Третье упоминание Духа мы встречаем в описании Богоявления: и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него (Мф 3:16), и у апостола Марка: и когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него (Мк 1:10). Сравнение Духа Божия с голубем восходит к Быт 1:2, где мы встречаем причастие ‘трепетно парящая’ (носился Синодального перевода), которое обозначает высиживание яиц. В раввинистической литературе на основании этого места Дух Божий иногда сравнивался с голубем 7 , учители Закона уподобляли Духа Божиего, носившегося над водою при создании мира, птице, машущей крыльями над своими птенцами. В одном позднем таргуме на Песн 2:12 слова голос горлицы слышен в стране нашей толкуются как “голос Духа спасения” 8 . Согласно Златоусту, “Дух Святой сошел в виде голубя, чтобы обратить глас на Иисуса” 9 , и таково общее святоотеческое толкование (блаженный Иероним, преподобный Ефрем Сирин, Ев­фимий Зигабен): Дух нисходит на Иисуса, чтобы отличить Его от Иоанна и от других крестящихся и указать, что глас Отеческий относится именно к Нему; по мысли Отцов, Дух здесь выступает как свидетель Божественного Сыновства Иисуса. Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола (Мф 4:1). В Синодальном переводе одна и та же конструкция в одном и том же предложении переводится почему-то различно, из-за чего теряется противопоставление ШрХ тоа pneЪmamoj — ШрХ тоа diabTloj. У апостола Марка: немедленно после того Дух ведет Его в пустыню (Мк 1:12). Глагол ‘ведет’ выражает сильное побуждение к действию 10 . Это уже четвертое упоминание Духа в Евангельском повествовании и, как и три предыдущих, оно также связано с Христом. В этом месте Дух Святой движет Иисусом, то есть Иисус описывается в некотором смысле как зависимый от Духа, если не сказать: подчиненный, как пишут некоторые западные исследователи 11 . Очевидно, что в представлении Евангелистов активное действие Духа в домостроительстве Сына было сопряжено с пониманием высокого значения Самого Духа Божия. Также понимал это и преподобный Ефрем Сирин: “написано так для того, чтобы никто из неверующих не имел предлога говорить, что Дух позднее и ниже Сына” 12 . Это и другие упоминания о Духе у евангелистов Матфея и Марка не оставляют никакого места для субординации или представления о умалении Духа в сравнении со Христом. Важно также отметить четко проводимое Евангелием отличие Духа Святого, Который ведет Иисуса в пустыню, от ангелов, которые приступили и служили Ему только после того, как Он прошел искушение (Мф 4:11).

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-novogo-...

Христос имеет «сидеть одесную Бога», доколе положить врагов своих в подножие ног своих. Но это не указывает на ограниченный предел времени, за которым царствование Христа должно прекратиться. Если Ему надлежит царствовать и Он, действительно царствовал во все время продолжения борьбы Его со врагами, то уже ничто не может быть препятствием царствовать Ему, когда все враги Его будут покорены и даже истреблены. Таким образом, пророческое слово доколи, указывает здесь именно на непрерывность действия до известного предела, хотя самое действие не исключается этим словом и за этим пределом (как это видно по употреблению сего слова в других местах Св. Писания: Быт.28:1 ; Втор.7:24 ; 2Цар.6:23 ; Мф.1:25–1 ; Тим.4:13). 2. Жезл силы послет ти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов Твоих. Чтобы победить врагов и положить их в подножие ног своих, нужно иметь власть и силу. Посему Господь – Иегова сказал Господу – Адонаи: «Жезл силы пошлет тебе Господь с Сиона». – Жезл или скипетр, который обыкновенно держали цари в руке своей, особенно при торжественных шествиях, издревле служит символом их власти, а крепкий – железный жезл был символом сильной власти, победоносной ( Пс.2:2 ). Такой-то жезл или такую именно власть и даст Господь-Иегова Господу-Адонаи. Пошлет Господь эту власть с Сиона, т. е. с того места, где Его храм, в котором Его видимый трон – Ковчег Завета, откуда Он являлся как царь своего народа, откуда и великий Первосвященник своего народа, Аарон получил свой «процветающий жезл», как символ его архиерейской процветающей и плодоносной – благодетельной власти. – И господствуй посреде врагов Твоих, – если среди всех, то и над всеми одинаково властно, – так что именно все враги будут «положены в подножие ног» царя – победителя: и уже никто из них не возможет препятствовать распространенно царства Мессии по всем пределам земли. Основание царству Христа Спасители действительно положено на Сионе: ибо здесь Он совершил Свой подвиг искупления мира и вместе одержал победу над смертью и диаволом. А по воскресении Своем, Он здесь же сказал Апостолам: «дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крести их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни, до скончания века» ( Мф.28:18–20 ). «А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями». И св. Павел, Апостол языков, свидетельствует, что действительно по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их» ( Мк.16:20 ; ср. Лк.24:46–48 ; Деян.1 :ст. Рим.10:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

2. Согласно с словом Божиим постоянно веровала в происхождение всего рода человеческого от одной первозданной четы и Христова Церковь : в доказательство довольно указать на то, что она всегда содержала догмат о прародительском грехе и распространении его от Адама и Евы на весь род человеческий. Примеч. 1. Хотя все люди происходят от прародителей путем естественного рождения: однакож, тем не менее, Бог есть Творец и каждого человека. Разность только в том, что Адама и Еву Он создал непосредственно, а всех потомков их творит посредственно – силою Своего благословения, которое Он даровал нашим праотцам тотчас по сотворении их, сказав: раститеся и множитеся, и наполните землю ( Быт. 1:28 ), и которое, будучи изречено однажды, как слово Всемогущего, не потеряет своей действительности до скончания веков. Посему-то в Св. Писании говорится, что Бог не только создал наших прародителей, но и сотворил есть от единыя крове весь язык человечь, жити по всему лицу земному ( Деян. 17:26 ), Сам дая всем живот и дыхание и вся (- 25 ). 2. В частности о происхождении от Бога наших душ говорят: Екклезиаст – и возвратится персть в землю, якоже бе, и дух возвратится к Богу, Иже даде его ( 12:7 ); Пророк Исайя – тако глаголет Господь Бог, сотворивый небо, и водрузивый е, утверждей землю, и яже на ней, и даяй дыхание людем, иже на ней, и дух ходящим на ней ( 42:5; снес. 57:16 ); Пророк Захария – глаголет Господь, прострый небо, и основаяй землю, и созидаяй дух человека в нем ( 12:1 ). На основании этих текстов православная Церковь всегда держалась, как и ныне держится (Прав. испов. ч. 1, отв. на вопр. 28), мысли, что души человеческие творятся Богом. Посему-то пятый вселенский Собор, осуждая мнение Оригеново о предсуществовании человеческих душ, выразился: « Церковь , последуя Божественным словам, утверждает, что душа творится вместе с телом, а не так, чтобы одна творилась прежде, а другое после, по лжеучению Оригена ». Впрочем, надобно полагать, что здесь разумеется не непосредственное творение Божее, а посредственное, – что Бог творит человеческие души, как и тела, силою того самого благословения раститься и множиться, которое Он даровал нашим праотцам еще в начале, – творит не из ничего, а от душ родителей. Ибо, по учению Церкви, хотя души человеческие получают бытие через творение, но так, что на них переходит от родителей зараза прародительского греха, а этого не могло бы быть, если бы Бог творил их из ничего. Правда, что такое творение душ от душ родителей для нас совершенно неизъяснимо, когда человеческая душа есть существо простое. Но для нас совершенно неизъяснимо и то, чтобы Бог, Дух чистейший, мог рождать из существа Своего Сына, и изводить Духа Святого; однакож Откровение учит, что Бог, действительно, вечно рождает из существа Своего Сына и вечно изводит Св. Духа, не подвергаясь никакому делению... Потому-то еще древние учители Церкви повторяли, что тайна творения наших душ понятна одному Богу. § 57. Состав человека

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Но что такое наказание? В строгом значении слова, наказание осмысливается как мера воздействия, применяемая по отношению к кому-либо (например, человеку) или чему-либо (например, группе людей) за ту или иную вину (преступную мысль, преступное желание, преступный проступок и т. п.). Согрешил Каин, и был наказан ( Быт.4:13 ). Сказать иначе: Бог применил по отношению к нему определенную меру воздействия — наказал. Согрешили Дафан и Авирон, и тоже были наказаны, причем необычною смертью ( Чис.16:27–32 ). Стало быть, наказание может рассматриваться как форма Божьего воздаяния грешнику за грех. Другое дело, что воздаяние Божие нельзя интерпретировать как проявление злорадствующей мстительности, банальную месть, что часто обнаруживается в случаях наказания человека человеком. Наказание Божие всегда направлено к благим целям (и в этом, в частности, проявляется благость Божия). Оно может носить воспитательный, назидательный характер (что обнаруживает Божественную премудрость). Испытав наказание Божие, грешник может одуматься, обратиться, встать на правильный путь. Если же наказуемый подвергается смерти, это может служить назидательной мерой для окружающих, но может послужить и к пользе самого умерщвленного грешника (ведь жизнь человека не ограничивается пределами его земной жизни). То, что Бог наказывает людей, это несомненная истина, имеющая многочисленные подтверждения в Священном Писании. Однако эти наказания бывают двоякого рода: воспитательные и карающие. Воспитательные наказания являются наказаниями отеческими, врачебными, посылаемыми только для исправления людей, для удержания их от зла хотя бы страхом, для укрепления в добре и подобных целей (см. 1Кор.11:32 ; 1Петр.1:6,7 ; Иак.1:12 ). Апостол, вместе с Соломоном ( Притч.3:11 ), наставляет верных не пренебрегать наказаниями Божиими: «Сын мой! Не пренебрегай наказания Господня (παιδεας κυρου), и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает (παιδεει); бьет же всякого сына, которого принимает» ( Евр.12:5–6 ). Посылая нам различные бедствия и скорби, Бог «подвигает нас к добру» (Православное исповедание, Ч. 1, вопрос 26).

http://azbyka.ru/vopros/nakazyvaet-li-bo...

Самые древние известия о Иерусалиме заключаются в письменах, найденных в 1887–8 г.г. в Телль-Амарне (в верхнем Египте) и содержащих в себе, между прочим, письма царя Иерусалима к фараону Аменофису III (XIV- ΧV в. до Р. Хр.). Из последних видно, что Иерусалим с именем Ursalimm существовал за 1 1 / 2 тысячи лет до Р. Хр., в ту отдаленную эпоху имел уже развитое государственное устройство и вместе с другими хананейскими городами и государствами находился под властью Египта. В Библии Иерусалим впервые упоминается под именем Салима, в котором во время Авраама был царем и священником Мельхиседек, встретивший Авраама в долине Царской после его победы над месопотамскими царями ( Быт. 14, 17, 18 ) 6 . Собственно имя Иерусалим в первый раз встречается в книге Иисуса Навина: во главе царей ханаанских, соединившихся против Иисуса Навина, указывается Адониседек, царь Иерусалимский (I. Нав. 10, 1 ). Иерусалим был городом хананеев, частнее иевусеев: 7 при Иисусе Навине и в период Судей обычным для города названием было «Иевус», «город иевусеев» ( Cyд. 19, 10. I Нав. 15, 8, 63, 18, 16. 28 ). И после победы I. Навина над Адониседеком и по разделении земли Ханаанской, когда Иерусалим был назначен в удел колену Вениаминову, он продолжал оставаться в руках иевусеев (I. Нав. 15, 63 ). Только Давид, победив иевусеев, овладел их крепостью Сионом и сделал Иерусалим своею столицею, назвал его «городом Давидовым» ( 2Цар. 5, 5–9 , 1Пар. 11, 4–8 ), а вскоре перенес туда и ковчег завета ( 2Цар. 6 , 1Пар. 13, 15–16 ). Укрепив и расширив Иерусалим, Давид хотел построить храм Иегове, но – по указанию Божию через пр. Нафана – должен был лишь приготовить необходимые для него материалы. Храм Иегове был воздвигнут на горе Мориа сыном и преемником Давида Соломоном. С этого момента Иерусалим становится «градом Божиим» ( Пс. 45, 5. 86, 3 ), избранным Иеговою для своего обитания ( Втор. 12, 5 . Пс. 9, 12 ), «градом великого царя» Пс. 47, 3 . Мф. 5, 35 ), «святым градом всеобщего спасения» (Иса. 52, 1. Дан. 9, 24 . Мф. 4, 5 . Апок. 11, 2. 21, 2 ). Филологически, первая часть имени Иерусалим производится или от jarasch, овладевать, обладать, или от jarah, полагать основание; вторая же часть во всяком случае сближается с словом schalom, мир. Следовательно, слово Иерусалим означает «обладание или жилище мира» или «основание мира» 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

10 Ср.: 1 Езд. 7:27; 2 Езд. 8:25. Ключевой оборот цитируемого стиха — «распростерший Свои руки» — в доступных редакциях славянской Библии обнаружить не удалось. — Ред. 11 В рукописи Соловецкой библиотеки цитата продолжена: «принял дары для человеков». 12 Цитируемый прп. Иосифом текст близок к редакции Острожской Библии. — Ред. 13 Расхождения с Синодальным переводом в славянских редакциях Библии. Первое предложение цитаты в доступных списках славянской Библии обнаружить не удалось. — Ред. 14 В рукописи Соловецкой библиотеки и рукописи архиеп. Григория прибавлено: «...названный «мужем желаний», — и если мы изъявим истинное желание и стремление...» 15 В рукописи Соловецкой библиотеки и рукописи архиеп. Григория прибавлено: «и все нам покажет с осторожностью». 16 В данном случае прп. Иосиф Волоцкий не цитирует Священное Писание, а обобщенно передает смысл выше и ниже цитированных мест. — Ред. 17 Отличия от Синодального перевода в порядке слов цитаты — по славянской Библии. — Ред. 18 В рукописи архиеп. Григория после этого следует: «Ибо Сам Он говорит: «Вера твоя спасе тя " _ 19 В рукописи архиеп. Григория добавлено: «а не нам желает, чтобы, придя, мы насытились уготованных благ?» 20 Цитируем по славянскому тексту псалма; в Синодальном русском переводе Библии это же место в цитировании ап. Павлом (Евр. 1:8) совпадает со славянской Библией; в самом же псалме перевод дает: «вовек». — Ред. 21 В Синодальном переводе в тексте псалма — «Твоими», а в цитировании ап. Павла — «Своими»; в славянском тексте псалма нет расхождения с цитатой апостола. — Ред. 22 См. Быт. 18:9—10. В Синодальном переводе: «сказали ему», «сказал один из них»; в славянской Библии глагол употребляется в ед. числе: «рече», — но в доступных нам славянских редакциях Библии слово «Господь» в этом отрывке отсутствует. — Ред 23 Как в русском Синодальном переводе, так и в доступных нам славянских редакциях Библии здесь: «племена земные». — Ред. 24 В рукописи архиеп. Григория и рукописях Соловецкой библиотеки 331 и в 327 здесь добавлено: «что-то — ради истины духовной».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3423...

121-122 ДРАГОМИРНА муж. мон-рь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в Сучавской и Рэдэуцкой архиепископии, принадлежащей Митрополии Молдовы и Буковины Румынской Православной Церкви 122-123 ДРАГОМИРОВ [Драгомиров-Толстяков, настоящая фамилия Толстяков] Павел Нилович (1880 - 1938), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог 123-124 124-125 125-126 127-128 ДРАНДА в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь (9 мая 1883-1928) Сухумской епархии Грузинского Экзархата РПЦ (с 1917 Кавказского Экзархата РПЦ, с сент. 1919 Грузинской Православной Церкви), общежительный 128-129 129-131 131-132 ДРАУСИЙ († 674), свт. (пам. зап. 5 и 7 марта, перенесение мощей - 2 июня), еп. г. Свессиона (совр. Суасон, Франция) 132-133 ДРАЧА жен. мон-рь в честь перенесения мощей свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, Шумадийской епархии Сербской Православной Церкви ДРЕВИНСКИЙ Лаврентий († после 1639), волынский шляхтич, борец за права православных в Речи Посполитой в 1-й трети XVII в. 133-135 ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ПОМОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ (ДПЦ), с 1989 г. офиц. название наиболее значительного и организованного согласия беспоповцев - поморского 135-144 ДРЕВЛЕХРАНИЛИЩЕ ПУШКИНСКОГО ДОМА им. В. И. Малышева, собрание рукописей, в основном русских, хранящихся при Ин-те рус. лит-ры РАН (Пушкинском Доме) в С.-Петербурге 144-145 145-162 162-171 171-207 ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ РЕЛИГИЯ собирательное понятие для обозначения дохрист. культов герм. племен (истевонов, герминонов, ингевонов, готов, лангобардов, кимвров и др.), а также народов Скандинавии 207-211 211-247 248-264 «ДРЕВНЯЯ РУСЬ. ВОПРОСЫ МЕДИЕВИСТИКИ» научный ежеквартальный журнал, посвященный проблемам изучения истории России в средние века 264-265 265-266 266-269 «ДРЕВО ИЕССЕЕВО» [«Корень Иессеев», «Лоза Иессеева»], композиция с изображением родословного древа Иисуса Христа 269-271 ДРЕВО ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА одно из деревьев в Эдемском саду, упомянутых в библейском рассказе о грехопадении (Быт 2-3) 271-273 273-274 274-275 ДРИКТХЕЛЬМ († ок. 693), прп. (пам. зап. 17 авг., 1 сент., 16 сент.), мон. мон-ря Маилрос (совр. Мелроз, Шотландия)

http://pravenc.ru/vol/xvi.html

137-164 164-166 166-167 НИЛ КАВАСИЛА (кон. XIII в. - март (?) 1363), митр. Фессалоникийский (1361-1363), визант. богослов, полемист, церковный и общественный деятель 167-173 173-174 174-175 НИЛ МЛАДШИЙ [Нил Россанский, Нил Криптоферратский, Нил Гроттаферратский] (910-1004), прп. (пам. 26 сент.), основатель мон-ря Гроттаферрата, гимнограф 175-178 НИЛ СИНАЙСКИЙ [Нил Постник] (сер. IV - 1-я пол. V в.), прп. (пам. 12 нояб., в Соборе Синайских преподобных), автор «Сказания об избиении монахов на горе Синайской» 178-188 НИЛОВА СОРСКАЯ В ЧЕСТЬ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в Кирилловском у. Новгородской губ., в 5 верстах от г. Кириллова (ныне дер. Пустынь Кирилловского р-на Вологодской обл.) 188-203 203-210 210-212 НИМБ в христ. иконографии изображение сияния вокруг голов Иисуса Христа, Божией Матери, святых, ангелов; символ святости и знак причастности изображенного к божественному миру 212-214 Мартин Фридрих Густав Эмиль (1892-1984), религ. и общественный деятель, «личный узник Гитлера», президент ВСЦ (1961-1968) 214-218 НИМРОД согласно библейской «таблице народов» (Быт 19) (см. в ст. Бытие), предок людей, населявших Месопотамию; в ислам. традиции считается нечестивым царем-богоборцем и врагом Ибрахима (Авраама) 218-219 219-226 НИНА (Шувалова Неонилла (Нионина) Андреевна; 1866-1937), мон., прмц. (пам. 6 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИНА Алексеевна Кузнецова (1887-1938), мц. (пам. 1 мая, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 226-227 227-230 НИНИАН [Ниния, Ниниав (Ниниау)] (V-VI вв.), св.пам. зап. 16 сент.), основатель церковного поселения Уитхорн (историческая обл. Галловей, Шотландия), почитается как просветитель юж. пиктов 230-240 НИНОЦМИНДА жен. мон-рь во имя св. Нины, кафедра Ниноцминдской епархии (ныне Сагареджойско-Ниноцминдской) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). 240-243 НИНОЦМИНДСКАЯ ЕПАРХИЯ Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (V в.- 1811 г.; восстановлена в 1925 г.; с 2003 г. Сагареджойско-Ниноцминдская) с кафедрой Ниноцминдского архиерея (ниноцминдели) в г. Уджарма (до 506/7 г.), затем в мон-ре Ниноцминда

http://pravenc.ru/vol/LI.html

«Библия составлялась в течение 16 веков, книги ее писались и в Аравийской пустыне, и в Палестине, в Вавилонии, в Коринфе и Риме, – но посмотрите, какое единство в ее учении, от первой строки до последней! Чья бы рука ни начертывала священные письмена в этот длинный период времени, – рука Моисея, «наученного всей мудрости египетской», или служителя его, Иисуса Навина, «ученого» Павла или рыбака Иоанна, – все они говорят о том же Боге, милосердном и правосудном, изглаживающем грехи кающегося и уповающего на милость Его, но не оставляющем без наказания нераскаянного грешника; все они говорят о том же падшем человеке, грешном и немощном, – бессильном против греха, о тех же ангелах, святых и пламенных, принимающих живое и деятельное участие в судьбах человека, о той же будущности его и о том же блаженстве вечной жизни.» За 700 лет до потопа, Енох, по свидетельству апостола Иуды ( Иуд.1:14–15 ), говорит: «Се идет Господь со тьмами святых ангелов Своих сотворить суд.» Через четыре тысячи лет апостол Иоанн, как бы отвечая Еноху, говорит: «Се грядет с облаками, и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его... Ей, гряди, Господи Иисусе! ( Откр.1:7, 22:20 Ср. Мф.25:31–46 ). Сравните видения пророка Даниила и видения апостола Иоанна в его «Откровении», – они взаимно пополняют и поясняют друг друга, хотя пять веков разделяют их. Всего разительнее представляется это единство священных писателей в их пророчествах о Спасителе. Начинаясь с темного предсказания «семя жены будет поражать змея в голову» ( Быт.3:15 ), эти пророчества чем далее, тем делаются яснее, обстоятельнее, взаимно пополняя друг друга, так что из них постепенно слагается, в существенных чертах, полный образ Спасителя, как отражение Его лица и Его дела искупления нашего, описанных Евангелистами. Читайте мессианские псалмы Давида (напр. 21 псалом), пророков Даниила, Иеремию, Малахию, Михея, Осию, Захарию и особенно Исайю, так ясно изображающего искупительные страдания Христа (прочитайте знаменитую в этом отношении 53 главу его книги).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Далее, рассматривая каждое из божественных начал жизни, отец Олег поясняет: «Нация есть третье начало, созданное Богом… нация есть граница ответственности, очерченная рукой Бога. Созданию национальностей, как и созданию первого человека, предшествовал Собор Святой Троицы. Сказано: Сойдем же и смешаем там языки, так, чтобы один не понимал речи другого (Быт. 11, 7). В рамках отдельно взятых наций люди должны были научиться подлинному, а не ложному “вавилонскому” единству в Боге и с Богом. В этом смысле и семья, и нация есть Школа Любви . Тот человек, который любит свою собственную семью, равно как и свой собственный народ, всегда может понять проблемы и другой семьи, и другого племени. И, напротив, тот, кто не сохранил своих собственных семейных и национальных устоев, бесполезен для чего-либо более высокого… Ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? (1 Тим. 3, 5)». «Не любящий земное Отечество неблагонадежен для Небесного…» (Святитель Филарет Московский). «Писание учит нас именно соборному домостроительству, – продолжает отец Олег, – и противопоставляет его эгоизму субъективной религиозности. Господь наш Иисус Христос не учил нас молиться: “Отче мой”, а учил нас молиться: “Отче наш” (Мф. 6, 9)»… «…Учение о личном спасении есть надуманная эгоистическая ловушка для ленивого типа религиозности, чуждой великорусскому пониманию соборности и святости… Апостол Павел, чуждый эгоистической сотериологии (учению о спасении), был “апостолом национализма”. Он действительно любил свой народ, и любил до самозабвения, самоотречения и даже самоотчуждения во Христе. …Однажды в порыве патриотических чувств воскликнул о себе: И великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти (Рим. 9, 2-3). Иными словами, он готов был сам находиться в аду, только бы знать, что родные его по плоти обрели спасение во Христе и со Христом». И нас он призывает к тому же: Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4, 16).

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/29/pa...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010