Глава 21 Рождение Исаака Быт.21:1 . И призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Саре, как говорил. Очевидно, бытописатель отмечает здесь исполнение божественного обещания посетить Сарру, данного ровно год тому назад ( Быт. 18:14 ); следовательно, под посещением Бога он разумеет самое рождение Исаака; аналогии тому имеются и в др. местах Библии ( 1Цар. 2:21 ). Точно также и глагол «сотвори " яснее указывает на необычайный и чудесный характер рождения Исаака из омертвевшей утробы девяностолетней Сарры ( Гал. 4:28 ). Быт.21:2 . Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог; Замечание библейского повествователя, восстанавливающее связь событий ( Быт. 17:21, 18:10 ). Обрезание Исаака Быт.21:3–4 . и нарек Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра, Исаак; и обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день, как заповедал ему Бог. В обоих этих действиях Авраам явил свое полное послушание Богу и готовность исполнить Его святую волю ( Быт. 17:12, 19 ). Основываясь на этом, можно также думать, что с этого времени установилась практика нарекать новорожденному младенцу мужского пола имя в восьмой день – в день его обрезания, служившего символом его включения в общество избранного народа ( Лк. 1:59, 2:21 ; Деян. 7:8 ). Быт.21:5 . Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его. Ввиду чрезвычайной важности этого события, бытописатель указывает на его дату. Быт.21:6 . И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется. Здесь опять славянская Библия дает более удачный перевод: «смех мне сотвори Господь: иже бо еще услышит, обрадуется со мною». Этот перевод был бы еще лучше и точнее, если бы слово «смех» заменить более подходящим сюда его синонимом – «радость». В таком виде восклицание Сарры становится вполне естественным и понятым и весьма приближается к подобным же восклицаниям праведной Елизаветы и Пресвятой Девы Марии ( Лк. 1:25, 41–42, 58 ). Быт.21:7 . И сказала: кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? ибо в старости его я родила сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 24 Авраам посылает своего домоправителя раба за женой для Исаака Быт.24:1 . Авраам был уже стар и в летах преклонных. По Быт. 25:20 , Исаак был 40 лет, когда он женился на Ревекке; а так как он родился на 100-м году жизни Авраама, то последнему, следовательно, в это время было около 140 лет. Быт.24:2 . И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: Основываясь на предшествующем контексте, мы можем здесь видеть Елиезера ( Быт. 15:2 ). положи руку твою под стегно мое Это – довольно необычная форма клятвы, которая еще раз встречается в той же книге Бытия ( Быт. 47:29 ). Из различных объяснений ее смысла, наиболее удачным должно признать то, которое видит в ней символ клятвы на мече, который, как известно, носят при бедре. Клявшийся таким образом этим самым как бы говорил: если я нарушу клятву, то пусть меня поразит меч ( Исх. 32:27 ; Пс. 45:4 и др). Быт.24:3 . и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему [Исааку] жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу, Это – первая, отрицательная сторона миссии Елиезера: ему запрещалось брать Исааку в жены кого-либо из среды нечестивых и развращенных хананеев, которые не должны были смешиваться с чистым потомством богосозданного народа. Быт.24:4 . но пойдешь в землю мою, на родину мою [и к племени моему], и возьмешь [оттуда] жену сыну моему Исааку. Не в Ур Халдейский, а в Харран, лежавший в Падан-Араме или в северной Месопотамии, где Авраам оставил своего брата Нахора ( Быт. 11:31, 22:23 ). Видеть же здесь указание на Ур Халдейский не позволяет, главным образом, то, что если Бог некогда вывел оттуда Авраама и тем самым заставил его порвать всякие связи и отношения с его зараженной идолопоклонством родиной, то не мог Он и теперь восстанавливать этих отношений, по тем же самым мотивам. Быт.24:5 . Раб сказал ему: может быть, не захочет женщина идти со мною в эту землю, должен ли я возвратить сына твоего в землю, из которой ты вышел? Это выражение характеризует предусмотрительность раба, который предвидит сильное и вполне естественное затруднение, относительно которого хочет заранее получить руководящие указания.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Родословие Авраама восходит к Симу ( Быт.11:10–26 ), его отцом был Фарра, у которого родились сыновья: Аврам, Нахор, Аран ( Быт.11:26 ). С Авраама начинается новый этап «священной истории» послепотопного времени: прежнему ходу домостроительства Божия противопоставляется новое начало истории с Авраама. После того, как произошло смешение языков и люди расселились по разным странам, вера в единого Бога стала забываться, в мире воцарилось язычество – поклонение многим богам, небесным светилам и даже неодушевленным предметам. Праведный Авраам, один из немногих, живя среди язычников, сохранял веру в истинного Бога. Книга Деяний святых Апостолов говорит о том, что Бог явился Аврааму еще в Месопотамии, прежде переселения в Харран ( Деян.7:2 ). Вместе со своим отцом Фаррой, племянником Лотом и женой Саррой он вышел из крупного по тем временам нижнемесопотамского города Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаан ( Быт.11:31 ). Фарра, который, как и отцы Израилевы, служил иным богам ( Нав.24:2 ), не дошел до Ханаанской земли и умер в Харране ( Быт.11:32 ). 75-летнего же Авраама Господь призывает идти дальше: «пойди из земли твоей, от родства твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе» – и дает ему обетование о великом потомстве и благословении: «И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» ( Быт. 12:1–3 ). Переселившись в Ханаан, Авраам дошел до Сихема. Там данное ему обетование было дополнено: Господь обещает отдать потомству Аврааму эту землю ( Быт. 12:7 ). Бог привел Авраама в землю Ханаанскую, где жили кочевники-пастухи, потомки Ханаана. Земля эта была обширна и плодородна, но мало заселена. Так Ханаанская земля стала обетованной, то есть обещанной. В местах явления Господа Авраам строит Ему жертвенники, ставшие впоследствии святынями ( Быт.12:7 – в Сихеме; Быт.12:8 – в Вефиле; Быт.13:8 – в дубраве Мамре близ Хеврона).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Поскольку они сперва обвиняли друг друга, и Иаков говорил: ( Быт.31:42 ) «Смирение мое и труд руку моею и все, что отнято у меня, увиде Бог и явился тебе вчера», а Лаван говорил: Скоти, скоти мои; и вся елика ты видиши, моя суть, то теперь говорят: «Оставим все, что было доныне». ( Быт.31:45 ). И взем Иаков камень, постави его в столп, и все принесли по камню, ( Быт.31:46 ) и сотвориша великий холм. Холм этот, воздвигнутый многими, должен был свидетельствовать, как бы устами многих, о том, что поставляем между собою завет при многих. ( Быт.31:47 ) И Иаков прозва холм свидетель, т. е. сложившие холм этот суть свидетели тому, что и ты и я обещаемся не изменять ничего в завете, какой постановили мы при холме этом. Но, чтобы сделать известным, что холм этот нужен был только во свидетельство завета, которому с этого времени не будут они впредь изменять, сказано: ( Быт.31:53 ) Кляся Иаков страхом отца своего Исаака, и Лаван сказал: Бог Авраам и Бог Нахоров да судит между нама. Глава 32 После того как разлучились Иаков и Лаван, ( Быт.32:1 ) сретоша Иакова ангелы Божии и этим давали разуметь Иакову, что, если бы Лаван не послушал Бога, явившегося ему вечером, то на следующее утро и он, и все бывшие с ним были бы умерщвлены рукою ангелов, хранящих Иакова. Ибо, как при пришествии его, показаны ему были ангелы, сопровождающие его, так и при возвращении Бог показывает ему ангелов, удостоверяя тем в сказанном ему: «Я пойду с тобою, и Я изведу тебя оттуда». Полк ангелов показан был также Иакову и для того, чтобы не убоялся он Исава, потому что сопровождающие его многочисленнее идущих с Исавом. Потом Иаков ( Быт.32:3 ) посла послы к Исаву, брату своему, извиняясь в том, что ( Быт.32:4 ) умедлил. А когда услышал Иаков, что Исав ( Быт.32:6 ) идет в сретение ему с четырьмястами мужей, тогда, хотя прибег с молитвою к Богу, прося воспомянуть завет, постановленный во время исшествия его, однако же и к брату своему послал умилостивительные дары, чтобы не помнил он обиды, нанесенной ему в тот день, когда Иаков восхитил у него благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

После этого Бог явился Аврааму в видении и сказал: ( Быт.15:1 ) Мзда твоя много будет зело за преспеяние твое в праведности и за избавление тобою пленных. ( Быт.15:2 ) Глагола же Авраам: что ми даси? аз же отпущаюся безчаден. ( Быт.15:3 ) Домочадец же мой, наследник мой будет. ( Быт.15:5 ) Изведе же его вон, и рече ему: воззри на небо, и изочти звезды, аще возможеши исчести я. И рече: тако будет семя твое. ( Быт.15:6 ) И верова Авраам, и вменися ему в правду, и притом в правду великую. Поскольку поверил он неудобоисполнимому, чему не всякий человек мог поверить, то вменилось ему это в правду. Восхвалив Авраама за веру, Бог ( Быт.15:7 ) рече к нему: Аз Бог изведый тя из Ура халдейского, яко дати тебе землю сию наследствовати. ( Быт.15:8 ) И рече: по чесому уразумею, яко наследити ю имам? Некоторые говорят, что за Авраамово сомнение в обетовании сказано потом: ( Быт.15:13 ) Ведый увеси, яко пресельно будет семя твое в земли не своей. Но утверждающие это пусть знают, с какою верою Авраам в то же время принял обетование, что семя его будет многочисленно, как песок морской. Если Авраам поверил тому, что было гораздо важнее, именно что от него одного и от одной неплодной и устаревшей Сарры произойдет семя многочисленное, как песок, то, конечно, не усомнившийся в большем не усомнился и в меньшем, т. е. что семя его наследует землю. Если бы усомнился он, то для чего сказал бы ему Бог: ( Быт.15:9 ) Возми юницу трилетну, и козу трилетну, и овна трилетна, и горлицу, и голубя? Это было сказано Аврааму ночью, а днем исполнил он это и от утра до вечера стоял, отгоняя от жертвы своей слетавшихся птиц. И вот уже после того, как на благоугодную жертву его снисшел вечером огонь, явился ему Бог и сказал о преселении семени его. Если бы Бог изрек ему это в наказание, то не была бы принята жертва его и Бог не заключил бы с ним в этот день завета, не обещал бы ему в день этот, что семени его порабощены будут десять народов, не сказал бы, что и сам он в старости доброй отойдет к отцам своим. Все это изрек Бог Аврааму в этот самый день, потому что верова Авраам и вменися ему в правду. Как же после этого говорят, что в день этот за недостаток веры изречено наказание семени того, кто за веру, обнаруженную в тот же день, сподобился великих наград?

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Закон Господень совершен, говорит он, укрепляет душу; откровение Господне верно, умудряет простых. Повеления Господни праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота ( Пс.18:8–11 ). Чтобы получить, впрочем, не только чрезвычайное, но даже общедоступное о Боге познание, необходимо, по учению Ветхого Завета, быть достойным того, быть чистым, по возможности, нравственно. Страх Господень, говорится в книге Иова, есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум ( Иов.28:28 ). Люди нечестивые, даже при очевидных проявлениях силы Божией, остаются, обыкновенно, слепы и глухи к ним. Огрубело сердце народа сего, говорит Господь устами пророка Исаии о народе еврейском, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их ( Ис.6:10 ). То же видим «на негодных» детях священника Илия. Несмотря на жительство вблизи святилища, они не могли познать Господа ( 1Цар.2:12 ). §25. Ветхозаветное учение об именах Божиих 244 Имя имеет, по ветхозаветному учению, большое значение. Оно определяет, в большинстве случаев, свойства именуемого предмета, а иногда и указывает на его назначение. Все такие имена как: Адам ( Быт.2:7 ), Ева ( Быт.3:20 ), Каин ( Быт.4:1 ), Авель ( Быт.4:2 ), Сиф ( Быт.4:25 ), Ной ( Быт.5:29 ), Исаак ( Быт.17:17–19 ), Исав, Иаков ( Быт.25:25–26 ) и друг., даны были соответственно свойствам, проявившимся в названных именами этими лицах. И Сам Господь, с переменою назначения Аврама и Сары, повелевает именоваться: Авраму – Авраамом, а Саре – Саррой ( Быт.17:5:15 ). Можно думать, поэтому, что и имена Божии имеют соответствующее им значение. Наиболее употребительными в Ветхом Завете именами были: Элогим, Иегова, Саваоф и Адонаи. Из всех этих имен особенно трудными для уяснения являются два первые: Элогим и Иегова 245 . Хотя употребление их и было, по-видимому, безразлично, а иногда и совместно, тем не менее каждое из них имело свое особенное, только ему одному принадлежащее значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Кроме обнаружения собственной наготы прародители ощутили и др. последствия совершенного греха. У них меняется представление о всеведущем Боге, в результате чего, услышав «голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня» они скрылись «между деревьями рая» (Быт 3. 8). По поводу антропоморфизма данного стиха свт. Иоанн Златоуст замечает: «Что говоришь? Бог ходит? Неужели ноги припишешь Ему? Нет, не ходит Бог! Что же значат эти слова? Он хотел возбудить в них такое чувство близости Божией, чтобы повергнуть их в беспокойство, что и было на самом деле» ( Ioan. Chrysost. In Gen. 17. 1). Слова Господа, обращенные к Адаму: «Где ты?» (Быт 3. 9), «кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (Быт 3. 11) - и к Еве: «Что ты… сделала?» (Быт 3. 13), создавали благоприятную предпосылку для раскаяния. Однако первые люди не воспользовались этой возможностью, чем еще более осложнили свое положение. Ева слагает ответственность на змея (Быт 3. 13), а Адам - на Еву, «которую,- как он нарочито подчеркивает,- Ты мне дал» (Быт 3. 12), тем самым косвенно обвиняя в совершившемся Самого Бога. Прародители, т. о., не воспользовались покаянием, к-рое могло бы предотвратить распространение греха или в какой-то мере уменьшить его последствия. Ответ Господа Бога на нарушение заповеди первыми людьми звучит как приговор, определяющий наказание за совершенный грех (Быт 3. 14-24). Однако таковым он не является, поскольку его содержание лишь отражает те последствия, какие неминуемо возникают при нарушении норм тварного бытия. Совершая любой грех, человек тем самым, по мысли свт. Иоанна Златоуста, наказывает сам себя ( Ioan. Chrysost. Ad popul. Antioch. 6. 6). Божественное определение, вызванное первым грехом, начинается с обращения к змею, посредством к-рого действовал диавол: «...проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт 3. 14). Свт. Иоанн Златоуст предвидит вопрос, неизбежно возникающий в этом случае: «Если совет дал диавол, употребив змия в орудие, то за что же это животное подверглось такому наказанию».

http://pravenc.ru/text/166457.html

Священник : Я уже раскрыл его весьма пространно, однако повторю: Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим.2:4 ). Но благодать Божия не принуждает. Человеку дана свобода принять или отвергнуть ее. Спасается тот, кто принял благодать, то есть воспользовался своей богодарованной свободой, для того чтобы дать ей действовать в нем, и через это стал соработником Самому Богу. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною ( Откр.3:20 ), говорит Господь. Но путь следования Ему узок и тернист, и потому много званых, а мало избранных ( Мф.20:16 ). Итак, Бог хочет спасения всех людей, но спасает или осуждает каждого не по произволу, а по делам его. Глава 16. О семи святых таинствах Премудрость построила себе дом и утвердила семь столпов 101 ( Притч. 9:1 ). Священник : Таинство есть богоустановленное священнодействие, в котором преподается Божественная благодать. Семь святых таинств Церкви Христовой суть: 1. Крещение . 2. Миропомазание . 3. Причащение (Евхаристия) . 4. Исповедь (покаяние) . 5. Священство . 6. Брак . 7. Елеосвящение . Но прежде чем говорить о них, укажем на особое место числа семь в Ветхом и Новом Завете, ибо числом этим ознаменовано множество событий Священного Писания. Так, в день седьмый почил Бог от всех дел Своих (см.: Быт.2:1–2 ); семь пар чистых животных и птиц повелел Бог Ною взять с собой в ковчег прежде потопа (см.: Быт.7:2–3 ), о котором возвестил, что и он наступит через семь дней (см.: Быт.6; 7 ). В седьмой месяц остановился ковчег на горах Араратских ( Быт.8:4 ), а спустя семь дней Ной вторично выпустил голубя из ковчега, и тот вернулся, неся в клюве зеленую оливковую ветвь (см.: Быт. 8:10–11 ). Праотец Авраам дал царю Авимелеху семь агниц во свидетельство союза между ними (см.: Быт.21:28–30 ), а патриарх Иаков седмикратно поклонился брату своему Исаву (см.: Быт.33:3 ). Фараон видел во сне семь коров тучных и семь худых, семь колосьев полных и семь пустых (см.: Быт.41:1–7 ). Моисею повелел Бог изготовить для скинии Завета светильник из чистого золота и возложить на него семь лампад (см.: Исх.25:31–37 ). Через Моисея же учредил Он семь дней перед Пасхой, в которые полагалось вкушать безквасный хлеб (см.: Исх.12:19 ), семинедельный промежуток от Пасхи до Пятидесятницы (см.: Лев.23:15–16 ) и семь субботних (т.е. сорок девять) лет перед годом отпущения и покоя (см.: Лев.25:8–10 ; Ис.61:1–4 ; Лк.4:16–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Глава 1 1–7. Умножение потомков Иакова в Египте. 8–22. Угнетение их новым фараоном. Исх.1:1 .  Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом [отцом их], вошли каждый со [всем] домом своим: Исх.1:2 .  Рувим, Симеон, Левий и Иуда, Исх.1:3 .  Иссахар, Завулон и Вениамин, Исх.1:4 .  Дан и Неффалим, Гад и Асир. Исх.1:5 .  Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят [пять], а Иосиф был уже в Египте. Исх.1:6 .  И умер Иосиф и все братья его и весь род их; Перечислением имен сынов Израилевых, вошедших в Египет, и упоминанием о смерти Иосифа Моисей отсылает читателя к последним главам кн. Бытия ( Быт. 46:8–27, 50:26 ) и тем самым дает понять, что кн. Исход находится с ними в тесной связи. Подобно им, она имеет своим предметом описание жизни потомков Иакова в Египте, а начиная его с момента смерти Иосифа, является их продолжением. Перечисление сыновей Иакова – глав поколений ведется в порядке их матерей ( Быт. 35:23–26 ). В общее число переселившихся ( Быт. 46:27 , Втор. 10:22 ), большее в греко-славянском по сравнению с еврейским на пять ввиду того, что LXX переводчиков прибавляют троих внуков и двух правнуков Иосифа ( Быт. 46:20 ), не включены жены сыновей Иакова ( Быт. 46:26 ) и другие, принадлежащие к патриархальной семье лица – рабы и рабыни ( Быт. 32:6 ). С присоединением этих последних, право на что дает выражение 1-го стиха «вошли каждый с домом своим», – с семейством, включая жен, детей, слуг ( Быт. 7:1 ), вообще с поколением ( 1Цар. 20:16 ), – число вошедших в Египет справедливо увеличивают до нескольких сот. Смерть Иосифа и всего старого поколения отмечается, как начало нового, ниже описываемого периода в жизни семьи Иакова. Он характеризуется двумя чертами: усиленным размножением евреев и новыми отношениями к ним египтян. Исх.1:7 .  а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та. О размножении евреев говорит и еврейское выражение «ваишрецу» – стали кишеть, подобно быстро размножающимся мелким животным ( Быт. 1:20 ), и ясно свидетельствует количество вышедших из Египта израильтян.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Для определения области значений евр.   необходимо учитывать сравнения древнеевр. договоров с древневост., и прежде всего с месопотамскими, договорами. Вейнфельд выдвинул предположение, что типологически синайский З. Бога с Израилем соответствует договору-обязательству (obligatory covenant) или собственно договору (treaty), а договор Бога с Авраамом и Давидом соответствует договору-обещанию (promissory covenant) или дарственному акту (grant). В 1-м случае речь идет об обязательствах вассала по отношению к господину (treaty и синайский договор), во 2-м случае - об обязательствах господина по отношению к своим подданным или вассалам (договоры с Авраамом и Давидом). Теория Вейнфельда была очень влиятельной в 70-80-х гг. XX в., в 90-х гг. появились работы, подвергшие сомнению правомерность таких аналогий (Гэри Кнопперс и др.). А. К. Лявданский Ветхий Завет З. с первым человеком Сотворение Адама. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 171 об.) Сотворение Адама. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 171 об.) Начало З. было положено еще в раю. Согласно Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, Господь дал людям «смысл, язык и глаза, и уши и сердце для рассуждения, исполнил их проницательностью разума и показал им добро и зло. Он положил око Свое на сердца их, чтобы показать им величие дел Своих, да прославляют они святое имя Его и возвещают о величии дел Его… вечный завет поставил с ними и показал им суды Свои» (Сир 17. 5-8, 10). Этот 1-й по времени З. был нарушен грехопадением человека (Быт 3), но как «вечный», а потому неизменный был восстановлен через обетование «семени жены» (ср.: Быт 3. 15), к-рое победит диавола и возвратит людям утраченное блаженство. З. с Ноем Такой же всемирный характер, как и З. с Адамом, имеет З. Бога с праотцем Ноем (здесь впервые в библейском повествовании встречается термин  ). Из развращенного человечества перед его гибелью Господь избирает прав. Ноя (Быт 7. 1) и Сам спасает его от вод потопа. С родоначальником нового человечества, его потомством и со «всякою душою живою» (Быт 9. 10) Бог утверждает великий З. мира (Быт 9. 9-17) как знак Своего благословения к обновленному после потопа человечеству. Гарантируя сохранение естественного порядка, смену времен года, дней и ночей, плодородие земли, сохранение жизни людей и животных (Быт 8. 21-22), этот З. способствует приготовлению человека к буд. откровениям о спасении, т. к. вносит в жизнь людей начала законности (ср.: Быт 9. 3-6). Более близкое отношение к делу спасения данный З. приобретает через благословение Ноем Сима (Быт 9. 26).

http://pravenc.ru/text/182425.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010