Мария остается с Елисаветой около трех месяцев — оставшийся срок ее беременности. Быть может, Мария присутствовала при рождении Иоанна, но рассказчик за-вершает часть повествования, посвященную Марии, говоря о Ее возвращении домой прежде рассказа об этом рождении. Рождение Иоанна Крестителя (1:57–80) Оба повествования — о рождении Иоанна и о рождении Иисуса — отмечены такой же степенью сходства, как и рассказы о предшествующих событиях, причем первое повествование подготавливает читателя к восприятию второго. Его кульминация — гимн Захарии — характеризует Иоанна как пророка, который предшествует Господу и возвещает об искуплении и спасении, которое Бог уготовал для Своего народа в доме Давидовом. Более чем вероятно, что у гимна был оригинал на еврейском языке. Гимн разделяется на две части на границе стт. 75/76. Первая часть представляет собой благословение ( то есть хвалу Богу, искупившему Свой народ и дарующему обетованное спасение от врагов и возможность вечного служения Ему. Вторая часть — гимн в честь новорожденного. На этом основании некоторые ис-следователи полагают, что здесь налицо соединение мессианского псалма с гимном в честь рождения Иоанна, бытовавшим среди его учеников и впоследствии пере-осмысленным христианами. Однако содержание ст. 78 от-носится к Иисусу, а не к Иоанну, и нет серьезных осно-ваний отрицать, что перед нами — единое произведение, в котором говорится и о Предтече, и о Мессии. Так же как впоследствии пастухи разделяют радость о рождении Иисуса, соседи и родственники Елисаветы приходят, чтобы порадоваться с нею (глагол sugca…rw ‘радоваться вместе’ может здесь означать просто ‘поздравлять’). Обрезание по Закону производилось на восьмой день от рождения (Деян 7:8; Флп 3:5; Быт 17:12; 21:4; Лев 12:3). Родственники и соседи принимали участие в выборе имени, ср. наречение имени Овиду соседками Вооза и Руфи (Руфь 4:17). Ребенку часто давали имя его деда, а иногда — отца, как в данном случае (Тов 1:9; Иосиф Флавий. Древн. 14:10; 20:197; Иуд. война 4:160; 5:534). Обычай давать имя в день обрезания документально засвидетельствован у евреев только начиная с VIII в., однако ничто не мешает предположить, что он имел место и ранее.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-luki-komm...

Под фанатичными исламистскими лозунгами вместе с боевиками все шире выступают мусульманские скотоводы племени фулани, объединенные в так называемое «Ополчение фулани» (Fulani Militia). На земли христиан их поначалу гнала не только ненависть к иноверцам, но и процессы опустынивания родных земель и сокращения пастбищных угодий. Однако очень скоро боевики привили темным скотоводам самую радикальную исламистскую идеологию, как отмечается в недавнем докладе Всепартийной парламентской группы Британии за международную свободу или веру (United Kingdom’s All-Party Parliamentary Group for International Freedom or Belief, APPG). «Они теперь применяют ту же стратегию, что и Боко и и ставят те же цели, то есть стремятся к полному уничтожению в этих землях христиан и всех великих символов христианской веры», — подчеркивается в отчете APPG. Нигерия за прошлый год вышла в мировые лидеры по числу христиан, убитых за веру (с 1 октября 2020 года по 30 сентября 2021 года), — 4 650 человек, в сравнении с 3 530 жертвами годом ранее. Эти цифры приводятся в списке стран-гонителей христианства под названием «Список всемирной вахты 2022» (World Watch List 2022), опубликованном правозащитной организацией Open Doors. Там же указывается, что за тот же период было похищено 2 500 человек, по сравнению с 990 за прошлый период. По количеству нападений на христианские храмы (470 случаев), Нигерия в этом списке вышла на второе место после Китая. Вот почему в списке стран-гонителей христианства за 2022 год Нигерия поднялась на седьмое место (с девятого места годом ранее) — это печальный рекорд за всю ее историю. запрещенные в РФ террористические организации Седмица.ru /Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5925613.ht...

    ВЕРА (раздел). – С.28-55.   Рождество Христово. Вертеп: снаружи и внутри . [Модель вертепа в журнале. Для чтения и игр с детьми]. Краткая, выразительно  проиллюстрированная информация по темам: Рождество Христово; Волхвы; Вифлием; Вертеп; Дары волхвов; Младенец Христос в яслях; Иосиф и Дева Мария; Пастухи; Вифлеемская звезда; Ангел; Пастухи. Рисунки Юлии Каменщиковой//Фома. - — январь 2019. - С.28-33. - (раздел « Вера »).   Тихон Сысоев . Как святые боролись за Церковь. [Церковь не раз пытались сделать марионеткой в политических играх. Не раз для верующих наступало время испытаний, время, когда среди христиан открывались подлинные исповедники, готовые ради Христа и Его Церкви пожертвовать всем — даже жизнью. В публикации рассказаны истории трех таких людей]. Рисунки Галины Воронецкой//Фома. - — январь 2019. - С.34-40. - (раздел « Вера »). Материал включает три персональные главы:   Максим Исповедник и «православные политтехнологи» (VII век        после Рождества Христова). - С.35-37;   Марк Эфесский и спасители родины (XV век после Рождества Христова). - С.37-39;   Священномученик Кирилл Казанский и «друзья» Советской власти (1927 год). - С.39-40.   Реклама: С.41.   Школа «Фомы». Праздник :   Обрезание Господне . [Иллюстрированная информация: Дата : 14 января; Статус : великий праздник;  Событие : Церковь вспоминает евангельское событие, когда, согласно еврейскому закону, восьмидневный младенец Христос принял обрезание ; История : Пояснение истории и смысла ритуала обрезания, совершавшегося со времен праведного Авраама в знак верности завету с Богом и своей отделенности от всего языческого мира. Господь, вочеловечившись, пришел, как сам Он сказал, не нарушить закон, а исполнить его (Мф 5:17). Принятие же обрезания было необходимой частью этого закона. Без этого ритуала нельзя было стать частью израильского общества. Ветхозаветный ритуал обрезания в Церкви упразднен и заменен таинством Крещения; Икона праздника : Вид иконы и пояснения к отдельным частям изображенного; Интересные факты о празднике . Подготовил Тихон Сысоев ]. Прокоментированные иллюстрации :  Авраам - «отец множества народов» (Быт 17:4). Фрагмент фрески Андрея Рублева «Лоно Авраамово»;  Икона праздника с пояснениями; Крещение младенца в храме. Фото Наталии Стеценко; Святитель Василий Великий. Иконопись. (На Обрезание служится литургия святителя Василия Великого ввиду того, что этот праздник совпадает с днем его памяти); Городской новогодний базар в начале ХХ века. Живопись. (На Обрезание выпадает дата празднования старого нового года — это 1 января по старому стилю)//Фома. - – январь 2019. – С.42-43. – (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Праздник »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1-189-...

В 2010 и 2011 годах преставились ко Господу Преосвященный епископ Ирийский Даниил (Александров), Преосвященный епископ Якутский и Ленский Зосима (Давыдов), Преосвященный епископ Архангельский и Холмогорский Тихон (Степанов) и Преосвященный митрополит Вятский и Слободской Хрисанф (Чепиль). Члены Архиерейского Собора пропели по усопшим собратьям «Вечную память». Сегодня в Русской Православной Церкви 164 епархии, 217 правящих и викарных епископов, 30675 приходов, 29324 священников, 3850 диаконов. Действуют 805 монастырей, в том числе 398 мужских и 407 женских. «В истекшем году важным решением Священного Синода стала активизация деятельности Митрополичьего округа в Республике Казахстан: были приняты его Устав и Внутреннее положение, образованы новые епархии в этой стране. Всего в 2010 году было образовано четыре новых епархии, а за истекшие два года — шесть новых епархий», — сказал Предстоятель. Святейшим Патриархом Кириллом совершены 10 архиерейских хиротоний, а Блаженнейшим митрополитом Владимиром — четыре. Всего за два минувших года Предстоятелем Русской Православной Церкви совершено 15 епископских хиротоний. Со времени Поместного Собора 27-28 января 2009 года число правящих и викарных архиереев нашей Церкви увеличилось на 14 человек. Были открыты семь семинарий и два училища. На данный момент в Московском Патриархате действуют пять академий, два православных университета, 47 семинарий и 37 училищ. Всего — 91 учебное заведение. Информационная служба Архиерейского Собора Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 .

http://patriarchia.ru/db/text/1399474.ht...

Валерий Лимаренко отметил, что сегодня епархия работает по всем социально значимым направлениям. Уделяется большое внимание воспитанию молодежи, межнациональному диалогу, оказывается помощь нуждающимся. Священнослужители отправляются в зону проведения специальной военной операции, поддерживают воинов. В свою очередь архиепископ Никанор поблагодарил губернатора за высокую оценку трудов епархиального духовенства и мирян. «В жизни человека 30 лет — это достаточно большой срок. А в истории — это просто мгновение. И вот за эти 30 лет практически из небытия была создана прекраснейшая епархия. Очень много было сделано нашими владыками, которые сегодня у нас в гостях. Сегодня мы совершили Божественную литургию — самое главное таинство в Православной Церкви, — молились о том, чтобы Господь хранил нашу землю, наш народ. Хранил все то, что мы сделали для него», — сказал, в частности, архиепископ Никанор. За вклад в сохранение духовно-нравственных и культурных традиций, плодотворную патриотическую деятельность на территории Сахалинской области Валерий Лимаренко вручил архиепископу Никанору благодарственное письмо. Также благодарностями главы региона были отмечены настоятель Введенского храма г. Ноглики протоиерей Геннадий Чубарков, настоятель храма Богоявления Господня г. Курильск (о. Итуруп) протоиерей Роман Филиппов, настоятель храма блаженной Ксении Петербургской г. Южно-Сахалинска протоиерей Дионисий Кашкин. Далее перед собравшимися выступил камерный хор «Покров» (г. Москва). По материалам сайта Южно-Сахалинской епархии Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 .

http://patriarchia.ru/db/text/6065433.ht...

Дай Бог, чтобы строительство храмов, в том числе и этого Александро-Невского храма, всем вам помогало в вашей жизни. Посещайте этот храм, когда он будет построен. Часто бывает так: когда нет храма поблизости, человек, ссылаясь на то, что ехать далеко, храм не посещает, и вроде как и спроса с него нет, и греха нет. Но уж если храм близко, то его нужно посещать, и вы почувствуете, как Божия благодать прикоснется к вашим сердцам, сердцам ваших родных и близких, ваших детей и внуков. Я хотел бы от всего сердца пожелать вам, жителям Биробиджана, жителям этого прекрасного нового района укрепляться в вере, совершенствовать свою внутреннюю жизнь и через это изменять всю жизнь вокруг себя, делая ее светлой, мирной и радостной. Желаю вам мира, благополучия, семейного счастья, здоровья. Храните веру в сердце, и Господь будет с вами. Помощи Божией в жизни вашей и в ваших трудах». В завершение Святейший Патриарх Кирилл пообщался с членами многодетных семей Биробиджана и благословил их. В мае 2014 года было принято решение о строительстве четвертого православного храма в г. Биробиджане. Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского будет построен в новом развивающемся районе Биробиджана, на улице Шалаева. С инициативой строительства храма выступил сопредседатель Попечительского совета Биробиджанской епархии, генеральный директор ООО «Стройсервис» А.А. Миронов. Предполагается, что к концу теплого сезона текущего года должны быть возведены стены нового храма. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 .

http://patriarchia.ru/db/text/3743610.ht...

Для семинарской библиотеки Предстоятель передал комплект книг. Святейший Патриарх Кирилл огласил указ, в соответствии с которым Свято-Троицкому храму г. Саратова, в связи с завершением реставрационных работ, присвоен статус кафедрального собора; церкви Сошествия Святого Духа г. Саратова, временно имевшей статус кафедрального собора, определено официально именоваться храмом Сошествия Святого Духа. Затем были вручены высокие церковные награды. Орденов Русской Православной Церкви были удостоены: Верующим были розданы иконки Христа Спасителя с Патриаршим благословением. Губернатор Саратовской области В.В. Радаев приветствовал Святейшего Патриарха и преподнес Предстоятелю список почитаемой в Саратове иконы Спаса Нерукотворного. Из новоосвященного храма Святейший Патриарх Кирилл прошел в музей истории Саратовской митрополии. Об экспозиции музея рассказали митрополит Лонгин и куратор музея О.В. Гришанина. Музей истории Саратовской митрополии создан в 2013 году. Основная экспозиция музея — результат многолетней кропотливой научно-исследовательской и собирательской работы историков Саратовской епархии. При создании экспозиции впервые в научный оборот были введены уникальные документы государственных архивов Саратовской области, фондов Саратовского областного музея краеведения, Саратовского епархиального архива. В завершение посещения Саратовской семинарии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил верующих, собравшихся на площади перед новоосвященным храмом. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 .

http://patriarchia.ru/db/text/3811255.ht...

Его молитвами да хранит Господь Церковь нашу, и сегодня терзаемую многими противоречиями и привнесением очень опасных стихий мира сего! Особенно мы молимся сегодня об Украине, о нашем народе, который подвергается там дискриминации. Мы просим Господа остановить руку гонителей, с тем чтобы они не повторили страшных ошибок, которые совершили гонители времен Патриарха Тихона. И мы знаем, где сейчас гонители тех времен — где-то на задворках истории, я бы даже сказал совсем жестко: на помойке истории. Пусть задумаются те, кто поднимает руку на Православную Церковь нашу на Украине. Нельзя повторять ошибки тех, кто совершил преступление против Церкви. Бог поругаем не бывает. Церковь не поднимает народные волнения, не призывает к политическим выступлениям, но Церковь молится, и ее молитва достигает престола Божия — как во времена Патриарха Тихона, так, верим, и в наше время. Поэтому сегодня наше молитвенное воздыхание к святителю Тихону соединяется с горячей просьбой о его заступничестве за Церковь нашу пред лицом Божиим, за всех тех, кто в России, на Украине, в других местах составляет единое тело Русской Православной Церкви, недавно отпраздновавшей 1030-летие своего исторического бытия. И верим, что эти молитвы сильнее человеческой воли, особенно злой. Его молитвами да хранит Господь Церковь нашу в единстве, в духовной силе, а в народе нашем да хранит крепко веру православную. Аминь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5316988.ht...

Как известно, Бог не только един, но и троичен. Троичность Бога усматривается в Лицах. Эти Лица: Отец, Сын и Святой Дух. Божественные Лица называются также Божественными Ипостасями или Личностями. В данном случае термины «ипостась», «личность», «лицо» выступают как синонимы. Вот что пишет об этом прп. Иоанн Дамаскин : «Следует заметить, что святые отцы названиями: ипостась, лицо и индивид, обозначали одно и то же» (Философские главы, 43). Подчеркну: термины «лицо» и «личность» имеют один греческий эквивалент: πρσωπον. О том, что Бог обладает самосознанием, ясно свидетельствует Он Сам: «Я Бог Всемогущий» ( Быт.17:1 ). О том, что самосознанием обладают именно Божественные Лица, Писание свидетельствует четко и однозначно. При этом указывает на то, что Божественные Лица обозначают Себя при помощи местоимения «Я» и т. п.: «Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю» ( Ин.5:17 ); «из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный» ( Мк.9:7 ). Очевидно, что если Божественные Лица применяют по отношению к Себе местоименя «Я», «Мой», то и осознают Себя (выражаясь адаптированным языком) как «Я». Учитывая, что Божественных Лиц — Три, и что все Они равносовершенны, понимаем, что Божественных Лиц, осознающих Себя “как Я” — не одно, не два, а три. Разумеется, обладая самосознанием, Они осознают Себя не как трех обособленных Богов, а как Лиц единотроичного Бога. См. об этом подробнее: Введение в понятия: «сущность», «ипостась», «акциденция» ; Догмат о Пресвятой Троице . Добрый день Алексей Михайлович! Вы пишете: обладая самосознанием, Они осознают Себя не как трех обособленных Богов, а как Лиц единотроичного Бога. От куда это “разумеется” следует? Отцы пишут Ю что Лица Троицы имеют три самосознания? Где они это пишут? Если Дамаскин пишет в ТИПВ что “одно и то же, не три, подобные одно другому, но одно и то же движение трех ипостасей; ибо каждая из них едина есть с другой, не менее как с самой собою; ибо Отец и Сын и Святый Дух во всем едино, кроме нерожденности, рождения и исхождения, мыслью же разделенное,”-

http://azbyka.ru/vopros/skolko-samosozna...

Но знайте, братия, что в плане спасения рода человеческого Матерь Божия была еще прообразована голубицей Ноевой. Ибо как та принесла Ною добрую весть о прекращении потопа, так и Матерь Божия – избранная голубица Бога и Духа Святого – рождением Христа принесла в мир великую весть о искуплении его из рабства греху. Матерь Божию прообразовала также лествица Иаковля, по которой восходили и сходили ангелы Божии (см.: Быт. 28: 12), ибо Матерь Божия была лествицей, по которой Бог сошел к нам и по которой естество наше взошло до десницы Божией (канон Акафиста Богородице). Матерь Божию прообразовала еще Неопалимая купина, горевшая и не пожигаемая пламенем огня Божества (см.: Исх. 3: 2), ибо Она была купиной духовной, принявшей в Себя огнь Божества и не сожженной Им . Матерь Божия была прообразована и жезлом Аароновым процветшим (см.: Числ. 17: 8), ибо взошла от родителей бесплодных и пребывавших в чистоте, зачала от Духа Святого и родила Христа (см.: Лк. 1: 35). Матерь Божию прообразовал и свещник с семью светильниками (см.: Исх. 37: 17–24), ибо Она просияла в мире семью дарами Духа Святого. Матерь Божия была еще прообразована кадильницей всезлатой (см.: Исх. 37: 16; 40: 26–27), ибо носила в Себе огнь Божества. Матерь Божия была прообразована скинией ковчега откровения и скрижалями закона ветхого (см.: Исх. 40: 20–22), ибо Она – священная скиния, и ковчег одушевленный, и скрижаль закона благодати . Матерь Божия была прообразована и дверью заключенной, которую видел пророк Иезекииль, ибо Ею прошел один только Бог и заключенной оставил Ее, не нарушив ключей Ее девства (см.: Иез. 44: 2). Матерь Божия – Пресвятая Царица, великолепная и преукрашенная, Которую блаженный предок Ее, Давид пророк и царь, увидел Духом Святым стоящей одесную престола Божества, ибо Властвующий молниями небесными вселился и пожил в Ней (см.: Пс. 44: 10). Матерь Божия была еще прообразована облаком легким, по которому сошел к нам Бог. Матерь Божия – гора святая, в которой благоволил вселиться Бог (см.: Ис. 2: 2). Матерь Божия – облак порфировидный и златозарный, в котором сокрылось Солнце умное, Христос Бог наш. Матерь Божия была прообразована также ковчегом закона ветхого, пред которым скакал в радости Давид царь и пророк (см.: 2 Цар. 6: 2–5).

http://pravoslavie.ru/73713.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010