«Груз-200» - где страна готовилась и даже стремилась к закланию, а те, кто мог противостоять - были растеряны и безвольны. Те же, кто противостал: шли добровольно на собственную смерть (бывший преступник Алексей) или на убийство (Антонина - жена Алексея). «Кочегар» (2010) - где герой, когда дело касается его собственной судьбы, проявляет изумительную способность к борьбе со злом, чтобы завершить свой земной путь в акте величайшего отчаяния - самоубийстве. «Жмурки» (2005) - как борьба на смерть за кратковременный миг сладкой жизни на трупах. Триптих («Брат», «Брат-2», «Война») - о неистребимом русском чувстве братства, правды и справедливости. В «Брате-2» главный герой направляется в Америку, чтобы помочь брату покойного друга, теряет там родного брата (который по ценностям оказывается «американцем»), но приобретает пропадавшую «сестру». «Блудные дети» возвращаются домой, потому что «там хорошо». В «Войне» в лице молоденького солдата Ивана Ермакова А. Балабанов показывает русский характер, который роднит его, что с веком XIII-м, что - с XIX-м. И в этом же фильме режиссер-сценарист, по сути дела, подтверждает еще и мысль нашего выдающегося геополитика генерал-майора А. Е. Вандама (1867-1933): « Плохо иметь англосакса врагом, но еще хуже иметь его другом». «Мне не больно» (2006) - поразительно нежный фильм о любви перед лицом неизбежной скорой земной смерти. И, наконец, вершина, глубокомысленнейший фильм-завещание - «Я тоже хочу» (2012). «А где твоя правда?» Ю. Кузнецов. Брат Надо ли (было) смотреть (все) фильмы Балабанова? Это не вопрос (ы) для воцерковленных людей. Воцерковленному читателю-зрителю, может быть, они вовсе ни к чему, ибо он должен помнить слова святителя Игнатия (Брянчанинова): «Бог отверг правду человеческую, и она - грех, беззаконие, падение. Бог установил Свою все­святую правду, правду Креста - Ею отверзает нам небо». Это вопрос (ы) для тех, кто уже смотрел или собирался посмотреть. Не является ли соблазном само доброе слово о фильмах Балабанова (ибо «горе тому человеку, через которого соблазн приходит»)?

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/18/...

133 Чтоб иметь полное понятие об этом счастливом для воронежских детей времени, полезно прочитать прекрасную биографию Станкевича, написанную Анненковым. – Примеч. С. И. Снессоревой. [См.: Анненков П. В. Николай Владимирович Станкевич. Переписка его и био графия. М., 1857 (па обл. 1858). С. 18–20 (первая пагинация) – Е. А. и Е. П.)]. 134 ...вышла замуж... – Муж Софии Ивановны – Аполлон Васильевич Снессорев – коллежский секретарь, служил письмоводителем Воронежского комитета о земских повинностях. Венчание состоялось 17 апреля 1836 г. – РГИА. Ф. 1343. Оп. 29. 4595 (Дело о дворянском происхождении рода Снесаревых). Л. 46 (об.), 51 135 ...немедленно уехала... – 4 мая 1836 г., через две недели после венчания, А. В. Снессорев был уволен от должности письмоводителя Воронежского комитета о земских повинностях, по прошению. – Там же. Л. 46 (об.) 136 ...в Энциклопедическом словаре Плюшара. – См. сноску 1, с. 490. София Ивановна с мужем писали для этого издания статьи на букву «Г», которые помещены в 13–15 томах, изданных в 1838 г 137 Масальский Константин Петрович (1802–1861) – прозаик, драматург, поэт, критик, переводчик. В 1842–1844 гг. и в 1847– 1852 гг. – редактор журнала «Сын Отечества». Со второй половины 1830-х гг. занялся исторической беллетристикой, при этом тщательно прорабатывал исторические источники, в т. ч. иностранные и архивные; публиковал их в составе художественных произведений или отдельно. 138 Кашкин Дмитрий Евгеньевич (1771 – 1843) – стихотворец, переводчик, музыкант-самоучка: играл свои музыкальные сочинения на изобретенном им самим инструменте (гигантской гитаре с 36 струнами – «димитаре») 139 Калькбреннер Фридрих Вильгельм (1788–1849) – немецкий пианист, композитор, музыкальный писатель. Возможно, София Ивановна перевела написанное им пособие «Methode pour apprendre le pianoforte a l " aide du quide-mains» (1830) 140 Муж принял первое место... – А. В. Снессорев в феврале 1838 г. был вызван на службу в Астраханскую губернию в должности чиновника особых поручений при Военном губернаторе. См.: РГИА. Ф. 1343. Оп. 29. 4595. Л. 46 (об.) Должность астраханского военного губернатора и управляющего гражданской частью с 1834 г. исполнял Иван Семенович Тимирязев (1790–1867). См.: «Астраханские губернаторы: Историко-краеведческие очерки. Астрахань, 1997. С. 57–68

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Неоценимую помощь в этом может оказать опытный руководитель, видящий душу человека. Но такие руководители даже в древние времена были, по свидетельству Отцов, большой редкостью. Тем труднее их найти в настоящее время. Святые Отцы предвидели этот голод слова Божия (при избытке книг Священного Писания!) в последние времена и предуказали искренне ищущим спасительное средство в их духовной жизни – «жительство под руководством отеческих писаний с советом преуспевших современных братий». Приведенные слова принадлежат одному из авторитетнейших русских духовных наставников и писателей XIX в. святителю Игнатию Брянчанинову (1807–1867), творения которого являются своего рода энциклопедией духовной жизни и представляют собой одно из таких отеческих писаний, имеющих однако особую для современного христианина ценность. Эта ценность обусловлена тем, что они: написаны на основе тщательного изучения святоотеческих творений и испытаны в горниле личного подвижнического опыта; дают ясное изложение всех важнейших вопросов духовной жизни, в том числе и опасностей, встречающихся на ее пути; излагают святоотеческий опыт богопознания применительно к психологии и силам человека ближайшей к нам по времени и по степени обмирщенности эпохи (XIX в.). Здесь представим лишь некоторые из наиболее важных положений его учения по данному вопросу. 1. Правильная мысль «Обыкновенно люди считают мысль чем-то маловажным, потому они очень мало разборчивы при принятии мысли. Но от принятых правильных мыслей рождается все доброе, от принятых ложных мыслей рождается все злое. Мысль подобна рулю корабельному: от небольшого руля, от этой ничтожной доски, влачащейся за кораблем, зависит направление и, по большей части, участь всей огромной машины» (IV, 509) 364 , – так писал святитель Игнатий, подчеркивая то исключительное значение, какое имеют наши мысли, взгляды и теоретические знания в целом для духовной жизни. Не только правильная догматическая вера и евангельская нравственность, но также знание и неукоснительное соблюдение духовных законов определяют успех сложного процесса реального перерождения страстного, «плотского» ( Рим. 8, 5 ), ветхого человека ( Еф. 4, 22 ) в нового человека ( Еф. 4, 24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

…в Англии… (которою все мы тогда бредили под влиянием катковского «Русского вестника»). — «Русский вестник» Каткова в первые годы своего существования (выходил с 1856 года) проводил резко англофильскую политику. 107 …как гоголевский Петух…— Обед Чичикова у Петра Петровича Петуха описан в главе 3-й второго тома «Мертвых душ» Гоголя. 108 …стал шампанское в свой квас лить…— Провиантщик, о котором пишет Лесков, не был оригинален. В поэме Некрасова «Недавнее время» (1871), читаем: В Петербурге шампанское с квасом Попивали из древних ковшей… В «Воспоминаниях» С. Ю. Витте (т. III, Л., 1924, стр. 280–281) описано употребление этой смеси в 1880-1890-х годах купцами-миллионерами В. А. Кокоревым, П. И. Губониным и др. 109 Тростил — свивал, мешал. 110 Хамламе — хам. 111 Ассафетида (камедь) — вонючая смола из ферулы (растение семейства зонтичных). 112 Лазарев, М. П. (1788–1851) — адмирал, управляющий Черноморским флотом в 1832–1845 годах. 113 Игнатий (Брянчанинов? 1807–1867) — в 1857–1861 годах епископ кавказский. Лесков подробно рассказывает о Брянчанинове в «Инженерах-бессребрениках» (наст, изд., т. 8). 114 Коснит — медлит. 115 …стада Лавановы при досмотре Иакова — см. примечание на стр. 684. 116 Половые — светло-рыжие или серые с желтым отливом. 117 Запушь — укромное место. 118 Чепан — крестьянский верхний кафтан. 119 Зачичкавшийся — захиревший. 120 Решетиловские смушки — шкурки молодых барашков, преимущественно серого цвета, выделывавшиеся в селе Решетиловке Полтавской губернии. 121 Пыха (укр.) — гордость, надменность, заносчивость. 122 Квак — болтун. 123 Худоба (укр.) — имущество. 124 Гребля — вал. 125 Село Перегуды. — Вымышленное украинское село Перегуды фигурирует у Лескова также в написанном в середине 1890-х годов «Заячьем ремизе» (см. наст, изд., т. 9). 126 Гута — стеклянный завод. 127 Мара — наваждение. 128 Дивитимусь (укр.) — посмотрю. 129 Прочухан — удар. 130 «Варварское время» — морозы на св. Варвару (4 декабря ст. ст.). 131 Очипок — платок, волосник, чепец. 132 Барилочка — бочоночек. 133

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Телесный метод, какой бы он ни был, останется не более чем средством, подспорьем для некоторых, вовсе не обязательным для всех. Иисусова молитва не становится ущербной, когда ее творят и вовсе не прибегая ни к какому методу. Св. Григорий Палама (1296–1359), хотя и считал применение описанного выше метода богословски оправданным, трактовал его как нечто вторичное и пригодное главным образом для новоначальных 45 . Как и все подвижники-исихасты, он ставил во главу угла не контроль за дыханием, а внутреннее и тайное обращение к Господу Иисусу. Православные авторы последних ста пятидесяти лет старались не заострять внимание на телесной стороне умного делания. Вот типичный совет, который дает епископ Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867): Советуем возлюбленным братиям не доискиваться открытия в себе этого механизма, если он не откроется сам собою. Многие, захотевшие узнать его опытом, повредили свои легкие и ничего не достигли. Сущность дела состоит в том, чтобы ум соединился с сердцем при молитве, а это совершает Божия благодать в свое время, определяемое Богом. Упомянутый механизм успешно заменяется неспешным произнесением молитвы, кратким отдыхом после каждой молитвы, тихим и неспешным дыханием, заключением ума в слова молитвы. При посредстве этих пособий мы удобно можем достигнуть внимания в известной степени 46 . О том, следует ли молиться быстро или медленно, епископ Игнатий пишет: На неспешное и внимательное произнесение ста молитв потребно времени 30 минут, или около получаса; некоторые подвижники нуждаются и в еще более продолжительном времени. Не произноси молитв спешно, одной немедленно за другою; делай после каждой молитвы краткий отдых, и тем способствуй уму сосредоточиваться. Безостановочное произнесение молитв рассеивает ум. Переводи дыхание с осторожностию; дыши тихо и медленно: этот механизм охраняет от рассеянности 47 . Новоначальным такой ритм иногда кажется слишком медленным, и они молятся несколько быстрее – тратя минут двадцать на сотню молитв. Некоторые же наставники греческой традиции рекомендуют еще более быстрый ритм, утверждая, что так легче сохранить ум собранным.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/si...

#lx_718114 #lx_718114 .lx_home_button #lx_718114 .lx_home_button svg #lx_718114 .lx_home_button svg path #lx_718114 .lx_home_button:hover #lx_718114 #lx_718114 .lx_close_button #lx_718114 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718114 .lx_no_click #lx_718114[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Значение поста по отношению к падшим духам Поучение в четвертую неделю Великого поста Святитель Игнатий (Брянчанинов)   02:06 28.03.2020 1125 Время на чтение 12 минут Ниже мы публикуем одно из поучений святителя Игнатия (Брянчанинова) (1807-1867). Значение поста по отношению к падшим духам Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изд.: Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова: В 5 т.- 2-е изд., испр. и дополн.- СПб.: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1886.- Т.4. Аскетическая проповедь и письма к мирянам.- С.96–102 . (Репринт)) подготовил профессор А.Д. Каплин. Курсив - авторский. Название и подзаголовок переставлены местами составителем. Ссылки на Священное Писание даны в тексте, остальные сноски – в примечаниях .

http://ruskline.ru/analitika/2020/03/27/...

Епископ Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867) 85 учит, что для истинной философии сегодня необходимо знать как истинное Христианство, так и истинную науку; без этого не­возможно отличить материалистические фантазии от научной истины. Он пишет: «Желательно, чтобы кто-либо из православных хрис­тиан, изучив положительные науки, изучил потом осно­вательно подвижничество Православной Церкви, и даро­вал человечеству истинную философию, основанную на точных знаниях, а не на произвольных гипотезах. Мудрец греческий Платон воспрещал упражнения в философии без предварительного изучения математики. Верный взгляд на дело! Без предварительного изучения математики с зиж­дущимися на ней другими науками и без деятельных и благодатных познаний в Христианстве невозможно в наше время изложение правильной философской системы. Многие, признающие себя сведущими в философии, но незнакомые с математикою и естественными науками, встречая в сочинениях материалистов произвольные мечты и гипотезы, никак не могут отличить их от знаний, составляющих собственность науки, никак не могут дать удовлетворительного отзыва и опровержения на самый нелепый бред какого-либо мечтателя, очень часто сами увлекаются этим бредом в заблуждение, признав его до­казанною истиною». 86 4. Наука как низшая форма знания Православный христианин не является «противником на­уки». Но он ожидает от науки только такого знания, какое оно в состоянии дать по самой своей сущности – не богословия и не философии жизни. Хотя в наше время интеллектуальной запутанности, когда «наука» достигла такого престижа в массо­вом сознании, что стала синонимом знания, слишком часто по­лучается так, что ученые возлагают на себя обязанности учить тому, к чему сами пришли далеко не научным путем; такие ученые фактически выступают в роли богословов. Современная наука считает, что «знание» превыше всего, и перед этим престижем Православные верующие застенчиво сту­шевываются, как бы извиняясь за верования в то, что выгладит «ненаучным», укрываясь под защитой благочестия или замыка­ясь в тайниках своего «религиозного чувства», куда научное общество и определило веру сегодня.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как готовиться к крещению? Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро. ( Ис. 1:16–17 ). Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. ( Деян. 2:38 ). Чтобы иметь должное понятие о важном значении святого Крещения, надо проводить жизнь Богоугодную, евангельскую: одна она с должной ясностью и удовлетворительностью открывает христианину тайны христианства. Приготовление к святому Крещению есть истинное покаяние. Истинное покаяние есть неотъемлемое условие для того, чтобы святое Крещение было принято достойным образом, во спасение души. Такое покаяние состоит в признании своих грехов грехами, в сожалении о них, в исповедании их, в оставлении греховной жизни. Иначе: покаяние есть сознание падения, сознание необходимости в Искупителе, покаяние есть осуждение своего падшего естества и отречение от него для естества обновленного… Какая может быть польза от Крещения, когда мы не считаем грехами даже смертные грехи, например: прелюбодеяние со всеми его отраслями, а называем их наслаждением жизнью?.. Для вас уже сделано все, от вас не ищется никакого труда, никакого подвига, никакого приложения к дару! От вас ищется одно очищение покаянием, потому что нечистым и не намеревающимся быть чистыми невозможно вверить бесценное, всесвятое, духовное сокровище… Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867). Имей, о человек! душу безпритворную, ради испытующего сердца и утробы ( Пс. 7:10 ). Ибо как набирающие людей для войска смотрят прилежно на возраст и телесное сложение избираемых; так и Господь, избирая души, испытывает произволения. И если в ком сокрыто притворство, то и отвергает такого человека, как неспособного к истинному воинскому служению. Если же кого находит достойным, тому поспешно даст благодать: не дает святыни псам ( Мф. 7:6 ), но в ком видит добрую совесть, на том спасительную, чудесную полагает печать, коея трепещут злые духи, и которую знают Ангелы: дабы те, будучи прогоняемы, убегали, а сии, как свои, ему сопутствовали. Убегай празднословия, и ни сам не говори о другом худо, ни другого говорящего худо не слушай, но паче будь готов на молитву. Покажи в себе затворника, уединением сердца твоего. Очисти сосуд твой, чтобы получить тебе большую благодать... Если на кого гневаешься, прости. Ты приступаешь ко принятию прощения грехов; нужно, чтоб и там ты простил согрешившему. Не презирай благодати потому, что дается она даром, но получив, сохраняй благоговейно. Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский († 386). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

А. Б. Образ святителя Игнатия Брянчанинова привлекает к себе многих исследователей его жизни и творений. Уже в ближайшие годы после блаженной кончины Святителя появляется жизнеописание, в котором его ученики и последователи дают краткую, но отчетливую характеристику отдельных этапов его жизни и творчества. Жизнеописание это включено в первый том трудов Святителя, изданных в 1905 году 2 . “В поисках Живаго Бога” — так назван труд иеромонаха Игнатия о жизни преосвященного епископа-подвижника, опубликованный в 1913 году 3 . Еще раньше, в 1905 году, иеромонах Илиодор (Труфанов) посвящает свое кандидатское сочинение религиозно-нравственным воззрениям святителя Игнатия 4 , а в 1915 году Леонид Соколов издает большой двухтомный труд, который он именует “Епископ Игнатий Брянчанинов. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения” 5 . Образ святителя Игнатия, его особая, отличная от пути мно­гих подвижников жизнь, привлекают к себе и русских писателей, и в своем произведении “Инженеры-бессребренники” Н. С. Лесков дает трактовку этой особой судьбы русского епископа-аскета 6 . Кроме того, русские журналы и газеты, начиная с 1867 года (год кончины преосвященного Игнатия) изобилуют статьями и очерками, посвященными личности и трудам Святителя. Наконец, в 1968 году появляется большое магистерское исследование доцента МДА иеромонаха Марка (Лозинского), охватывающее два тома с приложениями в 6 томах, в котором дается анализ творчества епископа Игнатия под углом трактовки Преосвященным духовной жизни мирянина и монаха 7 . Отдельные труды епископа Игнатия опубликованы и за рубежом. Знаменательно, что в кратко поименованных трудах, посвященных личности епископа Игнатия, удается отметить самые различные направления в оценке жизни и трудов Святителя. Но в них преобладают не просто житийные характеристики: все бытие Святителя вместе с его творчеством, которое было его жизнью, дается главным образом под углом изложения духовного подвига. Так, у Лескова епископ Игнатий — инженер, но инженер-бессребренник, праведник. У Леонида Соколова основное — мо­­рально-аскетические воззрения Святителя, а у иеромонаха Игнатия весь путь жизни преосвященного Игнатия Брянчанинова обозначен крылатым выражением в поисках Живаго Бога . Наконец, и в большом труде иеромонаха Марка существенным является исследование творчества святителя Игнатия, дающего основное для понимания законов духовной жизни мирянина и монаха.

http://pravmir.ru/svyatitel-ignatiy-bogo...

Рецензия вполне заслуживает схоластического наименования диссертации, это Dissertatia Dissonens. «Слово о смерти», будучи сочинением аскетическим, носит наименование всех подобных сочинений, написанных аскетами Православной Церкви. Нет в нем ничего нового, это сборник мнений св. отцов Православной Церкви о предметах, о которых говорит «Слово». Говорит оно о них с аскетическою целию, с целию привести читателя к самовоззрению, к страху Божию, к благочестивой жизни, к покаянию. По такому значению своему «Слово о смерти» драгоценно для всех истинных христиан, заботящихся о своем спасении и желающих иметь то понятие о смертном таинстве и загробной жизни человека, которое доставляется изучением св. отцов Православной Церкви, что возможно не для всякого, как то видим на священнике Матвеевском. Не останавливаемся объявить наше мнение о протестантизме, впрочем, нами заимствованное: «протестантизм – прикрытый атеизм». Что сказать в ответ на мнение, выраженное священником, о «Чаше Христовой», сочинении епископа Игнатия? Для ответа употребим слова Святого Евангелия: Тыи рекл еси ( Мф. 26; 25 )». Впоследствии составлено было преосвященным Игнатием особое «Прибавление к Слову о смерти», это прибавление вошло в издание «Аскетических опытов» 1865 года в конце 2-го тома, 259 а потом вновь значительно пополненное автором было издано вместе со «Словом о смерти» отдельной книжкой по кончине его, в 1869 и 1880 годах. 260 Книгопродавец-издатель И. И. Глазунов 261 , старинный знакомец владыки Игнатия, вошел с ним в соглашение о напечатании всех его сочинений, принимая издержки издания на себя, и тем ввел преосвященного в усиленное занятие пересмотром, исправлением, пополнением и приведением в одно целое всех статей, писанных им в разное время в сане архимандрита, а потом и епископа. Таким образом, составились первые два тома под названием «Аскетических опытов», изданные в 1865 году; последние два: «Аскетическая проповедь » и «Приношение современному монашеству», состоящее в советах наружного поведения и духовного делания, – напечатаны в 1867 году, перед самой кончиной владыки 262 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010