На руку нечисты; лапти растеряли, по дворам искали, было шесть – стало (нашли) семь. Костромичи (от Костр. вниз по Волге, до Юрьевца) – голодраные, острокопытники, тамойки (говор. тамойко вм. там) . Галич Кострому обманул на острову. Галичане – корову на баню втащили; город Галивонь, озеро Миронь, а люди Кривичи, Овчинники. Меховщики. Толокно в реке веслом мешали. Що, парь, Галуньки (галичане) . Галичане – галки набатные. Галичья воевода ( своевольник) . Чухломцы – чухломский рукосуй! Рукавицы за пазухой, а других ищет. Старогородцы (на р. Унже, Макар. у.) – луковники. Кинешемцы и решемцы – суконники. Кинешма да Решма кутит да мутит, а Сологда убытки платит (Сологда лежит между Кинешмою и Решмою, которые в старину ссорились) . Буевцы – домоседы, лесники. Буй городок отбей кошелек. Кадуевцы – кадочники. Кадуй – бока надуй. Буй да Кадуй черт три года искал, а Буй да Кадуй у ворот стоял. (Татары искали Буй, чтобы разорить его, но не нашли к нему дороги) . Солигаличане – известняки, бревенники. Судиславцы – грибовники. Кологривцы – дегтярники. Село Лупино (Нерех. уез.), Арменки глупые, а Нерехта на ум наставит. Не бойся по Арменской дороге воров, а бойся в Нерехте каменных домов. Нерехотские бегуны (нерехотцы ходят с безменом по селам – закупать пряжу) . Ветлужане – санники. Санник да тележник, а выехать не на чем. Варнавинцы – медовики. Село Воронье – днем семидесяти господ (мелкопоместное), а ночью одного (кто пойдет на разбой) . К Соли иду – ничего не несу, от Соли иду – полну пазуху несу (жители села Соли, Костр. губ., по обилию в овощах снабжают ими пеших посетителей безмездно) . Вичуговцы – салфетчики. Парфентьевцы – кошкодавы. Казань прогребли – и Орду прошли. Продай, князь, мыла (дразнят татар) . Казанский сирота, казанский нищий (плут, прикидывающийся бедняком; от бывших мурз казанских) . В Тетюшах городничий лапоть плетет. Свияжане – лещевники. Самарцы (саратовцы) – горчишники. Симбирцы – гробокрады, качанники. Виден (Симбирск), да семь ден идем. Архангельцы – моржееды, кровельщики. Иванович, слезь с крыши, я к тебе приехала (жена кровельщика приехала в Петербург и звала с Зимнего дворца статую) .

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

93. Авва Питирион, ученик аввы Антония, говорил, что желающий изгонять демонов, должен прежде победить страсти, ибо какую кто преодолеет страсть, той страсти и демона изгоняет. Так входит, – говорил, вслед за гневом демон его; если ты укротишь гнев, то будет изгнан и бес его. То же и в отношении каждой страсти. 94. Авва Сисой сказал: будь самоуничижен, разверни волю свою вспять, не будь многозаботлив и будешь иметь покой. 95. Он же говорил: есть люди, кои иждивают дни свои в нерадении и словом только и помыслом ищут спасения, а делом нерадят о нем; читают жития святых, а их смирению и нестяжательности, молитве и бдению, воздержанию и безмолвию, спанию на земле и коленопреклонениям не подражают. И обалгивают жизнь отцов, говоря, что невозможно всего этого вынести, ибо не помышляют, что там, где обитает Бог чрез благодать божественного крещения и исполнение заповедей, бывают дела паче естества. 96. Говорили об авве Фоме, что при кончине он сказал своим детям: не живите с еретиками, не знайтесь с властями, руки ваши да не будут простерты на собирание, но более на раздаяние. 97. Старец сказал: обнажи меч свой (то есть борись, не поддавайся). Брат ответил: мне не позволяют страсти. Тогда старец сказал: разве не заповедал Господь: призови Мя в день скорби твоее, и изму тя, и прославити Мя ( Пс. 49:15 ). Итак, призови Его, и Он измет тебя от всякого искушения. 98. Старцы говорили, что кукулий есть знак незлобия, аналав – креста, а пояс – мужества. Итак, будем жить соответственно одеению нашему, делая все с рвением, чтоб не оказалось, что носим чуждый нам образ. 99. Брат спросил старца: как бывает кто-либо буй Господа ради? Старец ответил ему: в одной киновии был отрок, которого отдали доброму старцу, чтоб наблюдать за ним и научать страху Божию. Старец тот так говорил ему: когда будет кто злословить тебя, благословляй его; когда сядешь за трапезу, ешь невкусное и оставляй вкусное; когда придется выбрать тебе одежду, оставь хорошую и возьми худую. Отрок говорит ему: буй я, что ты советуешь мне так делать? Старец ответил: для того я советую тебе так делать, да будешь буй Господа ради и да умудрит тебя за то Господь. Так старец показал нам, кто и какими делами бывает буй Господа ради.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Старец сей говорил ему: «Когда кто будет злословить тебя, благословляй его; когда сядешь за трапезу, ешь невкусное и оставляй вкусное; когда придется выбрать тебе одежду, оставь хорошую и возьми худую».— Отрок говорит ему: «Буй я, что ты советуешь мне так делать?» — Старец говорит: «Для того я советую тебе так делать, да будешь буй Господа ради и да умудрит тебя за то Господь». И вот старец показал нам, кто и какими делами бывает буй Господа ради».    Старец сказал: «Станем на камени! И пусть устремится река — не убойся, и да не низвергнет она тебя долу; пой в безмолвии, говоря: надеющийся на Господа, яко гора Сион: не подвижится в век живый во Иерусалиме (Пс. 124:1)».    Опять сказал: «Для тебя родился Христос, о человек! Для спасения твоего пришел Сын Божий; был человеком, будучи Бог; был чтецом, когда, взяв книгу в синагоге, читал: Дух Господень на Мне, Егоже ради помаза Мя (Лк. 4:18); был иподиаконом, когда, сотворив бич от вервий, всех изгнал из храма, а также овец и волов и прочее (Ин. 2:15); был диаконом, когда, препоясавшись лентием, умыл ноги ученикам Своим, заповедав им умывать ноги братии (Ин. 13:14); был пресвитером, когда, сидя посреди старцев, учил народ; был епископом, когда, взяв хлеб и благословив, даяше учеником Своим (Мф. 26:26). Он был бием бичами ради тебя, а ты не сносишь и одной укоризны ради Него; был погребен и воскрес, как Бог, и все для нас соделал, чтобы нас спасти. Итак, будем трезвиться, бодрствовать, пребывать в молитвах и творить угодное Ему».    Вот что сказал один старец о злых помыслах: «Умоляю вас, братие, как отстали мы от дел, так отстанем мы и от воспоминаний».    Старец сказал: «Если будет между тобою и другим слово скорбное и сей отречется, говоря: «Я не сказал такого слова», не спорь с ним; иначе он оборотится и скажет: «Да, сказал, и что же? " "    Сказал старец: «Не всякое слово одобряй и не со всяким сослагайся. Медленнее верь, скорее истинствуй?».    Некто из старцев сказал: «Вначале, сходясь друг ко другу, мы говорили о предметах спасительных, составляли из себя как бы духовный хор и восходили на небо; ныне же, сходясь вместе, переходим к пересудам и друг друга низвергаем долу — в ров тинный».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4130...

Его жизнь спас старый рыболовный буй 25 февраля. ПРАВМИР. Моряк из Литвы выжил после 16 часов в Тихом океане. О случае рассказал его сын Марат новозеландскому сайту Stuff . 52-летний Видам Перевертилов 16 февраля закончил ночную смену в машинном отделении грузового судна Silver Supporter. Моряк почувствовал себя нехорошо и вышел на палубу, чтобы прийти в себя. Мужчина не помнит, как упал за борт. Его сын предположил, что моряк мог потерять сознание. Он оказался в холодной воде в темноте без спасательного жилета, а корабль поплыл дальше. В ожидании помощи Перевертилов изо всех сил старался удержаться на воде. Когда стало светло, он заметил в нескольких километрах черную точку и решил плыть к ней. Оказалось, что это старый рыболовный буй. «Он не был закреплен якорем или привязан к лодке, это был просто кусок морского мусора», — отметил Марат. Моряк уцепился за буй и продолжил ждать помощи. Пропажу Перевертилова экипаж заметил только через шесть часов. Судно развернули, а сообщения о происшествии передали другим ближайшим кораблям. Спустя 16 часов после падения моряка заметил один из членов команды его корабля. Перевертилов выглядел лет на 20 старше и был очень уставшим, рассказал его сын. По словам Марата, после этого события его отец часто упоминать Бога в своих сообщениях, хотя раньше не был религиозным человеком. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 ноября, 2023 29 июня, 2023 29 мая, 2023 16 февраля, 2023 15 февраля, 2023 14 февраля, 2023 24 января, 2023 17 января, 2023 19 декабря, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/litovskij-moryak-upal-...

Ты, буй Рюрик, ты, Давыд наш, где златые шлемы ваши? Не поплыли в лужах крови? И не ваша ли дружина, Словно туры, заметалась под булатом под каленым? Вы вступите, господари, в стремена свои златые, Чтоб отмстить за час тяжелый, на земле наставший Русской, Чтоб за Игоря вступиться, Святославича оправить. К Осмомыслу Ярославу клич несем мы в самый Галич, Ты сидишь там на высоком златокованом престоле, Высь подпер ты гор Угорских всё железными полками, Королю ты путь заставил, затворил в Дунай ворота, Камни мечешь через тучи, суд ты рядишь до Дуная, По земле течешь грозою, в Киев путь ты отворяешь, С златоотчего престола шлешь удар Султанам дальним. Устреми же, господине, устреми удар в Кончака, В нечестивого Кощея, – порадей же ты о Руси, Чтоб от ран своих окрепнул буй наш Игорь Святославич. Буй Роман с Мстиславом храбрым, смелый ум ваш – зов на подвиг, Вы, как сокол, что ширяет по ветрам, плывете в выси, Сокол птицу одолеет, в ветре быструю нагонит. Ведь у вас железны латы и латинские шеломы. Сотряслась земля под вами, слышат ханские владенья, И литва, ятвяги, вместе с деремелой, копья бросив, Ниц склонились головами под булатными мечами. Но для Игоря для князя солнца свет уж умалился, Не к добру с деревьев листья обронились. И по Роси, По Суле – в разделе грады. Войско Игоря не встанет. Дон к тебе, о князь, взывает. Он князей зовет к победе. Князи Ольговичи храбры, – брань почуяв, поспешили. Ингварь, Всеволод, все трое вы Мстиславичи лихие, Шестикрылый рой, гнезда вы не худого, но, до власти Устремясь, ее стяжали вы не жребием победным. Где же шлемы золотые, копья с польскими щитами? Стрелы остры, заградите вы ворота, и вступитесь Вы за Русскую за землю, ранен Игорь Святославич. Уж Сула струей сребристой не течет к Переяславлю, И Двина течет болотом к полочанам, в кликах вражьих. Изяслав лишь, сын Васильков, о литовские шеломы Грянул острыми мечами, славу деда он Всеслава Затемнил, а сам низлег он под червлеными щитами, На траве окровавленной, взмах узнав мечей литовских.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Аще кто мнится мудр быти в вас в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет» . Вот сущность совета! Средство к мудрости — соделаться буиим! Разберем каждое слово, ибо каждое слово важно. Кому говорит здесь апостол? Членам Церкви Коринфской, из коих многие отличались мудростью, так как и самый город славился просвещением. Известно, чего достигла земная мудрость в Греции; она достигла там такой высоты, далее коей не восходила во всем древнем мире. Самый Рим, пред коим пала Греция, падал с уважением пред мудростью греческою. И вот, сим-то мудрецам, так сказать, первого разряда, кои были оракулами своего времени, апостол говорит, что они не имеют мудрости, и что если хотят иметь ее, то должны сделаться буиими. «Аще кто мнится мудр быти в вас в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет!» Можете судить, братие, каково было услышать такой совет мудрецам Греции из уст учителя Иудейского! Но этот учитель был — Павел! Что же предлагал он для достижения мудрости? Сделаться буиими - «буй да бывает яко да премудр будет!» Под сим буйством, очевидно, не разумеется простое лишение ума и объюродствование умственное. Сам апостол служит примером противного. Не разумеется пренебрежение познаниями, приобретаемыми наукою; сам апостол при одном случае заповедовал доставить себе книги. Что же разумеет апостол под безумием, когда указует на него как на единственное средство к мудрости? Разумеет отречение от тех начал, на каких утверждается мудрость человеческая, отречение от той уверенности, по коей сия мудрость почитает что она только одна может быть истинно совершенною; отречение от того упорства, по коему все, что противно ей, отвергается ею совершенно, как ложное; разумеет готовность признать свое неведение и искать света высшего, готовность принять сей свет, хотя бы он был и не того рода, каким мы привыкли видеть в своих суждениях, готовность переносить для сего все хулы и осуждения мира, святую готовность казаться в очах мира буиим; разумеется принятие других начал для своих познаний и действий; разумеется усвоение предметов веры христианской, кои для мудрости еллинской казались юродством.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3220...

Великый княже Всеволоде! 663 Не мыслию ти прелетти издалеча, отня злата стола поблюсти? Ты бо можеши Волгу веслы раскропити 664 , а Донъ шеломы выльяти. Аже бы ты былъ, то была бы чага по ногат, а кощей по резан. 665 Ты бо можеши посуху живыми шереширы стрляти – удалыми сыны Глбовы. 666 Ты, буй Рюриче, и Давыде! 667 Не ваю ли вои злачеными шеломы по крови плаваша? Не ваю ли храбрая дружина рыкаютъ акы тури, ранены саблями калеными, на пол незнаем? Вступита, господина, въ злата стремена за обиду сего времени, за землю Русскую, за раны Игоревы, буего Святславлича! Галичкы Осмомысл Ярославе! 668 Высоко сдиши на своемъ златокованнмъ стол, подперъ горы Угорскыи 669 своими желзными плъки, заступивъ королеви путь, затворивъ Дунаю ворота, меча бремены 670 чрезъ облаки, суды рядя до Дуная. Грозы твоя по землямъ текутъ, отворяеши Киеву врата, стрляеши съ отня злата стола салтани за землями. 671 Стрляй, господине, Кончака, поганого кощея, за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святславлича! А ты, буй Романе, и Мстиславе! 672 Храбрая мысль носитъ ваю умъ на дло. Высоко плаваеши на дло въ буести, яко соколъ на втрехъ ширяяся, хотя птицю въ буйств одолти. Суть бо у ваю желзныи паворзи подъ шеломы латинскими. 673 Тм и тресну земля, и многи страны – Хинова, Литва, Ятвязи, 674 Деремела 675 и Половци – сулици 676 своя повръгоша, а главы своя подклониша подъ тыи мечи харалужныи. Нъ уже, княже, Игорю утръп солнцю свтъ, а древо не бологомъ листвие срони: по Роси и по Сули 677 гради подлиша. А Игорева храбраго плъку не крсити! Донъ ти, княже, кличетъ и зоветь князи на побду. Олговичи, храбрыи князи, доспли на брань. Инъгварь и Всеволодъ, и вси три Мстиславичи, 678 не худа гнзда шестокрилци! 679 Не побдными жребии соб власти расхытисте! Кое ваши златыи шеломы и сулицы ляцкии и щиты? Загородите Полю ворота 680 своими острыми стрлами, за землю Русскую, за раны Игоревы, буего Святъславлича! Уже бо Сула не течетъ сребреными струями къ граду Переяславлю, и Двина болотомъ течетъ онымъ грознымъ полочаномъ подъ кликомъ поганыхъ. Единъ же Изяславъ, сынъ Васильковъ, 681 позвони своими острыми мечи о шеломы литовския, притрепа славу дду своему Всеславу, а самъ подъ чрълеными щиты на кровав трав притрепанъ литовскыми мечи. Исхыти юна кров, а тьи рекъ: 682 «Дружину твою, княже, птиць крилы приод, а зври кровь полизаша». Не бысть ту брата Брячяслава, ни другаго – Всеволода, 683 единъ же изрони жемчюжну душу изъ храбра тла чресъ злато ожерелие. Уныли голоси, пониче веселие. Трубы трубятъ городеньскии. 684

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякое другое расследование и разузнавание есть порождение и пища самолюбия и гордости; это — узы и сети диавола, который, видя, как воля тех, которые внимают духовной жизни, сильна и крепка, покушается победить ум их такими любопытствами, чтоб таким образом овладеть и им, и тою. Для этого он обыкновенно влагает в них мысли высокие, тонкие и изумляющие, особенно тем из них, которые остроумны и скоры на высокоумничанье. И они, увлекаясь удовольствием иметь и рассматривать такие высокие помыслы, забывают блюсти чистоту своего сердца и внимать смиренному о себе мудрованию и истинному самоумерщвлению: и таким образом, будучи опутываемы узами гордости и самомнения, делают себе идола из своего ума, а вследствие того мало-помалу, сами того не чувствую, вдаются в помысл, что не имеют уже более нужды в совете и вразумлении других, так как привыкли во всякой нужде прибегать к идолу собственного разумения и суждения. Это — дело крайне опасное и трудно врачуемое; гордость ума гораздо бедственнее, чем гордость воли. Ибо гордость воли, будучи явна для ума, может быть иной раз им удобно уврачевана чрез подклонение ее под иго должного. Ум же, когда самонадеянно утвердится в мысли, что его собственный суждения лучше всех других, кем, наконец, может быть уврачеван? Может ли он кого-либо послушаться, когда уверен, что суждения всех других не так хороши, как его собственные? Когда же это око души — ум, с помощью которого человек мог бы узнавать и исправлять гордость воли, сам ослеплен гордостию и остается неуврачеванным, кто уврачует и волю? И бывает тогда внутри все расстроено, и притом так, что негде и некому пластыря приложить. Вот почему надлежит тебе, как можно скорее, воспротивляться этой пагубной гордыне ума, прежде чем она проникнет до мозга костей твоих; воспротивляйся же, обуздывай быстроту ума своего и покорно подчиняй свое мнение мнению других; будь буй из любви к Богу, если желаешь быть премудрее Соломона. Аще кто мнится мудр быти в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет (1 Кор. 3, 18). ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. Как обучить волю свою, чтоб она во всех делах своих, внутренних и внешних, как последней цели искала одного благоугождения Богу

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

В последний раз координаты были переданы 16 марта. 18 марта, ПРАВМИР. Система спутниковой навигации потеряла лодку «Тургояк» известного российского путешественника Федора Конюхова. В понедельник, 17 марта, путешественник вышел на связь со своим московским экспедиционным штабом и сообщил, что вышел из строя спутниковый буй. «В буй попала вода. Все начинает сыпаться и выходить из строя, океанская агрессивная среда потихоньку добирается до всех приборов и механизмов. Но я с Божьей помощью и вашими молитвами держусь», — передает слова путешественника ИТАР-ТАСС . По его словам, скорость попутного ветра достигала 20-25 узлов, лодка идет по заданному курсу. Также Федор Конюхов сообщил о неблагоприятных погодных условиях, вследствие которых ему не удавалось открыть люки, так как вода заливает внутренние помещения лодки. Согласно последним спутниковым данным, по состоянию на 16 марта, лодка Федора Конюхова прошла по Тихому океану 4885 миль. Его путешествие началось 22 декабря 2013 года в чилийском порту Конкон. До конечной точки путешествия — австралийского берега, путешественнику необходимо проплыть 3 289 миль. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 6 октября, 2023 15 июня, 2023 27 марта, 2023 18 мая, 2022 25 февраля, 2021 30 июля, 2020 29 июля, 2020 31 мая, 2020 10 января, 2020 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/sputnik-poteryal-lodku...

Н нечестно одолесте: нечестно бо кровь поганую пролиясте. Ваю храбрая сердца в жестоцем харалузе скована, а в буести закалена. Се ли створисте моей сребреней седине! А уже не вижду власти сильнаго, и богатаго и многовои брата моего Ярослава с Черниговьскими былями, с Могуты и с Татраны и с Шельбиры, и с Топчакы, ис Ревугы, и с Ольберы. Тии бо бес щитовь с засапожникы кликом плъкы побеждают, звонячи в прадеднюю славу. Н рекосте му жа имеся сами, преднюю славу сами похитим, а заднюю ся сами поделим. А чи диво ся братие стару помолодити? Коли сокол в мытех бывает, высоко птиц възбивает; не даст гнезда своего в обиду. Н се зло Княже ми не пособие; на ниче ся годины обратиша. Се Урим кричат под саблями Половецкыми, а Володимир под ранами. Туга и тоска сыну Глебову. Великый Княже Всеволоде! не мыслию ти прелетети издалеча, отня злата стола поблюсти? Ты бо можеши Волгу веслы раскропити, а Дон шеломы выльяти. Аже бы ты был, то была бы Чага по ногате, а Кощей по резане. Ты бо можеши посуху живыми шереширы стреляти удалыми сыны Глебовы. Ты буй Рюриче и Давыде, не ваю ли злачеными шеломы по крови плаваша? Не ваю ли храбрая дружина рыкают акы тури, ранены саблями калеными, на поле незнаеме? Вступита Господина в злата стремень за обиду сего времени, за землю Русскую, за раны Игоревы, буего Святславлича! Галичкы Осмомысле Ярославе высоко седиши на своем златокованнем столе. Подпер горы Угорскыи своими железными плъки, заступив Королеви путь, затвори в Дунаю ворота, меча времены чрез облаки, суды рядя до Дуная. Грозы твоя по землям текут; оттворяеши Киеву врата; стреляеши с отня злата стола Салтани за землями. Стреляй Господине Кончака, поганого Кощея за землю Рускую, за раны Игоревы буего Святславлича. А ты буй Романе и Мстиславе! храбрая мысль носит вас ум на дело. Высоко плаваеши на дело в буести, яко сокол на ветрех ширяяся, хотя птицю в буйстве одолети. Суть бо у ваю железныи папорзи под шеломы латинскими. Теми тресну земля, и многи страны Хинова. Литва, Ятвязи, Деремела, и Половци сулици своя повръгоща, а главы своя поклониша под тыи мечи харалужныи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010