301 Обратимся теперь к положительным доказательствам православия Лукариса. Если бы Кирилл Лукарис воспитал в себе расположение к протестантизму вообще и в частности к кальвинизму: то, при всей своей скрытности (допустим это), так иди иначе он выразил бы это расположение. Но мы этого не видим. По возвращении из Европы к своему воспитателю – патриарху Мелетию, он оказался способным и надежным в глазах патриархов (Александр. и Констант.) – быть отправленным в Литву во второй раз по делу унии. Патриарх Мелетий в своих письмах, писанных в Литву и Польшу, называет Кирилла мужем достойнейшим внимания, который с надеждою уполномочен со стороны Востока в делах церковных в юго-западной России. Если бы Кирилл Лукарис был заражен духом неправославия, то всего естественнее он выразил бы это теперь; потому что, с одной стороны, он является теперь лицем уполномоченным и самостоятельным, и к тому же в такой стране, где православие было потрясено, и где православные страдали; а между тем мы ничего подобного не видим. Мало этого: Лукарису поручено было тогда патриархом Мелетием иметь дело и с протестантами, хлопотавшими об унии. Вот через это Кириллу Лукарису представлялся удобный случай сделать что-нибудь в пользу евангеликов, если бы только он был расположен к ним. Он нашел бесполезным даже входить в разговоры с протестантами, и счел лишним передавать им ответ Мелетия. «Некоторые», писал Лукарис, «склоняли меня поступить иначе, но я на то не согласился, дабы не подать ни малейшего повода к замешательству. Потому что хорошо знаю я, и знают мои патриархи, что учение и обряды евангеликов не только вред и замешательство производят в восточной и западной Церквах, как это обнаружилось в Германии, Франции, Англии и др. государствах; но и приносят в христианские государства развращение нравов». В том же письме Кирилл Лукарис говорит ниже, что протестанты в единение с восточною Церковью не могут быть приняты, потому что «они согласны с нами только в том, в чем согласны жиды и магометане, т. е., что Бог есть один Творец и Правитель мира, справедливый, добрый, наказующий злых и награждающий добрых и впрочем подобном; но в главных догматах христианской веры с нами несогласны, например: в учении о древности церковной иерархии, о предании апостольском, о почитании святых, о числе канонических книг св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Будучи не в состоянии истребить или ослабить, между греками, христианство обращением их в магометанскую веру, турки надеялись достигнуть этого отнятием у них и истреблением храмов. Еще в первое время после взятия Константинополя, турки истребили и отняли навсегда у христиан множество богатых и прекрасных храмов, Иерусалима. 26 Между тем совершенно запрещено было грекам, как строить новые церкви, так и восстановливать ветхие и разрушенные. Только великою ценою можно было купить дозволение на незначительную поправку в церковном здании. 27 Когда же разрешалось христианам строить новые храмы, – тут открывались новые притеснения со стороны турок: надобно было платить в казну значительную сумму денег за место для церкви; 28 нужно было успокоивать подарками надзирателя зданий, готового привязаться ко всякой мелочи и т. п. От всего этого храмы христианские сокращались и множество их лежало в развалинах. 29 Таковы отношения турок к грекам, как иноверцам. Не менее тяжелы были их отношения к грекам, как подданным. Греки, как подданные турецкому правительству, естественно должны были платить подать и нести разного рода государственные повинности. Халкондила говорит, что турки сами не платили податей, считая это для себя неприличным, и что подати берутся не с турок, а с иноплеменников. 30 На первых порах, на греков возложена была подать весьма умеренная. 31 Она состояла из 9 драхм с каждого лица мужеского пола. Но с течением времени она все больше и больше увеличивалась, так что к концу XVI в. заключала в себе 30 драхм, – и эту подать должны были платить все лица мужескаго пола с 12 летнего возраста. К этой главной и поголовной подати присоединялось много других податей и налогов, каковы: подати на содержание и издержки султана и войска в военное время, на содержание флота, визирей и других вельмож турецких. 32 Особенно тяжело было грекам в военное время, потому что издержки на содержание войска и флота значительно увеличивались. 33 Но самая тяжелая подать для греков была подать «душ» т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аминь. XXIV. Беседа с о. о. законоучителями светских учебных заведений г. Харькова, произнесенная в Крестовой церкви Архиерейского дома в собрании о. о. законоучителей 22 О желательной постановке Закона Божия в светских учебных заведениях Я пригласил вас сегодня, о. о. законоучители, во исполнение Указа Св. Синода от 18-го августа 1910 года, касающегося законоучительского дела в светских средне-учебных заведениях. Предварительно я должен сказать следующее: По благословению Св. Синода в 1909 году в С.-Петербурге состоялся всероссийский Съезд законоучителей светских средне-учебных заведений для выработки мер к улучшению и объединению религиозно-нравственного обучения и воспитания учащихся в этих заведениях. Выработанные Съездом заключения по этому делу были рассмотрены Св. Синодом, который, приняв их во внимание, и составил в результате свои определения, касающимся постановки религиозно-нравственного обучения и воспитания в светских учебных заведениях. Особым Указом Св. Синод объявил свои определения по этому предмету всем Епархиальным преосвященным для зависящих распоряжений законоучителям их епархий. Указ сей мною был получен в сентябре 1910 г. Необходимо было собрать всех законоучителей средних учебных заведений по крайней мере г. Харькова и установить, какие меры надобно принять к наилучшему осуществлению в законоучительской деятельности определении Св. Синода, чтобы потом, в печатном виде, наши пожелания по этому предмету сделались известными законоучителями всей Харьковской епархии. После сентября месяца прошлого года, когда уже учебные занятия начались, сделать это не пришлось. Сделать же это теперь я нахожу совершенно благовременным и целесообразным, ибо к началу следующего учебного года можно будет многое из определении. Св. Синода относительно законоучительства привести в осуществление. С этой целью я и пригласил вас, о. о. законоучители, в настоящее собрание. Дело, о котором я буду беседовать с вами, для меня весьма близкое. Я сам был шесть лет законоучителем мужских гимназий в м.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Вот вы прекрасно знаете учение сектантов и умело опровергаете его, но что же? выходит, что все ваши труды в этом отношении напрасны? Зачем все это вам, если вы по окончании курса уходите на светскую службу? Конечно, как сказал один из вас, и на светской службе можно быть православным миссионером, и в настоящее время существуют уже в разных местах кружки ревнителей православия из светских лиц, которые ведут борьбу с сектами. Но у таких лиц миссионерство является делом второстепенным, между прочим, а у пастыря церкви миссионерство есть дело первой важности, прямой его долг. И вот вы то, владея богатым запасом знаний, в роли пастырей церкви и можете принести плод мног. А между тем, что мы видим? Весьма и весьма немногие из оканчивающих курс семинарии принимают сан священства, приходится посвящать во священники лиц, не получивших полного богословского образования – диаконов, хотя от них и требуется предварительный экзамен по богословским предметам. Вынужден делать это, потому что жатва много, а делателей мало: нельзя оставлять приходы без пастырей особенно теперь, при такой широкой пропаганде сектантства. Говорят, что служение пастыря в настоящее время особенно трудно и не так обеспечено в материальном отношении, что будто бы и служит причиною бегства семинаристов от духовной службы. Но мне странным кажется, почему это теперь именно так страшит пастырское служение, всегда бывшее трудным и мало обеспеченным: почему в мое время на духовную службу шли охотно и не только худшие или средние воспитанники семинарии, но и лучшие? И сколько вышло из духовной школы великих людей, полезных деятелей на ниве Христовой! Очевидно, в доброе старое время питомцы духовной школы воспитывали в себе дух церковности и проникались еще с детства горячим желанием служить своей матери церкви, не опасаясь тех трудностей, какие могут встретиться им на пути их пастырской деятельности. Уходили и в наше время некоторые в высшие светские учебные заведения, но таковых было немного; теперь же замечается чуть ли не поголовное бегство и в светские учебные заведения и на гражданскую службу. Думаю и верю, что явление это носит временный характер. Упадок духа церковности в обществе вообще отразился в частности и в духовной школе. Но ныне, благодарение Господу, всюду мы замечаем отрезвление, и в связи с ним усиление упавшей религиозности, тяготение к церкви и её заветам. Все это должно коснуться и нашей духовной школы и её питомцев. Во всяком случае помните, что служение пастыря всегда было и будет самым высоким и важным служением. XIV. Речь окончившим курс Харьковской Духовной Семинарии, при прощании их с Владыкой в Его архиерейских покоях 14

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

I. Слово, сказанное на храмовой праздник в Харьковском Училище слепых детей 1 В чем проявляется особая любовь Божия к слепым и заботы о них со стороны ближних Поздравляю вас, братья, с храмовым праздником! Благодать Господа нашего Иисуса Христа в сей радостный праздник для всех вас и особенно для призреваемых слепых да умудрит вас во спасение. В сегодняшнем евангельском чтении вы слышали о великому чуде: исцелении слепорожденного. От века не слыхано, чтобы было даровано зрение слепорожденному. Из этого и из многих других евангельских повествований видно, что особенная любовь Божия простирается на всякого рода несчастных. Мы видим исполнение слов псалмопевца: «Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженные, Господь любит праведники». Слепые лишены великого дара Божественного: они не видят красот мира сего. Но помните, слепцы, что Господь с благой, особенной целью лишил вас дара зрения. Он чрез это сохранил вас от многих грехов и соблазнов мира. Вы имеете даже преимущество перед другими, если безропотно пере­носите ваше несчастие, в получении Царства небесного. Кроме того, известно, что если слепцы лишены дара зрения, то у них изощрены другие чувства на счет зрения, например осязание, слух, память. При помощи осязания слепые могут отлично читать, мы и сегодня за богослужением слышали прекрасное чтение и пение слепцов. Осязание, слух, способности соображения и памяти особенно развиты у слепых. К этим то чувствам и способностям и относятся слова псалмопевца «Господь умудряет слепцов». В этом – особенная забота Бога по отношению к слепым. Кроме того, вы, слепые, прекрасно сознаете и любовь ближних к вам. Сколько прилагается попечений и забот, чтобы обеспечить ваше существование и сделать вашу жизнь как можно счастливее! Сегодня во всех храмах проповедуется то же самое, что я сейчас говорю вам, и производится сбор пожертвований на улучшение вашей жизни. Вследствие такого попечения о слепых – во многих местах нашего отечества устроены дома для слепцов и в них прекрасно устроены храмы с благоустроенными училищами для слепых. В них приложено все старание для обучения слепых и грамоте и рукоделиям, а так как «Господь слепцов умудряет», – дает им особые дарования, то дело их обучения, требующее большого искусства, идет с полным успехом и преподаваемое усвояется в совершенстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

XVI. Речь пред последней беседой миссионера иеромонаха Арсения 17 . О чувствах благодарности к Богу за благоуспешное ведение бесед Беседы достопочтенного иеромонаха о. Арсения мы начали с этого места молитвою к Господу о благословения нашего благого дела. Точно также мы должны и закончить это дело молитвой и благодарением Господа Бога за благоуспешное исполнение оного. Слава Богу! Значительную часть времени св. великого поста, назначенного самой Церковью для занятий благочестивых, вы провели в слушании религиозно-нравственных бесед и размышлений о предметах, в них проповеданных. Семя посеяно доброе; дай Бог, чтобы оно возросло и принесло добрые плоды, чтобы истины, слышанные нами в беседах, навсегда сохранились в наших сердцах и отразились благочестьем в нашей жизни. А надежда и даже уверенность в добрые плоды посеянных истин в умы и сердца слушателей обнаруживались в том, что православные жители г. Риги во множестве, с усердием и любовью, посещали храмы, где произносились беседы, и внимательно слушали оные. То же самое я теперь вижу. При виде такого отрадного явления мне оставалось только радоваться и благодарить Бога. А теперь, пред последней беседой о. Арсения, я нахожу уместным принести вам, братья, мою глубокую благодарность за ваше сочувствие к нашему доброму предприятию. Наипаче же, пред лицом вашим, долгом своим поставляю принести мою искреннюю благодарность виновнику нашего продолжительного духовного торжества – достопочтенному иеромонаху о. Арсению. В последней своей беседе о. Арсений повторил кратко содержание всех сказанных им бесед в разных храмах г. Риги; затем, скажет несколько слов о важности и необходимости миссии вообще и особенно в нашем крае. С глубокой благодарностью благословляю тебя, честный отче, ещё раз взойти на кафедру для проповедования евангельской истины. От всей души желаю, чтобы это твоё прощальное слово было не последнее в сем храме и в сем граде. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 2. Кн. 1 : 1887-1894 гг. - 1908. - 217, VII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Не менее чтения, при богослужении важно и пение. Со стороны поющего требуется то же внимание, благоговение и молитвенность, как и со стороны читающего. Как уже выше было мной замечено, что отличительная черта в пасомых Рижской епархии та, что они любят пение и принимают участие в церковном пении. Священно-церковно-служители должны с любовью пользоваться этой чертой по отношению к богослужению. И надо правду сказать, что многие пользуются этой особенностью, во многих приходах Рижской Епархии введено в храмах общенародное пение: и в некоторых приходах (Кокенгузенском, Кароленском, Таккерортском, Гутмансбахском, Нитауском, Тальсенском и др.,) оно устроено весьма хорошо. Кроме того, нельзя не указать на другое обстоятельство, особенно способствующее развитию церковного пения в Рижской епархии – это церковно-приходские школы. Из учащихся в сих школах детей легко составлять певческие хоры. К утешению своему скажу, что при обозрении церквей своей епархии, я видел, почти при каждом храме, хоры певчих. Вся сила в том, чтобы были лица, способные составить хоры певчих. Мной обращено особое внимание на то, чтобы в тех учебных заведениях наших, откуда выходят кандидаты священства и псаломщики, воспитанники не только изучали церковное пение, но и умели обучать оному детей церковно-приходских школ, составлять из них и прихожан, хотя незатейливые, хоры певчих и управлять ими. Для этой цели мною строго обращается внимание при раздаче мест окончившим курс в сих учебных заведениях на то: изучали ли они церковное пение, умеют ли обучить оному других и хотя мало-мальски управлять хором? В самих же приходах на это должны обращать строгое внимание настоятели церквей, заставлять псаломщиков и учителей с особенным усердием заниматься церковным пением и образовывать церковные хоры. В некоторых приходах, при церквах которых имеются певческие хоры, мне приходилось слушать довольно сложные и трудные для изучения концерты. Дело похвальное, но нельзя не сказать, что это роскошь и необязательная для церковного богослужения. Нам нужно пение – церковное–располагающее к молитве, питающее религиозное чувство, а не услаждающее только слух, такое же пение – есть пение простое, общепринятое, только благоговейно и стройно исполняемое. Такого пения настоятели церквей обязательно должны требовать от певцов, а певцы, преимущественно должны заботиться о пении такого рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

В ранней юности Григорий вынужден был оставить свою родную семью и поступить на службу к богатому и знатному в то время князю Ивану Пенькову. Поселившись в доме князя Пенькова, умный, честный, вполне усердно исполнявший лежавшие на нем обязанности, во всем верный, всегда и всякому готовый оказать возможную услугу, и в тоже время тихий, кроткий, незлобивый и вполне благонравный Григорий скоро приобрел себе у всех, начиная с самого князя и оканчивая слугами, искреннее благорасположение. Но недолго ему пришлось пользоваться этим благорасположением. Ценя благоразумие, верность и усердие Григория, князь Пеньков приблизил его к себе и поручил ему управление всем своим домом. Это обстоятельство быстро заставило многих из служивших при дворе князя Пенькова изменить свое отношение к Григорию. Некоторые же из последних, более завистливые, считая себя по возрасту и по продолжительности службы у князя Пенькова несравненно достойнее Григория, стали искать случая, чтобы погубить его. Но, не находя ничего предосудительного в жизни Григория, они возвели на него, как некогда на Иосифа при дворе египетского вельможи Пентефрия, невыносимо обидную для князя Пенькова клевету и заставили последнего поверить ей. Страшно раздраженный князь Пеньков хотел немедленно умертвить Григория. Только заступничество сына князя, вполне убежденного в невиновности Григория, спасло его от смерти. Но спасенный от смерти Григорий не имел возможности оправдаться перед князем Пеньковым в возведенном на него обвинении. Клевета так хитро была сплетена, что князь Пеньков легко поверил ей и не захотел даже произвести надлежащего исследования. Даровав жизнь Григорию, князь Пеньков приказал заключить его в темницу. Для Григория настало чрезвычайно тяжелое время. Обесславленный невинно и всеми оставленный, он должен был к тому же страшно страдать и от темничной обстановки. Раздраженный князь Пеньков сделал все возможное со своей стороны, чтобы темничное заключение для Григория было особенно тяжким. Темница, в которую заключен был Григорий, представляла собой почти лишенную света с деревянными стенками землянку.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

В 1551 году, с целью упросить его принять настоятельство, из Старицы прибыли в Волоколамск уполномоченные от братии. Долго инок Герман, не имевший еще тогда никакой священной степени, отказывался исполнить просьбу Старицких иноков. Но просьба выражалась так настойчиво и так неотступно, что, наконец, он вынужден был согласиться исполнить ее. В том же году с некоторыми из братии Старицкого монастыря он отправился в Тверь к архиепископу Акакию для посвящения. Встреченный в высшей степени ласково прозорливым архиепископом Акакием, предсказавшим своему ученику Варсонофию, что он будет его преемником, и, несомненно, провидевшим дальнейшую судьбу смиренного инока Германа, он вскоре возведен был архипастырем в сан архимандрита. По посвящении, архимандрит Герман поспешил отправиться в Старицкую обитель. Братия Старицкого монастыря с искренней радостью и сыновней преданностью встретила своего нового настоятеля архимандрита. Вступив в управление обителью, архимандрит Герман обратил свое внимание на все стороны монастырской жизни. Заботясь о внешнем благоустройстве еще созидавшейся только обители, возводя разного рода необходимые постройки, благоукрашая храмы и проч., он главное свое внимание обратил на внутреннюю жизнь Старицких иноков. Представляя лично собою для всей братии живой пример искренней набожности и самого ревностного несения иноческих подвигов молитвы, воздержания и поста, образец кротости и смирения, при всегдашней готовности быть всем вся, он, как настоятель монастыря, особенно заботился о том, чтобы Старицкие иноки, приняв строгий устав Волоколамской обители, охотно, с полным усердием во всем исполняли его. Видя непрестанно перед глазами достойный пример для подражания, все иноки старались во всем точно исполнять волю своего любимого настоятеля. Но не долго пришлось им пользоваться опытным руководством в духовной жизни архимандрита Германа. Оставив дом родителей, чтобы можно было в тиши монастырской кельи, ничем не развлекаясь, всецело посвятить себя на служение Богу, он вскоре почувствовал всю тяжесть бремени, какое он возложил на себя, приняв настоятельство.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

LIX. Слово в день св. равноапостольного князя Владимира 60 . Чистая истина – только в православии В день праздника насадителя и распространителя св. веры Христовой в России св. равноапостольного князя Владимира благовременно сказать несколько слов о самой вере. Христианство есть религия божественная, принесённая на землю Господом нашим Иисусом Христом, распространённая Его святыми учениками, преемниками их и последователями. Кто верует в Божество Иисуса Христа, тот верует в божественность и, следовательно, в истинность христианской религии, –тот не станет, с целью отыскания религиозной истины, изучать разного рода религии, существующие на земле, а разве – для любознательности и науки. Но если незнающие божественности христианской веры и неверующие в Иисуса Христа, или короче: незнающие ни христианства, ни Иисуса Христа, начнут изучать христианство , а равно и другие религии и сравнивать их между собою: то познают религиозную истину, познают Единого Истинного Бога и уверуют в Него и в Единородного Сына Его Иисуса Христа. Так бывает, так и есть. Мы знаем, что образованные и просвещённые народы на земном шаре – христиане. Язычество есть удел народов невежественных, непросвещённых и рабских – что магометанство есть принадлежность таких же народов, и – кроме того – плотских, чувственных и сладострастных, – что иудейство есть жалкое искажение ветхозаветной религии. Кто знает хорошо христианство и знаком с упомянутыми нами религиями, тот не скажет, что религиозная истина в какой-либо из сих последних. Нет основания также предполагать, чтобы эти религии распространялись по земному шару более и более, хотя религии – языческая и магометанская очень многочисленны по числу своих исповедников. Но есть несомненная надежда, что христианство распространится по всему миру, и что, по мере распространения просвещения в странах невежественных, насадится и распространится там христианство. Таково пророческое учение Спасителя о будущей судьбе христианства. Но в само христианство вкрались заблуждения, ереси и расколы. Поэтому в самом христианстве надобно искать истины, а, нашедши, надобно дорожить ею и держать её крепко.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010