Вот ваш символ! 587 За шёлком, блеском, самодовольством, изысканностью вашей жизни спряталась безумная, жалкая, изуродованная душа 588 , безобразно вцепившаяся когтями холодеющих рук в омерзительное чудовище, имя которому собственность! А кругом с подобострастием стоят вельможи, духовенство всех церквей в золотых митрах, камилавках, кардинальских мантиях, с бриллиантовыми крестами, иконами, хоругвями… И в пустых храмах, где нет ни одной живой души, – ибо души остаются стеречь награбленное добро, – мёртвые люди, мёртвой веры, руководимые ни во что не верующими фарисеями, без содрогания и ужаса читают в сотнях тысячах храмов великие слова Христа: «Горе вам, богатые!.. Горе вам, пресыщенные!.. Горе вам, смеющиеся ныне!» Но пусть бы уж вы сбросили свой шутовской наряд и открыто объявили себя жрецами золотого истукана. Но нет, здесь, как и во всём, мало вам творить беззаконие, вам нужно прикрыться учением Того, Кто был самый беспощадный вам обличитель. Вам нужно во что бы то ни стало насмеяться над Ним. Словно вы хотите отомстить Ему за всё самой высшей мерой мщенья. Смотри, мол, назорейский бродяга, грозивший нам слезами и горем, как сладко живётся нам. Да ещё с благословением твоих же «наместников», на основании твоего же собственного ученья! Что за беда, что Христос на вопрос юноши: «Что мне делать, чтобы иметь жизнь вечную?» – ответил: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим» ( Мф. 19:21 ). А в Деяниях апостольских говорится, что «у множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее… И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чём кто имел нужду» ( Деян. 4:32–35; 2:45 ). Что за беда, что в «Учении XII апостолов» говорится прямо: «Разделяй всё с братом твоим и не говори, что это твоя собственность» (гл. 4) 589 .

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

И кто только разбудит нас?! А с каким чувством трепета и обиды за себя ты смотришь, чадо мое милое, на эту умилительную картину, где Христос Спаситель в образе странника бездомного стоит у закрытой или даже запертой двери твоего сердца и стучит! И как долго Он стучит! Как долго просится, чтобы ты впустил Его! Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною ( Откр. 3:20 ). Стучит! И ты ведь слышишь этот стук. Слышишь, как он глухо раздается извне. Слышишь, и как воет холодный осенний ветер, и как гремит старая железная крыша, и как стонет что-то за окном. Всё ты слышишь. И вот снова стук. – Ох, уж этот стук, – сквозь сон цедишь ты, – и кому это только надо, какой это только бродяга бродит в такую непогоду и такое позднее время! И, перевалившись на другой бок, закутавшись с головой в одеяло, ты снова безмятежно засыпаешь. А Он всё стоит, и «тук! тук! тук!» всё раздается. О милосердный Бог наш и долготерпеливый, доколе Ты терпишь нашу косность, и когда только Ты достучишься до нашего сознания, чтобы разбудить нас и мы открыли Тебе двери? Доваляешься, доспишься, доленишься, мой любезный друг, настанет час, что и тебе самому придется стучаться в закрытые двери. Придется. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: «Господи! Господи! Отвори нам». Но Он скажет вам в ответ: «Не знаю вас, откуда вы». Тогда станете говорить: «Мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты». Но Он скажет: «Говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды» ( Лк. 13:25–27 ). Да, сейчас пока Он стучит в наши двери. И от нас самих зависит пробудиться и поспешить открыть Ему их. То есть сделать над собой усилие, расстаться с желанным сном, с теплой постелью, «раскачать» беспечность своей души, подвигнуть себя на слезное покаяние, исправление жизни, а уж если останемся глухи к стуку Божественной любви, то Бог застучит уже не стуком покаяния, а ударами наказания. Стукнет так, что развалится всё наше земное строение, и тогда рванемся к дверям Его милосердия, а они будут закрыты. Не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды ( Лк. 13:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

При этом следует сказать, что Илий не пренебрегал вовсе воспитанием сыновей. Нет, Илий обличал их, говоря: «Дети мои, не хороша молва, которую я слышу: вы развращаете народ Господень» и т. д. ( 1Цар.2:24 ). Но, очевидно, от Илии требовалось более, чем одни короткие слова. А именно, рвение, наложение на сыновей наказания, обуздание их. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Так как Илий не все сделал, что надлежало, то восстановил Бога против себя и против сыновей и, щадя неблаговременно себя и детей, погубил вместе с детьми и собственное спасение». Кроме небрежности по отношению к детям, Богу не в чем было обвинить старика... И то, что он был священник, и что старец, и что знаменит, и что двенадцать лет беспорочно начальствовал над еврейским народом, – если все это не в силах было его оправдать, но он крайне бедственно погиб за то, что не заботился тщательно о детях, и грех его нерадения, точно суровая, громадная волна, все завалил и все подвиги его закрыл – то какое наказание ожидает нас, которые и в добродетели много ему уступаем, и детей не только не наставляем, но поступаем в отношении их жесточе всякого варвара... Это небрежение к детям, которое мы не замечаем, Златоуст поясняет такими словами: «Когда ты видишь, что какой-нибудь бродяга заушает твоего ребенка, ты негодуешь, сердишься, злобствуешь и яростнее зверя подскакиваешь к лицу ударившего, а когда видишь, как диавол каждодневно его заушает, как демоны приводят его к порокам, ты спишь, не негодуешь, не сердишься, не отнимаешь сына от самого ужасного зверя». В писаниях Нового Завета Апостол Павел резко осуждает небрежение к близким: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» ( 1Тим.5:8 ). Рассуждая о должности епископа, Апостол Павел на первое место ставит его отношение с семейными: «...епископ должен быть... Хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью». ( 1Тим.3:2–4 ). По заповедям Апостола Павла на родителях лежит и материальная забота о детях ( 2Кор.12:14 ), и духовная.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Радостный путь покаяния 4 мин., 21.07.2014 Как-то я видел ролик, показывающий, как сильно может измениться внешность человека, то, как его видят окружающие — и как он сам видит себя. Грязного, заросшего бродягу в лохмотьях отмыли, постригли, побрили и переодели в чистую и приличную одежду — и он стал выглядеть совсем по-другому, даже выражение его лица стало совсем другим. Он больше не выглядел, как бродяга, не чувствовал себя бродягой — да и больше не был бродягой. Он оставил прежнюю жизнь — как это делает новообращенный христианин. Но обращение ко Христу — это не переодевание; это очень глубокая перемена во всем. Мы приобретаем не только новые убеждения, но и новую жизнь. Слово Божие сравнивает это с новым рождением — или, даже, новым сотворением. Вспомним слова Апостола Петра: « покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа » (Деян. 2:38). Крещение означает не только прощение грехов, но и дар Святого Духа — сам Бог входит в нашу жизнь, чтобы мягко, терпеливо, и, вместе с тем, могущественно, изменять ее изнутри. Как мы уже говорили, наша беда не только в том, что мы виновны, но и в том, что мы испорчены — и устроим ад в любом раю, куда нас пустят. И вот Святой Дух трудится над нашим преображением и исцелением, чтобы сделать нас из адских — райскими существами. Как сказал блаженный Августин, «Бог создает нас, т. е. образовывает и творит не так, чтобы мы были людьми, это он уже сделал, но чтобы были добрыми людьми, что делает Он теперь Своею благодатью, чтобы мы были новым творением во Христе Иисусе». Подлинное обращение всегда проявляется в перемене жизни. Святой Апостол Павел пишет в послании к Коринфянам: « Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего » (1Кор. 6:9-11)

http://foma.ru/radostnyiy-put-pokayaniya...

" Слушайте, небеса, внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего, а Израиль - не знает Меня, народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ, обремененный беззакониями!.. Оставили Господа, презрели Святого Израилева, - повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло " . Братия и чада мои возлюбленныя! Православные русские люди! Не говорит ли вам совесть ваша, что Израиль - это мы, народ русский, народ, обремененный грехами? Как древнему Израилю, народу Божию вверено было слово Божие, то есть истинное учение веры, для того, чтобы он передал это сокровище всем народам земным: так и нам Господь вверил великое сокровище Православной веры для того, чтобы мы берегли это сокровище для всего человечества. Изменил Богу народ еврейский, сам на себя призвал клятву Божию, когда кричал Пилату: кровь Его, то есть Иисуса Христа, на нас и на чадах наших, и проклятие отяготело на этом народе, и стал он поношением среди народов земных, и потерял он и царство свое, и язык свой, и веру свою подменил суеверием, и скитается он, рассеянный по всему лицу земному, как всеми презираемый бродяга, не имея отечества... А мы - храним ли вверенное нам Богом всемирное сокровище святой нашей веры православной? Дорожим ли ею? Не расхищают ли его разные еретики и раскольники, как волки хищные в одеждах овчих всюду бродящие? Дал нам Государь свободу исповедания, чтобы не стеснять никого из иноверцев: пусть каждый по-своему Богу молится; а многие из нас бросают сокровище бесценное - веру Православную и меняют ее на ереси и расколы, не хотят знать учения матери своей Церкви, не хотят слушать Богом поставленных пастырей, идут на беседы к сектантам и лжеучителям и, слыша хулы на Церковь, смущаются, заражаются ересями, ибо не познали еще святой истины православия во всей ее чистоте. " Вол знает владетеля своего " , а чада Церкви не знают, как учит их мать-Церковь! " Осел знает ясли господина своего " , а православные не могут еретику ответить: как и почему так учит святая Церковь Православная, к которой они принадлежат! Не стыдно ли это? Не грешно ли так равнодушно, особенно в наше смутное время, относиться к святому учению своей родной Церкви? А не зная учения своей веры, такие православные не могут и защитить ее и легко поддаются искушениям отпадения от веры в ереси и расколы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2424...

«Так как Илий не все сделал, что надлежало, то восстановил Бога против себя и против сыновей и, щадя неблаговременно себя и детей, погубил вместе с детьми и собственное спасение. Кроме небрежности по отношению к детям, Богу не в чем было обвинить старца... Он был и священник, и старец, и знаменит, и двенадцать лет беспорочно начальствовал над еврейским народом. Однако он крайне бедственно погиб за то, что не заботился тщательно о детях, и грех его нерадения — точно суровая, громадная волна: все завалила и все подвиги его закрыла; какое же наказание ожидает нас, которые и в добродетели много ему уступаем, и детей не только не наставляем, но поступаем в отношении их жесточе всякого варвара...» Это небрежение к детям, которое мы не замечаем, Златоуст поясняет такими словами: «Когда ты видишь, что какой-нибудь бродяга заушает твоего ребенка, ты негодуешь, сердишься, злобствуешь и яростнее зверя подскакиваешь к лицу ударившего; а когда видишь, как диавол каждодневно его заушает, как демоны приводят его к порокам, ты спишь, не негодуешь, не сердишься, не отнимаешь сына от самого ужасного зверя». В писаниях Нового Завета ап. Павел резко осуждает небрежение в заботе о близких: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5, 8). При суждении о пригодности к должности епископа ап. Павел одним из важнейших признаков ставит отношение с семейными: «Епископ должен быть... хорошо управляющим домом своим, детей содержащим в послушании со всякою честностью» (1 Тим. 2, 4). По заповедям ап. Павла, на родителях лежит и материальная забота о детях (2 Кор. 12, 14), и духовная. Условием для посвящения в пресвитеры он ставит: «Если кто... детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности» (Тит. 1, 6). Первыми заповедями для молодых жен ап. Павел ставит: «Любить мужей, любить детей... быть... попечительными о доме» (Тит. 2, 4-5). Условие для спасения замужней женщины ап. Павел формулирует так: «Спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2, 15). Также вдовам, имеющим детей или внучат, ап. Павел велит прежде всего заниматься их воспитанием (1 Тим. 5, 4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1873...

Это была очень честная молитва, пусть и несовершенная. Я почти готов сказать, что это был пример совершенной молитвы, потому что она была такая честная, правдивая, искренняя, так ясно сознавала, что должно быть и что есть на самом деле. Приведу вам другой пример, более резкий. Был бродяга, о котором я долгие годы заботился. Как-то, после двенадцати или тринадцати лет нашего знакомства, он забрел в наш лондонский храм на пасхальную заутреню. Он совершенно откровенно рассказал мне о своих впечатлениях и реакциях. Он оказался в гуще толпы, окруженный людьми всех возрастов, все держали свечи. Я вошел в церковь после крестного хода и приветствовал народ нашим пасхальным возгласом: “Христос воскресе!”. Толпа ответила: “Воистину воскресе!” — и мой приятель подумал: вот это да! ишь, как он кричит! Ему за это платят, и он честно отрабатывает свои деньги… Затем он увидел, что люди мне отвечают, и подумал: это, должно быть, старики, которые ему платят. Но тут он огляделся, потому что услышал молодые голоса, и увидел, что стоит среди молодежи. Это поразило его, так как он этого не ожидал. Он прислушался к их голосам, пригляделся к лицам и ясно понял, что они не притворяются. Они исповедовали свою веру в воскресшего Христа. И тогда он испугался, потому что осознал, что если это правда, то для него это очень серьезно, тем более что после двух-трех возгласов его подхватило окружающими молодыми голосами, и он услышал, что и сам кричит вместе с ними “Христос воскресе”. И тут он подумал, что должен защититься от опасности впасть в руки Бога Живого. Он понял, что если это правда, то вся его жизнь должна измениться. Как он выразился, он тогда обратился к дьяволу и сказал: “Всю жизнь ты был мне помощником. Помоги мне сейчас, иначе я пропал!”. А затем с горечью, теперь уже преодоленной, он сказал мне: “И эта сволочь так и не пришла мне на помощь!”. Годы верности ему оказались ни к чему. Он был предан тем, кто лжец и убийца, чье слово ничего не стоит. Вот человек, который почувствовал опасность встречи с Живым Богом и совершенно прямодушно пытался спасти свою шкуру.

http://pravmir.ru/besedyi-na-konferentsi...

Это небрежение к детям, которое мы не замечаем, Златоуст поясняет такими словами: «Когда ты видишь, что какой-нибудь бродяга заушает твоего ребенка, ты негодуешь, сердишься, злобствуешь и яростнее зверя подскакиваешь к лицу ударившего; а когда видишь, как диавол каждодневно его заушает, как демоны приводят его к порокам, ты спишь, не негодуешь, не сердишься, не отнимаешь сына от самого ужасного зверя». В писаниях Нового Завета ап. Павел резко осуждает небрежение в заботе о близких: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» ( 1Тим. 5, 8 ). При суждении о пригодности к должности епископа ап. Павел одним из важнейших признаков ставит отношение с семейными: «Епископ должен быть… хорошо управляющим домом своим, детей содержащим в послушании со всякою честностью»( 1Тим. 2, 4 ). По заповедям ап. Павла, на родителях лежит и материальная забота о детях ( 2Кор. 12, 14 ), и духовная. Условием для посвящения в пресвитеры он ставит: «Если кто… детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности»( Тит. 1, 6 ). Первыми заповедями для молодых жен ап. Павел ставит: «Любить мужей, любить детей… быть… попечительными о доме»( Тит. 2, 4–5 ). Условие для спасения замужней женщины ап. Павел формулирует так: «Спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием»( 1Тим. 2, 15 ). Также вдовам, имеющим детей или внучат, ап. Павел велит прежде всего заниматься их воспитанием ( 1Тим. 5, 4 ). Поэтому очевидно, что под заповедью для замужней женщины родить чад надо понимать и обязанность замужней женщины всю свою жизнь посвятить воспитанию этих чад. Эти чада посылаются от Господа не как бремя или наказание, а как благословенный Господом путь замужней женщины – как награда и утешение жизни. «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева», – говорит в псалмах пророк Давид( Пс. 126, 3 ). И если родители или мать тяготятся детьми или ропщут на них – они тяжело грешат перед Господом. Одна вдова приходила к прп. Серафиму и жаловалась и роптала на свою долю – на тяжесть воспитания трех маленьких детей. Через неделю после этого двое из ее детей умерли. В горе снова она идет к преподобному и, к ужасу своему, слышит, что сама была виноватой в смерти детей. «Клятвою детей своих ты много оскорбила их», – говорит ей преподобный и велит примириться с ними в душе и каяться в своем великом грехе пред Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Наутро он был другим. Он сбрил бороду, но главное — он больше не принадлежал себе. После завтрака Макфи посадил его в машину и высадил неподалеку от Беллбэри.   Марк дремал у ложа бродяги, когда явились посетители. Первым вошел Фрост и придержал дверь, впуская в комнату Уизера и еще одного, незнакомого человека. Новоприбывший — в грубой рясе, с широкополой черной шляпой в руке — был очень высок, чисто выбрит, изрезан морщинами и голову держал немного склоненной. Марк сразу решил, что это — простой монах, знающий по случайности древние наречия, такие же темные, как и он сам. Было неприятно видеть его с этими негодяями, наблюдавшими не без холодной брезгливости за ходом эксперимента. Уизер что-то сказал незнакомцу по-латыни, Марк не понял и подумал: «Ну, конечно, он священник. И где они его откопали? Может, грек? Непохоже… Скорей уж русский». Однако, больше он не гадал, ибо его приятель, открывший было глаза, крепко зажмурился и стал странно себя вести. Сперва он захрюкал и повернулся к прочим спиной. Незнакомец шагнул к кровати и произнес два-три слова. Бродяга — медленно, словно тяжелый корабль, послушный рулю — перекатил на другой бок и уставился на пришельца. Тот заговорил снова; лицо у бродяги исказилось, и он — заикаясь, кашляя, тяжело дыша — выговорил высоким голосом какую-то непонятную фразу. Так беседа и пошла. Бродяга стал говорить глаже, но голос у него был совсем не тот, который часто слышал Марк. Вдруг он присел в постели, указывая пальцем на Уизера и Фроста. Пришелец что-то спросил. Бродяга ответил. Тогда пришелец отступил назад, несколько раз перекрестился и быстро заговорил по-латыни, обращаясь к начальникам. Лица их менялись, пока он говорил — они все больше походили на собак, идущих по следу. Пришелец кинулся к дверям, подобрав рясу, но они его перехватили. Фрост оскалился, совершенно как пес, Уизер уже не смотрел вдаль. Пришелец осторожно двинулся к кровати. Бродяга застыл, подобострастно глядя на него. Снова началась беседа. Бродяга опять указал на Уизера и Фроста, пришелец перевел его слова на латынь. Уизер и Фрост переглянулись. Дальше пошел чистый бред. Очень осторожно, трясясь и кряхтя, ИО стал опускаться на колени, через полсекунды опустился и Фрост с каким-то металлическим лязганьем. Он посмотрел снизу вверх на Марка, и лицо его скривилось от злости, такой сильной, что она уже не была страстью и обжигала холодом, словно металл на морозе. «На колени!» — прорычал он и отвернулся. Марк так и не вспомнил потом, забыл ли он послушаться, или с этого и начался его бунт. Бродяга опять заговорил, не отрывая глаз от пришельца. Тот перевел и отступил в сторону. Уизер и Фрост поползли к кровати. Бродяга сунул им грязную мохнатую руку. Они ее поцеловали. Он приказал что-то еще. Уизер стал возражать (все по-латыни), указывая на Фроста. Слова, поспешно исправлявшиеся на «с вашего разрешения», звучали так часто, что и Марк их понял. Но бродяга был непреклонен; Уизер и Фрост покинули комнату.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

В самом деле, если история рождения Христа – не действительный факт для Толстого, то зачеркни этот рассказ и больше нет нужды и оснований говорить о нем. А Толстой начинает расписывать то, что им уже отвергнуто. Чтобы опозорить Евангельского Христа, он начинает расписывать историю своего «бродяги» извращенными чертами Евангельского рассказа. Он говорит «значение всего места (где излагается сверхъестественное рождение Христа) то, что оправдывается позорное рождение Иисуса Христа. Сказано (кто сказал и где сказал?), что Иисус Христос был разумение, он один явил Бога. И этот самый Иисус Христос (которого Толстой превратил в «бродягу») родился в самых считающихся постыдными условиях – от девы. Все эти главы суть оправдания с человеческой точки зрения этого позорного рождения. Позорное рождение и незнание Иисусом своего плотского отца есть единственная черта этих глав, имеющая значение для последующего учения Иисуса Христа (II, 44). Если Толстой выводит это место о рождении Христа в своем «евангелии», то нужно читать его так, как понимает сам Толстой. А он во всем своем произведении (т.е. в обеих книгах, разбираемых нами) Евангельского Христа заменил своим героем – каким-то «нищим-бродягой», как это мы уже показали выше и раскроем ниже. Итак, замените в приведенной тираде имена «Иисус Христос» синонимическими словами Толстого «нищий-бродяга», что получится? Непонятная бессмыслица, или вернее – злонамеренная бессмыслица. Мы представим это на суд самого читателя. «Значение всего места то, что оправдывается позорное рождение «какого-то нищего-бродяги». Сказано, что «нищий-бродяга» был разумение, т.е. Бог (на языке Толстого «разумение есть Бог», II, 32, 21, 23, 24, 25 и др.), он (нищий-бродяга, который был бог) один явил Бога. И этот самый нищий-бродяга родился в самых, считающихся постыдными, условиях – от девы. (Что ж из того? Кому какое дело, что какой-то нищий бродяга родился от девы?). Все главы суть оправдания с человеческой точки зрения этого позорного рождения. (А кто нуждается в этом оправдании какого-то бродяги? Для кого оно требуется? И для чего Толстой ведет здесь речь об этом?).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/k...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010