(Быт 50:20–24).   Еще одно особое пророчество. Иосиф умирая, говорит, что будет время, когда Господь посетит народ Израильский и выведет его из этой земли. И это завещание Иосифа свято хранилось в сердце, может не у всех, но у многих потомков Израиля.   «И вынесите кости мои отсюда. И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте» (Быт 50:25–26).   Но не захоронили, только положили в ковчег, ожидая, когда его кости будут перенесены в землю Ханаанскую, туда, где покоятся Авраам, Исаак, Иаков. Вторая книга Моисеева. ИСХОД ЛЕКЦИЯ 11 Книга Исход относится к тем книгам, которые входят в состав Торы. По-еврейски книга называется от начальных своих слов — «елле шемот», в славянском переводе «сии суть имена», т. е. имена сынов Израилевых, которые при Иосифе переселились в Египет. Греческое название этой книги «Exodus», что и означает слово «Исход», т. к. основная тема этой книги — исход Израиля из Египта при пророке Моисее. Вторая книга Моисея представляет собою прямое продолжение первой его книги «Бытие».   Книга начинается со смерти Иосифа: «И умер Иосиф и все братья его и весь род их» , (Исх 1:6) После переселения Иакова в Египет, во время Иосифа, небольшое племя выросло в многочисленный народ, пользующийся у египтян почетом и уважением. После смерти Иосифа в течение нескольких столетий нам почти ничего не было известно определенного об этом народе, но было отмечено особо два фактора: что народ Израиля сильно размножился из маленького племени, которое насчитывало всего 70 душ, которые пришли с Иаковом (Быт 46:27).   В течение нескольких столетий, приблизительно около 400 лет, вырос народ, который насчитывал 600 тысяч человек, не считая женщин и детей. Т. е. если мы предположим, что почти все взрослые мужчины имели свою семью, имели жену, и в каждой семье было минимум два ребенка, может и больше, плюс старые люди старше 60 лет, которые тоже в счет не шли, то получим примерно 3–4 миллиона по самым скромным подсчетам. «Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

В самом деле, в Комментарии на Книгу Бытия Прокопий из Газы, христианский «софист» V–VI веков, критикует теории неких приверженцев аллегорической экзегезы, согласно которым в Быт 1:26  – И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему – речь идет о творении души, в Быт 2:7  – И создал Господь Бог человека из праха земного – говорится о творении тонкого световидного тела, а в Быт 3:21  – И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их – повествуется об облачении изгнанного из рая человека земной плотью. Прокопий пишет: «Те, кто занимается аллегориями [oi λληγοροντες]... заявляют, что бытие по образу ( Быт 1:27 ) означает душу, что сотворенные из праха ( Быт 2:7 ) имеют тонкое [λεπτομερς] тело, достойное жизни в Раю, которое некоторые именуют световидным [αυγοειδς], и что, наконец, кожаные одежды ( Быт 3:21 ) соответствуют написанному: Ты... кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня ( Иов 10:10–11 ). Они говорят, что вначале душа [как колесницей] переносилась [ποχεσθαι] этим световидным телом, которое позже приняло кожаные одежды» 364 . Истинное тело.Помимо Оригена . сильнейшее влияние на антропологию Иоанна Скотта оказали идеи святого Григория Нисского , в частности, учение Григория о духовном теле первого человека до грехопадения, учение о разделении полов как следствии первородного греха, представление об «эйдосе» человека, то есть о некоей части духовно-телесного единства, которая неподвластна материальным изменениям и с помошью которой Григорий объясняет механизм собирания материального тела душой после воскресения. В работе О душе и воскресении Григорий писал, что различия в земных телах, а также изменения в возрасте, физическом состоянии и даже телесные органы – половые, органы пищеварения, кровообращения и пр. – добавлены человеку вследствие его грехопадения. В первоначальном состоянии первый человек не имел всего этого, а приобрел же он это, обратившись к страстям 365 . Не согреши человек, он даже не умножился бы, умножение первочеловека есть следствие грехопадения 366 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Во-вторых, мы должны понимать, что существуют различные методы экзегезы, или толкования, Ветхого Завета, которые не исключают, а дополняют друг друга: метод аллегорического толкования, метод буквального толкования, нравственно-гомилетическое толкование, типологический, или прообразовательный, метод, историко-литературно-критический метод, или библейская критика. Поэтому не стоит толкование «Шестоднева» ограничивать только одним методом экзегезы. Втретьих, «Шестоднев» написан в жанре мифа. Прежде чем испугаться этого страшного для верующего человека слова, попытаемся понять, что миф – это не вымысел, а особая форма изложения сакральной реальности. Термин «миф» не надлежит отождествлять с «легендой» . Миф – это предание, передающее особым образным, символическим языком сакральный смысл фундаментальных событий. Миф отражает не просто то, что было, но то, что существенно, сакрально. «Шестоднев» нам раскрывает важнейшие истины. Мир был сотворен Богом: «…сотворил Бог…». Вместе с миром сотворено само время – как последовательность событий: «В начале сотворил…» ( Быт.1:1 ). Мир можно разделить на духовный (небо) и материальный (землю): «…сотворил Бог небо и землю…» ( Быт.1:1 ). Само творение было призвано Богом участвовать в творческом процессе. Природа созидала по данным Творцом законам, реализуя заложенные потенции: «И сказал Бог: да произрастит земля…» ( Быт.1:11 ). Мир творился от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. Этот процесс разделен на шесть периодов, отличающихся друг от друга принципиальной новизной. Все в сотворенном мире было совершенно и наполнено глубоким смыслом: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» ( Быт.1:31 ). Мы различаем целесообразность внутреннюю, или имманентную (приспособленность друг к другу внутренних частей организма), и внешнюю, или относительную (цель вне данного существа, например, бытие духовно-разумных существ, лежащее вне того или иного космического объекта). Высшая ступень природы – человек, и в нем конечная цель природного бытия: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их… и сказал им Бог: …и владычествуйте…» ( Быт.1:27 ). Человек был создан Богом непосредственно и особым образом: «…сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» ( Быт.1:26 ). «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» ( Быт.2:7 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Впрочем, положив правилом – познавать Бога из дел Его, мы откладываем более полное изложение учения о Пресвятой Троице до того времени, когда подробно узнаем, что сделал для нас Бог Отец, что Бог Сын и что Дух Святой. А теперь довольно с нас знать, что мы, следуя Божественному Откровению и непреложному учению св. Церкви, веруем в Бога вечного, беспредельного, вездесущего, всеведущего, премудрого, всемогущего, благого и правосудного, невидимого и непостижимого, Бога единого в трех Лицах: Отца, Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную! Иже от не сущих вся приведый, Словом созидаемая, совершаемая же Духом, Вседержителю вышний, в любви Твоей утверди нас, Аминь. 10. О Промысле Божьем   Отец Мой доныне делает, и Я делаю. Ин. 5:17 .   Окончив повествование о шестидневном творении мира и человека, богодухновенный бытописатель присовокупляет: и совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. ( Быт. 2:2 ). Итак шестым днем Творец заключил ряд творений Своих, и почил от всех дел, то есть, перестал более творить из ничего; ибо сотворил уже все, что было Им предназначено. Но это не значит, что он, после шестого дня, оставил всякое делание по отношению к созданиям Своим, предоставил их самим себе. Отец Мой доселе делает, и Я делаю, говорит Иисус Христос. Какое же в этих словах разумеется делание? «Спаситель говорить здесь,» по толкованию св. Златоуста, «о повседневном промысле; потому что Бог не только создал тварь, но и созданную сохраняет.» Веруя, что Мир создан Богом, мы несомненно веруем и тому, что Миром управляет Промысел Божий. Св. Церковь наша торжественно отвергает от себя тех, которые утверждают, яко мир сей самобытен, и вся в нем без Промысла Божья и по случаю бывают (См. послед, в Нед. Правосл.) Как творец, Бог даровал тварям бытие и жизнь, наделил их известными силами, или способностями и назначил каждому творению определенную цель. Как промыслитель мира, Бог сохраняет жизнь созданных Им тварей, поддерживает их силы и направляет к назначенной им цели. Что же составляем предмет попечения, или промысла Божия? Промысл Божий простирается на все создания. От дождевой капли до неизмеримых светил небесных, от комара до человека, от малейшей былинки до величественного кедра, – все держится, живет и сохраняется Промыслом Божьим. Будучи всемогущим, Бог управляем миром полновластно, как царь своим царством; благий и премудрый, Он о всем печется, как отец о своем семействе. Ты любишь, восклицает благочестивый мудрец, все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил, ибо не создал бы, если бы что ненавидел. И как могло бы пребывать что , если бы Ты не восхотел? Или как сохранилось бы то, что не было признано Тобою? Но Ты все щадишь, потому что все твое, душелюбивый Господи! (Прем. Сол. 11:25–27).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Всеведение Божие означает, что Бог знает все и притом знает всесовершеннейшим образом. Что же именно является предметом Бедственного ведения? Прежде всего – само существо Божие. «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть » ( Мф. 11:27 ), говорит сам Иисус Христос, приписывая Богу самосознание. Самосознание есть высший предмет разумного ведения. Человек потому и называется разумным существом, что достигает, в отличие от животных, тоже обладающих умом, самосознания. Но самосознание не только высший, но труднейший предмет ведения. Апостол Павел говорит: «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» ( 1Кор. 2:11 ). Самосознание Божие безмерно выше самосознания человека: человек не знает ни сущности своей, ни полноты своих сил, потому что силы его постепенно раскрываются. В связи с этим развивается и его самосознание, которое, таким образом, и неполно и не всегда одинаково равно. Самосознание Божественное есть ведение самой сущности Божией и притом всегда равное, не развивающееся, а совершеннейшее и полнейшее от века и до века. Против самосознания в Боге иногда выдвигают то возражение, что самосознание возникает при процессе отличения от какого-либо внешнего предмета или объекта. А так как предположить существование такого объекта рядом с Богом нельзя, то нельзя приписывать Богу и самосознания. Но такое возражение нельзя признать правильным. Дело в том, что и для человеческого самосознания не всегда нужен внешний объект. Человек может отличить свое «я» от внутреннего своего содержания, то есть от своих представлений, мыслей, чувствований и стремлений. Это показывает, что способность к самосознанию лежит в самой природе человека. Внешние же воздействия и влияния только облегчают ему опознать то, что существует в нем от природы. Мышление же абсолютного не нуждается в таких внешних возбуждениях и пособиях; оно не пользуется приемами нашего конечного мышления. Бог познает вещи непосредственно через Самого Себя. Он не получает впечатлений извне. В этом Его преимущество пред нашим умом. А бытие и жизнь Бога преисполнены богатым внутренним духовным содержанием во взаимоотношениях трех Божественных Лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Выше Иоанн говорит пришедшим от фарисеев: стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете, но Который первенствует передо мною (ст. 26 и 27), а теперь и перстом указывает Его, и объявляет незнающим, говоря: Сей есть Тот, о Котором я свидетельствовал пред фарисеями, что Он первенствует предо мною, то есть превосходит меня достоинством и честью. Почему? Потому, что Он был прежде меня. Слушай Арий. Не сказал Иоанн о Христе: " создан прежде меня, но " был " . Слушай и ты, секта Самосатянина. Господь начал бытие не от Марии, но был прежде Предтечи по предвечному бытию. Ибо если бы Господь, как вы пустословите, получил начало бытия от Марии, то как бы Он был прежде Предтечи? А Предтеча, всякому известно, явился на свет шестью месяцами прежде рождения Господа во плоти. - " Мужем " называется Господь, может быть, и потому, что имел совершенный возраст, ибо Он крестился тридцати лет, а может быть, в том смысле, что Он есть Муж всякой души и Жених Церкви. Ибо апостол Павел говорит: я обручил вас, чтоб представить единому Мужу, именно Христу (2 Кор. 11, 2). Так и Предтеча говорит: я только друг Женихов и посредник, а Муж идет за мною; я привлекаю души к вере во Христа, а Он есть Муж, который соединится с ними. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий. Так как Предтеча был родственник Господу (ибо ангел говорит Деве: вот Елизавета " родственница " твоя зачала (Лк. 1, 36), то, чтобы кто не подумал, что Предтеча благоприятствует Господу и дает о Нем такое высокое свидетельство по родству с Ним, он часто говорит: " я не знал Его " и тем удаляет подозрение. " Но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю " , то есть, чтобы все могли прийти к вере в Него и Он был явлен народу, для того я крещу; ибо, когда я крещу, народ стекается, а когда народ собирается, то и я объявляю ему о Христе в проповеди моей, и Сам Он, будучи на виду, является присутствующим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1077...

Духа, уча их соблюдать всё, что Я заповедал вам; и се Я с вами до скончания века. Аминь ( Мф.28:19–20 ). Кто поверит и окрестится, тот спасён будет, а кто не поверит, осуждён будет! ( Мк.16:16 ), равно, как и выше приведённые слова Его к Никодиму и слова Ап. Павла: все вы во Христа крестившиеся, во Христа облеклись! ( Гал.3:27 ), — всякий Православный Христианин должен сказать от всей души: верую и исповедаю в то единое Крещение, которое, как благодатный дар Христа, омыв тело моё водою я Духом от грехов падших прародителей, возродило меня в паки-бытие, т. е. в новую жизнь, облекло меня во Христа, т. е. сделало Его сыном и наследником жизни вечной! 11й член. Чаю воскресения мертвых. Смысл этого тот: вспомнив слова Спасителя, сказанные Саддукеям: А что мёртвые воскресают, и Моисей показал, говоря о купине, когда он Господа называет Богом Авраамовым, Богом Исааковыми и Богом Иаковлевым. Бог же не есть Бог мёртвых, но живых! ( Лк.20:37 .); или Мёртвые услышат глас Сына Божия, и услышав оживут. ( Ин.5:25 ); или слова, сказанные Им Марфе (сестре Лазаря): Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет,  — оживет! ( Ин.11:25 ), и наконец, — ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь,  — имеет жизнь вечную: и Я воскрешу его в последний день! ( Ин.6:54 ), — всякий Православный Христианин, должен от полноты сердечной сказать: верую и исповедаю, что в день второго пришествия Христа на землю воскреснут по воле Его все умершие, от начала мира, и предстанут пред Ним для Страшного Суда Его. 12й член. И жизни будущаго века. Аминь. Смысл этого следующий: вспомнив учение Ап. Павла, говорящего: И как мы носили (при жизни) образ земного, будем носить и образ Небесного (т. е. Христа); но то скажу, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и телесное не наследует нетления. Се тайну говорю вам: мы не все умрём, но все переменимся, вдруг, в мгновение ока, при последней трубе, ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы переменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, а смертному в бессмертие! (Кор.15:49–53); вспомнив и слова Самого Спасителя, когда Он, в объяснении притчи о богаче и Лазаре, упоминая о терзаниях первого и блаженстве второго, говорил в лице Авраама богачу: Вспомни, что ты благоденствовал в жизни своей, а Лазарь бедствовал, ныне он здесь утешается, а ты страдаешь ( Лк.16:25 ); или, описывая блаженство праведных, Он взывал: Приидите, благословенные Отца Моего, Наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира ( Мф.25:34 ).

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

Иеремии, сказанными им своему народу пред пленом вавилонским: «Накажет тебя нечестие твое и отступничество твое обличит тебя» ( Иер.2:11 ), – в другой его части, можно определить следующими словами Иисуса Христа, сказанными Им сопровождавшим Его на смертную казнь и «плакавшим о Нем женщинам Иерусалимским: «Дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших; ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившия, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? ( Лк.23:27–31 ). Смысл приведенных слов прор. Иеремии тот, что «нечестие народа и его отступничество» от норм жизни, имеющих свое утверждение и свое освещение в Боге, сами по себе приведут к такому «суду», в котором приступный – беззаконный племени, колена или народа «род» будет «судим» его же собственным беззаконием, понесет, на себе утеснения, страдания и бедствия от своего же «зла», и потому от своего же «упадочного» нравственного своего разложения воспримет то все «наследие», которое должно принадлежать, и которое, действительно, принадлежит ему, составляя собственно личное, коллективной личности племени или народа, достояние; дети же или старцы, или отроки, юноши и девы, стоящие на сем «суде» лично свой «суд» воспринимают вместе с «своими присными», и потому воспринимают таковый только пред Богом в правде Его вечного суда; что же касается до того обстоятельства, что они, по-видимому, здесь на земле принимают оный «суд» невинно, – то это именно есть только «по-видимому»: на самом же деле все они суть только «свои» племени или народа, и потому «свои» и для оного суда. О значении для сынов человеческих «суда» во времени здесь на земле пред «судом» вечности скажем далее в своем месте, здесь же отметим только то положение, что быть судиму и понести суд за нечестие и за преступление человеку здесь на земле значит быть взысканным правосудием Божиим до времени откровения Вечного суда о сынах человеческих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Иероним, толкуя 11 стих: «проклятие и клятва, которые написаны в книге Моисея», делает указание на 27 гл. Второзакония, где говорится о проклятиях и благословениях на грешников. Какие же грешники разумеются здесь, по отношению к которым обетование (условное) Божие не исполняется? «Мы не молились пред лицем Твоим, Господи Боже наш (ст. 13). Столь было велико упорство, что находясь среди бедствий, они не молили Бога, а если и молили, то не молили о том, чтобы обратиться от беззаконии своих» (стр. 77, ч. 12). 5) Иоанн Златоуст – беседы на ев. Матфея ч. 3, стр. 87–89, бес. 64 (изд. 1887 г.; у Зеленкова Выписки ч. 2. стр. 9): «Аминь глаголю вам, яко вы, шедшии ко Мне, в паки бытие, егда сядет сын человеческий на престоле славы своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома израилевома «И так чтоже? и Иуда будет сидеть на престоле? Нет. Как же Христос говорит: «и вы сядете на двоюнадесяте престолу»? Как обещание сие исполнится? Внимай, как и каким образом». Разбор: Дальнейшие слова показывают, что это обещание о сидении апостолов было условное. Златоуст сравнивает это обещание с другими обещаниями, данныму еврейскому народу: «Бог дал закон, чрез Иеремию пророка возвещенный иудеям, следующий: Наконец возглаголю на язык и на царство, да искореню их и разорю. И аще обратится язык той от всех лукавств своих, то раскаюся и аз о озлоблениях, яже помыслих сотворити им. И наконец реку на язык и на царство, да возсозижду и насажду я. И аще сотворят лукавая пред очима моима, еже не послушати гласа моего; то раскаюся и аз о благих, яже глаголах сотворити им, по сему же закону поступаю Я, говорит Он, и с добродетельными. Ибо хотя Я и обещаю возсоздать их, но если они окажутся недостойными сего обещания, то я не исполню онаго, как то случилось с человеком первозданным (Адамом)… Посему и тогда, беседуя с учениками своими (апостолами), Он не без условия дал обещание; ибо не сказал просто: «вы», но присовокупил еще: «шедшии по мне». Следовательно это обещание о сидении апостолов на двенадцати престолах условное, но обетование – «Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» – безусловно и непременно исполнится, по словам того же Златоуста (т.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Исповедание веры Без страха и стыда с дерзновением должно исповедовать Господа нашего Иисуса Христа и Его учение. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне ( Мф. 10:27, 28 ) (4). Веруем и исповедуем, что един только истинный и благой Бог и Отец Вседержитель, из Которого все, Бог и Отец Господа нашего и Бога Иисуса Христа. И един Единородный Его Сын, Господь и Бог наш Иисус Христос , единственно истинный, через Которого пришло в бытие все, и видимое, и невидимое, и Которым все стоит ( Кол. 1:16, 17 ), Который в начале был у Бога и был Бог ( Ин. 1:1 ) и после того, по Писанию, Он явился на земле и обращался между людьми ( Вар. 3:38 ), будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но Себя уничижил и через рождение от Девы приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек, все написанное Его ради и о Нем исполнил по заповеди Отца, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Флп. 2:6–8 ), и, в третий день восстав из мертвых по Писаниям, явился святым Своим ученикам и прочим, как написано ( 1Кор. 15:4–8 ), восшел на небеса и сидит одесную Отца, откуда придет при скончании века сего, воскресит всех и воздаст каждому по делам его, когда праведные будут восприняты в жизнь вечную и в Царство Небесное, а грешные осуждены на вечное мучение, где червь их не умирает, и огонь не угасает ( Мк. 9:44 ). И один только Дух Святой Утешитель, Которым запечатлены мы в день искупления ( Еф. 4:30 ), Дух истины, Дух усыновления, Которым взываем: «Авва Отче!» ( Рим. 8:15 ), действующий и разделяющий дарования Божии каждому на пользу, как Ему угодно ( 1Кор. 12:4–11 ), всему научающий и все напоминающий, что слышит от Сына (см. Ин. 14:26 ), благой, наставляющий на всякую истину ( Ин. 16:13 ), утверждающий всех верующих в истинном и точном ведении, в благочестивом служении, в духовном поклонении и истинном исповедании Бога Отца и Единородного Сына Его, Господа и Бога нашего Иисуса Христа, и Себя Самого.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010