Высокопреосвященнейший Арсений (Брянцев) Архиепископ Харьковский и Ахтырский. (†28 апреля 1914 г.). Прот. П.Фомин В Бозе почивший Высокопреосвященнейший Арсений, Архиепископ Харьковский и Ахтырский, по продолжительности и характеру своей кипучей и неустанной деятельности принадлежал к числу выдающихся и заслуженнейших святителей отечественной Церкви и в частности святителей Харьковских. В течение долгой его жизни пред ним сменился целый ряд поколений и эпох в развитии нашей церковно-общественной жизни. Нести бремя своего служения ему приходилось при резко изменявшихся, а иногда и необычайных условиях деятельности. Понятно, поэтому, что его жизнь и деятельность на поприще нашей отечественной Церкви не могли не сложиться в жизнь историческую, отпечатлевшую на себе черты бытовой жизни нашего духовенства и широких церковно-общественных течений за свыше полувековой период времени; она становится, поэтому, в высшей степени поучительной для всякого православного, а тем более для всякого церковно-общественного деятеля. Архиепископ Арсений, в миру Александр Дмитриевич Брянцев, родился в 1839 году 27 августа в селе Волста-Пятница, Юхновского уезда, Смоленской губернии и происходил из бедной семьи причетника Димитрия Аверкиевича Брянцева. Родители его были люди простые, не получившие школьного образования, но отличавшиеся высокими благочестием, преданностью долгу и чрезвычайным трудолюбием. Они сами занимались обработкой земли и с утра до вечера в летнюю пору были в поле и огороде. Труженическая жизнь этой семьи была полна лишений и материальной необеспеченности, домашняя обстановка самая простая и скудная: чаю здесь не знали, и пшеничного хлеба в доме не едали. Но несмотря на это отец Александра Дмитриевича в высшей степени любил грамотность и книжное научение, сам много читал в часы досуга, пополнял свои знания самообразованием, в осеннее и зимнее время он собирал к себе в дом детей прихожан и вместе со своими детьми обучал их чтению, письму и правилам веры. Все грамотеи прихода были делом рук его. Несмотря на скромную должность свою, причетника, Дмитрий Брянцев пользовался среди прихожан и духовенства искренней любовью и глубоким уважением. Его кончина была тихая и мирная, истинно христианская. Главная забота родителей Брянцевых заключалась в том, чтобы несмотря на скудость средств дать всем детям своим доброе, церковное направление и полное образование. Как отец, так в особенности после его смерти мать прилагали все свои силы и непрестанно хлопотали о том, чтобы довести дело школьного образования детей до конца. Не смотря на отличные природные дарования и успешную подготовку Александр Брянцев долгое время оставался дома вследствие скудости родительских средств и вследствие того, что два старшие его брата учились в Вяземском Духовном Училище на собственном отцовском иждивении.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

архиепископ Арсений (Брянцев) (27.08.1839–28.04.1914) Жития святых История Поместных Православных Церквей История Русской Православной Церкви Слова и речи архиепископ Арсений (Брянцев) Архиепископ Харьковский и Ахтырский. Духовный писатель, магистр Киевской духовной академии, ректор Санкт-Петербургской духовной академии. Биография В миру Брянцев Александр Димитриевич, родился в селе Волосте-Пятнице Юхновского уезда Смоленской губернии в семье дьячка. Детство его и годы учения протекли в крайней бедности и нужде и навсегда оставили в душе его заметный след, научили понимать впоследствии, когда он был уже совершенно обеспечен, чужую нужду, чужую бедность. Дело в том, что отец его был в очень бедном приходе, семья же была большая. Два старших брата были отвезены в Вяземское духовное училище и воспитывались там на средства отца; когда же настало время везти в училище третьего сына Александра, то средств уже не хватало совсем, и потому решено было, чтобы не оставить его вовсе без всякого образования, поместить в какой-либо монастырь, где бы он мог хотя практически только путем обучаться пению и вообще церковному обиходу. Но к счастью, как раз в это время старший брат, только что перешедший в семинарию, ввиду, с одной стороны, крайней бедности, а с другой - хороших успехов, был принят, хотя и не был сиротой, на казенное содержание. Обрадованный отец тотчас же отправил Александра в Вязьму в духовное училище, где и поместил на свой счет на частную квартиру, с платой 50 копеек в месяц. Более или менее благополучно, при 50-копеечной плате, протекли годы ученья в духовном училище, но затем, по переходе в семинарию, положение опять весьма осложнилось. Жизнь в Смоленске значительно дороже, чем в Вязьме, принять на казенное содержание второго брата, не сироту, когда уже принят первый, было невозможно; между тем, отцу необходимо было везти еще и следующего младшего брата в духовное училище. Тогда с молчаливого согласия семинарского начальства, устроился такой почивший архиепископ поселился, как он сам впоследствии всегда любил вспоминать, в семинарском корпусе, в качестве " зайца " . Начальство делало вид, что его не замечает, он же устраивался где-нибудь на свободной койке заболевшего товарища, питаясь чем случится также от товарищей и т.п. Собственной койки или прибора за столом ему, конечно, не полагалось. Однако через год начальство, видя его прилежание и любовь к учению и входя в крайне бедственное положение, нашло возможным принять его " вне правил " на полуказенное содержание.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ (Брянцев Александр Дмитриевич; 27.08.1839, с. Волста-Пятница Юхновского у. Смоленской губ.-20.04.1914, Харьков), архиеп. Харьковский и Ахтырский. Род. в бедной семье псаломщика. С 1851 г. учился в Вяземском ДУ, в 1857-1863 гг.- в Смоленской ДС. В 1863 г. зачислен в КДА, к-рую окончил в 1867 г. со степенью магистра богословия за соч. «Патриарх Кирилл Лукарис и его заслуги для православной Церкви». В период учебы в академии публиковал статьи в журналах «Труды КДА» и «Воскресное чтение» . 21 янв. 1868 г. сочетался браком с М. Г. Соловьёвой, 2 февр. еп. Чигиринским Порфирием (Успенским) рукоположен во диакона, 4 февр.- во священника, назначен законоучителем в гимназию мест. Белая Церковь. С 1869 г. настоятель Печерской Воскресенской ц. в Киеве, законоучитель Киево-Подольской прогимназии, Киевско-Владимирской военной гимназии и Киевского епархиального жен. уч-ща. В 1870 г. составил «Путеводитель по святыням Киево-Печерской лавры для богомольцев». С 1872 г. настоятель и законоучитель Киевского ин-та благородных девиц. 11 апр. 1872 г. скончалась супруга о. Александра. 19 марта 1873 г. он был назначен ректором Таврической ДС, 9 апр. возведен в сан протоиерея. 26 апр. 1875 г. пострижен в монашество с именем А., 27 апр. возведен в сан архимандрита. В 1873-1882 гг. являлся редактором «Таврических ЕВ», председателем симферопольского Александро-Невского братства, входил в совет Об-ва Красного Креста, в 1877-1882 гг. возглавлял епархиальный цензурный комитет. Арсений (Брянцев), архиеп. Рижский. Фотография. 2-я пол. XIX в. Арсений (Брянцев), архиеп. Рижский. Фотография. 2-я пол. XIX в. 17 апр. 1882 г. А. был назначен епископом Выборгским, викарием С.-Петербургской епархии, однако 8 мая состоялось назначение и 17 мая хиротония А. во епископа Ладожского, викария С.-Петербургской епархии. В обязанности А. входило наблюдение за преподаванием Закона Божия и за религиозно-нравственным поведением в светских муж. и жен. учебных заведениях С.-Петербурга, он являлся председателем Историко-статистического комитета по описанию церквей и приходов С.-Петербургской епархии, первенствующим членом Синодальной конторы. С 22 окт. 1883 г. ректор СПбДА, профессор нравственного богословия. По инициативе А. в академии проводились дискуссии о церковной жизни, поднявшие авторитет иноческого служения в глазах студентов, благодаря чему после 20-летнего перерыва в академии возобновились монашеские постриги. За 4 года А. постриг в монашество 9 студентов, в т. ч. буд. митр. Антония (Храповицкого) . При участии А. было издано описание С.-Петербургской епархии.

http://pravenc.ru/text/76220.html

Самое заметное место, в плане «профессиональной» принадлежности, среди почётных членов КОТ занимали лица духовного звания. Помимо о. Иоанна Кронштадтского, таковыми в разное время состоял целый ряд церковных иерархов. Среди них: епископ Чистопольский Анастасий (А.И.Александров) (будущий ректор Санкт-Петербургской Духовной академии, епископ Ямбурский, викарий Санкт-Петербургской епархии) (1861 - 1918), экзарх Грузии Алексий (А.В.Молчанов) (1853 - 1914) и епископ Саратовский и Царицынский Алексий (А.Я.Дородницын) (1859 - 1919) (оба бывшие ранее епископами Чистопольскими и ректорами Казанской Духовной Академии/КДА/), член Святейшего Правительствующего Синода архиепископ Никон (Н.И.Рождественский) (1851 - 1919), архиепископ Волынский и Житомирский Антоний (А.П.Храповицкий) (1863 - 1936) (бывший ранее епископом Чебоксарским, а затем - Чистопольским), архиепископы Казанские и Свияжские Владимир (И.П.Петров) (1828 - 1897), Арсений (А.Д.Брянцев) (1839 - 1914) и Иаков (И.А.Пятницкий) (1844 - 1922), епископ Пензенский Митрофан (М.В.Симашкевич) (1845 - 1928), епископ Олонецкий и Петрозаводский Никанор (Н.А.Надеждин) (1858 - 1916). Каждый из них внёс свой вклад в духовное и «физическое» отрезвление соотечественников, становление и развитие трезвеннического движения. На прошлогодних чтениях я отдельно рассмотрела вклад в деятельность КОТ о. Иоанна Кронштадтского. А вот как, к примеру, оценивал А.Т.Соловьёв роль в жизни общества архиепископа Казанского и Свияжского Владимира (И.П.Петрова): «Со дня возникновения Общества, - вспоминал он в 1912 г., - принимал в нём участие почивший Архиепископ Владимир. Святой человек! Вечная ему память. Он радовался успехам Общества. Все учреждения возникали при нём, освящались его благословением и молитвою. Он благословил меня иконою Скоропослушницы и сказал: когда трудно будет, обращайтесь к этой иконе - ведь она Скоропослушница». Неоценимой являлась также поддержка, которую оказывал КОТ один из его вдохновителей, первый редактор журнала «Деятель» выдающийся русский учёный-славист, профессор А.И.Александров (будущий епископ Анастасий).

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/24/...

О. Савва прежде всего разъяснил своим читателям, что «предметы веры», которыми, согласно императорской резолюции от 31 марта 1905 г., предстояло заняться будущему Собору наряду с «предметами церковного управления», это и есть вопросы богослужения: ведь содержание догматов веры неприкосновенно, поэтому обсуждаться может лишь «обряд церковный, в который Церковь заключила свое учение». В частности, вопросу богослужебного языка и исправления богослужебных книг Потехин уделил пассаж, который был затем почти дословно повторен в отзывах архиепископа Рижского Агафангела 30 и епископа Орловского Кириона 31 , а в слегка измененном виде вошел в доклад епархиального совещания, представленный Синоду епископом Енисейским Евфимием (Счастневым, 1839–1913), который сам, впрочем, не разделял эту точку зрения: Язык наших богослужебных книг требует самого тщательного исправления. Уже со времени перевода Библии на русский язык встал с неотложностью вопрос о переводе богослужебных книг на язык, доступный пониманию. Но любовь русского народа к славянскому языку и значение его для соединения всех славянских племен в родной православной вере заставляет желать, чтобы богослужебным языком для православного русского народа оставался славянский. Но в таком случае необходимо немедля приступить к исправлению богослужебных книг. Язык их, сохранив греческое построение речи и словопроизводство, совершенно скрывает, а весьма часто и искажает до ереси смысл и содержание многих богослужебных чтений и песнопений. Только немедленным исправлением этого языка до возможности понимания его и не учившимися славянской грамоте возможно сохранить любовь и преданность нынешнего поколения к церковному языку. Конечно, выпуск исправленных богослужебных книг не должен упразднять и умалять значения существующих ныне, во избежание повторения печальных событий Никонова исправления 32 . В том же духе (сохранить в качестве богослужебного языка славянский, но сделать его доступным пониманию, пересмотрев и исправив текст богослужебных книг) высказались и многие другие архиереи: архиепископы Арсений Харьковский (Брянцев,1914), Анастасий Воронежский (Добрадин, † 1913) и Афанасий Донской (Пархомович, † 1910), епископы Гурий Симбирский, Назарий Нижегородский (Кириллов), Тихон Костромской (Василевский, † 1926), Евсевий Владивостокский (Никольский, † 1922), а также Новгородская и Олонецкая епархиальные комиссии 33 . Епископ Смоленский Петр (Другов, † 1917/18) призывал осуществить эту неотложную задачу скорее, «чем в былое время, когда исправления длились едва ли не веками» 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Арсений (Брянцев Александр Дмитриевич, 27.08.1839–20.04.1914) – архиепископ Харьковский и Ахтырский. Родилсяв семье псаломщика с. Волста-Пятница Юхновского уезда Смоленской губернии. Окончил Смоленскую ДС (1863), затем КДА со степенью магистра богословия (1867). 02.02.1868 г. рукоположен во диакона, 04.02.1868 г. – во иерея, назначен законоучителем в гимназию м. Белая Церковь . С 1869 г. настоятель Воскресенской церкви на Печерске в Киеве, законоучитель в киево-подольской прогимназии и киевском епархиальном женском училище. С 11.04.1872 г. настоятель и законоучитель Киевского института благородных девиц. В 1872 г. овдовел. С 19.03.1873 г. ректор Таврической ДС, 09.04.1873 г. возведен в сан протоиерея. 26.04.1875 г. пострижен в монашество. 27.04.1875 г.возведен в сан архимандрита. В 1873–1882 гг. редактор «Таврических ЕВ», председатель Симферопольского Александра Невского братства; в 1877–1882 гг. возглавлял епархиальный цензурный комитет. 17.05.1882 г. хиротонисан во епископа Ладожского, викария С.-Петербургской епархии; являлся председателем Комитета историко-статистического описания церквей и приходов Санкт-Петербургской епархии, первенствующий член синодальной конторы. С 22.10.1883 г. ректор СПбДА, профессор нравственного богословия.С 28.03.1887 г. епископ Рижский и Митавский; 15.05.1893 г. возведен в сан архиепископа. Основал Успенский Пюхтицкий женский монастырь (1891) и в Риге: Свято-Троицкую женскую общину (1892) и Алексия, человека Божия, мужской монастырь (1896). С 04.10.1897 г. архиепископ Казанский и Свияжский. С 08.02.1903 г. архиепископ Харьковский и Ахтырский. На всех занимаемых кафедрах открывал историко-статистические комитеты по подготовке материалов по истории епархий. Участвовал в работе Предсоборного Присутствия: выступал за церковные реформы в рамках канонов. Подробнее о нем см.: Богданова Т.А., Гаврилин А.В. Арсений (Брянцев) – архиепископ Харьковский и Ахтырский//ПЭ. М., 2001. Т. 3. С. 397–398. Губернатор – Полторацкий Петр Алексеевич (1842–1909) – тайный советник, казанский губернатор.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В конце 1980-х годов в Сеуле вновь появилась русская община, и греческий митрополит Сотирий (Трамбас, род. 1929) направил патриарху Алексию II просьбу о присылке священника из России. В Южную Корею был направлен игумен Феофан (Ким), избранный в октябре 2011 г. епископом Кызыльским и Тывинским. Из всех существующих Поместных Православных Церквей в Северной Корее представлена лишь Русская Православная Церковь. При содействии Ким Чен Ира в Пхеньяне, столице республики, был сооружен храм в честь Святой Живоначальной Троицы. 13 августа 2006 г. в Пхеньяне торжество освящения новосооруженного храма возглавил Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Макарий (Парвицкий-Невский М. А., 1835—1926) — митрополит Московский и Коломенский (1912—1917), митрополит Алтайский (1920— 1926), апостол Алтая, святитель. Память 16/29 февраля (или 1 марта) и в Соборе Московских святых. «Простые речи о великих делах Бо- жиих» изданы впервые в Томске в 1900 г. Антоний (Храповицкий А. П., 1863—1936) — митрополит Киевский и Га- лицкий, первый председатель Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. Философ, богослов. В 1894—1900 гг. ректор Казанской духовной академии Гавриил Седмиезерский (Зырянов Г., 1844—1915), — преподобный. Схиархимандрит и старец Седмиезерной Богородицкой пустыни Казанской епархии в 1883—1915 гг. Память в Соборе Казанских и Псковских святых. Арсений (Брянцев А. Д., 1839—1914) — архиепископ Харьковский и Ахтырский. В 1897—1903 гг. архиепископ Казанский и Свияжский. На Казанской кафедре особенно заботился о миссионерской деятельности. Антоний (Вадковский А. В.. 1846—1912) — митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (1898—1912), первенствующий член Святейшего Синода с 1900 г. Димитрий (Ковальницкий М. Г., 1839—1913) — архиепископ Херсонский и Одесский, церковный писатель и церковно-общественный деятель, архиепископ Казанский и Свияжский (1903—1905 гг.).

http://pravoslavie.ru/53941.html

Отпевали митрополита Макария 12.6.1882 в Чудовом монастыре, а погребли в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры. 51 Митрополит Флавиан (Городецкий, 26.7.1840 †4.11.1915), Киевский и Галицкий – окончил юридический факультет Московского университета. По принятии монашества назначен начальником Православной миссии в Пекине. Перевел на китайский язык составленное им «Объяснение православного богослужения» и др. сочинения. Епископ Аксайский (1885), епископ Люблинский (1885), епископ Варшавский и Холмский (1891, с 1892 – архиепископ), экзарх Грузии (1898), архиепископ Харьковский (1901), митрополит Киевский и Галицкий (1903). За свою благочестивую жизнь ему было возвещено о грядущих судьбах России (см.: Всероссийский церковно-общественный вестник. 1915. Ноябрь). 52 Архиепископ Арсений (Брянцев, 27.8.1839 †28.4.1914), Харьковский – родился в семье дьячка. После окончания Смоленских духовных училища и семинарии поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил (1867) со степенью магистра. Учительствовал. Рукоположен во священника (1868), служил в качестве законоучителя во многих мужских и женских учебных заведениях Киева. Ректор Таврической духовной семинарии (1893), протоиерей. Принял монашество (1875), удостоен сана архимандрита. Хиротонисан во епископа Ладожского, викария С.-Петербургской митрополии (1882). Ректор С.-Петербургской духовной академии (1883). Епископ Рижский и Митавский (1887). Изыскивая средства, построил много храмов, открыл немало приходских школ, ввел духовные беседы с народом, устроил библиотеки, издавал брошюры духовного содержания. Способствовали созданию Пюхтицкого Успенского женского монастыря и Троице-Сергиева монастыря в Риге. Архиепископ (1893). Архиепископ Казанский и Свияжский (1897), архиепископ Харьковский (1903). По воспоминаниям современников владыка Арсений был большим любителем церковного благолепия, службы любил длинные, торжественные, особенно ценил хорошее стройное пение. 53 Епископ Евгений (Бережков, 15.3.1864 †1922), Костромской и Галичский – уроженец Владимирской губернии. Окончил Московскую духовную академию (1897) со степенью кандидата богословия, принял монашество. Архимандрит (1899), ректор Владимирской духовной семинарии. Хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии (1905). Епископ Приамурский и Благовещенский (1909). Епископ Костромской и Галичский (1914). В 1918 г. епархией не управлял.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Арсений, афонский иеромонах — Арсений (Минин Александр Иванович) (1823–1879) — иеромонах Пантелеймоновского монастыря на Афоне; противосектантский миссионер; автор душеспасительных «бесед» и «Путеводителя во Святый град Иерусалим» (Киев, 1872) (см.: Воинов Н. Русского на Афоне Пантелеймоновского монастыря иеромонах Арсений. М., 1881) — 81, 84, 88, 90, 193, 248 Арсений, двоюродный брат отца Николая из Пустоподлесья — 309 Арсений, иподьякон Александро–Невской лавры — 234 Арсений, митрополит Киевский — Арсений (Москвин Федор Павлович) (1797–1876) — выпускник (со степенью магистра) Санкт–Петербургской Духовной академии (1823); ректор Могилянской (с 1826 г.), Орловской (с 1827 г.), Рязанской (с 1829 г.) и Тверской (с 1831 г.) Духовных семинарий; епископ Том–бовский (с 1832 г.), архиепископ Подольский (с 1841 г.), Варшавский (с 1848 г.), управляющий Волынской епархией (1848–1860), митрополит Киевский и Галицкий (с 1860 г.); председатель Комиссии по преобразованию высших духовных заведений (с 1866 г.); автор богословских противосектантских сочинений — 72 Арсений, настоятель Новоезерского монастыря — возможно, Арсений (Усинен Александр Андреевич) — архимандрит, позже — викарий Новгородской епархии; духовный писатель — 85, 94, 106 Арсений, цензор–архимандрит — Арсений (Брянцев Александр Дмитриевич) (1839–1914) — выпускник Киевской Духовной академии (1867), магистр (1868); священник (с 1868 г.), протоиерей (с 1873 г.); ректор Таврической Духовной семинарии (с 1873 г.); архимандрит (с 1875 г.), глава епархиального Комитета Духовной цензуры (1877–1882); ректор Санкт–Петербургской Духовной академии (с 1883 г.); епископ Выборгский и Ладожский (с 1882 г.), Рижский (с 1887 г.); архиепископ Рижский и Литовский (с 1893 г.), Харьковский (с 1903 г.) — 82, 155 Арсеньев, мичман, знакомый отца Николая — 159 Арсеньев Дмитрий Сергеевич (1832–1915) — попечитель при комнатах великих князей Сергея и Павла Александровичей (1864–1883); директор Морского Кадетского корпуса (с 1882 г.), вице–адмирал (с 1886 г.), позже — член Государственного совета — 255

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

Главный его труд, принесший особую заслугу для богословской науки, служил учебником в духовных семинариях и выдержал несколько изданий: «Практическое изложение церковно-гражданских постановлений в руководство священнику при совершении важнейших церковных треб» (СПб., 1864). В «Христианском чтении» опубликована его статья «Можно ли вступать в брак вдовым священникам» (СПб., 1863). См.: Родосский А. С. Биографический словарь. С. 351 – 352. Брокгауз–Ефрон. Кн. 44. С. 789. – Изд. 595 Арсений (Брянцев Александр Дмитриевич; 1839–1914). Из Смоленской губернии, окончил Киевскую ДА магистром в 1867 г.; был ректором Таврической ДС с 1873 по 1882 г. В 1882 г. хиротонисан во епископа Ладожского, викария Санкт-Петербургской епархии, а в 1883 г. назначен ректором СПбДА. С 1887 г. – епископ Рижский и Митавский (с 1893 г. – архиепископ), с 1897 г. – архиепископ Казанский и Свияжский, а с 1903 г. – Харьковский и Ахтырский. Замечательны были заботы Арсения как ректора Академии о подъеме в Академии духа иноческого подвижничества. В течение 20 лет до времени ректорства Арсения в Академии не было примеров принятия студентами монашества. Однако нравственное влияние и частые его беседы со студентами многих из них расположили к принятию иночества. За три с небольшим года управления Академией Арсений постриг в монашество следующих студентов: Михаила Михайловича Грибановского, автора настоящих писем, в 1884 г.; диакона Петра Грузова (впоследствии – Платон, епископ Муромский); Николая Надеждина – (ныне Никанор, епископ Пермский); Иакова Мещерякова (ныне Серафим, епископ Полоцкий); Алексея Храповицкого, им же хиротонисанного в 1897 г. и во епископы (ныне Антоний, архиепископ Волынский); Илью Алексеева (Иоанн, бывший епископом Пермским) и Алексея Турбина (с именем Сергия). Будучи в Казани, архиепископ Арсений постриг в монашество и хиротонисал во епископы (10 сентября 1900 г.) и нынешнего Таврического преосвященного, епископа Алексия (Молчанова) . Не можем не отметить, что замечательные академические лекции архимандрита Михаила (Грибановского) по введению в круг богословских наук были изданы на средства архиепископа Арсения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010