Аудио Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 Заключение     Вступление Не хотел я писать этого толкования на книгу Бытие, чтобы снова не повторять здесь изложенного уже в песнопениях и беседах. Но вынужденный к тому любовью друзей предлагаю здесь вкратце то, что в песнопениях и беседах предложил обширнее. Моисею поводом к написанию книги Бытие служило следующее. В умы людей первобытных Творцом вложено было ясное о Нем ведение; твари до столпотворения были почитаемы тварями, но даже и после столпотворения проповедание истинного учения не прекращалось у сынов Симовых вплоть до Моисея. Впрочем, потомки Авраамовы со времени переселения в Египет начали, подобно целому миру, терять ведение о Боге, удалялись от добрых законов, запечатленных в природе; сотворенное из ничего стали почитать вечным; тварей, недавно получивших бытие, именовать Богом. Потому-то Бог восхотел через Моисея научить истине заблуждающихся современников его, чтобы на все века не распростерлось зло, перешедшее к ним по преданию. Бог посылает Моисея в Египет, чтобы там же, где возникло заблуждение, изнемогло оно при свете истинного ведения. А чтобы не сомневались в истине того, что будет писать Моисей, Бог рукой его совершил знамения и чудеса. Для того и озарил, и помазал, и просветил его, чтобы свет лица его свидетельствовал о Духе, вещавшем устами его. И Моисей, после чудес, совершенных им в Египте, после завета, заключенного в пустыне, пишет о сотворенных естествах, что они приведены в бытие из ничего, давая тем разуметь, что ложно именуют их богами; Моисей пишет о тварях, что созданы они из ничего, что их по заблуждению чествуют как богов; пишет о Боге, что Он – Един, что предстоят Ему тысячи и тьмы, пишет о тайнах Сына, предсказанных при самом творении мира, представляет человекам те прообразования Сына, какие предначертаны были древними праведниками, те прознаменования, какие указаны чудесами, совершенными жезлом Моисеевым, пишет истинные законы, от которых уклонились люди, а к тому присовокупляет и относящееся к родословию народа Еврейского.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

В-третьих, на основе исследования грамматической структуры текста Фрэнсис Андерсен выделил и установил единицы, которые были вырезаны критиками первоисточника 22 . Таким образом, грамматически отрывок 7:6–17 является единицей с определенной и ясно различаемой структурой, однако документальная гипотеза будет перемещаться по этому разделу взад и вперед от «С» к «Я» и обратно, по крайней мере, семь раз. Цитируя Андерсена, «если документальная гипотеза обоснованна, то какой редактор соединил обрывки параллельных версий одной и той же истории с помощью ножниц и клея и, тем не менее, достиг результата, который, с точки зрения дискурсной грамматики, выглядит так, будто он был сделан из цельной ткани» 23 . В-четвертых, такие исследователи как Б. Андерсон и Дж. Уэнхэм убеждены, что, рассматривая текст о потопе в Писании, мы должны выйти за рамки аналитического исследования (анализировать целое, чтобы получить исходные части), за рамки диахронического исследования (как части сошлись воедино, чтобы сформировать целое?) к синхронному измерению текста (что можно сказать о конечной форме текста?). Таким образом, внимательно рассматривая повествование о потопе, Андерсон создает в целом интересный план, отраженный на рис. 3. Рис. 3 24 25 1 . Растление Божьего творения (6:11:12) 2. Первое Божье обращение: намерение уничтожить (6:13–22) 3. Второе Божье обращение: повеление войти в ковчег (7:1–10) 4. Начало потопа (7:11–16) 5. Подъем вод потопа (7:17–24) Бог вспоминает о Ное 6. Воды потопа спадают (8:1–5) 7. Земля обсыхает (8:6–14) 8. Третье Божье обращение: повеление покинуть ковчег (8:15–19) 9. Божье намерение сохранить порядок (8:20–22) 10. Четвертое Божье обращение: благословения и завет (9:1–17) Андерсон вовсе не пытается с помощью этой схемы утвердить Бытие (6–9) как единый труд. Она никоим образом не исключает две исходно самостоятельные истории. Но разве гладкость повествования не допускает возможности, что Бытие (6–9) происходит из одного источника? Создав свой собственный сокращенный вариант этих глав, Уэнхэм утверждает: «Документальную гипотезу все же можно поддержать, если опереться в своих доводах на чрезвычайно искусного и скрупулезного редактора, который смешал «Я» и «С» в чудесное и последовательное единство» 26 . Но разве это наиболее вероятное объяснение? Проклятие Ханаана (9:20–27)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Виктор Гамильтон (протестант) Часть третья. Левит 11. Система жертвоприношений Левит (1–7) Книга Левит естественно делится на пять разделов: 1 . Законы о жертве (1–7) 2 . Законы о посвящении в сан священника (8–10) 3 . Законы о физической и моральной нечистоте (11–16) 4 . Законы о физической и моральной святости (17–26) 5 . Законы об обетах (27) Норман Гайслер предлагает делить Книгу Левит на две части: путь к Святому (главы 1–10), который лежит через жертвы и священство; путь святости (главы 11–27), который включает и очищение от нечистоты, и освящение 117 . Книга Левит подчеркивает, что содержание материала, который включают ее главы, было открыто Богом. Нет никакого намека, что любое описанное установление позаимствовано из другой религиозной системы. Нет также никакого указания на то, что содержание книги является результатом труда некоего собрания по ритуалам церковной службы, которое рекомендует верующим средства прославления Бога. Откровенническое происхождение Книги Левит подчеркивает тот факт, что двадцать из двадцати семи глав начинаются с фразы: «И сказал Господь Моисею». Исключением являются главы 2, 3, 5, 7, 9, 10 и 26. И некоторые из них просто продолжают развивать тему предыдущей главы (поэтому и отсутствует вышеуказанная фраза), или же содержат эту фразу в основной части главы, а не в начале. Книга Левит предназначена для верующих. Завет был заключен в прошлом, и брачные взаимоотношения уже значительно продвинулись вперед. Книга Исход закончилась, уделив достаточно много внимания месту, в котором нужно поклоняться Богу – скинии. Книга Левит развивает тему поклонения, описывая то, каким образом нужно поклоняться Богу. В Книге Исход все внимание сосредоточено на местонахождении. В Книге Левит подчеркиваются внутреннее состояние и правильные взаимоотношения. Больше чем какая-либо другая книга Ветхого Завета, по крайней мере, с точки зрения характерного выбора слов, Книга Левит призывает Израиль к святой жизни. Что именно подразумевается под святой жизнью, станет известно по мере изучения книги. Но для начала мы заметим, что слово святой встречается в этой книге чаще, чем в какой-нибудь другой. Полная симфония Стронга, основанная на Версии короля Иакова, перечисляет девяносто случаев употребления слова «святой» в Книге Левит, и пятьдесят из них встречаются в 19–27-й главах. Стронг также приводит семнадцать случаев употребления глагола освящать, и вновь большинство из них находятся в 19–27-й главах (т.е. 14 из 17). Если мы сосредоточимся исключительно на древнееврейском корне к-д-с, то обнаружим, пользуясь симфонией Манделькерна, что формы этого корня в адъективной, номинальной или вербальной структуре встречаются в Книге Левит 150 раз (около 20% всех случаев употребления в Ветхом Завете).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Евангелие светит во тьме. Как и в новозаветные времена, мир сомневается, страшится, протестует, отворачиваясь от Иисуса. Для одних – исповедников единого Бога – все еще как бы длится Ветхий Завет, другие пребывают во власти старых и новых форм язычества. Но по-прежнему звучит голос Христа, обращенный к человеку, и, как в первые дни, Он находит сонмы готовых следовать за Ним. «...Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев – соблазн, а для Еллинов – безумие; для самих же призванных, Иудеев и Ел-линов, – Христа, Божию силу и Божию премудрость» ( 1Кор 1.22–24 ). Приложения История спасения, запечатленная в Ветхом Завете (схема библейских источников) J. I Священная история (ЯГВИСТИЧЕСКАЯ); источники: устные предания, эпос и древние законодательные тексты. Записана в Иудее ок. X в. до Р. Х. Вошла в книги: Бытие, Исход, Числа, Второзаконие. Охватывает время от сотворения мира до вступления Израиля в Ханаан. Основные тексты, принадлежащие Ягвисту: Быт. 2 .4б 125 ; 3; 4.5–29; 6.1–8; 7.1–5, 7–10, 12, 16б, 17б, 22–23; 8.2б-3а, 6–12, 13б, 20–22; 9.18–27; 10.8–19, 21, 24–32; 11.1–9, 28–30; 12.1–4, 6–20; 13.1–5; 7–11, 12б, 18, 15 (J Е); 16.1б-2, 4–16; 18 (кроме стиха 29); 21.1–2а, 6б-7, 25–26, 28–30, 32–34; 25.11, 14–18; 20–24; 25.1–6, 18, 21–26, 27–34; 26; 27.1–45; 28.10, 13–16, 19; 31–35; 30.36–5, 7, 9–16, 24–31, стихи с 32 по 43 (J Е); 31.1, 3, 21, 31, 38–40, 46, 48–50; 32.2–13, 14а, 22.24–32; 33.1–17; 34 (J Е); 37.1–2 (J Е), 3–4, 11–13, 14б, 18б, 21, 23а, 25–27, 28б, 32б-33, 35; 38; 39; 42.27–28, 38; 43.1–14, 16–23, 24–34; 44; 45 (J Е); 46.1–5, 28–34 (J Е); 47.12 (J Е); 48.8–22 (J Е); 49 (J P); 50.1–11, 14. (J Е); 6.1; 7.23, 25; 8.1–4, 8–15, 20–32; 9.7, 13–21, 23–24; 10.1–7, 13б-19, 28–29; 11.4–8; 12.21–23, 29–30; 13.21–22; 14.5–7, 10–14, 19–20, 24–26, 27б, 30–31; 15.22–25, 27; 16.4; 17.16–2; 19–20; 24.1–2, 9–11; 32.9–14; 33.7–11; 34.1–5, 10–28. Числ 10.29–36; 11.1–34; 13 .17б-20, 22–24, 26–31, 32б-33; 14 (J Е Р); 16(J Е Р); 20–24, 32 (J Е Р).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

10 Елам. Название территории, расположенной к востоку от Вавилонии и к северу от Персидского залива, и народа, населявшего ее. Ассур. См. ком. к 10,11. Арфаксад. Некоторые лингвисты читают это имя как «Страна Хасд» (ср. Ур-Касдим, т.е. Халдея). Луд. Лидийцы из Малой Азии ( Ис. 66,19 ; Иез. 27,10 ). Арам. Арамейцы, заселявшие Месопотамию. 10 Уц. Страна, где жил Иов ( Иов 1 ). Хул, Гефер и Маш. Земли в Сирии, точное расположение которых неизвестно. 10:24.25 Эти стихи подробнее раскрываются в 11,12–17. 10 Арфаксад родил Салу. В древнейших греческих рукописях сказано: «Арфаксад родил Каинана, Каинан родил Салу»; такое греческое добавление обнаруживается в родословной Иисуса Христа ( Лк. 3,36 ). 10 Фалек. См. 11,18. Его имя в избранной линии, возможно, предсказывает рассеяние народов из Вавилона (см. пророчество Ламеха в 5,29). В Пс. 54,10 во фразе «раздели языки их» употреблено то же древнееврейское слово. Это может означать и отделение избранной линии от неизбранной. Иоктан. Считается родоначальником южных арабов. 10 Офира. Вероятно, его земля была богата месторождениями золота. 10:27–30 Точное местоположение перечисленных далее земель не установлено. Народы, представленные в книге Бытие (Бытие гл. 10) Глава 11 11:1–9 Этот фрагмент начинается и заканчивается словами язык и вся земля. Здесь сообщается о разобщении народов и о причинах, его вызвавших. 11:1 Слова об одном языке указывают, безусловно, на исторический период, предшествовавший описанию «семьи народов», данному в гл. 10. Исследования в области исторического языкознания позволяют сделать заключение о существовании единого праязыка, условно названного «ностратический», из которого вычленились индоевропейские (иафетические), хамито-семитские, алтайские, уральские, дравидические, картвельские и др. языки. См. Введение: Трудности истолкования. одно наречие. Более правильный перевод: «и немногочисленные слова». 11 нашли в земле Сеннаар равнину. См. 10,10. Это место было колыбелью ранних цивилизаций. 11 построим. См. Пс. 126,1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Сохранение есть то действие Промысла Божия, которым Бог поддерживает бытие и силы каждого существа во вселенной. В руце Божией вси концы земли и высоты гор Того суть ( Пс.94:4 ). Все к Тебе чают дати пищу им во благо время... давшу Тебе им, соберут; отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости.... отвращшу же Тебе лице, возмятутся; отъимеши дух их, и изчезнут, и в персть свою возвратятся. Послеши Духа Твоею, и созиждутся ( Пс.104:27–31 ). Так весь мир сохраняется Божескою силою. Если бы вседержащая сила Божия оставила творения, то они тотчас исчезли бы и обратились в небытие. Любиши же вся сущая твоя, взывает Премудрый, и ничесого же гнушаешися, яже сотворил еси·, ниже бо ненавидя что устроил еси. Како же пребыло бы что, аще бы Ты не изволил еси. Или еже не наречено от Тебе, сохранилось бы? Щадити же вся, яко Твоя суть, Владыко душелюбче ( Прем.11:25–27 ). Блаж. Феодорит говорит: «рассудите, кто поддерживает небесные своды? Как столько тысяч лет небо пребыло нестареющимся, и никакой перемены не произвело в нем время, хотя по природе небо удобоизменимо, как поучает блаженный Давид ( Пс.101:27:28 ). Однако же, имея удобоизменимую и тленную сущность, пребыло оно в одинаковом состоянии, поддерживаемое словом Сотворшего; потому что создавшее его Слово хранит и поддерживает его» (О промысле слово 1). Итак, по вседержительному Промыслу Божию, непоколебимо продолжается чрез несколько веков существование вселенной; по вседержительному Промыслу Божию, существует твердь, светит солнце, совершает кругообращение свое земля, и имеет на поверхности своей разнообразные перемены – то весну, то осень, то лето, то зиму. И мы сами каждый час, каждое мгновение, Божескою силою продолжаем свое бытие, по слову Апостола: о Нем бо живем, и движемся и есмы ( Деян.17:28 ). Если сила Божия не будет хранить нас, то своего бытия мы не можем продолжить собственною силою, ни на одно мгновение. Управление тварями есть то действие Промысла Божия, которым Бог, давши законы тварям, направляет их деятельность предназначенным Им целям, пресекая зло, возникающее чрез неисполнение тварями требований Божественного закона, или исправляя это зло и обращая к добрым последствиям. Царь и пророк Давид изображает владычество Божие над миром так: Ты всеми иже на небеси и на земли владычествуеши. от Тебе богатство и слава, Ты над всеми начальствуеши, Господи, начало всякого начала, и в руку Твоею крепость и власть, и в руку Твоею милость, Вседержителю ( 1Пар.29:11:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

В 27:1–27 содержатся различные высказывания, которые касаются обычных человеческих взаимоотношений. Вначале (1–2) дается предостережение против двух видов хвастовства, при этом в данном контексте ударение падает на второе, больше связанное с межличностными отношениями (ср. также ст. 21 и 18: практические замечания по поводу приобретения хорошей репутации). Далее следуют предостережения относительно досады на гнев глупца (3; ср.: 11 – 12, 22), а также относительно ревности, которая может даже превосходить по своей силе ярость (4), и о пагубности алчности (20). И вновь рассматривается тема дружбы; высказывания подчеркивают положительную роль честного обличения со стороны друга в отличие от «скрытой любви», не способной высказать горькую правду (5), или вражды, таящейся под личиной любви (6). В ст. 7 и 9 говорится о преимуществах истинной дружбы, при этом отмечается, как легко обмануться человеку посулами ложного друга (6б). Дружеские взаимоотношения обостряют нашу проницательность (17), и в ст. 19 звучит мысль, что, изучая других, мы можем глубже познать самих себя. Ст. 15–16 перекликаются со ст. 9 через связующее слово масть (т. е. благовоние). Для характеристики сварливой жены используется меткая метафора капели (15), оттеняющая сравнение с благовониями, которые благоухают, когда любовь есть, а когда она уходит, то неуловимый аромат ее нельзя восстановить, как запах духов. Дружба приносит много радости и приятных минут, особенно подчеркивается сладость совета сердечного друга, помогающего нам справиться с заботами (9). Часто в дни бедствий мы находим опору и поддержку у соседей и друзей, и нам не надо отправляться в дальние края в поисках утешения у родственников (10). Дружба нуждается в защите (14), но излишняя демонстрация дружбы может привести к обратным результатам! Отношения с ближними – постоянная тема Книги Притчей. Эти отношения необычайно важны для установления здоровой атмосферы в обществе, но особенно – для каждого отдельного человека в трудную для него минуту (14:21; 27:10); и как плохо, когда они извращены (см.: 16:29; 25:18; 29:5). Каждому необходимо избегать действий и поступков, разрушающих добрососедские отношения: ставить свои личные интересы выше милосердия и понятия о долге (3:27, 28; ср.: 14:20; 21:10); необдуманно давать финансовое поручительство за другого (6:1–5); причинять зло ближнему, который доверяет тебе (3:29); беспричинно затевать ссоры (3:30); флиртовать с женой соседа (6:29); лицемерными словами губить соседа (11:9), публично унижать его (11:12); необдуманно поручаться за другого (17:18); давать ложные показания в суде против ближнего (24:28); поспешно вступать с тяжбу (25:8); распространять сплетни о соседях (25:9–10) и более того – злоупотребляя их гостеприимством (25:17), совершать злые шутки над ними (26:18–19); раздражать своего друга неумеренными славословиями в его адрес (27:14).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Фома Аквинский (католический святой) Глава 11. Отклонение вышеизложенного мнения и опровержение вышеизложенных доводов Вышеприведенное мнение происходит, по крайней мере, отчасти, из привычки: мы с самого начала приучены слышать и призывать имя Божье. А привычка, в особенности усвоенная с детства, приобретает силу природы. Вот отчего то, чем душа пропитывалась с детства, столь же крепко укоренено в ней, как и самоочевидное от природы. Отчасти же это происходит от не различения просто 51 самоочевидного и самоочевидного для нас. Ибо просто бытие Божие, конечно, самоочевидно, поскольку Его бытие – то же самое, чт о Он есть. Но так как мы не можем постичь умом, чт о есть Бог , [Его бытие] остается для нас неизвестным. К примеру, что всякое целое больше своей части, самоочевидно просто; однако для того, кто не постиг умом смысл «целого», это должно было бы быть неизвестно. Выходит, что к вещам наиочевиднейшим в действительности наш ум относится так, как совиные глаза к солнцу, как сказано в Метафизике. 52 1 .   Вовсе необязательно, чтобы сразу, как только станет известно значение слова «Бог», становилось известно также, что Бог есть, как это стремился доказать [их] первый довод. – Во-первых, не всем, даже признающим, что Бог есть, известно, что Бог есть то, больше чего нельзя ничего помыслить: ведь многие древние утверждали, что этот мир есть Бог (I 27). Также и из всех толкований имени «Бог», которые предлагает Дамаскин, 53 нельзя вывести ничего подобного. – Во-вторых, – даже если допустить, что все будут понимать под именем «Бога» нечто, больше чего нельзя ничего помыслить, – не будет необходимости в том, чтобы нечто, более чего нельзя ничего помыслить, существовало в природе вещей. Ибо мы не вправе приписывать вещи больше, чем содержится в понятии, выражаемом словом. 54 Но из того, что в уме есть понятие о том, что называется словом «Бог», не следует, что Бог есть [где-либо еще], кроме как в уме. А значит, и тому, больше чего нельзя ничего помыслить, не будет надобности существовать иначе, как в уме. А из этого не следует, что в природе вещей действительно есть нечто, больше чего ничего нельзя помыслить. Таким образом, те, кто полагает, что Бога нет, не встречают никаких затруднений: в самом деле, что мешает помыслить нечто большее чего угодно, данного в действительности или в уме; затруднения возникнут только для того, кто заранее признает, что в природе вещей есть нечто, больше чего ничего нельзя помыслить.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Вавилонский плен и знакомство с верованиями Вавилона если и могли иметь влияние на развитие еврейских верований, то только внешнее, могли располагать к более подробному изложение истинного учения о существах духовных. 68 Но главная и внутренняя причина более полного раскрытая учение о духах в позднейших ветхозаветных книгах, можно думать, состояла в связи этого учения с учением об Ангеле Завета. С приближением дня явления Ангела Завета, соединившего небо и землю ( Ин.1:51 ), естественно становился ближе к падшим людям и мир ангелов, служителей дела спасения, а отсюда раскрывалось подробнее и учение о мире духовном. Учение Нового Зав ета. Новозаветное откровение утверждает истину бытия мира духовного также прежде всего указаниями на многочисленные случаи явления ангелов людям. Так ангел возвестил Захарии зачатие неплодною Елизаветою Предтечи ( Лк.1:11 ) и св. Деве Марии – беременное зачатие Спасителя ( Лк.1:26 ); многочисленное воинство ангелов воспевало славу рождения Спасителя ( Лк.2:13 ); ангел разрешил недоумение Иосифа ( Мф.1:20 ) и повелел ему с младенцем Иисусом и материю Его бежать в Египет ( Мф.2:13 ); ангелы служили Иисусу Христу по искушении Его в пустыне ( Мф.4:11 ); ангел явился для укрепления Его в саду Гефсиманском ( Лк.22:43 ), ангелы отверзли гроб Его ( Мф.28:2 ) и возвестили женам о воскресении Его ( Ин.20:12 ), а апостолам при вознесении Его на небо о втором Его пришествии ( Деян.10:10–11 ). Ангелы разрешили узы и вывели апостолов из темницы ( Деян.5:19; 12:7–15 ). Ангел явился Корнелию и преподал ему наставление ( Деян.10:3–6 ), ангел возвестил ап. Павлу во время морского путешествия, что ему должно предстать пред кесаря ( Деян.27:23–14 ). Находится в новом завете не мало и свидетельств, в которых положительно (догматически) утверждается бытие ангелов. Так Иисус Христос , объясняя притчу о плевелах ( Мф.13:37–39 ), говорит: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

12–13 Хвала. Господь восседает на престоле. Окончательный суд во всей полноте представит Господа как Царя (см.: ст. 5, 8), но Он и сейчас Верховный владыка Своего народа. И дела Его – творение, искупление, спасение – должны быть возвещены между народами. 9:14–27 Вера в борьбе О теме второй части псалма возвещают мольба о помиловании (14) и вопрос, заданный в ст. 22: «Для чего?» Необходимо постоянно пребывать в твердой вере. Она не должна колебаться от переменчивости фортуны, но иметь своим основанием Господа, нашего Верховного Владыку. Земные невзгоды, однако, настолько явственно заявляют о себе, что подчас кажется, что мир, в котором мы живем, управляется враждебными и безбожными силами. А 1 (14–15) Насущная потребность: избавление от страданий Б (16–21) Будущие реалии А 2 (22–27) Насущная потребность: Господь кажется недосягаемым 14–15 Насущная потребность: избавление от страданий. Фраза: Ты, Который возносишь меня – представляет характер деяний Господа. Слова чтобы я возвещал – перекликаются со ст. 2 (возвещать). Невзгоды и несчастья повседневной жизни заглушают голос хвалы. Реальность состоит в том, что действия Господа направлены на будущее, но как нужно хоть немного помощи прямо сейчас! Какая актуальная и реалистическая мысль! 16–17 Воздаяние за грех . Обрушились народы… запуталась нога. Здесь употреблено прошедшее время, что подчеркивает неизбежность воздаяния за нечестие. Божественным провидением грех возвращается к грешнику, как бумеранг, неся ему возмездие. В ст. 17 звучит та же мысль – нечестивый уловлен делами рук своих. 18 Нечестивый погибнет. Выражение да обратятся указывает на будущее время. Ад, по–еврейски «шеол», – место пребывания мертвых. 19–21 Господь не оставит человека. Будущая участь нечестивых (16–18) и спасение праведных (19) не дают ответа на вопрос о существовании страданий в этой жизни. Отсюда вытекает необходимость молитвы (14). 22–27 Бог кажется недосягаемым. Вопрос, заданный в ст. 22, отражает не богословскую концепцию (см.: 11), но личное переживание человека. У нас часто возникает чувство богооставленности, но нормальная реакция – не сокрушаться о своей печальной судьбе, но отдать эту проблему Господу. 23–27 Здесь отражена кульминация напряженности, существующей между верой и опытом. Вера говорит, что нечестивые обречены попасть в сеть, расставленную ими самими (16). Но слишком часто (23) именно праведные попадают в их сеть, а сами нечестивые безнаказанно избегают ее, оставаясь со своими фальшивыми ценностями (24), следуя путями безбожия (25), процветая за счет попрания нравственности (26а, б) и пребывая в безмятежном состоянии духа (26в – 27). 9:28–39 Молитва, исполненная веры

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010