Сыновне благодарю Вас, Ваше Святейшество, за оказанное мне доверие и высокую честь быть епископом Русской Православной Церкви, за то доброе отеческое отношение и мудрые наставления и советы, которыми Вы всегда меня, студента Хельсинкского университета, напутствовали, будучи председателем Отдела внешних церковных связей. Глубокой благодарностью исполнено мое сердце и к Вам, дорогой владыка Варсонофий, за вашу заботу, помощь и внимание ко мне, рядовому священнику Мордовской митрополии. Также хочу выразить благодарность и моим наставникам и руководителям в разные годы моей жизни: архиепископу Тобольскому Димитрию и епископу Краснослободскому Клименту за то, что своим личным примером и своими мудрыми наставлениями принимали деятельное участие в моем становлении и приобретении мною пастырского и жизненного опыта. Сердечно благодарю и склоняю голову перед своими родителями, которые воспитали меня в духе православной веры и благочестия, не оставив плыть по течению моря житейского, утопая в его бурных волнах, а употребили все свои силы и старания на то, чтобы привить мне с детства любовь к Богу. Прошу всех вас, досточтимые и богомудрые архипастыри, благословить меня и помолиться о беспорочном прохождении моего нового служения, дабы оно принесло пользу народу Божиему, Святой Матери нашей Русской Православной Церкви и Отечеству. Аминь. Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...».

http://patriarchia.ru/db/text/3037681.ht...

Я хотел бы выразить глубокую благодарность всем нашим прихожанам, которые любят эту обитель. Все здесь находят радость, духовное утешение и каждый по силе своих возможностей старается внести свой труд и материальную лепту, чтобы наша обитель сияла не только красотой духовной, но и внешней. Трогательно, что наши жертвователи не делают это напоказ, а анонимно, смиренно оставляют свои здесь пожертвования, которые дают возможность и обители полнокровно существовать, и мы можем осуществлять и деятельность свою (особенно ценно воспитание детей в воскресной школе), и реставрировать и созидать что-то во славу Божию в этом монастыре Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Я хотел бы всех нас горячо и сердечно поздравить с этим историческим, благодатным для всех событием — освящением храма в честь святого Крестителя Руси, благоверного великого князя Владимира. За большой вклад в создание нового храма церковных наград Московской епархии были удостоены настоятельница Новодевичьей обители игумения Маргарита (Феоктистова) и благотворители монастыря. Сайт Московской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению).

http://patriarchia.ru/db/text/1292524.ht...

10 Ср.: 1 Езд. 7:27; 2 Езд. 8:25. Ключевой оборот цитируемого стиха — «распростерший Свои руки» — в доступных редакциях славянской Библии обнаружить не удалось. — Ред. 11 В рукописи Соловецкой библиотеки цитата продолжена: «принял дары для человеков». 12 Цитируемый прп. Иосифом текст близок к редакции Острожской Библии. — Ред. 13 Расхождения с Синодальным переводом в славянских редакциях Библии. Первое предложение цитаты в доступных списках славянской Библии обнаружить не удалось. — Ред. 14 В рукописи Соловецкой библиотеки и рукописи архиеп. Григория прибавлено: «...названный «мужем желаний», — и если мы изъявим истинное желание и стремление...» 15 В рукописи Соловецкой библиотеки и рукописи архиеп. Григория прибавлено: «и все нам покажет с осторожностью». 16 В данном случае прп. Иосиф Волоцкий не цитирует Священное Писание, а обобщенно передает смысл выше и ниже цитированных мест. — Ред. 17 Отличия от Синодального перевода в порядке слов цитаты — по славянской Библии. — Ред. 18 В рукописи архиеп. Григория после этого следует: «Ибо Сам Он говорит: «Вера твоя спасе тя " _ 19 В рукописи архиеп. Григория добавлено: «а не нам желает, чтобы, придя, мы насытились уготованных благ?» 20 Цитируем по славянскому тексту псалма; в Синодальном русском переводе Библии это же место в цитировании ап. Павлом (Евр. 1:8) совпадает со славянской Библией; в самом же псалме перевод дает: «вовек». — Ред. 21 В Синодальном переводе в тексте псалма — «Твоими», а в цитировании ап. Павла — «Своими»; в славянском тексте псалма нет расхождения с цитатой апостола. — Ред. 22 См. Быт. 18:9—10. В Синодальном переводе: «сказали ему», «сказал один из них»; в славянской Библии глагол употребляется в ед. числе: «рече», — но в доступных нам славянских редакциях Библии слово «Господь» в этом отрывке отсутствует. — Ред 23 Как в русском Синодальном переводе, так и в доступных нам славянских редакциях Библии здесь: «племена земные». — Ред. 24 В рукописи архиеп. Григория и рукописях Соловецкой библиотеки 331 и в 327 здесь добавлено: «что-то — ради истины духовной».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3423...

У многих и многих столкновения с блудными осквернениями души и тела начинаются достаточно рано. И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность – суета ( Еккл. 11, 10). Хотя Церковь традиционно более сострадательно относиться к подобным падениям неопытных юных и молодых, различая степень виновности, исходя и из возраста согрешившего . Впрочем, Ориген пытался оспорить и такое смягчение словами: «Никто да не оправдывается: я был молод, был безбрачен, поэтому до брака согрешал блудом. Почему же ты не женился?» В духовной жиз­ни «мелочей» нет Апостол Павел наставлял молодого слу­жителя Церкви Тимофея словами: Юношеских похотей убе­гай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призы­ваю­щими Господа от чистого сердца ( 2 Тим. 2, 22). Юношеские же по­хоти есть всякие похоти безрассудные и вредные (1 Тим. 6, 9). В молодости человек еще не распознал пагубность греха и творит его играючи; только с годами, как следствие посто­ян­ства в исповеди, приходит глубокое понимание содеянного, истинное сокрушение о падениях. Юно­шеских похотей убегай – означает со всей серьезностью отно­ситься к проблеме подобного греха. Не бывает «больших» и «малых» гре­хов. Сказано в Писании: Кто соблюдает весь закон и со­гре­шит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; по­сему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты так­же преступник закона ( Иак. 2, 10 – 11). То есть в духовной жиз­ни «мелочей» нет. Поэтому, говоря о юношеских соблазнах, свя­ти­тель Иоанн Златоуст видит в них и те блудные пороки, ко­то­рые сопутствуют определенному возрасту. Назовем лишь на­ибо­лее распространенные из них. Рукоблудие (мастурбация) – серьезное испытание для юно­ше­ства! О подобном типе блудного осквернения в Писании говорится: Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести (1 Фес. 4, 3–4). Святитель Амвросий Медиоланский писал: «Пусть каждый знает себя и обладает своим сосудом (т. е. в соответствии с его предназначением: для отправления нужды и чадородия – О.С.), чтобы ожидать должных плодов только от такого (т. е. законного акта – О.С .), который возделан его телом, и пусть ему земля не принесет терния и волчцы (Быт. 3, 18), но да скажет и он: Земля дала плод свой ( Пс. 84, 13). И пусть некогда земля (т. е. плоть – О.С .), тернистая в немощи страстей, расцветет в насаждении добродетелей (т. е. брачной жизни – О.С .)» .

http://pravoslavie.ru/104634.html

Апостол увещает не слушать тех, кто пытается доказать, что пришествие Иисуса Христа уже наступает. Он просит солунян не смущаться никакими уверениями, мнениями или ложными посланиями, будто от имени ап. Павла написанными, относительно дня Господня ( 2Сол.2:2 ). Есть предположение, что лжеучители распространяли ложные, панические слухи, чтобы вызвать равнодушие христиан к земным благам и самим воспользоваться ими, а если не так, то, по крайней мере, истомить христиан ожиданием и тем подорвать вообще веру в пришествие Христово ( А. Иванов , Цит. соч., стр. 392). Несмотря на таинственность и сокрытость дня Господня, Апостол указывает некоторые признаки его приближения: а) великое отступление от веры ( 2Сол.2:3 ). Так и Господь говорил об охлаждении любви многих ( Мф.24:12 ) и оскудении веры на земле ( Лк.18:8 ). «Отступление» понимается здесь не как некая слабость, а как полное попрание, пренебрежение и презрение к вере, как полное оставление ее (atwstasia) – отпадение от кого-то, мятеж, измена. б) отступление от веры создаст условия для явления антихриста (это имя не встречается у ап. Павла. Так называет его св. ев. Иоанн ( 1Ин.2:18, 22 , 4и др.). Он называется так не только потому, что будет всячески противиться Христу, но и потому, что будет полной противоположностью Христа по своим свойствам и действиям (см. 2, 4): человека греха, сына погибели, противящегося и превозносящегося «выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Сол.2:4 ). Он будет противник Христу, провозгласит беззаконие правдой, а себя самого – Богом. Его пришествие будет «по действию сатаны» ( 2Сол.2:9 ), – по силе и злому характеру его деятельности ( 2Сол.2:9–10 ). «Кто же будет он? Ужели сатана?– спрашивает свт. И. Златоуст, и отвечает: – Нет, человек некий, который восприимет всю его силу... Не сатаною будет антихрист, а человек, сатаною обладаемый» (цит. по еп. Никанору, Толк. Апостол, ч. III, стр. 63). На основании того, что Дан назван в Библии змием ( Быт.49:17 ), заключают, что антихрист будет из колена Данова (см. у Богословского. Человек беззакония. История толкования 2Сол.2:1–12 , «Прав. Собеседник», 1885, ч. II, стр. 261–297).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

И услышат в день оный глусии словеса книги сея, и иже во тме, и иже во мгле, очи слепых узрят» (Ис.29:11, 18). У Иеремии: «в последния дни уразумеете совет Его» (Иер.23:20). У Даниила: «загради словеса и запечатай книги до времене скончания, дондеже научатся мнози и умножится ведение; ... егда же скончается разсыпание... уведят сия вся» (Дан.12:4, 7). Также в Первом послании Павла к Коринфянам: «не хощу же вас не ведети, братие, яко отцы наша вси под облаком быша» (1Кор.10:1). И во Втором послании к Коринфянам: «ослепишася помышления их, даже бо до сего дне тожде покрывало во чтении ветхаго завета пребывает не откровено, зане о Христе престает; но даже до днесь, внегда чтется Моисей, покрывало на сердцы их лежит. Внегда же обратятся ко Господу, взимается покрывало» (2Кор.3:14—16). И в Евангелии Господь говорит по Воскресении: «сия суть словеса, яже глаголах к вам еще сый с вами, яко подобает скончатися всем написанным в законе Моисеове и пророцех и псалмех о Мне. Тогда отверзе им ум, разумети писания, и рече им: яко тако писано есть и тако подобаше пострадати Христу, и воскреснути от мертвых в третий день, и проповедатися во имя Его покаянию и отпущению грехов во всех языцех» (Лк.24:44—47). V. Что Иудеи ничего не могут уразуметь из писаний, пока не уверуют во Христа    У Исаии: «и аще не уверите, ниже имате разумети» (Ис.7:9). Также Господь говорит в Евангелии: «аще бо не имете веры, яко Аз есмь, умрете во гресех ваших» (Ин.8:24). А что правда стоит верою и отсюда проистекает жизнь, — это предсказано у Аввакума: «праведник же Мой от веры жив будет» (Авв.2:4). И потому-то веровал Авраам, отец языков, как говорится в книге Бытия: «верова Авраам Богу, и вменися Ему в правду» (Быт.15:6). Тоже и Павел говорит в Послании к Галатам: «Авраам верова Богу, и вменися Ему в правду. Разумейте убо, яко сущии от веры, сии суть сынове Авраамли. Предъувидевшее же писание, яко от веры оправдает языки Бог, прежде благовествова Аврааму, яко благословятся о тебе вси языцы. Темже сущии от веры благословятся с верным Авраамом» (Гал.3:6—9).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

По результатам работы в центральном аппарате ОВЦС я был направлен сотрудником Русской духовной миссии в Иерусалим. Там, соприкасаясь с величайшими святынями, я старался достойно представлять интересы Русской Православной Церкви и нашего Отечества. Всегда бережно храню теплоту молитв игумении Георгии и сестер Горненского монастыря. 2004 год принес новое самостоятельное послушание. По благословению Священного Синода я направлялся в г. Каир — представителем Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всей Африки. О результатах дальнейших лет своего служения на земле, обильно политой жертвенной кровью мучеников и молитвенным пОтом преподобных отцов, судить не мне. Слова искренней благодарности выражаю Вам, Ваше Святейшество, митрополиту Саранскому и Мордовскому Варсонофию , митрополиту Волоколамскому Илариону , архиепископу Егорьевскому Марку , епископу Подольскому Тихону и многим другим архиереям, священнослужителям, мирянам и, конечно же, моей маме, за молитвенную и иную поддержку, за человеческое понимание, за терпение и тактичность, за возможность учиться и совершенствоваться как священнику и человеку. Вся моя жизнь сейчас перед Вами, Ваше Святейшество. Находясь на пороге высочайшего епископского служения, сыновне прошу Ваших молитв и отеческого благословения, как своего Патриарха, доброго и заботливого архипастыря и милостивого Первосвятителя. Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 .

http://patriarchia.ru/db/text/3037690.ht...

Поэтому повествование о Закхее является очень актуальным для всех времен и для всех народов. Дай Бог, чтобы этот пример и нашим современникам помог сориентироваться в простых, казалось бы, но одновременно трудных ситуациях, когда стремишься поступать в соответствии с Божией правдой и Божиими указанием. В любом таком случае человеку придется наступить на самого себя, ограничить свои потребности, желания, будь то материальные или политические. Дай Бог, чтобы пример Закхея был убедителен для наших современников. Для этого, конечно, каждый должен примерить на себя эту историю с Закхеем и спросить себя: если я глава семьи — как я отношусь к детям, к жене? Если начальник — как я отношусь к своим подчиненным? Это совсем не означает, что история Закхея призывает всех быть мягкотелыми — совсем нет! Это не отказ от своих служебных полномочий, это не попытка сделать благо другим за счет принятых на себя служебных обязательств. Это повествование — совсем о другом. О том, что какое бы человек положение ни имел, он никогда не должен забывать, что спасается пред Богом не своим служебным положением, не своей зарплатой, не своей властью, а исключительно исполнением Божьего закона. И да помогает всем нам Господь — и светским, и духовным — всем, у кого есть какое-то начальствующее положение, почаще вспоминать Закхея и в соответствии с мудростью этого евангельского рассказа устраивать свою собственную жизнь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 .

http://patriarchia.ru/db/text/6104022.ht...

Как евангелист Иоанн излагает, что Креститель о Христе говорит: «Я не знал Его» ( Ин.1:31 )? Если не знал, почему препятствовал Ему, когда Тот хотел креститься, говоря, как у Матфея повествуется ( Мф.3:14 )? Разъяснение   Знание существует четырёх [видов]: [получаемое] посредством зрения, посредством пророчества, посредством слуха, посредством опыта. Не говорит, что не познал Его тремя [видами знания], но четвёртым – через опыт. Этим [видом знания] вплоть до Крещения и созерцания Духа не знал [Его]. Как и Адам добро и зло не знал знанием опытным ( Быт.3:5, 22 ). Если же совершенно не знал, что добро – слушаться Бога, а зло – преслушание, то не подлежал бы наказанию. Недоумение IV   Почему по-разному излагают евангелисты призвание апостолов? Ибо Матфей говорит, что Господь изрёк: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами людей» ( Мф.4:19 ). Лука же написал, что после рыбной ловли Господь изрёк Петру: «Отныне будешь уловлять людей» ( Лк.5:10 ). Иоанн же по-иному ( Ин.1:39 ). Разъяснение   Каждое призвание истинно, [но] произошло в разное время. Ибо словами Андрея приведён Пётр и пришёл ко Господу и, услышав от Него: «Ты будешь называться Кифа»  и прочее ( Ин.1:42 ), вновь рыбачьей лодке отдавал своё время. Затем, как и Матфей считает, когда чинили сети ( Мф.4:21 ), он и Андрей, Иаков и Иоанн Христом были призваны. Потом, как Лука повествует, после рыбной ловли, испытав на деле силу Его и ужаса исполнившись ( Лк.5:9 ), всецело Ему последовали. Недоумение V   Почему Матфей и Лука в разном порядке изложили искушения, которые употребил дьявол против Господа, возведённого на крыло [храма] и на высокую гору ( Мф.4:1 ; Лк.4:1 )? Разъяснение Нет здесь противоречия, потому что в один миг случилось каждое [из искушений] по причине того, что соединены [друг с другом] тщеславие, высокомерие и сребролюбие, которые предложил Ему враг (символом этих [страстей] являются крыло [храма] и высокая гора), тем, что сказал «бросься вниз», к тщеславию Его подстрекая, обещанием же обладания показанной Ему обманчивой славы к сребролюбию и гордости Его побуждая. Но во всей этой борьбе низверженный [дьявол] постыжен был. Недоумение VI

http://azbyka.ru/otechnik/Isihij_Ierusal...

Но любя издавна безмолвие, Св. Стефан не захотел оставаться в столице Великокняжеской и обратился к Иоанну с прошением дозволить ему построить монастырь в его области. Великий Князь согласился исполнить его желание, снабдил его потребным на построение монастыря и дал свою жалованную грамоту, которая хранилась еще в Махрищском монастыре во времена Иоанна Грозного. Стефан пошел из Москвы на северо-восток, где из лесов и дебрей просиявала обитель Преп. Сергия, и где любители безмолвия могли найти много мест удобных для пустынножительства. Много мест пустынных обошел Стефан и остановился в 35-ти верстах от обители Троицкой на месте, которое называлось Махрище. Место сие угодно было Преподобному и он по молитве водрузил здесь крест, и поставил келью. На новом месте жительства, Преподобный посвятил себя новым трудам: сам рубил лес, возделывал землю, не обогащения желая, но исполняя слово Господне к праотцу Адаму: в поте лица твоего снеси хлеб твой ( Быт.3:10 ); и Апостольское: аще кто не хощет делати, ниже да яст ( 2Сол.3:10 ). От избытка же питал странных и нищих, следуя совету Премудрого: чти Господа от твоих праведных трудов ( Притч.3:9 ). Скоро узнали о новом подвижнике Махрищском и к Стефану стали приходить желавшие пустынножительствовать под руководством Святого отшельника. Сначала он не хотел принимать их, желая сохранить безмолвие, но преклоненный их молениями, решился принимать их. И когда собралось довольное число братии, поставил деревянный храм в честь Св. Троицы, и освятил его по благословению Митрополита Московского 1 , который рукоположив Стефана во Пресвитера, благословил ему быть настоятелем монастыря. При умножении братии, в скором времени, настала нужда распространить монастырь: Стефан обнес его деревянными стенами, поставил трапезу и кельи для братии, и ввел общежитие. С принятием должности начальствования наипаче явилось смирение Стефана: он был примером добродетелей для братий, трудился в устроении монастыря, был кроток и молчалив, так, что никогда не видали его во гневе, если настояла нужда вразумить согрешившего из братий. Одеяние его было так убого, что посторонние не могли узнать в Стефане настоятеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010