О лжестарчестве преосвященный Игнатий Брянчанинов говорит так: «Страшное дело принять обязанности (старчество), которые можно исполнить только по повелению Св. Духа, между тем, как общение с сатаною еще не расторгнуто и сосуд не перестает оскверняться действиями сатаны (т.е. еще не достигнуто бесстрастие). Ужасно такое лицемерство и лицедейство. Гибельно оно для себя и для ближних, преступно оно перед Богом, богохульно» (Соч. Еп. Игнатия Брянч., том IV, СПБ, 1867 г., стр. 94). Лжестарчество вызывает гипноз идей. И т.к. в основе лежит ложная идея – эта идея вызывает духовное ослепление. Когда ложная идея застилает реальность, то никакие доводы больше не принимаются, т.к. натыкаются на idée fixe, которая считается незыблемой аксиомой. Человек движется вперед, как сомнамбула, пока не ударится лбом о стену. Он разбивает голову себе и зачастую тем, кто с ним связан. Подобная катастрофа постигает приверженцев лжестарчества. Оттого среди них так часты случаи самоубийств и всякаго рода отчаяния. Отчаяние есть первый симптом того, что человек болен духовной болезнию, которую мы именуем «гипноз идей». Отчаяние – это неизбежный результат крушения тех построений, которые созданы на ложном основании. Отчаяние есть осязательное доказательство тому, что человек попал в заколдованный круг, им самим же созданный, благодаря неверным, ложным предпосылкам. Отец же лжи есть диавол. Такая трагедия постигает приверженцев лжестарца. Поэтому лжестарчество есть явление антихристианское, ведущее к погублению душ. Когда истинные старцы, можно сказать, отсутствуют, люди, жаждущие найти себе духовную опору, выбирают какое-либо духовное лицо им почему-либо симпатичное и говорят: «я отношусь к нему, как к старцу». Если духовник окажется трезвым, духовно честным, он резко отстранит такое отношение. Но сколько таких, которые охотно попадаются в сети, им расставляемые. Ибо это «лицедейство» по выражению еп. Игнатия Брянчанинова , ведет самозванного старца к духовной смерти. Он сам теряет почву под ногами и идет уже кривыми путями, растеряв все то, что собирал и приобретал за всю прошлую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Еп. Игнатий. Игн. Б. признавал, что жизнь человека, всецело предающего себя водительству Провидения, располагается по некоему Божественному плану, первообраз которого начертан в священных событиях избранного народа Божия. Смотря на иноческую жизнь как на странствование по земной пустыне и приготовление ко входу в обетованную землю вечности, он учил, что надо соглядать эту вечность еще при настоящем земном существовании, чтобы обеспечить себе вступление в нее за пределами гроба. «Последуем Христу! Смиримся подобно Ему! Подобно Ему не откажемся прослыть льстецами умоисступленными, не пощадим чести нашей, не отвратим лица от заплеваний и ланит, от заушений; не будем искать ни славы, ни красоты, ни наслаждений, принадлежащих миру сему. Совершим земное странствование, как странники, не имеющие, где главу подклонить, примем, примем поношения, уничижения и презрение от людей, как неотъемлемые принадлежности избранного нами пути, будем явно и тайно бороться с помыслами гордыни, всесильно низлагать эти помыслы нашего ветхого человека, идущего оживить свое Я под различными правдоподобными предлогами. Тогда Сын Божий, сказавший: «вселюся в них и похожду» ( 2Кор.6:16 ), явится в сердце нашем и дарует нам власть и силу связать крепкого, расхитить сосуды его, наступить на аспида и василиска, поправ их (Преп. Макарий. Слово 4, гл. 15). «Вне безмолвия, нет истинного покаяния» (Исаак Сирский). (1867 г. 30 апреля умер Е. Н.). Непостижимый, всесильный, всеблагий, всепремудрый Бог и Господь мой, Создатель и Спаситель! В слезах и прахе пред тобой ничтожная пылинка! Я – Тобой, призванный к существованию, ощущению, допущенный к размышлению, желанию. Ты зришь сердце мое, Ты зришь, то ли в сокровенной глубине его хранится слово, которое намереваюсь произнести умом и устами. Игн. Брянчанинов Из наставлений преп. Серафима Не должно без нужды другому открывать сердца своего, из тысячи найти можно только одного, который бы сохранил свою тайну. Когда мы сами не сохраним ее в себе, как можем надеяться, что она может быть сохранена другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Следует сказать, что в свете исламского учения о нравственности и заступничестве (шафаа) Мухаммада за своих последователей на последнем суде Аллаха всякий грех мусульманина может быть прощен, кроме перехода в другую веру. Об этом свидетельствует и Коран – плод поэтического и религиозного творчества арабского проповедника: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные грехи, кому пожелает» (К. 4,48). Для человека, остро чувствующего несовершенство этого мира и надеющегося на высшую справедливость всем, кто творил зло и не принес в нем искреннего покаяния, такие взгляды могут оказаться соблазнительными. Несомненно, что среди в конце концов помилованных и удостоенных исламского рая окажутся все исламские террористы, преступники, убийцы ни в чем неповинных детей в городе Беслане, садисты типа бывшего правителя Уганды каннибала Иди Амина и т. п. Как мы видим, нравственные воззрения основателя религии накладывают неизгладимый отпечаток и на вероучение, и на нравственные идеалы самой религиозной системы. Поэтому у нас есть все основания считать, что нравственный облик основателя арабской религии не является примером совершенства. Об этом, в частности, можно судить и из анализа молитвенной практики его последователей. Например, испрашивание у Аллаха благословения для Мухаммада и всех его потомков выглядит странным, если сам «пророк» считается благословением для всего мира. В некоторых молитвах при упоминании имени Мухаммада добавляются слова «на котором да будет мир», что, по мнению некоторых бывших мусульман, свидетельствует об отсутствии, наверное, самого главного качества для праведника – Божиего мира у основателя арабской религии 82 . Отсутствие мира Божиего в душе человека, претендующего на некоторый духовный опыт, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова) († 1867), свидетельствует об отсутствии сердечной чистоты. По словам этого святого Православной Церкви, мир Божий – это действие и плод Святого Духа и «стяжавший в себя мир Божий способен к прочим окончательным блаженствам: к благодушному претерпению, к претерпению с радостью поношений, клевет, изгнаний и прочих напастей» 83 , чего у Мухаммада, особенно в мединский период его жизни, мы не наблюдаем 84 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Иная оценка дореволюционного состояния Русской Церкви дается с точки зрения духовной: в Поместной Русской Православной Церкви есть отдельные островки духовной жизни. Находятся редкие подвижники, но в основной массе верующих - почти одно внешнее благочестие. Один из лучших знатоков монашества в России святитель Игнатий (Брянчанинов) (+1867) следующим образом характеризует духовный уровень этого цвета Церкви в свое время: “Состарившееся, изветшавшее древо нередко бывает покрыто и украшено густым покровом зеленых листьев, еще выражает объемистым стволом крепость и здравие; но внутренность его уже истлела: первая буря сломит Игумену Антонию (Бочкову) он прямо пишет: “О монашестве я писал Вам, что оно доживает в России, да и повсюду, данный ему срок. Отживает оно век своей вместе с христианством. Восстановления не ожидаю. Восстановить некому... В современном монашеском обществе потеряно правильное понятие об умном делании. Прежде умное делание было очень распространено и между народом, еще не подвергшимся влиянию Запада. Теперь все В другом письме он пишет: “Мнение Ваше о монастырях вполне разделяю. Положение их подобно весеннему снегу... снаружи снег как снег, а под низом его повсюду едкая весенняя вода; она съест этот снег при первой вспомогательной атмосферической перемене. Важная примета кончины монашества - повсеместное оставление внутренного делания и удовлетворение себя наружностью напоказ... За такое жительство, чуждое внутреннего делания, сего единого средства к общению с Богом, человеки делаются непотребными для Бога, как Бог объявил допотопным прогрессистам. Однако Он даровал им 120 лет на (Письмо это было написано в 1863 году, то есть времени на покаяние новым “прогрессистам” оставалось полстолетия. Но теперь уже очевидно, они им не воспользовались, и наступил “потоп”. Учтут ли этот урок их потомки?) Своему брату Петру Александровичу святитель Игнатий пишет с полной откровенностью: “Судя по духу времени и по брожению умов, должно полагать, что здание Церкви, которое колеблется уже давно, колеблется страшно и быстро. Некому остановить и противостать... Что посеяли, то и жнут! Последнее можно сказать о духовных журналах и о преподавании закона

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Записка Брянчанинова отчасти объясняет дело. Вероятно, рукопись отдана Хрисанфу, он не позаботился посмотреть её, а когда чиновник пугнул, он и начал врать. А может случится и то, что рукопись оказалась неудовлетворительною, не желая делать резкого отзыва, стараются замять о ней дело и представить ее потерянною. Делаем мы так с почтенными лицами по цензуре, сваливая вину на себя. Белюстин вздумал из Ренана перевесть очерк жизни Спасителя, не умел избежать его погрешностей, и Савва, которому от Синода поручалось рассмотреть рукопись, уличил его в буквальном переводе. В предисловии с самохвальством говорит, что некоторые исторические и археологические сведения берет из Иосифа Флавия. Но все приведенные цитаты оказались ложными, и выведено, что писатель не видывал Иосифа Флавия. Еще отыскали у Белюстина усилие доказать, что священники не участвовали в осуждении Спасителя, а одни архиереи. Теперь прислан нам указ с прописанием неодобрения этой рукописи в печать. Введение новых уставов получил, но уже после письма от 31-го числа. Святитель слаб эти дни. В Петербургскую академию приехало держать экзамен 101 человек. По первому экспромту судя, начальство академии удивилось самоуверенности, с какою совсем безграмотные люди изъявили смелость экзаменоваться; трое вскоре убоялись премудрости и обратились вспять, а 98 остались. Как же сделали изменение в выражениях постановления первого собрания духовенства? Ведь донесение о сем послано обер-прокурору. У него в руках документ, с которым не сходится печатный текст. 2937 —175— 1867 г. сентября 7-го. Из Питера пишут, что в Орел будет назначен Балахнинский, а на его место Нижегородский Ювеналий. О назначении в Рязань ничего не слышно еще. Васильев обнаруживает деятельность, требуя вместо одного трех заседаний в неделю; помирились на двух. Начали рассматривать учебники, и учебники по всеобщей истории поручено рассматривать Ненарокомову. Место другого объездного ревизора предложено Керскому чиновнику канцелярии обер-прокурора из магистров Казанской академии, и он не отказывается.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

S-6; л-80; о-70> у-400; ч-90; е-5; н-50; i-10; е-5=666. 786 Статья эта не была напечатана, ибо Владыка Игнатий не хотел делать духовно-назидательное учение предметом журнального и, тем более, газетного обсуждения. В 1867 году, после выхода из печати «Сочинений Епископа Игнатия Брянчанинова » и уже по смерти его, появилась критическая статья Преосвященного Феофана Говорова, посвященная разбору «Слова о смерти» и Прибавления к «Слову о смерти». 787 В целях полноты и всесторонности суждения по вопросу о духовном мире в воззрениях Епископа Игнатия нам представляется необходимым остановить свое достаточное внимание на статье Епископа Феофана. Содержание критической статьи Преосвященного Феофана представляется в следующем виде. Преосвященный Феофан называет «Слово о смерти» – словом многопоучительным, в котором, однако, высказаны, между прочим, мнения мало известные в христианском мире, каково, наприм. мнение о телесности естества души и ангелов, в ослабление и против которого и направлена критическая статья Епископа Феофана. Автор статьи называет мнение Епископа Игнатия о сущности духовного мира новым учением, сущность которого замечается в признании, что «Ангелы и души хотя очень тонки по существу своему, однако, при всей тонкости своей, – суть тела. Они – тела тонкие, эфирные, тогда как, напротив, наши земные тела очень вещественны и грубы. Грубое человеческое тело служит одеждой для тонкого тела души. На глаза, уши, руки, ноги, принадлежащие душе, надеты подобные члены тела. Когда душа разлучается с телом посредством смерти, она совлекается его, как бы одежды. Ангелы, подобно душе, имеют члены – голову, очи, уста, перси, руки, ноги, власы, – словом, все подобие видимого человека в его теле. Один Бог – Дух. Нет существа одноестественного Богу. И потому, кроме Бога, нет другого существа духовного по естеству». Сделав эту выписку из «Слова о смерти», Епископ Феофан видит в изложенном учении о природе души ангелов противоречия между признанием вещественности духа и принадлежностью ему сознания, свободы, рассуждения, страха Божия, совести. 788 Мы видели выше, что Преосвященный Игнатий признает принадлежащей душе человеческой особенную способность, называемую силой словесности; к ней относятся способность мыслить и способность к ощущениям духовным, каковы ощущения высокого, ощущения изящного, ощущения добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Прот. Георгий Флоровский обратил внимание, что на развитие русской религиозно-философской мысли второй половины XIX века большое влияние оказало также и учение западного романтизма, которое в протестантской Германии заменяло богословие религиозной философией. Это учение оказало заметное влияние и на развитие католического спекулятивного богословия романтической эпохи. По его словам, для России это время, когда «темы нравственные заслоняют темы метафизические» с. 491]. Одним из выражений богословского морализма этого периода стало прямое обращение к источникам протестантской этики и католической моральной теологии. Они были приспособлены к семинарскому и академическому православному образованию. По этому поводу Феофан Затворник в своих письмах отмечал, что среди его современников, имеющих формальную принадлежность к Православной Церкви, многие относятся к числу вольнодумцев, придерживающихся учения вольтерианства, натурализма и лютеранства, которые, несмотря на то, что получили образование в высших духовных учебных заведениях, по существу оставались чужды православному учению с. 88]. Сложившаяся ситуация отразилась и на образовательных программах, по которым обучали в то время в духовных школах России. Так, семинарская программа по нравственному богословию по уставу 1867 г. была составлена применительно к системе Хр. Пальмера и «Богословской этике» Р. Роте. В Московской академии придерживались христианской этики К. Зайлера. В Казанской академии Филарет Филаретов читал нравственное богословие по либерально-протестантскому богослову Де-Ветте. Учебник нравственного богословия Платона Фивейского был составлен преимущественно по католической системе Ф. Штапфа. Изданный в 60-х гг. курс нравственного богословия прот. П.Ф. Солярского был также скомпилирован по протестантским и католическим пособиям с. 126–127]. В отличие от сторонников пиетизма и вольнодумства были и крупные представители православного традиционного духовного образования. Однако они, как правило, в это время не занимались педагогической деятельностью в духовных школах, а находились на покое или в затворе, и высказывали свое мнение в своих письмах и других трудах. Самыми выдающимися среди них были Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник . Они свое учение о христианской жизни старались перестроить по началам святоотеческой аскетики. Так, Феофан Затворник издал книгу под названием «Путь ко спасению», за основу которой им был использован курс лекций, прочитанный им в 1845–1847 годы в Санкт-Петербургской духовной академии с. 103].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Скачать epub pdf К столетию блаженного преставления Епископа Игнатия (Брянчанинова) «Наше время походит на последнее. Соль обуевает. В высших пастырях Церкви осталось слабое, темное, сбивчивое, неправильное понимание по букве, убивающей духовную жизнь в христианском обществе, уничтожающей христианство , которое есть дело, а не буква. Тяжело видеть, кому вверены, или кому попались в руки овцы Христовы, кому предоставлено их руководство и спасение! Волки, облеченные в овечью кожу, являются и познаются от дел и плодов своих. Но это – попущение Божие. Сущие во Иудее да бегут в горы!» – такими словами характеризовал современную ему церковную жизнь, еще свыше ста лет тому назад, наш великий российский светильник, подвижник и духовный писатель – наставник православно-христианского благочестия святитель Игнатий (Брянчанинов) , столетие со дня праведной кончины которого мы в нынешнем 1967 году молитвенно вспоминаем († 30 апреля 1867 года). Не с гораздо ли большим правом можем мы повторить эти грозные, предостерегающие слова его в наши дни? Ибо как раз в этом-то отношении – в отношении полного духовно-нравственного упадка, дошедшего, кажется, уже до крайних пределов, жизнь за эти последние сто лет, особенно со времени катастрофического крушения нашей Родины – России, действительно далеко ушла вперед. Печальный «прогресс», ясно свидетельствующий, по богомудрым словам святителя Игнатия, о приближении конца!.. Куда уж идти дальше, если те, кому вверены человеческие души для руководства ими ко спасению, ведут их не ко спасению, а к вечной погибели?! Для нас важно, что святитель Игнатий, с ранней юности искренно всей душой стремившийся к подлинной духовно-нравственной жизни и сам явивший в себе высокий образец такой жизни, пишет это не голословно, а на самом себе переживши все это, как мы знаем это из его замечательного жизнеописания. А выводы из пережитых им лично разочарований и огорчений, на этой почве, он изложил письменно во многих местах своих «Аскетических Опытов», «Аскетической Проповеди», «Писем к мирянам», «Приношения современному монашеству», «Отечника» и других дошедших до нас его письменных трудов, представляющих собою ценнейшую библиотеку для каждого интересующегося вопросами духовно-нравственной жизни и, в особенности, для желающего не только «философствовать» (что часто бывает совершенно бесплодно и не на пользу!), но и жить духовной жизнью, как действительно жил ею сам святитель Игнатий. Творения святителя Игнатия тем и ценны нам особенно, что они все написаны из собственного духовного опыта.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Зло – не природа, а ее состояние. Это болезнь, паразит, существующий только за счет природы, на которой паразитирует. «Точнее, – говорит Β. Н. Лосский († 1958), – зло есть определенное состояние воли этой природы, это воля, ложная по отношению к Богу. Зло есть бунт против Бога, то есть позиция личностная. Таким образом, зло относится к перспективе не сущностной, а личностной». Итак, зло вошло в мир через волю. Это не природа, а состояние. «Природа добра сильнее привычки ко злу, – говорит святой Диадох Фотики йский (V в.), – ибо добро есть, а зла нет, или, вернее, оно существует только в тот момент, когда его проявляют». Прежде чем войти по воле Адама в мир земной, зло «началось» в мире духовном. Воля ангелов, навеки определившихся в ненависти к Богу, первая породила зло, которое есть влечение воли к небытию отрицания бытия, творения Божиего, и в особенности неистовая ненависть к благодати, которой мятежная воля ожесточенно противится. Поскольку зло имеет свое начало в мире ангельском, следует заострить внимание на термине «бесплотные духи». По Β. Н. Лосскому, ангелов нельзя определять вышеназванным термином, даже если их так называют отцы и богослужебные тексты. Ангелы не являются существами «чисто духовными». Существует некая ангельская телесность, которая может даже становиться видимой. Хотя идея бестелесности ангелов в конце концов восторжествовала на Западе вместе с томизмом, средневековые францисканцы, в частности Бонавентура (1221–1274), держались противоположного мнения, а в России XIX века епископ Игнатий Брянчанинов (1807–1867) отстаивал эту телесность ангелов против Феофана Затворника (1815–1894). Но как бы то ни было, заключает Β. Н. Лосский, ангелы не имеют биологических условий, подобных нашим, и они не знают ни смерти, ни размножения. У них нет «кожаных риз». Мир ангельский, таким образом, имеет иную форму существования, иначе мы не могли бы говорить о единстве этого мира. Каждый из них – отдельная природа, отдельный умопостигаемый мир. Их единство не органическое, и его можно было бы назвать по аналогии единством абстрактным; это единство города, хора, войска, единство служения, единство хвалы, – одним словом, единство гармоническое. Поэтому ангельская вселенная открывает перед злом иные возможности, чем наш мир. Например, зло, воспринятое Адамом, смогло осквернить всю человеческую природу, но злобная позиция одного ангела остается его личной позицией: здесь зло в каком-то смысле индивидуализируется. Библейское повествование о грехопадении говорит нам, что зло имеет своим началом грех одного ангела. И эта позиция Люцифера обнажает перед нами корень всякого греха – гордость, бунт против Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Утешаюсь вестию, что уединенная, скромная и живописная обитель Черменецкая восстановляется при попечительном и просвещенном управлении Вашем. Дух времени, подобно вихрю, завывает сильно, и рвет, ломает многое. Это предсказано Священным Писанием, которое в поведении и образе мыслей трех отроков, описанных Даниилом пророком, дало нам указание и пример для нашего образа мыслей и поведения. Прося Ваших св. молитв и призывая на Вас благословение Божие, с чувствами искреннейшей преданности и уважения имею честь быть Вашего Высокопреподобия покорнейшим слугою. Епископ Игнатий. 24 декабря 1866 года. Письмо 30 Ваше Высокопреподобие, Высокопреподобнейший отец Игумен Антоний! Письмо Ваше пришло к самому дню моего рождения, которым заканчивается шестое десятилетие жизни и начинается седьмое. Благодарю Вас за постоянное памятование о мне! благодарю за поздравление! Попущения Божий и отступление языческих народов от христианства, ради их язычества, предвозвещено Писанием. Богу угодно, чтоб мы жили в эти времена: почему подобает смириться под крепкую руку Божию и смиренномудрствовать, подражая смиренномудрию трех отроков, которых религиозное положение очень схоже на положение религии современное. О Иустин и Вася благодарят Вас за воспоминание о них. Петр Александрович находится в Петербурге, где оканчивают печатанием 4-й том моих сочинений, назначенный собственно для монашествующих. Поручая себя Вашим молитвам и призывая на Вас благословение Божие, с чувствами искреннейшей преданности и уважения имею честь быть Вашего Высокопреподобия покорнейшим слугою. Епископ Игнатий. 6 февраля 1867 года. Игумен Антоний Сергей Исаков 9 . Алексей Поликарпович Бочков Биографический очерк Если значение Оптиной Пустыни для русской духовной жизни XIX века более или менее прояснено и если выявлены связи с нею крупнейших русских писателей прошлого столетия (Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого) 10 , то этого совсем нельзя сказать о русских литераторах «второго эшелона». Их личные и творческие контакты с Оптиной Пустынью еще почти совершенно не изучены, влияние Оптин-ских старцев и их учения на творчество этих писателей еще не стало предметом исследования. В силу этого глубинное воздействие Оптиной Пустыни на русский историко-литературный процесс еще далеко не определено, да и исследование воздействия Оптиной, например, на творчество Ф. М. Достоевского или К. Н. Леонтьева в значительной мере оказывается лишенным столь необходимого в данном случае историко-культурного и историко-литературного фона.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010