Корсунская икона Божией Матери «Умиление». Кон. XIX в. (?). Киот 2004 г. (придел Царственных мучеников Богоявленского храма, Усмань). Фотография. 2015 г. Корсунская икона Божией Матери «Умиление». Кон. XIX в. (?). Киот 2004 г. (придел Царственных мучеников Богоявленского храма, Усмань). Фотография. 2015 г. Убор К. и. несколько раз обновляли. В 1855 г. икона, украшенная по обещанию Мавры Бурлаковой серебряной позолоченной ризой с такими же венцами, заключенная в деревянный полированный киот, прибыла из Воронежа в Усмань. В 1869 г. был сделан новый киот для К. и.: из красного дерева, «оклеенного розовым деревом, с серебряными угольниками, в отливах под стеклом, с серебряной резьбой» ( Никольский. 2007. С. 59-60). В 1884 г. московской фирме Хлебникова были заказаны на пожертвования прихожан золотая риза с эмалями и серебряный киот под бронзовым позолоченным балдахином; мафорий Богоматери украшала «бриллиантовая звездочка», над киотом помещались звезда и крест из камней. Первоначально К. и. находилась на аналое между алтарями Трапезного храма; в 1884 г. ее в киоте под балдахином поместили с правой стороны алтаря. С 1869 г. К. и. носили во время крестного хода (учрежден по просьбе городских торговцев) под специально сооруженной сенью из собора в торговые ряды на 3-й день после Пятидесятницы. В 1871 г., во время эпидемии холеры, К. и. носили по Усмани и селениям Усманского и Задонского уездов. Клирики Богоявленского собора вели запись «действительных фактов знамений Богоматери от чтимой Ее иконы Корсунской». Всего до 1886 г. было подробно зафиксировано 17 случаев исцелений; подчеркнута массовость случаев облегчения во время болезни: напр., только в лето 1886 г. таковых отмечалось не менее 100. «Подробное рукописное описание явлений и чудес» от К. и., принадлежащее прот. В. Никольскому, упоминает и архиеп. Димитрий (Самбикин) ( Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Окт. С. 62). В 1892 г. производилось следствие по случаям исцелений; в 1901 г., после вторичного исследования, заявления со свидетельствами чудес были переданы в духовную консисторию епархиального управления ( Никольский. 2007. С. 54).

http://pravenc.ru/text/2458749.html

20 июня 1894 года удостоен ученой степени доктора церковной истории. 14 мая 1896 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Скончался 18 сентября 1896 года. Когда Преосвященный Савва был назначен в Витебск, великий Первосвятитель земли русской митрополит Филарет, с чувством искренней любви и слезами, сказал о нем: «Отнимают у меня правую руку, моего викария, лучшего моего помощника». Сего-то помощника великого святителя Господь снабдил высокими дарами духа: умом светлым, крепким, основательным, умудренным опытностью; сердцем добрым, благостным, глубоко верующим, открытым, любвеобильным, подобно сердцу матери, сострадательным к скорбям сирых, вдовиц и несчастных, волей и характером мягким, когда нужно было оказать благость, снисходительность и твердым, когда нужно было оказать справедливость и удержать или обуздать зло. Вся жизнь и деятельность его была проникнута самой высокой христианской любовью к пасомым, самым искренним желанием им добра. Глубокая, проникавшая все его существо вера в промышление о нем Божие не оставляла его от первых дней его юности до кончины. Сорок лет продолжалась его учено-литературная деятельность, принесшая великую пользу Церкви и отечеству. Все учено-литературные труды его отличались обилием сведений, основательностью исследования и твердостью мысли и убеждения и доставили ему почетное звание доктора церковной истории. Составленный им «Указатель Патриаршей ризницы и библиотеки», дающий живое, наглядное описание этой великой сокровищницы, принадлежит к числу замечательных явлений ученой литературы по церковной археологии и палеографии и удостоен Демидовской премии. Им изданы с ценными предисловиями письма митрополита Московского Филарета. Труды: “О перенесении части св. мощей преп. Евфросинии, княжны Полоцкой из Киева в Полоцк. Евфросин. монастырь». Витебск, 1871. «Воспоминания о Высокопреосв. Леониде, архп. Ярославском и Ростовском». Харьков, 1877. «Палеографические снимки с греческих и славянских рукописей Моск. Синод, библ. VI-XVII вв. в Указатель для обозрения Московской Патриаршей ризницы».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Библиография Общие труды 1 . Аверинцев С.С. Литература Ветхого Завета//Альфа и Омега. – 2005. – 2 (43). – С. 29–60. 2 . Аверинцев С.С. Литература «премудрости»: нормативная дидактика и протест против нее.//История всемирной литературы в 9-ти томах./Академия Наук СССР; Институт мировой литературы им. А.М. Горького. – М.: Наука, 1983. – Т.1. 3 . Арсений (Москвин) , митр. Киевский. Введение в священные книги Ветхого Завета//Труды Киевской Духовной Академии. – 1873. – Т.2. – С. 97–194. 4 . Афанасьев Д. Учительные книги Ветхого Завета. – М., 1914. 5 . Бриллиантов Л.И. Краткое руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета. – Могилев, 1914. 6 . Гавриловский В. Учительные книги Ветхого Завета. – Вольск, 1911. 7 . Гревуль А.Ф., прот. Учительные книги Священного Писания Ветхого Завета: Курсовое сочинение студента Ленинградской Духовной Академии. – Л., 1971. 8 . Егоров Геннадий, иерей. Священное Писание Ветхого Завета. Курс лекций. – М.: Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2005. – Ч. 2: Учительные и пророческие книги. 9 . Иаков, (Тисленко), монах. О началах Премудрости. – М.: Ника, 2000. – 366 с. 10 . Костюк С.М. Священное Писание Ветхого Завета: Учительные книги. Учебное пособие для 4-го класса духовной семинарии. – Загорск, 1986. – машинопись. 11 . Князев А. , прот. Ветхий Завет . Учительные книги: Курс, читанный о. А.Князевым на Высших женских богословских курсах: 1961 – 1962 годы. – Б.м. и г. 12 . Преподобный Макарий (Глухарев), архим. Учительные книги Ветхого Завета. (Опыт переложения на русский язык архим. Макария Глухарева). – М., 1863. – 100 с. 13 . Мень А., прот. Библиологический словарь. М: Фонд имени Александра Меня, 2000. – Т. 1–3. 14 . Михаил (Лузин) , епископ. Библейская наука. – Тула, 1900. – Кн. 4: Учительные книги Ветхого Завета. 15 . Олесницкий А., проф. Руководственные о Священном Писании Ветхого и Нового Завета сведения из творений святых отцов и учителей Церкви. – СПб., 1894; М. 2002. – 224 с. – репринт. 16 . Орда Х. (впоследствии епископ Ириней). Руководство к последовательному чтению учительных книг Ветхого Завета. – Киев, 1871.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Антоний (Вадковский Александр Васильевич), митр.СПБ и Ладожский Родился 3 авг.1846 года в с.Ширингуши, Спасского уезда, Тамбовской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Тамбовском духовном училище, затем окончил Тамбовскую духовную семинарию и в 1870 г. – Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и был оставлен при Академии в качестве доцента по кафедре Пастырского богословия и Гомилетики. В то же время занимался описанием рукописей и старопечатных книг библиотеки Соловецкого монастыря. В 1871 г. получил степень магистра богословия. В 1874 – редактор академического журнала «Православный Собеседник»· В 1879 овдовел, а в 1882 потерял двоих детей. 4 мар. 1883 пострижен в монашество архиепископом Палладием – впоследствии митрополит С.-Петербургский и Ладожский. 6 марта – рукоположен во иеромонаха, а 14 ноября 1883 г. возведен в сан архимандрита и назначен управляющим Казанским Иоанно-Предтеченским монастырем. С 8 ноября 1884 – инспектор Казанской Духовной Академии. В 1885 перемещен на ту же должность сначала в Московскую, а затем в СПБ Духовную Академию. С 15 апр. 1887 – ректор СПБ Духовной Академии. 3 мая 1887 хиротонисан во еп. Выборгского, вик. СПб епархии. 24 окт. 1892 возведен в сан архиепископа и назначен Финляндским и Выборгским. В 1895 удостоен научной степени доктора Церковной Истории. С 1892 избран почетным членом Казанской, Московской и С.-Петербургской Академий. 14 мая 1896 года награжден панагией, украшенной драгоценными камнями. 25 дек.1898 года возведен в сан митрополита и назначен митрополитом СПБ и Ладожским и священно-архимандритом Свято­Троицкой Александро-Невской Лавры. 25 дек.1898 награжден белым клобуком и крестом из драгоценных камней. С 1898 – постоянный член Св.Синода. 6 мая 1900 награжден бриллиантовым крестом для ношения на митре. 9 июня 1900 назначен первенствующим членом Свят. Синода. 22 апр.1906 избран членом Госуд.Совета. Скончался 2-го ноября 1912 года и погребен в Александро-Невской Лавре на братском кладбище, согласно выраженному им желанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Отшельника Макария. Голтувинский Иерея Иоанна. Священник села Алтыновки Кролевецкого уезда. При жизни был очень милосердным и странноприимным. Первоначальницы Ардатовского Покровского женского монастыря Инокиню Веру. † 21 ноября 1823 года. Инокиню Евпраксию. Монахиню Серафиму. Помяни, Господи, инокиню Анастасию. Двух чтецов, иерея и иных инокинь Богоявленского Угличского монастыря, убиенных от поляков. Послушника Игнатия. Новгородского Антониева монастыря. Я его хорошо знал. Помяни, Господи, Белокопытовских подвижников: протоиерея Андрея. Щеголев. Был великий подвижник и молитвенник. Помер 10 мая 1902 года в 5 часов пополудни. Иеросхимонаха Гавриила. Помер 2-го января 1871 года. Строительницу Александру. Померла 7 февр. 1883 года Упокой их, Господи, и их молитвами нас грешных помилуй. Помяни, Господи, всех вождей и воинов, за родину жизнь свою положивших. Вечная им память, вечная им слава. 1941–9 мая 1945 года. Слава Русскому воину, воину – освободителю, воину – герою. Родина и св. Церковь их не забудут. Помяни, Господи Инокиню Ксению и родителей ее Евтихия и Варвару. Инокиню Анну и родителей ее Иоанна и Евдокию. Бондаренковы. г. Петропавл. Помяни, Господи, всякого человека, который не желал людям зла. Блаженного Фаддея, г. Петрозаводск. Блаженную Домну, г. Томск. Протоиерея Виталия (Сахаров). Монаха Ефрема. Монаха Кирилла. Обещание без исполнения все равно что хорошее дерево без плода. Грехи – грецкие орехи: расколешь, а выковырять трудно. Юродивого р.Б. Иоанна. (Корейша) Жил в г. Москве, похоронен при церкви села Черкизова. Помер 7 марта 1858 г. Страдалицу Василису. Отшельника Антония. † 21 марта. Его слова: «Ради Бога, живите мирно в семье – это и Богу и людям приятно». Слезы, слезы покаянья, в полуночные часы вы пленительней блистанья бриллиантовой росы. Помяни, Господи, монахов: Игнатия, Леонида, Дионисия, Феодора, Ферапонта, Корнилия, Афанасия, (убиты от иноземцев в Важеозерском монастыре. 1612 г.) Игумениев: Варсанофии, Измарагды, Еликониды, Маргариты. Монахинь: Серафиму, Геннадию.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

По какой причине украшены этим орденом Митропо- —758— 1874 г. лит Московский, его Викарий и Протоиерей Романовский? На это ответ: Славянский комитет просил от богатства Московских ризниц уделить что-либо на Черногорию. Владыка поручил мне этим распорядиться. От юности любил я восторженно этот славный народ и почитал себя счастливым, когда поручено мне было быть, так сказать, приставом при епископе Черногорском в бытность его в Москве, и когда потом в Москве же представлялся я Князю Николаю I. Особенно же сблизился я с Черногорским владетельным домом чрез двоюродного брата княжого Божидара, примечательного юношу, который, получив полное образование в Париже, сохранил вполне любовь и преданность родной стране. Он – Председатель Сената и очень любим при нашем Дворе. Он жил в Москве довольно долго, и я нередко видался с ним, сопровождал его и изредка переписываюсь. Чрез него и консула Ионина 1223 я довольно познакомился с нуждами этой, столь же славной и симпатичной, сколько и бедной страны. Естественно, что я хотел особенно тщательно исполнить поручение Владыки и обратился к Пятницкому благочинному 1224 . Василий Иванович превзошел мои ожидания. Всякой утвари и риз собрал он много и образовал из всего собранного выставку, удивившую меня и тем более Славянский комитет. Говорят, что владетельный Князь, обозревая все это богатое и изящное собрание, был тронут до слез, сказал: «Я сумею отблагодарить», и пожаловал Владыке 1-ю, мне 2-ю, а протоиерею 3-ю степень ордена кн. Даниила. Владыка, по своему, можно сказать, нежному вниманию к моему недостоинству, усугубил мне значение этого пожалования, распорядившись так, чтобы знаки ордена мог я возложить на себя в самый день Рождества Христова. С тою же любовью действуя, сообщил он особое для меня значение и пожалованной мне, по его представлению, бриллиантовой панагии. По возвращении от утрени из Успенского Собора в самый день Пасхи я получил от него телеграмму с известием о пожаловании, а по возвращении от литургии и самую пана- —759—

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

20 сент. 1908 г. А. по собственному прошению был уволен на покой «по преклонности лет и слабости здоровья». Вскоре в связи с 50-летним служением в священном сане император пожаловал его знаками ордена св. кн. Александра Невского с бриллиантовыми украшениями. Местопребыванием А. был назначен Донской иконы Божией Матери московский мон-рь , но по прошению архиепископа, желавшего поселиться в Кишинёвской епархии рядом с родственниками, его направили в Гербовецкий в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь , где он скончался. Многолетнее служение А. было отмечено наградами: бронзовой медалью на Андреевской ленте в память Крымской войны 1853-1856 гг., орденом св. Анны 3-й, 2-й и 1-й ст. (1871, 1874, 1888), орденом св. кн. Владимира 4-й, 3-й и 2-й ст. (1877, 1883, 1894), серебряной медалью на Александровской ленте в память имп. Александра III (1896), орденом св. Александра Невского (1906), серебряной медалью в память имп. Николая I (1898). Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 163 [Формулярные списки архиеп. Афанасия]; ГА Ростовской обл. Ф. 226. Оп. 3. Д. 11561 [Формулярный список архиеп. Афанасия от 6 окт. 1908 г.]. Соч.: Речь, произнесенная 4 февр. 1895 г. перед открытием Донского очередного дворянского собрания//Донские ЕВ. Отд. неофиц. 1895. 4. С. 107-111; Слово, произнесенное в первый день св. Пасхи на вечерне в Новочеркасском кафедральном Вознесенском соборе. 1 апр. 1901 г.//Там же. 1901. 10/11. С. 207-213; Слово в день Рождества Христова, произнесенное в Новочеркасском Вознесенском соборе, 25 дек. 1901 г.//Там же. 1902. 1. С. 1-7; Слово в первый день Св. Пасхи//Там же. 10. С. 183-190; Речь при открытии Донского епархиального миссионерского съезда//Там же. 26. С. 559-573; Слово на светлый праздник св. Пасхи//Там же. 1906. 36. С. 1034-1041; Поучения перед выборами в Гос. Думу. 6 февр. 1907 г.//Там же. 1907. 5. С. 113-117; Поучения пред открытием церковно-учительской школы в г. Александровско-Грушевске//Там же. 28. С. 801-805. Лит.: К-в А. Высокопреосв. Афанасий, архиеп. Донской//Донские ЕВ. Отд. неофиц. 1903. 22. С. 553-563; 23. С. 585-593; 24. С. 617-623; Юбилейное торжество//Там же. С. 773-793; 30. С. 801-824; 31. С. 846-866; 32. С. 888-913; Высокопреосв. Афанасий, архиеп. Донской//Там же. 1908. 26. С. 681-692; Курдиновский В. Памяти архиеп. Афанасия, бывшего Донского//Кишинёвские ЕВ. Отд. неофиц. 1910. 37. С. 1294-1301.

http://pravenc.ru/text/76920.html

Феофилакт, епископ Тамбовский и Шацкий (Ширяев Федор Иванович) Родился 8 сентября 1777 года в селе Заозерье Угличского уезда Ярославской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Ярославской духовной семинарии. Преподавал в семинарии риторику, философию, богословие, латинский, греческий и французский языки. В 1808 году вызван в Санкт-Петербург и 22 мая пострижен в монашество в Александро-Невской лавре. 6 августа 1809 года возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Спасо-Каменного Духова монастыря, а также префектом и учителем Вологодской духовной семинарии. В 1810 году определён ректором Вологодской духовной семинарии. В 1811 году переведён в Вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь и вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения. В преобразованной Санкт-Петербургской духовной академии ему было поручено преподавать словесные науки. За успехи в преподавательской службе награждён наперсным крестом на золотой цепочке с бриллиантом и орденом святой Анны II степени. В 1814 году назначен ректором Калужской духовной семинарии и настоятелем Пафнутиева Боровского монастыря. 23 июля 1821 года хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. Епископ Феофилакт часто посещал Саровскую пустынь и многократно беседовал с преподобным Серафимом Саровским († 1833; память 19 июля/1 августа, 2/15 января). 20 мая 1824 года скоропостижно скончался, не достигнув 47 лет, от чахотки. Погребён в Тамбовском Преображенском кафедральном соборе у южной стены. По словам Московского митрополита Филарета, «...епископ Феофилакт служил, обедал, почивал, проснулся, исповедался, скончался». Литература: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896, 237. Хитров Г., священник. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1861. Чистович И.А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. СПб., 1851. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1414. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872, 237. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 62. Письма митрополита Филарета Московского к высочайшим особам и разным другим лицам, собранные и изданные Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским. – Тверь, 1888, 1, стр. 48 и прим. 1. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П.П. Сойкина. СПб., б. г, т. 1, стр. 2145. Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913. Т. 25, стр. 470. Тамбовские епархиальные ведомости, 1879., 20, стр. 643. Кученкова В.А. Житие архиереев тамбовских. К 300-летию преставления Питирима Тамбовского 1698–1998. – Тамбов, 1998, стр. 18. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

На первую из поименованных должностей – помощника эконома – он избран был Правлением, вместо оставившего ее И. Л. Янышева, 8 октября 1851 г. и утвержден в ней Духовно-учебным Управлением 1 ноября 57 . В 1856 г. апреля 12 иазначеи Духовно-учебным Управлением эко­номом Академии, вместо М. А. Голубева , по представлению Правления от 5 сентября 1855 г., и занимал эту должность до 1858 г. декабря 19, когда был уволен от нее определением Синода (фактически до 9 января 1859 г.) По дол­жности эконома он принимал 58 , между прочим, в 1856 г. ноября 20 переданные из Архива Св. Синода в Академию иконы (до 76), отобранные в старообрядческих молельнях деревни Оленевой Семеновскаго уезда. С 1859 г. 6 февраля, по званию экстраординарного и затем ординарного профессора, он состоял вместе с тем членом Конференции. В 1859 г. 10 июня он был командирован в Кирилло-Белозерский монастырь для приема рукописей (1355) и книг (383) библиотеки этого монастыря, которые разрешено было передать в академическую библиотеку 10 декабря 1858 года 59 . Вслед затем 17 июля этого года он назначен был библиотекарем отдела рукописей и старопечатных книг в академической библиотеке и был в этой должности до 1867 г. 60 По введении в 1869 г. нового устава с распределением преподаваемых в Академии наук на три группы или отде­ления, И. В. Чельцов был избран, 4 июля, незадолго пред тем (30 июня) вновь открытым Советом в помощники ректора по церковно-историческому отделению (одновременно с И. А. Чистовичем – по богословскому отделению, и В. И. Долоцким – по церковно-практическому) и утвержден в этой должности с 15 августа указом Синода от 31 июля 61 . В 1876 г. 16 сентября он был снова баллотируем церковно-историческим отделением на эту должность и утвержден в ней 24 ноября на 4 года 62 . По званию ординарного профессора с 1869 г. 15 августа он должен был быть вместе и членом Совета и Правления преобразо­ванной Академии. На должность редактора «Христ. Чтения» и вместе цензора помещаемых в нем статей он избран был общим собранием наставников 22 сентября 1871 г.: в начале мая 1874 г. он подал прошение об увольнении от редакторства по болезни и был заменен 13 мая А. И. Предтеченским 63 . По своей службе в Академии И. В. Чель­цов имел чин действительного статскаго советника и орден св. Владимира 3-й степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

С 13 авг. 1883 по нояб. 1884 г. И. состоял присутствующим в Синоде. И. являлся почетным членом С.-Петербургского епархиального братства во имя Пресв. Богородицы (основано в 1884), имевшего целью распространение грамотности и религиозно-нравственного просвещения, содействие обращению в правосл. веру, устройство церковноприходских школ и б-к, издание религ. лит-ры, организацию церковных хоров и т. д. 20 мая 1884 г. в столице И. заложил по проекту М. А. Щурупова новое здание ц. в честь Воздвижения Креста Господня (Николо-Труниловской) на 1,2 тыс. чел. с 3-ярусной колокольней. Состоял почетным членом: с 1884 г. Православного Палестинского об-ва; с 4 нояб. 1884 г. Академии художеств; с 1 окт. 1885 г. Московского Археологического об-ва; с 1 окт. 1885 г. Ростовского музея церковных древностей; МДА, КДА, КазДА. С марта 1888 г. по указу Синода был председателем административно-хозяйственного управления Ростовским кремлем. На собрании Александро-Свирского братства в Петрозаводске 30 авг. 1892 г., в день его 1-го годового праздника, избран почетным членом братства. Указом Синода от 28 марта 1883 г. был приглашен в Москву к торжеству Императорской коронации (15 мая 1883). Награжден: 26 апр. 1858 г. бронзовым наперсным крестом (в память Крымской войны 1853-1856); 25 апр. 1864 г. орденом св. Анны 2-й степени; 31 марта 1868 г. орденом св. Владимира 3-й степени; 28 марта 1871 г. орденом св. Анны 1-й степени; 4 апр. 1876 г. орденом св. Владимира 2-й степени большого креста; 15 мая 1891 г. орденом св. Александра Невского; 15 мая 1894 г. бриллиантовым крестом для ношения на клобуке за «полувековое доблестное служение на пользу Церкви и постоянно отличавшие его ревность и неутомимость в благоустроении епархиальных учреждений, снискавшие ему уважение и любовь паствы», как сказано в Высочайшем рескрипте на имя И. Награжден также знаками отличия: 17 окт. 1870 г. крестом св. равноап. Нины; 5 апр. 1877 г. золотым знаком Об-ва подаяния помощи при кораблекрушениях; знаком Красного Креста за заслуги во время русско-тур. войны 1877 г.

http://pravenc.ru/text/578362.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010