Ибо Церковь Христова не сомневается, судя по дошедшим до нее известиям, что как скоро вы решились противостоять опасным новизнам Рима, то вы будете с нею согласны во всем, при посредничестве Священного Писания, истиннейшего судии... Мы с величайшим тщанием и любовью озаботимся о снабжении вас духовными пастырями и попечителями душ ваших, которые будут пасти вас словом истины и примером жизни не нанесут вам скорби». См. Чешское торжество... С.8. Митрополит Дорофей. Епископ Горазд — архипастырь-патриот//Журнал Московской Патриархии. 1967. 9. С. 58. (далее ЖМП). См. также I Всел. 6; Трул. 25 и все параллельные правила, приведенные при 9 правиле IV Всел. Собора.   Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима еп. Истрийско-Далматинского. Т. 1. СПб. 1912. С.372-373. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима еп.Истрийско-Далматинского. Т.2. Спб. 1912. С.264-266. См. также Ап. 58; Трул. 19; Сердик. 11; Лаод. 19; Карф. 47, 71, 123, 124. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима еп.Истрийско-Далматинского. Т.1. Спб. 1911. С.307-308. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима еп. Истрийско-Далматинского. Т.1. Спб. 1911. С. 524-525. Иером. Игнатий Шестаков. Василий (Бркич-Йованович), патриарх Печский (1763-1765)//Православная эhцukлoneдuя.T.VII, C.63-64. Вольноотпущенники, даже если они являются государственными чиновниками [в вариантах — стратиотами], низводятся в рабское состояние в следующих случаях неблагодарности: если бьют своих господ, то есть тех, кто освободил их, или детей этих господ; если оскорбляют или из какой-то гордости выказывают презрение освободившим их, или вообще причиняют им какие-либо маленькие обиды, или наносят ущерб, или злоумышляют против них, или если они оговаривают кого-либо из них перед архонтом или судьей. Эклога. Титул 8 (Об освобождении рабов и возвращении их в рабское состояние). Параграф 7 (Любое издание). Цыпин В. Автокефалия//Православная энциклопедия. Т.1. С.200-201. Созывая Предстоятелей древних Церквей на собрание в Константинополе 1-3 сентября 2011 года, Патриарх Варфоломей охарактеризовал эти Церкви как «стержень» Православия.

http://bogoslov.ru/article/2584819

Т. 5. С.626. Иером. Игнатий Шестаков. Василий (Бркич-Йованович), патриарх Печский (1763-1765)//Православная эhцukлoneдuя.T.VII, C.63-64. Чиркович С. История сербов. М., 2008. С. 226. Вольноотпущенники, даже если они являются государственными чиновниками [в вариантах — стратиотами], низводятся в рабское состояние в следующих случаях неблагодарности: если бьют своих господ, то есть тех, кто освободил их, или детей этих господ; если оскорбляют или из какой-то гордости выказывают презрение освободившим их, или вообще причиняют им какие-либо маленькие обиды, или наносят ущерб, или злоумышляют против них, или если они оговаривают кого-либо из них перед архонтом или судьей. Эклога. Титул 8 (Об освобождении рабов и возвращении их в рабское состояние). Параграф 7 (Любое издание). Латински извори за българската история. T.VIII. София, 1964.С. 118. Цыпин В. Автокефалия//Православная энциклопедия. Т.1. С.200-201. Созывая Предстоятелей древних Церквей на собрание в Константинополе 1-3 сентября 2011 года, Патриарх Варфоломей охарактеризовал эти Церкви как «стержень» Православия. См. Виноградов А.Ю. Св. Апостол Андрей//Православная энциклопедия. Т. 2. С. Leo. Ep. 78//PL. 54. Col. 994-995. См. Дворник Франтишек. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее. Спб. 2007. Ряд серьезных уточнений содержится в труде А.Ю. Виноградова. Деяния Апостола Андрея. (Предисловие, текст, комментарии). Спб. 2005; а также в его рецензии на книгу Ф.Дворника: см. А.Ю. Виноградов. Дворник Франтишек. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее. Спб. 2007. http://www.patriarchia.ru/db/text/326477.html Maxime des Sardes, metr . Le Patriarcat oecumenique dans l " Église Orthodoxe. P., 1975. Вот лишь один из примеров: 30 мая 1931 г. Константинопольский Патриарх Фотий II, доказывая право подчинить себе сербские епархии, находящиеся за пределами Югославии, писал Сербскому Патриарху Варнаве : «Известен общий взгляд нашего Патриаршего Престола по вопросу о каноническом положении православных церковных общин и колоний, находящихся в диаспоре и вне границ Православных автокефальных Церквей, что все церковные общины, какой бы то ни было народности, должны в церковном отношении быть подчинены нашему Святейшему Патриаршему Престолу».

http://pravoslavie.ru/53419.html

Отчасти возрастающее влияние русских церковных книг и школьных учебников, привозившихся из России, а отчасти преподавание, осуществлявшееся русскими учителями и общее желание наших тогдашних передовых слоев приблизиться к православной России, имели своим последствием вытеснение сербо-славянского и введение русско-славянского языка в церкви и школе у сербов к северу от Саввы и Дуная. «Это преобладание русско-славянского языка распространилось быстро - за пятнадцать лет. С 1725 до 1740 гг. это стало уже свершившимся фактом, и русско-славянский язык с того времени стал языком Сербской Церкви, школы и Митрополит Черногории Даниил (Петрович-Негош) Когда речь идет о поддержке связей с Россией, невозможно обойти стороной и Цетинских митрополитов Савву и Василия Петровичей, и многострадального епископа сербов Далмации Симеона Кончаревича, находившегося постоянно под бичом унии. Интересные сведения о связях Цетинских владык с Россией содержит переписка митрополитов Саввы и Василия. Но и до них, как мы видели, владыка Даниил Петрович установил связи с царем Петром Великим, который в письме от 3 марта 1711 года призывал митрополита Даниила к вступлению черногорцев в войну с Митрополит Василий ездил в Россию, был принят царицей, подготовил целый полк черногорцев для России, привозил книги и подарки и постоянно обращался за материальной помощью, без которой Черногория не могла существовать. Митрополит Василий, называвший себя «экзархом трона опубликовал в 1754 году в России краткую Историю о Черной В 1761 году в Россию перебрался вынужденный покинуть свою епархию владыка Симеон Кончаревич. Сербы из южной России, после их переселения в 1751 и 1752 гг., просили, чтобы Симеон был назначен к ним владыкой, но их просьба не была Владыка Симеон жил в Петропавловском монастыре в Киеве и написал здесь свою «Летопись церковных и гражданских Здесь же он и скончался 26 августа 1796 года. Патриарх Василий Йованович-Бркич тоже отправился в Россию и пребывал в ней до самой своей кончины. Незадолго до конца XVIII века оживленные связи с Россией поддерживали и три весьма интересные личности из нашей церковной и национальной истории: в 1784 году в России хиротонисан Петр I Петрович-Негош; в 1783 году первый раз был в России архимандрит монастыря Пива Арсений 30 июня 1782 года архимандрит Герасим Зелич прибыл в Миргород, а во второй раз он посетил Россию в январе 1787

http://pravoslavie.ru/40750.html

В 1641 году митрополит Скопийский Симеон получил разрешение в Москве на сбор пожертвований в пользу страдающего сербского народа. С этого времени иерархи Сербской Церкви неоднократно приезжали в Россию и увозили отсюда доброхотные дары русских людей. А Патриарх Гавриил I (Раич) в течение двух лет жил в Москве. (После возвращения в Сербию он был обвинен в государственной измене и в 1659 году повешен турками.) Нашел приют в России и бежавший от гнева турок Патриарх Василий Бркич. В 1772 году он скончался в Петербурге, где в Лавре и был похоронен. В XVIII столетии в пределах нынешней Украины нашли приют тысячи православных сербов. Когда-то они покинули родину из-за турецкого гнета и переехали в Австро-Венгрию, но и там встретили унижение и несправедливость. Братское отношение юго-западных славян к единоверным и единокровным русским людям выразилось в ответе Митрополита Черногорского Петра I французам, предложившим по указанию Ватикана отказаться от сношений с Россией взамен на предоставление ему титула Патриарха всех сербов и 200 тысяч франков. «Русские нам не враги, — говорил Митрополит, а братья по вере и племени, любят нас, как и мы любим их... Славяне лишь от союза с могущественной и родной Россией ждут себе спасения и славы... Без русских — пропасть и всем другим славянам!» . О том, что черногорцы получали поддержку от братского православного русского народа, В.В.Макушев (XIX в.) свидетельствует так: «При посещении мною Черногории в 1865 году в ней было 12 школ — главная четырехклассная в Цетине (Цетинье) и 11 меньших с 2 классами в более населенных местностях. Тогда предполагалось открыть еще три школы; ныне же насчитывается до 30 школ с 2000 учеников. Школы содержатся из монастырских доходов и на суммы, получаемые из России» . Когда в 1836 году в Белграде было открыто духовное учебное заведение «Богословие», были присланы сюда два преподавателя из окончивших Московскую Духовную Академию. С 1840 года был введен обычай посылать лучших выпускников «Богословия» в Духовные Академии Русской Православной Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

5. Митрополия Американо-Канадская и Австралийская и другие. Предстоятели Сербской Православной Церкви Ι. Церковь в Королевстве Сербском и Османской Империи Архиепископы 1. Св. Савва I 1219 -1233, 1236 2. Св. Арсений I 1233 -1263 3. Св. Савва II 1263-1271 4. Даниил I. 1271 -1272 5. Св. Иоанникий I 1272 -1276,1279 6. Св. Евстафий I 1279 -1286 7. Св. Иаков 1286 -1292 8.Св. Евстафий II 1292 -1309 9. Св. Савва III 1309 -1316 10. Св. Никодим I 1317 -1324 11. Св. Даниил II 1324 -1337 12. Св. Иоанникий II 1338 -1346 Патриархи 1. Св. Иоанникий II. (1338) -1346 -1354 2. Св. Савва IV 1354 -1375 3. Св. Ефрем 1375 -1379 4. Св. Спиридон 1379 -1389 Св. Ефрем (вторично) 1389 -1392, 1399 5. Даниил III 1392 -1398 6. Савва V 1398 -1406 7. Даниил IV 1406 8. Св. Кирилл I 1406 -1419 9. Св. Никон 1420 -1435 10. Феофан 1446 11. Никодим II 1446 -1453 12. Арсений II 1455 -1463 13. Св. Макарий (Соколович) 1557-1571, 1574 14. Антоний 1571 -1575 15. Герасим 1575 -1586 16. Савватий. 1587 17. Никанор 18. Иерофей 1589 -1591 19. Филипп 1591 -1592 20. Иоанн 1592 -1614 21. Паисий I 1614 -1648 22. Св. муч. Гавриил I (Раич) 1648-1655, 1659 23. Максим 1655 -1674, 1680 24. Арсений III Чарноевич 1674 -1690, 1706 25. Каллиник I 1691 -1710 26. Афанасий I (Райович) 1711 -1712 27. Моисей (Райович) 1712-1726 28. Арсений IV (Шакабенда) 1726 -1737, 1748 29. Иоанникий III Грек (впоследствии Патриарх Константинопольский) 1739-1746 30. Афанасий II (Гаврилович) 1746 -1752 31. Гавриил II 1752 32. Гавриил III 1752 33. Викентий I 34. Паисий II (Грек) 35. Гавриил IV (Грек) 36. Кирилл II 1758 -1763 37. Василий (Бркич) 1763 -1765, 1772 38. Каллиник II (Грек) 1765 -1766 Митрополиты (после восстановления автономии, а затем автокефалии Церкви) 1. Мелетий (Павлович) 1830 -1833 2. Петр (Иоаннович) 1833 -1859 3. Михаил (Иоаннович) 1859 -1879 4. Феодосии (Мраович) 1883 -1889 5. Михаил (Иоаннович), вторично 1889-1898 6. Иннокентий (Павлович) 1898 -1905 7. Димитрий (Павлович) 1905 -1920 II. Церковь в Австро-Венгрии Карловацкие Митрополиты

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

36) Василий Бркич или Беркич, родом серб. Быв поставлен до августа 1763 г. (у Раича IV, 389 fin.) и правив недолго, был оклеветан перед турецким правительством, как изменник и австрийский шпион, искавшим престола под ним, следующим за ним греком Каллинином. Заключенный турками на остров Кипр (до апреля 1765 г.), бежал отсюда (в конце 1766 г.) в Черногорию, в которой и жил до 1769 г. (каталог Мушицкого, Зarpeбckuu Rad I, 177, Путешествие в Черногорию А. Попова стр. 94 и в статье Макушева: «Самозванец Степан Малый», напечатанной в 7–9 Русского Вестника 1869 г.). Так как владыка черногорский Савва Петрович весьма неблагосклонно смотрел на его пребывание в своих владениях и так как не очень благочестивые и совестливые тогда черногорцы искушались выдать его оцененную голову туркам, то в конце 1769 г. он решился бежать в Россию, с приезжавшим тогда в Черногорию русским правительственным агентом кн. Долгоруковым (см. журнальную записку о поездке Долгорукова в Черногорию в Русском Вестнике 1841 г кн. 7, стр. 39 sqq; в России он умер неизвестно нам когда до 1776 г., Гласн. XXII, 359). 37) Каллиник 2-й, родом грек (Зarpeбckuй Rad I, 177), последний сербский патриарх. Получив кафедру указанным выше способом, наслаждался плодами своих усилий весьма недолго: в 1766 г., стараниями константинопольского патриарха Самуила 1-го, пекский патриархат был уничтожен и присоединен к патриархату константинопольскому, причем он сам – Каллиник, хотя и был грек, не был с переименованием в митрополиты оставлен на кафедре, а должен был уступить свое место другому (акт об избрании преемника ему на кафедре пекской, низведенной из архиепископии в митрополии и переведенной из Печи в Призрен, от 11 сентября 1766 г., см. в помянутой выше брошюре  Τ  κατ  τς  ρχιεπισκοπς стр. 62 sqq). Что побуждало греков добиваться уничтожения сербского патриархата, мы уже говорили выше (в архиепископии ахридской): патриархи константинопольские не признавали законности его существования и уничтожили бы его давно, если бы имели к тому возможность, а греческие искатели архиерейских кафедр уже давно зарились на сербские епархии и желали получить их в свои руки 295 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Храм Святой Троицы (Рогатица) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Святой Троицы в Рогатицах (серб. Црква Свете у Рогатици) — храм Зворницко-Тузланской епархии Сербской Православной Церкви в общине Рогатица, в Боснии и Герцеговине. Содержание История [ править править код ] Строительство церкви Святой Троицы в Рогатице началось в 1883 году. Храм был завершен и освящен на Преображение в 1886 году. Ктитором храма выступил Мичо Койич, купец из Рогатицы, со своими братьями. Жертвователем церкви был сам австрийский император Франц Иосиф I. Храм построен из камня в готическом стиле. Иконостас выполнен художником Анастасом Боцаричем и освящен на праздник преподобной матери Параскевы в 1897 году. Во время Второй мировой войны церковь сильно пострадала, из храма вынесли все вещи, в том числе и иконостас. После войны церковь отреставрировали. Современнный иконостас сделал Симо Станишич, резчик-самоучка из села Букричи близ Рогатицы, а иконы написал художник Никодим Бркич из Белграда. В 70-80-х годах ХХ века церковь отреставрировали снаружи и внутри. Храм был заново освящен в 1986 году митрополитом Дабро-Боснийским Владиславом, митрополитом Загребским и Люблянским Иоанном и будущим Патриархом Рашским и Призренским Павлом . В фасад церкви было встроено надгробие-стечак . Стечак с надписью впервые упоминается в трудах митрополита Саввы (Косановича) в 1884 года. Исследования датируют надпись 1486 годом. Трудно сделать вывод, почему этот стечак был встроен в церковь Святой Троицы в Рогатице. В церкви святого пророка Божия Илии в Соколаце , строительство которого началось годом ранее, также были встроены стечковые надгробия. Тяжелая жизнь жителей этих районов в условиях оккупации (столетия страданий под турками (1463 г.) и австро-венграми (1878 г.)), безусловно, повлияла на сплочение сербского населения вокруг строительства церкви в Рогатице и сохранения памяти о предках. Зная, что памятники нельзя трогать, скорее всего, была веская причина переместить этот стечак и встроить его в стены храма. Текст с надгробия Стечака (далее на сербском): Ва име оца и сина и светога духа. Се лежи добри Богдан доброга Домше син. У то доба ни се омразил злу ни добру и кто ме знаше бсак ме жалаше. Добр’ бити али му и одох от оца веоми печаона и п(о)клонио др(у)ж(и)ни……………к моем’ вс(и)м Престольные праздники [ править править код ] День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи Как добраться [ править править код ] Адрес: Rogatica 73220, Босна и Херцеговина Фото [ править править код ] Ссылки [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Святой_Тр...

4 . Митрополия Преспанско-Битольская. Кафедра – Битола 5 . Митрополия Американо-Канадская и Австралийская и другие. Предстоятели Сербской Православной Церкви Церковь в Королевстве Сербском и Османской Империи Архиепископы 1 . Св. Савва I 1219 –1233, 1236 2 . Св. Арсений I 1233 –1263 3 . Св. Савва II 1263–1271 4 . Даниил I. 1271 –1272 5 . Св. Иоанникий I 1272 –1276,1279 6 . Св. Евстафий I 1279 –1286 7 . Св. Иаков 1286 –1292 8 . Св. Евстафий II 1292 –1309 9 . Св. Савва III 1309 –1316 10 . Св. Никодим I 1317 –1324 11 . Св. Даниил II 1324 –1337 12 . Св. Иоанникий II 1338 –1346 Патриархи 1 . Св. Иоанникий II. (1338) –1346 –1354 2 . Св. Савва IV 1354 –1375 3 . Св. Ефрем 1375 –1379 4 . Св. Спиридон 1379 –1389 Св. Ефрем (вторично) 1389 –1392, 1399 5 . Даниил III 1392 –1398 6 . Савва V 1398 –1406 7 . Даниил IV 1406 8 . Св. Кирилл I 1406 –1419 9 . Св. Никон 1420 –1435 10 . Феофан 1446 11 . Никодим II 1446 –1453 12 . Арсений II 1455 –1463 13 . Св. Макарий (Соколович) 1557–1571, 1574 14 . Антоний 1571 –1575 15 . Герасим 1575 –1586 16 . Савватий. 1587 17 . Никанор 18 . Иерофей 1589 –1591 19 . Филипп 1591 –1592 20 . Иоанн 1592 –1614 21 . Паисий I 1614 –1648 22 . Св. муч. Гавриил I (Раич) 1648–1655, 1659 23 . Максим 1655 –1674, 1680 24 . Арсений III Чарноевич 1674 –1690, 1706 25 . Каллиник I 1691 –1710 26 . Афанасий I (Райович) 1711 –1712 27 . Моисей (Райович) 1712–1726 28 . Арсений IV (Шакабенда) 1726 –1737, 1748 29 . Иоанникий III Грек (впоследствии Патриарх Константинопольский) 1739–1746 30 . Афанасий II (Гаврилович) 1746 –1752 31 . Гавриил II 1752 32 . Гавриил III 1752 33 . Викентий I 34 . Паисий II (Грек) 35 . Гавриил IV (Грек) 36 . Кирилл II 1758 –1763 37 . Василий (Бркич) 1763 –1765, 1772 38 . Каллиник II (Грек) 1765 –1766 Митрополиты (после восстановления автономии, а затем автокефалии Церкви) 1 . Мелетий (Павлович) 1830 –1833 2 . Петр (Иоаннович) 1833 –1859 3 . Михаил (Иоаннович) 1859 –1879 4 . Феодосии (Мраович) 1883 –1889 5 . Михаил (Иоаннович), вторично 1889–1898 6 . Иннокентий (Павлович) 1898 –1905

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001   002