Patrologia Graeca/Ed J.P. Mignë In 162 vol. Paris, 1857–1866. Т. 10. Творения св. Дионисия Великого, епископа Александрийского/Рус. пер., коммент. свящ. А. Дружинина. Казань, 1900. 8 . Дионисий Ареопагит Patrologia Graeca/Ed. J.P. Mignë In 162 vol. Paris, 1857–1866. T 3–4. Бриллиантов А. И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скотта Эуригены. М., 1898. Еп. Порфирий (Успенский) . Св. Дионисий Ареопагит и творения его//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1878, Лосский В. Святой Дионисий Ареопагит и преподобный Максим Исповедник //Богословие и боговидение. М., 2000. Скворцов К. Исследование об авторе сочинений, известных с именем св. Дионисия Ареопагита . Киев, 1871. 9 . Святой Иоанн Златоуст и его враги Joannis Chrysostomi Archiepiscopi Constantinopolitani Opera Omnia, opera et studio D. Bern. De Montfaucon O. S. B. Parisiis, 1718–1738. T. 1–13. Ludwig F. Der hl. Iohannes Chrysostomus in seinem Verhältnis zum byzantinischen Hof. Braunsberg, 1883. Patrologia Graeca/Ed. J. P. Mignë In 162 vol. Paris, 1857–1866. T. 34–36, 47–49, 50–64, 67, 78. Puecb A. St. Jean Chrysostome et les moeurs de son temps. Paris, 1891. Ratzinger G. Die Geschichte der kirchlichen Armenpfege. 2 Aufl. Freiburg am Breisgau, 1884. Tillemont I. S. Mémoires pour servir a lhistoire ecclésiastique des six premières siècles. Venice, 1732. Zeller Ed. Die Philosophie der Griechen. 3 Aufl. Leipzig, 1880. Василий Великий . Творения/Пер. с греч. Сергиев Посад, 1892–1893. Григорий Богослов . Творения/Пер, с греч. Изд. 3. М., 1889. Т. 1–4, Иоанн Златоуст . Творения/Пер. СПбДА. 1895–1906. Вып. 12. Исидор Пелусиот. 1859. ТСО 34. Кн. 3. Ч. 1. Письма 1–427. С. 1–240. PG 78,177–424 (1-я книга, письма 1–427). Epistulae. Палладий, еп. Еленопольский. «Лавсаик» , или повествование о жизни святых и блаженных отцев/Пер. с греч. СПб., 1850. 10 . Тертуллиан (Опыт литературной характеристики) Du Pin L.A. Nouvelle Bibliotheque des auteurs ecclesiastiques. Paris, 1689. Hauck A. Tertullians Leben und Schriften. Erlangen, 1877.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

На другой день, 6 февраля, Антонин призвал паломников поднять колокол на Елеон. После молебна, в 10 часов утра, сотни людей двинулись в путь. Нужно было спуститься в долину Кедрона, чтобы затем вновь подняться на гору. Только к 6 часам вечера удалось подтянуть колокол к ограде русского участка. На следующий день, 7 февраля, приступили к выгрузке его и установке на место. Еще в конце 1884 г. был заложен фундамент колокольни. Подвезенный сюда колокол был осторожно выгружен на площадку, занятую фундаментом колокольни, и затем поставлен вертикально на деревянные брусья. Впоследствии, по мере возведения следующих ярусов колокольни, колокол каждый раз поднимали на новый уровень. Колокольня была окончена строительством в 1887 г. Кроме Спасо-Вознесенского храма и колокольни Русская Свеча в Елеонской обители находится еще несколько храмов. На средства русской благотворительницы Ирины Григорьевны Силаевой, проживавшей в Иерусалиме, к 1910 г. была выстроена часовня на месте Обретения главы св. Иоанна Предтечи. Еще в византийский период на этом месте существовала церковь , мозаичные полы которой также были обнаружены и вскрыты архимандритом Антонином во время елеонских раскопок. Сохранились три мозаики: белый ковер с черными бриллиантовыми ромбами, красными и белыми посредине, посреди него почти квадратный ковер (3,5 х 3,2 м), окруженный бордюром и разделенный на 35 частей, квадратных вперемежку с круглыми, каждая из которых содержит изображение птицы, животного, граната или кисти винограда особой раскраски. К большому квадратному ковру примыкает небольшой продолговатый ковер геометрического орнамента, окаймленный двумя черными линиями, содержащий армянскую надпись с именем епископа Иакова. Отдельно выделено на полу углубление, где лежала честная глава Предтечи. Инокини Елеонского монастыря читают в часовне Неусыпающую Псалтырь. К востоку от Спасо-Вознесенского храма расположен дом архимандрита. Он построен на восточной оконечности выровненной платформы, за которой начинается восточный склон Елеона. Перед музеем находятся остатки трех римских колонн желтого мрамора. Первый этаж дома частично покрыт напольной мозаикой, открытой 31 мая 1871 г. (см. выше): ковер, украшенный маленькими ромбиками, черными и красными, с белыми пятнами посередине. Другие два ковра лежат немного дальше внутри; справа – ограниченная балюстрадой большая мозаика, частично поврежденная, очевидно, включает все, что осталось от большого ковра размером 8,5 х 10 м, видимо, превышавшего размерами современную сохранившуюся часть (7,35 х 3,5 м) в четыре раза. Мозаика замечательна по тонкости исполнения и точности изображений: агнец, бегущий фазан, утка, рыбы, двойные кисти винограда.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Ермогена, 27) преп. Стефана новаго, 28) преп. Сергия Радонежского 29) преп. Симеона чудотворца Печерского, 30) преп. Илии Муромского, 31) преп. Артемия Веркольского, 32) св. Стефана Пермского; 33) св. муч. Иустина ?? 34) Моисея Угрина, 35) Павла Печерского, 36) Исаакия, Григория, Онуфрия, Димитрия Печерских; 37) муч. Евстратия, Ореста, 38) Варлаама Хутынского 39) Иоанна архиеп. Новгородского, 40) Михаила князя Тверского, 41) Аврамия, Леонтия, Игнатия, Исаии еписк. Ростовских; 42) Никандра Пустынника, 43) Ярославских князей: Романа, Феодора, Константина, Давида, 44) Марка ?? бокопателя, Арсения трудолюбивого, Анатолия, Пимена, Акакия диакона и нескольких неизвестных святых. Кроме того в ковчег вложены: камни с гроба Господня и горы Елеонской; песок с горы Голгофы и от св. вертепа. Устроен ковчег игуменьей Дионисией в 1860 году, в память рабы Божией Магдалины, урожденной баронессы фон-Раден, проживавшей на богомолье в Успенском монастыре. d) Образ иконописный Успения Божией Матери, в миру чудотворн?? киевского, в сребропозлащенной ризе, новейшей изящной чеканки, 84 проб?? хитон на Спасителе, одежда души и Божией Матери без позолоты весьма тонкой сквозной резьбы; венцы из мелких страз, весу в ризе 1 фунт 72 зол.; пожертвован образ в 1854 году, высокопреосвященным Никанором митрополитом новгородским и с.-петербургским. e) Образ Успения Божией Матери старинной иконописи, мерой 1 аршин длины и 15 вершк. ширины; по краям его сребропозлащенный оклад весом 2 фунта 18 зол. f) Иконописный образ Коневской Божией Матери в сребропозлащенной ризе 84 пробы, новой изящной чеканки, весом 1 фунт. 60 зол.; риза украшена каменьями; из них: 1) тринадцать бриллиантов и несколько ро??: 2) один изумруд; 3) один сердолик; 4) восемнадцать гранат; 5) тридцать шесть страз. Пожертвован в 1854 году послушницей сего монастыря Анной Булатовой. По показанию пожертвовавшей ценность ризы простиравшейся до тысячи рублей серебром. g) Живописный образ Казанской Божией Матери, в миру чудотворная в серебряной ризе 84 пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Иустин (Охотин Иоанн Яковлевич), архп.·Херсонский и Одесский Родился 12 ноября 1823 года в семье священника Нижегородской губернии в г. Арзамасе. Окончил Нижегородскую духовную семинарию. 20 мая 1853 года пострижен в монашество и 13 сентября рукоположен во иеромонаха. В этом же году окончил СПБ духовную академию и 30 октября назначен преподавателем Костромской духовной семинарии. 18 апр.1855 года утвержден в степени магистра богословия и назначен инспектором Ярославской духовной семинарии. 2 апр.1857 года возведен в сан архимандрита. С 25 мая 1858 года – ректор Ярославской духовной семинарии. 5 авг.1871 года хиротонисан во епископа Острожского, вик. Волынской епархии. С 13 апр.1879 года – епископ Харьковский и Ахтырский. С 15 сентября 1882 года – епископ Подольский и Брацлавский. С 28 марта 1887 года – епископ Курский и Белгородский. С 3 сентября 1893 года – архиепископ Херсонский и Одесский. 6 мая 1901 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. 27 сентября 1903 года избран почетным членом Казанской духовной академии. 26 марта 1905 года уволен на покой, согласно прошению, и 29 марта назначен управляющим Ставропигиальным Воскресенским монастырем. Скончался 25 мая 1907 года. Непрерывные труды на благо паствы, заботливость об улучшении всех частей епархиального управления, попечение о материальном и нравственном преуспеянии духовно-учебных заведений, заботы о благолепии церковного богослужения, ревностное попечение о народном образовании в духе церковности и православия и, наконец, широкая христианская благотворительность – таковы отличительные черты обширной и полезной деятельности архиепископа Иустина. Был членом Церковного Археологического общества, неоднократно жертвовал для него старинные предметы и деньги. Труды: «Речь воинам». «Приб. к «ЦВ» 1900, 30, стр. 1208. Статья: «Недолго сбить с толку» (из воспоминаний архиерея). «Русск. Старина», 1910, февр., стр.442–444. Литература: «Церк. Вед.» 1891, 20, стр.170–171. -«- 1893, 37, стр.289. -»- 1901, 18, стр.107.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В. являлся почетным членом СПбДА, МДА, КДА (учредил в ней свою именную стипендию для лучшего студента), КазДА, Казанского ун-та, почетным и пожизненным членом правосл. Миссионерского об-ва, Палестинского православного общества , братства св. кн. Владимира (Берлин), Друштва св. Савы (Сербия) и мн. др. об-в, братств, попечительств и комитетов. Награжден орденами св. Анны 2-й (1865), 1-й (1884) степени, знаком ордена св. Анны 2-й степени, украшенным имп. короной (1871), орденами равноап. кн. Владимира 4-й (1878), 3-й (1881), 2-й (1889) степени, блгв. кн. Александра Невского (1894); бриллиантовым крестом для ношения на клобуке (1896). 22 июля 1897 г. В. открыл 3-й Всероссийский миссионерский противораскольнический и противосектантский съезд в Казани. Через неделю он заболел и вскоре умер в загородном архиерейском доме. Свое имущество архиерей завещал Улалинскому мон-рю, обширную б-ку - Казанской ДС. В. погребен под алтарем казанского Благовещенского собора в подземном храме, созданном по его инициативе, на указанном им месте. Многочисленные неопубликованные труды В., хранившиеся в рукописном отделе б-ки КазДА и впосл. утраченные, использовались преподавателями академии в своих сочинениях по истории алтайцев, калмыков и миссионерской деятельности. Арх.: ГА Томской обл. Ф. 184. Оп. 1. Д. 2. Л. 2-4; РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 249, 250. Соч.: Улалинская жен. община новокрещеных на Алтае//ХЧ. 1863. Ч. 2. Июль. С. 393-410; Миссионерская поездка Туруханского игум. Мисаила в 1788-1789 гг.//ХЧ. 1864. Ч. 1. С. 229-240; Речь при открытии Миссионерского об-ва 21 нояб. 1865 г.//ДБ. 1865. 50. С. 477-485 (отд. изд.: СПб., 1865); Зап. алтайского миссионера за 1866-1867 гг.//ДБ. 1868. 7. С. 169-175; 8. С. 200-206; 9. С. 225-230; 10. С. 259-262; 11. С. 286-290; Поездка на Чулышман//ДБ. 1868. 6. С. 145-146; Объяснительная зап. начальника Алтайской миссии архим. Владимира, представленная им Миссионерскому об-ву//Отчет Миссионерского об-ва за 1867 г. с прил-ми. СПб., 1869; Зап. начальника Алтайской миссии архим. Владимира о действиях его в 1870 г.//Сб. сведений о правосл. миссиях и деятельности Правосл. Миссионерского об-ва. М., 1872. Кн. 2; Зап. начальника Алтайской миссии архим. Владимира об образовании инородцев//Сб. док-тов и статей по вопросу об образовании инородцев. СПб., 1869. С. 463-465.

http://pravenc.ru/text/159064.html

На другой день, 6 февраля, о. Антонин призвал паломников поднять колокол на Елеон. После молебна, в 10 часов утра, тысячи людей двинулись в путь. Нужно было спуститься в долину Кедрона, чтобы затем вновь подняться на гору. Только к 6 часам вечера удалось подтянуть колокол к ограде Русского участка. На следующий день, 7 февраля, приступили к выгрузке его и установке на место. Еще в конце 1884 г. был заложен фундамент колокольни. Подвезенный сюда колокол был осторожно выгружен в пространство, окруженное фундаментом колокольни, и затем поставлен вертикально на деревянные брусья. Затем, по мере возведения следующих ярусов колокольни, колокол каждый раз поднимали на новый уровень. Колокольня была окончена строительством в 1887 г. Кроме Спасо-Вознесенского храма и колокольни Русская Свеча, в Елеонской обители находятся еще несколько храмов. На средства русской благотворительницы Ирины Григорьевны Силаевой, проживавшей в Иерусалиме, к 1910 г. была выстроена часовня на месте Обретения главы св. Иоанна Предтечи. Еще в византийский период на этом месте существовала церковь , мозаичные полы которой также были обнаружены и вскрыты архимандритом Антонином во время Елеонских раскопок. Сохранились три мозаики: белый ковер с черными бриллиантовыми ромбами, красными и белыми посередине, посреди него почти квадратный ковер (3,5 x 3,2 м), окруженный бордюром и разделенный на 35 частей, квадратных вперемежку с круглыми, каждая из которых содержит изображение птицы, животного, граната или кисти винограда особой раскраски. Отдельно выделено на полу углубление, где лежала честная глава Предтечи. Инокини Елеонского монастыря читают в часовне Неусыпающую Псалтирь. К востоку от Спасо-Вознесенского храма расположен дом архимандрита. Он построен на восточной оконечности выровненной платформы, за которой начинается восточный склон Елеона. Первый этаж дома частично покрыт напольной мозаикой, открытой 31 мая 1871 г.: все, что осталось от большого ковра размером 8,5 х 10 м, видимо, превышавшего размерами современную сохранившуюся часть (7,35 м х 3,5) в 4 раза. Мозаика замечательна по тонкости исполнения и точности изображений: агнец, бегущий фазан, утка, рыбы, двойные кисти винограда. Не исчисляя подробнее найденных о. Антонином в разных местах мозаик, надписей и архитектурных фрагментов древних сооружений, отметим лишь еще один уникальный памятник, находящийся теперь в доме игуменьи, в ее келье-кабинете. Это фрагмент большой белой мозаики с двумя черными овалами и греческой надписью: «Феодосия, славнейшая кувикулярия». Видимо, на этом месте стоял дом, в котором кувикулярия (постельничая) жила со своей госпожой – опальной императрицей Евдокией.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Бриллиантов Александр Иванович (1867–1933), историк Церкви, богослов. В 1891 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию; в 1898 г. защитил магистерскую диссертацию «Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены». В апреле 1900 г. избран доцентом по кафедре общей церковной истории. С 1904 г. экстраординарный, с 1914 г. ординарный профессор СПбДА. Член Предсоборного присутствия при Святейшем синоде (1906), Предсоборного совета (1917) и Поместного собора Русской Церкви (1917–1918). С 1919 г. член-корреспондент Российской АН. В 1920–1923 гг. профессор петроградского Богословского института. С 1921 г. библиотекарь I отделения, а с 1925 г. главный библиотекарь Государственной публичной библиотеки в Ленинграде. Арестован в 1930 г. по «Академическому делу», в 1932 г. сослан в Тамбов, где и умер. Бугаев Борис Николаевич (псевдоним Андрей Белый, 1880–1934), поэт, философ, теоретик символизма; окончил физико-математический факультет Московского университета; сотрудник журнала «Весы» и др. символистских изданий, участник кружка «аргонавтов»; с 1913 г. член Антропософского общества, в 1914–1916 гг. участвовал в строительстве «Гётеанума» в Дорнахе (Швейцария); в 1916–1921 гг. в России, в 1921–1923 гг. в эмиграции, затем вернулся в Россию. Доклады: «Религиозное сознание современного человека» (20 февраля 1912 г.), «Александрийский период и мы в освещении проблемы «Восток и Запад " » (12 февраля 1917 г.). Булгаков Сергей Николаевич (1871–1944), священник, богослов, философ; в период 1907–1917 гг. жил в Москве; был членом петербургского РФО, но непосредственного участия в его работе не принимал; в 1922 г. был выслан из СССР. Василевский Григорий Афанасьевич Доклад: «Виновата ли германская культура?» (8 марта 1915 г.). Галич Леонид Евгеньевич (наст. фамилия Габрилович, 1878–1953), писатель, публицист, в 1899 г. окончил физико-математический факультет Петербургского университета; в 1909–1914 гг. приват-доцент Петербургского университета; сдал экзамен на степень магистра по историко-филологическому факультету и был допущен к чтению лекций по философии; с 1911 г. профессор Петербургской педагогической академии, где читал курс логики; публиковался в журналах «Вопросы философии и психологии», «Русская мысль», «Театр и искусство», в газете «Речь» и др.; активно участвовал в петербургских литературных обществах; в 1917 г. эмигрировал, жил в Париже, Нью-Йорке, Вашингтоне.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

Обзор обширной литературы о п. Никоне и различных до противоположности мнений и взглядов на эту замечательную личность, одну из самых крупных и оригинальных личностей в нашей русской истории, сделан проф. В. Иконниковым в статье: «Новые материалы и труды о п. Никоне». «Киевские Универс. Известия» за 1888 г. 6. Жизни Никона в ссылке посвящено в нашей литературе специальное исследование проф. прот. П. Ф. Николаевского под заглавием: «Жизнь патриарха Никона в ссылке и заключении после осуждения его на московском соборе 1666 года. Историческое исследование по неизданным документам подлинного следственного дела п. Никона» («Христ. Чт.» за 1886 г. и отд. оттиск). Часть документов, которыми пользовался П. Ф. Николаевский, именно документы московской Синодальной библиотеки, издана в 1897 году Археографической Комиссией под заглавием: «Дело о патриархе Никоне ». Спб. 1897. В архиве Кирилло-Белозерского монастыря хранилось много документов, относившихся к жизни Никона в ссылке, но они теперь похищены и известны только благодаря описанию их в статье архим. Варлаама: «О пребывании п. Никона в заточении в Ферапонтове и Кириллове-белозерском монастырях» («Чт. Общ. Ист. и Древностей» за 1858 г.). Некоторые оставшиеся документы были описаны архим. Иаковом (Древн. М. археол. Общества т. VIII, 19880). В самое последнее время местный исследователь Кирилло-белозерской старины Н. П. Успенский, занимаясь разборкой и описанием монастырского архива, нашел много данных относительно содержания п. Никона в ссылке. Результаты этих изысканий были любезно сообщены нам автором и ныне напечатаны им в «Христианском Чтении». Несколько мелких черт, характеризующих хозяйственную сторону жизни Никона в Ферапонте, удалось нам встретить в приходо-расходных книгах Ферапонтова монастыря за 1672–73 год. 2 Так называет Никона английский ученый Стэнли в своей любопытной характеристике знаменитого патриарха. «Чрез всю глубокую мглу, которая лежит над ним, говорит между прочим Стэнли, можно однако же разглядеть оригинальный характер человека, соединяющего с своенравным упрямством переросшего избалованного ребенка редкий юмор и неутомимую энергию западного политика». См. Иконников, 42. Другой английский ученый – известный Вильям Пальмер положительно преклоняется пред личностью и характером патриарха Никона . Заинтересовавшись личностью Никона, он посвятил многие годы на собирание и изучение материалов о не и издал результаты своих трудов в 6 больших томах под общим заглавием «Патриарх и Царь» (The Patriarch and the Tsar» By Will Palmer. London 1871–76, 6 vols.)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

В 1899 г. торжественно отмечалось 50-летие служения М. в священном сане. 6 марта 1902 г. он заболел. 15 марта в присутствии духовника игум. Ипатия, эконома архиерейского дома иером. Иоанникия, келейника Коссовского, он сделал распоряжения относительно своего имущества и б-ки. 10 тыс. р. велел отписать «в пользу» попечительства о бедных духовного звания, 3 тыс. р.- на стипендию при Волынской ДС, 3 тыс. р.- на завершение строительства Покровской ц. на старейшем кладбище Житомира. Значительные суммы разослал в монастыри, благотворительные учреждения, родным. 10 апр. того же года исполнилось 25 лет служения М. в святительском сане. Он готовился к пасхальной службе. В Великую субботу, 13 апр., по возвращении из церкви «опустился на подушку и тихо, без всякой агонии, стал как бы засыпать» ( Левитский. 1902. 12/13. С. 343). По поручению Синода отпевание М. совершил архиеп. Херсонский и Одесский Иустин (Охотин) . 18 апр. гроб с телом архиерея опустили в склеп житомирского кафедрального Преображенского собора под главным алтарем, где находились гробницы архиепископов Агафангела (Соловьёва) и Тихона (Покровского) . М. был награжден орденами св. Анны 2-й степени (1865), св. Анны 2-й степени с Императорской короной (1871), св. Владимира 4-й степени (1874), св. Владимира 3-й степени (1878), св. Анны 1-й степени (1880), равноап. вел. кн. Владимира 2-й степени (28 янв. 1887), равноап. вел. кн. Владимира 1-й степени (28 марта 1888), блгв. кн. Александра Невского (14 мая 1896), наперсным крестом, украшенным бирюзой и бриллиантами (30 авг. 1890). 6 мая 1901 г. указом Синода удостоен права ношения бриллиантового креста на клобуке. Действительный член Церковно-археологического общества при КДА (25 дек. 1875), почетный член Церковно-археологического общества при КДА (1877), почетный член Православного палестинского об-ва (1886); пожизненный член нижегородского Православного епархиального братства св. блгв. кн. Георгия Всеволодовича (28 янв. 1887); почетный член Нижегородского об-ва вспоможения бедным (4 окт. 1889); почетный член Волынского управления Красного Креста (1892); почетный член КДА (1899); почетный член КазДА (1899).

http://pravenc.ru/text/2563922.html

Ионафан (Руднев Иван Наумович); (18 апреля 1816 – 18 октября 1906). Сын священника с. Вязовки Ли венского Орловской епархией. Окончил Орловскую ДС (1839) и Киевскую ДА (1843). С 30 ноября 1843 – учитель латинского языка в низшем отделении 2-го Белгородского ДУ; с 1 сентября 1844 – греческого языка в высшем отделении 1-го Белгородского ДУ, с 1 декабря 1844 – латинского языка высшего отделения 2-го Белгородского ДУ и инспектор приходского училища. 29 сентября 1845 получил степень кандидата богословия; 15 июня 1846 перемещен на те же должности в Курское ДУ; с 21 сентября 1846 – учитель гражданской истории Орловской ДС, одновременно – с 23 декабря 1852 по 23 января 1854 был помощником инспектора и и. д. инспектора; 30 сентября 1853 пострижен в монашество, а 3 октября 1853 рукоположен во иеромонаха. 18 марта 1855 причислен к соборным иеромонахам Московского Донского монастыря; с 6 мая 1855 – инспектор Орловской ДС; с 31 августа 1855 – одновременно преподаватель богословских наук и наставник истории русского раскола; с 1860 – ректор Вологодской ДС, архимандрит, настоятель Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря; с 31 марта 1864 – ректор Олонецкой ДС. В Петрозаводске он принимал деятельное участие в комитетах по устройству зданий семинарии, кафедрального собора, исполнял различные поручения по епархиальному ведомству. 26 июля назначен, а 4 сентября 1866 хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии; с 29 августа 1869 – епископ Олонецкий и Петрозаводский. 21 мая 1872 он освятил Свято-Духовский кафедральный (большой или новый) собор, построенный по образцу московского храма Христа Спасителя, а 27 августа 1872 – новое здание духовной семинарии. Были устроены общежития при духовных училищах для сирот и детей бедных родителей, новый архиерейский дом в Петрозаводске, с домовой церковью при нем, а прежний передан под помещение духовной консистории, устроено более 20 церквей в беднейших приходах с домами для принтов и школ, введено выборное начало благочинных. Перевел Епархиальное женское училище из Каргополя в Петрозаводск (1874), следил за его устройством. За труды по благоустройству Олонецкой епархии 28 марта 1871 он был награжден орденом св. Анны 1-й степени, а 4 апреля 1876 – орденом св. Владимира 2-й ст. С 28 февраля 1877 – епископ Ярославский и Ростовский; с 15 мая 1883 – архиепископ. 15 мая 1894 удостоен права ношения бриллиантового креста на клобуке; с 26 ноября 1903 – на покое. Погребен в Спасском монастыре Ярославля.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010