Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Опоцкий Алексей Алексеевич; 1837, г. Опочка Псковской губ.- 21.12.1914, Москва), архиеп. Тверской и Кашинский. Род. в семье протоиерея Псковской епархии, младший брат еп. Анастасия (Опоцкого) . Окончил Псковскую ДС, в 1863 г.- СПбДА. В 1872 г. А. А. Опоцкому была присуждена степень канд. богословия за соч. «Откровенное учение о Промысле сравнительно с новейшими теориями о мирохранении и мироправлении». 14 мая 1864 г. определен инспектором в Виленское ДУ, в 1865 г.- законоучителем Виленской жен. гимназии и др. школ. 2 февр. 1866 г. рукоположен во священника к виленской Никольской ц., 4 сент. 1871 г. назначен настоятелем гродненского Софийского собора с возведением 10 окт. 1871 г. в сан протоиерея. С 1870 г. член Литовской консистории, с 1891 по 1893 г. ректор Литовской ДС. 16 янв. 1892 г. назначен настоятелем виленского Свято-Троицкого мон-ря , 25 янв. 1892 г. пострижен в монашество, 26 янв. возведен в сан архимандрита. 30 сент. 1893 г. А. был назначен, а 10 апр. 1894 г. хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. С 10 авг. 1896 г. епископ Вятский и Слободской. С 10 нояб. 1901 г. архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, член Святейшего Правительствующего Синода. В 1902 г. награжден бриллиантовым крестом на клобук. С 1 июля 1905 г. архиепископ Тверской и Кашинский. Инициатор восстановления почитания св. блгв. кнг. Анны Кашинской . 29 янв. 1910 г. уволен на покой с назначением сверхштатным членом Московской синодальной конторы и оставлением членом Синода. Настойчиво высказывался за созыв Поместного Собора РПЦ. С 1910 г. проживал на покое в Донском (см. Донской иконы Божией Матери ) московском мон-ре, управляя им. Ист.: Здравомыслов. Словарь иерархов. Л. 124. Соч.: Откровенное учение о Промысле сравнительно с новейшими теориями о мирохранении и мироправлении. СПб., 1872. Ркп. Лит.: Родосский. Словарь студентов СПбДА. С. 8-9; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 144-146. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/64672.html

В ряду различных выпадавших на долю И. А. Чель­цова частных поручений со стороны Правления и Конфе­ренции и затем Совета Академии, некоторые вызываемы были теми или иными обстоятельствами и потребностями самой академической жизни, другие – предписаниями свыше или прось­бами со стороны. Из поручений первого рода, касавшихся непосредственно жизни Академии, кроме исполнения обязанностей рецензента разных сочинений и оппонента на диспутах, уже было упо­мянуто о командировке И. В. Чельцова Академией в Кирилло-Белозерский монастырь 10 июня 1859 г. для приема рукописей и книг. Выбор пал в этом случае на И. В. Чельцова , по замечанию И. Е. Троицкого в его некрологе, именно потому, что Академия, «во всех тех случаях, где требовались специальные знания, энергия, точность и обстоятельность исполнения», прежде всего обращала свои взоры на него 64 . Правлением дана была ему при этом особая письменная инструк­ция (сохранившаяся в его бумагах). В 1868 г. 3 февраля он был назначен членом временного комитета для поверки экономической отчетности Академии и епархиальных духовно-учебных заведений. В 1869 г. 4 июля ему поручено было вместе с Л. П. Размуссеном составление инструкции для библиотекаря; инструкция была потом 11 декабря рассмотрена и одобрена Советом и представлена митрополиту на утверждение 65 . В 1871 г. 4 июня он избран был Советом (вместе с Н. И. Глориантовым и А. И. Предтеченским ) в комиссию для проектирования соображений относи­тельно представления курсовых сочинений воспитанниками IV курса; мнение его и Н. И. Глориантова (о предоставлении находящимся на IV курсе студентам лишь права писать магистерские сочинения, без возложения обязанности) принято было в Совете 14 февраля 1872 г. 66 . Ему же поручаемо было в комиссии с Е. И. Ловягиным и А. Л. Катанским в 1871 (октября 28) и в дальнейшие годы рассмотрение списка журналов, выписываемых для академической библиотеки, с представлением соображений для будущего года 67 . Из поручений другого рода, обусловливавшихся предписаниями высшей власти, можно почти не упоминать, напр., о сверке с оригиналом, по предписанию Духовно-учебного Управления Правлению Академии от 20 июня 1852 г., 11 копий программ, составленных в московской дух. Академии для высших учебных заведений министерства нар. просвещения, введенных определением Синода для единообразного преподавания (поручено Правлением 21 июня Чельцову и Делицыну 68 ). Другое подобного же характера поручение Правления 1854 г. августа 2 – о корректировании «Начальных оснований геометрии» Райковского, взамен отсутствовавшего Н. И. Глориантова , в виду повторительного требования Духовно-учебного Управления о немедленном выполнении дела (июля 31, в первый раз – июля 23), исполнено было самим Глориантовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

В XX в. в мон-ре подвизались послушник И. Игошкин (см.: преподобноисп. архим. Гавриил (Игошкин) ), а также иером. Евстратий, бывш. насельник Спасо-Преображенского Валаамского мон-ря . В 1906 г. о. Евстратий совершил паломничество на Афон, затем в течение 3 лет служил в составе Русской Духовной миссии в Иерусалиме. Святыни, библиотека В соборе К. м. находилась обретенная Казанская Жадовская икона Божией Матери в сребропозлащенных кованых окладе и ризе (1743). После возобновления мон-ря в окт. 1846 г. для иконы была изготовлена новая риза из серебра и золота с большим бриллиантом (в короне Богородицы), 4 алмазами на венце Младенца, 8 яхонтами, 51 гранатом, 28 аметистами и др. драгоценными камнями и финифтью. При настоятеле (1867-1871) иером. Никодиме икону обложили серебряным листом, поверх к-рого была укреплена новая золотая риза, украшенная драгоценными камнями. Симбирская купчиха Егорова пожертвовала на чудотворный образ бриллиантовый фермуар с крупным жемчугом. В украшении иконы принимали участие помещица А. А. Мотовилова и сестры Арзамасского жен. мон-ря. К нач. XX в. чудотворная икона находилась в раме с изображениями чудес от Казанской иконы Божией Матери и помещалась в большой заклиросный киот с правой стороны центрального придела монастырского собора. Осенью 1846 г. Казанский образ был перевезен в Симбирск и некоторое время пребывал в городских храмах. В 1847 г. симбирское дворянство обратилось к священноначалию с просьбой, чтобы икона ежегодно приносилась в Симбирск «с торжественной почестию и находилась здесь не менее месяца, чтобы все жители могли насладиться лицезрением сей древней святыни и почтить ее подобающим поклонением» (Там же. С. 23). Прошение было удовлетворено, и с 1848 по 1927 г. 1 месяц в году икона пребывала в г. Симбирске. Святыня торжественно выносилась из пустыни в сопровождении неск. монахов за 7 дней до дня прибытия в город (15 мая). По пути следования крестного хода с иконой в селах и деревнях монастырское духовенство служило молебны. В Симбирске крестный ход встречали все городские священнослужители во главе с архиереем.

http://pravenc.ru/text/1319854.html

2. Болотов, В. В. Лекции по истории Древней Церкви/под редакцией А. Бриллиантова . Т. 2. История Церкви в период до Константина Великого / В. В. Болотов . СПб., 1910 (M., 1994). 3. Евсевий Памфил . Церковная история/Евсевий Памфил. M., 1993. 4. Иванцов-Платонов, A. М. Ереси и расколы первых трех веков христианства. M., 1877. Ч. 1. Обозрение источников для истории древнейших сект. 5. Поснов, М. Э. История Христианской Церкви/ М. Э. Поснов . Брюссель: Жизнь с Богом, 1964. 6. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима (Милаша) , епископа Далматино-Истрийского. M., 1996. Т. 1–2. 7. Слесарев, A. В. Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924–2008)/A. В. Слесарев. M., 2009. 8. Сочинения святого Ипполита. Перевод П. Преображенского Т. 1. О философских умозрениях или обличение всех ересей.//Приложение к «Православному обозрению», 1871. Разделы «Спор о принятии отпадших. Расколы Новата и Новатиана» и «Спор о крещении еретиков» 9. Федосик, В. А. Киприан и античное Христианство/В. А. Федосик. Мн.: Университетское, 1991. 10. С-цкий, H. К вопросу о падших в римской и северо-африканской церквах в III веке//Вера и разум. 1893. С. 559–591. С. 691–710. 11. Творения священномученика Киприана, епископа Карфагенского. M.: Паломник, 1999. Раздел «Раскол донатистов» 12. Знаменский, С. Донатистское движение и его характеристика по новооткрытым эпиграфическим документам/С. Знаменский//Богословский вестник. 1910. Т. 1. C. 113–141. С. 305–333. 13. Кутепов, Н. Раскол донатистов/Н. Кутепов//Православный собеседник. 1883. С. 68–117. С. 119­–135. 1884. С. 165–182. С. 197–230. С. 89–125. С. 139–180. С. 391–453. С. 3–33. 14. Никитин, Д. Карфагенский собор 411 года, по делу о расколе донатистов/Д. Никитин//Духовная беседа. 1861. Т. 14. С. 16–25. С. 81–92. 15. Троицкий, В. А. Вопрос о Церкви в полемике блаженного Августина против донатистов/В. А. Троицкий//Богословский вестник. 1912. Т. 3. С. 297–327. 16. Троицкий, В. А. Вопрос о Церкви в догматической полемике с донатизмом: Оптат Милевийский/В. А. Троицкий//Богословский вестник. 1912. Т. 3. С. 247–271

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Елагин Н. В. Жизнь графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. – СПб., 1853. – С. 27–28. Жмакин Н. Иннокентий, епископ Пензенский и Саратовский. – СПб., 1885. Чистович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в 1-й половине текущего столетия. – СПб., 1894. – С. 199–200. Бриллиантов. Иннокентий (Смирнов) , епископ Пензенский и Саратовский (биографический очерк). – СПб., 1912. Чернавский H. М. Оренбургская епархия в прошлом ее и настоящем. Исследование Николая Чернавского: в 2 т. – Оренбург, 1900–1903, т. 2. – С. 212–216. Поселянин Е. Русские подвижники XIX века. Историко-биографические очерки Е. Поселянина. – 1-е изд. – СПб., 1900. – С. 26–38; – 3-е изд. доп. – СПб., 1910. – С. 28–40. Поселянин Е. На молитве в тишине и в буре. – Пг., 1916. – С. 470. Погожев E. Н. (Поселянин E.). Идеалы христианской жизни. – СПб., 1994. – С. 202. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1407, 1408. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 230. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 4 8, 1 9 3, 208, 273, 953, 979. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 417, 571. Голубинский E. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1903. – С. 326. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 70. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 230. Жизнеописание преосвященного Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского. – СПб., 1845. Великий подвижник и праведник, святитель Иннокентий Пензенский //Русский паломник. – 1912, 18. – С. 267–268; 19. – С. 279–280; 20. – С. 295–298; 21. – С. 314–315.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

§ I Иван Васильевич Чельцов , профессор петербургской духовной Академии по кафедре сначала общей, потом (с 1857 г.) древней церковной истории (со включением в церковную историю до 1869 г. и библейской истории), родился 28 августа 1828 г. Его отец, Василий Гаврилович Чельцов, окончивший курс студентом рязанской духовной семинарии в 1824 г., принадлежал к старинному священническому роду 2 и был священником сначала около 5 лет в с. Сосновка Зарайского уезда Рязанской губернии 3 , потом в г. Михайлов при Бо­городицкой церкви; скончался в сане протоиерея 23 ноября 1889 г. на 89 году жизни. Мать И. В. Чельцова , Ольга Николаевна, была дочерью Николая Прокопьевича Федоровского, сначала дьячка в Коломне и потом (с 1811 г.) в Москве, затем дьякона в Костроме (1814) и Коломне (1817); скончалась в 1871 г. Она именно содействовала переходу мужа из Сосновки в Михайлов чрез посредство своего дяди по отцу, архимандрита Гермогена, настоятеля Спасо-Андрониева монастыря в Москве 4 . И. В. Чельцов был вторым в семье по рождению. Всех детей в семье было 18; из них 9 умерли в раннем возрасте, и И. В. Потом был самым старшим из оставшихся в живых 7 братьев и 2 сестер. Материальное обеспечение обремененного большим семейством священника было и в уездном городе весьма недостаточное, и И. В.Чельцов вырос и воспитался в бедной обстановке. Для получения школьного образования сначала в духовном училище, потом в семинарии, он и затем его братья должны были отправляться в Рязань, отстоящую от Михайлова верстах в 60. Путешествие на родину на Пасху и на летние каникулы совершалось при этом, по недостатку средств для найма подводы, нередко пешком; во время подобных вынужденных прогулок в весеннюю пору И. В., по сообщению брата его, протоиерея Г. В. Чельцова, и прибрел еще до поступления в академию ревматизм, от которого он страдал впоследствии и который, в конце концов, отразившись на деятельности сердца, вероятно и ускорил потом его смерть. В петербургскую Академию, по окончании курса в семинарии (1842–1847), он отправился на свой счет (на казенный счет был отправлен туда Н. Н. Делицын). Помощь в материальном отношении оказал ему при этом дядя его по отцу, священник И. Г. Чельцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

На летние вакации В. В. Болотов , когда был профессором, почти каждый год отправлялся на родину в с. Кравотынь, к своей матери. Подробности о его образе жизни здесь сообщает в своем очерке М. В. Рубцов 486 на основании рассказов посещавшего его товарища М. А. Рязанцева и затем местного священника Η. М. Верзина (с 1892 г.). Ветхий домик его матери с 4 небольшими окошками заключал пространство всего в 9 х 8 кв. аршин, с более чем скромным убранством, которое всегда оставалось одно и то же. Время его и здесь проходило главным образом в научных занятиях с книгами, привезенными из Петербурга, в содействии матери в ее хлопотах по хозяйству (он сам ставил самовар, даже готовил обед, в 1898 г. ему приходилось также ухаживать за больной матерью), частью в прогулках и беседах с какимлибо гостем. Сам охотно принимая к себе, он, однако, по словам Η. М. Верзина, очень часто бывавшего у него, решительно при этом отказывался зайти в чужой дом; лишь в последний год (1898), который ему пришлось проводить в Кравотыни, он стал даже без зова и довольно часто заходить в дом священника. В августе месяце, перед отправлением в Петербург на службу (как и в более ранние годы – перед отправлением в школы, где он учился), Василий Васильевич имел обыкновение совершать со своей матерью паломничество пешком в близлежащую пустынь преп. Нила Столобен-ского для поклонения мощам угодника; здесь после богослужения заходил к настоятелю архимандриту Арсению (1871–1898) и до вечера проводил время в беседе с ним. В последние годы жизни уже внешний вид В. В. Болотова ясно указывал на крайне расстроенное состояние его здоровья, как следствие чрезвычайных вольных и невольных трудов его и негигиенического образа жизни, несмотря на природную крепость его организма. Постоянно сидячий образ жизни имел для него результатом с давних пор отказ желудка служить и сопровождавшиеся резко выраженной анемией гемороидальные страдания. Со временем у него развилось хроническое воспаление почек (нефрит), осложненное болезнью печени и отчасти сердца. Эта болезнь, получив острый характер, быстро и неожиданно для всех и свела его в могилу, хотя сам он (как это видно из писем, приводимых у М. В. Рубцова) уже ранее сознавал свое положение, не переставая, однако, до последних дней работать по-прежнему и исполнять все возлагаемые на него поручения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Убор иконы несколько раз обновлялся. В 1855 г. икону вернули из Воронежа, украшенную по обещанию Мавры Бурлаковой серебряной позолоченной ризой с такими же венцами, заключенная в деревянный полированный киот. В 1869 г. был сделан новый киот, куда переложили Корсунскую икону: из красного дерева, «оклеенного розовым деревом, с серебряными угольниками, в отливах под стеклом, с серебряной резьбой» (Никольский. 2007. С. 59-60). В 1884 г. на московской фирме Хлебникова были сделаны, заказанные на пожертвования прихожан золотая риза с эмалями и серебряный киот под бронзовым позолоченным балдахином; мафорий Богоматери украшала «бриллиантовая звездочка», над киотом помещались звезда и крест из камней. Первоначально икона находилась на аналое между алтарями Трапезного храма; в 1884 г. ее в киоте под балдахином поместили с правой стороны от алтаря. У Корсунской иконы имелась ризница с пожертвованными богослужебными облачениями для для служения перед чудотворной иконой. С 1869 г. носили во время крестного хода (учрежден по просьбе городских торговцев) под специально сооруженной сенью из собора в торговые ряды на 3-й день после Пятидесятницы. В 1871 г. Корсунскую икону носили по Усмани и селениям Усманского и Задонского уездов в связи с эпидемией холеры. Клириками Богоявленского собора велась запись «действительных фактов знамений Богоматери от чтимой Ее иконы Корсунской». Всего до 1886 г. было подробно зафиксировано 17 случаев исцелений; подчеркнута массовость случаев облегчения во время болезни, например, только в лето 1886 г. таковых отмечалось не менее 100. «Подробное рукописное описание явлений и чудес» от Корсунской иконы, принадлежащее прот. В. Никольскому упоминает и архиепископ Димитрий (Самбикин) (Дмитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 2. (окт.). С. 62). В 1892 г. производилось следствие по случаям исцелений; после вторичного исследования, в 1901 заявления со свидетельствами о чудесах были переданы в Духовную консисторию епархиального управления (Никольский. 2007. С. 54).

http://pravicon.com/info-3854

В XIX - нач. XX в. Д. м. оставался ставропигиальным, т. е. подчинялся Московской конторе Святейшего Синода в лице благочинного ставропигиальных мон-рей. Настоятели и братия В Д. м. настоятельствовали игумены (1-й известный игум. Гурий упом. в 1598), с 1683 г.- архимандриты, в т. ч. в 1721-1727 гг. буд. еп. Воронежский Иоаким (Струков), в 1728-1732 гг. буд. архиеп. Черниговский Иларион (Рогалевский) , в 1747-1748 гг. буд. еп. Белгородский Порфирий (Крайский) , в 1748-1753 гг. буд. еп. Переяславский Иоанн (Козлович), в 1774-1776 гг. буд. еп. Коломенский Феофилакт (Горский) , в 1776-1778 гг. буд. архиеп. Казанский Павел (Зёрнов), в 1792-1794 гг. буд. архиеп. Екатеринославский Платон (Любарский) , в 1794-1795 гг. буд. архиеп. Подольский Иоанникий (Никифорович-Полонский) , в 1797-1801 гг. буд. еп. Калужский Евлампий (Введенский) , в 1814-1816 гг. буд. архиеп. Ярославский Симеон (Крылов-Платонов) , в 1816-1817 гг. буд. архиеп. Тобольский Амвросий (Рождественский-Вещезеров) , в 1817-1818 гг. буд. архиеп. Ярославский Евгений (Казанцев) , в 1818-1819 гг. буд. архиеп. Екатеринославский Феофил (Татарский) , в 1819-1821 гг. буд. архиеп. Владимирский Парфений (Чертков) , в 1821-1823 гг. буд. еп. Пермский Дионисий (Цветаев). В 1854-1871 гг. Д. м. управлял архиеп. Евгений (Казанцев), в 1879-1883 гг.- еп. Хрисанф (Ретивцев) , в 1886-1895 гг.- еп. Кавказский Герман (Осецкий) , в 1910-1914 гг.- архиеп. Тверской Алексий (Опоцкий) . Грамотой митр. Рязанского и Муромского Стефана (Яворского) от 13 нояб. 1715 г. архимандритам Д. м. дозволялось служить в митре, с рипидами, с палицей, с орлецом и с осенением, а посох иметь с сулком. 14 апр. 1731 г. указом имп. Анны Иоанновны архим. Илариону (Рогалевскому) - первому из рус. архимандритов - пожалованы панагия, мантия с красными бархатными скрижалями, а также было дано право совершать богослужение с осенением «трехплетеной свечой». В 1778 г. архим. Аввакум (Миланкович) был награжден бриллиантовой панагией, украшенной изумрудами. В 1651 г. в Д.

http://pravenc.ru/text/178962.html

Из вышеозначенной описи видно, что в 1802 он помещался над царским местом, ныне же находится на столбе левого клироса в резной вызолоченной раме с таковым же сиянием. 9) Икона св. Николая чудотворца, вышиной 471/2, а шириной 31/2 вершков в сребропозлащеной ризе, сделанной в 1824 году, с таким же венцом. Икона эта в приличных местах украшена бриллиантами, которых в короне на венце 38 средней величины, и два, значительной величины; в двух звездочках, по сторонам венчика, два, значительной величины, бриллианта кругом осыпанные розами, по углам евангелия 4 бриллианта, а в кресте евангелия 5 бриллиантов; две ветки в короне сделаны из мелких бриллиантов или роз. Икона эта вкладывается в широкую раму, на полях которой изображены чудеса св. Николая, в сребропозлащенном окладе, положенном в 1846 году. Икона эта пожертвована в 1845 году г-жей Франкен, а на масло, в неугасимой при ней лампады, в 1846 году пожертвован той же г-жей Франкен билет за 2064, на сумму 430 руб. сер., бриллианты же, украшающие эту икону, стоят примерно до 1000 руб. сер. Управление собора нашло приличным поставить эту икону, в деревянной вызолоченной тумбе, на предалтарной солее, в приделах св. Димитрия ростовского , против южных дверей этого придела. 10) Резное, вызолоченное царское место обито внутри темномалиновым бархатом, с разной вызолоченной короной наверху и с буквами над местом Е. II. Вот небольшое известие о некоторых украшениях царского места: «по данному от меня в Москву находящемуся в тамошней Адмиралтейской Конторе контр-адмиралу Лопухину, ордеру, писал в Коллегию президент её, князь Голицын, от 5 мая 1760 года, куплено им в новопостроенную морскую каменную полковую церковь , на обивку для её Императорского Величества места, золотого позумента мерой 35 аршин, весом 58 лотов ценой по 75 коп. за лот, всего на 43 руб. 50 коп. Того ради благоволено бы было о записке их в расход тамошней Конторе дать указание. VIII. Изменения или улучшение в здании собора как внутри, так и вне его От времени построения собора, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010