Об этом и пророк Иоиль сказал, что «Солнце превратится во тьму и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный» (Иоил. 2: 31). Сегодня, когда мы празднуем Крещение Господне, следует показать, сколько было крещений, от начала мира прообразовывавших Крещение христианское, и сколько их будет еще. По свидетельству святого Иоанна Дамаскина, всего крещений восемь. Первым крещением был потоп для пресечения греха (Быт. 7: 17–24). Вторым крещением стал переход евреев сквозь море и сквозь облако, ибо облако является символом духа, а море – воды (Исх. 13: 22; 1 Кор. 10: 2). Третьим крещением было крещение ветхозаветное, называемое обрезанием (Быт. 17: 10–14). Четвертым является крещение Иоанново, именуемое крещением покаяния (Мф. 31–11). Это крещение было вводным и вело крещаемых к покаянию и вере во Христа. Вот что говорит святой Иоанн Креститель: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3: 11; Лк. 3: 16). Таким образом, Иоанн подготавливал и водою предочищал людей в преддверии пришествия Духа Святого. Христос крестился в Иордане не потому, чтобы нуждался в очищении, а потому, что взял на Себя мое очищение Этим крещением крестился от Иоанна Сам Спаситель наш Иисус Христос (Мф. 3: 13–17; Мк. 1: 9–11). Христос крестился в Иордане не потому, чтобы нуждался в очищении, а потому, что взял на Себя мое очищение, и чтобы сокрушить главы водных змиев, как говорит псалмопевец (Пс. 73: 14). Затем, чтобы потопить грех, чтобы погребсти в воде ветхого Адама и освятить крестителя. Чтобы исполнить Закон, чтобы открыть тайну Троицы и дать нам образец и пример того, как надо креститься. Пятым крещением является христианское Крещение водою и Духом Святым, установленное Господом нашим Иисусом Христом в словах, обращенных к Его ученикам: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28: 19). Это крещение наибольшее из упомянутых доселе. Оно совершается путем погружения в воду во имя Пресвятой Троицы и является спасительным, потому что прощает все грехи и вносит в сердца наши благодать Святого Духа.

http://pravoslavie.ru/158250.html

Архимандрит Тихон (Шевкунов) Дорога в монастырь Могила отца Серафима Типография Монастырь преподобного Германа Аляскинского Рейтинг: 9.8 Голосов: 733 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Татиана 2 сентября 2017, 09:49 Низкий поклон, владыко, за ваши труды, за вашу миссионерскую и просветительскую деятельность. Помощи Божией и многая лета! тамара 3 сентября 2016, 00:31 Владыко,благодарим за тёплые слова об о. Серафиме . больше узнали про жизнь ещё одного подвижника..не оскудевает земля праведниками. Слава Богу за всё. Людмила 2 сентября 2016, 20:42 Спаси Христос!Очень впечатлило...поразил быт подвижника.Иконы наших рвение.Еще один образец подвижничества.мне очень далеко до такого " комфорта " ...,прости,Господи.Мы избалованы и мне стыдно смотреть на свое изнеженное тело и свой быт,потому что христиане более скромны...Очередная поучительная мораль...Спаси Вас Бог! Галина 2 сентября 2016, 14:40 Прочитала давно книгу " Не от мира сего " . где впервые узнала о иеромонахе Серафиме Роузе. А теперь еще и фото посмотрела, спасибо Владыка. А если бы сделать фильм? Татиана 2 сентября 2016, 12:55 Спаси Вас Господи, отец Тихон, за предоставленную возможность обнять место подвигов отца Серафима. Галина Бучковская 2 сентября 2016, 12:01 Улыбка застывшая на лице после смерти отца Серафима оставила неизгладимое впечатление в моей душе, это улыбка такой неземной радости, такого неземного умиротворения, что вспоминая часто эту улыбку становится вера крепче и дух мой умиротворяется. Ольга 2 сентября 2016, 11:13 Хотелось бы купить портрет о. Серафима, ведь он не канонизирован? Жаль, что в наших церковных лавках в провинции не купишь редких икон и портретов. Наталья 26 июля 2016, 15:28 Добрый день, подскажите, о. Серафим Роуз канонизирован? Елена 28 марта 2016, 23:59 С книги " Душа после смерти " началось мое воцерковление. После кардиологической реанимации, когда ничего не помогало, тело и душа страдали, эта книга сначала возбудила во мне великий ужас от содеянного за жизнь, а потом началось длительное, мелкими шажками очищение души от скверны. Именно с этой книги. Потом я узнала, кем был написавший эту книгу, горевала о его нелегкой судьбе, мученической кончине, долго вглядывалась в фотографии, и увидела счастливого человека. Спасибо тебе, батюшка Серафим Роуз! Ты помог мне сделать первые шаги к спасению!

http://pravoslavie.ru/81845.html

Благословение Моисея израильским коленам: происхождение и общий анализ Втор. 33//Труды СПДС: Сб. Вып. IX. Саратов, 2015. С. 66-84. Богослужение праздника Воздвижения Креста Господня: идейное содержание//Нива Господня. Вестник Пензенской духовной семинарии. 2015. Вып. 2 (1). С. 13–23. Восхождение пророка Илии на небо: интерпретация события//Труды СПДС.: Сб. Вып.  10. Саратов, 2016. С. 64-75 Пророк Елисей и вефильские дети: экзегетический анализ 4 Цар. 2:23–24.//Христианское Чтение: научный журнал/Санкт-Петербургская духовная академия. – СПб, 2017, 4 [июль-август]: Теология. Философия. История. С. 113–138. Одесную Его огнь закона: экзегетический анализ Втор. 33, 2//Труды СПДС.: Сб. Вып.  11. Саратов, 2017. С. 87-98 Разделение на «базовый» и «профильный» уровни в преподавании библейских дисциплин на бакалавриате духовных учебных заведений РПЦ (на примере исторических книг Ветхого Завета).//Сборник материалов студенческой научно-богословской конференции «Экзегетика и герменевтика Священного Писания». 2, 2017, весна-осень. Сергиев Посад, 2018. С. 22-28 Ной и его сыновья: сравнительный анализ традиционного иудейского и православного христианского комментариев.//Ипатьевский вестник: Научно-богословский журнал. Вып. 6, 2018./Костромская духовная семинария. Кострома, 2018. С. 223-229 Глас хлада тонка: что увидел пророк Илия на Хориве?//Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки: материалы IX международной научно-богословской конференции, посвященной столетию начала мученического и исповеднического подвига Русской Православной Церкви, 28-29 сентября 2017 года/Санкт-Петербургская духовная академия. СПб: Изд-во СПбПДА, 2018. С. 234-242 Ной и его сыновья: начало виноградарства и виноделия, опьянение и нагота патриарха (комментарий Быт. 9:18–21)//Христианское Чтение: научный журнал/Санкт-Петербургская духовная академия. – СПб, 2018, 5 [сентябрь–октябрь]: Теология. Философия. История. С. 109-123 Ной и его сыновья: преступление Хама, добродетель Сима и Иафета (комментарий Быт. 9:22–24)//Христианское Чтение: научный журнал/Санкт-Петербургская духовная академия. – СПб, 2018, 6 [ноябрь–декабрь]: Теология. Философия. История. С. 67-78.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Учитывая вышесказанное, получаем, что мессианские пророчества, находящиеся в книге Бытие, представляют исключительный интерес для православного библеиста. Одним из таких мессианских мест является стих Быт.9:27 , входящий во фрагмент Быт.9:18–27 ; исследованию этого фрагмента и посвящается предлагаемый вниманию читателя цикл из трех статей. Наше толкование будет основано на еврейском масоретском тексте и русском Синодальном переводе; при необходимости будем привлекать текст Септуагинты и современные переводы. Основными пособиями будут экзегетические труды. Во-первых, это святоотеческие комментарии: творения свт. Иоанна Златоуста , прп. Ефрема Сирина , блж. Феодорита Киррского , блж. Иеронима, пресвитера Стридонского. Во-вторых, труды современных христианских экзегетов: комментарий нашего соотечественника протестанта Алексея Прокопенко «Бытие», комментарии современных западных христианских (Вестерманн, Уенхем, Метьюз) и иудейских (Сарна) библеистов. В-третьих, мы будем широко использовать традиционные средневековые иудейские комментарии. Привлечение иудейской экзегезы помогает выявить широту смысла библейского текста и рассмотреть иную традицию толкования, отличную от христианской, но также древнюю и авторитетную. Конечно, с одной стороны, иудейская традиция может считаться тупиковой ветвью библейской экзегезы (ибо отвергает Христа, Который является реальным «ключом» к пониманию многих фрагментов Ветхого Завета, как об этом сказано в Евангелии: И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний ( Лк.24:44–45 )). Но в то же время изучение еврейских комментариев помогает экзегету взглянуть иным образом на священный текст, когда привычные тексты вдруг начинают звучать по-новому и появляется дополнительный интерес (стимул) к более тщательному их рассмотрению. В качестве источников иудейского понимания Быт 9:18–29 будут использованы: 1) Мидраш Раба – самый древний и авторитетный сборник талмудических комментариев на 10 книг еврейской Библии ; при этом Берешит Раба – комментарий на Бытие, который нас и интересует в первую очередь, является одной из ранних частей этой серии, так как составлен к VI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

7. Ведь и души зародышей или выкидышей после того, как они оформились, не умирают и не гибнут, но вместе с нами приводятся после Воскресения из мёртвых к Богу благодаря Его неизреченному действию и всесилию. 8. Вот всё, что мы можем вкратце сказать о душе — не в плане догматическом и не в качестве определения, но по любви. А остальное восполнят и исправят братья и учители во Христе, перед которыми мы робеем. Вопрос 22 Вопрос. Сердца многих верующих тайно соблазняются и колеблются относительно Воскресения наших тел, поскольку они размышляют таким образом: как тело, которое съело множество диких зверей и исклевали птицы, или которое утонуло в море и было поглощено несметным количеством рыб, или ввергнуто в пучину и расторглось, — как подобные тела вновь соединятся в единое целое и воскреснут 9 ? Ответ. 1. Вера есть то, что объемлет всего христианина и все христианские таинства, а истинная вера есть безыскусное внутреннее согласие души на Богопочитание 10 , поскольку если мы начнём суемудро исследовать как речения и деяния Священного Писания, так и словеса и дела Божии, то погрузимся в пучину безверия. 2. И это я говорю тебе не только о воскресении из мёртвых, но и о самом изначальном творении нашем. Ибо если не примем Писания в простоте и безыскусности веры, то ввергнемся в бездну безверия. А оно гласит: И вот, взял Бог персть от земли и создал человека, и вдунул в лицо его дыхание жизни (Быт 2:7) 11 . Ещё здесь говорится: Глас слышах Тебе, ходяща в раи (Быт 3:10). Ведь поскольку Бог не имеет телесных рук, будучи нетелесным, как Он взял персть и создал Адама? Нет у Него ни рта, ни уст. Как же Он вдохнул в него дыхание жизни? Видишь, следует воспринимать Божественные Писания с безыскусной верой, иначе ты поддашься сатане, который тайно и постоянно засеивает в тебе распущенность помыслов суемудрия и неверия 12 . Но он пойдёт и дальше и не пощадит тебя, внушив тебе соблазнительные помыслы относительно Самого Бога. 3. Итак, прошу, давайте с верой принимать и учение о воскресении тел, потому что сказано: Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут (Ин 5:25) 13 . Ибо если веруем, что Он есть Всемогущий и привёл человека из небытия в бытиё, то само собою разумеется, что Он легко сможет это создание, сотворённое Им и расторгнутое смертью в результате греха, вновь воссоздать и возобновить. Если веруем, как то сказал Давид, в руце Его вси концы земли (Пс 94:4), то даже если тело умерло, расторглось, было сожжено или поглощено кем-либо, всё равно в руце Божией — и огонь, и вода, и звери, и так далее, а потому Бог исторгает из них любое тело: и то, которое съедено, и то, которое было усвоено, и то, которое было поглощено волнами.

http://pravmir.ru/voprosyi-i-otvetyi/

1 . Для решения первого вопроса нет нужды принимать изображение главы на оборотной стороне за главу Медузы 9 и самый образ причислять к амулетам или абраксам 10 . Более простое и естественное объяснение изображения змея под изображением Божией Матери находится в Св. Писании. Под змеем разумеется диавол, искусивший Адама и Еву в образе змея, а под главой, изображённой среди змея, разумеется Ева, обольщённая непосредственно змеем, или диаволом. Принявши таковое объяснение, становится понятным, почему на лицевой стороне изображена Божия Матерь. В этом изображении является исполнение обетования, данного падшим прародителям, о рождении от семени Жены имеющего стереть главу змея ( Быт.3:15 ; ср. Откр.12:3–7 ). Изображение подобного змея на Черниговской медали и других 11 находится под иконой св. Архангела Михаила, потому что ему приписывается низвержение диавола ( Откр.12:7–12 ) 12 . А на образе, найденном в Рязани, изображение змея находится под святым, изгоняющим беса, и всего вероятнее, под св. великомучеником Никитой, празднуемым на другой день Воздвижения Честного и Животворящего Креста и самым именем своим напоминающим победу (νκη) 13 . Двенадцать глав приданы змею 14 , чтобы изобразить нагляднее необыкновенную хитрость его, по которой он назван «мудрейшим всех зверей, сущих на земле» ( Быт.3:1 ), и вместе изобразить злобу исконного врага нашего, который ищет нашего поглощения со всех возможных сторон (Пет.5:8, Откр.13:2 ) 15 . Впрочем, из двенадцати переплетённых глав змея, четыре только обращены прямо на уязвление изображённого лика человеческого, вероятно, в соответствие четырём сторонам света. Согласно с таким объяснением, образ, очевидно, мог быть носим на шее или на персях вместо креста и ладанки, чтобы служить всегдашним напоминанием о нашем грехопадении и искуплении, как о догматах наш веры и благочестия, напоминанием о нашей немощи в борьбе с облежащими нас враждебными силами. По этой причине, ношение на груди таковых наперсных образов вместе с крестами принадлежит к старинным русским обычаям и остаётся у некоторых доныне 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Пс.48:14             Этот путь их – глупость 261 для них,                         а последующие за ними устами своими одобряют [их]. «Одобряют» их – благоволят им. Поколение за поколением идут по этому пути. Пс.48:15             Как овец, во ад [их] помещают, смерть будет пасти их,                         и наутро праведные возобладают ими… «Смерть будет пасти во аде» – не даст выйти со своего пастбища до «утра» – Воскресения Христова 262 . Какое благо, когда не смерть, но Господь «пасет» народ свой: «паси их и носи их вовек» ( Пс.28 /27:9). «Праведные» – те, кого Пастырь-Господь выведет из ада; они названы здесь йешарим – «прямые» сердцем (не лукавые; см. Пс.11 /10:5). «Возобладают» (рада ) – над теми, кто во аде оставлен. Глагол рада может иметь значение «доминировать» (по принадлежности к более высокому уровню бытия). Так, о человеке сказано: «да владычествуют над рыбой… птицей… скотом» и прочее ( Быт.1:26,28 ), – человек не командует над рыбами и прочее, он по своему месту в мироздании доминирует. Мессии сказано: «возобладай в среде врагов Твоих» ( Пс.110 /109:2). Души тех, кто имеет в себе жизнь, «возобладают» над грешными – будут спасены из ада. Пс.48:15             …и опора их – измождить ад изнутри храмины его. Исследователи считают это место трудным и неясным, текст сомнительным, однако смысл стиха может быть истолкован с определенностью. «опора их» – в тексте: «камень их», праведных. «Измождить» (piel) – «чтобы измождить», истощить, извести, привести в ветхое состояние ( Плч.3:4 ). «Храмина» зевул – редкий синоним для слова «храм» ( 3Цар.8:13 ; Ис.63:15 ). «Изнутри храмины» – буквально «из храмины»: Воскресение должно нанести поражение «от» самого центра силы адской – «изнутри храмины его» – так, чтобы ад изнурился в самом средоточии своего царства смерти. Пс.48:17             Не бойся, когда богатеет человек,                         когда умножается слава дома его. Когда человек «богатеет», он может стать источником многих бед для окружающих. «Слава» кавод – также: изобилие, богатство ( Быт.31:1 ). См. Пс.3:4 ; Пс.38 /37:15.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

§ III Примечать надобно, что делает гордость? 1) Гордость человека ослепляет так, что он и жизни своей не щадит. Когда звездочёты проповедовали Агриппине, матери Нероновой, что сын её, воссшедши на царский престол, убьёт мать свою: „Пусть убьёт, – сказала она, – был бы только – Император». 2) Гордость возмущает страсти, дабы горделивые никогда спокойны не были, и никогда честьми не насыщались. Она всегдашние производит в душе болезни, возбуждает гнев, мысль в смятение приводит, лишает надежды так, что иногда человек и жизнь теряет, подобно Аману. 3) Гордость заставляет человека величаться пред Богом, своим делам удивляться и оные пред прочими превозносить. Так приходит к Богу Фарисей, и говорит пред ним: хвалу тебе воздаю, яко несмь, якоже прочии человецы, хищницы, неправедницы, прелюбодее; пощуся двакраты в субботу, десятину даю всего елико притяжу ( Лк.18:11–12 ). 4) Гордость, поскольку есть источник всех пороков, потому человека ввергает во все роды бесчиний. Она истребляет естественную любовь. Так, бешенством водимый α) Авессалом, забыв сыновнюю любовь и почтение, хотел отца своего Давида лишить царства: и изыде царь и весь дом его ногами своими ( 2Цар.15:16 ) – и Давид восхождаше (из Иерусалима) восходом на гору Елеонскую восходя и плачася, и покрыв главу свою, и сам идяше босыма ногама: и вси людие иже с ним покрыша кийждо главу свою; и восхождаху восходяще и плачущеся ( 2Цар.15:30 ). β) Авимелех избивает братию свою: и вниде в дом отца своего во Ефрафу, и изби братию свою, сыны Иеровааловы, седмьдесят мужей, на камени едином ( Суд.9:5 ). Что причиною толикого злодеяния? Не гордость ли? 5) Гордость принуждает забывать повеление Божие: земля еси, и в землю отъидеши ( Быт.3:19 ); а забывает повеление сие тот, кто не отвечает с Авраамом: аз есмь земля и пепел ( Быт.18:27 ). 6) Гордость принуждает человека искать высоких честей в противность увещанию Сираха: не проси у Господа владычества, ниже от царя седалища славы ( Сир.7:4 ). Случается ещё, что он желает того, чего и силы его понести не в состоянии, возлагает на себя бремя неудобоносимое, и по мале времени под оным падает, и бывает всем в посмеяние. Апостол говорит: не своих си кийждо, но и дружних кийждо смотряйте ( Флп.2:4 ): а человек гордый – себя одного любит, и о своей пользе старается. Иоав, Давидов полководец, по одной гордости, заставляющей печься об одной точию выгоде своей, убил Амессая и Авенира, знатных полководцев ( 2Цар.3:27, 20:10 ). Аман, не от другого чего, точию от гордости старался искоренить весь род Иудейский, дабы никто в славе его не превзошёл. А Константин V, восточный император, братьям своим малолетним, чтобы они не могли царствовать, обрезал ноздри. Подобных сим примеров – преисполнены исторические книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Как древний праздник седмиц был началом жатвы пшеницы, так новозаветная Пятидесятница становится началом жатвы духовной. Господь Иисус Христос говорит: Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою (Лк. 10, 2). После сошествия Святого Духа начинается апостольское свидетельство о Христе. Как в древности Бог дал израильскому народу закон, сделав его народом святым (выделенным из среды других народов) (Втор. 14, 2), так и теперь Бог посылает Духа Святого, чтобы Он собрал всех уверовавших во Христа в новый народ — Церковь Христову. Затем Деяния говорят о том, что все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились… слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? (Деян. 2, 7–8, 11). Не вдаваясь в подробности толкований и споров о том, что же представлял дар иных языков , описанный во 2й главе Деяний, укажем лишь на то, что каждый человек понимал апостольскую речь, и речь эта коснулась многих сердец. В церковных песнопениях дар языков в день Пятидесятницы противопоставляется смешению языков при постройке Вавилонской башни (см.: Быт. 11, 1–9): Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа (перевод: Некогда, сойдя, Ты смешал языки и разделил народы, Вышний; когда же языки огненные раздавал, то призвал в соединение всех, и [теперь] согласно славим Всесвятого Духа ). Вавилонская башня стала символом человеческой гордыни, попытки сделать себе имя (Быт. 11, 4) без Бога — построив город и башню до неба. Постройка остается незаконченной, люди перестают понимать друг друга. Сошествие Святого Духа на апостолов становится, напротив, днем рождения Церкви. Благодать Духа Святого объединяет всех под Единой Главой — Господом Иисусом Христом. Для Духа Святого нет ни языковых, ни каких-либо других препятствий — все становятся едины в своей вере и любви к Богу.

http://pravoslavie.ru/68568.html

Что нам известно об этом даре из Св. Писания? Сами апостолы получают дар " языков " в день Пятидесятницы после сошествия на них Св. Духа (Деян. 2:3-11); начинают говорить иными языками и пророчествовать в Эфесе ученики Иоанновы после крещения и возложения на них рук апостолом Павлом (Деян. 19:6); в Кесарии Святой Дух сошел на язычников, слушавших проповедь апостола Павла, и они стали " говорить языками " (Деян.10:46). I Коринфянам - свидетельство того, что дар говорения " иными языками " был широко распространен среди христиан общины Коринфа. Но в писаниях мужей апостольских - св. Варнавы, св. Климента, св. Игнатия Богоносца, современников апостолов, т.е. в эпоху распространений в среде первых христиан этого дара, нет упоминаний о глоссолалии, нет объяснения, что это такое. Объяснения и толкования появляются в эпоху отцов Церкви (возможно, первым истолкователем был Ириней Лионский (202 г.), когда этот дар перестает действовать в среде христиан и получает форму экстатического,бессмысленного языкоговорения в среде гностиков и монтанистов " , о чем и писал Эдельштейн. Иоанн Златоуст (347-407 гг.) говорил, что вся эта область отличается большой неясностью, которая происходит от того, что мы не знаем самых фактов, о которых говорит апостол, а то, что происходило в апостольское время, больше не повторяется. В трудах отцов Церкви: Кирилла Иерусалимского, Иоанна Златоуста (Толкования на послания Павла), Григория Богослова (Слово 41 на Пятидесятницу) оформляется перый взгляд на сущность глоссолалии, т.е. понимание ее как говорение на неизвестных языках, но, что еще более существенно, проводится смысловая связь между Пятидесятницей и вавилонским столпотворением. Библия учит, что сначала на земле был один язык, данный Богом Адаму еще до грехопадения (Быт.2:19-20). После вавилонского столпотворения (Быт.11,1-9) люди начинают говорить на разных языках. " ...Единый язык - этот величайший дар…- был обращен людьми в зло, на содействие к развитию бурных и низших инстинктов их природы… Видя, что человечество твердо стало на этот гибельный путь нечестия и не обнаруживает намерения сойти с него и раскаяться, милосердый Господь и решил сам, чрезвычайным действием Своего всемогущества, свести с него людей и тем самым спасти их от ПОЛНОЙ нравственной гибели.

http://pravoslavie.ru/5867.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010