О. Савва прежде всего разъяснил своим читателям, что «предметы веры», которыми, согласно императорской резолюции от 31 марта 1905 г., предстояло заняться будущему Собору наряду с «предметами церковного управления», это и есть вопросы богослужения: ведь содержание догматов веры неприкосновенно, поэтому обсуждаться может лишь «обряд церковный, в который Церковь заключила свое учение». В частности, вопросу богослужебного языка и исправления богослужебных книг Потехин уделил пассаж, который был затем почти дословно повторен в отзывах архиепископа Рижского Агафангела 30 и епископа Орловского Кириона 31 , а в слегка измененном виде вошел в доклад епархиального совещания, представленный Синоду епископом Енисейским Евфимием (Счастневым, 1839–1913), который сам, впрочем, не разделял эту точку зрения: Язык наших богослужебных книг требует самого тщательного исправления. Уже со времени перевода Библии на русский язык встал с неотложностью вопрос о переводе богослужебных книг на язык, доступный пониманию. Но любовь русского народа к славянскому языку и значение его для соединения всех славянских племен в родной православной вере заставляет желать, чтобы богослужебным языком для православного русского народа оставался славянский. Но в таком случае необходимо немедля приступить к исправлению богослужебных книг. Язык их, сохранив греческое построение речи и словопроизводство, совершенно скрывает, а весьма часто и искажает до ереси смысл и содержание многих богослужебных чтений и песнопений. Только немедленным исправлением этого языка до возможности понимания его и не учившимися славянской грамоте возможно сохранить любовь и преданность нынешнего поколения к церковному языку. Конечно, выпуск исправленных богослужебных книг не должен упразднять и умалять значения существующих ныне, во избежание повторения печальных событий Никонова исправления 32 . В том же духе (сохранить в качестве богослужебного языка славянский, но сделать его доступным пониманию, пересмотрев и исправив текст богослужебных книг) высказались и многие другие архиереи: архиепископы Арсений Харьковский (Брянцев,1914), Анастасий Воронежский (Добрадин, † 1913) и Афанасий Донской (Пархомович, † 1910), епископы Гурий Симбирский, Назарий Нижегородский (Кириллов), Тихон Костромской (Василевский, † 1926), Евсевий Владивостокский (Никольский, † 1922), а также Новгородская и Олонецкая епархиальные комиссии 33 . Епископ Смоленский Петр (Другов, † 1917/18) призывал осуществить эту неотложную задачу скорее, «чем в былое время, когда исправления длились едва ли не веками» 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Наконец, - отмечает она, - когда 31 июля 1899 г. устав общества был утверждён, за трёхлетний срок не осталось уже никого, кто стоял у его истоков. Перестала существовать газета «Волжско-Камский Край», из состава комиссии остался один участник. И только стараниями А.Н.Баранова вновь закрутилось благое дело. Епископ Антоний, приняв в нём активное участие, пригласил для организации общества несколько почётных лиц города Казани».(19) По моему мнению, причины разногласий между инициаторами создания «аболиционистского» общества, несмотря на их кажущийся «редакционный» характер, лежали значительно глубже. Дело в том, стремление покончить с позорной практикой легализованной торговли женщинами объединила представителей практически всех слоёв общества, национальностей и вероисповеданий, придерживавшихся различных (порой, прямо противоположных) политических взглядов. Однако по мере того, как общество стало обретать реальные очертания, а будущая программа его деятельности наполняться конкретным содержанием, начали возникать принципиальные противоречия, продиктованные разными взглядами на природу проституции и концептуальными подходами борьбы с ней. При этом на момент создания ОЗНЖ инициатива в принятии решений во многих случаях исходила от представителей консервативно-православных кругов. Активное участие в организации ОЗНЖ принимали известные православные деятели, являвшиеся почётными членами КОТ. Создание общества благословил архиепископ Казанский и Свияжский Владимир (И.П.Петров) (1828 - 1897), сделавший также пожертвование в его пользу. Почётными членами ОЗНЖ стали: «всероссийский батюшка» - протоиерей Андреевского собора в Кронштадте И.И.Сергиев (Иоанн Кронштадтский) (1829 - 1908), архиепископ Казанский и Свияжский Арсений (А.Д.Брянцев) (1839 - 1914) и епископ Уфимский и Мензелинский Антоний (А.П.Храповицкий) (также являвшиеся почётными членами КОТ).(20) На годичном общем собрании общества 3/10 февраля 1902 г. его почётным членом был также избран епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии, ректор Казанской духовной семинарии Алексий (А.В.Молчанов).(21)

http://ruskline.ru/analitika/2016/05/15/...

290 Pichler. Gesch. des Protest., стр. 175; Καταλογος τν πατριρχ. 194; Kimmel. Monumenta fidei prolegom. – XLIX; Heineccii Abbildung Griech. Kirche I Th. 209–210; Hottinger p.574; Mελετιου, ςορια Εκκλ., τ. III, σελ. 449. 291 При всем желании сказать несколько подробнее о жизни и деятельности Кирилла Лукариса, мы решительно не в состоянии были сделать этого. Сведения современников и позднейших писателей восточных и западных, известных нам, весьма скудны, – а последних и недобросовестны. Весьма мало, например, указаний на труды его по управлению Константинопольской Церковью. Как будто вся деятельность его в Константинополе ограничивалась борьбою с иезуитами и его страданиями от них!?. 292 Так представлают его почти все его обвинители, западные историки: Гейнекций, Гэттингер, Смит, Аймон, Киммель, Пихлер и мн. др. 297 Т. е., о том, будто ли Лукарис в Саксонию продал свою веру за деньги, подписавши неправославное вероисповедование; а в Трансильвании в разговоре с Μ. Функсием отвергал почитание и ходатайство Святых перед Богом. 302 Смотр. в книге: Lettres anecdotes de Cyrille Lucar...; смотр, также Geschichte des Protest. – Pichler, стр. 100–110; Kimmel proleg. XXXIV–XXXV. 305 В Московском главном архиве министерства иностранных дел хранится более 50 подлинных писем Кирилла Лукариса, писанных по-гречески, к царю Мих. Федоровичу и к патриархам Филарету и Иосафу – с 25 апреля 1626 г. по июнь 1638 г. Эти письма по своему православнейшему характеру совершенно отвергают письма неправославного характера, приписываемые ему иностранными учеными. Мы не имели возможности пересмотреть упомянутые письма; пользуемся только теми, которые изданы Муравьевым в «Сношениях Востока с Россиею по делам церковным», во 2 т. 322 Flerii Hist. Eccl., t. 59, p. 175. Здесь разумеется рассмотренное нами письмо Лукариса, оставленное во Львове. 337 Mελετιου, ςορια Εκκλ., τ. III, σελ. 448. πκρισις ις τν νευελλ. Εκκλ. π το ικονμων, 1839 г., σελ. 450. Читать далее Источник: Патриарх Кирилл Лукарис и его заслуги для православной церкви./А. Брянцев. - Тип. дух. журн. «Странник». СПб. 1870. С. 130.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так как некоторые из сих родов упоминаются и в первом Синодике, то можно предположить, что первоначальный Синодик был в 2-х экземплярах, или в одном из Синодиков сделаны были вставки. Означенные роды писаны на первых страницах, а вторые оставались пробельными. На некоторых из них записывались имена поминаемых после, напр., род Генеральши Салтыковой, род Орлянина Владимира Феодоровича Селивестрова. Но род монаха Парфения написан (на обороте 14 стр.) так искусно, что будто бы это древнее писание. С 16 листа указываются года: 18041809, причем на 21 листе указан год. Здесь все роды указываются подряд, в столбце против имен, написанные большею частью уставным, но неизначальным письмом. Но 30 листе именуется Великая Княжна Наталия Алексеевна, а на 31 – род Владимира Владимировича Долгорукова, род Генерала Ивана Ивановича Бибикова, а на последней – род иерея Иоакима Варлаамского, иерея Григория Павловича и род Совеловых. Причем оборотные стороны остались пробельными. Очевидно эти листы сохранились от подлинника и занимают место не то, которое им подобало бы по их достоинству. 3 . Третий Синодик относится к началу сего века. В нем, как в конце предшествующего Синодика, в переднем столбце указываются кратко роды, а потом далее пишутся имена, которые иногда занимают и всю страницу. С 4 листа указываются года – ак. С 9 по 16 лист вписаны роды Карачевцев, потом идут роды Брянцев. Далее разных деревень, потом опять Брянцев и Карачевцев, Орловцев и Тульских. Здесь вообще имен много, а потому хотя Синодик сей не очень древний, но конечно и он имеет значение, особенно по отношению к определению родов Карачевцев и Брянских, и благочестия их, столь же неоскудного и доныне. 4 . Четвертый Синодик по всему составляет продолжение 3-го. В него внесены имена в течение 18221849 годов. И по числу имен он одинаков с прежним. Но роды здесь помещены большею частью разных благодетелей, что конечно зависело от того, что монастырь стал входить в общую известность и даже славу. 5 . Пятый Синодик служит продолжением предшествующих. В нем производились записи с 1839 по 1884 год, и осталось много пробельных листов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

999 Архиепископ Арсений (Брянцев Александр Дмитриевич; 1839–1883) принял назначение ректором и профессором СПбДА при довольно трудных условиях. В СПбДА уже 17 лет не было ректора из монашествующего духовенства. Студенты, а отчасти и преподаватели не особенно благоприятно встретили назначение представителя ученого монашества, притом не бывшего прежде профессором. Тем более что прежний ректор, Иоанн Леонтьевич Янышев, пользовался любовью и авторитетом. Однако благодаря тактичности, простоте обращения и благодушию владыки Арсения не произошло никаких эксцессов. Напротив, в Академии заметно поднялся и окреп дух церковности; между студентами начались дебаты о Церкви, о духовной жизни, о подвижничестве, пробудился интерес, а затем постепенно и стремление к иноческой жизни, к монашеству. – Ред. 1001 До принятия монашества Михаил Михайлович носил имя Михаил, в честь Михаила Архангела, память которого празднуется 8 ноября; в монашестве же он получил имя в честь святителя Михаила, первого митрополита Киевского, память которого отмечается 30 сентября. – А. Л. 1002 Некоторое время пытался он вставать в 5 часов утра, но должен был оставить эту попытку, так как вконец обессилел. – А. Л. 1003 До принятия Михаилом Михайловичем монашества в течение 20-ти лет среди студентов Петербургской академии не было монахов. – А. Л. 1006 Рождественский Николай Павлович (1840–1882) – магистр и профессор СПбДА, автор сочинения «Христианская апологетика, курс основного богословия» (СПб., 1884) и множества публикаций в журнале «Христианское чтение». – Ред. 44 Право на чтение лекций (лат). – Ред. 1009 К монашеской академической «дружине» в это время принадлежали, кроме отца инспектора и иеромонаха Михаила, иеромонах Антоний (Храповицкий) , по окончании курса в 1885 г. оставленный при Академии профессорским стипендиатом, иеромонах Николай (Налимов), принявший пострижение в конце предшествующего учебного года, состоявший преподавателем Петербургской духовной семинарии, отец Иоанн (Алексеев) , студент III курса. – А. Л. Отец Иоанн (Алексеев) – впоследствии епископ Пермский и Соликамский Иоанн (Алексеев Илья; 1862–1905). С детства желал посвятить себя служению Богу. Это желание окончательно окрепло, когда он поступил в СПбДА, в которой он сблизился с «кружком» Михаила Грибановского и окончательно утвердился в желании быть иноком. Поэтому, когда ректор епископ Арсений (Брянцев) спросил его: «Желаешь ли быть монахом?», он твердо ответил: «Да». В 1885 г. он был пострижен в монашество. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

в епархии присоединились к Православию около 10 000 человек. После 1894 г. присоединения продолжались, но не такие массовые. Однако нельзя не упомянуть значительного движения за переход в Православие в Фелькском приходе Юрьевского (Дерптского) уезда Лифляндской губернии, где к началу сентября присоединившихся было 70 человек. Это были большей частью главы семейств, некоторые присоединили и своих домочадцев. Святое миропомазание совершалось в фелькской церкви по воскресным дням в присутствии посторонних лиц и принято было всеми с твердым и ясным убеждением. Архиепископ Арсений с глубокой радостью узнал об этом и благословил приходского священника на дальнейшие труды. Епископ Арсений (в миру Александр Дмитриевич Брянцев) родился 27 августа 1839 г. в селе Волста-Пятница Юхновского уезда Смоленской губернии в семье псаломщика, в 1857–1863 гг. учился в Смоленской семинарии. По окончании ее был зачислен в Киевскую Духовную Академию на казенное содержание. Ректором Академии в то время был архимандрит Филарет (Гумилевский) , впоследствии епископ Рижский, в 1867 г. окончил академический курс по I разряду со степенью магистра богословия, присужденной ему за сочинение «Патриарх Кирилл Лукарис и его заслуги для православной Церкви». 2 февраля 1868 г., после вступления в брак, был рукоположен в сан диакона, а 4 февраля в сан пресвитера с назначением настоятелем гимназической церкви, а также законоучителем в гимназию города Белая Церковь , в 1871 г. супруга его скончалась, в марте 1873 г. протоиерей Александр Брянцев был назначен ректором Таврической семинарии. Два года он прослужил в сане протоиерея. 26 апреля 1875 г. преосвященным Гурием (Карповым) , епископом Таврическим и Симферопольским, о. Александр был пострижен в монашество с именем Арсений и на следующий день был возведен в сан архимандрита, в течение девяти лет (с 1873 г.) архимандрит Арсений являлся редактором «Таврических епархиальных ведомостей». Кроме того, с 1877 по 1882 г. архимандрит Арсений состоял председателем епархиального цензурного комитета и симферопольского Александро- Невского братства (весь период пребывания в Симферополе), входил в Совет общества Красного Креста (с 1877 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Арсений (Брянцев Александр Димитриевич), архп. Харьковский и Ахтырский Родился 27 августа 1839 года в семье дьячка Смоленской епархии, с.Волсты-Пятницы, Юхновского уезда. День Ангела 8 мая. Детство его и годы учения протекли в крайней бедности и нужде и навсегда оставили в душе его заметный след, научили понимать впоследствии, когда он был уже совершенно обеспечен, чужую нужду, чужую бедность. Дело в том, что отец его был в очень бедном приходе, семья же была большая. Два старших брата были отвезены в Вяземское духовное училище и воспитывались там на средства отца; когда же настало время везти в училище третьего сына Александра, то средств уже не хватало совсем, и потому решено было, чтобы не оставить его вовсе без всякого образования, поместить в какой-либо монастырь, где бы он мог хотя практическим только путем обучаться пению и вообще церковному обиходу. Но к счастью, как раз в это время старший брат, только что перешедший в семинарию, ввиду, с одной стороны, крайней бедности, а с другой – хороших успехов, был принят, хотя и не был сиротой, на казенное содержание. Обрадованный отец тотчас же отправил Александра в Вязьму в духовное училище, где и поместил на свой счет на частную квартиру – с платой – 50 копеек в месяц! Более или менее благополучно, при 50-копеечной плате, протекли годы ученья в духовном училище, но затем, по переходе в семинарию, положение опять весьма осложнилось. Жизнь в Смоленске значительно дороже, чем в Вязьме, принять на казенное содержание второго брата, не сироту, когда уже принят первый, было невозможно; между тем, отцу необходимо было везти еще и следующего младшего брата в духовное училище. Тогда с молчаливого согласия семинарского начальства, устроился такой 2 почивший архиепископ поселился, как он сам впоследствии всегда любил вспоминать, в семинарском корпусе, в качестве «зайца». Начальство делало вид, что его не замечает, он же устраивался где-нибудь на свободной койке заболевшего товарища, питаясь чем случится также от товарищей ит.п. Собственной койки или прибора за столом ему, конечно, не полагалось. Однако через год начальство, видя его прилежание и любовь к учению и входя в крайне бедственное положение, нашло возможным принять его «вне правил» на полуказенное содержание.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Этот случай служит также достаточным подтверждением раньше указанных вами не всегда надлежащих отношений между светской властью в северо-западном крае и духовною, и, притом, на сей раз не без вины со стороны последней. 509 В 1859 году, по требованию митрополита Иосифа, была составлена ведомость о церквах Литовской епархии, с указанием ближайших к ним костелов. 510 Костел Иисуса, при монастыре Тринитариев; 2) Св. Петра при монастыре ксендзов-каноников – приходский; 3) костел св. Станислава; 4) св. Франциска при монастыре Бернардинов – приходский; 5) св. Иоанна – приходский; 6) св. Михаила – филиальный; 7) ксендзов-Августинов – при главной семинарии; 8) сестер милосердия – монастырский; 9) св. Терезы при монастыре кармелитов-босоногих при Острых воротах; 10) ксендзов миссионеров на горе Спасителя – монастырский, приходский; 11) Сердца Иисусова – монахинь-визиток; 12) св. Иосифа – монахинь-кармелиток босоногих; 13) Всех Святых при монастыре ксендзов-кармелитов, древних нравов, приходский; 14) св. Стефана, монахинь-мариониток, приходский; 15) св. Николая – приходский, по ветхости закрытый; 16) Пресвятые Богородицы – ксендзов-францисканцев; 17) св. Духа – ксендзов-доминиканцев; 18) св. Екатерины – монахинь-бенедектинок; 19) св. Креста – ксендзов-бонифраторов; 20) св. Юрия – при семинарии, прежде принадлежавший кармелитам; 21) св. Иакова на Лукишках – монахов-доминиканцев; 22) св. Рафаила на Снипишках – занятый под цейхгауз; 23) ксендзов-каноников для покаяния – на Заречье, во имя св. Варфоломея; 24) св. Марии-Терезы, за рекой Вилией, – занятый под укрепление, и 25) один костел, закрытый по ветхости. 513 С 1854 по 1863 годы в Северо-западном крае было построено 399 новых костелов, из коих многие были достроены там, где, кроме ксендза и пана, не было католического населения. Брянцев. «Польский мятеж», стр. 145. 514 В продолжение одного 1864 года Муравьевым было закрыто более 30 римско-католических монастырей и произвольно устроенных филиальных костелов, и ненужных приходов, причем некоторые костелы были обращены в право-славные церкви. Русская старина 1883 год, 1., 139.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Утраченное здание (сохранился фундамент). 1879-1883 гг. Автор-строитель арх. Токарев Василий Иванович, наблюдение за постройкой - архитекторы Аристахов Иван Аристархович, Захаров Матвей Захарович. Стиль - неорусский. Из Переписной книги Водской пятины известно, что уже в 1500 г. на погосте находилась православная Введенская церковь, однако точное место ее расположения установить пока не удалось. В XIX в владельцем этого имения становится вел. кн. Михаил Николаевич (1832-1909), при котором оно превращается в уютную дачную усадьбу, имеющую железнодорожное сообщение с Петербургом. В 1879 г. местный дачевладелец Тимофей Тимофеевич Учителев выступил с инициативой постройки в имении собственной церкви и первым сделал на нее пожертвование в размере 20 000 руб. Проект небольшого каменного храма, выдержанного в московском стиле XVII столетия, составил петербургский арх. Василий Иванович Токарев, а вел. кн. Михаил Николаевич отвел для его постройки участок на Ореховой горе, где 16 сентября 1879 г. и состоялась закладка храма. Несмотря на начавшиеся работы, спустя два года из-за нехватки средств возведение храма пришлось приостановить, и лишь в августе 1882 г. была образована новая строительная комиссия, которая во главе со своим председателем, почетн. гражд. Арсением Николаевичем Бородулиным взялась завершить постройку к 1883 г. Благодаря новым щедрым пожертвованиям работа закипела вновь - лесопромышленник Павлов выделил на храм пиломатериалы, а подрядчик Степанов бесплатно произвел все каменные работы. Наблюдение за постройкой осуществляли архитекторы Иван Аристархович Аристахов и Матвей Захарович Захаров. Торжественное освящение вновь выстроенного храма совершил 11 июля 1883 г. епископ Ладожский Арсений (Брянцев) в сослужении красносельского духовенства при большом стечении местного населения и дачников. Крупным жертвователям были розданы памятные золотые жетоны с вензелями Великокняжеской четы. Днем освящения храма было выбрано 11 июля, поскольку оно являлось днем тезоименитства Великой Княгини Ольги Феодоровны (до замужества и перехода в православие - Цецилии Августы, принцессы Баденской (1839–1891) - супруги владельца Дудергофского имения Великого Князя Михаила Николаевича), а год - 1883, совпал с 1000-летием годовщины рождения св. блгв. княгини Ольги (день рождения св. Ольги неизвестен).

http://sobory.ru/article/?object=35699

(К тридцатилетию его святительства) 17-го мая 1912 г. исполняется тридцать лет служения Святой Православной Церкви и родине в святительском сане Высокопреосвященного Арсения, Архиепископа Харьковского и Ахтырского. В сонме здравствующих святителей Российской церкви Харьковский Архиепископ Арсений – один из старейших: 27 августа этого года ему исполняется 73-й год от рождения. По продолжительности и характеру своей удивительно кипучей и неустанной деятельности в столь высоком сане он принадлежит к числу выдающихся и заслуженнейших святителей отечественной церкви и, в частности, святителей Харьковских. в течение столь долгой его жизни пред ним сменился целый ряд поколений и ряд эпох в развитии нашей церковно-общественной жизни – шестидесятые, восьмидесятые годы и годы начала этого XX столетия. Нести святое бремя своего служения ему приходилось при резко изменявшихся, а иногда и необычайных условиях деятельности. Понятно поэтому, что его жизнь и деятельность на поприще нашей отечественной Церкви не могла не сложиться в жизнь историческую, отпечатлевшую на себе черты бытовой жизни нашего духовенства, отдельных епархий и широких церковно-общественных течений за свыше полувековой период времени; она становится, поэтому, в высшей степени поучительной для всякого православного, а тем более для всякого церковно-общественного деятеля. Не нам и не время еще подводить итоги замечательным трудам нашего маститого Архипастыря. Но раскрыть красноречивые страницы его жизни, углубиться в них, по ним воспроизвести удивительную картину его жизни, начиная от лачуги бедного сельского причетника и до прославленной кафедры Харьковских святителей, – это так поучительно и так благовременно в виду исполняющегося тридцатилетия его святительского служения. Высокопреосвященный Арсений, в миру Александр Димитриевич Брянцев, родился в 1839 году, 27 августа, в селе Волста-Пятница, Юхновского уезда, Смоленской губернии и происходит из бедной семьи причетника Димитрия Аверкиевича Брянцева. Родители его были люди простые, не получившие школьного образования, но отличавшиеся высоким благочестием, преданностью долгу и чрезвычайным трудолюбием.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010