сатанистами, попирающими ради своей страсти все законы приличия, народные устои морали, христианские ценности, общественное спокойствие и частную собственность граждан нашей страны, но все же законные методы борьбы с ними не должны простаивать и нивелироваться. С однополым развратом и с его разнузданной пропагандой должны бороться все добрые люди нашей страны, и спасибо правительству города Москвы, что оно не пошло на поводу у разрушителей Божественного права и народного единства, тем подав прочим российским городам добрый пример».

http://ruskline.ru/news_rl/2011/06/10/ta...

Пророки же видят не одно будущее, но и в настоящем сокровенное, как говорит Павел: «Аще же пророчествуете, внидет же некий неверен или невежда, тайная сердца его явлена бывают» (ср.: 1 Кор. 14, 24, 25), или как говорит Елисей: « не ходило ли сердце мое с тобою, егда возвращашеся муж с колесницы своей во сретение тебе?» (ср.: 4 Цар. 5, 26). Но к пророчеству принадлежит также и предуведение посредством снов, как открыто было Иосифу в Египте (см.: Мф. 2, 19–20) и Даниилу в Вавилоне (Дан. 1, 17). Но почему и фараон и Навуходоносор имели такое предведение? Потому что, правя состоянием мирских дел, должны были предвидеть для возбуждения веры в других. А почему пророчествуют и Валаам, и Каиафа? Потому что и они имели людей, которые их слушались, один как архиерей, а другой как волхв (см.: Нав. 13, 22). Здесь причиной не чистота души, не просветление ума, который созерцает Бога и в Нем почерпает силу, но домостроительно сообщенное им слово, не по достоинству, а по требованию времени. Спросишь еще: «Читаемое у Исаии и Иезекииля признать ли явлениями, какие они видели чрез соответствующие им представления, или богословием, которое чрез гадания Духа возвещало нам свойства Божества?» Некоторые говорят, что они пророчествовали в исступлении, так что человеческий ум затмеваем был Духом. Но противно обетованию наития Божия богодухновенного делать изумленным, так чтобы он, когда исполняется Божественных наставлений, выходил из свойственного ему разума и, когда приносит пользу другим, сам не получал никакой пользы от собственных своих слов. И вообще, сообразно ли сколько–нибудь с разумом, чтобы Дух премудрости делал человека подобным лишенному ума и Дух ведения уничтожал в нем разумность? Но свет не производит слепоты, а напротив того, возбуждает данную от природы силу зрения. И Дух не производит в душах омрачения, а напротив того, возбуждает ум, очищенный от греховных скверн, к созерцанию мысленного. Посему нет невероятного, что лукавая сила, злоумышляющая против человеческой природы, приводит разум в слитность, но нечестиво говорить, что то же самое действие производит присутствие Божия Духа. Притом если святые мудры, то как им было не постигнуть того, о чем пророчествовали? Ибо сказано: «премудрый уразумеет яже от своих ему уст, во устнах же носит разум» (ср.: Притч. 16, 23). Если же на том основании, что «ужасеся Исаак», когда пришел сын его (ср.: Быт. 27, 33), и что Давид рече «во изступлении своем» (ср.: Пс. 115, 2), вымышляют во святых затмение ума, то пусть знают, что исступлением называется и удивление, как например: «Ужасеся небо и вострепета земля»  (ср.: Иер. 2, 12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Суд.7:20 .  И затрубили все три отряда трубами, и разбили кувшины, и держали в левой руке своей светильники, а в правой руке трубы, и трубили, и кричали: меч Господа и Гедеона! Суд.7:21 .  И стоял всякий на своем месте вокруг стана; и стали бегать во всем стане, и кричали, и обратились в бегство. Суд.7:22 .  Между тем как триста человек трубили трубами, обратил Господь меч одного на другого во всем стане, и бежало ополчение до Бефшитты к Царере, до предела Авелмехолы, близ Табафы. Подобно Аврааму во время его нападения на войска царей Сеннаара и Элама (ср. Быт. 14:15 ), Гедеон разделил свой отряд на три части и произвел нападение на стан Мадиамский во время средней стражи, т.е. в полночь, когда неприятельский стан был объят глубоким сном. Появление в лагере таинственных людей со светящимися факелами, треск разбиваемых кувшинов и крик воинов Гедеона произвели в стане мадианитян панику, и они обратились в бегство, причем избивали друг друга. Большая часть их направилась по Эздрелонской долине на юг, к местечку Бетшитта, указываемому в современной Эль-Шатта, близ потока, впадающего в воду Джалуд и далее до Авел-Мехолы (ср. 3Цар.19:16 ), лежавшей по Иерониму на 10 римских миль к северу от Скифополя (Бет-Сана). Местоположение упоминаемых в описании бегства мадианитян Цереры (вероятно, Цереды) и Таббаха неизвестно. История представляет несколько других примеров стратегической уловки, употребленной Гедеоном. Фалиски навели страх на римскую армию посредством людей, имевших вместо оружия факелы и змей. То же самое делали весты и фидены (Tit. Liv. XXII, 16; Sallust Jugurtha, 99). Суд.7:23 .  И созваны израильтяне из колена Неффалимова, Асирова и всего колена Манассиина, и погнались за мадианитянами. Суд.7:24 .  Гедеон же послал послов на всю гору Ефремову сказать: выйдите навстречу мадианитянам и перехватите у них переправу через воду до Бефвары и Иордан. И созваны все ефремляне и перехватили переправы через воду до Бефвары и Иордан; Суд.7:25 .  и поймали двух князей Мадиамских: Орива и Зива, и убили Орива в Цур-Ориве, а Зива в Иекев-Зиве и преследовали мадианитян; головы же Орива и Зива принесли к Гедеону за Иордан.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

7. Бог сокрушит зубы их во устех их, членовныя львов сокрушил есть Господь. Если змию нельзя заговорить и она представляет неизбежную смертельную опасность, то остается её убить. И Давид уверен, что Господь, как праведный Судия, не пощадит жизни врагов его, злых, чуждых правды еще от утробы своей матери и не поддающихся никаким добрым и кротким убеждениям. Он сокрушит им зубы, как хищным зверям, Он сокрушит им членовныя – челюсти, как разбиваюсь их львам, так что они, при всей силе и злобе своей, уже не возмогут схватить, удержать и растерзать своей жертвы. Иначе говоря: враги Давида злые, как хищные звери, сильные, как львы, не будут, однако, в состоянии причинить ему никакого оскорбления – страдания. 8–9. Уничижатся яко вода мимотекущая, напряжет лук свой, Дóндеже изнемогут. Яко воск растаяв отъимутся, паде огнь на них и не видеша солнца. Нашествие многочисленных и грозных неприятелей опустошает страну, как сильное наводнение. Подобно тому и толпа врагов Давида, с шумом и угрозами нападала на него – невинного, как грязный осенний поток с плеском и брызгами, прорвавшись чрез ущелье, неожиданно низвергается на мирно почивающего путника и грозит затопить его. Но вот быстро проносится вода и – опасность путника миновала; так уничижатся – ослабеют в своей дерзости и злости и враги Давида. – Господь напряжет – натянет лук свой и в таком напряжении оставить его, доколе стрелами своими – ударами молний – не уничтожить силы злодеев. Пред сокрушительным огнем молний все враги отимутся – снимутся, пропадут,– как воск, тающий от огня, исчезает быстро и бесследно. – Падет на них огнь с неба и они не увидят более солнца, – погибнут, исчезнуть в пропастях земных, как исчезли развращенные и буйные жители Содома – враги праведного патриарха Лота, когда «пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь с неба» ( Быт.19:24 ). 10. Прежде еже разумети терния вашего рамна, яко живы, яко во гневе пожрет я. Огнь, который ниспадет на злодеев (ст. 9), вдруг опалит их, – прежде еже разумети – не разбирая наперед – терний их рамна – сухих ветвей их рамна – куста можжевельника, т. е. не разбирая их по одиночке, а всех вместе – прямо живыми; яко во гневе – в меру своего гнева: огнь пожрет их так, как это было именно с жителями Содома и Гоморры, когда «Господь ниспроверг не только города сии, но и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих и все произрастания земли» ( Быт.19:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

«Но отверзу на горах реки и среди поля источники» ( Ис.41:18 ), то есть утешу Иудеев вестью о возвращении из Вавилона. «Положу в безводную землю кедр и смерчие. Вместо терния и волчцев, которые произращал Я за грехи их, по сажу на равнине красивые кипарисы» ( Ис.41:19 ). В этих образах показано, что земля Иудеев будет всем изобиловать по возвращении их из Вавилона. Совершенно же исполнилось это пророчество в пришествие Мессии призванием и обращением язычников, которых изображают здесь Иудеи убогие и неимущие, ищущие воды и не находящие ее. То же самое предсказал Иаков: «и Той чаяние языков» ( Быт.49:10 ). И Иезекиилю сказано: «аще к людем... ихже не разумел бы еси словес... послал бых тя, то и тии послушали быша тебе» ( Иез.3:6 ). " Аз, – говорит, – услышу их, жаждущих от Иакова» ( Ис.41:17 ); и в духовном смысле продолжает: «отверзу на горах реки, – то есть потоки пророчеств, – и среди поля источники» ( Ис.41:18 ), то есть водотечи апостольства. «Положу в безводную землю кедр и смерчие» ( Ис.41:19 ), то есть первосвященников, священников и служителей тайн, которые у язычников будут совершать Таинство и преломлять Тело и Кровь во очищение душ, поставлю на место жрецов и прорицателей, которые идольскими жертвами своими оскверняли души людей простых. «Да приближатся и возвестят вам, яже сбудутся» ( Ис.41:22 ). Пророк изображает суд над почитателями ложных богов за то, что они в упорстве своем нечествовали перед истинным Богом, и открывает, что языческие боги не знают будущего. «И увемы, яко бози есте: благо сотворите и зло сотворите» ( Ис.41:23 ). Когда откроете, что будет, тогда узнаем, что можете благодетельствовать и делать зло. " Но вы из ничего, мерзость избрание ваше» ( Ис.41:24 ). Мерзостью пророк называет или самих идолов, которых избрали себе народы, или нечестивые мнения тех, кто поклонялся идолам. «Аз же возставих, иже от севера... да прии дет от восток солнечных». Это – Зоровавель, священник Иисус, сын первосвященника Иоседека, и прочии с ними. «Да приидут князи и... попрани буду т " ( Ис.41:25 ), то есть народ Гога и Греки.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010