Могут ли действительно эти три места служить параллелями Мф.19:1 , это, конечно, служит только предметом догадок. Речь синоптиков отличается здесь такой краткостью, что трудно утверждать положительно, совпадают ли, в частности, их показания с Ин.7:10 . Но если такое совпадение может быть признано, то дело представится в следующем виде. Матфей пропускает рассказ Иоанна (приглашение Христа Его братьями идти в Иерусалим на праздник кущей Ин.7:2–9 ). Согласно Иоанну, Христос первоначально отказался от этого путешествия. Но когда братья Его ушли в Иерусалим, то и " Он пришел туда на праздник (кущей) не явно, а как бы тайно». Думают, что об этом именно путешествии и говорит Мф.19:1 и Мк.10:1 . Затем у Иоанна идет рассказ о самом пребывании Христа на празднике кущей ( Ин.7:11–53 ), о женщине, уличенной в прелюбодеянии ( Ин.8:1–11 ), о беседе с иудеями ( Ин.8:12–59 ), об исцелении слепорожденного ( Ин.9:1–41 ), о добром пастыре ( Ин.10:1–18 ), о распре между иудеями относительно личности Христа и намерении их Его убить ( Ин.10:19–39 ). Дальнейшие слова Иоанна «и пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там» ( Ин.10:40 ) могут совпадать с Мк.10:1 κα πραν το ορδνου (буквально: «за Иордан»). Здесь Иоанн, так сказать, прервавший речь синоптиков ( Ин.7:2–10:40 ), в свою очередь прерывается ими, и именно рассказом Лк.9:51 , с которым может совпадать последняя часть 1-го стиха рассматриваемой главы Евангелия Матфея. У Луки ( Лк.9:51–62 ) рассказывается о намерении Христа идти в Иерусалим через Самарию, отказе самарян принять Его и затем о двух просителях, желавших следовать за Ним; затем о посольстве 70-ти учеников и возвращении их ( Лк.10:1–24 ), милосердном самарянине ( Лк.10:25–37 ), посещении Марфы и Марии, и излагаются другие притчи и события ( Лк.10:38–16:17 ) с небольшими вставками у Матфея, Марка и Иоанна (например, Ин.11:1–16 ). Только затем уже начинается параллельный рассказ преимущественно двух первых евангелистов, опять прерываемый длинными вставками Лк.14:18–18:1–14 и Ин.11:17–54 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

монахиня Екатерина Должно чтить святых как друзей христовых (св. Иоанн Дамаскин) Я желала бы изложить святость этого нашего батюшки преподобного старца Порфирия, желаю проплыть великое и чудное море достойной любви жизни его, взыскую высказать до концов земли неизреченную радость и благодарность, несказанную свою признательность и вечный долг, я жажду соткать златошитый хитон, испещренный шелком его дарований и чудес, но трепещу и страшусь, что я, недостойная, бедная и немощная, не смогу соответствовать задаче. Память святых многожеланна, причина радости и надежда нашего спасения. «Должно чтить святых как друзей Христовых, как чад и наследников Божьих» – побуждает нас святой Иоанн Дамаскин . Святые – торжество славного Христа над многовидным грехом, свидетельство благодати святого Троичного Бога в нашей жизни, уверение надежды об обещанной чести и славе. Святые – «многосветлые светочи разумной тверди Церкви», ее драгоценное сокровище. Они – спасенные и обоженные образы Божии, совершенные члены Церкви. Божественный свет, свет Христов, отражается на их святых лицах, и святые становятся светоносными путеводителями и открывают очи нашей души к вечной реальности. Они побуждают и призывают нас вместе шествовать по спасительному, благословенному, восходительному и светоносному пути к обожению и освящению. Они даруют нам целование братолюбия и принимают наше воздыхание, делая его своим, как старшие братья. Они переносят на колеснице своей любви всякую тревогу, боль и нужду своих младших земных братьев к «Отцу милосердия и Богу всякого утешения» 6 . Поэтому апостол Павел называет нас «сородичами святых и свойственниками божиими». Таким образом, в духовной жизни православный христианин должен соработать «со всеми святыми» 7 и объединять свои молитвы с жаркими «небесными» молениями своих святых братьев. А еще гораздо больше, если с ними общаться и прикасаться к их живой духовности и святости, к той, что в данном случае по словам старца Бог позволил, преподобный старец разрешил, а наши слабые духовные антенны смогли уловить.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

Мы собрались сегодня 1 , дорогие братья и сестры, вспомнить многострадального святителя Божьего, св. Иоанна Златоустог о. Ведь, если нам следовало бы знать жизнь каждого святого, то тем более необходимо нам быть знакомыми с жизнеописанием святого Златоуста, имя которого каждодневно молитвенно вспоминается на божественной литургии, по преданию, им составленной. Жизнь его весьма назидательна для нас, слабых и колеблющихся, как пример пламенной веры, твердого стояния за правду Божию, самоотверженной любви к людям, глубокой преданности воле Божьей, выражавшейся в терпеливом перенесении неслыханных страданий. Глубоко назидательны и его творения: толкование св. Писания и множество проповедей. Среди последних особенно много поучений о милосердии к бедным. Его поистине можно назвать другом бедных. Он их любил всем сердцем за их преданность Святой Церкви, за их добрую христианскую жизнь, за их страдания и скорбь; и те в свою очередь платили ему нежною любовью, не оставляя его даже в тяжкое время гонений. Но было бы совершенно несправедливо считать Иоанна Златоустог о каким-то демагогом, народным трибуном. Не о земном благополучии людей заботился он, а о совершенстве духа человеческого, о достижении людьми светлых, небесных радостей. Если ему пришлось терпеть от богатых и знатных людей, то это потому, что, по своей пламенной ревности о правде Божьей, он с силой пророков Илии и Иоанна Крестителя громил людские пороки; и злоба людская восстала против него в лице сильных и преследовала его своей ненавистью до самой могилы, а он, испуская дух свой среди этих страданий, восклицал: «Слава Богу за все». Великолепен был город Антиохия в IV-м столетии после Рождества Христова. Это была эпоха ее величайшего расцвета, и ею по справедливости славился весь Восток. Отличаясь живописностью своей и чрезвычайно приятным, мягким климатом, она в то же время славилась и благоустройством, которое сделало бы честь любому современному городу. Длинные, широкие улицы, обсаженные лавровыми и миртовыми деревьями, великолепные здания, чудно устроенное освещение, благодаря которому и вечером было так же светло, как днем, – все это делало Антиохию одним из самых красивых городов Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Н.В.Карташова: С наступающим великим двунадесятым праздником Воздвижения Креста Господня. Сейчас только что окончилась всенощная, величественная и строгая. «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое». Крестом спасемся, дорогие слушатели, братья и сестры, от всех находящих на нас невзгод и болезней. Крестом сохранит Господь наше Отечество, наше жительство, как сегодня мы пели в тропаре. Строгий воздвиженский праздник, а почти рядом он с Богородичным праздником Рождества Царицы Небесной, праздником радостно-кротким и щедрым. Во многих храмах с престолом Рождества Богородицы прошли не только службы, но и вечера духовности и православной культуры. Так приход в Солнечногорском благочинии, храм Рождества Пресвятой Богородицы села Льялова традиционно провел замечательный концерт в доме ученых «Метролог» научного городка Менделеево. На вечере выступали исключительно прихожане. Звучала мировая музыкальная классика: вокальная, инструментальная; произведения хореографии были исполнены все педагогами, студентами музыкальных училищ, в основном учащимися школы искусств, которой руководит Марина Владимировна Югова, внучка известного русского писателя – Алексея Югова. Она педагог Божией милостью, действительный член Академии Русской словесности и изящных искусств, усердная прихожанка храма. Великолепный хор и народный коллектив казачьих и русских народных песен, он так и называется «На Льяловской горе» исполняли не только духовные произведения, но и русские народные, патриотические песни, казачьи. В общем, все было на высоком эстетическом уровне. И это заслуга настоятеля храма, и любимого батюшки, протоиерея Георгия Стародуба. Не даром говорят: каков поп, таков приход. Батюшка, отец Георгий, воспитывает свою паству боголюбивыми, милосердными, патриотичными, что очень не маловажно, культурными людьми. И вот такие концертные вечера стали доброй традицией. Я об этом рассказываю потому, чтобы каждый приход, услышав об этом, каждый храм в России стал добрым домом для каждого. Чтобы прихожане приходили туда, как домой, где нас любят, где нам помогут, научат и утешат. Еще раз с праздником Воздвижения Креста Животворящего и всем благодати и здравия.

http://radonezh.ru/2023/10/09/vnutrennya...

О почитании святых икон § I. В селе Подлипном издавна проживали молокане. Они были люди мирные. Совращением православных в свою секту не занимались. «Веруй всяк по своему», – вот было их правилом. В последние годы Подлипновские молокане однако резко изменились. Они перешли в штунду. Стали грубы и дерзки с миром; повели настоящую войну и против православной Церкви. – С особой ненавистью относились они к святым иконам. Случалось, что они глумились над православными образами; называли их «идолами» и «истуканами». Дело зашло далеко. В Подлипном завелись колеблющиеся в самых благонадежных православных семьях. Это обстоятельство заставило меня ехать на беседы с Подлипновским народом. Оповестили о моем приезде. Люди охотно устремились в церковно-приходскую школу. В полном составе явились штундисты. Ими «правил» старший брат Петр Данилович. Заранее было известно, что штунды желают беседовать со мною о почитании святых икон . Я радовался поговорить именно об этом предмете, который для Подлипновцев служил настоящим «камнем претыкания». И вот мы приступили к беседе. Народ битком набил церковную школу. Я сказал: – Волнует меня, братья, весть о ваших церковных разделениях. Слышу, что среди вас народилась новая вера. Появились люди, которые хулят нашу родную Православную Церковь . – Боже милосердный! разве святая Церковь наша учит людей чему-либо дурному, разве она проповедует нам не Евангелие Христово? Но что я слышу? Вот, говорят, к вам, в Подлипное, приезжали какие-то проповедники, которые Церковь нашу обзывали «язычествующей», а нас бранили «идолопоклонниками»... – Правда, родной, правда! Было это... – завопила в толпе старая и дряхлая женщина. – Какие же мы язычники? Каким идолам кланяемся? Всякий знает из нашего Символа, что мы веруем в Единого Бога троичного в лицах. Никаких других Богов мы не принимаем... Правда, в Православной Церкви есть святые иконы... – Вот в том-то и дело! – заметил впереди стоявший штундист. – Да, в Православной Церкви есть иконы, – твердо повторил я. – Но разве иконы – боги? На иконах мы лишь красками изображаем то, что словами повествуется в Библии и Священной Истории о Боге и угодниках Его. Иконы, таким образом, отличаются от истинного Бога еще больше, чем небо от земли...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Обращение Собора епископов УПЦ к клиру, монашествующим и мирянам Украинской Православной Церкви 29 января, 2016. Новостная служба Сегодня, когда в обществе растет уровень агрессии, Церковь должна нести людям слово примирения Собор епископов Украинской Православной Церкви осудил попытки внести в церковную жизнь политическую риторику и обратился к клиру, монашествующим и мирянам с призывом нести людям слово примирения, творить дела милосердия всем ближним, которые в этом нуждаются, независимо от их вероисповедания или политических взглядов. Всечестные пастыри, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (2 Кор. 1:2). Церковь Христова – это столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15). Она ведет людей к Богу, хранит верующих от греха, несет людям мир Христов (ср. Ин. 14:27), проповедует Царство Божие, которое не от мира сего (см. Ин. 18:36). Однако этот мир с его грехами, страстями и пороками всегда пытается проникнуть в Церковь, чтобы исказить ее миссию. Но, как говорит святой апостол Иоанн Богослов, и мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1 Ин. 2:17). Сегодня Украинская Православная Церковь вместе с народом Украины проходит период серьезных испытаний. Мы всё чаще видим попытки внести в церковную жизнь политическую риторику, навязать Церкви ту или иную политическую позицию. Такие действия только усиливают раскол в украинском обществе. Исходя из этого, мы осуждаем попытки внесения политической и националистической идеологии любых направлений в церковную среду, поскольку миссия Церкви заключается в проповеди Слова Божия людям всех национальностей и любых политических взглядов, о чем говорит нам святой апостол Павел – для всех я стал всем, чтобы спасти хотя бы некоторых (1 Кор. 9:22). Церковь не должна мыслить в категориях политики или геополитики, ведь это несовместимо с учением Священного Писания и природой Церкви. Украинская Православная Церковь является Церковью всей Украины, а не определенной отдельной ее части. Поместный характер нашей Церкви требует от нас быть вместе с верными всех регионов нашей страны. Считаем, что трудности, которые переживает сегодня наша Церковь, во многом является следствием именно такого универсального положения Украинской Православной Церкви. В лоне нашей Церкви находятся в духовном единстве во Христе те наши верные, которые в политическом, культурном, общественном и других проявлениях светской жизни часто не могут найти взаимопонимание. Только Церковь способна объединить их, и такая миссия возможна лишь тогда, когда сама Церковь будет выше интересов мира сего и будет строить свое земное служение на Камне, которым является Христос (ср. 1 Кор. 10:4).

http://pravmir.ru/obrashhenie-sobora-epi...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Жития Святых Благоверных Князей-страстотерпцев Бориса и Глеба Жития Святых Благоверных Князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (во святом крещении Романа и Давида) (1015 год) День памяти: 24 июля/6 августа Содержание аудиокниги отличается от текстовой версии Жития Бориса и Глеба Святые Благоверные Князья-страстотерпцы Борис и Глеб Краткое Житие  Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в Святом Крещении – Роман и Давид) – первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира († 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев – Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести. Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным. Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Корнелий Римский. Послания В споре о падших защищал (вместе с Киприаном) позицию милосердия и прощения к тем, кто отрёкся во время гонений. Позиция христовой любви и смирения возобладала благодаря этому  святому Папе. Здесь приводятся его «Послание Киприану Карфагенскому» и «Послание Фабию, епископу Антиохийскому».   Послания Послание Киприану Карфагенскому Корнелий Киприану желает здравствовать. 1.  Насколько мы пребывали в тревоге и скорбели об этих исповедниках, которые, обмануты хитростью и коварством лукавого и состарившегося во лжи человека. были почти введены в заблуждение и отчуждены от Церкви, настолько мы были обрадованы и возблагодарили Бога всемогущего и Христа Господа нашего, когда они, осознав свое заблуждение и поняв коварство человека, подобного змию, исполненного яда лукавства, возвратились в простоте воли, как они сами сердечно сознаются, в Церковь, ия которой вышли. И до этого еще некоторые наши братья, испытанные в вере, любящие мир и стремящиеся к единству, сообщали нам уже о смятении одних и смягчении упорства других, хотя и не столь доказательно, чтобы мы так легко поверили в их чистосердечную перемену. Потом же исповедники Урбан и Сидоний сами пришли к нашим священникам и сказали, что исповедник и священник Максим хочет вместе с ними возвратиться в Церковь. Но так как многое вышло за их подписью, о чем ты знаешь от наших соепископов и из моих писем, то, чтобы не поверить им легкомысленно, мы сочли лучшим выслушать передававшееся ими через своих посланцев из их собственных уст и в их личном присутствии. Когда же они пришли, то были допрошены священниками о содеянном ими и о том, что совсем недавно от их имени рассылались всем Церквам письма, исполненные клеветы и злословия, которые взволновали почти все Церкви. Они утверждали, что были обмануты и не знали содержания этих писем и что только ложью были увлечены в раскол и стали причиной ереси, согласившись возложить руки на этого якобы епископа. Когда же за это и за другое, совершенное ими, они получили выговор, они стали молить о прощении и предании забвению их поступков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Полный годичный круг кратких поучений. Том III (июль – сентябрь) В третий том «Полного годичного круга кратких поучений», составленных протоиереем Григорием Дьяченко (1850-1903), вошли поучения на все праздники и дни особо чествуемых святых на каждый день с июля по сентябрь (включительно). Поучения в данном труде приводятся в честь того святого, который или наиболее прославляется Церковью (в церковных службах), или наиболее чествуется православными христианами, или же в честь того, который более известен церковной истории и составителям житий святых и посему может своей жизнью быть образцом благочестия или учителем той или другой христианской добродетели. Сравнительно небольшие по объему и доступные и убедительные по изложению проповеди можно рекомендовать любому православному христианину с целью указания, как правильно построить свою жизнь по евангельским заповедям. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Протоиерей Григорий Дьяченко Полный годичный круг кратких поучений. Том III (июль – сентябрь) © Издательство «Благовест» – текст, оформление, оригинал-макет, 2012 Месяц июль Первый день Свв. бессребреники Косма и Дамиан (О подражании им) Сегодня св. Церковь празднует память св. бессребреников Космы и Дамиана, пострадавших в Риме в 284 году. Они были родные братья и были воспитаны в христианском благочестии. Изучив врачебное искусство, они, при помощи благодати Божией, исцеляли всякие болезни. Помогая людям, они врачевали и животных. Добрые целители не брали ни с кого платы и награды за исцеление и потому прозваны были безмездными врачами или бессребрениками. Они требовали от исцеляемых только одного, – чтобы они веровали в Господа Иисуса Христа. Исцеляя больных в самом Риме и в окрестных городах, они многих обращали ко Христу. Подавая исцеление недужным, они помогали также бедным из своих имений, оставшихся им после родителей, питали голодных, одевали нагих, делали и другие дела милосердия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Псевдо-Климент. 2-е послание к коринфянам Авторитет Климента Римского побудил многих авторов подписывать его именем свои сочинения. «Второе послание к коринфянам» — примечательно своим учением о предсуществовании Церкви. На самом деле это не послание, а одна из первых дошедших до нас христианских гомилий (проповедей). Неизвестный автор «Второго послания к коринфянам» принадлежал по-видимому к обращенным из язычников. «Послание» довольно кратко разбирает учение о Троице, более подробно останавливается на христологии (подчеркивая Божество Христа; Искупление мыслиться в двух аспектах: как возведение от небытия к бытию и возведение от незн ания к знанию). Интересно учение о Церкви «Второго послания к коринфянам» Псевдо-Климента: своеобразное изложение идеи предсуществоания Церкви, с пространными рассуждениями о духовной Церкви, явившеяся в псоледнии дни «во плоти Христа». Как и вся раннехристианская литература «Второе послание к коринфянам» подчеркнуто эсхатологична (акцентируется антитеза «века сего» и «века будущего»). Все эти аспекты увязанны с аскетикой «Послания», с его призывом «блюсти чисоту плоти». «Плоть» вообще одна из центральных тем «Второго послания к коринфянам»: «Никто из вас не должен говорить, что эта плоть не будет судима и не воскреснет. Знайте: в чем вы спасены, в чем прозрели, если не во плоти? Поэтому вам должно хранить плоть, как храм Божий. Ибо как призваны во плоти, так и на суд придете во плоти же». Второе послание к Коринфянам Глава I Не должно думать низко о Христе и спасении нашем, Им совершенном. Братья! Об Иисусе Христе вы должны помышлять, как о Боге и судье живых и мертвых (Ин. 5, 22, 27; Деян. 10, 42; 17, 31; 2 Тим 4, 1), так как и о своем спасении мы не должны думать мало  ; ибо если мы мало думаем о Нем  , то и получить надеемся мало. И если мы слушаем об этом, как о чем–то малом, то мы грешим, не зная, откуда мы, кем и в какое достоинство призваны, и сколько Иисус Христос благоволил претерпеть за нас. Какое же дадим Ему вознаграждение или какой принесем плод достойный того, что Он даровал нам? Сколько священнейших преимуществ, которыми мы обязаны Ему? Он даровал нам свет; Он приветствовал нас как Отец детей; Он спас нас погибающих. Какую похвалу воздадим Ему или чем заплатим за то, что om Него получили мы, — мы, которые в слепоте ума кланялись камням и деревам, золоту, серебру и меди, изделиям человеческим, — мы, коих вся жизнь была не что иное, как смерть? Окруженные тьмою и имея такое помраченное зрение, мы по воле Его прозрели и отогнали облегавший нас туман. Ибо Он сжалился над нами, и по Своему милосердию спас нас, видя, что мы находимся в заблуждении и погибели, и что для нас не осталось никакой надежды ко спасению, кроме как от Него. Он призвал нас не сущих и воззвал от небытия к бытию  . Глава II Церковь, прежде неплодная, сделалась чрез призвание язычников весьма плодоносною.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010