« Вениамин, хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу » (Быт. 49:27). И здесь Иаков предвозвещает имеющее быть спустя долгое время, именно, что Вениамин, как волк, будет нападать, похищать, истреблять и делать тысячи зол. Так как Иаков всем сынам возвестил соответствующие каждому благословения, то и сказано: « и благословил их, и дал им благословение, каждому свое » (Быт. 49:28). То есть, каждому предвозвестил то, что следовало, и предрек будущие события в каждом колене. Наконец, сделав внушенные ему Духом распоряжения, говорит им: « я прилагаюсь к народу моему; похороните меня с отцами моими » (Быт. 49:29). 4. Заметь, какое утешение он подает им через это завещание. Они могли понимать, что праведник этого не завещал бы если бы верно не знал о будущем возвращении их и об освобождении от рабства египетского. Затем он указывает и место (погребения): « в пещере , говорит, которая на поле Ефрона Хеттеянина » (Быт. 49:29). Сказав это, « окончил Иаков завещание сыновьям своим, и положил ноги свои на постель, и скончался, и приложился к народу своему » (Быт. 49:30). Посмотри и на кончину праведника, как она была чудесна. Сделав распоряжение относительно своих детей, он положил ноги свои на одр, как бы с удовольствием встречал свою смерть. После всех распоряжений « преставился » он, « возложив ноги », то есть, выпрямив или протянув их, « преставился », т. е. кончил жизнь свою, и « приложился к народу своему. Иосиф пал на лицо отца своего, и плакал над ним, и целовал его » (Быт. 50:1). Видишь ли нежную любовь сына? Видишь ли любовь пламенную? И, по отлучении души, « Иосиф пал на лицо отца своего, и плакал над ним, и целовал его ». После того Иосиф позаботился привести в исполнение завещание отца. « И повелел Иосиф слугам своим — врачам, бальзамировать отца его » (Быт. 50:2). А сам он оплакивал его сорок дней, дней погребения, а Египет « семьдесят дней » (Быт. 50:3). Когда было сделано все установленное, Иосиф извещает фараона и бывших при нем о завещании своего отца и говорит: « заклял меня сказав: вот, я умираю; в гробу моем, который я выкопал себе в земле Ханаанской, там похорони меня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Быт. 26:1 Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама; Некоторые думают (говорит м. Филарет), что голод этот случился ещё до рождения Исава и Иакова, так как к этому времени скорее может относиться утаение супружества по красоте Ревекки ( Быт. 26:7 ). Но в таком случае (продолжает м. Филарет) писатель не мог бы в отличие этого голода от упомянутого прежде сказать, что тот был «во дни Авраама», так как «дни Авраама», т. е. его жизнь, продолжалась ещё 15 лет после рождения сынов Исааковых. Поэтому, вероятно, Моисей следует порядку времени в описании происшествий. и пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар. Исаак приходит в Герар через семьдесят пять лет после того, как в первый раз посетил эту страну Авраам, но кроме имени царя и его военачальника, о которых мы скажем сейчас ниже, обстоятельства события и участие в них Исаака весьма отличаются от подобных же событий при Аврааме. Исаак не имел того твёрдого характера, какой имел Авраам, и, выкапывая колодцы, он без спору уступил их отбивавшим их пастухам, а при свидании с Авимелехом лишь слабо выговорил ему за насилие его народа. Что же касается скрытия своего супружества с Ревеккою и сходства этого случая с подобными же случаями при жизни Авраама в Египте и Гераре, то заметим, что везде в древнем мире, где основаны были царства хамитов, нравы, отношения, боязнь правителей и боязнь за жизнь свою ради жены своей были одинаковы. В комментарии к Быт. 20мы говорили уже, что Авимелех был обыкновенный титул царя, точно так, как упоминаемый ниже военачальник Фихол ( Быт. 26:26 ) было не имя, а звание «уста царя», т. е. докладчика (см. первый комментарий к Быт. 21:22 ), или, может быть, как догадывается Англ. Библия,… Быт. 26:2 Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе, Быт. 26:3 странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву [Мою], которою Я клялся Аврааму, отцу твоему; Быт. 26:4 умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные,

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

12 . «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» ( Быт.1:26 ). Следовательно, согласно сказанному выше, Бог желает, чтобы человек, описанный нами, владычествовал над ранее сотворенными зверями, скотами, птицами, гадами, пресмыкающимися по земле и всеми прочими тварями. Мы объяснили, как следует это понимать аллегорически, когда сказали, что воде, то есть человеческому уму, было велено произвести духовное, а земле – плотское, чтобы ум мог управлять им, а не оно – умом, ибо Бог хочет, чтобы человек, величайшее «произведение» Бога, для которого был создан весь мир, не только остался не запятнан плотским и не был порабощен им, но и господствовал над ним. Но теперь давайте посмотрим, каким видом живого существа, согласно этим словам Писания, является человек. Все прочие творения были созданы по велению Бога, как сказано в Писании: «И сказал Бог: да будет твердь» ( Быт.1:6 ). «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша» ( Быт.1:9 ). «И сказал Бог: да произрастит земля зелень» ( Быт.1:11 ). Также Писание говорит и о прочем. Но давайте посмотрим, что представляет собой созданное Самим Богом, и при этом обратим внимание на то, какое величие подобает человеку. «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ). Подобным же образом в Писании сказано: «И создал Бог два светила великие» ( Быт.1:16 ). И еще: «Сотворим человека» ( Быт.1:26 ). Деяния Самого Бога относятся только к этому и ни к чему другому. Сам Бог создал лишь небо и землю, солнце, луну и звезды и теперь – человека, а все прочее, как сказано, было сотворено по Его велению. Уразумей из этого, сколь возвеличен человек: он создан равным таким важнейшим стихиям, носит на себе славу небес, и по этой причине обещано ему «Царство небесное». Имеет он и славу земли, так как надеется войти «в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед» ( Исх.3:8; 33:3 ). Он облечен в славу солнца и луны, ибо обещано ему, что воссияет он, «как солнце в Царстве Отца» ( Мф.13:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Видимым же представителем верховной власти гражданской был вождь (впоследствии – судия) с помощниками из народа. В области духовной власти видимым представителем был первосвященник, с помощниками – священниками и левитами. При глубоком изучении Ветхого Завета нельзя не поражаться единством мысли, величием и мудростью религиозных законов, глубиною и дальновидностью законов гражданских. В книгах Моисеевых заключается божественное откровение для народа, который должен был хранить божественную истину для просвещения и приутотовления всех к пришествию Мессии – Спасителя. Экзаменационная программа по Священному Писанию Ветхого Завета для 2 класса Московской духовной семинарии (Сектор заочного обучения) 1 билет 1. Книга, Бытие 1, 1–2 (творение мира); значение слов «в начале», «сотвори», «Бог», «небо и землю», «безвидна», «пуста», «тьма над бездною», «Дух Божий носился над водою». 2. Понятие о Священном Писании. Названия состава священных книг в Священном Писании и у церковных писателей. 2 билет 1. Быт. 1, 3–5 (1 день творения), значение слова «сказал» (рече – слав.), предмет творения первого дня. Что значит, «свет», «тьма». Как понимать выражение «и отделил Бог свет от тьмы» и «был вечер и было утро: день один». 2. Главный предмет Священного Писания Ветхого Завета. 3 билет 1. Быт. 1, 6–8 (2 день творения), предмет творения второго дня. Понятие слов: «твердь», «вода», значение выражения «и был вечер, и было утро, день вторый». 2. Значение науки о Священном Писании Ветхого Завета. 4 билет 1. Быт. 1, 9–13 . Предмет творения третьего дня. Значение содержания слов; «да произрастит земля зелень», «по роду своему плод», «и был вечер, и было утро, день третий». 2. Число священных книг и разделение их по содержанию. 5 билет 1. Быт. 1, 14–19 . Предмет творения четвертого дня. Назначение светил. Значение выражений: «…два светила великие», «и был вечер, и было утро, день четвертый». 2. Канонические и неканонические книги и их первоначальный текст. 6 билет 1. Быт. 1, 20–26 . Предмет творения пятого и шестого дней. Значение слов: «да произведет вода пресмыкающихся…», «да произведет земля душу живую по роду ее». Значение благословения Божия. 2. Первоначальный текст Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. 7 билет 1. Быт. 1, 26–31 . Творение человека. Значение слов: «Сотворим по образу Нашему и по подобию Нашему», «и да владычествуют они». Пища первого человека. 2. Главнейшие переводы Священного Писания. 8 билет 1. Быт. 2, 1–17 . Значение слов: «Бог почил от дел Своих в день седьмой», «благословил Бог седьмой день». Объяснение 4–7 стихов. Первое место пребывания человека. Рай . Реки рая; заповедь о труде и невкушении плодов с древа познания добра и зла. 2. Буквальный смысл Священного Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АДАМ [Евр.    ,   - букв. красный, связано с   - земля, первоначально, по-видимому, краснозем]. В Библии слово «А.» используется в разных смыслах: «человек» (Быт 5. 2), «мужчина» (Еккл 7. 28), «всякий» (Числ 19. 14), «каждый» (Зах 13. 5), «люди» (Суд 16. 7), «первый человек» (Иов 15. 7), а также как имя собственное. Оно входит в выражение «сыны Адамовы», к-рое никогда не означает непосредственных потомков первого человека. Им могут быть названы «люди» (в синодальном переводе «сыны человеческие») (Притч 8. 31; Пс 44. 3). Употребленное в ед. ч. (букв. «сын Адамов»), оно обозначает конкретного человека (Иезек 2. 1) или любого (Иер 49. 18). А. создан «из праха земного» (Быт 2. 7), поэтому он - «перстный» (1 Кор 15. 47). Бог «вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт 2. 7). А. сотворен как духовно-телесное существо, являющееся носителем образа Самого Бога (Быт 1. 27) (см. Образ Божий ). Согласно Божественному творческому замыслу, он должен также быть подобным Богу (Быт 1. 26). Это подобие в отличие от образа не дано, а задано человеку и должно осуществляться им в течение всей его жизни. Адам и Ева. Роспись в катакомбах святых Петра и Марцеллина в Риме. 2-я пол. III - 1-я пол. IV в. Адам и Ева. Роспись в катакомбах святых Петра и Марцеллина в Риме. 2-я пол. III - 1-я пол. IV в. О создании жены кн. Бытия повествует дважды, кратко: «И сотворил Бог человека... мужчину и женщину сотворил их» (1. 27), и более подробно: «...для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (2. 20-23). Созданием жены не независимо от мужа, а из его природы (древнеевр.  ,   - это не только «ребро» (как в синодальном пер.), но и «бок», «сторона» и вообще часть чего-либо) подчеркивается двуединство человека. На него обращает внимание и сам Бытописатель, производя слово «жена» (евр.  ,  ) от слова «муж» (  ,  ) (Быт 2. 23). Появление жены обусловлено тем, что человек имел потребность в общении. Как носитель образа Божия он не мог оставаться один: «не хорошо быть человеку одному» (Быт 2. 18); Божественный образ должен был найти отражение как в единстве человеческой природы, так и во множественности ипостасей. Создание жены - это одна из главных предпосылок для жизни человека в любви, к-рая является непременным условием его «пребывания» в Боге, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин 4. 16).

http://pravenc.ru/text/63452.html

Прав. Лот и жители Содома. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря, Кострома. 1684 г. Артель Гурия Никитина и Силы Савина Прав. Лот и жители Содома. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря, Кострома. 1684 г. Артель Гурия Никитина и Силы Савина Грехопадение Адама и Евы имело тяжелые последствия для них самих и для их потомства. Одним из следствий первого греха явилось то, что в самом человеке появилась склонность ко греху: «...Велико развращение человеков на земле... все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт 6. 5). Даже после потопа, когда в живых оставлена была только семья праведника Ноя, сила влечения ко греху не ослабла. В Третьей книге Ездры, где осмысляются последствия грехопадения Адама и Евы, указывается на «корень зла» или «семя зла», к-рые передаются их потомкам и служат основанием личных грехов: «С сердцем лукавым первый Адам преступил заповедь, и побежден был; так и все, от него происшедшие. Осталась немощь и закон в сердце народа с корнем зла, и отступило доброе, и осталось злое» (3 Езд 3. 21-22; ср.: 4. 30; 7. 48). Нередко ветхозаветные писатели, оценивая силу этого «корня зла», приходят к выводу, что грех вовсе не может быть искоренен («...нет человека, который не грешил бы» - 3 Цар 8. 46; ср.: 2 Пар 6. 36; Пс 50. 7). Сознание беспомощности перед грехом не означало, однако, того, что человек не должен бороться с грехом, или того, что человек не может быть праведным. Примером противостояния соблазну в ВЗ является праведный Лот, к-рый, живя в развращенной среде Содома, не потерял памяти о Боге и не утратил благочестия, за что был спасен Богом (Быт 19. 1-23). И. может исходить непосредственно от Бога В таких случаях на первый план выходит первоначальное значение евр. глагола  . Испытание, исходящее от Бога,- это благо, потому что Бог посылает его исключительно с целью воспитания и духовного возрастания человека. Испытывая веру Своего избранника Авраама (Быт 22. 1-18), Бог повелевает ему принести в жертву сына - наследника обетований: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение» (Быт 22. 2). Это повеление, с одной стороны, заставляет Авраама выбирать между покорностью воле Божией и родительской любовью, с др. стороны, как бы ставит под сомнение данные Богом ранее обетования, которые должны были исполниться через Исаака (Быт 17. 19). Авраам повиновался, в указанном месте возложил на жертвенник сына и был готов заколоть его, но в последний момент Ангел Господень останавливает его, вместо Исаака приносится в жертву овен (Быт 22. 10-13). Бог испытывает верность Авраама, поэтому, когда тот выдерживает испытание, говорит ему: «...теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Быт 22. 12).

http://pravenc.ru/text/674970.html

Восстань, Боже, суди землю!… Земля сперва была безвидна и пуста ( Быт.1:2 ), но когда рука Зиждителя привела ее в надлежащее устройство, она была вся добра зело. Грех человека навлек на нее проклятие и за проклятием все беды. Проклята земля за тебя ( Быт.3:17 ), — сказал Господь человеку в начале бытия его. Чем долее человек жил потом, тем более надобно было терпеть земле. И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли ( Быт.6:12- 13 ). И  воды потопа пришли на землю ( Быт.7:10 ). Земля принесла за людей очистительную жертву и успокоилась, но ненадолго. Вскоре жупел и огонь Содомский ( Быт.19:24 ) возвестили о новом мучении земли за грехи людские. И надолго печальный долг страдать за человека сделался постоянной долей земли. За грех братоненавистного извета (Быт. гл. 37) она потребляется гладом (Быт. гл. 41 -45), на ропот недовольных «человеком Божиим» отверзает свою внутренность ( Числ.26:10 ), за идолопоклонство и нечестие сохнет (ЗЦар.18:2). Пророк предсказывал в будущем еще большее зло земле: Земля опустошена вконец и совершенно разграблена, ибо Господь изрек слово сие. Сетует, уныла земля; поникла, уныла вселенная; поникли возвышавшиеся над народом земли. И земля осквернена под живущими на ней, ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней; за то сожжены обитатели земли, и немного осталось людей ( Ис.24:3-6 ). Земля и все дела на ней сгорят ( 2Петр.3:10 ), — прибавляет апостол. Земля будет тлеть и гореть, потому что должны истлеть и сгореть дела. Итак всё бедствует земля, и всё бедствует за человека! И теперь своим грехом он беспрестанно нарушает ее богоустановленный чин и порядок, жестокостью и невнимательностью мучит ее жизнь, беспрестанно клевещет на нее, позорит ее, поносит, все свои вины слагает на нее, беззащитную.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 103. О продолжительности обрядовых предписаний Далее мы рассмотрим продолжительность обрядовых предписаний, под каковым заглавием наличествует четыре пункта: 1) существовали ли обрядовые предписания прежде Закона; 2) были ли полномочны обряды Старого Закона каким-либо образом оправдывать [человека] во времена Закона; 3) прекратились ли их [полномочия] по пришествии Христа; 4) является ли их соблюдение по пришествии Христа смертным грехом. Раздел 1. СУЩЕСТВОВАЛИ ЛИ ОБРЯДОВЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ ПРЕЖДЕ ЗАКОНА? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что обряды Закона существовали ещё до [самого] Закона. В самом деле, как уже было сказано (101, 4), жертвоприношения и всесожжения были обрядами Старого Закона. Но жертвоприношения и всесожжения предшествовали Закону; так, [в Писании] сказано, что «Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их» ( Быт. 4, 3, 4 ). И Ной приносил «во всесожжение» Господу ( Быт. 8, 20 ), и точно так же поступал Авраам ( Быт. 22, 13 ). Следовательно, обряды Старого Закона предшествовали Закону. Возражение 2. Далее, сооружение и освящение жертвенника являлось частью относящегося к святыням обряда. Но все это предшествовало Закону. В самом деле, [в Писании] сказано, что «Авраам... создал... жертвенник Господу» ( Быт. 13, 18 ); и еще, что «Иаков... взял камень... и поставил его памятником, и возлил елей на верх его» ( Быт. 28, 18 ). Следовательно, законные обряды предшествовали Закону. Возражение 3. Далее, похоже, что первым из законных священнодействий является обрезание. Но обрезание предшествовало Закону, поскольку оно предписано ещё в семнадцатой [главе книги] «Бытие». И точно так же предшествовало Закону священничество, поскольку сказано, что «Мелхиседек... был священник Бога Всевышнего» ( Быт. 14, 18 ). Следовательно, священные обряды предшествовали Закону Возражение 4. Кроме того, как уже было сказано (100, 2), различение чистых и нечистых животных относится к обрядам соблюдения. Но это различение предшествовало Закону, поскольку читаем [в Писании]: «Всякого скота чистого возьми по семи, ...а из скота нечистого – по два» ( Быт. 7, 2, 3 ). Следовательно, законные обряды предшествовали Закону

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Глава 28 Бегство Иакова и новая женитьба Исава Быт.28:1 . И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских; Исаак призывает к себе Иакова с целью как бы официального признания его в правах первородства; по выражению равв. Елиезера, это как бы приложение печати к акту благословения, в удостоверение его сознательности. Быт.28:2 . встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей; На вопрос: почему Иаков после стольких благословений убегает из родительского дома, лишенный всего необходимого, блаженный Феодорит отвечает: «В сих мнимых бедствованиях явственно открывается Божия попечительность... Иаков для того и бежит и идет один, чтобы, возвратившись с великим именем, и самому увидеть, каково промышление Бога всяческих, и других научить сему. Попечительность же Свою об Иакове Бог немедленно обнаружил явлением» (блаженный Феодорит, отв. на вопр. 85; ср. Иоанн Златоуст , с. 574). Страна, куда имеет идти Иаков, в рассказе об отправлении туда Елиезера названная просто родиной Авраама ( Быт. 24:4, 7 ), теперь Исааком называется прямо Месопотамией (евр. Падан-Арам): страна эта сделалась теперь более известной патриархальному семейству, почему Иаков совершает путешествие один. Наставление Исаака, чтобы Иаков взял себе жену из дочерей Лавана, дается им не без влияния Ревекки ( Быт. 27:46 ) и по примеру Авраама ( Быт. 24:3–4 ) и во всяком случае свидетельствует о том, что Исаак хорошо понимает, что чистота крови патриархальной семьи требуется сущностью теократического закона. Быт.28:3–4 . Бог же Всемогущий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов, и да даст тебе благословение Авраама [отца моего], тебе и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму! Как Бог, возвещая Аврааму рождение от него сына и происхождение многочисленного потомства, называет Себя Богом всемогущим, El-Schaddai ( Быт. 17:1 ), так этим же именем Ел-Шаддай называет Бога и Исаак при обещании Иакову потомства и передаче ему всех благ Авраамова наследия. Слав. «в собрание языков» (LXX: ες συναγωγς θνν) точнее и сильнее, чем в русск. перев., передает евр. выражение zehal-ammim, церковь народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 16 Сара, будучи бесплодной, отдает свою служанку Агарь Авраму Быт.16:1 . Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь. Необходимое вводное замечание, подготовляющее к последующему повествованию. Прошло уже целых десять лет ( Быт. 16:3 ) с того времени, как Аврам и Сара получили божественное обетование о многочисленном потомстве, а у последней не родилось еще ни одного сына. Быт.16:2 . И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: Смиренно считая себя главной виновницей неисполнения божественного обетования о потомстве и желая оказать Авраму содействие в получении его, Сара великодушно отказывается от своих прав на мужа и добровольно предлагает ему в жены свою собственную служанку Агарь, вывезенную ими еще из Египта, вероятно, в числе прочих даров, которыми снабдили их египтяне ( Быт. 12:16, 13:1 ). Самое имя этой служанки «Агарь» значит бегство и дано ей было или по пророчественному предсказанию, или, вернее, по последующему воспоминанию ее двукратного бегства из дома госпожи своей ( Быт. 16:6, 21:14 ). может быть, я буду иметь детей от нее. В еврейском тексте сказано по другому: «чтобы мне создать дом (banch) мой от нее, опереться на нее», «усилиться чрез нее»; славянское (с LXX-u): «да чада сотворю от нея». Через это и сам поступок Сары становится гораздо понятнее: очевидно, она здесь основывает свои надежды на том обычном праве той эпохи, в силу которого дети мужа, рожденные от служанки, считались законными его детьми и, следовательно, равно принадлежали обоим супругам, т.е. как мужу, так и жене ( Быт. 30:3 ). Аврам послушался слов Сары. Хотя в поступке Аврама и было допущено нарушение чистоты брачного союза ( Быт. 2:24 ), но извинением для него служило, во-первых, то, что он сделал это не по собственной страсти, а из послушания жене, и во-вторых, то, что при совершении сего поступка преследовал не личные, низменные интересы, а высшие, теократические цели ( Мал. 2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010