Зная, что Он именуется и Ангелом великого совета Отчего, Его, а не другого кого, нарек благословляющим и избавляющим от зол. Не того желал он, чтобы его самого благословил Бог, а внуков Ангел; но Кого сам призывал, говоря: не пущу Тебе, аще не благословиши мене ( Быт.32:26 ), а это был Бог, как говорит сам Иаков: видех Бога лицем к лицу ( Быт.32:30 ), – Того же умолял благословить и сынов Иосифовых. Ангелу свойственно служить Божию повелению; неоднократно Ангел предшествует народу Божию, чтобы изгнать Амморея и посылается охранять народ на пути; но и это не его есть дело, но повелевавшего ему и пославшего его Бога. Который один может избавлять, кого восхощет избавить. Посему не иной кто, но Сам явившийся Господь Бог сказал Иакову: се Аз есмь с тобою, сохраняяй тя на всяком пути, имже аще пойдеши ( Быт. 28:15 ); опять не иной кто, но явившийся Бог воспрепятствовал Лаванову злоумышлению, повелев Лавану, да не возглаголет ко Иакову зла ( Быт. 31:24 ), и сам Иаков не иного кого, но Бога призывал, говоря: изми мя от руки брата моею Исава, яко боюся его ( Быт. 32:11 ), и беседуя с женами, говорил: не даде Бог Лавану зла сотворити мне ( Быт. 31:7 ). Посему и Давид не иного кого, но Бога умолял об избавлении: к Тебе, Господи, внегда скорбети ми, воззвах, и услышал мя еси. Господи, избави душу мою от устен неправедных и от языка льстива ( Пс.119:1–2 ). Ему восписуя благодарение, глагола словеса песни в семнадцатом псалме в день, в оньже избави его Господь от руки всех враг его, и из руки Саула, и рече: возлюблю Тя, Господи, крепосте моя, Господь утверждение мое, и прибежище мое, и Избавитель мой ( Пс.17:1–3 ). И Павел, претерпев многие гонения, не иного кого, но Бога благодарил, говоря: от всего избавил меня Господь, и избавит, наНьже уповахом ( 2Кор. 1:10 ). Не иной кто, но Бог благословил Авраама и Исаака. И Исаак, молясь об Иакове, сказал: Бог мой да благословит тя, и возрастит тя, и умножит тя: и будеши в собрания языков, и да даст тебе благословение Авраама отца моего ( Быт. 38:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Уже одно сказание о миротворении выразительно дает понять, что никакого другого бога, кроме единого Творца неба и земли, нет, что не только небо и земля, но все воинство их есть дело Его творения ( Быт.2:1 ). Он есть Господь не только благочестивого потомства Сифа, но и всего происшедшего от Адама и Евы человечества ( Быт.1:26. 5:1 ). Он есть Судия всей земли, наказывающий всемирным потопом и спасающий праведного Ноя с семейством ( Быт.6–7 ). Он дает, в лице Ноя, благословение всему человечеству ( Быт.9:1–17 ). Не только Авраам, но и Мелхиседек именуют Его Владыкой неба и земли ( Быт.14:19:22 ). Он обещает сделать семя Авраама благословением для всех народов ( Быт.22:18 ). Самый раб Авраама клянется Господом, Богом неба и земли ( Быт.24:2–9 ). У Господа, Бога твоего, говорится во Второзаконии, небо и небеса небес, земля и все, что на ней ( Втор.10:14 ). Велик ты, Господи мой, Господи, взывает Давид в книге Царств, ибо нет подобного Тебе, и нет Бога, кроме Тебя ( 2Цар.7:22 ). Чтобы все народы познали, взывает царь Соломон в молитве при освящении храма, что Господь есть Бог , и нет кроме Его ( 3Цар.8:60 ). Подобным же образом говорится и у других священных писателей ( Ис.40:10–11 . Иер.10:6 ). Насколько Бог истинный изображается у священных писателей единым Владыкой неба и земли, настолько боги языческие характеризуются как боги вымысла. Они не суть что-либо действительно существующее, а или явление природы ( Исх.20:4 ), или дело рук человеческих ( Втор.4:28 ). Боги язычников не могут, по словам писателя 3 кн. Царств, ни внимать, ни отвечать тем, которые им молятся ( 3Цар.18:26 ). Все они ничто и дела их ничто ( Ис.41:24 ). Они называются по-еврейски „Элилим“, что значит: ничтожество, призрачность, обман чувств 257 . Пророк Иеремия предостерегает, поэтому, иудеев, чтобы они отнюдь не страшились знамений небесных, как боятся того язычники. Все основанные на таком страхе законы, т.е. религии, суетны ( Иер.10:2–25 ). Ветхозаветное учение указывает даже причины уклонения к многобожию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Глава 39 Иосиф в доме Потифара Быт.39:1 . Иосиф же отведен был в Египет, и купил его из рук Измаильтян, приведших его туда, Египтянин Потифар, царедворец фараонов, начальник телохранителей. После некоторого отступления, гл. 38, от нити рассказа об Иосифе ( Быт. 37:36 ), священнописатель продолжает историю последнего. Если в Ханаане, как показывает история Иуды, 38 гл., потомкам Авраама предстояла опасность сближения и даже слияния с хананеянами, то отведение Иосифа в Египет, в конце концов вызвавшее переселение всего потомства Иакова в Египет, предуказывало на необходимость развития и вступления богоизбранного племени в общество Господне в исключительных условиях жизни в Египте, где потомки Иакова, с одной стороны, позаимствовали многие блага египетской цивилизации, но, с другой стороны, при значительной изолированности своей от египтян (гнушавшихся евреями и другими номадами, Быт. 43:32 ), сумели сохранить свою национальную цельность и чистоту религиозного наследия. Быт.39:2 . И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина. Выражение «был Господь с Иосифом» иудейские толковники понимают так, что, оторванный от отца и родной семьи, Иосиф постоянно имел Бога в мысли и сердце своем, почему и Бог, как Отец небесный, являл ему особое попечение (Мидраш делает сравнение, напоминающее притчу Господа о попечении Бога об одной заблудшей овце более, чем о 99 не заблудших). «В доме господина», т.е., по иудейскому толкованию, не был принуждаем к черным (земледельческим) работам. Быт.39:3–4 . И увидел господин его, что Господь с ним и что всему, что он делает, Господь в руках его дает успех. И снискал Иосиф благоволение в очах его и служил ему. И он поставил его над домом своим, и все, что имел, отдал на руки его. Благословение Божие на Иосифе и делах его не укрывается от взора язычника – господина его (ст. 3), как благословение Бога над Исааком было примечено филистимлянами ( Быт. 26:28 ); над Иаковом – Лаваном ( Быт. 30:27 ), и он облекает его полным доверием и властью в доме и сделал надсмотрщиком над своими рабами (в Риме такой надсмотрщик называется atriensis; надзиратели этого рода часто встречаются изображенными на египетских скульптурах, ср. Мф. 24:45–47 ; Лк. 12:42–44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В формулировке первого закона, не человеком вымышленного, а данного ему Богом, был заложен как раз этот принцип. Господь уже в этом законе рая подчеркнул не что иное как запрет: «От дерева познания добра и зла, не ешь » ( Быт. 2:17 ). Широта свободы человека была поистине безгранична: всё остальное он волен был делать, ибо именно ему, сотворенному «по образу Божию» ( Быт. 1.27 ), было определено Богом: «Владычествуйте над рыбами морскими (и над зверями), и над птицами небесными (и над всяким скотом, и над всею землею)» ( Быт.1:28 ). Представление этого запрета как лишение права человека на познание принципиально неверно. Божье творение само по себе было добром, и это подтверждается Богом после каждого акта творения: «И увидел Бог, что это хорошо» ( Быт. 1:8, 10, 12, 18, 21:25 ). Возможности и право познания всего доброго Бог Сам предоставил человеку, поместив его в раю и даже представляя ему каждую из сотворенных Им реалий, чтобы человек познал их и дал им названия это и было актом познания. От запрещенного же древа, таким образом, могло быть лишь познание того, что осталось за пределами Божьего замысла познание зла. И впрямь, что же познали Адам и Ева, ослушавшись Бога? Вот обещание змея, соблазнившего их на вкушение запретного плода: «Откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло» ( Быт.3:5 ). А вот реальный результат: «И открылись глаза у них, и узнали они, что наги» ( Быт. 3:7 ). То есть трактовка запрета на вкушение плода как запрета на познание есть трактовка змея (диавола). Реальным же результатом оказалось лишь то, что нагота человека, бывшая знаком его детской чистоты и невинности, стала печатью греховности, нуждающейся в прикрытии: «И сшили себе смоковные листья, и сделали себе опоясания» ( Быт.3. 7 ). Человек на самом деле познал лишь грех, который есть синоним зла. Закон «не ешь» тем самым оказывался запретом на зло, и вне этого запрета Бог нисколько не довлел над человеком, предоставив ему свободу действий и наделив его свободной волей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristia...

Быт. 35:3 встанем и пойдем в Вефиль; там устрою я жертвенник Богу, Который услышал меня в день бедствия моего и был со мною [и хранил меня] в пути, которым я ходил. Быт. 35 И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них, Митрополит Филарет и Английская Библия, ссылаясь на Августина, говорят, что здесь надобно разуметь не простые женские украшения, но талисманы или женские символы, носимые в виде серёг. Августин называет их idolorum phylacteria (хранилища идолов) и в одном из своих посланий (Epist. 245) упоминает, что ещё в его время между африканскими христианами существовало суеверное употребление серёг «не для того (прибавляет он), чтобы нравиться людям, но чтобы служить демонам». и закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема. М. Филарет переводит под теревинфом; в главе XII, когда Авраам впервые вошёл в землю Ханаанскую, он поселился на этом именно месте, у дубравы Море (см. третий комментарий к Быт. 12:6 , а также ст. 18), и почти нет сомнения, что в этой дубраве скрыл Иаков идолов. Место это было и впоследствии в большом уважении ( Нав. 24:26 ). Слов, поставленных в скобках – «и оставил их безвестными даже до нынешнего дня», – нет, говорит м. Филарет, ни в еврейском, ни в самаританском тексте. Это прибавление на основании предания LXX толковников. TOC o «1–3» h z u [И оставил их безвестными даже до нынешнего дня.] Быт. 35:5 И отправились они [от Сихема]. И был ужас Божий на окрестных городах, и не преследовали сынов Иаковлевых. Т. е. никто не решился отомстить за сихемлян, или, вернее, после войны, о которой мы упоминали в комментарии к Быт. 34и в которой Иаков был победителем; никто не решился помешать движению каравана Иаковлева. «Иегова послал страх свой на ханаанитян» – выражение, подобное тому, которое употреблено в Исх. 23:27 : «ужас Мой пошлю перед тобою» (сказал Господь Израилю в пустыне Синайской). Быт. 35:6 И пришел Иаков в Луз, что в земле Ханаанской, то есть в Вефиль, сам и все люди, бывшие с ним, См. комментарий к Быт. 28:19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Сотворение Адама и Евы. Изгнание из рая Сотворение Евы. Современная икона Созданием жены не независимо от мужа, а из его природы (древнеевр. sela - это не только «ребро» (как в синодальном переводе), но и «бок», «сторона» и вообще часть чего-либо) подчеркивается двуединство человека. На него обращает внимание и сам Бытописатель, производя слово «жена» (евр. issah) от слова «муж» (is) ( Быт. 2, 23 ). Появление жены обусловлено тем, что человек имел потребность в общении. Как носитель образа Божия он не мог оставаться один: «не хорошо быть человеку одному» ( Быт. 2, 18 ); Божественный образ должен был найти отражение как в единстве человеческой природы, так и во множественности ипостасей . Создание жены - это одна из главных предпосылок для жизни человека в любви, которая является непременным условием его «пребывания» в Боге, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» ( 1 Ин. 4, 16 ). Первый человек является венцом сотворенного Богом мира и как таковой обладает царским достоинством, о чем свидетельствует тот факт, что в творческом акте Сам Бог благодатно вселяется в человека и делает его владыкой мира ( Быт. 1, 28 ). В соответствии со своим высоким предназначением человек дает имена животным ( Быт. 2, 19 -20), он призван «возделывать... и хранить» окружающий мир ( Быт. 2, 15 ). Однако совершенство Адама не было абсолютным. Оно лишь служило основанием для осуществления его призвания и открывало для него возможность стать совершенным, «как совершен Отец... Небесный» ( Мф. 5, 48 ). Соответственно не была совершенной и свободная воля человека, т. к. она могла избирать не только добро, но и зло, о чем свидетельствует данная человеку заповедь, запрещавшая ему вкушать плоды от Древа познания добра и зла ( Быт 2, 17 ). Поскольку только Бог дает сотворенному Им миру «жизнь и дыхание и всё» ( Деян. 17, 25 ) и только Им «мы... живем и движемся и существуем» ( Деян. 17, 28 ), первый человек мог достигнуть богоподобия лишь в единстве с Богом. В противном случае он обрекал себя на автономное, внебожественное существование, которое неминуемо вело к смерти ( Быт. 2, 17 ).

http://drevo-info.ru/articles/21085.html

Глава 23 Смерть Сарры Быт.23:1 . Жизни Сарриной было сто двадцать семь лет: вот лета жизни Сарриной; В качестве жены Авраама и матери всех верующих ( Ис. 51:2 ; 1Пет. 3:6 ), Сарра – единственная из ветхозаветных женщин, лета которой отмечаются в Священном Писании. Быт.23:2 . и умерла Сарра в Кириаф-Арбе, [который на долине,] что ныне Хеврон, в земле Ханаанской. Разрешая некоторое недоразумение, почему Сарра умерла в Хевроне, а не в Вирсавии, где жил Авраам и откуда он пришел оплакивать ее, митр. Филарет думает, что Авраам имел, под конец своей жизни, два местопребывания, в которых поочередно и кочевал со своими стадами: в одном из этих местопребываний, именно в древней Кириаф-Арбе, отличавшейся лучшими климатическими условиями и жила на покое престарелая Сарра, тогда как сам Авраам чаще находился в другом пункте, в котором были сосредоточены его главные стада, т.е. в Вирсавии. Относительно самого имени города Хеврона см. выше примеч. к ст. 18-му гл. 13-й. И пришел Авраам рыдать по Сарре и оплакивать ее. Т.е. он провел известное количество времени, исполняя погребальные обычаи своей страны, служащие и естественным выражением скорби по утрате, и вместе с тем данью благодарности и почтения к умершему ( Быт. 27:41, 50:1, 3–4, 10 ; 3Цар. 13:29–30 ; Иер. 16:5 ; Еккл. 7:2 и др.). Покупка пещеры Махпела, места погребения Сарры Быт.23:3 . И отошел Авраам от умершей своей, и говорил сынам Хетовым, и сказал: Это, очевидно, те самые хеттеи, о которых, как о потомках Хама и Ханаана, говорилось выше ( Быт. 10:15 ). Потому-то и в последующем контексте «дочери Хета» не отличаются от «дочерей Ханаана» ( Быт. 27:46, 28:1 ). В настоящее время ученые исследователи напали на следы богатой и развитой хеттейской культуры, созданной народностью, которая населяла древнюю Сирию и Палестину и основала здесь обширное и могущественное царство, со множеством провинций и колоний, одной из которых, вероятно, был и Хеврон. Быт.23:4 . я у вас пришелец и поселенец; Авраам, которому неоднократно сам Бог давал обетования обладать всей Палестиной, смиренно называет себя пришельцем и поселенцем в чужой земле. Он верит, что обетования Божия со временем исполнятся, и не выражает никакого нетерпения по поводу медлительности их исполнения. Поистине трогательное сочетание сильной веры с глубоким смирением.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 19 Лот оказывает гостеприимство двум Ангелам с опасностью для своей жизни Быт.19:1 . И пришли те два Ангела в Содом вечером, Повествование этой главы служит непосредственным продолжением предшествующей: те два Ангела или мужа, о которых сказано, что они после полуденной трапезы у Авраама пошли в Содом ( Быт. 18:1–22 ), теперь, к вечеру того же самого дня, достигли цели своего путешествия, т.е. подошли к воротам Содома. когда Лот сидел у ворот Содома. Ворота города, по обычаю древнего Востока, были тем же самым, что «агора» у греков, или «форум» у римлян, т.е. общественным местом свидания и прогулки жителей города, а также центром всех судебных и торговых дел ( Быт. 23:10, 34:20 ; Втор. 21:19 ; Руф. 4:1–2 ; Притч. 31:23 и др.). Лот увидел, и встал, чтобы встреть их и поклонился лицем до земли Быт.19:2–3 . и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице. Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели. Все поведение Лота в отношении к проходящим двум странникам изображается здесь приблизительно теми же самыми чертами, как и гостеприимство Авраама в предшествующей главе ( Быт. 18:2–8 ). Отсюда видно, что племянник в высокой степени унаследовал от дяди его страннолюбие и гостеприимство, за что он похваляется и ставится в пример для нашего подражания и у Апостола Павла ( Евр. 13:2 ). Нечестивые содомляне поражаются слепотой Быт.19:4 . Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом Слух о приходе к Лоту и остановке у него двух молодых красивых юношей (в образе которых обыкновенно являлись Ангелы, Мк. 16:5 ; ср. 1Цар. 29:9 и др.) успел распространиться по городу, и вот жители его, движимые отчасти праздным любопытством, а еще более преступными намерениями ( Быт.19:5 ), собираются с различных концов города, без различия возраста и положения, к дому Лота.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт. 19:1 И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Ворота были в древности местом сборища и местом прогулки народа, в особенности вечером. Здесь же происходил часто суд (сравни Быт. 34:20 ; Руф. 4:1 ). У раввинов есть сказание, основанное на Быт. 19:9 , что Лот был в числе судей, но лучшие переводы не допускают этого толкования. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли Быт. 19:2 и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. В апокрифической книге Яшар, которая есть перифраз Книги Бытия с добавлением легенд, более всего ярко выставляется на вид злоба жителей Содома, которые или грабили путников, коих они принимали в свои дома, или же, не пуская их ни в какой дом, вместе с тем не выпускали из города, чтобы после смерти умершего от нужды и голода путника наследовать его имущество. Лот приглашал путников в дом, чтобы спасти их от своих сограждан, «ибо он мучился, видя и слыша дела беззаконные» ( 2Пет. 2:8 ). Но они сказали: нет, мы ночуем на улице. Ангелы испытывают Лота; они отклоняют сначала гостеприимство, дабы заставить его пожелать спасти их, хотя бы ценою собственной жизни (см. Быт. 19:9 ). Быт. 19:3 Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели. Быт. 19:4 Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом Слова «весь народ» означают здесь многочисленное смешанное скопище (м. Филарет). Картина, набросанная здесь, поразительна: целый почти город с неописанным зверством собирается около дома того, который осмелился предложить гостеприимство путникам, считавшимся добычей толпы. Нет сомнения (как передаёт легенда), что зверский нрав содомлян и других городов долины так был известен, что путники избегали их, поэтому появление двух Ангелов сделалось общим предметом разговора и интереса всех содомлян. Присовокупим, что легенда приписывает изобретение прокрустова ложа Содому.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

А. Соколов § 1. Первые места жительства людей Бог поселил Адама и Еву в раю, который находился в Едеме , на востоке. Моисей при описании рая говорит: «Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон (Геон): она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель (Тигр): она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат» ( Быт.2:10–14 ). Положение Едема определить в настоящее время с точностью невозможно. Большинство толкователей полагают, однако, что он находился в странах, лежащих близ Тигра и Евфрата. По изгнании из рая, Адам и Ева поселились на востоке его ( Быт.3:24 ). Каин, совершивши братоубийство, поселился в земле Нод , и построил в ней город и назвал его Енохом ( Быт.4:16–17 ). Не определено, где находилась эта земля. Больших сведений о том, где жили люди до потопа, в Св. Писании не имеется. По окончании потопа, ковчег Ноя остановился на горах Араратских , в Армении ( Быт.8:4 ). Ной и его дети, по выходе из ковчега, вероятно, поселились на востоке этой страны, потому что позже потомки их пришли с востока в землю Сеннаар : «Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там» ( Быт.11:2 ). Здесь, на берегах Евфрата, они начали строить город и башню; но Бог смешал язык их, и, переставши понимать друг друга, они рассеялись по разным странам. Город прозван Вавилоном – смешением ( Быт.11:8–9 ). § 2. Страны, населенные потомками Иафета Сыновья Иафета были: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех и Фирас ( Быт.10:2 ). I. Гомер. Пророк Иезекииль называет этим именем народ, пришедший с севера ( Иез.38:6 ). Одни толкователи считают Гомера родоначальником народов Галатии, которые, до нападения на их страну Галатов, назывались Гомарами (Флавий); другие видят потомков Гомера в Фригийцах (Бохарт); третьи – в Кимврах или Киммерианах, обитавших в Херсонесе Таврическом или Крыме (Михаэлис).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010